Епископ Андрей. Библиотека миссионера среди магометан (Составлена прот. Е. Маловым для миссионерского съезда 1910 г.). (Продолжение). Можаровский К. Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещение Казанских инородцев, с 1552 по 1867 г. Москва. 1880 г. На память о Николае Ив. Ильминском. П. Знаменского. Казань. 1892 г. Н. Ив. Ильминский, директор Казанской учительской семинарии († 27 дек. 1891 г.) В. Н. Витевского. Казань. 1892 г. Основные черты распространения христианства на Руси 900 лет назад и ныне Е. Н. Воронца. Харьков 1890 г. Лезгинец Ассан. С.-Петербург. 1865 г. (Обратившийся из мухаммеданства в христианство). Имадеддин. Автобиография мухаммеданина, обратившегося в христианство. Перевод с немецкого языка. Оренбург. 1889 г. Мухаммеданское учение о смерти, о воскресении из мёртвых и о страшном суде, о рае и аде. М. П. Ронгинского. Оренбург. 1891–93 г. Обзор 25-летний деятельности Казанского Братства Св. Гурия, Н. Н. Одигитриевского. Москва. 1892 г. Критический разбор мухаммеданских сказаний о чудесах Иисуса Христа, Священника А. Ф. Михайлова. Казань. 1894 г. Казанская центральная школа H. И. Ильминского. Издание П. В. Щетинкина. Казань. 1887 г. Ответы на недоумения и вопросы, предложенные мухаммеданами относительно некоторых предметов христианского вероучения. Изд. 2-е. 1896 г. Миссионера священн. Миропольского. Ключ к Корану. Аббата Бургада. Перевод с французского языка. Оренбург. 1897 г. Н. Григорьев. О Пресвятой Троице. Беседа православного христианина с мухаммеданином. Оренбург. 1903 г. Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский . Составил Н. А. Спасский. Самара. 1900 г. Крещёные татары Казанской губернии. Этнографический очерк. Н. Н. Одигитриевского. Москва. 1895 г. С. М. Матвеев. Свадебные обычаи и обряды крещёных татар Уфимской губернии Казань. 1896 г.; Погребальные и поминальные обряды крещёных татар Уфимской губернии. Казань. 1899 г. О киреметях крещённых татар Казанского края. Лекция в Казанском Миссионерском приюте студента Казанской духовной академии Ильи Ив. Софийского. (См. известия по Казанской Епархии 1877 г. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тимофей доносил Синоду, что у мощей Марка гробокопателя не доставало правой руки, а у преп. Моисея Угрина, Илии Муромца, Иосифа и Пимена многоболезненного руки с треперстным сложением), 545 (дело 1721 г. об архим. Иоанникии Сенютовиче, забравшим рогат. скот и лошадей от Нежин. жителей), 675 (дело 1721 г. о присылке из м-ря ученых монахов для Слав.-Латин. Москов. школ; архим. Иоанникий), приложен. к I т., CXLI, XX (духовная митроп. Смолен. Варлаама); III, 1723 г., 120 (иером. Иоиль Алекс.-Нев. м-ря определен за хромотою его в Киев.-Печер.-Троиц. больнич. м-рь), 216 (доношение Киев. архиеп. Варлаама на архим. о посвящении священн. в свои вотчины), 370 (перевод за старостью монаха Алекс.-Нев. м-ря Афанасия Черкасока в Киев.-Печер.-Троиц. м-рь), 404 (дело об истребов. от архим. Иннокентия ведомостей о монахах), 430 (дело о сборе в церкв. денег в кошельки), 479 (доношение иером. Ионафтана о даче ему кормовых денег); IV, 1724 г., 305 (донош. архим. Иоанникия о кончине архиеп. Романского и Галацкого Пахомия), 380 (дело о монахе Костулы за ложный донос на архим. Иоанникия); VI, 1726 г., 50 (прошение игум. Троиц. больничного м-ря Иоиля об отпуске из Киева; архим. Иоанникий), 170 (доношение архим. Иоанникия об освидетельствов. напечатанных в Киевопечер. типографии книг), 175 (построение церквей в новопоселенных монаст. слободах), 382 (прошение иеромон. Енната и иеродиак. Полиена о постригании в монахи м-ря ученых и мастеров. людей), 412 (прошение архим. Иоанникия о келейном имуществе игумена Пустын. Николаев. м-ря Христофора, принявшего здесь иночество в 1700 г. от архим. Иоасафа Кроковского), 493 (челобитье Киево-Печер. Троиц. больнич. м-ря игум. Иоиля на Киево-пещерного начальника иеросхимонаха Романа Кону), 523 (прошение иеромон. Евната и иеродиак. Полиена о напечатании повечерника, молитвослова, акафиста и служебника), 525 (дело о форме сношения с Малоросс. Коллегиею, архимандр. м-ря и Киев. архиепископом); VII, 1727 г., 4 (еписк. Переяслав. Кирилл Шумлянский, скончавшийся в 1726 г., погребен в м-ре), 111 (сюда уволен на покой по болезни префект Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Отделённая в данное время от государства, она, после обезличения своего государственной опекой, не может быть расположена к прежнему состоянию. 3) Путём воспитания человеческой совести в духе заветов Христа, Церковь искренно стремится к возможному, в условиях земной ограниченности, осуществлению на земле Евангельской правды и любви. В этом пункте идеалы Церкви и государства могут соприкасаться и совпадать. 4) Основываясь на духе Евангельского учения, мы от лица волынского духовенства почитаем долгом определённо заявить, что мы не ставим себя в ряды врагов трудящихся и возглавляющей их рабоче-крестьянской власти. А потому признаём эту власть и подчиняемся ей. 5) Мы приветствуем созидательную работу её на благо трудящихся. 6) Это заявление мы считаем нужным сделать по долгу совести, потому что успешная работа духовенства на месте и в обновлённых церковных учреждениях в значительной степени, если не всецело, зависит от доверия государственной власти к Церкви и её служителям» 342 . Но самым больным было принятое постановление об обновленческом Священном Синоде: «Признать Времени. Всеукраинский Священн. Синод высшим церковным административным органом управления Православной Церковью на Украине до Собора» 343 . Это был тактический ход со стороны управляющего епархией Епископа Аверкия, который видел, что власть стремится уничтожить истинную Православную Церковь , но в то же время укрепляет своё детище – обновленчество. Владыка Аверкий решает на словах говорить одно, а на деле делать другое. Постановления пленума были приняты, чтобы избежать давления власти. Регистрировались тогда только обновленческие епархиальные управления, а православным было запрещено действовать, иметь свои штамп и печать 344 . После этого постановления был зарегистрирован устав Волынского епархиального управления. Управлению разрешили использовать свои бланки, штамп, печать 345 . Постановления пленума не были оглашены волынскому духовенству. Дальнейшие события показывали, что Епископ Аверкий на самом деле продолжал оставаться противником обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

кн. 1582 г.; упомин. строитель Варлаам); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 91, 129 (Записн. книга явкам 1649 г.), 184 139 (Грам. 1595 г. царя Фед. Иван. по челобитью старца Якима с боярскими детьми о беглых крестьян. и о владении дер. Лукиной); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1861 г., I, Отд. 3, 19, 42 (Древ. церк. обряды в Новгор.), II, Отд. 3, 30 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Дворцов. разряды”, III, 653 (встреча вселен. патриарха 1666 г.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода”, I, 211 (дело 1721 г. о священн. Петре Иосифове; архим. Серафим); II, ч. I, 710 (м-рь в 1726 г. получил 73 руб. за вишневые деревья, отпущенные из сада в Петергоф); III, прилож., CXLVI, XXXV (архим. Иона в 1723 г. был при встрече мощей св. Алекс. Нев.); VII, 312 (справка об указе, на основании которого в 1715 г. м-рь приписан к Александр. Невск. м-рю); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1831 (переписн. книга 1670 г. вотчин. сел, дерев. и проч. м-ря Воцкой пятины Корельской половины); “Русск. истор. Библиот.”, II, 485, 142 (цар. грам. 1627 г. Новгор. воеводе о выдаче м-рю кормовых и панихидн. денег; игум. Леонид); V, 223, 86 (в 1656 г. власти Иверского м-ря принесли в дар архимандриту Духова м-ря: объярь черная, дороги двоеличные, 10 золотых), 265, 90 (дело 1657 г. об оставшемся имуществе после скончавшегося архим. Иакова), 548, 206 (цар. грам. 1665 г. о рыбн. ловлях по оз. Ладож. и р. Волхову), 927, 383 (архим. Никодим в 1692 г. был назначен архимандритом Иверск. м-ря, но братия просила назначить своего выборного). 180. Духов , мужской, ныне церковь св. Духа в губерн. гор. Рязани, на высоком берегу Трубежа, подле архиер. дома. Основан в XV ст.; в 1514 г. весь выгорел, но вскоре вновь построен. В 1724 г. приписан к Троицкому Рязан. мон., но в 1727 г. по прошению вкладчиков м-ря стольника Фед. Ляпунова, кн. Вас. Волконского и других сделан самостоятельным; по штатам 1764 года оставлен на своем содержании и в 1781 весь выгорел, а братия переведена в Троицкий-Скопинский мон., который с того времени стал называться Духовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ольга Иосифовна. Замужем за врачом Лебедевым, д.с.с. Любовь Иосифовна. Род. 31 авг. 1853 г. Замужем за Н.А. Аничковым, д.т.с., тов. Мин. Нар. Просв. Делянова, сенатором, членом Госуд. Совета Владимир Иосифович, чиновник министерства внутренних дел Елена Иосифовна, † младенцем Борис I-й Иосифович, † младенцем Сергей Иосифович, правовед-медалист, член Петроградск. окружн. суда Борис II-й Иосифович, правовед, член Петроградск. окружного суда Василий Павлович П.Ф. Ефремов Что касается рода Ефремовых, к которому принадлежала жена прот. И.В. Васильева, то он происходит от единоверческого священника на Волковом кладбище в Петрограде Евфимия Ефремова, жена которого N.N. скончалась в 1848 г. Сыновья его: 1) Василий Евфимович, кончил в Петроградск. Дух. Акад., священник на Охте, 2) Иван Евфимович, кончил Петрогр. Дух. Акад., свящ. Крепостного Петропавловского собора, 3) Дмитрий Евфимович, офицер Семёновского полка и 4) Павел Евфимович, д-р медицины, корпусный врач; дочери же, в порядке старшинства: 5) Александра Евфимовна, † 1900, за заграничн. священн., протопресвитером придворного духовенства и царским духовником Иоан. Леонтиевичем Янышевым († 1910 г.). У них дети: Леонид Иванович Янышев, гражданский инженер, женат на Екатерине Петровне Боначич, и Александра Ивановна, замужем за М.П. Альбовым , священ. и проф. Лесного Института. 6) Елизавета Евфимовна, замужем за П.А. Матвеевским , священником в Веймаре, затем – настоятелем Смоленского кладбища в Петрограде. 7) Ольга Евфимовна, замужем за заграничным протоиереем В.П. Полисадовым, впоследствии проф. Петроградского Университета и настоятелем Петропавловского собора в Петрограде. 8) Анна Евфимовна, (род. в 1830 г.) замужем за прот. И.В. Васильевым. 9) Прасковья Евфимовна, замужем за В.В. Головиным, законоучителем Смольного Института. 10) Пелагея Евфимовна, замужем за врачом В.Я. Глыбовским. 1777 Николай Николаевич Световидов-Платонов, 1-й магистр ХХ курса (1852–1856 гг.) МДА, из Московской Семинарии. Бакалавр опытной психологии и нравственной философии с 1856 г. Выбыл в 1860 г. Затем священник при Московской церкви Благовещения на Тверской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ведомостях» за 1897 г.; Вопросы и ответы, стр. 66). Переоблачение в светлые одежды в Великую субботу «Перемена одежд священно-церковно-служителями на литургии в Великую субботу — обряд весьма древний, принятый от Церкви Греческой. Он служит для верующих напоминанием о торжественном крещении оглашенных, происходившем некогда в вечер на Пасху. Значительное число паремий тоже указывает на обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных: 15 паремий прочитывались в то время, когда священнослужители сходили в крестильницу читать молитвы над водою, совершали крещение оглашенных и помазание миром. Перемена темных облачений на светлые тоже стоит в прямой связи с крещением оглашенных. Несомненно, что клирики переоблачались из черных, великопостных одежд в светлые, праздничные пред тем, как отправиться им в крестильницу, и поступали так и по той причине, что намеревались совершить крещение оглашенных — такое таинство, которое в настоящее время, как и в христианской древности, священники должны совершать не иначе, как в белых одеждах, изображая этим видимым знаком радость св. Церкви о приобретении в крещении новой заблудшей овцы ( Лук.15:4-10 ). Но, помимо указанного, существует другой источник радости для христиан в Великую субботу, есть другое, более глубокое основание у священнослужителей менять пред чтением св. Евангелия темные, траурные ризы на светлые, праздничные. Обычай крестить оглашенных накануне св. Пасхи прекратился, а перемена траурных одежд на праздничные за литургией в Великую субботу продолжает существовать не по одной привычке и не в виде только отголоска умолкшей, но некогда бывшей в большой силе крещальной практики, а в качестве явления, всякий раз вызывающего неподдельную радость в сердцах верующих. Причина последней заключается в том, что св. Церковь с пения стиха: «Воскресни, Боже, суди земли..». как бы начинает торжественно праздновать «спасительную и светозарную нощь светозарного дне». В Евангелии на литургии в Великую субботу повествуется о Воскресении Спасителя. Эту радостную весть о Воскресении Христа, даровавшего всем земнородным жизнь, и хочет выразить наша Православная Церковь в таком видимом образе, который для всех, присутствующих в храме за литургиею в Великую субботу, был бы одинаково понятен. И св. Церковь вполне достигает своей цели: когда мы видим благовествующего св. Евангелие и всех остальных священн-оцерковно-служителей переоблачившимися из темных в светлые ризы, то невольно исполняемся искренней радости и мысленно воспоминаем явление мироносицам небесного вестника Воскресения, вид, которого был, как молния, и одежда бела, как снег» (Р.д.с.п. 1894 г., Богослужение на Пасху

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Погреб. мирск. человек; последов. исходное монахов; послед. мертвен. над скончавшим. священн.) 167 . Вносить тела умерших в церковь должно только для отпевания, и ни под каким видом не следует держать их более суток в церкви, и то – по крайней необходимости (Ук. Син. 1812 г. июл. 16; Инстр. благ. § 16). Погребальное пение по умершим во время заразительных болезней должно быть совершаемо на самом месте погребения (Ук. Сан. 1830 г. ноябр. 14 дн.) 168 . 3) Зарывать умерших должно в могилы глубиной в три аршина и отнюдь не менее двух аршин с половиною (Ук. Син. 1808 год. июл. 20; Инстр. благоч. § 2; Уст. Врачебн. ст. 926) 169 . Могилы должно засыпать землей вровень с площадью (местоположением) (Уст. Врач. ст. 927). В С.-Петербурге над могилами насыпать земли или песку не менее полуаршина и насыпь эту крепко убивать (Уст. Врач. ст. 928). Кладбищенские священники особенно наблюдают, чтобы определенные могильщики и посылаемые для погребения умерших от воинских команд и других мест служители исполняли с точностью вышеозначенные правила. В случае ослушания они дают знать о сем как своему начальству, так и местной полиции, и виновные подвергаются взысканию (Уст. Врач. ст. 929). Долбленые гробы из толстых дубов, сосен, ели и прочих заповедных деревьев делать запрещается (Уст. Лесн. прим. к ст. 444) 170 . Тела, преданные уже земле, запрещается без особенного дозволения от министра внутренних дел, вырывать для перевезения в другое место (Уст. Врач. ст. 930). На сем же основании запрещается, и в случае учреждения нового кладбища, без особого дозволения вырывать находящиеся на старом кладбище гробы. Запрещается также в сем случае обращать прежнее кладбище под пашню, или другим каким бы то ни было образом истреблять оставшиеся на оном могилы (– ст. 931). Запрещается непогребенные тела перевозить в губернии из одного уезда в другой без особого на сие разрешения начальника губернии, а если в губернии имеет пребывание генерал-губернатор – без разрешения сего последнего (– ст. 932). Запрещается непогребенные тела перевозить из одной губернии в другую, без дозволения министра внутренних дел (– ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Москов.), VIII, Отд. 1, 2 (летопись м-ря Густынского); 1869 г , II, Отд. 2, 42 в примеч. (Иоасаф Горленко в 1725 г. надел здесь рясофор); 1870 г., II, Отд. 2, 66 в примеч. (в 1660 г. м-рю отведено в гор. Пе- реславле место убиения св. Бориса для постр. м-ря, но не было привед. в исполнение); 1884 г., II, Отд. 1, 28 (акты южно-русск. м-рей; архим. Гавриил 1788 г.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода”, I, 219 (прошен. 1721 г. архим. Иродиона о выдаче книги для сбора пожертвований на разоренную пожаром обитель), 537 (жалоба 1721 г. архим. Иродиона об именовании м-ря ставропигиею Св. Синода и о посвящении в оный во архим. Киев. кафедры архидиакона Арсения Берло), прилож. CXLII, XX (духовная 1721 г. Смолен. митроп. Варлаама, завещавшего м-рю шапку красною архиерейскую), XXXVIII (благослов. грамота 1721 г. патр. Иоакима на учрежд. в м-ре ставропигии при игум. Феодосие Васковском), CCCCXLII (царская грам. о том же); II, ч. 1, 1138 (прошение 1722 г. быв. архим. Иродиона, рукоположенного во еписк. Чернигов., о пользовании на год доходами с вотчин м-ря; на место Иродиона назначен Арсений); III, 1723 г.. 216 (донош. архиеп. Киевск. Варлаама на архим. м-ря о посвящении священн. в свои вотчины), 430 (дело о сборе денег в кошельки), прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. сказано: «Межигор. м-рь прежде Ставропигиальным был Свят. Патриаршего Престола, ныне же Свят. Правит. Синод как о нем устроит и утвердит?»); IV, прилож., LXXV, XIII (в м-ре было 12 пушек 70 ружей, 25 ядер, 10 пуд. пороха); VI, 1726 г., 423 (доношение архим. Арсения о пострижении в монашество студентов Кулябки и Щернацкого); VII, 1727 г., 325 (архим. Арсений был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 62 (в грамоте патр. Иерусал. Феофана причислен к числу мест знаменито святых), 168 (в духовной митр. Киев. Петра Могилы 1646 г. показан в числе бездоходных м-рей); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXII, 195 (Помянник м-ри, составленн. в 1689 г. игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Во-вторых, на основании св. предания церковь содержит различные дисциплинарные установления. «Предания Апостольская нарицаются, яже от Апостол Духом Святым наставляемых уставишася. Тако пост святыя четыредесятницы, и проч ыя посты» (693). В-третьих, на основании св. предания церковь принимает за истинный символ никейский, крещение младенцев, способ крещения и седмиричное число таинств (708–710). К преданию церковному нужно отнести, наконец, и смысл св. Писания, или правильное его толкование, предание экзегетическое, о котором особенно много и подробно говорится в «Камне веры» (гл. 3 и 5). Св. отцы и учители церкви, которые по времени своей жизни близко стоят к источнику св. предания и служат для нас авторитетными и непогрешимыми его свидетелями, когда говорят о содержании устно преданного учения, указывают на определенный круг истин, содержимых церковию на основании св. предания, и преимущественно истин обрядового и литургического характера (гл. 4). На основании представленного содержания церковного предания можно судить об отношении последнего к св. Писанию. Очевидно, предание церкви не содержит в себе каких-либо новых догматических истин, не данных в св. Писании: то, что привносится в сокровищницу церковного учения из предания, касается не догматов, а обрядов и дисциплины церковной. Поэтому и значение предания, выразителем которого служатъ св. отцы и вселенские соборы, состоит не столько в дополнении писанного Слова Божия какими-либо новыми истинами, сколько в изъяснении св. Писания. «Камень веры» вместе с Disput. говорит: «Не буди то нам, еже соборы священному писанию предпочитати: ибо священное писание есть слово Божие, безпосредственне Богом откровенно, и аки бы Богу сказующу писано. Тако бо глаголет Петр апостол: Ни бо волею бысть, когда человеком пророчество, но от святого Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы. И паки: Всяко писание богодухновенно. Сия есть честь и преизящество священн аго писания, имже соборы превосходит, тыя бо ниже имуть, ниже пишут откровений и словес Божиих беспосредственне, но точию извещают, кое есть слово Божие Писано, кое предано, и кой разум имать, и тако доволно от священных писаний единомысленно вразумившеся, вносят и узаконивают в членах веры уставления, ниже дают священным писаниям истины, но истину в них сокровенну яве возвещают. Тако егда соборы определиша всю Библию быти слово Божие, не сотвориша тую быти истинну и неложну, точию известиша и всему миру явиша такову быти. Тако собор Никейский, единосущия слову Божию не даде, но точию от священных писаний и от преданий показа» (стр. 732 б –733 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

е. изложение поучений ап. Петра, числом 20, будто бы записанных Климентом (текст их см. у Migne, series graeca, t. II, col. 57468, по изданию 1857 г.); 2) Recognitiones (ναγνσεις), т. е. «Встречи» – это другая редакция «Бесед» с разными прибавлениями биографических подробностей о св. Клименте, сохранившаяся в Х-ти книгах только на латинском языке в переводе Руфина (текст их см. у Migne, series graeca, t. I, col. 12051454, по изданию 1857 г.); 3) «Сокращение Климента римского о делах и беседах Петра во время путешествий». Это сочинение есть неудачно сделанное извлечение из «Бесед» и других позднейших сочинений о Клименте (греческий и латинский текст их у Migne разделен на 179 небольших глав, см. series graeca, t. II, col. 469604); 4) пять писем: два к Иакову брату Господню, епископу иерусалимскому, одно к епископам, пресвитерам, диаконам и всем верным об обязанностях клириков, одно к ученикам Юлию и Юлиану и одно к иерусалимлянам (все пять помещены у Migne, series graeca, t. I, col. 463508 на лат. языке, сравн. у Migne, series graeca, t. II, col. 3256). На русском языке о климентинах см. статью священн. И. Побединского-Платонова в «Православном Обозрении» за 1860 г. т. I, стр. 151172. 397437, и m.II, стр. 339384; в) восемь книг постановлений (διαταγα) Апостольских чτрез Климента для епископов. В книге: «Постановления Апостольские. (В русском переводе). И. Н. Казань 1864 г.» этот сборник озаглавливается: «Постановления свв. апостолов через Климента епископа и гражданина римского». Русская литература об «Апостольских постановлениях»: 1) в «Правосл. Обозрении» за 1862 г., т. VII, апрель, стр. 446483 и т. VIII, май, стр. 132, июнь, 162176, авг., 385430 – статья Η. В. Влагоразумова; 2) в кн. Η. К. Соколова: «Из лекций по церковному праву», стр. 118126 (см. также в приложении к Правос. Обозр. за июнь 1874 г.); 3) в журн. «Чтения в обществе любителей духовн. просвещения» за 1882 г., в части I, февраль стр. 141 в др. (в разных местах статьи Η. А. Заозерского: «Состояние церковного права в доникейской церкви») и июнь – июль, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010