Слово о смерти → Взгляд на мнение западных о духах, аде и рае Содержание Статья первая. О духах Статья вторая. О рае и аде О рае О аде     «Слово о смерти» было написано единственно с аскетическою целию. Требование от него большей отчетливости в богословском отношении вызвало те дополнения, которые вошли в него при настоящем издании. Сделаны были против некоторых предметов учения Православной Церкви, помещенных в «Слове», возражения. Возражения эти возникли из учения, прочитанного в западных писателях. По этой причине признается не лишним ознакомить чад Православной Церкви с мнением западных о духах, рае и аде, обличить неосновательность и неверность этого мнения. Сведения о вышеупомянутых предметах заимствуем у западного писателя Бержье 1 . Статья первая. О духах Выписка 1. «Дух – существо невещественное, отличное от тела». Такое определение дает западный писатель всякому вообще духу. Из этого определения не исключается и Бог , поставляемый таким образом в один разряд со всеми духами. Не высказано это здесь с ясностию, но ясно усматривается, как дальше будет видно, особенно из статьи, в которой западным писателем рассматриваются вообще духи 2 . Выписка 2. «Ангел – существо духовное, разумное, первостепенное по достоинству между тварями» 3 . Выписка 3. «Душа – существо духовное, мыслящее, начало жизни в человеке» 4 . Выписка 4. «Отцы Церкви различного мнения о естестве ангелов. Одни, как Тертуллиан , Ориген , святой Климент Александрийский и другие, думали, что ангелы всегда облечены тонким телом. Другие, как святой Василий, святой Афанасий, святой Кирилл 5 , святой Григорий Нисский , святой Иоанн Златоуст и другие, признавали их существами чисто духовными. Таково мнение всей Церкви 6 ; но Священное Писание свидетельствует, что ангелы часто являлись облеченными в тело; итак, мы не видим, почему бы мнение Тертуллиана было опасным» 7 . Дальше докажется, что ссылка западного писателя на восточных Отцов – неверна. Выписка 5. «Многие философы нашего века до того простерли пристрастное суждение, что решились утверждать, будто писатели Священного Писания и Отцы Церкви не присваивали слову «дух» того смысла, который даем ему мы, что под этим словом они разумели только вещество весьма тонкое, существо огненного свойства или воздушное, недоступное для наших чувств, а отнюдь не существо решительно невещественное» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все таинство домостроительства. ПВ III,12 1. Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое самое главное творение - " Точное изложение православной веры " он прежде всего подчеркнул Божественное Предание Православной Кафолической Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. " Все, что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем; а выше того ничего не ищем... Это мы должны принимать, в этом пребывать и не перемещать пределов вечных не преступать Божественного Предания " (ПВ I,1). То же самое писал святой Иоанн и раньше в своих " Словах в защиту святых икон " : " Посему, братия, станем на скале веры и на Предании Церкви, не изменяя пределов, которые положили святые отцы наши, не давая места желающим вводить новое и разрушать строение Святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией " Божественное Предание для Дамаскина есть именно все это здание, или тело, Кафолической и Апостольской Церкви которая создана на основании, то есть на краеугольном камне (ср.: 1Кор.3:11; Еф.2:20) апостола Павла и на стене богословия (см.: Мф.16:18) апостола Петра, которая есть Христос (ср.: 1Кор.10:4) Верность Дамаскина Преданию Церкви заключается прежде всего в его христологии. Так же как и Писание и [святые] отцы, Дамаскин смотрит на все и все толкует христологически. Христос Спаситель, Единый из Святой Троицы, рожденный от Девы, Бог и Человек, есть центральная тема всего Писания и Предания также и всего богословия святого Иоанна Дамаскина. Христология захватывает большую часть его творений: не только " Точного изложения православной веры " , где из четырех книг две с половиной посвящены христологии, но и в самих Гомилиях о Богородице доминирует христология, как это видно при простом чтении их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

133. Мое доброе слово к православному духовенству Время всякой вещи под небесем, сказал Премудрый, время молчати и время глаголати. Настало время, когда нам, пастырям Церкви, предстоит великое дело – послужить нашей Православной Руси и нашему Богом избранному Самодержцу Царю верою и правдою. В нынешнем году предстоят выборы в Четвертую Государственную Думу. Воля Самодержавнейшего Государя нашего нам хорошо известна. Он хочет, чтобы в это высокое госу­дарственное учреждение были избраны лучшие русские люди, русские по духу, чтобы здесь работали богатыри русской мысли носители родных заветов русского народного духа, люди дела и опыта не только житейского, но и государственного. Им поручается рассмотрение, исправление и даже составление новых законов; они отвечают и пред народом за то, хороши или плохи будут эти законы, худо или хорошо будет русскому православному человеку жить под этими законами. Отцы и братия, сослужители и работники на ниве сердца народного! Вы знаете, что творится на нашей, когда-то святой, а ныне столь грешной Руси! Вы знаете, сколько развелось у нее врагов внутренних, врагов святой матери нашей Церкви Православной, врагов заветных наших святынь и родных преданий. Они и сейчас всюду работают, подкапываясь под самые устои нашей народно-государственной жизни. Нужно ли называть их сообщества или партии по именам? Народ в массе своей мало знаком с этими прозвищами, дикими для его слуха; зато он отлично умеет различать их по их деяниям, по их пропаганде, кто идет против матери-Церкви, не слушая ее внушений, ее голоса; кто хочет ограничить Царское Самодержавие; кто навязывает Русскому народу братство и равенство с иудеями и другими враждебными вере Православной иноплеменниками, отнимая у нашего народа право быть хозяином в родной земле: всех таковых народ считает врагами своими, все равно, как бы их ни называли: кадеты ли, эсеры ли, эсдеки ли или еще какие политические сектанты. Вспомните, отцы и братия, с какою непримиримою злобою все эти господа относились в Государственной Думе именно к Церкви Православной. Вспомните, какие вероисповедные законы проводили они и кто своим большинством помогал им в этом. Вспомните, как они отнеслись к нашему родному детищу – церковно-приходским школам, глубоко оскорбив не только память в Бозе почившего незабвенного их воскресителя – императора Александра III, но и, милостью Божией, ныне царствующего Его Державного Сына, Который назвал эти школы дорогим Его сердцу наследием от Державного Отца. Вспомните, с какою жел­чью отзывались они о наших святынях, о нашем церковном управлении, с каким презорством трактовали больной вопрос об обеспечении духовенства. Зато с какою нежностью отстаивали они интересы сектантов и раскольников, разных иноверцев и иноплеменников!.. Сердце изболелось за эти пять-шесть лет – будто кошмар какой давил душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Архимандрит Флор (Ванько) 20 ноября 2012 г. 01:00 Архимандрит Флор (Ванько) (+04.09.2012) После продолжительной болезни на 86-м году жизни 4 сентября скончался архимандрит Флор (Ванько), старейший священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей, клирик Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря в Джорданвилле (США). Василий Ванько родился 9 декабря 1926 года в деревне Шеметковцы на Карпатах в Словакии. Подростком в качестве трудника был принят в монастырь преподобного Иова во Владимировой (Ладомировой) на Карпатах, основанный в 1923 году почаевским архимандритом, впоследствии Нью-Джерсийским (Джерсиситским) архиепископом Русской Православной Церкви Заграницей Виталием (Максименко). Перед началом Второй мировой войны в монастыре поселился и другой юноша Василий Шкурла, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Лавр. 1 августа 1944 года ввиду приближения линии фронта большая часть братии переселилась в Братиславу, где в просторном здании, предоставленном русским эмигрантом, были устроены домовая церковь во имя преподобного Иова и кельи. Архимандрит Серафим (Иванов) решил не брать юных трудников с собой, но братия не согласились с этим, и отец Виталий (Устинов, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей) поехал за ними в Ладомирову. Так судьба обоих Василиев оказалась навсегда связанной с Братством преподобного Иова Почаевского. На заседании духовного собора братства 15 октября 1944 года было решено облачить обоих Василиев в подрясники. В начале 1945 года они вместе с братией прибывают в Берлин, а в мае того же года в Женеву. В декабре 1946 года они приезжают в Джорданвилль вместе с основной частью выехавшего из Ладомировой братства. Прибывшие в этой группе отцы Киприан (Пыжов), Антоний (Ямщиков), Сергий (Ромберг) и, конечно же, будущие отцы Флор и Лавр стали столпами Свято-Троицкой обители в Джорданвилле. 28 марта 1947 года архиепископом Виталием (Максименко) оба Василия были пострижены в рясу с именами в честь святых мучеников Флора и Лавра. Лавр рассказывал, что на эти имена владыку Виталия навела память о двух монах-иподиаконах киевского митрополита Флавиана (Городецкого). На следующий день, в субботу Акафиста, поставлены во чтецов и иподиаконов. В память о постриге архимандрит Флор всю жизнь благоговейно сохранял свой " ладомировский " молитвослов со следующей надписью: " Благоговейному иподиакону Флору: да не отступит книга сия от уст твоих. Молись и обо мне. + Архиепископ Виталий. 17–30 марта 1947 г. Св.-Троицкий монастырь " .

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Благодарение Богу, уже из другой часовни Преображенского богаделенного дома устроена православная церковь , и 19 декабря торжественно освящена Московским Архипастырем Филаретом. Часовня эта, так названная от часов, в ней отправлявшихся, известна была под именем Крестовоздвиженской и падворотной; она сооружена над воротами дома, в конце XVIII века, по образцу надворотных церквей в древних иноческих обителях, или вернее сказать, по примеру Поморской киновии. 1 Этой моленной дано внешнее подобие христианскаго храма, увенчанного пятью главами; но внутренность не соответствовала внешности. На восточной стороне моленной помещены были древние иконы, собранные учредителем с особенным тщанием; здесь предлежали: Крест, как жертвенник, на коем принесена была искупительная жертва, и Евангелие, призывающее верующих к трапезе Господней во оставление грехов. Более полвека, пред сими заветами спасения теплились неугасимые лампады, зажигались свечи, курился ладан в кацеях; молившиеся клали поясные и земные поклоны с лестовками в руках. Здесь также были чествуемы и ублажаемы лики Св. Иакова Апостола, брата Господня, и трёх вселенских Святителей Василия Великого , Григория Двоеслова и Иоанна Златоустог о, передавших православной Церкви священный чин божественной литургии; но отправлялось одно только молитвословие без священнодействия; потому что не признаваемо было священство, установленное самим Спасителем, a вместе с тем и совершаемые пресвитерами Таинства, посредством коих сообщается человеку благодать. А как и в учреждении самого молитвословия необходимы лица руководствующие и совершающие, или предстоятели: то здесь заменили их, так называемые отцы, избранные из среды общины. Удалясь от отеческого дома «на страну далече,» 2 сии отцы составляли сборища, подобные тем, какие Св. Василий Великий называет самочинными, 3 действовали священная не данною им властью, восхищали себе право связывать и разрешать. В столь явном противоречии с Евангельской истиной, с учением православной Церкви и с самими собой, самозванные пастыри нарушали единение веры, следственно отчуждали себя и последоватей своих от общения с самим Христом и с Его Церковью , которой, по Его обетованию, «врата адовы не одолеют» 4 . Веруя в непреложность такового обетования, как сомневаться в неиссякаемости благодати Божией и в непрерывности священства, продолжающегося от Апостолов и утверждённого на самом Иисусе Христе, как единой вечной главе Церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Волевые качества личности: их воспитание согласно святителю Феофану Затворнику в перспективе современной образовательной парадигмы Источник Содержание Святитель Феофан и отцы Церкви об искажении человеческой воли в грехопадении праотцев Разновидности греховных искажений воли А) Самоугодие как начало греховного искажения личной воли Б) Неустойчивость человеческой воли В) Упрямство человеческой воли как противление воле Божией Учение святителя Феофана о «переломе» воли Послушание как отсечение воли перед другим Методы воспитания воли в духовных и телесных аспектах Проблемы воспитания воли в современной отечественной педагогике и наследие святителя Феофана     Учение о человеческой воле как часть православной антропологии Учение о воспитании воли человека, о грехопадении как искажении и болезни человеческих волевых способностей является важным положением антропологии православной Церкви. Знаменитые святые отцы древней Церкви в своих комментариях на первые страницы Библии подчёркивали, что отпадение от Бога первых людей было связано с нарушением замысла Бога о направленности воли, разумной и эмоциональной жизнедеятельности созданных по образу Божиему Адама и Евы. Начатки Православного учения о человеческой воле мы находим в Священном Писании Нового Завета. Так, о болезни человеческой воли свидетельствует святой апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим 7. 19–20 ). О необходимости исправления этой ложной направленности говорит Сам Спаситель, обращаясь к ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф 16. 24 ). Замечательный русский учитель христианской нравственности и святой Русской Церкви епископ Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров, 1815–1894) в своих сочинениях многократно обращает внимание на развитие волевых качеств человека как залог успеха как в бытовых делах, так и, особенно, в духовной жизни. Его перу принадлежит разработанное учение о воле как важнейшей части человеческого естества, о болезнях и греховных искажениях воли и способах ее воспитания и освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава 12. Отцы Церкви – святые Василий Великий и Григорий Богослов В середине IV в. самым знаменитым в мире научным центром была высшая школа в Афинах. В ней сохранялись лучшие традиции древних греческих и римских философов. Ученые и учащиеся из многих стран мира собирались в Афинах для изучения философии, риторики, логики, литературы, математики и медицины. Жизнь всего города шла и развивалась вокруг высшей школы – в современном смысле университета. Лекции и собеседования проходили не только в классах, но и на улицах, на площадях, в парках и во дворах домов. При таком большом стечении учащейся молодежи было и много искреннего веселья. Можно сказать, что Афинская школа была лучшим из того, что создал языческий мир в области образования, культуры и мысли. До сих пор мы помним такие имена, как Плутарх, Пифагор, Софокл, Геродот, Сократ, Гераклит и Эпикур... Два друга . В этот знаменитый университет в 357 г. из далекой Каппадокии прибыл молодой человек по имени Василий (329 года рождения). Он уже отличился в школах на родине, и преподаватели Афинской школы были поражены его живым умом, знаниями и подготовкой. Василий был увлечен учебой, при этом отличаясь от других студентов своей особой внутренней сосредоточенностью. Был у него в школе близкий друг, Григорий , тоже из Каппадокии. Афины были большим шумным городом, где состоятельные молодые люди могли найти для себя много развлечений. Однако про двух друзей-каппадокийцев окружающие говорили, что они знают только две дороги – в христианскую церковь и в школу. Дружба крепко связала Василия и Григория на всю жизнь и имела большое значение для истории Церкви. У Василия и Григория было много общего в их происхождении и семейной жизни. Оба они родились в знатных и высококультурных христианских семьях. По обычаю того времени, они не были крещены в детстве, но воспитаны были по-христиански. Василий узнал основы христианской веры от своей бабушки – Макрины , перенесшей страдания во время гонений на христиан. В свою очередь его старшая сестра, тоже Макрина , впоследствии прославленная как чтимая святая, воспитала шесть своих братьев и трех сестер в христианском духе, а потом, раздав свое имение нищим, уединилась со своей матерью в пустынном месте. А младший брат Василия Григорий стал епископом каппадокийского города Ниссы, оставил после себя замечательное богословское наследие, участвовал во II Вселенском Соборе и был впоследствии также прославлен как чтимый святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов. Это знаменитый Алфавитный патерик (Изречения Отцов, Апофтегмата Патрум или Геронтикон, или, наконец, просто Патерик). Одна из центральных книг Церкви, вобравшая в себя опыт величайших подвижников. Никакая другая книга (кроме Библии) не переписывалась христианами так часто как Патерик. Это собрания крайне простых, лаконичных слов. Доступный всем, Патерик напоминает самые основы христианской этики — написанный огнем Духа, Патерик содержит величайшие Его откровения. Древний Патерик — по сути, ряд коротеньких историй или высказываний Отцов Пустыни. Интересно, что эти Отцы — почти все копты (коренные жители Египта), часто просто безграмотные — однако именно к ним стремились попасть лучшие представители античной интеллигенции. Хаушер, исследователь восточнохристианской духовности писал о значении Патерика: «если изучаете историю духовности или духовной жизни Церкви, увидите, что каждый раз, когда в Церкви наступает духовное возрождение, отцы пустыни становятся заново актуальными, либо вследствие этого возрождения, либо как его причина, или и то и другое одновременно». Этот же патерик, но изложенный тематически Лекции В. Рубского о патерике Янг «Apophthegmata Patrum» Кроме текста «Алфавитного патерика» здесь вы найдете и его аудиоверсии (Денис Гаврилов, «Предание.ру»; иеромонах Клеопа, иеромонах Симеон, иеродиакон Никон, иеродиакон Серафим, Сретенский монастырь; и только первая часть в исполнении Макария Сытенко). Группа Вконтакте Facebook группа Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Изречения святых отцов, содержащиеся в Алфавитном патерике, — лучшее свидетельство о духе египетского монашества. Они оказали огромное влияние на духовную жизнь и православного Востока, и Запада. Эти изречения веками были излюбленным чтением для всех, подвизающихся во Христе. ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ • Благочестивому читателю предлагаются краткие сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, живших в IV и V веках Христовой Церкви, преимущественно в странах Египта, пустыни которого в это время, как Богом насажденный рай, украшались многообразными и чудными доблестями великих подвижников Христовых.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Древние св. отцы и учители церкви смотрели на благодать Божью как на многообразное проявление благости Триединого Бога Творца, промыслителя и Искупителя мира и, возводя свои взоры к началу этих проявлений, усматривали источник их в Боге Отце и Сыне Его Слове, почему, в след за священными писателями Нового Завета, и говорили сначала (т.е. в первый период – до Оригена ) только о благодати Бога Отца и Сына Его И. Христа, что и замечается, прежде всего, в писаниях мужей апостольских с их характерными приветствиями. То, что относится к действию Св. Духа рассматривалось древнейшими св. отцами и учителями церкви до Оригена не как особая благодать собственно Св. Духа, а как результат, дар той же благодати Отчей и Христовой, почему эти действия не назывались благодатью, а даром, дарованиями Св. Духа и т.п. Дух Св. мыслился сам как благодать, а не как податель благодати. Хотя Дух и дарует многочисленные блага, но эти блага, собственно, прямо и непосредственно не Его, а Отца чрез Сына, а потому дарует их по воле Бога Отца Христос Сын Божий чрез Духа Св., и Дух является собственно Духом благодати Христовой, согласно выражению Св. Писания. Очень рано уже со времен св. Иринея Лионского , находим у отцов стремление разграничивать то, что в действии Божьем на мир должно быть относимо к тому или другому Лицу Св. Троицы. Уже св. Ириней выступает со следующими положениями: «Отец соизволяет и повелевает, Сын делает и устрояет, а Дух питает и возращает», «Дух действует, Сын служит, Отец одобряет ». А у св. Киприана находим немало рассуждений по вопросу: нужно ли отделять действие Духа Св. от благодати Христовой, с отрицательным ответом на этот вопрос, чрез что действия Духа Св. косвенно вводились в объем понятия, обозначаемого словом благодать. Тем не менее, и этот св. отец и другие отцы, и учители церкви, как св. Ириней и Тертуллиан , хотя изредка и допускают выражение «благодать Св. Духа», но воздерживаются от обычного употребления этого выражения, что служит признаком строгой их верности библейскому употреблению слова благодать и характеризует их представления о благодати, как таких благах, которые исходят от первых двух Лиц Св. Троицы, Отца и Сына, как источников всех благ, всякой благодати для человека и которые только подаются чрез Духа Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Проект нового православного катехизиса» В Москве пройдет Научная богословско-практическая конференция, участники которой обсудят вопросы отражения в Катехизисе состава Священного Предания, чистоты православного учения о спасении, христианского отношения к браку, реакцию на теологический модернизм 03.10.2017 978 Время на чтение 3 минуты По благословению Архиерейского Собора, проходившего 2-3 февраля 2016 года, а также Синодальной библейско-богословской комиссии, проводится широкое общецерковное обсуждение последней версии проекта нового православного Катехизиса. Как учат нас Святые Отцы, общая молитва и общая дискуссия (диспут) помогают православным достигать Истины, то есть приближаться к Господу нашему Иисусу Христу. В связи с этим православные общественные объединения проводят богословско-практическую конференцию, посвященную проекту нового Катехизиса, сообщили РНЛ организаторы. Основными темами будут вопросы отражения в Катехизисе состава Священного Предания, чистоты православного учения о спасении, христианского отношения к браку, реакции на теологический модернизм. В конференции с докладами планируют выступить: • игумен Кирилл (Сахаров); • протоиерей Константин Буфеев; • протоиерей Анатолий Чибрик; • протодиакон Владимир Василик; • диакон Илья Маслов; • Владимир Осипов и ряд других авторитетных пастырей, богословов, представителей православной общественности, в том числе авторы проекта. Запланировано принятие подробного итогового документа. Вопросы, предлагаемые на обсуждение на конференции: 1. История возникновения катехизиса в христианской Церкви. Писали ли святые отцы Православной Церкви катехизисы до XIX века? 2. Кому предназначен православный катехизис: членам Церкви или новоначальным? Как соотносится содержание православного катехизиса со Священным Писанием и Священным Преданием, с трудами святых отцов? 3. Почему в Православной Церкви катехизисы как таковые появляются только в XVII-XIX веках? Сегодняшнее отношение к православным катехизисам святителей Филарета Московского, Петра Могилы, Николая Сербского и к другим православным катехизисам, в том числе к учебнику Закона Божия протоиерея Серафима Слободского.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/03/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010