А отсюда – тысячи предметов для истории, отсюда – примеры любодеяния и похищения женщин, отсюда – бедствия Илиона и припоминаемые всеми людьми трагедии древних. И ты не погрешишь, если причиной этого признаешь многобожие. Но после того, как спасительный организм, – само пресвятое Тело Христово, явилось выше всякой деятельности демонского обмана и показало Себя на словах и на деле чуждым его бедствиям, после того, как Оно вознеслось победным, отвращающим древнее зло трофеем над демонами, – все дела демонов тотчас разрушились: с того времени не стало уже ни местоначалий, ни многоначалий, ни тираний, ни демократий, а вместе с тем прекратились и происходившие от них опустошения и порабощения городов, осада деревень и областей, с того времени всем начали проповедовать единого Бога, для всех расцвело и одно Римское царство, и от века неутомимая и непримиримая вражда между людьми мгновенно угасла. Когда же всем людям преподано было познание единого Бога и показан один образ благочестия – спасительное учение Христово; когда же в одном царстве, в одно и то же время находящемся под владычеством одного римского правителя, всё начало наслаждаться глубоким миром, тогда вдруг, как бы по мановению единого Бога, произросли для людей две отрасли добра: Римское царство и учение благочестия» 10 . Таким образом, до Христа люди жили разрозненно, и отсюда – все беды и войны. После пришествия Спасителя всё изменилось – как чудо, возникла Кафолическая Церковь и Вселенская империя, Римское царство, детище Христа. Как Церковь объемлет собой весь мир и может быть только Церковью Вселенской, так и православное государство, хранитель веры и благочестия, могло быть только всемирным . Римская империя явилась зримым воплощением идеи единства христианского мира, а императоры – его главы 11 . Без Римской империи немыслима сама Кафолическая Церковь ; но эта связь была взаимной – Римская империя без Церкви также существовать не может. Она получила своё сакральное обоснование и прочную основу в сознании своих подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предложенная автором концепция позволяет объяснить и то, как вышепоименованное новое арианство возникло. Случилось это на Западе, для которого отпадение от православия по своим последствиям было то же, что повторное изгнание из рая. Постепенно оскудевающий остаток Божественного света (см. выше) западный мир приписал в конце концов естественным силам человека: «Отсюда своего рода обоготворение нашего разума, человечности, природы» 13 , отсюда противопоставление христианства и цивилизации на том же Западе; отсюда тот факт, что «большая часть наук и искусств западно-образованного мира, перенесенных и к нам, основаны также не во Христе» 14 , однако отсюда же и мессианская в отношении к современной цивилизации задача русского православия – вернуть ее (современную цивилизацию) со всеми ее барометрами, пароходами и иными изобретениями человеческого разума ко Христу 15 : «Должна же наконец православная Церковь явиться во всей красоте и благолепии как в одержании Востока, так и в очах западного человека; и в этом, может быть, Господь даст послужить человечеству и тем уплатить свой долг перед Востоком и Западом – нашей православной России, которой уже пора бы сознательно и дружно взяться за дело истины и жизни во Христе» 16 . Чтобы чаемое сбылось, необходимо, в свою очередь, понять, что даже то, что по-видимости находится вне Христа на самом деле находится в Нем, ибо «чего Он не попустит, того и быть не может» 17 . Иными словами, в любом акте человеческой культурной деятельности нужно уметь обнаруживать «мысли Отца нашего небесного, Сыном Его (положительно или попустительно) (курсив мой. – прот. П.) во всем осуществляемые» 18 . Очевидно, что, придерживаясь такого метода, все возможно если не воцерковить, то во всяком случае отнести ко Христу («положительно или попустительно»). «Положим, – пишет А.М. Бухарев , – моя мысль или так называемая творческая фантазия была и блудницей, и все книжники и фарисеи обличили бы и готовы были бы побить эту блудницу камнями. Но если я уже пришел или со стыдением лица и вместе с упованием только еще иду к Тому, Кто человеческую и мысль, и фантазию, как и всю природу человеческую, взял ради меня в неразрывный союз с своим всеблагостным, вседержавным Божеством; то Он Сам заступится за мою мысль и фантазию, не даст связывать и забить камнями грешницу, а напротив и связанную развяжет, и обличенную не осудит и другим не даст осудить» 19 . Таким образом, из мысли о вечности мучений для тех, кто окажется вне Христа, парадоксальным образом у А.М. Бухарева скорее рождается мысль об апокатастазисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Преподобный Сергий, вооружась молитвой к Богу, начал говорить так: Боже! Кто уподобится Тебе? Не премолчи, не оставайся в покое, Боже! Ибо вот, враги Твои шумят (Пс. 82: 2–3) и еще: Да воскреснет Бог, и исчезнут враги Его, и да бегут от лица Его все ненавидящие Его. Как рассеивается дым, так и они пусть исчезнут: как тает воск от огня, так да погибнут грешники от лица Божиего, а праведники да возвеселятся (Пс. 67: 1–4). Так Сергий, именем Святой Троицы, имея помощницей и заступницей Святую Богородицу, а вместо оружия – Честной Крест Христов, поразил диавола, как Давид Голиафа. И тотчас диавол со своими бесами сделался невидим, и все бесследно исчезли и пропали. Преподобный же горячо возблагодарил Бога, избавившего его от этого бесовского мятежа. Через несколько дней, когда Преподобный Сергий в хижине неустанно в одиночестве творил всенощную молитву, внезапно раздались шум, грохот, сильное волнение, смятение и устрашающие звуки, – не во сне, но наяву. И вот множество бесов вновь напало на блаженного, как бесчинное стадо, вопя и угрожая: «Уходи, уходи отсюда! Что ты ищешь в этой пустыне? Что хочешь обрести на этом месте? Чего ты добиваешься, сидя в этом лесу? Или ты собрался здесь жить? Зачем ты здесь поселился? Не надейся, что сможешь здесь остаться: ты и на час тут не задержишься. Ты сам видишь, что место это пустынное, неудобное и труднодоступное, отсюда во все стороны до людей далеко, и никто не придет сюда. Разве ты не боишься, что можешь умереть здесь от голода или душегубцы-разбойники найдут и убьют тебя; кроме того, в этой пустыне живет много зверей кровожадных, воют свирепые волки и стаями приходят сюда, да еще и многочисленные бесы злобно пакостят, и грозные чудища без числа бродят здесь, поэтому искони место это пусто и непригодно для жилья. Что хорошего, если звери нападут на тебя и растерзают или ты умрешь какой-нибудь другой безвременной, ужасной, насильственной смертью? Встань и без всякого промедления беги отсюда, не задумываясь, не сомневаясь, не оборачиваясь назад, не озираясь ни направо, ни налево, не то мы тебя отсюда раньше прогоним или убьем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

35. ИОАННИКИЙ, уроженец Казанской Епархии, был Казанского Владимирского, потом Благовещенского кафедрального собора Протопопом; по пострижению в монашество произведён Епископом Лукой в Игумена Кизического монастыря, потом в Архимандрита этой Спасо-Преображенской обители, а отсюда переведён в Зилантов монастырь, в коем и скончался. 36. ФЕОФИЛ Игнатович, Малороссиянин, священнический сын, по приглашению Луки, Епископа Казанского, из Киевской Академии прибыл в Казань для обучения в новоучреждённой Казанской семинарии священнослужительских детей, и был в оной учителем, Префектом, и Зилантова монастыря Архимандритом, потом Ректором, первым Богословия учителем и Настоятелем этого Преображенского монастыря. Трудами его обитель сия после пожара обновлена, украшена и всеми потребностями снабжена. Отсюда переведён он в Ставропигиальный Саввы Сторожевского монастырь, из коего вскоре произведён в Епископа Черниговского. 37. ИЕРОНИМ Формаковский, Симбирский уроженец, постриженик этой обители, проходил разные должности по Семинарии, был Префектом, потом Ректором и Богословия учителем и Настоятелем этого монастыря, из коего переведён в Свияжский Богородицкий монастырь, а отсюда посвящён в Епископа Владимирской Епархии. 38. КОНСТАНТИН Борковский, Малороссиянин, из Киевской Академии по Указу Святейшего Синода вытребован к учительской должности в Московскую Академию, в которой был и Проповедником; сперва произведён в Архимандрита в Боровский Пафнутьев монастырь, но вскоре переведён в Московский Данилов монастырь, а отсюда в этот Спасо-Преображенский, и был Ректором и Богословия учителем в Казанской Семинарии, потом переведён в Нижегородский Печерский монастырь, и там скончался. 39. ПЛАТОН Любарский, Малороссиянин, священнический сын, по окончании курса наук в Киевской Академии был в Вятской Семинарии учителем и Префектом. В 1772 году, Августа 5 дня, из Игуменов Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря произведён в этот Спасо-Преображенский, а в 1785 году переведён из этой обители в Богородицкую Свияжскую, откуда в 1789 году в Новоиерусалимский Ставропигиальный Воскресенский, монастырь, из оного в 1792 году по собственному его желанию со степенью Воскресенского в Донской, и был Членом Синодальной Конторы, а потом в 1794 году произведён Епископом в Тамбов, но на пути в сию Епархию переведён Епископом же в Астрахань, и в 1795 году пожалован Архиепископом. В 1800 году, Января 20, пожалован Ордена Св. Александра Невского Кавалером. В 1805 году, Августа 18, переведён в Екатеринославскую Епархию. В 1811 году, Октября 20 скончался и погребён в Самарском Новомосковском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Жена его, дочь Василия, господаря Молдавии, несколько раз посетила нашего владыку патриарха; она была одета совершенно как черкесская невольница, в суконном колпаке, опушенном мехом, и ее сопровождали черкесские и молдавские девушки, одетые, как она, подобно невольницам. В воскресенье утром, после утрени, мы совершили в её присутствии поминовение по её супруге, над гробницею которого, по их обычаю, висит большая хоругвь, на которой написан весьма схожий портрет героя верхом на коне, с мечом в правой руке и с булавою в левой, и с изображением на переднем плане Молдавии, как страны, которую он пошел завоевать. Эта картина исторгала слезы зрителя. Его бедная жена, которая владеет четырьмя языками: валашским, греческим, турецким и русским, на которую отец её истратил целые сокровища, чтобы вызволить ее из Константинополя, теперь, вдали от своего отца, матери, братьев, народа и родины, живет среди чужих, во дворце своего супруга, кругом которого он выстроил укрепление с окопами, а теперь гетман, его отец, чтобы увеличить пышность дворца, строит напротив него, на возвышенности, каменную церковь во имя св. Илии пророка. Мы заметили в её строении несколько громадных камней, величина которых возбудила в нас изумление. На вопросы наши, нам сообщили, что камни эти привезены из города, принадлежавшего татарам, в пяти милях отсюда, где татары имели большую мечеть. Гетман разрушил ее и увез камни для сооружения из них этой церкви. Отстояв обедню, мы выехали отсюда, путешествовали по неровной и затруднительной дороге и прибыли в местечко, по имени Медведовка. По приказанию гетмана, сотники постоянно выходили нам навстречу со своими отрядами и знаменами и провожали нас от города, до города. Проехав еще три мили, мы прибыли в торговое местечко, по имени Жаботин, а из него в другое, но имени Смела, сделав десять миль. Отсюда, через милю, прибыли в местечко, называемое Балаклея, а еще чрез милю в местечко, по имени Орловец; отсюда, через две мили, в Вязовок, а затем, чрез полторы, в Ольшану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

821 Свойство личности рождать и изводить переносится на природу. «Из Отца-сущности рождается Сын, единосущный Отцу, из Отца и Сына, как единого сущностного начала, изводится Дух Святой» (Лосский В. К вопросу об исхождении Святого Духа//Вестник РЗЕПЭ, Париж, 1957, 25, с. 58). Иначе говоря, если Отец, как сущность, есть причина Сына, то причиной Духа Святого является некое безличное начало, или безликая сущность, объединяющая Отца и Сына. Нарушается и равнобожественность Ипостасей; Отец есть природа, имеющая силу рождать и изводить; та же природа, не имеющая силы рождать, но имеющая силу изводить, есть Сын; Дух же Святой есть та же природа, но не имеющая силы ни рождать, ни изводить, и понимается как «союз любви» между Отцом и Сыном, то есть как некая функция внутри Святой Троицы. 824 Moine Hilarion. Reflexions d’un moine orthodoxe à propos d’un dossier sur la procession du Saint-Esprit publié récemment//Вестник РЗЕПЭ, Париж, 1973, 81–82, с. 25. 825 В католической доктрине эта тварная благодать лишь делает человека способным совершать поступки, являющиеся «заслугами». Благодаря этим «заслугам» он будет иметь возможность после смерти созерцать саму природу (сущность) Бога. 826 Примеры святости в римокатоличестве там, где святость эта соприкасается с Православием, оказываются в разрыве с богословием и вне официальной доктрины своей Церкви. 827 Архиепископ Василий (Кривошеин) . Несколько дополнительных слов по вопросу о стигматах//Вестник РЗЕПЭ, Париж, 1963, 44, с. 204 (по-французски). Отсюда то необычайно эмоциональное переживание страстей Христовых, которое доходит иногда до буквального им подражания в стигматах; отсюда же и роль, так сказать, «анатомических» праздников Римской Церкви: Сердца Иисусова, Тела Его, Крови и т.д. 827 Архиепископ Василий (Кривошеин) . Несколько дополнительных слов по вопросу о стигматах//Вестник РЗЕПЭ, Париж, 1963, 44, с. 204 (по-французски). Отсюда то необычайно эмоциональное переживание страстей Христовых, которое доходит иногда до буквального им подражания в стигматах; отсюда же и роль, так сказать, «анатомических» праздников Римской Церкви: Сердца Иисусова, Тела Его, Крови и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ О святости жизни и взаимной любви О духовном возрастании и устроении О покорности властям Наставления женам и мужьям Введение 1. Писатель послания Что послание, известное под именем первого соборного послания Петрова, написано первоверховным апостолом Петром, об этом есть свидетельства древнейшего христианского предания, восходящего до самого апостольского века; с другой же стороны, это подтверждается и внутренними признаками, заключающимися в самом послании. Что касается внешних свидетельств древнейшего христианского предания, то (не говоря о свидетельстве второго послания Петрова, в котором есть прямое указание на первое послание; 2Пет.3:1 ) еще святой Поликарп, муж апостольский и ученик святого апостола Иоанна Богослова, указывает на первое послание Петрово и пользуется им в своих писаниях, как видно сие из прямого свидетельства Евсевия, и из сравнения Поликарпова послания к Филиппийцам с первым посланием Петровым. Далее, знал и пользовался этим посланием Папий Иерапольски 10 , по свидетельству того же Евсевия. Потом, ясные свидетельства находятся у святого Иринея Лионского , который приводит места из этого послания (1, 8, 2, 16) со словами: «Петр говорит в своем послании» и «Петр говорит»; подобные свидетельства у Тертуллиана , Климента Александрийского и Оригена , который называет это послание непререкаемо подлинным. Оно находится в древнем сирском переводе (Пешит ). Таким образом, в первых двух веках и на Востоке, и на Западе Церковь признавала это послание за Петрово и после сего в следующих веках оно признавалось всюду Петровым. Рассматривая самое послание, нельзя не заметить, что: 1) тон речи во многих местах, особенно в увещаниях и предостережениях, соответствует так свойственной апостолу Петру горячности, которая особенно характеризует его, которая так часто проявлялась в ранний период его жизни и которая, естественно, в старости выражалась в более спокойном виде. Петр слишком хорошо знал по собственному опыту слабости сердца человеческого; отсюда и увещания его проникнуты такою любовию к людям и такою теплотою, так сильны и так мягки; отсюда его настойчивые убеждения хранить постоянство в вере, в терпении и смирении, взирая на образ и славу Христа; отсюда его строгое увещание к тем более неусыпному бодрствованию и трезвенности, чем выше звание верующих; отсюда, по преимуществу, его трогательные увещания к смирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так в день Благовещения игумен увещевает братию: «...мы должны духовно праздновать и духовно вести себя – в правде и преподобии, в любви, кротости, в мире, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе ( 2Кор.6:6 ), чтобы не показать тщетным и бездейственным в отношении к нам Домостроительство Господа нашего Иисуса Христа» 551 . Отсюда видно, что духовная сторона воспоминания событий Домостроительства – это актуализация усвоенных плодов искупительного подвига Христа, через водительство Святого Духа, в свидетельство истинности совершенного Спасителем. Таким образом, богослужебный круг, в уставе прп. Феодора, посредством определенных молитвословий и оглашений приуроченных к воспоминанию событий Домостроительства нашего спасения, призван к раскрытию Истины православного вероучения; и приобщает к Ней, следующих данному церковному преданию. Рассматривая же детальную регламентацию монашеского уклада в уставе прп. Феодора, можно заметить, что она служит воплощению идеи преподобного о монашеском образе жизни, как о совершенном пути к единству с Богом в Богочеловеческом организме, через служение любви. Отсюда предписание регулярных чтений из «Огласительных слов» 552 , для более прочного усвоения наставлений Студийского игумена. Отсюда внимание к очистительному покаянию и исправлению 553 , ведь откровение помыслов и послушание для прп. Феодора есть непременное условие к возрастанию в добродетели и обожению (см. п. 2.2.5). Отсюда установления об общем порядке приема еды и ее состава 554 , единый перечень необходимой одежды 555 , общий порядок молитвы, работы и досуга 556 . Здесь все подчинено правилам общежительного монашества и отражает восприятие прп. Феодором киновиального образа жизни, как совершенного следования идеалу первохристианской общины, идеалу служения любви. Таким образом, Студийский устав отражает основное положение сотериологии прп. Феодора – спасение в делах любви согласных православной вере. Сам преподобный высоко оценивал точное следование принятым в его общине порядкам и строго укорял уклоняющихся от соблюдения таковых: «...так почему же после этого вы не все мне подчиняетесь и не идете правильно и спокойно, по уставу…Никоим образом, чада мои, не следует оставлять своего дела в таком грустном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Это недоверие к нравственным силам православия, эта готовность при малейшем поводе стать на сторону его врагов обусловливается многими причинами, из которых две могут быть признаны главнейшими, именно – отчужденность значительной части нашего образованного общества и руководителей печати от Церкви и ее благодатного воздействия, а с другой стороны, такая же отчужденность от действительной народной жизни и проистекающее отсюда ложное понимание совершающихся в этой жизни явлений. Чуждая и даже враждебная Церкви, эта часть нашего общества, естественно, начинает проявлять сочувствие ко всему, что так или иначе выступает против Церкви, и уже одного этого противления достаточно для возбуждения ее симпатий. Отсюда и идеализация раскола, как сохранившего будто бы в неприкосновенной чистоте дух древней православной общины и основные черты русской народности, отсюда же идеализация и сектантства, яко бы вносящего свежую струю богословской мысли и живого религиозного чувства в жизни русского народа; отсюда, наконец, и этот чрезвычайно упрощенный взгляд на отношения, существующие между православной Церковью – с одной стороны, расколом и сектантством – с другой, – взгляд, по которому Церковь всегда представляется в роли гонительницы, а раскольники и сектанты – в роли гонимых и притесняемых. О том, что такое раскол и сектантство в действительности, защитники их не знают, а многие не имеют и охоты узнавать, довольствуясь раз составленным ложным убеждением, что это не более как добрые и честные христиане, подвергающееся притеснениям от тех, на чьей стороне сила, и потому нуждающиеся в защите со стороны всех, кому дороги интересы гуманности и справедливости. А выступить в благородной роли защитника слабых и притесняемых, спокойно при этом сидя в кабинете и ничем не жертвуя и не рискуя, очень заманчиво. Оттого-то так многие с легким сердцем, а подчас и головой, берутся за эту роль. Между тем, если бы эти добровольные защитники и покровители наших раскольников и сектантов взяли на себя труд изучить поближе своих клиентов, вдуматься в смысл и значение некоторых явлений, возникающих на почве раскола и сектантства, едва ли у них сохранилась бы охота выступать в роли их покровителей. По крайней мере, люди, изучившие раскол и сектантство путем непосредственных личных наблюдений, рисуют нам их в таких красках, которые нисколько не способны вызвать к ним в ком бы то ни было симпатии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это согласие возникло во Владимирской губернии. Основателем его был симбирский мещанин Свешов. Отличительною чертою учения новоспасовцев служит то, что они дозволяют совершать крещение и брак мирянам и исповедуются пред стариками, которые совершают у них богослужение по уставу, с пением (отсюда название «нетовщина поющая»). Вообще они приняли все те правила, которых держатся поморцы, за исключением перекрещивания. Но в вопросе о чиноприёме в секту между ними произошло разногласие: одни учат, что всех приходящих к ним следует принимать через отречение от ересей, отчего и известны под названием отрицанцев, а другие – что чрез семипоклонный начал (отсюда название подначальники). Те и другие существуют во Владимирской, Костромской, Нижегородской и Казанской губерниях. в) Не приемлющие водного крещения. Последователи этого толка отрицают крещение водное; вместо последнего повивальная бабка нарицает новорождённому имя и при чтении 50 псалма надевает на него крест; слова этого псалма – «окропиши мя иссопом», по их мнению, и заключают в себе тайнодейственную силу крещения. Толк этот существует в Симбирской и др. поволжских губерниях. 7. Толки нетовскаго направления а) Самокрещенцы или бабушкино согласие. В первой половине XVIII ст. некоторые из беспоповцев решили вопрос о крещении в том смысле, что в настоящее время, за отсутствием истинного священства, можно крестить лишь самому себя чрез троекратное погружение в воду. Отсюда они и называются самокрещенцами. На первых порах самокрещенцы так и совершали крещение, говоря: «крещаюсь аз раб Божий»... Теперь же случаев самокрещения почти не бывает, потому, что переходящих из других толков и православия они не перекрещивают, а младенцев крестят повивальные бабки (отсюда название «бабушкино согласие»). Кроме учения о крещении, самокрещенцы отличаются от других нетовцев учением об антихристе. Подобно странникам бегунам, они учат, что антихрист царствует в лице государей, начиная с Петра I; но только не делают из этого учения практических выводов; наконец, в последнее время они стали совершать и общественное богослужение, только без пения, чтобы лишить его всякой торжественности, которая, по их мнению, совсем не подобает в настоящее антихристово время.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010