Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Страсть чревоугодия и современная проблема переедания Проблема переедания для современного человека является все более актуальной и трудноразрешимой. Диагноз «ожирение» в последнее десятилетие становится эпидемией в развитых странах. Действительно, редко можно встретить человека, которому незнакома тема переедания, избыточного веса. Причины этого самые разнообразные: от желания вести здоровый образ жизни до мучительной зависимости от сладкого и т. д., от элементарной заботы о здоровье до стремления к порой неосуществимой мечте: «90–60–90». Очевидно, проблема переедания в первую очередь связана с тем, что современный человек естественную потребность в пище превращает в удовольствие, а затем в страсть. 1.1. Святоотеческое понимание чревоугодия Как описывают страсть чревоугодия святые отцы Православной Церкви? Какое место страсть чревоугодия занимает среди восьми главных страстей? И наконец, что же такое чревоугодие по учению святых отцов? 1.1.1. Святые отцы о проявлении страсти чревоугодия Прежде чем перейти к пониманию страсти чревоугодия в святоотеческой литературе, обратимся к Евангелию, на которое опирались святые отцы. Например, в Евангелии от Луки можно прочитать: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (выделено нами) и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк. 21, 34–35 ). Итак, нам заповедано не отягчаться объядением и пьянством. Следуя этому евангельскому требованию, святой апостол Павел говорит: но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1Кор. 9:27 ). Первоапостол Павел нес евангельское слово и, трудясь по созданию христианских общин, считал необходимым обращать внимание на свое тело, то есть смирять и порабощать. О некоторых людях апостол со слезами говорил, что их Бог – чрево ( Флп. 3:19 ). Что же такое чревоугодие? Само слово «чревоугодие» содержит в себе старинное слово «чрево» (живот) и означает угождение своей животной сущности, то есть животному инстинкту. Какие синонимы могут быть у слова «чревоугодие»? Чревоугодие – это и обжорство, и объедение, и пресыщение, жадность и неумеренность в еде, переедание, употребление пищи в большем количестве, чем нужно, лакомство, услаждение едой и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Определения Никейского собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ рек: Сии определения тако имеются у нас в списках, которые тогда отцы наши принесли с собою от Никейского собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются. (IV всел.1; трул. 2; VII всел. 1). Настоящий собор был созван, как мы видели (I, стр.29), в Карфагене в 419 году по вопросу о том, может ли римский епископ принимать апелляции против решений соборов Африканской церкви. Свое право римский епископ основывал на одном из правил (пр.5) сердикского собора, которое он считал правилом I вселенского Никейского собора. Отцы этого собора имели у себя копии деяний Никейского собора, в которых однако не нашлось правила, приводимого римским епископом; чтобы лучше показать неосновательность утверждения римского епископа и ошибочное принятие им одного соборного правила за другое, они обратились в Константинополь, Александрию и Антиохию, прося тамошних епископов выслать им хранящиеся у них оригинальные акты Никейского собора. В ожидании ответа на свою просьбу, собор между тем, по предложению своего знаменитого председателя Аврелия, постановил сохранять неизменно определения Никейского собора в том виде, в каком они были изложены в имеющихся у отцев собора рукописях, принесенных в свое время с Никейского собора бывшими на нем Африканскими епископами. Собор постановил также сохранять и все остальные канонические постановления, изданные после Никейского собора, как и те, которые будут ими изданы, постольку, поскольку постановления эти будут согласоваться с постановлениями Никейского собора. В этом и состоит содержание 1 правила настоящего собора. О том, как ответили отцы этого собора римскому епископу об его праве принимать апелляции из чужих церковных областей, нам говорит послание, отправленное Аврелием от имени собора римскому епископу Бонифацию 31 мая 419 года Спустя пять лет, т.е. в 424 г., когда епископ римский Целестий опять предъявил свое право на принятие апелляций, Африканские отцы во главе с Аврелием отправили новое послание в Рим, которым, хотя на время, принудили римского епископа не выступать более с заявлениями о своих правах

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему. В книге протоиерея Валентина Мордасова «Святые отцы об исповеди» собраны многочисленные поучения святых отцов о том, что такое исповедь, как правильно подготовиться к этому важнейшему для всякого христианина Таинству, как следует правильно исповедоваться и относиться к епитимии, чтобы она послужила во благо для кающегося; говорится также и об опасности утаивания грехов на исповеди, о вреде лицемерного покаяния. Особый раздел книги рассказывает о духовнике и отношении к нему верующих людей; о том, какими качествами он должен обладать. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Валентин Мордасов Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-026-2796) Святые отцы об исповеди Спасение приобретается через покаяние. Старец Адриан Югский Слава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский). Надо всякий грех сделанный очищать покаянием. Два орудия духовной брани ставил преподобный Пахомий Великий выше всего: страх Божий и исповедь. И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество (преподобный Нил Синайский). Покаяние есть второе крещение. Покаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение, и падение всего человечества, и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Псалом 43 Пс.43:1 . В конец, сынов Кореовых, в разум, псалом. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу из сынов Кореовых, песнь вразумляющая. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом содержит описание гонения, бывшаго на верных, живших как в ветхом завете, так и в новой благодати. Святый Златоуст и Феодорит относят повествование сие ко временам Маккавеев, претерпевших жесточайшия гонения от Антиоха Епифана, и от других царей Сирских или Египетских: а святый Амвросий, Иероним и Августин относят оное к святым мученикам, претерпевшим лютейшия гонения от царей Римских, каковы были Диоклитиан, Нерон и им подобные. Приличен и тем и другим. Пс.43:2 . Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних. Люди Божии, находящияся в гонении, и под игом озлобления стенящии, воспоминают здесь о тех великих делах, которыя некогда произвел Бог в защищение верных Своих, и удивляются, чего ради ныне тех же верных своих, по-видимому, оставил: дабы сим воспоминанием могли преклонить Бога на милость. Однако же не перемене Бога удивляются, но чудным и непостижимым судьбам Его. Ибо Пророк для того в заглавии псалма положил напереди слово в разум, или, песнь вразумляющая, понеже здесь потребен разум. Бог не пременяется, но токмо переменяет врачевство, смотря по обстоятельствам времени, и по недугам народа Своего. Боже, глаголет Пророк в лице церкви, или верных обоего завета, ушима нашима услышахом. Довольно было бы сказать просто, услышахом, но сказано, ушима услышахом, для вящшаго изображения известности вещи. Ибо как святый Иоанн пишет в начале перваго послания своего: еже видехом очима нашима, и еже руки наша осязаша ( 1Ин. 1:1 ), тако и в сем месте сказано: ушима нашима услышахом, то есть, мы сами слышали. И тот час присовокупляют, от кого и что слышали: отцы наши возвестиша нам, то есть, известились мы не от известнаго некоего слуха, ниже от людей неизвестных, но отцы наши, мужи достовернейшие, которые нас сынов своих никогда не обманывали, сии самые отцы наши возвестиша нам. Что же такое слышали от отцев, поведают присовокупляя: дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних. Какое дело?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf В храме Ваше Высокопреподобие, святой антипросоп Великой Лавры 1 , высокопреподобные отцы-представители Священного Кинота, достопочтенные и святые отцы Горы Афонской, сего места богоприятного, на которое ступала Матерь Божия и святые! Вы собрались сегодня со всех концов Афона, чтобы соучаствовать и сорадоваться нашему торжеству. Вы все, дорогие мои друзья и братья, пришли издалече, чтобы вступить в новый период нашей жизни! Глядя на вас, ликующих вместе с Господом, вижу святых, преподобных, граждан Святой Горы, поднявшихся из гор и пещер земных, из расщелин скал сюда, на небеса. Ощущаю, святые отцы, что вместе с вами предстоят в сей час и Хранительница Горы – Госпожа Пресвятая Богородица, и преподобный Симон Мироточивый, ктитор нашего монастыря, и плеяда преподобных великих отцов, святогорских святых, подвижников, всего всечестного Божественного лика святых, всей Церкви Божией. Преосвященные мои отцы, в Боге возлюбленные, посреди всех святых вы восхвалили Господа, прославили Бога, поете Ему с нами, празднующими днесь праздник обновления. На протяжении долгих лет братия не давали сон очам своим и веждома дремания, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю ( Пс. 131:5 ). И вот сегодня официальным актом их причисляют к селениям Бога. Поэтому ныне все мы припадаем и поклоняемся месту, на котором стояли ноги святых и Самого Бога. Праздник обновления празднуем мы днесь. Радуется братия, принося себя сему священному месту. Словно «всесожжение», возлагаются юношеские сердца всех этих молодых людей, которых вы видите перед собой – они обступили нас, как овцы пастырей, последовали за нами в место, где неоднократно являлись святые, являлся Бог. Как лучшие дары и всесожжения новые мы посвящаем сегодня себя Господу. Сегодня наше второе рождение и день нашей окончательной регистрации в «саду Богоматери», на Святой Горе. Мы поем «песнь победную», ибо пополнили хоровод святогорских отцов. То, к чему мы стремились столько лет, сегодня у наших ног. Святой Симон Ктитор 2 благоволил на нас, недостойных, возложить через честного антипросопа Великой Лавры попечение и пастырское руководство о чадах, ожидая от них плодов, равных по значимости его житию.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

27. Святые отцы и учители Церкви От времени апостолов идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви принято называть тех церковных писателей, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, не признанные святыми, называются учителями Церкви Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили нам апостольские предания и разъяснили истинное учение веры и благочестия, в трудные времена борьбы с еретиками и лжеучителями были защитниками Православия и в своей жизни оставили высокий пример для подражания. В особенности IV век прославился появлением великих учителей, которые встали на защиту святой веры в то время, когда мир Церкви глубоко и на долгое время был потрясен арианскою ересью. Первым великим борцом против арианства был святой Афанасий Великий (297–373 гг.). Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Афанасий образование свое получил под ближайшим руководством Александрийских архиепископов Петра и Александра и закончил у основателя египетского монашества Антония, которому в юности прислуживал. Основательно изучив Священное Писание , творения отцов и древних классиков. Он занял весьма важную и влиятельную в то время должность архидиакона при архиепископе Александре и был ревностным помощником его в первоначальной борьбе с арианской ересью. Как ближайший сослужитель и доверенный архиепископа Александра, Афанасий сопровождал его на первый Вселенский собор и здесь обратил на себя общее внимание: никто так сильно не возражал против Ария, никто не превосходил его силою красноречия. Не прошло и года после собора, как молодой архидиакон Афанасий возведен был на кафедру Александрийского арихиепископа. Несмотря на сравнительную молодость (28 лет), архиепископ Афанасий твердо взял в руки управление обширною областию, ему подведомою: посетил все церкви своего округа, сблизился с епископами, посвятил Фрументия во епископы для утверждения Церкви в Абиссинии, посетил иноческие обители, широко раскинувшиеся в Фиваиде и других областях Египта, был у наставника своей юности преподобного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

О Богопознании. О Священном Писании и Священном Предании. О Триедином Боге. О Боге-Творце и Промыслителе мира Предисловие Церковная песнь называет святых отцов светилами на земле, посредством которых Господь наставляет нас в Познании и сохранении истинной веры. В других песнопениях они величаются звездами многосветлыми, церковными кормилами, непоколебимыми столпами, органами благодати и гуслями Духа. Уже одни эти наименования ясно говорят, какое чрезвычайно великое значение, – по мысли Церкви, – имеют святые отцы и их творения в деле религиозного ведения. Вселенские соборы, составляя свои вероопредления, после Священного Писания , всегда обращались к отеческому учению, делали более или менее обширные выписки из их творений и в основание своих вероопредлений полагали свято-отеческое учение: «последующе божественным отцем, вси единогласно поучаем исповедовать», «по учению святых отцев», «последующе богоглаголивому учению святых отцев», – это самые обычные и употребительные выражения в деяниях вселенских и поместных соборов, постоянно выражавших, что «сия вера отеческая», как это торжественно провозглашает православная Церковь доселе. Таким образом, святые отцы самою Церковью нарочито выделяются, как надежнейшие руководители в религиозном знании, как выразители правильного разумения учения Христова в своих письменных произведениях, через которые говорят христианским поколениям всех времен, поучая христианской истине и одушевляя к осуществлению ее в жизни. Церковь признает святых отцов преимущественными свидетелями и верными истолкователями своего учения потому, что они были ближайшими преемниками апостолов, продолжателями их дела, подражателями их ревности, строителями вселенской Церкви в начальные века ее исторической жизни. Они отличались высокими дарованиями, обширным и глубоким образованием, обнимавшим как духовные, так и светские науки, – в этом надежное ручательство за то, что церковное учение вполне понято ими и изложено с возможной по современным условиям точностью. Научное образование отцов Церкви находило величайшее утверждение в святости их жизни. Тайны духовно-религиозной жизни может постигнуть и ясно и правильно изложить для других только тот, кто с познанною истиной сообразует свою жизнь, кто «поучается в законе господнем день и ночь», кто почитает учение Христово небесным благом, божественным даром. Для отцов Церкви евангельская истина была не только светом, просвещающим их разум, но и жизнью, из которой они черпали необычайную силу для служения Церкви. Они любили эту животворную истину, питали ею свои души, стремились передать ее своим братьям по вере и чуждых ей привести к ней. По требованиям обстоятельств своего времени святые отцы раскрыли и осветили с возможною ясностью почти все существенные вопросы церковного учения и жизни, и их творения составляют драгоценное сокровище и неисчерпаемый источник, из которого вытекает все последующее православное богословие в его непосредственной чистоте и целости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

«Вера отеческая» Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) определял Предание Церкви как «пределы, которые положили Святые Отцы наши» 1 . Еще раньше святитель Афанасий Александрийский (IV в.) говорил о «первоначальном Предании» и о «вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы, сохранили Отцы» 2 . В этих словах выражена сущность нашей веры как «веры апостольской», «веры отеческой», «веры православной» 3 , веры, основанной как на Священном Писании , так и на Священном Предании, включающем в себя святоотеческие творения в качестве неотъемлемой составной части. Понятно, почему христианская вера должна быть «апостольской»: переданная Самим воплотившимся Богом Словом, она была вручена апостолам как талант, который именно им надлежало приумножить, дабы он принес десяти-, пятидесяти-, и стократный плод в истории разных народов. Понятно, почему вера наша должна быть «православной»: иметь правое мнение о Боге (именно таково основное значение греческого orthodoxos) необходимо для спасения, тогда как ложное понимание Бога приводит к духовной гибели. Но почему вера должна быть «отеческой»? Может быть, речь идет о какой-то неизбежной стилизации Православия под «отеческую старину»? Может быть, мы как христиане должны быть всегда обращены в прошлое, а не жить настоящим или работать для будущего? Может быть, идеалом нашим должен оставаться какой-либо «золотой век», в котором жили великие Отцы Церкви (например, IV-й) и на который все мы должны ориентироваться? Или может быть, речь идет о том, что формирование нашей богословской и церковной традиции завершилось в «святоотеческую эпоху» и что, следовательно, ничего нового в православном богословии и вообще в жизни Православной Церкви уже происходить не должно? Если это именно так, – а так думают весьма многие, – то наша основная задача – стоять на страже того, что осталось от византийского и русского наследия, бдительно охраняя Православие от заразительных веяний нового времени. Некоторые так и поступают: пугливо открещиваясь от вызовов современности и ссылаясь на то, что в век «всеобщей апостасии» никакого творческого осмысления Предания и не требуется, поскольку все уже было осмыслено и изложено Отцами прежних веков, они все свои силы тратят на консервацию того, что они понимают под традиционным учением Православной Церкви. Эти сторонники «охранительного Православия», как правило, любят ссылаться на «учение Святых Отцов», но в действительности святоотеческого учения не знают: отдельные мнения Отцов они привлекают для оправдания своих теорий и идей, но не изучают святоотеческое богословие во всем его многообразии и в его целокупности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) определял Предание Церкви как " пределы, которые положили Святые Отцы наши " Еще раньше святитель Афанасий Александрийский (IV в.) говорил о " первоначальном Предании " и о " вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы, сохранили Отцы " В этих словах выражена сущность нашей веры как " веры апостольской " , " веры отеческой " , " веры православной " веры, основанной как на Священном Писании, так и на Священном Предании, включающем в себя святоотеческие творения в качестве неотъемлемой составной части. Понятно, почему христианская вера должна быть " апостольской " : переданная Самим воплотившимся Богом Словом, она была вручена апостолам как талант, который именно им надлежало приумножить, дабы он принес десяти-, пятидесяти-, и стократный плод в истории разных народов. Понятно, почему вера наша должна быть " православной " : иметь правое мнение о Боге (именно таково основное значение греческого orthodoxos) необходимо для спасения, тогда как ложное понимание Бога приводит к духовной гибели. Но почему вера должна быть " отеческой " ? Может быть, речь идет о какой-то неизбежной стилизации Православия под " отеческую старину " ? Может быть, мы как христиане должны быть всегда обращены в прошлое, а не жить настоящим или работать для будущего? Может быть, идеалом нашим должен оставаться какой-либо " золотой век " , в котором жили великие Отцы Церкви (например, IV-й) и на который все мы должны ориентироваться? Или может быть, речь идет о том, что формирование нашей богословской и церковной традиции завершилось в " святоотеческую эпоху " и что, следовательно, ничего нового в православном богословии и вообще в жизни Православной Церкви уже происходить не должно? Если это именно так, - а так думают весьма многие, - то наша основная задача - стоять на страже того, что осталось от византийского и русского наследия, бдительно охраняя Православие от заразительных веяний нового времени. Некоторые так и поступают: пугливо открещиваясь от вызовов современности и ссылаясь на то, что в век " всеобщей апостасии " никакого творческого осмысления Предания и не требуется, поскольку все уже было осмыслено и изложено Отцами прежних веков, они все свои силы тратят на консервацию того, что они понимают под традиционным учением Православной Церкви. Эти сторонники " охранительного Православия " , как правило, любят ссылаться на " учение Святых Отцов " , но в действительности святоотеческого учения не знают: отдельные мнения Отцов они привлекают для оправдания своих теорий и идей, но не изучают святоотеческое богословие во всем его многообразии и в его целокупности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/216/...

прот. Иоанн Козлов Гонения на еретиков и раскольников Православная церковь всегда прибегала в необходимых случаях к содействию гражданской власти для обуздания еретиков и раскольников. a) 67 пр. Карфагенского собора: «Грамотами соборными подобает молити властели, да помогают общей матери соборной церкви, в них же епископское господство и власть преобидима есть. Толк.: не покоряющиеся словеси, ни правильным повелением, властельскою рукою да поправлены будут. Сего ради убо и собора сего отцы подобно разсудиша, писати африкийским властелем, и молитися им, да помогут общей матери соборней церкви». б) 92 прав.: «Кийждо епископ в своем граде, со старейшинами донатиан, да сходится, или аще и соседа приим, да собирается с ними. Толков.: Тщашеся божественнии отцы, приединити к соборней церкви донатианы, яже от нея себе зле отторгнуша, не престаху моляще их отступити от ветхия прелести их, и восприяти истину. Изволиша и еще подобно быти, да кийждо епископ в своем граде о себе со старейшинами донатиан да сходится, или другого епископа с собою прием, и с тем да собирается с ними, и глаголет к ним яже суть по сем правила ясно написана. И аще не послушают тако молими, царскою властию изгнати тех из церкве, в ню же внидоша» ( в Кормчей л.л. 142 об. 143 и 154 об. ). в) Из толков. 94 прав.. л. 155: «Благочестивых царей, пособия и помощи церкви всегда требуют, цари же должни суть таковая подаяти им, яко веры суще поборницы... Изволиша отцы грамоты послати ко властелем, яко да потщавшеся дати им помощь, изгнати донатианы» ( у Озерского ч. I, стр. 308–310 ). г) 9 правило Двукратнаго собора: «Аще же некие будут совершенно непокорны и вразумлению чрез епитимии непослушны: таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Понеже пятым правилом Антиохийского собора постановлено, производящих в церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властью» ( Полн. Кормчая стр. 842 ). д) Маргарит, житие Злат., л. 54: «На востоце же солнца слышав (св. Иоанн Злат.) во всех много зловерие маркеонское, и послав к того места епископу, веля изгнати тую зловерную ересь из церкве подая ему и от царя помощное написание».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010