протопресвитер Иоанн Мейендорф Содержание Введение    Как православному человеку хранить свою веру и свидетельствовать о ней в изменчивом мире двадцатого столетия? На этот вызов нашего времени может быть только один ответ — живое Предание.    Всякое православное богословие и всякое православное свидетельство непременно традиционны в том смысле, что они соответствуют не только Священному Писанию, но и опыту Отцов Церкви и святых, а также постоянному священнодействию смерти Христа и Его Воскресения в богослужении Церкви. Однако термин «традиционное богословие» может означать и богословие мертвое, если традиционность отождествляется с простым повторением. Такое богословие может оказаться неспособным увидеть вопросы своего времени, может противопоставить новым ересям вчерашние аргументы.    Но мертвый традиционализм не может быть истинно традиционным. Святоотеческое богословие характеризуется прежде всего тем, что оно смогло ответить на вызовы своего времени, сохраняя при этом верность изначальной, апостольской вере. Итак, просто повторять то, что сказали Отцы, значит изменять их духу и тому замыслу, который они воплотили в своем богословии.    Великие отцы-каппадокийцы четвертого века, свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, являются подлинными столпами православного христианства потому, что они сумели соблюсти веру перед лицом двух великих опасностей. Первой была арианская ересь, отрицавшая Божество Христа, второй — вызов, брошенный древнегреческой философией, имевшей большое влияние. Эта философия царила над умами просвещенных людей в течение столетий; и именно из-за своей привлекательности, традиционности, престижности она мешала многим грекам принять новую библейскую веру учеников Христовых. Обе эти проблемы Отцы видели ясно и отвечали на них компетентно. Они не просто анафематствовали ариан, а создали положительную и современную терминологию для разъяснения тайны Святой Троицы, ту терминологию, которая запечатлена в Символе веры. Они не просто отрицали ценность греческой философии, но показали также, что лучшие ее прозрения могут быть успешно использованы в христианском богословии, при условии, что высшим критерием истины признается Евангелие Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3292...

Святые отцы и блаженные учителя церкви писали об обрядовом законе Моисея более в первые века, потому что в то время для них было больше побуждений к тому. Побуждения эти состояли, главным образом, в неправильном учении об обрядовом законе с одной стороны иудействующих еретиков, а с другой – язычествующих гностиков и манихеев. Иудействующие преувеличивали значение обрядового закона, считая его необходимым и в новом завете; гностики же и манихеи, напротив, унижали этот закон до того, что считали его произведением особого, будто бы злого бога. Против первых отцы и учители доказывали временное значение обрядового закона и бесполезность исполнения его для христиан, а против вторых – высокое, хотя и временное значение того же закона, создателем которого был премудрый и всеблагий Бог . В первом направлении об обрядовом законе писали: св. ап. Варнава (ум. в 76 г.) в своем «Послании“, св. Авустин Мученик (ум. в 166 г.) в «Разговоре с Трифоном иудеем», Тертуллиан (ум. в 211 г.) в сочинении «Против иудеев“, св. Киприан (ум. в 258 г.), св. Ефрем Сирин (ум. в 372 г.) и св. Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) – в сочинениях под последним же названием («Против иудеев»). В защиту обрядового закона от нападений на него гностиков и манихеев писали: св. Ириней Лионский (ум. в 202 г.) в IY-й книге сочинения «Против ересей», Тертуллиан «Против Маркиона», блаж. Августин (ум. в 480 г.) в сочинениях против манихеев. Другие отцы касались обрядового закона в сочинениях, написанных ими в защиту христианства против иудеев и язычников или отдельно против языческой философии. Таковы капитальные сочинения: Евсевия Кесарийского (ум. в 340 г.) «Приготовления к Евангелию» и «Доказательства Евангелия“, блаж. Августина «О граде Божьем» и блаж. Феодорита (ум. в 457 г.) «Врачевание эллинских недугов“. Наконец, четвертый класс сочинений отцов, касающихся обрядового закона, и в отличие от вышеуказанных уже не имеющих полемической цели, составляют отеческие толкования св. Писания. Из них для нашей задачи важны: толкования Оригена (ум. в 254 г.) на книги Моисея, толкования св. Ефрема Сирина , блаж. Феодорита, св. Кирилла Александрийкого (ум. в 444 г.) «Искусные объяснения избранных мест из книг Моисея» и блаж. Августина толкование на семикнижие 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава первая. Общий обзор источников Содержание этой первой главы не может не быть более чем скромным. Разве возможно на нескольких десятках страниц представить полную картину всех, столь многочисленных на Востоке, трудов, написанных о молитве? Кроме того, очень трудно классифицировать авторов на основе различия их направлений. Конечно, эти различия существуют. Среди разнообразных способов молитвы каждый выбирал тот, который ему больше подходил: молитва литургическая, личная, словесная, умная и т. д. Но при этом никто не должен был неизменно оставаться в рамках своего выбора. Ведь эти различные способы молитвы выражают и постоянное возрастание духа в беседе с Богом. Существуют разные ступени ее, от словесного произнесения молитв до мистических озарений. Но такое возрастание гораздо меньше связано с различными «школами» или с обстоятельствами времени и места, чем с духовным развитием каждого, и порой может в разной степени варьироваться даже у одного автора. И потому в качестве введения мы удовольствуемся простым представлением авторов, рассматриваемых в нашей книге 19 . Мы соединим вместе краткое описание книг, форм и понятий литургической молитвы, используемых в различных обрядах, но еще не вошедших в словарь нашей культуры. I. Отцы и духовные писатели Ранние Отцы Первые документы непосредственно апостольской эпохи содержат важные наставления о евхаристической молитве и исповедании грехов. К ним восходит начало четкого определения типических особенностей христианской молитвы 20 . Так, например, завершающим строкам первого Послания к Коринфянам Климента Римского предшествует замечательная молитва 21 . В Посланиях Игнатия Антиохийского († ок. 110–117) мы находим мистические рассуждения о Евхаристии, о Церкви, о двух природах Христа 22 . Пастырь Ерма – небольшое произведение о различении духов – наиболее древнее из известных нам, в нем душа рассматривается в ее отношениях с Богом как арена борьбы, которую злой дух ведет в человеке с духом, исходящим от Бога 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Алексей Нестерук Глава II. Особое место богословия по сравнению с другими науками: святоотеческое понимание против современного Богословие как опыт богообщения: как святые отцы понимали богословие Оксфордский словарь (1990) дает богословию следующее определение: это «наука религии, особенно христианской». Поскольку в этом определении задействовано слово «наука», возникает вопрос: можно ли назвать богословие наукой в том же смысле, что и физику, биологию, психологию или социологию? История свидетельствует о том, что это определение богословия как особого предмета, которому можно учить и учиться, не совсем то, что имели в виду отцы церкви, когда они употребляли термин theologia. Термин «богословие» (или «теология») взят не из Писания: его нет ни в Ветхом Завете, ни в Новом. Апологеты II века относились к этому слову с некоторым подозрением, так как тогда считалось, что оно, подобно греческой философии, относится к рассуждениям о языческих богах. Термин «богословие» был введен в христианский контекст и узаконен Оригеном и Климентом Александрийским , которого некоторые авторы считают основоположником богословия 178 . Климент ввел философию в область веры с тем, чтобы установить более «научную и точную веру», – по Клименту, богословие, или наглядную веру, то есть знание (гнозис). Универсального же, общего для всех отцов определения «богословия» в греческой патристике не существует. Святые отцы разделяли мнение о том, что богословие – это систематическое изложение христианского вероучения, но каждый из них выражал свой подход к нему по-своему. Например, ярким контрастом дискурсивного определения богословия у Климента является известное изречение Евагрия Понтийского (ок. 345–399) о том, что богословие – это молитва: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если ты истинно молишься, то ты богослов» 179 . В этом изречении заключена бесценная мысль о том, что истина, являющаяся предметом богословских изысканий, достижима только через личное в ней участие через молитву – молитву, составляющую живой опыт истины, только в ней и возможный. В приведенной цитате Евагрий развивает мысли своего учителя св. Григория Богослова (Назианзина) о том, что необходимые предпосылки богословия – аскетическая жизнь, добродетель и нравственное очищение 180 . Говоря более категорично, богословие невозможно без очищения (katharsis). Ссылку на это определение богословия можно найти в Новом Завете: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Богородичные отцы и матери богемы РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26695.html 01 марта 2006 Александр Щипков Богородичные отцы и матери богемы Опубликовано: Церковно-общественный вестник, 5 июня 1997 (приложение к Русской мысли 05.06.97) Собирая для всякой научной надобности материалы по русскому new age, я всегда с некоторой гордостью отмечал, что наши " секты " величественно живописны по сравнению с западными " культами " . Читаешь иной раз суровые приговоры обличительных трудов Александра Леонидовича  (а где еще мудрости почерпнешь?) о церкви сайентологии или апологетические высказывания Глеба Павловича  о той же организации, видишь скуку одномерную и понимаешь, что не под силу немцу, даже вполне умалишенному, придумать эдакую религиозную штуковину с наворотами и прибамбасами, как это может сделать какой-нибудь интеллектуально неспокойный житель русской глубинки. Да и называются наши сочно, без обиняков сек-тан-та-ми, а ихние виновато-извинительно – культистами. Поэтому про тех не стану, а про наших расскажу, ведь духовные судьбы России решаются не только на уровне высокого богословия да в спорах о схизме, но и на уровне буйного, неотесанного богомудрования, которое провоцирует возникновение экстравагантных мировоззренческих систем. Позволим себе называть их " авторскими религиями " . Автор мужчина Как и у большинства русских сект, идеология Богородичного центра (БЦ) – это наполовину судьба и взгляды его основателя московского писателя Вениамина Береславского. Он писал много  . Читали его мало. До тех пор, покуда он не стал пророком. Где-то в середине семидесятых Вениамин Береславский пришел к православию. Много странствовал по святым местам. Проживал в окрестностях Почаевского монастыря, где духовно окормлялся подле некоей " старицы " Евфросинии. Сказывают, что в конце жизни она объявилась четвертой ипостасью Троицы и предрекла свое воскресение на сороковой день. Воскресла она или нет, доподлинно неизвестно, но в 1984 г. в Смоленске на Соборном дворе перед иконой Одигитрии Береславскому случилось видение в женском облике, которое он трактовал как посещение Богородицы. С той поры он якобы ежедневно слышит голос Божией Матери. " Услышанное " им уже составило около 20 томов " богодухновенных " текстов. Береславский понял, что является пророком, принял постриг в " секачевской " неокатакомбной общине с именем Иоанн и разработал следующее учение о третьем Богородичном завете.

http://religare.ru/2_26695_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые Отцы и «Оптимистическое богословие» Вопрос о вечности адских мук в работах православных богословов XX века 04.09.2001 563 Время на чтение 20 минут Вступление " Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, - да будет анафема " . Так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный св. Юстинианом Великим, принятый Поместным Константинопольским Собором 543 г. и утвержденный Пятым Вселенским Собором (=12 анафематизм). Впоследствии общее осуждение неправославных мнений Оригена подтвердили отцы Пято-шестого, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов. Таковых мнений было несколько, из них наиболее известные, - предсуществование душ, множественность миров, всеобщий апокатастасис (учение о всеобщем восстановлении). Мнение, осужденное девятым анафематизмом, стоит несколько особняком, поскольку идея о конечности адских мук существовала и автономно от Оригена. Оригену, а более же, его поздним последователям IV-VI веков принадлежит лишь оригинальное метафизическое осмысление ее. Помимо собственно Оригена, подобные мысли можно обнаружить также у Дидима Слепца, св. Григория Нисского, Евагрия Понтийского, Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского. Вместе с тем в Церкви всегда существовало ярко выраженное и бескомпромиссное противостояние этому мнению, выражавшее исконно-христианское учение об адских муках. При том, что богословские споры о неправославных мнениях Оригена начались, насколько можно судить по некоторым источникам, при жизни последнего, к концу III века с обстоятельной критикой богословских идей Оригена выступили с позийций александрийского ( " не-оригенистского " ) богословия св. Пер, с позиций малоазийского богословия - св. Мефодий, а с позиций антиохийского богословия - св. Евстафий, а уже к концу IV века споры вокруг них приобрели такую степень накала, что около 400 г. состоялось целых три Поместных Собора, осудивших учение Оригена - Александрийский, под председательством Феофила, Кипрский, под председательством св.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

И.Ц. Миронович Лекция 7. Церковь как хранительница и истолковательница Священного Писания Всех вас приветствую, кланяюсь. И мы продолжаем наши занятия по Библейской истории, потому что этот предмет лежит в основе всей пирамиды богословского вдения. И вот это краеугольный камень – то, чем мы с вами занимаемся, и есть краеугольный камень. К сожалению, многие строители отвергают этот камень, а он-то и должен быть положен во главу угла (см. Мф. 21:42 ). Потому что нет другого имени под небом данного, которым бы нам надлежало спастись (см. Деян. 4:12 ). А всё Писание свидетельствует как раз об этом спасительном имени (ср. Ин. 5:39 ). И вот что нужно сказать. Библейская история в её святоотеческом понимании – у нас должен быть вектор, ориентир, как компас, с которого мы не должны сходить, – это святые отцы, и особенно отцы эпохи Церкви неразделённой. К сожалению, Церковь Христова страдает – страдает от неправильного поведения людей, которые вносят в неё сумбур, ереси, расколы, вражду. Дело доходило до того в веке, что в некоторых городах функционировал только один православный храм. В годы обновленчества, когда сюда приехал Владыка будущий, митрополит, Лемешевский – подскажите – Мануил, маленького ростика, его из-за народа и не видно было, практически все приходы были заняты и захвачены обновленцами. Он через полгода перевернул всю епархию, и стало массовое опять обращение в Православие. Вот есть в любой области критерий такой, на который нужно ориентироваться. И вот для нас – это Святые отцы. И я вам говорю: поскольку их много, то вы сориентируйте себя, исходя из собственных личных симпатий, что вам ближе к сердцу. И таких, что вам ближе к сердцу, возьмите одного отца восточного – вот вам Ефрем Сирин , вот вам Иоанн Златоуст , вот великие Каппадокийцы. И кого-нибудь из западных. Это Августин и Иероним – все остальные их повторяют и базируются на них. Вот мало симпатий у меня вызывает, допустим, Ренан, но иногда он говорил очень хорошие вещи. И вот относительно нашего творчества, что мы делаем? Мы в своих трудах разбавляем мысли древних. То, что сказано древними, как максима в одной строке, мы на эту тему пишем целые произведения, и защищаем их, и получаем какие-то учёные звания – разбавляем мысли древних. Поэтому нужно стремиться, себя образовать, устроить внутренне во всех отношениях хорошо, надо взять кого-то из отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Паломничество в Иверон От Филофея полтора часа ходу - четвертый монастырь, Ивер , преславныя и богатая Лавра: храм во имя Успения Бо­жия Матери; храм велик и прекрасен, благолепно убран и весь иконопнсан. В сем монастыре обретается лречудная икона Пресвятым Владычицы нашея Богородицы, нарицаемая Иверсекая, Вратница Афонская, которая и доднесь источает чудеса многая.         Предание об Иверской иконе     Предание о ней вое имеется: «Сия икона пришла в Афонскую Гору по морю, поверх воды, яко на лакоть. Пришла она нощию. Поутру отцы, увидевши икону на море стоящую и яко солнце сияющую, вышли с литиею, крестным ходом, и хо­тели ее взять; но она поднялась на высоту. Отцы много моли­лись, но ничтоже успели. От монастыря два часа ходу, в глубо­чайшей пустыне, и доныне зовомой Гаврилнна гора, жил один монах, пустынножитель, именем Гавриил.    В ту нощь явившись ему Царица Небесная Богородица, сказала ему, чтобы он скоро шел в монастырь, взял с моря Ея икону, и поставил ее во вратах монастырских; и еще сказала: " Аз еемь вратница и страж мона­стырю сему и всей Горе Афонской " ; и стала невидима. Старец Гавриил, послушав и скоро пришел в монастырь, и уви­дел, что братия на бреге моря стоят, а некоторые в ладиях пла­вают, икона же Пресвятая Богородицы на воздусе стоит. Ста­рец с верою пошел по морю, яко посуху, взял чудотворную икону Богородицы, и вынес ее на брег. Ще вышел на сушу, там появился источник воды, который до сего дня течет.    Гавриил поставил икону во вратах монастырских, как заповедала Бого­родица, и сказал, что Она будет вратница обители сей и всей Горе Афонской; а сам ушел в свою пустынную келию. Отцы по­ставили икону в соборной церкви, но поутру паки обрели ее во вратах. Триады покушались вносить икону в храм, но паки об­ретали ее на вратах. Потом оставили ее там стоять. По этому и наречеся Вратница. Там устроили малую церковь, которая и до­днесь существует, и в ней стоит чудотворная икона Богоматери Вратарница. А врата от иконы повернули направо. Иверскою икона названа по сему случаю: После ея явления прошло не­сколько времени: приходит в монастырь некий юноша, от И вере кия земли, что ныне именуется фузия. Когда юноша взо­шел в церковь, и увидал икону, то узнал ее, заплакал, и сказал к ней:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=171

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О страстях и добродетелях Святой Иоанн Дамаскин — один из самых выдающихся и славных отцов Церкви. «Источник знания» ценен тем, что представляет собой полный свод всех христианских догматов. Его автор жил в эпоху после первых шести Вселенских Соборов и, по сути дела, является создателем соборной формулы последнего, VII Вселенского Собора. Все предшествовавшие Иоанну Дамаскину отцы жили по крайней мере до возникновения иконоборческой ереси и потому не передали нам всю полноту догматики. Так, свв. отцы–каппадокийцы жили в IV, «Ареопагитики» относятся к VI в., прп. Максим Исповедник жил в VII в. Именно в силу того, что он был первым полным сводом христианских догматов, «Источник знания» имел огромное, ни с чем не сравнимое влияние на развитие позднейшего богословия как на Востоке, так и на Западе. Предлагаем ознакомится с одним из творений книги «Источник знания»  Иоанна Дамаскина. О страстях и добродетелях Об осьми главных страстях (С греческого перевод святителя Феофана — из рукописей его) 1) Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят св. отцы. Первый — чревоугодия; второй — злой и срамной похоти; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, и гордости — восьмой. И так ведать тебе, монах, и внимать тщательно надлежит, какою страстью возмущаем бываешь ты и тревожим от врагов наших, духов злобы, и к какому страстному помышлению склонность имеет ум твой. 2) Если увидишь, что бываешь тревожим от чревоугодия и сластености, то утесни чрево свое, весом и мерою определяя, для себя пищу и питие; имей непрестанную память об отшествии отселе души, также о будущем суде и страшной геенне; возгревая в тоже время и возжелание царствия небесного. Сим способом возможешь ты победить чревоугодливое сластолюбие, и возымеешь к нему омерзение. 3) Если схвачен будеши духом срамной и злой похоти, то восприими подвиг воздержания телесного и сокрушения душевного, равно как бдения и прилежной молитвы; к тому же держи себя бездерзновенно (не смело пред всеми), никого не осуждай и не оговаривай, и ни к кому не имей отвращения; еще поминай о смерти и возлюби жажду; наипаче же не позволяй себе видеться с женщинами и беседы с ними вести, — еще лучше совсем не смотреть на лица их. Делай так, и избавишься от этой страсти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Приход и исчезновение благодати 5. Приход и исчезновение благодати   —  Да, по этому вопросу мой долг просветить тебя еще немного. Подвижники знают, что диавол лукав, но знают также, что он побежден и бессилен. Они на опыте испытали ненависть сатаны, но познали также человеколюбие и сладчайшую любовь Христову. В этой войне человеколюбие Божие одерживает верх. Господь постепенно приходит в душу, и чем более Он приближается, тем большую дает благодать и радость. После каждой битвы в душе воцаряются уразумеваемая невыразимая и неизъяснимая благодать, радость, тишина и покой. “Начало молитвы — истинная, сердечная теплота, попаляющая страсти и производящая в душе веселие и радость”, по словам святого Григория Синаита. И мы хорошо это чувствуем, поскольку приобретаем состояние, которого ранее не имели. Все в нас утихает и умиротворяется. Молитва “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя” совершается как славословие. “Слава Тебе, Боже!” Тогда мы делаем упор, главным образом, на слове “ИИСУСЕ”, ибо “Иисус присутствует”. Память об Иисусе, сосредотачивающаяся вместе с умом в сердце, дается без труда и больших усилий. И каждый раз какой сладостью наполняется сердце! Мы не желаем утратить эти божественные часы и чрезвычайно тоскуем о них. Мой усопший старец 6 часов творил Иисусову молитву, а ему казалось, что прошло лишь четверть часа... Радость приходит, как волны. И тогда бьется сердце. Многие отцы говорят о готовности сердца выпрыгнуть. — Отче, я вспомнил, что таким же образом истолковывает преподобный Никодим и молитву Пресвятой Богородицы “Возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем”. Действительно, в тот момент мне вспомнилось поучение святого Никодима. “И ликует делатель молитвы, и от чрезвычайной и сильной радости стучит, трепещет и бьется его сердце; и приходит оно в восторг; о таковом ликовании отцы-подвижники говорят, что сердце от действия Божественной благодати прыгает и скачет”. И продолжает далее: “И, когда посещает благодать и Дух Святой таинственно действует в душе твоей, сердце твое по причине священной и так называемой сердечной молитвы готово выпрыгнуть”. Об этом свидетельствуют многие отцы Церкви. Так, святые Григорий Палама, Василий Великий и Афанасий Великий считают трепет и биение сердца, ликующего от любви к благому, признаком благодати.

http://isihazm.ru/?id=1496

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010