Труд располагает к молитве и поддерживается ею, а молитва располагает к труду и возбуждается им. Однажды св. Антоний Великий , боровшийся в пустыне с своими помыслами, из глубины сердца вопросил Господа: «Господи, покажи мне путь спасения!» По какому-то невольному побуждению он вышел из своей пещеры и увидел кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и начал молиться; после опять сел и вил веревку; поработавши, опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. Этот Ангел Божий сказал ему вслух: «И ты делай так, – и спасешься». Труд, подкрепляемый молитвою, и молитва, сопровождаемая благим трудом, могут привести ко спасению души, к которому прежде и больше всего должны стремиться трудящиеся (Дост. сказ. о подвижнич. св. отцов, стр. 3, §1, изд. 1845 г.). 20. Бегай праздности (Из творений Св. Тихона Задонского ). «Праздность или леность есть сама собою грех, ибо противна заповеди Божией. Еще праотцу нашему Адаму сказано от Бога: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят еси» ( Быт. 3:19 ). Се повеление и нас, сынов Адамовых, касается. И апостол святой и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться. Посему живущие в праздности и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат, и дотоле грешить не престанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя. От сего выключаются немощные и престарелые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут. – Сердце человеческое никогда праздно быть не может, но всегда какими-нибудь мыслями занято бывает. А посему к праздному сердцу, которое никакими полезными трудами не занято, как к дому праздному, удобно приступает душевный враг диавол и наполняет его мыслями злыми, как вредными плевелами, и в самое действие поучает их производить. Посему праздность много беззаконий рождает: отсюда пьянство; отсюда всякие блудные дела; отсюда злые беседы, пересуды, насмешки; отсюда частые пиршества, хищения, грабления, клятвопреступления; отсюда картежные игры и неразлучные с ними обманы, безчиния, ссоры, драки и прочие беззакония. Праздность научает воровать, лгать, льстить, обманывать, ибо праздный, не имея чем питаться, устремляется на похищение чужих трудов, или явно, или тайно, или обманом. Так праздность научает многой злобе, по словеси премудрого Сираха» ( Сир. 33:28 ) (из твор. св. Тихона Задонского ). 21. Поститься христианину необходимо

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В то время как святая молилась так, скверные блудники стояли около дома того и спорили между собою, кто должен войти первый к девице. В это время некий юноша, крепкий телом, одетый как воин, подойдя к ним, и отогнав их от дома того, вошел к девице, причем никто не воспрепятствовал ему пройти к ней. Это был один из христиан, по имени Дидим, который, по Божию устроению, нарочито в образе воина вошел в дом тот как бы для греха, на самом же деле пришел сюда для защищения девицы. Увидав его, святая Феодора, весьма удивилась. Но блаженный Дидим сказал ей: — Не бойся, сестра! Тот, кто снаружи кажется тебе волком, на самом деле агнец и брат твой по святой вере. Я пришел спасти тебя, рабу и голубицу Бога моего. Переменим одежды, — ты оденься в мои, а я в твои, дабы ты могла унести отсюда в целости девство свое, прикрытое моими одеждами. Я же в твоих одеждах пойду на подвиг мученический и покажу себя действительным воином Христа Бога. Святая девица соизволила на такой поступок, поняв, что Дидим был послан к ней от Бога. Переменив одежды, они облеклись — девица в мужеский костюм, а юноша в девический. Потом юноша сказал девице: — Выходя отсюда закрой лице свое, как будто ты стыдишься, потому что все уходят отсюда со стыдом; тогда тебя никто не узнает. Девица так и сделала, вышла в воинском одеянии с закрытым лицом; она быстро направилась к дому своему, славя Бога за Его промышление о ней, ибо Он избавил ее таким образом от блудников, как птицу от сети, или как овцу от волков. Когда Феодора вышла из блудилища, в него вошел некоторый юноша, одержимый блудною страстью; увидав вместо девицы мужчину, он весьма удивился и воскликнул: — Что это такое? Каким образом девица превратилась в мужчину? Я слышал, что некогда Христос, как говорят христиане, обратил воду в вино (Иоан.2:1–11), но вот теперь я вижу, что Он обратил женский пол в мужеский. И войдя из блудилища, он говорил друзьям своим: — Бежим отсюда скорее, бежим, чтобы Христос не обратил нас в женщин! И побежав, возвестили обо всем судье Евстратию. Евстратий же приказал привести Дидима к судилищу и спросил его:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но, по правде говоря, при красивой-то наружности невесты всего скорей он встретит в ней недостаток внутренней, нравственной красоты. Что тут причиною? Причина та же: выбор женихами невест за одну красоту. Когда в невесте более всего ценится красота (отсюда первый вопрос: «какова, красива ли»?), тогда и невеста первым достоинством поставляет в себе – быть, или только казаться красивою. А от этого, естественно, она занимается пустотой, располагается к тщеславию, о красоте же душевной нисколько не заботится. Отсюда всевозможные ее заботы быть на вид красавицей, молодой (т.е., отсюда-то происходят разные умыванья мылом и натирание мастями, убивается время на прически, на приготовление нарядов, занимают девиц только обновы, весь разговор их при встрече с другими о платьях). Отсюда желание невесты, особенно молодой, чтоб и жених смотрел на нее, как на игрушку 169 . Таким образом, гибель выходит даже и обоюдная: женихи ищут только красоты в невестах, а невесты стараются лишь показаться красивыми, о других же качествах, умственных и нравственных, и заботы не имеют. Но для женского пола гибель, очевидно гораздо большая; потому что можно ли удержать за собой красоту, когда она будет увядать? легко ли приобрести себе вдруг душевные прекрасные качества, даже прийти к мысли о приобретении их, если раньше не было заботы о том? Нет; одна только христианская нравственность, благодетельная для человека во всех отношениях, спасает женский пол от этой жалкой погибели. Чем же? – тем, что, не осуждая совсем заботы о приличии и даже о вкусе в одеждах ( 1Тим.2:9 ), христианский закон, в то же время, поставляет главным предметом женской заботливости красоту души: «не внешнее плетение волос..., но сокровенный сердца человек» ( 1Пет.3:3:4 ); «чтоб также и жены… украшали себя… добрыми делами» ( 1Тим.2:9:10 ). Дело, значит, начинается с того, чтоб быть приятным Богу. Полагаются иные нравственные начала, могущие гораздо тверже расположить к женскому лицу. И действительно, красота телесная делается как-то обыкновенною от того, что каждый день на глазах, а красота души, – скромность, нежность чувств, терпеливость, целомудренность, простота и теплота веры, усердие к молитвам и церкви, – все это как бы обновляется с каждым днем, более и более занимает в женщине и постороннее лицо, а тем более, ее мужа, если только муж не будет до крайности расстроенным в образе своих мыслей и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

В этой деятельности трем уровням порядка (вселенная – общество – личность) отвечают три направления полемической деятельности блаженного Августина : против манихеев, против донатистов, против пелагиан 15 , однако всегда она «есть не что иное, как проповедь боговластия как всеобщего закона вселенной и принципа всемирной социальной организации» 16 . Из указанной абсолютизации идеи внешнего порядка вытекают и основные недостатки Августиновой системы: – непозволительное придание нравственного характера естественному порядку природы 17 , а отсюда иногда чрезмерное пренебрежение временным, поскольку оно есть только несовершенное отображение божественного закона, а иногда, наоборот, его чрезмерное превозношение в силу обнаружения в нем того же божественного порядка. Отсюда перенесение недостатков нынешнего состояния вещей (присутствие зла в мире) на мир горний: вечность не только рая, но и ада. Отсюда же неуверенность верующей души в своем спасении, так как «земная действительность представляется Августину то как прекрасный, величественный храм, в котором обитает Бог , то как место казни» 18 ; – та же идея порядка господствует в представлении блж. Августина о Церкви, которая вследствие этого в его представлении есть не чистый идеал христианства, но идеал латинский в его противопоставлении тогдашнему варварскому миру, то есть прежде всего «идеал всемирного закона, всемирного правового порядка» 19 , который Церковь должна постепенно осуществить во времени; – возникающая из-за катастрофичности мировых событий мысль о том, что естественными силами человеку спастись невозможно, приводит к заключению о всесильности благодати, а это, в свою очередь, к тому, что человеческий элемент в Боговоплощении и человеческая личность как таковая перестают быль целью в себе и для себя и становятся не более чем средством для обнаружения того же Божественного порядка. Более того, учение Августина превращает «в автоматическое орудие Божественного порядка» и все человечество, «не признавая в нем самобытной (курсив мой. – П. Х.), внутренней цели» 20 , хотя само человечество вовсе не хочет довольствоваться «ролью средства чуждого ему провиденциального плана и хочет (курсив мой. – П. Х.) быть в нем самоцелью» 21 . Отсюда противоречие между интересами индивида и космосом, интересами твари и Творца, а значит, и внешняя, юридическая, принудительность божественного закона, который подменяет у Августина божественную любовь 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В настоящее время главнейшим препятствием на пути к этой цели лежит глубоко укоренившееся в обеих половинах христианского мира ложное мнение, по которому каждая из главных частей церкви признаёт себя только в отдельности за целое, за Вселенскую Церковь ; отсюда самодовольное отчуждение Востока, отсюда и самоуверенный прозелитизм Запада 900 . Такова общая схема или формула условий соединения цер- —29— квей, предлагаемая Вл. Соловьевым. Конечно, в этой формуле могут быть сделаны некоторые частные поправки и улучшения, но в своей общей идее она – безусловно верный и лучший путь к настоящему решению церковного вопроса: в решении вопроса надо исходить из идеи царства Божия. Громадное значение идеи царства Божия в качестве только основания соединения церквей видно уже из того, что единством в Царстве Божием предполагается и устанавливается полное христианское единство церквей не только в вере, но и в жизни: 1) единство христианских церквей в теоретическом признании существенного в христианстве или царства Божия, а отсюда – единство в основаниях веры (Идеей царства Божия предполагаются, как видели, все христианские догматы веры); 2) – единство христианских церквей в практическом осуществлении идеи царства Божия или в принадлежности всех церквей самым делом к царству Божию, к душе, существу Церкви Вселенской, при кажущихся различиях во внешних церковных проявлениях христианской веры. В своём воззрении на способ соединения церквей Вл. Соловьев не одинок и имеет единомышленников среди высоконастроенных верующих христианских писателей, с тем различием только, что в воззрении Соловьева яснее и последовательнее проводится положенный в его основу теократический принцип. Среди таких писателей мы уже называли Н.Н. Неплюева и ещё должны назвать известного женевского профессора, председателя Евангелического Союза, Э. Навилля. Как видели, первый из поименованных здесь писателей в своих суждениях о соединении церквей исходил из признания факта реального единства христианских церквей в существенном и главном, при различиях в несущественном, – связанных единством живой веры во Христа и плодами её – единством мыслей и чувств, обновления духа и жизни во Христе; вследствие этого задача соединения церквей указывалась здесь в простом опознании факта – существующего единства и в осуществлении отсюда вытекающего братского единения, – при посредстве подготовительного общения и взаимного обмена мыслей лучших представителей истинного христианства, познавших —30— истину единства христианского мира и полных жажды христианского мира и царства Божия на земле 901 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исправите сердца ваша двоедушнии. Исправите в греческом стоит – γνσατε– очистите чрез примирительную жертву; в латинском: Iustrate, осветите, дайте место свету. Отсюда исправить сердце, значит, не следует иметь в сердце наклонность к хорошей нравственности в зародыше, и там же вместе иметь страсти похотствующия на дух, т. е., быть ни холодным, ни теплым, что означает двоедушие; но нужно страсти эти исторгнуть, попалить огнем света евангельскаго, дать место благодати Божией, созидающей и возращающей человека в жизнь духовную, безсмертную. Измыйтеся, – говорит Бог чрез пророка, – и чисты будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима. престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити ( Ис. 1, 16–17 ). Пусть человек не обольщается, что сердце его есть тайник. Сердце человека действительно есть тайник, но для человека, а не для Бога. «Иначе видят глаза человеческие, говорит Св. Златоуст , и иначе видит око Божие: человек смотрит на лице, Бог зрит на сердце. Непритворяйтеся, говорит Он, кающимися предо Мною по виду только: но плоды вашего покаяния представте на глаза Мне, который испытую все тайны» 139 . Человек с двоящимися мыслями, как заметил выше Ап. Иаков, не тверд во всех путях своих (1, 8). Ст. 9. Постраждите, и слезите и плачьте ( ταλαιπωρσατε χι πενθσατε χι χλασατε): смех ваш в плач да обратится и радость в сетование. Постраждите – ταλαιπωρσατε – сокрушайтесь, придите в себя, прежде внутренно сознайте свою виновность пред Богом. Сокрушите того идола страстей, которому курили жертвы тягостныя для души, противныя Богу. Отсюда постраждать, значит, совлектись ветхаго человека. Положим, это бывает тягостно для плоти как страдание, как перемена прежней жизни, столь приятной для нея и губительный для духа; но за то полезно для всего человека. Потому что разумное сознание глубины своего падения, и отсюда удаления для центра жизни Божией, есть уже начало добраго поворота ко благу души ( 2Цар. 12, 13 ), который поворот должен выразиться и наружно чрез плачь и рыдание ( Матф. 26, 75 . 3Цар. 21, 27 ), т. е., горькое сокрушение: слезите и плачите. Жертвы приносимыя страстям, услаждавшия плоть, и отсюда выражавшееся плотское удовольствие смехом и буйною радостию, должны быть оставлены, как недостойныя духа, как выражения человеческой самонадеянности, пленявшей в послушание греху: смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование. Такой плачь, такое сетование, как духовное и разумное выражение печали по Боге, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор. 7, 10 ); Следовательно заставляют человека искать внутренней опоры и союза в Господе (Иерем. 50, 4), а не в мире, печаль коего смерть соделовает ( 2Кор. 7, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

В восемнадцати милях от Иерусалима расположен Иерихон. Спускаясь с гор, достигаешь сперва направо гробницы, позади которой растет сикаморовое дерево, на которое взлезал Закхей, чтобы увидеть Христа. 33 В миле с половиной от города течет источник пророка Елисея. Раньше было так: если какая-либо женщина выпила бы из того источника, она не имела бы больше детей. Около источника лежал глиняный сосуд. Елисей насыпал туда соли и, стоя над источником, сказал: «Так повелел Господь: Он очистил эти воды». Теперь же, если женщина выпьет из этого источника, она будет иметь детей. А там, выше источника, находится дом Раави блудницы. Во время падения Иерихона в этот дом пришли посланные и она их там укрыла, и была единственной, кто тогда спасся. И вот здесь когда-то стоял город Иерихон; в то время, когда сыны Израилевы ходили вокруг него, держа ковчег завета, тогда обрушились стены его. И ничто здесь не сохранилось, кроме места, где лежал ковчег завета, и двенадцати камней, принесенных сынами Израиля из Иордана. 34 Это также то место, на котором Иисус Навин совершил обрезание и закопал обрезанную кожу. От Иерихона до Мертваго моря девять миль. Его вода очень горькая, и нет в нем ни одной рыбы. Не видно на нем и кораблей. Если же кто-нибудь плавает в нем, то вода переворачивает его вверх ногами. В пяти милях отсюда находится место на Иордане, где Иоанн Креститель крестил Господа. А выше этого места лежит холм, с котораго Илия был восхищен на небо. 35 В четырех милях от Иерусалима, направо от главной дороги в Вифлеем, находится гроб жены Иакова, Рахили. Две мили дальше, налево, расположен Вифлеем, где родился Господь Иисус Христос и где по приказанию Константина была построена базилика. 36 Недалеко находятся гробницы Езекииля, Азафа, Иова, Давида и Соломона. 37 Их имена написаны на древнем еврейском языке, внизу на стене, в самой пещере. В четырнадцати милях отсюда в Бетсуре находится источник, в котором Филипп крестил евнуха. 38 Отсюда девять миль до Теревинфа, 39 где жил Авраам, где он выкопал колодезь под дубом и где было ему явление трех ангелов и он с ними ел и говорил. По велению Константина и там была построена прекрасная базилика. В двух милях отсюда, в Хевроне, находится необыкновенно красивая четырехугольная гробница, сделанная из камня, где почивают Авраам, Исаак и Иаков, Сарра, Ревекка и Рахиль».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Феофан Затворник : «Папа со своими увлёкся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры» 90 . «Латинская церковь… отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный её грех – страсть ковать новые догматы… Латиняне повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную» 91 . Преподобный Амвросий Оптинский : «Римская церковь давно уклонилась в ересь и нововведение» 92 . Святой Иоанн Кронштадтский : «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной главой Церкви, да ещё – непогрешимой. Отсюда – различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда – индульгенции; отсюда – искажение догматов; отсюда – фабрикование святых» 93 . Того же убеждения были и многие наши выдающиеся православные мыслители. Ф.М. Достоевский: «Католичество провозгласило антихриста и тем погубило весь западный мир» (роман «Бесы»). Ю. Ф. Самарин определял католицизм как «иудаизм в христианстве». Е.Н. Трубецкой называл католицизм «религиозным политиканством». А.С. Хомяков писал о том, что католицизм – это протестантство в отношении к Церкви. Следовательно, невозможно говорить о сохранении христианства в католицизме. 3. Протестантизм Другую крайность в отступлении от христианства можно видеть в протестантизме. Провозгласив основным критерием веры «только Писание» («sola Scriptura») и таким образом отвергнув святоотеческое предание как источник истинного понимания евангельского учения, протестантизм вверг себя в хаос беспредельного субъективизма в изъяснении любой христианской истины веры и жизни. Лютер отчётливо выразил этот догмат протестантизма: «Я не возношусь и не считаю себя лучше докторов и соборов, но я ставлю моего Христа выше всякой догмы и собора». Лютер, как и все его последователи, не увидел, что Библия, предоставленная произвольному объяснению любого верующего или отдельной общины, неминуемо полностью утратит свою идентичность. И действительно, протестантизм с самого своего возникновения и до настоящего времени не только непрерывно распадается на десятки и сотни различных ветвей, каждое из которых ставит «своего Христа выше всякой догмы и собора», но и доходит до полного отрицания самых основополагающих истин христианства.

http://azbyka.ru/bog-2

Отсюда - разрыв связи мира Господня, нарушение братской любви, извращение истины, рассечение единства; отсюда - переход к ересям и расколам, когда кто поносит священников, завидует епископам, жалуется, почему не он поставлен, или не хочет признавать другого начальником. Отсюда происходит то, что восстает и упорствует от ревности нечестивец, от задора и зависти враг, - враг не человека, но почести. И какой это червь для души, какой яд для помыслов, какая ржавчина для сердца - ревновать доблести или счастью другого, т.е. ненавидеть в нем или собственные его заслуги, или благодеяния Божий, обращать в свое зло блага других, мучиться благополучием знатных людей, славу других делать для себя казнью и к сердцу своему приставлять как бы неких палачей, к помыслам и чувствам своим приближать мучителей, которые терзали бы их внутренними мучениями, раздирали тайники сердца когтями зложелательства! Не радостна для таковых пища, и питье не может быть приятно; они постоянно вздыхают, стонут, скорбят; и как ревность никогда не оставляет завидующих, то сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно. Любое другое зло имеет свой предел, и всякий грех оканчивается совершением греха: в прелюбодее преступление прекращается по совершении любодеяния; в разбойнике злодеяние затихает по учинении человекоубийства; у грабителя хищничество останавливается похищением добычи; у лжеца мера полагается выполнением лжи. Ревность же не имеет предела - это зло, пребывающее непрерывно, это грех без конца! И чем более обстоятельства благоприятствуют тому, на кого обращена зависть, тем более завидующий возгорается пламенем зависти. Отсюда - угрюмый вид, суровый взгляд, бледное лицо, дрожащие губы, скрежет зубов, свирепые слова, неистовые ругательства, руки, готовые на убийство, и хотя свободные на время от меча, но вооруженные бешеной ненавистью. Поэтому-то Дух Святой говорит в Псалмах: Не ревнуй спеющему в пути своем (Пс. 36, 7); и еще: Назирает грешный праведного и поскрежещет нань зубы своими: Господь же посмеется ему, зане презирает, яко приидет день его (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/662/...

Здесь вместо библейского Сотворения описана манихейская борьба сил Добра и Зла, проявляемая на разных «ступенях» или «уровнях» эволюции. Сотворение в собственно церковном понимании прот. А. Мень подменяет понятием «Большого взрыва» (первая «ступень к преодолению хаоса») с последующим созданием жизни и разума (очередные «ступени к преодолению хаоса») сс. 90-95]. Подробнее он пишет об этом так: «В момент «взрыва» из вещества путём внезапной трансформации образуются устойчивые единицы элементарной материи. «Преджизнь», скрытая, «радиальная» энергия, ведёт материальный мip по пути усложнения. Эволюция начинается ещё задолго до живых организмов» с. XVI]. Тьму над бездной (Быт. 1, 2) отец Александр трактует вполне по-манихейски - как присутствие сил, противных Богу. Совершенно иначе понимали мрак учителя Церкви. Преподобный Ефрем Сирин: «В вечер первой ночи сотворены небо и земля, с ними сотворена и бездна, сотворены облака, и они-то, распростершись над всем, произвели тёмную ночь. А после того, как тень сия покрывала всё в продолжении двенадцати часов, сотворён свет, и он рассеял тьму, распростёртую над водами» с. 213]. Святитель Иоанн Златоуст: «Они-то и покрывали лице земли, т.е. тьма и бездна вод. Отсюда мы узнаём, что всё видимое было бездною вод, покрытою мраком, и нужен был премудрый Творец, чтобы прекратить всё это нестроение и привести всё в благообразный вид» с. 15]. Святитель Амвросий Медиоланский: «Был же мрак, который есть простое отсутствие света. Был же мрак, ибо и самый воздух был мрачен. И вода была под тёмными облаками как тёмная вода во облачном мраке. И вот, тьма была над водяною бездною. Однако оный мрак нельзя расценивать как зло, ведь Бог зла не сотворил» с. 37]. Святитель Василий Великий также писал о недопустимости такого прочтения Шестоднева: «Толкуют, что тьма есть злая сила, лучше же сказать, самое зло, само от себя имеющее начала, противоположное и противодействующее Божией благости... И на этом предположении каких не построено лукавых и безбожных учений! Какие волцы тяжцы (Деян. 20, 29) расточающие Божие стадо, устремлялись на души, ведя начало от сего краткого слова! Не отсюда ли Маркионы? не отсюда ли Валентины? не отсюда ли мерзкая ересь манихеев, которую, если назовет кто гнилостью в церквах, не погрешит в приличии наименования?» с. 27-28].

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/29/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010