Максима Исповедника . По мнению Ганса фон Бальтазара, уже « Григорий Нисский в некоторых отношениях полагает начало тому гностическому динамизму в византийской философии, логическим завершением которого был гнозис Достоевского, Соловьева и Бердяева» (Balthasar Н., von. Presence et penseë essai sur la philosophie religieuse de Gregoire de Nysse. Paris, 1988. P. 90). 63 Aland B. Gnosis und Christentum//The Rediscover) of Gnosticism: Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale New Haven, Connecticut, March 28–31, 1978/Ed. B. Layton. Vol. 1. Leiden, 1980. P. 348. 73 Idem., Delimitation of the Gnostic Phenomenon//Le origini dello Gnostdcismö Colloquio di Messina 13–18 Aprile 1966/Ed. U. Bianchi. Leiden, 1967. P. 92. 75 Aland В. Erwahlungstheologie… S. 150; Mebat A. «Vraie» et «fausse» gnose d’apres Clement d’Alexandrie//The Rediscovery of Gnosticism: Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale New Haven, Connecticut, March 28–31, 1978/Ed. B. Lavton. Vol. 1. Leiden, 1980. P. 429. 78 Haardt R. Gnosis und Freiheit. ‘Die Gnosis ist Freiheit’ (Evangelium nach Phillipus 132,10): Einige Bemerkungen zur Exposition des Problems//Ex Orbe Religionum: Studia Geo Widengren. Pars Prior. Leiden, 1972. S. 443. 90 Qnispel G. La Conception de l’homme dans la gnose valentdnienne//Eranos-Jahrbuch. 15, 1947. S. 250. 91 Pagels E. The Orthodox Against the Gnostics: Confrontation and Inferiority in Early Christianity//The Other Side of God: A Polarity in World Religion/Ed. Peter Berger. New-York, 1981. Pp. 71–72. 95 Например, у Иринея (Против ересей 1.5.4, 1.29.4, 1.30.6), у Ипполита (Опровержение всех ересей 6.33, 6.36.2), в текстах из Наг-Хаммади (II, 4.86.30, 94.22). 98 Lobr W. Basilides und seine Schulë Eine Studie zur Theologieund Kirch-engeschichte des zweiten Jahrhunderts. Tubingen, 1996. S. 76. 104 Aland В. Gnosis und Kirchenvater: Ihre Auseinandersetzung um die Interpretation des Evangeliums//Gnosis: Festschrift fiir Hans Jonas. Gottingen, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Тов Э. Текстология Ветхого Завета. Пер. с англ. К. Бурмистрова, Г. Ястребова. M., 2001. Трофимова M. К. Историко-философские проблемы гностицизма. M., 1979. Штернов H. Тертуллиан , пресвитер карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности его. Курск, 1889. Щеглов Н. Апологетик Тертуллиана . Киев, 1888. Aland В. Gnosis und Philosophia//Proceedings of the International Colloquium on Gnosticism, Stockholm, 1973. Leiden, 1977. S. 34–73. Alt K. Philosophie gegen Gnosis. Plotins Polemik in seiner Schrift II9. Stuttgart, 1990. Alus A., de’. Tertullien helleniste//Revue des études grecques. 1937. T. 50. P. 329–362. Andresen C. Die Kirchen der alten Christenheit. Stuttgart, 1971. Angus S. The religious quest of the Graeco-Roman world: A study in the historical background of early Christianity. New York, 1929. Armstrong A. H. Hellenic and Christian studies. London, 1990. Ayers R. H. Language, logic, and reason in the Church Fathers: a study of Tertullian, Augustine, and Aquinas//Altertumswissenschaft­liche Texte und Studien. 1979. Bd. 6. Bardy G. La vie spirituelle d’apres les Peres des trois premiers siecles. Paris, 1935. Barnes T. D. Tertullian the antiquarian//Studia patristica. 1976. Vol. 14. P. 3–20. Barnes T. D. Tertullian: a historical and literary study. 2 nd ed. Oxford, 1985. Barton I. M. Africa in Roman Empire. Accra, 1972. Baur F. Ch. Die christliche Gnosis oder die christliche Religions­philosophie in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Darmstadt, 1967. Becker C. Tertullians Apologeticum. Werden und Leistung. Mün­chen, 1954. Bianchi U. Ä propos de quelques discussions recentes sur la terminologie, la definition et la methode de l’etude du Gnosticism//Proceedings of the International Colloquium on Gnosticism, Stockholm, 1973. Leiden, 1977. P. 16–26. BöhligA. Gnosis und Synkretismus. Teil I–II. Tübingen, 1989. Borleffs J. W. Ph. De Tertulliano et Minucio Felice. Groningae, 1926. Bousset W. Hauptprobleme der Gnosis. Göttingen, 1907. Braun R. «Deus Christianorum». Recherches sur le vocabulaire doctrinal de Tertullien. Paris, 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

39 Образ Сифа играет большую роль в текстах из Наг Хаммади; исследователи предполагают, что примерно ок. 11 сочинений относятся к «сифианскому» ответвлению гностицизма. См.: K.-W. Tröger, Zum gegenwärtigen Stand der Gnosis und Nag Hammadi Forschung. Altes Testament-Frühjudentum-Gnosis. Neue Studien zu «Gnosis und Bibel» hrsg. von Karl-Wolfgang Tröger. Berlin 1980, S. 22–23. (A. C.). 40 См. наши наблюдения над историософией гностиков: А. И. Сидоров, Гностическая философия истории (каиниты, сифиане и архонтики у Епифания). Палестинский Сборник. Вып. 29 (92). Л. 1987, с. 41–56. Здесь, в частности, отмечается связь этой историософии с гностической антропологией, суть которой состоит в том, что человек представляется в качестве «безликой части духовного универсума». (А. С.). 41 В новейшее время вопрос об иудейских истоках гностицизма достаточно оживленно дискутируется в специальной литературе, причем мнения исследователей часто расходятся в диаметральных направлениях. Одни, как, например, Г. Киспел, считают, что гностицизм и христианство обладают «историческим сродством», развившись оба на «иудейской почве». См.: G. Quispel, Gnostic Studies. Leiden 1974, p. 196–212. Другие, как, например, В. Ван Унник, полагают, что истоки гностицизма вряд ли следует искать в иудаизме. См.: W. С. Van Unnik, Gnosis und Judentum. Gnosis. Festschrift für Hans jonas. Göttingen 1978, S. 65–86. На наш взгляд, поскольку гностицизм представляет собой явление в высшей степени синкретическое, ставить вопрос о едином (или главном) истоке его вряд ли возможно. Однако несомненно, что течения «иудейского мистицизма» (как бы «протокаббалистического толка») сыграли определенную роль в формировании некоторых гностических сект и, в частности, офитов. (А. С.). 42 См. нашу статью, где выясняется философский аспект учения Василида в изложении Ипполита: А. И. Сидоров, Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту). Религии мира. История и современность. Ежегодник 1982. М. 1982, с. 159–183. (А. С.). 43 В древнее время знали только семь планет, но предполагали, что сверх космоса существует нечто высшее, и этому высшему усвояли название огдоады.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Предложенное толкование представляется более обоснованным, чем догадка Атриджа и Макрея (основывающаяся на Adv . Haer . 1.8.4 Иринея), что «потерянная овца [это] символ падшей Софии» ( NHS 23, 82). Вчитывание в EV позднейшей валентинианской мифологии не способствует пониманию мысли автора. Haardt R . Gnosis und Freiheit. ‘Die Gnosis ist Freiheit " (Evangelium nach Phillipus 132, 10): Einige Bemerkungen zur Exposition des Problems//Ex Orbe Religionum: Studia Geo Widengren. Pars Prior. Leiden: Brill, 1972. S. 440-8, 443. Ср. Aland В . Gnosis und Kirchenväter: Ihre Auseinandersetzung um die Interpretation des Evangeliums//Gnosis: Festschrift für Hans Jonas. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1978. S. 158-215, 205-7. Ириней, похоже, был первым, кто использовал понятие свободного выбора (ατεξoσιov) в антигностической полемике. (Ср . Meijering E.P. Irenaeus " Relation to Philosophy in the Light of his Concept of Free Will//God Being History: Studies in Patristic Philosophy. Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1975. P. 19-30, 23). Юстин Мученик еще пользуется этим понятием только в полемике со стоическим фатализмом (он же. 2 Apol . 7.4-5). Субстантивированное прилагательное γvωστικς у Климента впервые встречается в Paed . 1.31.2, где оно иронически воспроизводит то, что, вероятно, было само названием его (иначе никак не названных) оппонентов; в том же значении это слово употреблено далее в 1.52.2. Кроме этого, оно встречается в «Педагоге» только в 1.35.1, где, однако, указывает на совершенного христианина. В «Увещевании» Климент впрямую упоминает крещение лишь кратко и предварительно: к купели, к спасению, к свету призывает (там же, 94.2); возьмите же воду разумения (там же, 99.3); «свиньи же радуются грязи больше, чем чистой воде» (там же, 92.4; Heraclitus, Fr. 36 по изд. Марковича). Антония Влосок ( Wlosok А . Laktanz und die philosophische Gnosis: Untersuchungen zu Geschichte und Terminologie der gnostischen Erlösungsvorstellung. Heidelberg: Universitätsverlag, 1960. S. 154) высказала предположение, что Климент и в «Увещевании» имеет в виду крещение всякий раз, когда говорит либо о мистерии-инициации (как, напр., в Protr . 120.1, где, как утверждает Влосок, «под актом посвящения имеется в виду таинство крещения, которое Климент часто обозначает как " сфрагис " (печать) или " фотисма " (свет)»), либо о пробуждении (γερεσθαι; слово, означающее также восстание из мертвых), как в Protr . 80.2/84.2:

http://bogoslov.ru/article/930005

Malone E., The Monk and Martyr, in Studia Anselmiana 38 (1956) 201–228. Malone E., The Monk and the Martyr, Washington 1950. Pellegrino E., La spiritualità del martirio. Il Martire e Cristo, Torino 1957. Ranke-Heinemann U., Das frühe Mönchtum. Seine Motive nach Selbstzeugnissen, Essen 1964. Rordorf W. – Solignac A., Martyre, DS 10 (1980) 718–737. Viller M. – Rahner K., Aszese und Mystik in der Väterzeit, Freiburg im Br. 1939, cc. 29–40. Viller M., La spiritualité des premiers siècles chrétiens, Paris 1930, cc. 15–24. Viller M., Martyre et perfection, RAM 6 (1925) 3–25, 105–142. Гнозис Bouyer L., Gnosis. Le sens orthodoxe de l’expression jusqu’aux Pères alexandrins, JTS (новая серия) 4 (1953) 188–203. Bultmann R., Γγνοσκω, in Kittel 2 (1966) 461–542. Camelot C. Th., Foi et Gnose. Introduction à l " étude de la connaissance mystique chez Clément d " Alexandrie, Paris 1945. Camelot C. Th., Gnose chrétienne, DS 6 (1967) 509–523. Colpe C. – Haenchen E. – Kretschmar G., Gnosis, in Die Religion in Geschichte der Gegenwart, Tübingen 1958, 1648–1661. Cornelis Г., Le gnosticisme, DS 6 (1967) 523–541. Crouzel H., Le «vrai gnostique» de Clément d’Alexandrie d " après W. Völker, RAM 31 (1955) 77–83. Crouzel H., Origène et la « connaissance mystique», Bruges-Paris 1961. Grant R. M., Gnosticism and Early Christianity, London 1959. Lampe G. W. H., A patristic Greek Lexicon, вып. 2, Oxford 1962, 315: γιγνσκω; 318–320: γνσις-γνωστσ. Lemaître J. – Roques R. – Viller M., Contemplation: Etude de vocabulaire, DS 2 (1953) 1762–1787. Rahner K., Gnosis, LThK 4 (1960) 1019–1021. Simonetti M., Testi gnostici cristiani, Bari 1970. Steely J. E., Gnosis. The Doctrine of Christian Perfection in Writings of Clemens of Alexandria, Louisville 1954. Völker W., Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus, TU 57. Wagner R., Die Gnosis von Alexandria. Eine Frage des frühen Christentums an die Gegenwart, Stuttgart 1968. Христианская антропология Biedermann A. Η. M., Das Menschenbild bei Symeon dem Jüngeren, dem Theologen (949–1022), in Das östliche Christentum, 9, Würzburg 1949.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

325–345. Oxford, 2006. В то же время отмечается и влияние св. Иринея на св. Афанасия Александрийского (см.: Anatolios К. Athanasius: The Coherence of his Thought. London, New-York, 1998. P 25). 52 " Διδσκαλοι и πρεσβτεροι в александрийском христианстве II в… отвечали за все формы религиозного образования, от огласительного наставления до высокого богословия. Они были, однако, не церковными чинами, а мирянами. Они были твердо убеждены не только в своей принадлежности апостольской традиции, но и в своем пребывании в том же Духе, Который руководил апостолами. Это были действительно харизматические διδσκαλοι, а не держатели академических кафедр в какой-то школе с утвержденной программой. Все эти люди могли разделять некоторые типично александрийские взгляды, как, например, тот, что Священное Писание имеет более глубокий, мистический смысл, открываемый лишь методом аллегорической интерпретации. Существовала непрерывная традиция, которая передавалась внутри этой школы от Пантена до Дидима Слепца » (Quispel G. The Original Message of Valentinus the Gnostic//Vigiliae Christianae. 50, 1996. P. 342, пер. B. P. Рокитянского). 53 Реферат по книге: Choufnne A. Gnosis, Theophany, Theosis: Studies In Clement Of Alexandrias Appropriation Of His Background. New-York, 2002. (Patristic Studies 5). 56 Overbeck F. LJber die Anfange der patristischen Literatur. Basel: Benno Schwabe, n. d. S. 52. 58 Baur F. Der christliche Gnosis: oder, Die christliche Religionsphilosophie in ihrer geschichtliche Entwicklung. Tubingen, 1835. 59 Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston, 1958. 61 См. особенно: Aland B. Erwahlungstheologie und Menschenklassen-lehrë Die Theologie des Herakleon als Schlussel zum Verstandnis der Christ-lichen Gnosis?//Gnosis and Gnosticism: Papers read at the Seventh International Conference on Patristic Studies (Oxford, September 8th-13, h, 1975)/Ed. M. Krause. Leiden, 1977. S. 148–181 (и др. работы). 62 Принято говорить об «истинном гностицизме» Климента и о том, что оно получило дальнейшее развитие у св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

J. D. Turner, A. McGuire. Leiden, 1997. P. 138-153; Koschorke K. Die Polemik der Gnostiker gegen das kirchliche Christentum. Leiden, 1978; idem. Eine neugefundene gnostische Gemeindeordnung: Zum Thema Geist und Amt im frühen Christentum//ZTK. 1979. Bd. 76. S. 30-60; Tardieu M. Le Congrès de Yale sur le gnosticisme (28-31 mars 1978)//REAug. 1978. Vol. 24. P. 188-209; idem. Écrits gnostiques: Codex de Berlin. P., 1984; Трофимова М. К. Историко-филос. вопросы гностицизма: (Наг Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). М., 1979; она же. Гностические апокрифы из Наг Хаммади/Вступ. ст., коммент., пер. и примеч. М. К. Трофимовой//Апокрифы древних христиан: Исслед., тексты, коммент. М., 1989. С. 162-334; Tröger K.-W. Gnosis und Judentum//Altes Testament - Frühjudentum - Gnosis: Neue Studien zu «Gnosis und Bibel». Gütersloh, 1980. S. 155-168; Turner J. D. The Gnostic Threefold Path to Enlightment: The Ascent of Mind and the Descent of Wisdom//NTIQ. 1980. Vol. 22. N 4. P. 325-351; idem. Typologies of the Sethian Gnostic Treatises from Nag Hammadi//Les textes de Nag Hammadi et le probleme de leur classification/Éd. L. Painchard, A. Pasquies. Louvain, 1995. P. 169-217; idem. Sethian Gnosticism: A Revised Literary History//Actes du VIIIe congrès intern. d " études coptes, Paris, 28 juin - 3 juillet 2004/Éd. N. Bosson, A. Boud " hors. Leuven, 2007. Vol. 2. P. 899-908; Logan A. H. B. The Epistle of Eugnostos and Valentinianism//Gnosis and Gnosticism/Ed. M. Krause. Leiden, 1981. P. 66-75; idem. The Gnostics: Identifying an Early Christian Cult. L.; N. Y., 2006; Painchaud L. La polémique anti-ecclésiale et l " exégèse de la passion dans le «Deuxième Traité du Grand Seth» (NH VII 2)//Colloque intern. sur les textes de Nag Hammadi/Éd. B. Barc. Québec; Louvain, 1981. P. 340-351; Abramowski L. Nag Hammadi 8, 1 «Zostrianus», das Anonymum Brucianum, Plotin Enn. 2. 9 (33)//Platonismus und Christentum: FS für H. Dörrie/Hrsg. H.-D. Blume, Fr. Mann. Münster, 1983. S. 1-10; Stroumsa G. A. G. Another Seed: Studies in Gnostic Mythology.

http://pravenc.ru/text/2564598.html

Должно быть: «Versuch über den Ursprung des Gnosticismus“; написана эта статья в 1831 г., помещена при издании сочинения. Т.А. Möhler’s в 1-м томе, см. «Gesammelte Schriften und Aufsätze. Erster Band. Regensburg. 1839. ss. 403–435. Разсуждениям Мёлера о гностицизме уделяет много внимания Неандер (Allgemeine Geschichte. В. II. 1843, s. 634) и особенно Баур (Die christliche Gnosis. ss. 74–84).– Основные оригинальные положения Мёлера в подлинном тексте читаются «die Gnosis aus dem Christentume ganz unmittelbar und directe hervorgegangen sei, und zwar aus einem practischen Drange, so dass sie erst im Verlaufe ihrer Geschichte eine speculative Richtung angenommen habe... Nach einer lange währenden, tiefen Versunkenheit in die Aussenwelt und irdisches Streben wurde der Geist durch das Christenthum wieder nach Innen gewendet, und auf eine so mächtige, man möchte sagen, gewaltsame Weise“... (s. 406–407). Das schmerzhaft erregte, tief verletzte Gefühl, der unheimliche Drang, die weltverachtende Empfindung rang nur noch nach einem Worte, das die dunkle Geistesbewegung aussprach und indem sie ihr einen Namen gab, zum Bewusst sein brachte; es lautete: die sichtbare äussere Welt ist das Böse selbst und ihr Stoff nicht von Gott, Geist und Körper sind sich absolut entgegengesetz (408)... Es entwickelte sich aus einem eigenthümlichen practischen Interesse eine eingenthümliche Speculation... Bei diesem Versuche nun, die Verirrungen des Gefuhlslebens speculativ zu begründen, also in dem zweiten Momente der Entwicklungs Geschichte der Gnosis, geschah es, dass Alles, was sich Brauchbares für diesen Zweck in ältern Philosophemen, Theosophien und Mythologien vorfand, bestens verwendet wurde, woraus denn auch so auffalende Analogien der Gnosis mit zoroastrischen, cabbalistischen platonischen u.a. Theologumenen hervorgingen“ (410–411). Примеч. 2458. Подтверждением вывода Вернера, что до Иринея послания ап. Павла еще не включались в общий канон церкви – могут служить некоторые данные из актов Сцилитанских мучеников, потерпевших смерть летом 180 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Gnostic Scriptures. Garden City, NY: Doubleday, 1987. P. 417), может, впрочем, создать ложное впечатление о его позиции, не столь двусмысленно сформулированной в его статье 1989 г.; там он объясняет, почему «современные историки обычно неправильно называют Василида " гностиком " (и тем самым игнорируют)»: «Это всего лишь современный, несколько более утонченный, вариант давней склонности христианской доксографии к сокрытию исторической правды, основанный в данном случае на умышленно неверном прочтении древнего названия Иринеевой Adversus haereses («Обличение и опровержение лжеименного знания»), с тем чтобы все содержание этого трактата представить как примеры " гностицизма " » ( Layton . Significance... P. 149, прим. 17). Langerbeck H. Aufsätze zur Gnosis. Ed. H. Dörries. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1967 ( большая часть этих работ была впервые опубликована посмертно); M ü hlenberg E . Wirklichkeitserfahrung und Theologie bei dem Gnostiker Basilides//Kerygma und Dogma. 18. 1972. S. 181-75; Aland B. Erwählungstheologie und Menschenklassenlehre: Die Theologie des Herakleon als Schlüssel zum Verständnis der Christlichen Gnosis?//Gnosis and Gnosticism: Papers read at the Seventh International Conference on Patristic Studies (Oxford, September 8 th -13 th , 1975). Ed. M.Krause. Leiden: Brill, 1977. P. 148-81 (если ограничиться упоминанием лишь одной из ее работ на эту тему); Markschies Chr . Valentinus Gnosticus? Untersuchungen zur valentinianischen Gnosis mit einem Kommentar zu den Fragmenten Valentins. Tübingen: Mohr/Siebeck, 1992; Löhr W. Basilides und seine Schule: Eine Studie zur Theologie- und Kirchengeschichte des zweiten Jahrhunderts. Tübingen: Mohr/Siebeck, 1996. В наиболее развернутом виде эта идея была, насколько мне известно, сформулирована в Мессинском документе, который можно назвать первым официальным изложением гностического учения:         «В отношении концепции, которая часто упоминается при обсуждении гностицизма, а именно " дуализма " , предлагается закрепить термин " дуализм " за учениями [или мифами], предполагающими " дихотомию " [т.е.

http://bogoslov.ru/article/899060

Η. Н. Глубоковского . Блаж. Феодорит т. II, стр. 339 и дал. 97 Joannes Kunze, De historiae gnosticicmi fonitibus novae quaestiones criticae. Lipsiae. MDCCCXCIV (1894), p. 1–18. 101 Massuet. Dissertationes praeviae in lrenaei libros. Dissertatio (prior) de haereticis, quos libro primo recenses Irenaeus eorumque actibus, scriptis et doctrina. Paris. 1712. 102 Moshemius. Institutio historiae christianae. Helmstadt. 1730. De rebus christianis commentarii. 1758. 103 Aug. Neander Genetische Enlwickelung der vornemsten gnostischen Systeme. Berlin. 1818. Derselbe. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. II Band. Hamburg. 1843. SS. 632... 108 Lipsius. Gnosticismus. J.S. Ersch und J.G. Gruber. Allgemeine Encyklopädie der Wissenschaften und Künste. Erste Section. A-G. Leipzig. 1860, ss. 223–305. 112 Имеем в виду Гаккеншмида, Вайнгартена, Кофмана и др., см. о них ниже, гл. 2, раздел «Сущность гностицизма», п. 26. 113 См. А. Dieterich. Abrachas. Studien zur Religionsgeschichte des spätern Altertums. Leipzig 1891.– W. Brand. Die Mandaische Religion. Leipzig. 1889. R. Reitzenstein. Poimondres Studien zur griechich-ägyptischen und frühchristlichen Literatur. Leipzig. 1904. Derselbe. Zwei religionsgeschichtliche Fragen. Strassburg. 1901 и др. См. ниже, гл. 2, раздел «Языческий гносис». 114 W. Bousset. Hauptprobleme der Gnosis. Göttingen. 1907 и Pauly’s Real Encyklopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung, begründet von G. Wissowa. Stuttgart. 1910, 98. art Gnosis, ss. 1503. Und – Gnostiker – ss. 1534. См. особ, ss. 1507... 115 Handbuch der Klassischen Altertums-Wissenschaft... herausgegeben von Dr. Iwau von Müller. В. V. Abt. 2. Griechische Mythologie und Religionsgeschichte von Dr. O. Gruppe. В. II. München. 1906. 118 W. Köhler. Religionsgeschichtliehte Volksbücher. IV. Reihe. 16 Heft. Die Gnosis. Tübingen. 1911. 124 Die Keilinschriften und das Alte Testament vou Eb. Schrader. Dritte Auflage, neu bearbeitet von Dr. H. Zimmern und Dr. H. Winkler. Berlin. 1903. I. Geschichte und Geographie von Hugo Winckler. s. 1, 5 13, 121–123. II. Religion und Sprache von Henrich Zimmerm. ss. 349–351; 361–362; 367–374; 615; 619–624. 125 W. Schultz. Dokumente der Gnosis. Jena. 1910. К сожалению, В. Шульц дает документы лишь в немецком переводе и без указания сведений и цитат, откуда они заимствованы. 126 Reitzenstein. Zwei hellenistische Hymnen (Archiv für Religionswiesenschaft. Bd. VIII) и др. его сочинения – см. примеч. 113. Читать далее Источник: Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним/М.Э. Поснов, эк.-орд. проф. Киев. духов. акад. и прив.-доц. Ун-та св. Владимира. - Киев : тип. АО " Петр Барский в Киеве " , 1917. - LVI с., 825, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010