493 Православный собеседник 1863 г., II, стр. 558–559. Три доселе неизданные послания князя Андрея Курбского. 495 Прение митр. Даниила с иноком Максимом святогорцем. Ркп. Императ. Публичной библиотеки, древлехранилища Погодина 1597 (прежний 37). Напечатано вполне исправно в Чтениях Императ, общества Истории и Древностей Российских за 1847 г., 7 (заседание 28 февраля 1847 г.) и отдельно, стр. 7. 496 См. Аделунга, «Обозрение путешественников по России», т. 1, стр. 208, 216. Поссевин в своей Moscovia sive de rebus Mosc. между прочим говорит (I, гл. 12) – какие книги папские послы впредь должны брать с собою при поездке в Россию, и при отъезде оставлять их там. 497 См. Известия отделения русского языка и словесности Императ. Академии Наук за 1896 г. т. I, кн. 3, статья П. А. Сырку, «Из истории сношений русских с румынами». 498 Карамзин Η. М. История государства российского, т. IX, Спб. 1892 г., прим. 849. Что Ивашка Пересветов не вымышленное лицо, а действительно бывшее, свидетельствует опись так называемого Царского архива, в коей читаем: «ящик 143. А в нем... черной список Ивашка Пересветова да Петра Губастого и иные листки». Список челобитной его имеется в собрании рукоп. П. И. Щукина в Москве. См. II выпуск описания их, составленного А. И. Яцимирским , М. 1897 г., стр. 236–237, рукоп. 466 (стр. 162–188), сборник XVII в., содержащий Домострой и другие статьи. 499 См. Труды III археологического съезда в России, в г. Киеве, т. II, Киев, 1878 г., стр. 259, 309 и др. Статья E. И. Калужняцкого «Обзор славяно-русских памятников письма, находящихся в библиотеках и архивах львовских». Описание рукоп. см. здесь на лл. 258–262. Ныне она находится во Львове, в библиотеке св. Онуфриевского монастыря. 500 Временник Императ. общества Истории и Древностей Российских, кн. 7-я (М. 1850 г.), стр. 6–7. По окончании перечня книг напечатано: «(отметка рукою дьяка): других книг неты не выписаны, потому что старые книги у государя выписано из списка летних ездовых нарядов»... Следует так читать: «(отметка рукою дьяка): других книг неты не выписаны, потому что старые книги у государя. – (С новой строки) Выписано из списка летних ездовых нарядов»... Что именно так нужно исправить чтение этого места, доказывает подобная же отметка на стр. 33: «из самых книг неты не выписаны, книги у государя». Поэтому Η. П. Лихачев совершенно неосновательно предполагает, что после слов: «...старыя книги у государя»... должны были следовать слова: «згорели, как постелных хором верх горел». (См. Библиотека и архив etc..., стр. 26). – Π. М. Строев, «Описание рукописей монастырских», изд. общества древней письменности, стр. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

—126— и монастыри, Главного Его Величества Штаба обер-священнику и в Московскую типографскую контору послать указы, и Правительствующему Сенату сообщить ведение, в комиссию же Духовн. училищ препроводить выписку из сего определения». Амвросий М. Новгородский. Михаил А. Черниговский. Серафим А. Тверской. Духовник Павел Криницкий. Обер-священник Иоанн Державин. Подписано 27 июля. Письмо Вашего Высокопреподобия от 5-го июля я получил 7-го. В дополнение к вышеписанному неизлишним почитаю присовокупить и следующее из журналов Св. Синода: Авг. 4-го 1817 г. «Во исполнение объявленного в 3-й день сего месяца Г. Тайн. Сов. Синод. Обер-Прокурором кн. А.Н. Голицыным Высочайш. повеления происходило в сей 4 день наречение СПБ. Д. Ак. Ректору Новоспас. монастыря Архимандриту Филарету, нареченному в викарного СПБ. епархии епископа Ревельского, след. обр.: по приказанию Св. Синода впущены были пред собрание архимандриты и прочее духовенство, также прибывшие для сего случая чиновники и другого звания посетители. После сего здешние протоиереи Андреевского собора Петр Песоцкий, и Благовещ. церкви Алексей Миношский, приняв благословение Св. Синода, отправились с двумя диаконами за означенным архимандритом Филаретом, который находился в покое Св. Синода, и, приглашая его в собрание Св. Синода, ввели в членскую палату, где объявили ему, архимандриту, всемилостивейший Его Императ. Величества указ чрез синод. обер-секретаря Свешникова, а им, архимандритом, сказан ответ, по образцам для сего установленным. За сим следовало и наречение его во епископа Ревельского по чиноположению. Протодиакон возгласил, а певчие пели многолетие, в начале Его Императ. Величеству и Их Императ. Величествам, также Их Императ. Высочествам, а напоследок Св. Синоду и новоназначенному во епископа архимандриту Филарету. После чего, по окроплении нареченного св. водою, как он, —127— так и духовенство, так и прочие чины, из собрания выступили. Приказали: о сем записать в журнал и дать к делу копию. Амвросий, Μ.Н. Михаил, А.Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В дополнение к вышеписанному неизлишним почитаю присовокупить и следующее из журналов Св. Синода: Авг. 4-ого 1817 г. «Во исполнение объявленного в 3-ий день сего месяца Г. Тайн. Сов. Синод. Обер-Прокурором кн. А.Н. Голицыным Высочайш. повеления происходило в сей 4-ый день наречение СПБ. Д. Ак. Ректору Новоспас. монастыря Архимандриту Филарету, нареченному в викарного СПБ. епархии епископа Ревельского, след. обр.: по приказанию Св. Синода впущены были пред собрание архимандриты и прочее духовенство, также прибывшие для сего случая чиновники и другого звания посетители. После сего здешние протоиереи Андреевского собора Петр Песоцкий, и Благовещенской церкви Алексей Миношский, приняв благословение Св. Синода, ввели в членскую палату, где объявили ему, архимандриту, всемилостивейший Его Императ. Величества указ черз синод. Обер-секретаря Свешникова, а им, архимандритом, сказан ответ, по образцам для сего установленным. За сим следовало и наречение его во епископа Ревельского по чиноположению. Протодиакон возгласил, а певчие пели многолетие, в начале Его Императ. Величеству и Их Императ. Величествам, также Их Императ. Высочествам, а напоследок Св. Синоду и новоназначенному во епископа архимандриту Филарету. После чего, по окроплении нареченного св. водою, как он, так и духовенство, так и прочие чины, из собрания выступили. Приказали: о сем записать в журнал и дать к делу копию. Амвросий, М.Н. Михаил, А.Ч. Серафим, А.Т. Обер-свящ. Державин.» Журнал Авг. 8 1817 г. ст. 40. Синодальные члены и кавалеры словесно объявили, что во исполнение Высоч. указов 23 июля и 3 авг. Московск. Новоспасского монастыря архимандрит и здешней Академии Ректор Филарет 5-ого числа сего месяца Синод. Членами – Амвросием Митроп. Новгородским и СПБ., Михаилом Архиеписк. Черниговским и Серафимом Архиеписк. Тверским во епископа Ревельского, викарного СПБ. Епархии, по церковному чиноположению, в церкви Живоначальныя Троицы, что в Александровской Лавре, хиротонисан, при чем и учененная им архиерейская присяга за подписанием хиротонисавших и его, епископа, представлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

21 декабря 1857 г. в девятом часу вечера высокопреосвящ. митрополит Филарет скончался.Погребение совершалось 29 декабря согласно его завещанию в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня. В заключение можно сказать, что святитель Филарет был образ “словом, житием, любовию, духом и чистотою”. Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества. Творец Иисусовой молитвы. Постник в строжайшем смысле. Обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения, даром замечательной памяти и дерзновенной молитвы. Удостоился многих благодатных откровений и видений. Навеки незабвенен его подвиг основания Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни, явившегося рассадником истинных ревнителей отшельничества и старчества. Никогда не пропускал слушание литургии, а последние три года ежедневно причащался св. Таин. Строгий к себе во всем и особенно в образе жизни высокоподвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только в исключительных случаях. Его нищелюбие вошло в пословицу и называли его не иначе, как “Филаретом Милостивым”. Сильный, глубокий ум, основательность суждения и проницательность, высокий дух веры и благочестия в строго православном направлении и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем служили отличительными чертами характера архипастыря и внушали к нему общее внимание и глубокое уважение, даже более того – благоговение. Митр. Филарет был более практик, чем теоретик, был выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Однако и в учено-литературном отношении он остался не без следа в истории Русской Церкви, за что, также как и за покровительство просвещению, был избираем в действительные и почетные члены различных обществ и учреждений. Митр. Филарет состоял членом Императ. Российской академии, Императ. московского общества истории и древностей российских, конференций духовных академий киевской, с.-петербургской и московской и Императ. университетов киевского и казанского. Кроме лекций по догматическому богословию и истолковаиельному чтению Св.Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространнных мнений по вопросам церковным, писем и т.п., не предназначавшихся к печати, от митр. Филарета осталось немало и печатных трудов. Личные черты характера митр. Филарета ясно представляются в его произведениях, особенно же его простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св.Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Много потрудился он также в деле воссоединения униатов с православною церковью, совершившегося в 1839 году, в обсуждении различных вопросов об отношении русской церкви к церквам восточным, об устройстве этих церквей и т. д. И эти и иные заслуги Филарета указываемы были при награждении его орденами и другими знаками отличия, из коих последний – алмазные знаки ордена св. Андрея Первозванного – дан был ему, как значилось в Высочайшей грамоте от 26 авг. 1856 г., «во внимание к многолетнему служению, всегда отличавшемуся неуклонною приверженностью к древним уставам вселенской церкви, живым усердием к престолу и отечеству и назидательным примером христианского благочестия». Как человек, митрополит Филарет представляется в чертах весьма возвышенных и симпатичных. Строгий к себе во всем и особенно в образе жизни, высоко подвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только тогда, когда от направления мысли или деятельности того или другого лица можно было ожидать существенного вреда для других. Его нищелюбие вошло в пословицу, и его называли не иначе как «Филаретом милостивым». Сильный, глубокий ум, основательность суждения и проницательность, высокий дух веры и благочестия в строго православном направлении и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем служили отличительными чертами характера архипастыря и внушали к нему общее внимание и глубокое уважение, даже более того, – благоговение. Филарет был более практик, нежели теоретик, был выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Однако и в учено-литературном отношении он остался не без следа в истории русской церкви, за что, так же как и за покровительство просвещению, был избираем в действительные и почетные члены различных ученых обществ и учреждений. Филарет состоял членом Императ. Российской академии, Императ. московского общества истории и древностей российских, конференций духовных академий Киевской, С.-Петербургской и Московской и Императ. университетов Киевского и Казанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

56 Т. е. в Странноприимном доме графа Шереметева, в котором я служил почти 12 лет, занимая должности 1-го и 2-го помощника главного смотрителя и состоя членом Совета. Увлеченный высокими целями учреждения, я отдал этой службе все свои силы и способности, как говорится, вложил в неё всю свою душу, но в результате получил только нравственную усталость и тяжелые, болезненные воспоминания. 58 Внучка митрополита Иннокентия. См. о них книгу нашу: «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский» М. 1883 г., стр. 323. 60 Вениамин Благонравов, в мире Василий Антонович, род. в Тамбовской губ., сын священн., 1846 г. окончил курс в Тамбовской сем.; 1849 г. авг. 27 пострижен; – окт. 9 иеродиак.; 1850 г. магистр Казанской акад.; –окт. 31 бакалавр; – ноябр. 20 иером.; 1856 г. ноябр. 28 архим.; 1857 г. апр. 21 професс. акад.; 1858 г. апр. 22 рект. Томск. сем.; 1861 г. авг. 23 – Костромской сем. и настоят. Богородицк. Игрицк. мон. 1862 г. февр. 5 еписк. Селенгинский, хиротон. мая 20, 1868 г. март. 18 – Камчатский; 1873 г. март. 31 – Иркутский; 1878 г. апр. 16 архиеписк. Ск. 1892 г. февр. 2. 61 Статс-Секретарь, обер-гофмейстер, член Государственного Совета, бывший товарищ Министра Народного Просвещения. Издатель книг: «Род князей Волконских», «Записки С. Гр. Волконского» (декабриста), и «Граф Н. Н. Муравьев-Амурский». 62 Леонтий Лебединский, в мире Иоанн Алексеевич , род. 1822 г. янв. 22, сын священн. Воронежск. губ.; из Воронежск. сем. поступ. в Петерб. акад.; 1847 г. оконч. курс магистром; – мая 17 пострижен; 1847 г. июня 8 иеродиак.; – июля 18 иером.; 1851 г. март 20 инсп. Киевск. сем.; 1853 г. янв. 28 – Киевск. акад.; 1853 г. фев. 15 архим.; 1856 г. мая 30 рект. Владимирск. сем.; 1857 г. июня 9 – Новгород. сем. и настоят. Новгородск. Антониевск. мон.; 1859 г. мая 17 рект. Петерб. сем.; 1860 г. март 5 еписк. Ревельский, хиротон. 18 март.; 1863 г. дек. 20 Подольский; 1873 г. апр. 8 архиеписк.; 1874 г. окт. 2 – Херсонск.; 1875 г. ноябр. 16 – Холмский; 1883 г. мая 15 член Св. Синода; 1891 г. ноябр. 17 митропол. Московский. Ск. 1893 г. авг. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) библиотеки Императ. Общества Истории и Древностей Российских 225. Ркп. XVIII в., Сборник, в лист, на 464 лл. Описание ея см. в книге «Библиотека И. О. И. и Д. P.», Москва 1845 г., стр. 107–108. Из числа ея разночтений – незначительные, мелкие не приводятся. Обозначается буквой И. в) собрания В. М. Ундольского в Московск. Публичном и Румянцевском музеях ркп. 489, в л., XVIII в. Обозначается Ун.1. г) того же собрания ркп. 488, 1699 года.Обозначается Ун. 2. д) Соловецкого монастыря ркп. 862/752 (по «Описанию» 12), XVII в. Обозначается С 1. е) того же собрания ркп. 851/741 (по «Описанию» 14), XVII в. Обозначается С 2. ж) того же собрания ркп. 514/495 (по «Описанию» 310), 1660 г. Обозначается С 4. з) библиотеки Троице-Сергиевой лавры 200, XVII в. Обозначается Т 4. и) того же собрания 201, XVII в. Обозначается Т 5. и) собрания Η. Π. Никифорова 496, XVII в. Обозначается Н 2. к) собрания кн. М. А. Оболенского в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел 49/28, XVIII в. Обозначается А 2. л) того же собрания 50/29, XVII в., там же. Обозначается А 3. м) собрания А. И. Хлудова (в Никольском единоверческом монастыре) 74, XVIII в. Обозначается X 1. н) библиотеки Архангельской дух. семинарии 558/6, XVII в. Варианты отмечаются по списку сказания сей рукописи, имеющемуся в бумагах Π. М. Строева в Императ. Академии Наук, в «Материалах для истории литературы славянской» (пор. III, 187). Обозначается Ар. о) Императорской Публичной библиотеки, древлехранилища М. Погодина 1139 (собрания П. М. Строева 78), XVII в. Обозначается П 2. п) той же библиотеки, древлехранилища Погодина 1553 (того же собрания 94), XVII в. Обозначается П 4. р) той же библиотеки, F. I, 449, XIX в. Обозначается П 3. с) той же библиотеки О., отд. I, 96, XVII в. Обозначается П 6. (Сказание сокращенной редакции). т) той же библиотеки, древлехранилища Погодина ркп. 1146, XVII в. Обозначается П 9. у) той же библиотеки ркп. 1294, XVII в. Обозначается П 8. ф) той же библиотеки О. I, в л., 425, 1721 года. Обозначается П 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Подобных рукописей, т.е. принадлежавших к составу царских библиотек, имеется несколько в Московском Архиве Министерства Иностр. Дел, в Государственном Древлехранилище, один из отделов коего заключает именно книги, бывшие в употреблении в среде царского семейства (в этом отделе всего 15 Часть подобных же рукописей находится в Архиве Оружейной палаты, в палатах бояр Романовых, в Московском Публичном и Румянцевском музеях и др. 519 Некоторые из них должны быть в Императ. Публичной библиотеке, особенно среди книг и рукописей, поступивших из Императорского Эрмитажа. Это относится к царским библиотекам XVII-XVIII вв. Что же касается библиотек царя Ивана IV и Бориса Годунова, то нужно предполагать, что оне погибли в Смутное время, когда поляки хозяйничали в московском Кремле, раскрали царскую казну и царский архив. Если мы припомним, в каком положении были царский дворец и все дворцовые постройки ко времени избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, то нисколько не удивимся исчезновению рукописей царских библиотек. Если царские палаты и хоромы были без кровли, полов и лавок, без окошек и дверей, то как могли уцелеть в сих палатах рукописи? Выше мы видели, что в казне вел. князя находились Вассианова кормчая и Метафрастово житие пресв. Богородицы, обе рукописи писанные Исааком Собакою. По многим причинам было бы конечно важно, если бы обе эти рукописи или по крайней мере какая-либо одна из них сохранилась до нашего времени. Но пока мы не можем указать ни той, ни другой. Списков Вассиановой кормчей до нашего времени дошло пять: 1) Императ. Публичной библиотеки (собрания гр. Толстого 169 в лист, см. стр. 92–93 описания); 2) Государственного Древлехранилища (в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел), отд. V, р. I, К» 17; 3) Московского Публичного и Румянцевского музеев (собрания Пискарева рукоп. 39); 4) Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, 16 и 5) собрания графа Η. П. Румянцева 236; см. описания стр. 313 – 315. – Но ни об одном из этих списков Вассиановой кормчей мы не можем сказать, что он принадлежал к составу великокняжеской казны, что он написан Исааком Собакою 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Этот рассказ в несколько измененном виде нашел доступ в сирийскую литературу. В Chronicon Syriacum Бар-Эбрея (edd . Bruns et Kirsch , p . 82) сказано: exerit etiam Anastasius statuam super columnam, quia statua Theodosii terrae motu dejecta erat, quo pariter Neocaesarea eversa erat, excepta aede S . Gregorii Thaumaturgi (V. Ryssel, Gregorius Thaumaturgus, S. 20). 287 Он увенчал свой миссионерский подвиг мученичеством. Что Александр был первым епископом Понтийских Коман, это видно из сообщения св. Григория Нисского , который пишет: «посылается к нему посольство из одного соседнего города, чтобы он пришел к ним и находящуюся у них церковь утвердил священством; имя этому городу Команы» (Migne, PGr., t. 46, col. 933; русск. перев., ч. 8, стр. 169–170). И дальше по всему ходу речи видно, что раньше здесь не было епископа. 293 Zosimi comitis et exadvocati fisci Historia nova. Ed. Lud. Mendelssohn,Lipsiae 1887, p. 22–24 294 Воспор Киммерийский – на Крымском полуострове и по берегам Мэотиды (Азовского моря). Об этом царстве см. у академика В. В. Латышева, " Ποντικ. Изборник научных и критических статей по истории, археологии, географии и этнографике Скифии, Кавказа и греческих колоний на побережьях Черного моря». Изд. Императ. Археологич. Коммиссии. Спб. 1909, стр. 50–128: «Краткий очерк истории Воспорского царства». Здесь на стр. 69–70, примеч. 2, указана важнейшая литература по истории Воспорского царства. 295 Так как монеты Воспорских царей непрерывно существуют за все третье столетие и далее, то слова Зосимы об истреблении царского рода должно признать неточными, а только допустить внутренние смуты и борьбу разных претендентов, как это подтверждается существованием монет с именами двух разноименных царей за одни и те же годы в пятом и шестом десятилетиях III века: см. у В.Г. Васильевского , Житие Иоанна Готского, в «Трудах В.Г. Васильевского ». T. II, вып. 2. Спб. 1912. Издан. Императ. Академии Наук, стр. 352, а также у В.В. Латышева. Ποντικ , стр. 119. 297 Der Brief an Diognetos.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Из всех известных списков Данииловского соборника не все полны. В находившихся у меня под руками его списках XVI века – списках Императ. Публич. библ. и библиотеки Москов. Духовной Академии не достает целого наказания шестнадцатого слова, весьма важного в гомилетическом отношении. Полный список соборника находится в рукописях Московской Синодальной библиотеки, в библиотеке А. И. Хлудова в Москве и в библиотеке графа А. С. Уварова. Одно поучение м. Даниила, известное с таким точным оглавлением: «Поучение Даниила митрополита всея Руси». Оно существует в трех списках: в двух списках Волоколамского монастыря 553 и в списке Императ. Публичной библиотеки 554 . Список Императорской библиотеки самый лучший сравнительно со списками Волоколамского монастыря и особенно с тем из них, с которого издано г. Костомаровым поучение митрополита Даниила 555 . Кроме соборника митрополита Даниила с шестнадцатью словами существует еще особый сборник с его посланиями, число которых простирается до четырнадцати. Послания эти следующие: I. Первое: – «послание грешнаго и худаго инока Даниила, милостию Божиею митрополита всея Русии в Володимере, в обитель святаго чудотворца Николы на Волосово в общий монастырь митрополии всея Руси, игумену Пафнотию и з братиею, о благочинении и крепости монастырскаго устава. Слово 1-е». II. Второе: – «того же послание к некоему епископу: понеже неции человецы принесоша ему речи на епископа, яко небрежно и лихоимствено житие имать, и сего ради скора, въкратьце изложив, посылает. Слово 2». III. Третье: – «того же послание к тому же епископу: яко святительскый приемлющим сан много подобает попечениа имети о себе же и о пастырстве и ни от себе учити или от своего разума составляти что, но от свидетельства Божественных писаний. Слово 3». IV. Четвертое: – «того же послание наказательно и душеполезно, и яко житие сие прелестное яко сон, мимо грядет. Слово 4». V. Пятое: – «о различии иноческого жительства, и како вельми удобно к спасению обьщее житие, аще по Бозе имеют разум свой, такоже и пустыньное житие; и яко творяй волю Божию на всяком месте спасение обрящет. Слово 5».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010