Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Глава 1. Введение. На подступах к изучению христианского богословия Как правило, западные учебники по систематическому богословию начинаются с вопроса об авторитете: обладает ли Библия авторитетом сама по себе или же он зависит от каких-то земных или человеческих факторов, которые дополняют либо даже замещают его своим собственным авторитетом? Верующие евангельского толка без колебаний признают уникальный (а порой исключительный) авторитет самой Библии. Для них Писание – это первостепенный, а возможно, и единственный источник христианского учения. Между тем, сколь бы важным ни был вопрос авторитета Библии, Отцы церкви не окажут нам существенной помощи по части библиологии. Посему, если мы желаем заниматься богословием с помощью Отцов церкви, нам следует начинать не с учения о Писании, а с вопроса о разрыве, который непроизвольно возник между тем, чему мы учим, и тем, как мы живем. В этой вступительной главе я хотел бы кратко объяснить, почему в ранней церкви не придавали особого значения вопросу библейского авторитета, и затем обратиться к обсуждению упомянутого разрыва, который волновал Отцов церкви куда больше, нежели вопрос авторитета. Отцы церкви и авторитет Библии В эпоху Отцов церкви практически не возникал вопрос о библейском авторитете. Страницы патристических творений усеяны библейскими цитатами, и в них нет ни малейшего намека на то, что Отцы церкви сомневались в истинности Библии. Их больше интересовало истолкование Библии, а не то, следует ли ей доверять; их волновало, что Писание означает, а не вопрос его авторитета. Отцы церкви без колебаний принимали то, что Библия достоверна и авторитетна, и если судить по частоте библейских цитат в их творениях и тому, с каким благоговением они к ним относились, мы должны заключить, что Писание представляло для них уникальнейший авторитет. 4 В большинстве случаев они не видели необходимости в том, чтобы делать прямые заявления о своей вере в истинность или авторитетность Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Теодор Стилианопулос Глава четвертая. Отцы церкви и Священное Писание В нашем обсуждении различных аспектов Священного Писания, а также его использования и интерпретации в различных герменевтических контекстах уже не раз встречались ссылки на идеи и вклад отцов церкви. Хорошо известно, что они внимательнейшим образом изучали Библию. Отцы церкви были прежде всего библейскими богословами и комментаторами. Авторитет и ценность Священного Писания как важнейшего свидетельства божественного откровения были для них неоспоримы. В предании и богословии Православной церкви они пользуются особым влиянием. Учитывая все сказанное, нам необходимо рассмотреть святоотеческий подход к интерпретации Библии. В этой главе представлен обзор экзегетической работы отцов церкви в следующем порядке: 1) общий обзор святоотеческого экзегетического наследия; 2) святоотеческий взгляд на авторитет Священного Писания; 3) значение обращения к отцам церкви; и 4) обзор святоотеческой методологии. Святоотеческое экзегетическое наследие В последние пятьдесят лет ученые Вернер Йегер, Ганс фон Кампенхаузен, Дж.Л. Престиж, Ф.Л. Кросс, Г.В. Ламне, Генри Чадуик, Ж. Кастен и П. Хресту показали, сколь велики были достижения в литературном и богословском творчестве отцов церкви. Работа этих ученых, с одной стороны, развеяла некоторые ошибочные представления прошлого, например, об «эллинизации» христианства в древности, а с другой – создала основу для более глубокого и тщательного изучения святоотеческой мысли. С точки зрения библеистики экзегетическое наследие отцов церкви изучали такие ученые, как Ж. Даньелу, К. Шелкл, Р. Хансон, Р.М. Грант, Роуэн А. Грир, и в последнее время – Иоанн Панагопулос. Создано множество учебников и руководств по святоотеческой интерпретации Писания 152 . Время от времени в различных изданиях появляются ценные материалы, касающиеся святоотеческого подхода к Библии 153 . Однако, несмотря на возобновление исследований в области патрологии в XX веке, для библеистов экзегетические труды отцов церкви по-прежнему остаются неизведанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Глава 10 Пример Израильтян (1–11). Почему христианам нельзя участвовать в языческих жертвенных трапезах (12–22). Правила для тех, кто вкушает идоложертвенные яства (23–33) 1Кор.10:1–11 . В пример того, что можно при небрежности о собственном спасении, потерять его Ап. представляет древних Израильтян, вышедших с Моисеем из Египта. Этот народ видел многочисленные чудеса – эти знамения милости Божией к нему, – и, однако, весь погиб в пустыне, потому что ему не доставало способности к самоотречению. Такая же судьба предстоит и коринфским христианам, если они будут поступать как эти погибшие Израильтяне. 1Кор.10:1 .  Не хочу оставить вас, братия, в неведе­нии, что отцы наши все были под облаком, и все про­шли сквозь море; «Не хочу оставить вас, братия, в неведении». Коринфские христиане, конечно, знали историю изведения евреев из Египта, но не имели достаточно ясного представления о значении событий, соединенных с этим изведением. – «Отцы наши». Ап. говорит не как иудей. Он видит в христианской Церкви как бы высшую ступень развития ветхозаветной Церкви, и для него отцы иудейского народа суть вместе и отцы христиан. – «Были» ( σαν) – указывает на продолжительное состояние. – «Под облаком». Это выражение (под – υπ) дает мысль о защите Божией, символом которой служило облако, двигавшееся над ополчением Израильским ( Исх.13:21 и сл.). 1Кор.10:2 .  и все крестились в Мо­исея в облаке и в море; Переход евреев чрез Чермное море имел сам по себе символическое значение и, кроме того, прообразовал собою христианское крещение. Как крещаемый, погружаясь в воду, в то время как над ним произносится формула таинства, находит в этой воде, так сказать, опору для своего спасения, так и евреи, стоя под облаком и проходя чрез море, получили в этом видимое знамение божественного благоволения и спасения. Они теперь уходили из Египта, страны рабства и идолослужения, как христиане чрез крещение обособляются от прежней жизни во грехе и под осуждением Божиим. – «Крестились в Моисея». Евреи пошли в след за Моисеем с полною верою в него, соединились с ним самым тесным образом, именно так, как христиане в крещении соединяются всецело со Христом и становятся телом Его ( Рим.6:3–5 ). – «В облаке и в море», т. е. чрез покрытие их облаком и чрез прохождение чрез Чермное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сортировать по Исключить новости Муравьиными шагами по Лествице В отличии от коммунистических идеологов, отцы Церкви никогда не обещают нам, что радостно будет когда-то очень не скоро, в Царствии Небесном. Напротив, святые отцы учат, что в вечности с нами останется только то, что мы имеем уже сейчас, во временной жизни. 18 апреля, 2013 В отличии от коммунистических идеологов, отцы Церкви никогда не обещают нам, что радостно будет когда-то очень не скоро, в Царствии Небесном. Напротив, святые отцы учат, что в вечности с нами останется только то, что мы имеем уже сейчас, во временной жизни. В начале 90-х мне в руки как-то попалась американская протестантская брошюра — что-то из серии «Как организовать изучение Библии в малой группе до пяти человек». Я подумала: что за ерунда? Разве название уже не дает исчерпывающий ответ на поставленный в заголовке вопрос? Да просто собраться компанией не более пяти человек и изучать Библию. Но потом меня все-таки одолело любопытство, я начала читать эту брошюру и уже не могла оторваться: ну надо же, сколько тут полезного опыта! Сколько мелких и подробных деталей, тонких аспектов, о которых начинающий ведущий библейской группы сам по себе ни за что бы не догадался. В последнее время модно говорить о «советском наследии» и «пережитках советского времени» в церковной жизни. Как правило, под этим подразумевается что-то негативное. Сейчас мы не будем спорить о том, чего больше мы унаследовали от советской эпохи — плохого или хорошего. Остановимся на одной конкретной особенности нашей постсоветской жизни церковной в частности и общественной в целом, благодаря которой протестантская брошюра о малых группах меня и удивила. Эта характерная особенность — постановка очень глобальных задач при отсутствии внимания к деталям и отдельным маленьким шагам. Все, кто успел встретить 1991 год в уже достаточно сознательном возрасте, прекрасно помнят советские лозунги: «Даешь пятилетку за четыре года!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Экономика должна быть экономной» или самый прекрасный — «Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!» Как вы думаете, что общего в этих лозунгах, на первый взгляд, таких разных? Поставлена очень глобальная, великая, космическая цель, но ничего не говорится о путях ее достижения.

http://pravmir.ru/muravinymi-shagami-po-...

Разделы портала «Азбука веры» Тургенев И.С. Отцы и дети " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 204w, 102w " sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Отцы и дети " > Оглавление I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII Библейский сюжет. Иван Тургенев. «Отцы и дети» I — Что, Петр, не видать еще? — спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками. Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: “Никак нетс, не видать”. — Не видать? — повторил барин. — Не видать, — вторично ответствовал слуга. Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом. Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел “ферму”, — в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль. Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди, и воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями. Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу “матушек-командирш”, носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, — словом, жила в свое удовольствие.

http://azbyka.ru/fiction/otcy-i-deti/?pr...

Теодор Стилианопулос Глава пятая. Современная библейская наука Просвещенный и ответственный читатель Писания не может пройти мимо вызова науки. Наука – это сосредоточенное и систематическое изучение предмета, ценная и чрезвычайно плодотворная деятельность, возраст которой равен возрасту самой цивилизации. В Древнем Египте и Вавилоне были свои учителя мудрости. Евреи, греки и римляне высоко ценили обучение и образование 187 . Сама Библия – продукт исторической и филологической работы, в ней немало свидетельств о научных занятиях людей той эпохи. Например, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, прямо указывает на одного из учителей израильских, руководившего школой и написавшего эту книгу, впоследствии переведенную его внуком на греческий 188 . Евангелие от Матфея, созданное христианским проповедником, выносившим «из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф. 13:52 ), содержит собрание поучений Иисуса, иногда объединенных в пространные речи (как Нагорная проповедь, Мф. 5–7 ), и является результатом напряженного интеллектуального труда 189 . Высокообразованный апостол Павел, бывший фарисей, знаток Закона, владевший несколькими языками, как мы видим из его посланий к Римлянам, Коринфянам и Галатам, был способен вести на высочайшем уровне сложные богословские дискуссии по спорным для первых христиан вопросам. Отцы церкви также культивировали систематическое образование на основе как Писания, так и классического античного наследия. Несмотря на знаменитый скептический вопрос Тертуллиана : «Что общего у Афин с Иерусалимом?», отцы церкви чтили классическую традицию и, следуя примеру большинства ученых, ценили и поощряли образование, соответствующее нуждам и возможностям их эпохи. Изучение Библии в университетах, колледжах и семинариях в наши дни продолжает эту богатую традицию. Современные библеисты пользуются новейшими методами. Основная цель их деятельности – культивировать знание в определенных областях и вносить свой вклад в развитие цивилизации. Неудивительно, что они, как и отцы церкви в свое время, вовлечены в интеллектуальный поиск, в развитие языка и методик, а также в обсуждение социальных и политических проблем современности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Продолжение краткого изложения современного православного учения о личности (ипостаси) Ответы на комментарии 30.03.2017 528 Время на чтение 11 минут Целью моей краткой статьи « Краткое изложение современного православного учения о личности (ипостаси) » было рассмотреть некоторые утверждения многоуважаемого митрополита Иерофея (Влахоса), показывающие кризис современного богословия, в первую очередь русского. Вот его высказывания: «Сегодня предпринимаются многочисленные анализы в отношении « личности человека » и, конечно же устанавливаются ее характеристики, которым являются самопознание, отличие и экстаз - (эротическая любовь)... Мнение, что человек является персоной, личностью восходит к русскому богослову Владимиру Лосскому... Действительно, Отцы делали анализ понятий лицо-ипостась в Троичном Боге, но они не говорили о человеке как личности . Но в святооотеческой традиции такое разделение между личностью и индививдуумом не существует .» ( http://apologet.spb.ru/ru/2832.html , статья: «Богословский кризис и случаи его в современной церковной жизни»). В качестве комментария приведу высказывания современного Святого Отца преподобного Иустина (Поповича). Книга Догматика православной Церкви. Экклесиология: «Это возрастание всякой человеческой личности в Церкви бывает от главы Церкви - Господа Христа» - стр.15, «...всей жизнью Церкви в целом и жизнью всякого члена Церкви в отдельности руководит и управляет Сам Господь, так что ничего не бывает без Него, но в то же время и без нашего труда, личного подвига и старания» - стр. 33, «...только в Церкви совершенным образом решена и проблема личности, и проблема общества; и только в Церкви реализована и совершенная личность, и совершенное общество. По сути, вне Церкви нет ни настоящей личности, ни настоящего общества» - стр.34. Как видно из цитат, не только современные богословы (и греческие, кстати, тоже - Христос Яннарас), но и современные Святые Отцы употребляют термин «человеческая личность».

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/31/...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Карфагенского Собора Часть 1 Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. На Соборе были и легаты Римского Папы. Поводом к созыву собора послужило возникновение вопроса о праве Римского Папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы собора приняли несколько новых правил и пересмотрели правила, принятые на предыдущих Соборах. Таким образом были собраны во едино правила четырнадцати Соборов с 348 по 418 г. включительно. Нумерация этих правил в разных канонических сборниках неодинакова. В некоторых сборниках отдельные правила разделены на два, три и пять правил. В Кормчей числится 134 правила и дополнительных пять, а в Книге Правил – 147 правил и Послание к Папе Келестину. В греческом сборнике Пидалион 141 правило кроме этого послания, в Афинской Синтагме их 133 и послание. В издании еп. Никодима Далматинского нумерация Синтагмы. 1 . Определения Никейского Собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ сказал: сии определения имеются у нас в списках, которые тогда Отцы наши принесли с собою от Никейского Собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным Собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются. Пред сим правилом читаны были на Соборе Символ и правила Никейского Собора. Сверх же того, Фавстин, епископ Пикенский, местоблюститель Римского епископа Вонифатия, представил данное ему письменное наставление, в котором предлагались Собору правила о перенесении судных дел от епархиального епископа к Римскому и к соседним епископам, которые в сей записи названы были правилами Никейского Вселенского Собора, но которые в самом деле были 5 и 14 правилами Поместного Сардикийского Собора. На сие Отцы Карфагенского Собора ответствовали, что они в своих списках Никейского Собора не находят сих правил и, для разрешения сомнения, положили истребовать верные списки правил Никейского Собора от епископов Антиохийского, Александрийского и Константинопольского. А дабы не оставить никакого сомнения в своем повиновении правилам Никейского Собора, по предложению Аврилия, епископа Карфагенского, изложили настоящее правило.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Скачать epub pdf О стяжании внутреннего целомудрия 127 Сегодня мы проведем беседу о блудной страсти на основании Евангелия. Мы увидим, что из самого евангельского текста, из самого поучения Господа Иисуса Христа можно сделать выводы о том, как следует вести себя по отношению к этой страсти и как нужно с ней бороться. Если мы внимательно прочитаем соответствующие заповеди Спасителя и вникнем в них, то увидим, что Он не только запрещает нам следовать блудной страсти, но и указывает средства для того, чтобы мы могли уничтожить ее и сделать свое сердце чистым. Блудная страсть, действующая в большей или меньшей степени, есть практически у всех людей. Одни как-то терпят ее, другие ужасно страдают. Не знать, что с собой делать во время нашествия или усиления брани, конечно, небезопасно. Не нужно думать, что аскетическое учение святых отцов является неким дополнением к Евангелию. Святые отцы, рассуждая на самые разнообразные темы и преподавая нравственные уроки, черпали вдохновение в Евангелии – этом неиссякаемом источнике мудрости для всякого истинного христианина, а в особенности для учителей Церкви. Святые отцы не привнесли в евангельское учение ничего нового. Терминологию, правда, они заимствовали у различных философских школ, переработав ее в соответствии с богооткровенным учением, но суть христианского учения – это Евангелие, Божественное Откровение, учение Господа Иисуса Христа. В разные времена и в разных народностях его воспринимали по-разному: христиане первых веков – одним образом; учители Церкви III–IV веков – другим; сирийцы, египтяне, греки, русские – в соответствии со своим национальным характером. Но суть всегда была одна и та же, незыблемая, неизменная, – Евангелие. Сегодня мы не будем рассматривать аскетические творения святых отцов, а обратимся к Евангелию, чтобы непосредственно в нем увидеть учение о борьбе с блудной страстью. Нужно сказать, что выражение «блудная страсть» не употребляется в Евангелии. Само слово «страсть» заимствовано из учения стоической философской школы. В Евангелии содержится лишь конкретное запрещение блудного греха, и в нем нет тех обобщений, которые делают святые отцы. Например, они выделяют восемь главных страстей и четыре главные добродетели. Поскольку такая систематизация страстей помогает нам в нашей борьбе с грехом, мы и пользуемся традиционным учением отцов и их терминологией.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

211. О слезах спасительных и опасных Мой добрый читатель пишет мне: “Вы говорите: Не должно гоняться за умилительными слезами при молитве». Да ведь когда раскрываешь свою грешную душу на молитве пред Вседержителем, слеза умиления невольно изойдет. В чем же тут опасность для человека? Зачем же думать, что если я прослезился при молитве, то молитва стала не угодна Богу? Нужно сознавать свою духовную немощь: это-то и может вызвать у сокрушенного сердца покаянную слезу и сознание своей греховности. Какая же будет молитва , когда я, не настроя себя молитвенно, не смогу вообразить, что я стою пред Господом, Которого только по греховности моей не могу видеть, но Он видит меня и душу мою». Не знаю, что смущает писавшего сии строки. Ведь большая разница сказать “гоняться за умилительными слезами», то есть искусственно как бы выжимать их из своих очей, и сказать: “Слеза умиления невольно изойдет». В последнем случае, конечно, нет опасности, если при такой слезе человек скажет себе: “Вот как непостоянно мое молитвенное настроение: сейчас будто слезинка капнула из грешных очей, а час назад полонили и через час потом опять заполонят грешные мысли мою душу. Минутное, только минутное движение сердечного чувства – как же я духовно немощен, грешен, непостоянен!». Да, при таком настроении сокрушенного сердца – пусть льются эти сладкие “невольные» слезы! Блаженны такие плачущие! Хорошо и то, если грешник притом “стоит пред Господом», – стоит, но не воображает, не рисует себе в фантазии Его лик, Его образ. Вот этого воображения, как я писал в предыдущем дневнике моем, надо остерегаться. И смущаться тем, что говорят святые отцы, а согласно с их благодатным словом и мы, грешные пастыри Церкви, никому не подобает. Если не все понятно – надо смиряться, а не смущаться, ибо смущение святые отцы называют “вражескою колесницей». Оно свидетельствует о недостатке смирения в душе смущающегося: смиренный, говорят святые отцы, не смутится, если и небо упадет на землю. Теперь о слезах. Всякие бывают слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010