Мандеи (это название, возможно, происходит от арамейского manda — «знание», то же, что и греч. gnosis — «гностики») — одна из сохранившихся до наших дней гностических религий. Члены общины считают себя учениками Иоанна Предтечи. Последователи этого течения проживают на территории Ирака, Ирана и некоторых других стран. На лекции речь будет идти об идеологии, языке и о жизни общины, о ее месте в духовной жизни Южного Ирака. Лектор: Алексей Игоревич Янковский-Дьяконов, научный сотрудник отдела Древнего Востока Института восточных рукописей РАН, со-руководитель российско-иракской комплексной экспедиции, руководитель проектов в Фонде поддержки культуры, искусства и образования «Александр» Материалы: ________________________ Создание информационных материалов стало возможным благодаря Фонду президентских грантов. Проект «Восток свыше». Изучение и продвижение христианской культуры Востока (20-2-020800)       Written by admin - 03.02.2021 - 1170 Views Будущие мероприятия Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени. Наши проекты: Новости Проект реализуется на средства Президентского гранта заявки: 17-1-003764).

http://texts.aquaviva.ru/manda/

Еще образчик сектантства – николаиты. «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» ( Откр. 2, 6 ). «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» ( Откр. 2, 15–16 ). Некоторые древние христиане полагали, что это символическое название, в буквальном смысле соответствующее Валааму и означающее всех подобных ему лжеучителей, увлекающих к идолопоклонству и нечистоте. В Новом Завете упомянуты псевдохристианские лжеучители, тоже сектанты. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» ( 2Пет. 2, 1–2 .). Одним из источников сектантства является суемудрие, в частности гностицизм (от греч. γνση, лат. gnosisзнание). «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт. 3, 4–6 .). Апостол Павел предупреждает об опасности слепого влечения к знаниям. «Мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» ( 1Кор. 8, 1 ). Благодаря погоне за суемудрием через воздействие «тайных познаний» нарушается единство разума и сердца, мировоззрения и бытия. Бог предлагает людям светлый мир, а они ищут суетный мир и оправдывают себя этим. «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал. 5, 4 ). 1.3.4. Христианские святые о «родословии» сектантов Настоящий раздел написан на основе материалов Н.М. Михайловой. О зарождении псевдохристианских религий, сект и тайных обществ рассказано в трудах христианских святых. Уже во II веке после Р.Х. святой мученик Ириней Лионский опубликовал свои знаменитые «Пять книг против ересей».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Lpz., 1937. (TU; 48/3); Курцикидзе Ц. Грузинские версии апокрифических деяний апостолов по рукописям IX-XI вв. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.). Hildesheim, 1959r. Bd. 1-2; Junod E., Kaestli J.-D. Acta Iohannis. Turnhout, 1983. (CCSA; 1-2); Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов. М., 1997; послания: Aubertin C. Étude critique sur les rapports supposés entre Sénèque et St. Paul. P., 1875; Harnack A. Apocrypha IV: Die apokryphen Briefe des Paulus an die Laodicener und Korinther. B., 19312. S. 6-23; Barlow C. N. Epistolae Senecae ad Paulem et Pauli ad Senecam quae vocantur. R., 1938; Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре - раннесирийский литературный памятник. М., 1984; апокалипсисы: Gebhardt O. L. Das Evangelium und die Apokalypse des Petrus. Lpz., 1893; Ricciotti G. Apocalypses Pauli Syriace//Orientalia. 1933. Vol. 2. P. 1-24, 120-149. Лит.: CANT (изд., библиогр.); Amann E. Apocryphes du Nouveau Testament//DBS. Vol. 1. P. 354-460; Harnack. Geschichte. Bd. 1; Kaestli J.-D. L " utilisation des actes apocryphes des apôtres dans le manichéisme//Gnosis and Gnosticism/Ed. M. Krause . Leiden, 1977. P. 107-116; Koester M. Apocryphal and Canonical Gospels//HarvTR. 1990. Vol. 73. P. 105-130; Mara M. G. Apocrypha//EEC. Vol. 1. P. 56-58. В слав. и рус. письменности (далее А.). А. в. и А. н., сохранившиеся в слав. списках XI-XIX вв., составляют часть общехрист. апокрифической традиции. Число текстов, свойственных исключительно слав. письменности либо созданных в слав. странах, относительно невелико, подавляющее большинство их составляют переводы, по большей части с греч., реже с лат., древнеевр. и сир. языков. В славяно-рус. рукописной традиции один и тот же А. часто имеет разные названия. В кирилло-мефодиевский (см. Кирилл (Константин) Философ , Мефодий ) период развития церковнослав. лит-ры А. как самостоятельные тексты, вероятно, не переводились, нет данных, позволяющих связывать выполнение их переводов с деятельностью ближайших учеников святых Кирилла и Мефодия, работавших в Болгарии в кон.

http://pravenc.ru/text/75608.html

133 . Veilleux A. Monasticism and gnosis in Egypt//The roots of Egyptian Christianity/Ed. Pearson B. A., Goehring J. E. Philadelphia 1986. 271–306. 134 . Vergote J. L’Égypte berceau du monachisme chrétien//Chronique d’Égypte. 1942. 17. 329–345. 135 . Vogüé A. de. L’Anecdote Pachômienne du «Vaticanus Graecus» 2091. Son origine et ses sources//Revue d’histoire de la spiritualité. 1973. 49. 401–419. 136 . Vogüé A. de. L’influence du monachisme des Kellia en Occident//The Spirituality of Ancient Monasticism: Acts of the International Colloquium 4 .67). 163–181. 137 . Wipszycka E. Le monachisme égyptien et les villes//TM 1994. 12. 1–44. Палестинское монашество 22 Большое число публ. и иссл-ний на рус. яз. о палестинском монашестве – в периодич. изданиях: «Правосл. Палестинский сборник» и «Сообщения Имп. Правосл. Палестинского Общества». В «Сообщениях» публиковалась также текущая библиография рус. и иностр. книг (с указанием рецензий) и журн. статей, касающихся Палестины. Указатель статей в «Сообщениях» за 1882–1900 см.: Сообщения. 1900. 11–12. 747–765. 138 . Палестинский патерик СПб. 1 (1893) – 18 (1900)/Изд. Помяловский И. В. (Роспись содержания выпусков 1–11: Систематический каталог б-ки Императ. Правосл. Палестинского Общества СПб. 1907. 1. 279; роспись 12–18: Там же. Дополнение к 1 и 2 тт. СПб. 1913. 53). [Объем всех вып. ок 1000 с.]. 139 . Преп. Савва Освященный. Правила общежития, данные преемнику авве Мелетию//Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев 1890. 171–193. [Греч. текст с пер. и коммент. изд. по рук. Син. 1096.]. 140 . Сладкопевцев П. Древние Палестинские обители и прославившие их св. подвижники. СПб. 1 (1895) – 4 (1896). 1: Обители четвертого века. 189; 2–3: Обители пятого века. 188; 188; 4: Обители шестого и седьмого веков. 268. 141 . Феодосий (Олтаржевский), архим. Палестинское монашество в IV-VI вв. Киев 1899. XXIV, 312. Попов К. , Розова А.//ТКДА 1900. Протоколы совещаний. 37–44. 142 . Феофан [Затворник], еп. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного, что близ Иерусалима. [Взят из 2-го выпуска писем о христианской жизни, где он составляет прибавление к ним]. М. 1891. 167. 2 М. 1907. 1908. 6 (июнь). 174–175. под заголовком: Палестинский патерик. Житие преп. Саввы Освященного. СТСЛ 1996. 272. М. 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

714 Προυνικς относится у Оригена к тому же существу, к какому прилагается и имя Пαρθνος. Κατ Κλσου VI, 34: »...κα Προυνικο τνος ουσα δναμιιν παρθνου“. Origenes Werke. В. II. s. 103. По филологии слова и по описанию Епифания (ер. XXV, 4; ср. XXXVII, 3) – это было развратное существо. 718 У св. Иринея XXX, 1. In virtute Bythi; у Феодорита I, 14 – domictlium in Bytho habere (affirmantes); греч. ν Βυθ τν oκησινv χειν (διαβεβσιουμενο). 721 Производство имени Jaldabaoth со стороны исследователей весьма различно. Петавий производит от – «matrix partum ac propagatrix vis» (мать отцов и производительная сила), Беллерман – от , υος τς Βυθ, сын бездны, глубины. У C. Schmidt " a. Texte und Hunters. VIII, 1–2, S. 559. Гарвей предполагает такой состав слова , dominuc deus patrum. У Lipsius " a Z. f. w. T. 1863. IV, . 447. Гизелер (Gieseler. Lehrbuch der Kirchengeschichte. B. I, S. 189. αλδαβα, вероятно , сын Хаоса), Маттер (Matter. Histoire. T. V, p. 139, 1), Гёниг (Hönig. Die Ophiten. S. 7) производят , сын хаоса, и говорят, что Ялдаваоф, как сын Софии, означал хаотический элемент в ее натуре, он должен быль стать аналогичными материи, образовать которую он призван (Маттер); Ялдаваоф – это олицетворение материального мира, которому противоположен и совершенно безучастен высочайший бог (Γётиннг). – Другие исследователи находят неправильным такое производство имени Ялдаваоф. Ибо Ориген ясно говорит, Κατ Κλσου, VI, 32: «π μν μαγεας τν αλδαβαθ κα τν σταθαιν κα τν ραον»... т.е. что имя Ялдаваоф с двумя другими взяты «из магии». И действительно в папирусных свитках находят аналогичные имена. См. Anz. Zur Frage. S. 6, anm. 5. Bousset. Die Hauptprobleme. SS. 10–11, 351... 722 Имена архонтов одни – большинство – считают еврейскими именами. См. напр. Lipsius. Zeitschrift f. w. Theologie. 1863, IV, SS. 446–448. На такое производство некоторых имен, по видимому, уполномачивает Ориген , Κατ Κλσου–VI, 32: « π δ τν βραων γρατν τν αω... Σαβαυ κα τν δωναον κα τν λωαον. Origenes Werke. B. II. р. 105. Другие – относят их к вавилонским планетным богам (Bousset. Die Hauptprobleme der Gnosis. S. 10–11, стр. 351. Anz, Zur Frage. S. 6–7; Matter. Histoire. Т. II, р. 140–141 считает их сирийскими и еврейскими. Р. Вювш (R. Wünsch. Sethianische Verfluchungstafeln aus Rom. Leipzig. 1898. S. 77–78, anm. 2) – египетскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Lubac H. de, Histoire et Esprit. L’intelligence de l’Écriture d’après Origène, Paris 1950; итал. пер. Storia е Spirito, Roma 1971. Кастольский Д., О домашнем употреблении Слова Божия у христиан первых веков, Душеполезное чтение 17 (1876) И, сс. 320–350, 412–443. Предание Церкви Congar Y., La tradition et les traditions, 2 voll., Paris 1960–1963. Geiselmann J. R., Die Heilige Schrift und die Tradition, Freiburg 1962. Geiselmann J. R., Tradition, EF 4 (1967) 337–347 (библиогр.). Hanson R. С. С., Origen’s Doctrine of Tradition, London 1954. Lossky V., A l’image et à la ressemblance de Dieu, Paris 1967, гл. 8, cc. 139–166: La tradition et les traditions. Mantzarides G. I., Традиция и новизна в богословии Григория Паламы (на греч. яз.) Фессалоники, 1974. Pieper J., Ueber den Begriff der Tradition, Köln 1958. Иудео-христианский мир Daniélou J., Etudes d’exégèse judéo-chrétienne, Paris 1966. Daniélou J., Théologie du judéo-christianisme, in Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée, vol. I, Tournai 1958; итал. пер. Bologna 1969. Judéo-christianisme. Recherches historiques offertes en hommage au card. J. Daniélou, RSR 60 (1972) 1–320. Le Déaut R. – Jaubert A. – Hruby K., Judaïsme, DS 8 (1974) 1487–1564. Schoeps H. J., Urgemeinde, Judenchristentum, Gnosis, Tübingen 1956. Эллинизм Проблема связей между эллинизмом и христианством рассматривалась с различных точек зрения (см. список работ, посвященных рассмотрению отношений между эллинизмом и христианством в кн.: М. Spanneut, Le stoïcisme.., сс. 55 слл.); работы, раскрывающие преемство традиции в христианском эллинизме, там же, с. 57, прим. 9; история развития догматического учения и святоотеческой мысли нередко обращаются к философии святых отцов, см. там же, сс. 60 слл. Множество других исследований отдают предпочтение вероучительным или философским особенностям наследия того или иного автора. Ниже предлагается список некоторых работ, представляющий общий интерес. Arnou R., Platonisme des Pères, DThC 12, 2 (1935) 2258–2395.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

1525 Именно истории как периода рабства человека греху и ослепления избранного народа. Так у кумранитов: «И перечень их сроков слепоты Израиля ко всему этому – ведь он точно разъяснен в Книге разделов времен по их юбилеям и в их седмицах» (CD XVI. 2–3). «И юбилеи прекратятся, когда Израиль очистится от всякого блуда, и вины, и нечистоты, и осквернения, и греха, и злодеяния, и спокойно будет жить во всей стране, и против него не восстанет более ни сатана, ни какой-либо ненавистник, и земля будет с тех пор чистою всегда» (Юб L). 1526 «И он [т.е. Адам] жил на семьдесят лет меньше тысячи лет, ибо тысяча лет как один день по небесному свидетельству. Ради сего о древе познания написано: «В день, когда вы вкусите от него, вы умрете». Посему он не окончил годы этого дня, но умер в этот день» (Юб IV). 1527 Browne H. Ordo saeculorum: A Treatise on the Cronology of the Holy Scriptures. London, 1844. P. 339. 1529 Цит. по: Сантала Р. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. СПб., 1995. С. 89. 1531 Елизарова М.М. Проблема календаря терапевтов//Палестинский сборник. 1978. Вып. 15. М.; Л., 1966. С. 113–115. 1532 Смирнов А., прот. Книга Еноха: историко-критическое исследование//Православный собеседник. 1888. Т. 3. С. 458–459. 1534 О намечавшихся до нашей эры контурах будущих гностических систем см. в статье: Hänchen E. Gab es eine vorchristliche Gnosis?//Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1952. XLIX. S. 316–349. 1538 Следуем слав. пер. с греч. κατ πρθεσιν τν ανων. Ср. слово πρθσμιος 1539 В западной науке считается, что Послание Варнавы написано в утешение христианам из евреев после восстания Бар Кохбы, когда римляне преследовали всех евреев (см.: Flesseman-van Leer E. Tradition and Scripture in the Early Church. Assen, 1954. P. 49). О датировке и авторстве Послания см. тж.: Православная энциклопедия. Т. VI. С. 658–662. Все аргументы, приведенные там, однако, не представляются нам состоятельными. Так, датировка основывается на фразе: «За то, что они [т.е. иудеи] постоянно воюют, храм их разрушен врагами, и теперь подданные их врагов восстановят его» (16.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

5 Butler " " s Lives of the Saints. New full ed. Turnbridge Wells, Kent; Collegeville, Minn; Burns & Oaters. Liturgical Press, 1995 – 2000 (Cf. 11 February). 7 Cf. W. Lackner. Zur profanen Bildung des Evagrios Pontikos Festschrift H. Gerstinger. Graz, 1966. S.17 – 29. 17 См.: Palladii Historia Lausiaca 7. Этот обычай ярко описывается в статье: A. Guillaumont. Histoire des moines aux Kellia//Aux origines du monachisme chrétien. Belofontaine, 1979. P. 151 – 167. (Spiritualité orientale; 30). По-прежнему сохраняет актуальность монография: H. G. Evelynwhite. The Monasteries of the Wâdi < 19 О Евагрии и Альбине см. греч. Фрагмент пространного Жизнеописания Евагрия в кн.: C. Butler. The Lausiac History of Palladius. Cambridge, 1898. Vol. I. P. 135; Vita. P. 21. Об Анатолии см. коптское Житие Аввы Памвы в кн.: A. de Vogüé. Palladiana II; La version copte de l " Histoire Lausiaque//Studia monastica. 1990. 32. P. 323 – 339; P. 337 (fragment F). Об Анатолии и Евагрии см.: A. Guillamont. Évagre le Pontique. Traité pratique ou Le moine. Paris, 1971. P. 483 (Sources chrétiennes; 171). 21 Именно так озаглавлено посвящённое ему исследование A. Guillaumont. Un philosophi au désert: Évagre le Pontique//Revue de l " Histore des Religions. 1972. 181. P. 29 – 56. 22 Socrates Scholasticus Historia ecclesiastica IV, 23 (PG 67, 516A): «Учеником их (двух Макариев) был Евагрий, и Евагрий, считавшись прежде философом на словах, стяжал философию на самом деле». (Цит. по кн.: Церковная история Сократа Схоластика . СПб.: Тип. Фишера, 1850. С. 261). 28 Cf. G. Bunge. Geistliche Vaterschaft.Christliche Gnosis bei Evagrios Pontikos//Studia Patristica et Liturgica. 23. Beiheft. Regensburg, 1988; A. Guillaumont. Évagre le Pontique. Le Gnostique. Paris, 1989. P. 24 ss. (Sources chrétiennes; 356). 31 По этому вопросу существует обширная и разнообразная литература, см. Библиографию, помещённую в приложении к этой книге. 34 A. Guillaumont. Évagre le Pontique. Traité pratique ou Le moine. Paris, 1971. P. 89. (Sources chrétiennes; 170). Эту же точку зрения автор высказывает и в других публикациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Восстановление оригинального учения М. весьма затруднительно, поскольку все сведения о его взглядах восходят к обзорным сообщениям авторов, представлявших мнения М. в собственной критической интерпретации. Поскольку сочинения церковных писателей имели полемическую направленность, в них подробно обсуждались лишь отдельные разделы богословской системы М., а именно те, к-рые вступали в очевидное противоречие с вероучением христианства, тогда как внутренняя структура системы М. нередко оставлялась без внимания или домысливалась произвольно. Вопрос о том, чем руководствовался М. при принятии тех или иных положений собственного учения, из каких предпосылок и мировоззренческих установок он исходил, до наст. времени остается серьезной научной проблемой, от решения к-рой зависит, каким образом тот или иной совр. исследователь восстанавливает богословскую систему М. и определяет ее место среди др. философских и религ. течений II в. (ср.: Moll. 2010. P. 1-10; L ö hr. 2012. Sp. 155-156). К наст. времени в науке сложились 2 основные линии интерпретации учения М. Наиболее ранним, в донаучном виде присутствующим уже в сочинениях нек-рых христ. ересеологов является рассмотрение М. как одного из представителей гностицизма II в., разделявшего ряд типичных для гностиков религ. убеждений и предпосылок (см., напр.: Bousset W. Hauptprobleme der Gnosis. Gött., 1907. S. 109-113). Эта традиц. концепция была оспорена в 20-х гг. XX в. Гарнаком ( Harnack. 1924), указавшим на ряд фундаментальных различий между взглядами М. и концепциями классического гностицизма, отраженными, напр., в учении гностика Валентина. Предложенная Гарнаком альтернативная интерпретация М. как христ. библеиста и реформатора, система убеждений которого сформировалась в процессе изучения идей ап. Павла и критического чтения в их свете ВЗ, остается весьма влиятельной до наст. времени (см., напр.: Aland. 1992. S. 93-94). В XX-XXI вв. были выдвинуты и др. гипотезы относительно исходного пункта и основания богословской системы М.; источниками его идей объявлялись различные школы греч. философии, вост. религии и культы, свойственное ему личное пессимистическое восприятие мира и т. д. При этом слабостью мн. исследовательских интерпретаций, в т. ч. классических гностической и паулинистической, является тенденция считать учение М. развитием идей, заимствованных из некоего одного источника. В действительности особенности учения М. объяснимы лишь при допущении, что оно складывалось в процессе синтеза разнородных мировоззренческих систем и является частным случаем типичной для II в. философской и религ. эклектики.

http://pravenc.ru/text/2562364.html

Выбор потребительского отношения есть следствие выбора такой формы существования, где задача формирования здоровья вытесняет и замещает задачу обретения спасения, где здоровье превращается в единственную и главную цель, для достижения которой все средства хороши. Эта сомнительная моральная ориентация не может не породить новых гносеологических уродцев (гносеологические от греч. gnosis – познание, logos – слово, учение). Один из них – понятие «права на сексуальное и репродуктивное здоровье». «Права» на сексуальные и репродуктивные права Понятие «сексуальное и репродуктивное здоровье» является базовым в документе Международной федерации акушеров-гинекологов «Этические аспекты сексуальных и репродуктивных прав» (1997) . И именно здесь скрыта стратегическая подмена, на которую нельзя не обратить внимание. Понятие «право на охрану здоровья» подменяется понятием «право на здоровье». Однако эти понятия – «право на охрану здоровья» и «право на здоровье» – различны. «Право на охрану здоровья и медицинский уход» корректно и означает политическое требование к государству по организации и обеспечению медицинской помощи человеку. Во «Всеобщей декларации прав человека» (ООН, 1948) говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности » . В то же время очевидно, что понятие «право на здоровье» некорректно, по меньшей мере потому, что бессмысленно и бессодержательно. Оно аналогично понятиям «право на нервную систему», «право на работающее пищеварение», «право на нормальное мочеиспускание» и т. п. Более того, можно сколько угодно заявлять об этих правах, но реальному здоровью человека это ничего не даст. Значит, цель провозглашения этих «прав» – не достижение здоровья, а нечто совсем другое: отрицание традиционной морали и утверждение новых стандартов индивидуального, в данном случае – сексуального поведения. В чем же заключается их новизна? Прежде всего, в том, что они должны регулироваться не моральными принципами, а усмотрениями самих женщин и мужчин: «Женщины и мужчины имеют право решать проблемы, относящиеся к их сексуальности» . Мощная волна легализации гомосексуализма в Европе в начале XXI века – реальное следствие реализации «сексуальных прав».

http://pravoslavie.ru/3748.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010