Истина Ослепленный мир правды и истины не любит. Христос Господь, вечная Истина, делал только правду и истину, и делал все к созиданию человеческому, и учил только правде и истине. Поэтому миром, прелестью ослепленным, ненавидим и хулим был. Больные глаза света не любят, и неправда правду и ложь истину ненавидит. Небоязненное засвидетельствование истины восстает перед врагами истины. Отсюда ревность ради Бога, особенно, где слава имени Его требует. Отсюда бывает то, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ). Ибо мир не любит истины, которую верные рабы Божии свидетельствуют. Отсюда просияло столько тысяч мучеников и исповедников, которые не только устами, но и излиянием крови своей засвидетельствовали истину перед врагами Божиими. Познанием истины Божией научаемся во всем Ему верить, что Он ни говорит, ни открывает, ни обещает и ни предсказывает нам. Потому что Бог солгать не может, ибо Он – вечная Истина, но непременно то, что открывает, так и есть, как открывает, и что обещает и предсказывает, то непременно в свое время сбудется. Верен Господь во всех словах Своих ( Пс. 144, 13 ). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф. 24, 35 ). Отсюда последует страх суда Божьего, который Бог в слове Своем возвещает, а от этого истинное покаяние. Оттуда – надежда и утешение кающемуся, ибо Бог кающихся обещал помиловать; надежда в молитве, ибо молящихся обещал услышать; надежда воскресения мертвых, вечной жизни и будущих благ, которые приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ). Бог истинен, и слово Его – истина. Что Бог открывает, то точно так есть, как открывает, и что обещает и что предсказывает, то непременно в свое время сбудется. Слова Божии не прейдут ( Мф. 24, 35 ). Истину Божию познаём из того, что сбываются слова Его. Предсказал Бог прародителям в раю, что, вкусив от заповеданного дерева, смертью умрут, – и, вкусив, умерли. Объявил, что потоп будет, – и был потоп. Сказал праотцу Аврааму, что потомки его переселятся в Египет, и обижаемы будут там, и избавятся, – и сделалось так. Обещал им дать землю Ханаанскую в наследие – дал. Обещал послать Мессию в мир и так спасти мир, – и сделалось так: пришел Мессия, и спасаются верующие в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Одиночество, обособленность Христа беспримерны. Но не Он Сам создавал его, Он не искал его. Это часть участи, сужденной Ему Отцом. Бывает одиночество, которого ищет сердце человеческое в отчаянии, смущении или своенравии. Бывает, что человек удаляется от общества в отчаянии или по упрямству, считая себя лучше, выше, чем окружающие. Это мы видим на примере Илии, сбежавшего в пустыню, на примере Петра, на примере Фомы, отдавшегося скорби сомнений. Господь далек от всего этого. Он сознает, что такова воля Отца: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада». В этом Его задание: быть одиноким, в этом для Него школа жизни, один из моментов Его «послушания». Он должен взирать и уповать только на Отца. Один из способов укрепления дерева состоит в том, что у дерева отнимают кол. Первосвященник для примирения народа своего с Богом один входил во святая святых. Так и Христос Один в одиночестве проходит через испытания одиночества на Кресте, чтобы сделать Крест орудием примирения. Благо человеку, который про свое одиночество может сказать, что оно не есть плод его собственного произвола и произволения, но что оно для него школа жизни, обособление, чтобы расти ввысь, отнятие подпорок, чтобы глубже укорениться, чтобы научиться обращаться к Отцу, как Ной среди бушующей стихии обращал взор свой только к Богу, как Даниил и среди роскоши дворца не забывал окошка, обращенного на восток. Так да сознает себя и каждый, кому Господь судил одиночество и обособленность: «Я не один, ибо Отец со Мною». В этом глубокое утешение не только для Христа, но и для Его учеников. Это же Господь выразил и еще ранее: «Отец не оставит Меня одного, ибо я совершаю Его волю» (см. Ин. 8:29). «Он всегда пребывает в том, что относится к Отцу Его» (см. Лк. 2:25). И без Него Он не остается никогда; ни в бодрствовании, ни во сне, и в бурю, и в светлую погоду – Он всегда в общении с Отцом. Чем холоднее к Нему внешний мир, тем теснее Он припадает к Отцу. Когда внешние обстоятельства действуют на древо Его жизни иссушающе, именно тогда сила Божия действует особенно напряженно на корни Его чрез общение с Отцом. Отсюда Его мирный покой в Гефсимании («Твоя воля да будет»). Отсюда мирный покой пред лицом толпы насильников, которым Он идет навстречу со словами: «Кого ищете? Это Я». Отсюда спокойное и решительное повеление Петру: «Вложи меч в ножны. Или Я не должен пить чашу, которую дает Мне Отец?» Отсюда Его спокойная и полная достоинства речь пред судилищем и судьями. И Бог для Него всегда Отец, и в самые ужасные минуты на кресте.

http://pravmir.ru/odinochestvo-hrista/

1957 год, 3 марта. Почему в молитве рассеянность? Потому что нет горения любви к Богу, и сердце отдается пристрастиям, суете, мирским интересам... Май, 1957 год. «Любовь – царица добродетелей и вмещает их все в себе». Отсюда – «люби и делай, что хочешь» ( Амвросий Оптинский ). Отсюда и Иоанн – апостол любви. И поэтому «Бог – есть Любовь ». И гимн любви у Ап. Павла (1 Кор, 13). Отсюда и две заповеди у Господа и Его «новая заповедь» на Тайной Вечери... И признак истинности ученика Христова – «если будете иметь любовь между собою». Отсюда и секрет влияния на людей – т.к. проводником к сердцу слов есть любовь говорящая... Если хочешь помочь человеку, то перед беседой попроси у Господа любви к нему... 1958 год, июнь За духовную праздность ангел отходит от души, оставляя ее для влияния темного духа. 4 августа Как опасно пресыщение пищей, так как она обременяет тело и душу, отнимает силы, лишает молитвы и духовной бодрости, а за этим идут праздность и грехи... 7 октября Смирение состоит в том, чтобы за все, все, все и всегда от души благодарить Господа... Из воспоминаний внука Особым теплом наполняется мое сердце, когда в памяти воскресают дорогие мне образы дедушки и бабушки, Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны Пестовых. Я не жил постоянно с ними, а потому и образы их в моей памяти связаны с определенными, конкретными ситуациями наших встреч, которые не были частыми. Мое детство проходило в с. Гребневе Московской области. Это пятидесятые годы. В памяти запечатлелись летние картины, когда дедушка и бабушка жили недалеко от нас на даче. Дедушка регулярно ездил в Москву (возможно, он еще тогда работал), а мы с мамой ходили его встречать в березовую рощу. От рощи далеко за полем хорошо виднелась московская дорога с идущими по ней автомашинами. Мама с нами устраивалась на холмике возле «святого колодца», и мы начинали наблюдать, не забывая при этом вдоволь напрыгаться и набегаться на березовой опушке. Но вот на горизонте останавливался автобус, и мы до рези в глазах всматривались вдаль: приехал ли дедушка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Господствующий повсюду мрак, теснота, долетающие звуки неизъяснимых грешнических воплей, видение духов злобы в их адском безобразии, все это слилось для несчастного страдальца в невыразимый страх и томление. Он всюду видел и слышал только страдание, и ни ползвука радости в необъятной бездне ада: одни лишь огненные глаза демонов сверкали в преисподней тьме и носились пред ним их исполинские тени, готовые сдавить его, сожрать и сжечь своим геенским дыханием. Бедный страдалец затрепетал и закричал; но на его крик и вопли отвечала только адская бездна своим замирающим вдали эхом и клокотанием геенского пламени. Ему казалось, что Уже целые века страданий протекли: с минуты на минуту ждал он к себе светоносного Ангела. Наконец, страдалец отчаялся в его появлении и, скрежеща зубами, застонал, заревел, что было силы, но никто не внимал его воплям. Все грешники, томившиеся в преисподней тьме, были заняты собою, своим собственным только мучением. Но вот тихий свет ангельской славы разлился над бездною. С райскою улыбкою подступил Ангел к нашему страдальцу и спросил: – Что, каково тебе, брат? – Не думал я, чтоб в устах ангельских могла быть ложь, – прошептал едва слышным, прерывающимся от страданий голосом страдалец. – Что такое? – возразил Ангел. – Как что такое? – произнес страдалец. – Ты обещал взять меня отсюда через три часа, а между тем целые годы, целые, кажется, века протекли в моих невыразимых мучениях! – Что за годы, что за века? – кротко и с улыбкою отвечал Ангел. – Час еще только прошел со времени моего отшествия отсюда, и два часа еще быть тебе здесь. – Как два часа? – в испуге спросил страдалец. – Еще два часа? Ох, не могу терпеть, нет силы! Если только можно, если только есть воля Господня, умоляю тебя – возьми меня отсюда! Лучше на земле я буду страдать годы и века, даже до последнего дня, до самого пришествия Христова на суд, только выведи меня отсюда. Невыносимо! Пожалей меня! – со стоном воскликнул страдалец, простирая руки к светлому Ангелу. – Хорошо, – ответил Ангел, – Бог, как Отец щедрот, удивляет на тебе благодать Свою.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Произведен из игуменов новгородского Кириллова монастыря, а отсюда перемещен в вяземский Предтечев монастырь со степенью краснохолмского монастыря. В 1797 году, при издании новых духовных штатов, Высочайшим указом от 18 декабря повелено между прочим снабдить штатные монастыри достаточнейшим жалованьем, а также довольным количеством земли, рыбными ловлями и мельницами. Краснохолмский монастырь стал получать жалованья в год 2450 р. 483/4 коп.; за ним же оставлены и прежние прибавочные 200 рублей. Об угодьях, какие получил монастырь и какими владеет и ныне, будет сказано ниже. 59. Феофан Некрасов (1800 – 1801) Перемещен из калужского Лаврентьева монастыря; после был в Лужецком потом и в Андрониеве монастыре. 60. Нектарий Верещагин (1801 – 1804) Из настоятелей Ниловой Столобенской пустыни. В апреле 1804 года определен членом Тверской Консистории, а в ноябре – настоятелем Отроча монастыря. 61. Агапит Скворцов (1804 – 1806) Прежде быль настоятелем Трегуляева монастыря тамбовской епархии, а потом жил на пенсии в белевском Спасопреображенском монастыре, откуда и поступил сюда. Был членом Консистории; а в 1806 году, вследствие болезни, по прошению уволен» на покой в Пафнутьев Боровский монастырь с пенсией во 185 рублей в год. 62. Анатолий Связев (1808 – 1809) Из настоятелей можайского Лужецкого монастыря был присутствующим тверской Консистории и учителем герменевтики в семинарии; отсюда перемещен в настоятели ростовского Борисоглебского монастыря. Нектарий Верещагин вторично (1808 – 1809) Из Отроча монастыря. Умер 26 мая 1809 года. 63. Феоктист Громцов (1809 – 1811) Из настоятелей вологодского Спасокаменского Духова монастыря. При нем в 1809 году помещено в монастыре Краснохолмское духовное училище, которого он был ректором. Отсюда перемещен в настоятели Отроча монастыря. 64. Серафим II-й Муравьев (1812 – 1816) Из настоятелей старицкого Успснского монастыря. Был ректором училища. Отсюда по болезни уволен на покой в Нилову Столобенскую пустынь на иеромонашескую вакансию. На нем оказалось начету за утраченные и повредившиеся монастырские предметы, по примерной оценке, на 8863 р. 50 к. и из училищной суммы затрачено им 1166 р. 8 к.; имения у него оказалось и описано только на 109 р. 50 к. которое и поступило в распоряжение семинарского правления; а монастырская утрата предана суду Божию. 70

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несторианские епархии были созданы в Ханчжоу, Пекине, Чэнду, Сиани, Вэньчжоу и других городах. Китайские историки полагают, что в XIII–XIV вв. «развитие еликэвэнь опиралось главным образом на политическую силу монгольской аристократии» [Ян Циньчжан, Хэ Гаоцзи 1987, с. 84]. Исследователи указывают, что со времен Чингис–хана Монгольская империя установила тесные связи с кереитами и тангутами, принявшими несториан–ство еще при Танах. Потомки Чингис–хана женились на нестори–анках, а после создания династии Юань многие несториане из окраинных племен стали чиновниками в Китае. Кроме того, монгольские правители поощряли практику назначения иноземцев на чиновные должности в Китае. Среди них были и несториане, которые, оказавшись в разных уголках страны, приступали к постройке своих церквей (см. [Ло Сянлинь 1966предисл., с. 6]). Надежных свидетельств о характере взаимодействия несторианства с культурами неханьских народностей не осталось. Несмотря на сообщения о том, что еликэвэнь династии Юань вели миссионерскую деятельность среди местного населения, вызывая по этой причине противодействие даосских и буддийских священников, степень аутентичности их христианской веры вызывала у европейских очевидцев большие сомнения. Побывавший в 1253–1255 гг. у великих монгольских ханов фламандец Вильгельм де Рубрук писал: «Несториане там ничего не знают. Они произносят свою службу и имеют священные книги на сирийском языке, которого не знают, отсюда они поют, как у нас монахи, совершенно не знающие грамоты, и отсюда они совершенно развращены. Прежде всего они лихоимцы и пьяницы; некоторые из них, живущие вместе с татарами, имеют даже, подобно татарам, многих жен. Входя в церковь , они, подобно сарацинам, моют себе нижние части тела, в пятницу едят мясо и, по сарацинскому обычаю, устраивают в этот день попойки. Редко бывает в этих странах епископ, может быть, едва один раз в пятьдесят лет. Тогда они заставляют его поставлять в священники всех младенцев, даже в колыбели, отсюда все мужчины их – священники. II после этого они женятся, что совершенно противно учению св. отец, и бывают двоеженцами, так как и священники, по смерти первой жены, берут другую. Все они преданы симонии, не исполняя даром ни одного таинства. Они озабочены судьбою своих жен и малюток, почему стараются не о расширении веры, а о наживе. Отсюда случается, что когда некоторые из них воспитывают каких–нибудь сыновей знатных моалов, то хотя и учат их Евангелию и вере, однако своей дурной жизнью и страстями скорее удаляют их от закона христианского, так как жизнь самих моалов и даже туинов, то есть идолопоклонников, более невинна, чем жизнь этих священников» [Карпинн 1911,с. 111–112].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание. Из трёх родов красноречия, которые находились у древних, в нашем отечестве нет ни совещательного, ни судебного, а есть только повествовательное. Сюда относятся речи похвальные и приветственные. Из похвальных слов у нас заслуживают внимания: Ломоносова – Петру Великому и Елезавете; Карамзина – Екатерине II; Князя Шихматова–Ширинского Александру Благословенному и императрице Марии; Никитенки Петру Великому; из речей приветственных: речи, произнесённые в различных случаях Императору Николаю Митрополитом Филаретом. Духовное красноречие – Образцы его в отцах церкви: Василии Великом, Григории Богослове, Иоанне Златоусте –Образцы отечественного духовного красноречия древнего и нового, а также и современного, в проповедях митрополита Филаретаи преосвященного Иннокентия Духовное красноречие имеет своей целью пробуждать в слушателях живую веру в Бога, убеждать их ум в истинах христианского учения и направлять их волю к точному исполнению Евангельского закона, как выражению воли Божией. Главный источник, откуда проповедник почерпает существенное содержание для своего слова есть Св. Писание. Область истин, входящих в состав церковного собеседования, можно разделить на три главных отдела: 1) Христианин верует, следовательно он должен знать основательно то, чему его учит Св. вера; отсюда потребность излагать народу учение о догматах веры; 2) Христианин верует для того, чтобы действовать сообразно с учением своей веры, следовательно он должен знать правила и закон христианской деятельности и соображать с ними свою жизнь, семейную и общественную; отсюда – учение о христианской нравственности. 3) Церковь принимает и сопровождает христианина своими обрядами от колыбели до могилы, поэтому он должен знать своё обрядовое богослужение; отсюда – учение о Богослужении. И так, в круг церковного собеседования входят: учение догматическое, нравственное и богослужебное. Так как проповедник действует в одном каком-либо гражданском обществе, в одном определённом кругу общества и в одно известное время, то отсюда вытекают следующие требования:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рассматривая Церковь в области права, как явление внешнего мира, как общество людей, развивающихся и усовершающихся, передающих потомству и наследующих массу исторического опыта и сумму добытых наукою права положений, я смотрю на церковные наказания, как на один из тех институтов церковного права, которые не могут замкнуться в неподвижные формы, при рассмотрении которых, притом, возникает неизбежный вопрос о границах между церковною и государственною жизнию, между положением человека в Церкви, как члена ее, и между положением человека в государстве, как гражданина его. Отсюда исторический прогресс и усовершимость внешних церковно-общественных учреждений, в тех их сторонах, которые не стоят в неразрывной связи с догматическими положениями Церкви... Отсюда, далее, неоспоримое и неизбежное сближение начал церковного права с воззрениями времени, с светским правосостоянием и, следовательно, с наукою права в обширном смысле... Отсюда же, затем, возможность и уместность научно-теоретической точки зрения на церковные наказания, в том смысле, в каком, вообще, имеет место теория в науке права, на каковую точку зрения я, действительно, и становлюсь во введении к предлагаемому труду, не оставляя, впрочем, в то же время, почвы исторической. Здесь же, наконец, я надеюсь найти оправдание и тому, что мнения и взгляды ученых, составивших себе почетное имя в науке западного церковного права, были приводимы мною от времени до времени, для выяснения тех или других сторон в учении о церковных наказаниях. Правда, между этими мнениями и взглядами встречаются такие, на которых отражаются догматические вероисповедные разности; но отсюда только вытекала бы для исследователя обязанность отмечать взгляды, носящие вероисповедной оттенок, и мнения, чуждые этого оттенка, – а от этой обязанности я не уклонялся. Будучи далек от мысли считать мой труд свободным от недостатков, я желал бы, однако, обратить внимание читателей на те трудности, с которыми сопряжено было исследование по вопросу, имевшему продолжительную и разноместную историю, и которые, для некоторых глав в особенности, усложнялись решительным отсутствием, или крайнею недостаточностию подготовительных работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

«В мудрецах и талантах всякого рода сидит и вечно работает без всяческих страстей – честолюбия, зависти, властолюбия, словом, всего, что разъединяет людей» 3059 . За всех гордецов и властолюбных людей давно уже признался Ирод, сказав, что он не хотел бы быть царём в пустыне 3060 . Отсюда поиски власти теми, кто не призван к власти, отсюда «ковы против законной власти» 3061 . Отсюда непонимание того, что только «в царстве Христа», а не «в царствах мира сего может тихо развиваться знамя с золотыми словами братства, равенства и свободы». Отсюда закликающий зов волков в овечьей одежде «в своё звериное стадо» 3062 . Негодует библеист-летописец на настроения, но и верует в непреложность Божественного суда над горделивыми помыслами и деяниями народов и отдельных лиц. Пусть уверенно заявляют народы: «Я – и никто кроме меня»… На это, раз навсегда, ответил голос правды Божией: «есть истребительная метла, которая сметает острова, как порошинку» ( Ис.14:29; 40:15 ). Знаменитый древний Тир давно уже – голая скала ( Ис.23 ; Иезек.26–28) и много славных городов, гордившихся своим богатством, погибло 3063 . В них не воскреснет более изжитое чувство чести. И как изживается это чувство! Люди плюют в лицо самовлюблённой гордости ( Числ.12:14 ), а она не замечает этого и говорит: мы сами себе господа ( Иер.225:31 ). «Таков обычай жены прелюбодейной, – поела и обтёрла себе рот и говорит: «я ничего худого не де- —379— лала» (Пр. Сол.30:20). Она «идёт на старую дорогу и истаптывает обувь» 3064 . Может быть – спрашивает библеист – речи древних пророков и мудрецов уже устарели? Может быть, не остаётся сделать лучшего, как отрезать их писцовым ножичком и бросить на огонь в жаровню ( Иер.36:23 ), так как пророк не пророчествует доброго ( 3Цар.22:8 ), и в свитках написано внутри и снаружи: плач, и огонь, и горе? ( Иез.2:10 ). И отвечает: «сколько бы мы не уничтожали свитков, напишутся другие и в них все прежние слова и ещё к ним прибавлено будет много подобных тем слов». Их напишет история 3065 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В память посещения Сионской горницы отец Андрей приобрел для своего лесосибирского прихода прекрасную серебряную икону Тайной вечери и внес ее сюда, в горницу, для освящения... Мы стоим на месте Тайной вечери, и звучат под сводами горницы наши слова молитвы – той, что звучит во всех православных храмах пред причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя...» «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...» Здесь, в этой Горнице, на пятидесятый день после Воскресения Христова сошел на апостолов Дух Святой в виде огненных языков ( Деян.2:3 ). Здесь произошло их крещение Духом Святым. Здесь Дух Святой был излит от Бога на всякую плоть. Здесь родилась Христианская Церковь , здесь ее колыбель. Сионская горница – первый христианский храм. Сион – Матерь всех Церквей. Здесь было восстановлено число апостолов. Их вновь стало 12. На место отпавшего Иуды был избран по жребию Матфий ( Деян.1:26 ). В прошлом году я был в городе Трире в Германии, где закончил апостол Матфий свой апостольский путь и где ныне пребывают его мощи. Здесь место, призывающее к действию. Отсюда, воспев псалмы, ушел Христос с учениками ночью в Гефсиманский сад на страдания. Отсюда, исполненные Духа Святаго, разошлись апостолы во все концы вселенной на всемирную проповедь. Отсюда реки и потоки благодати Духа Святаго растеклись по всей иссохшей и жаждущей земле. Отсюда, исполненные радости пребывания во святом граде Иерусалиме, Божией милостью приобщенные к благодати Святой Земли, и мы вернулись на Родину, в Россию. Разошлись каждый в свой город, в свой дом, в свой храм, в удел своего служения. Возвращение Вечером этого последнего, седьмого дня, мы, прощаясь со Святой Землей, полюбив ее, пережив всё каждый по-своему, на прекрасном авиалайнере взлетели с поля аэропорта Бен-Гуриона и, бросив последний прощальный взгляд на Землю Обетованную с высоты птичьего полета, направились к Москве. И снова мы летели над землей, а над нами был только Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010