Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Фото священника Димитрия Агеева и Андрея Рыбакова ЖМП 2 февраль 2013 /  Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Монашество - сердце Церкви Полвека в монашестве, тридцать два года отшельнической жизни... Это редкий духовный опыт для наших современников. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) приоткрывает завесу жизни монаха-затворника, делится переживаниями, наполняющими душу монаха вдали от суетного многообразия мира. Его советы о духовной жизни и молитве просты и понятны, основаны на личном опыте и глубоком знании творений святых отцов. — Отец Гавриил, вы часто вспоминаете в своих беседах древних отцов-пустынников. С чем связано ваше внимание к ним? — Вы наверняка знаете, святые отцы-пустынники беседовали с приходившими к ним паломниками не по книгам. В Патерике мы видим, что их ответы — это экспромт, импровизация. И это очень важно. Люди приходили к отцу-пустыннику, который старался ответить на все вопросы, и, надо сказать, вопросы всегда были личные и никогда — общие. Отцы делились собственным духовным опытом, который они получили от своих духовных отцов, и опыт этот предавался от одного к другому. А затем, из того, что они говорили, сложились апофтегмы, или изречения, в которых была заложена простая и понятная мудрость, потому что отцы-пустынники не говорили о теологических проблемах и не толковали Святое Писание. Они учили справляться с обычными человеческими страстями и промыслами. И важно, что это не было просто теорией, они исходили из собственного опыта. И сегодня эти очень древние тексты, переведенные, изданные, читают простые христиане и находят в них помощь, просветление. — Позвольте задать вам как монаху-отшельнику вопрос: в чем суть вашей жизни в затворничестве, как складывалась ваша жизнь в отсутствие постоянного общения с людьми? — Монахи редко говорят о себе, они предпочитают цитировать святых отцов. Я тоже очень редко говорю о своем опыте. Я живу отшельником в горной монашеской келии уже 32 года, но мне кажется, что я еще слишком молод для того, чтобы рассказывать о своем опыте... Но я могу рассказать вам одну историю. Как-то я посмотрел французский документальный фильм «Свет пустыни». В нем рассказывалось о монастыре святого Макария Великого, это монастырь Коптской Церкви. В конце фильма съемочная группа посетила очень-очень старого монаха-отшельника, одного из основателей монастыря, мне кажется, его звали Абуна Мина, ему более 90 лет. Ему задали вопрос: «Что же вы нашли здесь, живя такой жизнью?» На что этот человек, с лицом, которое не пощадили песок, холод, зной, ответил с прекрасной улыбкой на лице: «Удивительную близость Бога». И это воистину так! И он может так говорить, но если бы это были мои слова, то люди бы мне не поверили. Но я очень стремлюсь именно к тому, что он сказал.

http://e-vestnik.ru/interviews/shiarhima...

Это означает, что ваша пастырская совесть, слава Богу, неспокойна. Она не только не умерла, от чего избави нас всех Господь, но и продолжает, вопреки, может быть, вашему желанию откликаться на вразумляющий глас Божий. Именно это и тревожит вас, а в нас — вселяет некоторую надежду на ваше опамятование. Огорчает нас то ожесточенное упорство, с которым вы ищете — и не находите — оправдания своим действиям. Но это лишь свидетельствует о тревожном состоянии вашего духа. Поэтому, как знать? — наш ответ может стать небесполезным для вас. Постараемся откликнуться на все высказанные недоумения. Какие же это «разные», как вы говорите, «не имеющие ничего общего с вашим положением», Свв. Каноны, на основании которых Преосвященный владыка Иоанн вынес свое определение? Вам, несомненно, должно быть известно15-е правило Константинопольского (Двукратного) Собора: «... аще который пресвитер, или Епископ, или Митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Патриархом, и не будет возносити имя его ... в Божественном тайнодействии, но прежде  Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства .../.../...сие определено и утверждено о тех, кои,  под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви.». Далее свв. отцы Двукратного Собора прямо указывают, что те, кто отделяются от своего предстоятеля «ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами и отцами, когда то есть, проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым Епископом», не только не осуждаются, но и «достойны чести». Итак, свв. богодухновенные отцы наши прямо указывают: клирик имеет право покинуть своего епископа только в одном случае — если последний публично проповедует уже осужденное лжеучение (ересь). Дорогие отцы, посмотрим правде в глаза, оставив всякое лукавство. Многие клирики вашей богоспасаемой епархии были в свое время рукоположены во священнический сан приснопамятным митрополитом Лавром.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1238335...

Глава XII. Опытное богосолвие Богословие святого Григория Паламы – это богословие Православной Церкви. Святитель не вводил новое учение о Боге, но он выразил свой опыт церковной жизни и жизни на Святой Горе. Мы знаем, что православное богословие является эмпирическим. Это означает, что святые отцы богословствовали не на основании домыслов и философских умопостроений, но исходя из собственного опыта и откровения. Бог открывал истину пророкам, апостолам и святым, а они, руководствуясь этим откровением, направляли народ Божий. Святой Григорий Богослов пишет, что святые говорят о Боге, как рыбаки, по-апостольски, а не по-аристотелевски. Такой же подход мы видим и в богословии святого Григория Паламы . Источником его богословия было божественное откровение, и поэтому все его богословие является эмпирическим. Характерны два его высказывания на эту тему. В первом случае Григорий Палама говорит о том, что все ереси рождаются от философии и основаны на философских принципах. «Если рассмотришь внимательно, увидишь, что все или большинство страшных ересей берут начало там же» 708 . Действительно, между философией и богословием существует огромная разница. Святой Григорий несколько раз называет Варлаама богословом, потому что тот рассуждает о Боге, но в конце святитель говорит, что «богословие» – это одно, а «боговидение» ( θεοπτ α) – это другое. В другом случае Григорий Палама пишет о терминах, которыми пользуются и философы, и отцы Церкви. Святые отцы используют некоторые философские термины, но в другом значении. Об этом приходится говорить, потому что, к сожалению, некоторые люди путают понятия и отождествляют богословие и философию. Святой Григорий замечает: «И даже если кто из отцов говорит то же, что внешние философы, совпадение только в словах, в смысле же разница велика: у одних, по Павлу, ум Христов, а другие вещают от человеческого рассудка, если не хуже» 709 . Святитель имеет в виду, что даже в употреблении терминов существует разница между святыми отцами и философами и что философы вещают или от человеческого рассудка, или от бесов. Предпосылки богословия святого Григория

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Л.Ф. Шеховцова 2.1. Аскетическая практика преодоления гордыни Святые отцы, если так можно выразиться, видели в гордыне основную проблему человека. В этом вся суть его отпадения от Бога. Соблазнившись на призыв сатаны, человек в глубине своей души начал считать себя богом. Гордыня – это духовное заболевание. Она приводит к психологическим нарушениям и серьезным психическим расстройствам. И лечить это заболевание мы можем совместно с Богом и в Его Церкви. 2.1.1. Синергия – совместное действие Бога и человека Слова «аскетика», «аскетизм» произошли от греческого глагола «аскео». Это в переводе означает «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы и в этом упражняться». В Древней Греции аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. Позже именование «аскет» закрепилось за людьми, подвизающимися в воздержании и стяжании добродетелей. Святые отцы всегда отдавали предпочтение «внутреннему человеку». Работа над ним, или «внутреннее делание», совершается с двух сторон – человеком и Богом и называется синергия. Со стороны человека необходимо доброе намерение, направленность его усилий и постоянное призывание Бога на помощь, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). Иначе говоря, процесс исцеления человека совершается синергетически, то есть усилием человека и Божией помощью. Под «исцелением» здесь понимается приведение человека к состоянию целостности, которая была нарушена в результате грехопадения. Вся аскетическая практика Восточной Церкви посвящена тому, что следует делать и как поступать, чтобы вернуться в состояние сыновнего отношения с Богом. Освободиться совершенно от гордости – это означает изменить свое падшее, страстное естество на естество обоженное, то есть обрести высшее духовное состояние, к которому призваны все люди: для того создал нас Бог , чтобы мы соделались причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Для этого от человека требуется смело и осознанно стать на путь духовной брани. Солдаты принимают присягу и дают клятву защищать Отечество и сокрушать его врагов. Христианин как воин Христов в Таинстве Крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, внешне и внутренне обучается быть готовым к брани с врагами нашего спасения: падшими ангелами, страстями и грехами. Предстоит бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный. Линия фронта этой непрекращающейся борьбы проходит через сердце человека.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Между тем, указанным, замечательным и глубоким воззрением на пределы познаваемого в откровенном учении о Троице руководился не один Григорий назианзен . Его, без сомнения, разделяли и все другие отцы и учителя церкви, подобно Григорию, тщательно изучившие и основательно взвесившие все то, что было сказано в откровении о Троице, и во что доселе непрерывно веровала вселенская церковь . Важнее же всего то, что им руководились и все отцы второго вселенского собора, которые совместно с Григорием назианзеном собрались на нем с той именно целью, чтобы своим определением пополнить и окончательно завершить то, чему уже было положено твердое начало в догматических определениях о Троице первого вселенского собора. Они, как известно, относительно Сына Божия повторили и подтвердили только то, что было уже определено о Нем на соборе никейском, т. е. что Он рожден от Отца и единосущен Ему, и относительно Святого Духа, о Котором по преимуществу рассуждали на соборе, так как особых и нарочитых рассуждений о Нем не было в Никее, ничего более не постановили, как только то, чтобы исповедовать Его исходящим от Отца и равносущным или равночестным Отцу и Сыну. От чего, спрашивается, собор ограничился только этими немногими вероопределениями в учении о Троице и вовсе не затронул других вопросов, напр. вопроса о том, как рождается Сын или как исходит Дух Святой, и т. п.? Это, конечно, зависело не от случайности, а от той существенно важной причины, что в сем случае отцы собора, подобно Григорию назианзену, руководились одним только откровенным и древнецерковным учением о Троице, не считая себя вправе касаться того, чего нет в откровении, и что не было предметом верования древней вселенской церкви. Ограничивши же область своих рассуждений о Троице этими пределами, они, можно сказать, всецело исчерпали все ее содержание и заключили, хотя в кратких, но весьма многосодержательных положениях все то, что только на основании откровения возможно и необходимо знать о Троице каждому верующему, и больше чего пытаться знать было бы со стороны разума одной неуместной и совершенно бесплодной смелостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Монахи Скита не имели одного общего начальника, но подчинены были собранию старцев. В истории скитских подвижников часто упоминается об этих собраниях. Собрания бывали обыкновенно в церкви, и чаще в субботу и воскресенье, когда иноки собирались для присутствования при Богослужении. В особенных случаях они заранее назначались пресвитером, совершавшим службу, и происходили под его председательством. В этих собраниях разсуждали или о духовных предметах, или об общих для всех пустынников делах, или судились важные проступки братии, или выбирались лица для церковных должностей. Если возникали в сих собраниях разсуждения о предметах, не относящихся к назиданию, но более питающих любопытство, то мудрые отцы останавливали такие разсуждения. Так, однажды скитские отцы собрались разсуждать о Мельхиседеке. Авва Коприй воскликнул: «Горе тебе, Коприй! ты оставил делать то, что заповедует тебе Бог , а испытуешь то, чего Он от тебя не требует». Братия, услышав это, оставив собрание, разошлись по келлиям 158 . Хотя решение важных дел зависело от собрания старцев, но пресвитеры четырех церквей Скитской пустыни не были лишены духовной власти над теми иноками, которые причислялись к их церкви. Они, как духовные отцы, наставляли, руководили иноков и иногда сами налагали наказания. Как духовными нуждами братий заведывали пресвитеры: так для заведывания потребностями житейскими был избираем эконом. Кассиан говорит 159 , что в должность эконома никто не вступал по своей воле, но в нее возводили по выбору старцев, общим согласием утверждавших в сем звании достоуважаемых и по возрасту, и по силе веры, и по святости жизни. Хотя в Скиту не было общежития иноческого, но подвижники Скита, живя в отдельных келлиях по одному или с несколькими учениками, содержались трудами рук своих; но потребность поддержания церквей, при которых кроме того были больницы для престарелых или больных иноков, заставляли принимать от усердствующих приношения. Многие благочестивые люди считали долгом приносить инокам начатки и десятины плодов своих полей. Эти приношения разсылались от эконома инокам по келлиям, и самые великие старцы огорчались, если их обходили в этом дележе. Так, однажды прислано было в Скит несколько мелких смокв, и их, как ничего не стоящих, не послали к Авве Арсению. Старец, услышав об этом, не пошел в церковь и сказал: вы отлучили меня, лишив благословения, которое Бог послал братиям и которого я не удостоился получить. Всех тронуло смирение старца. Пресвитер пошел, отнес ему смокв и с радостью привел его в церковь 160 . В случае значительного приношения устроялись для братии общие вечери 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

О заслугах святых Отцов, как вселенских учителей святой веры 323 Препрославлен еси Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: Многоблагоутробне, слава Тебе!(тропарь отцов). Когда солнце, озарив сиянием своим весь видимый мир и совершив дневное течение свое, скрывается от наших взоров: тогда на тверди небесной появляется множество звезд, которые светом, заимствованным от того же светила, разгоняют мрак, окружающий нас. Подобно сему, когда Солнце правды, Христос, истинный Бог наш, исполнив всю вселенную пресветлым торжеством своего живоносного воскресения, – вознесся во славе на небеса, в виду учеников, и облак подъят Его от очию их ( Деян. 1:9 ), то на тверди церковной духовному взору верующих является ныне, для прославления, целый сонм святых отцов, которые, яко богосветлые светила, от запада, и севера, и моря, и востока стеклись некогда во град Никею, чтобы светом истинного Христова учения и веры апостольской разогнать тьму нечестия, распространявшуюся повсюду от лжеучителя Ария. Братья-христиане! Сии-то святые отцы, в числе 318-ти, составившие Никейский, 1-й Вселенский собор, в 825 году, по Рождеству Христову, по единодушному согласию, сложили из слов Божественного писания, тот символ веры , который мы повторяем ежедневно, – тот символ, доконченный на Константинопольском, 2-м Вселенском соборе, – который искони служил и всегда будет служить для всех православных христиан, всякого возраста и пола, истинным зерцалом веры и неизменным правилом ее. Но не в этом только отношении святые отцы суть наши наставники в истинной вере: от самых времен апостольских, с самаго начала христианства, и во времена тягчайших гонений, и среди полного торжества и благоустроения Церкви Христовой, и во все времена, они, яко истинные светила на земле, действительно являются вселенскими учителями: 1) как верные приемники и хранители апостольского учения, передававшие это Божественное учение из рода в род, и словом, и писанием, – всегда готовые запечатлеть истину его своей кровью; 2) как представители Церкви вселенской на святых вселенских соборах, своим единодушным согласием утверждавшие несомненную достоверность истин веры и святость правил церковных; и наконец, 3) как учредители и составители всего чина богослужения, которым истины веры, посредством песнопений и молитвословий общественных и домашних, делаются поистине достоянием народным всех и каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Отцы-Каппадокийцы и нищие Римской империи 8 марта — день памяти святой Горгонии, сестры святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви. 8 марта, 2014 8 марта — день памяти святой Горгонии, сестры святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви. Мы привыкли представлять древних христианских святых епископов аскетами, жившими если не в пустыни, то в крайней нищете. Нам представляется, что они изредка выходили из затвора и проповедовали, а толпы внимали им, покоряемые только лишь словом подвижников — нищих материально, но высоких духом. Поэтому слова недавней (а 30 лет – это совсем недавно по историческим меркам) атеистической пропаганды о том, что великие Отцы четвертого века, — века, который считается «Золотым веком» богословия, — были обычными рабовладельцами и эксплуатировали чужой труд, кажутся нам кощунственной неправдой. Мы представляем себе истощенного подвигами в Понтийском затворе святителя Василия Великого, мы видим озарённого Троическим светом Григория Богослова, чья пища, по его же словам, мало чем отличалась от трапезы птиц, и… не улавливаем главного парадокса четвертого века. Века, когда христианство стала «religio licita», разрешенной, а потом и государственной религией Римской империи. В Римской империи, как и в любой другой, были люди различного социального статуса, и это никем не оспаривалось. Благородные патриции и всадники заседали в судах и в городских советах, оплачивали строительство храмов, дорог, общественных зданий, содержание городских врачей, устраивали праздники с  колесничными бегами,  состязаниями певцов, поэтов – и гладиаторов! – и обеспечивали народное угощение. Так повелось издревле. Горгония – сестра Григория Богослова – была и дочерью патриция, и женой патриция. Теперь эта знать начинает принимать христианство… Нет, среди знатных людей христиане были и раньше – просто из-за гонений срок жизни этих людей был очень краток, и часто на суде они встречались со своими бывшими однокашниками по школе и училищу риторики. Однокашник удивлялся, видя своего друга приведенным в суд по обвинению во враждебной императору религии, пытался отговорить, и… в конце концов провозглашал смертный приговор.

http://pravmir.ru/otcy-kappadokijcy-i-ni...

— Прежде всего нужно сказать, что грубые представления средневекового католического Запада ни в коей мере не соответствуют святоотеческому православному Преданию. Святые Отцы Церкви, размышляя о рае и аде, всегда основывали свои рассуждения на безмерной благости Божией и никогда не смаковали в подробностях (как это мы находим у Данте) ни мучения ада, ни блаженства рая. Рай и ад никогда не представлялись им грубо материальными. Не случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает». Точно так же, по мысли прп. Ефрема Сирина , «сокровенное лоно рая недоступно созерцанию». Рассуждая о тайнах будущего века, Отцы Церкви учат согласно с Евангелием, что геенна уготована не для людей, а для падших и укоренившихся во зле духов, а Святитель Иоанн Златоуст отмечает воспитательное значение, которое имеет ад для человека: «Мы находимся в таком бедственном положении, что, не будь страха геенны, мы, пожалуй, и не подумали бы совершить что-нибудь доброе». Современный греческий богослов митрополит Иерофей Влахос вообще говорит об отсутствии в учении Отцов понятия о тварном аде — таким образом, он решительно отрицает те грубые представления, которыми полно франко-латинское предание. Православные Отцы упоминают и о тонких, духовных, «внешних» рае и аде, но основное внимание они предлагают обратить на «внутреннее» происхождение того состояния, что ждёт человека в будущем веке. Духовные рай и ад — это не награда и наказание со стороны Бога, а, соответственно, здравие и болезнь человеческой души, особенно ясно проявляющиеся в ином бытии. Души здоровые, то есть потрудившиеся над очищением от страстей, испытывают на себе просвещающее действие Божественной благодати, а души больные, то есть не соизволившие подъять труд очищения, — действие опаляющее. С другой стороны, мы должны понимать, что, кроме Бога, никто и ничто не может претендовать на совершенную невещественность: ангелы и души, конечно, обладают качественно отличной от видимого мира природой, но всё же они достаточно грубы по сравнению с абсолютным Духом Божиим. Поэтому их блаженство или страдания нельзя представлять чисто идеальными: они увязаны с их природным строем или нестроением.

http://pravoslavie.ru/38179.html

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие.Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен.Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!29 августа 1999 г.Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие.Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен.Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!29 августа 1999 г.Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010