119)       Троицкая дорога. Μ.П. Погодина. «Русская Газета» 1859 г., 37–39 (вып. 46–49). а) По поводу статьи Погодина, помещенной в 37. Бэля – «Москов. Ведомости» 1859 г., 235. б) Заметки на ту же статью Маслова. «Русская Газета» 1859 г., 41 (вып. 50). в) О Троицкой Лавре. Письмо Погодину С. Маслова. «Русская Газета» 1859 г., 41, 42. г) Два ответа Маслову и 1 неизвестному– Погодина. «Русс Газета» 1859 г. 42. д) Остережение от разсказа о мнимом чуде. Иеромонаха Илария. По поводу легенды, разсказанной Погодиным в 38, стр. 223. – «Русская Газета» 1859 г., 43 (вып. 52). е) Два слова о легендах. М. Погодина. «Русс. Газета» 1859 г., 1 (вып. 53). ж) Письмо Погодипу крестьянина Там же, 2 (вып. 54). з) Гласность и обличение. «Русская Газета» 1859 г , 5 (вып. 57). По поводу статей иером. Илария «Остережение от разсказа о мнимом чуде» и Маслова «Путевые заметки». и) Московско-Сергиевская железная дорога. От учредителей. СПб., в тип Эд. Веймара 1859 г., 8°, стр. 22. (Прилож. к 154 журналу для акцонеров). По поводу статьи Погодина. (Тоже в «Астрах. губерн. ведом.» 1859 г., 51 и 52; «Симбир. губерн. ведомостях» 1859 г., 51 и «Новгород. губерн. ведомостях» 1859 г., 51. й) Заметки на статью Погодина. М. 1860 г., 12°. 5.      Материалы для истории монастыря. 120)       Жалованная грамота вел. князя Ивана III Троицкому архим. Иоасафу. И. Беляев . Временник 0.И. и Д.Р т. XXIII, стр. 7. 121)       Жалованная грамота Троице-Сергиеву монастырю от удельного Дмитров. князя Юрия Ивановича в 1504 г. Архим. Леонид. Чтения в Императ. Московском Обществе Истории и Древностей Росс. 1881 г., кн. I, стр. 48–49. 122)       Челобитная царю Михаилу от Спасо-Прилуцкого монастыря о недозволении Троице- Сергиеву монастырю строить мельницу на р.Вологде 1613 г. Сообщ. Н.И. Суворов. «Вологод. Епарх. Ведомости» 1862 г., 48. 123)       Письмо архим. Троице-Сергиева монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына Новгород. митр. Макарию о ссуде денег. Архим. Макарий. Чтения в Императ. Московском Обществе Ист. И Древн. Росс. за 1866 г., кн. III, стр. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

38 Там же стр. 132, 136. За кн. Дм. Черкасского и кн. Юрия Сулешева, быть может, подписались другие, потому что их не было в     Москве: Черкасский 30 июля 1613 г. послан был против поляков и возвратился только в июне 1615 г. Сулешев в декабре 1613 г. был послан в Астрахань. Там же стр. 101, 123, 134, 160, 170, 176, 180. 39 Один экземпляр грамоты 1598 г. об избрании на царство Бориса Годунова с одной золотою и 13-ю серебряными – позолочеными архиерейскими печатями хранился «в царской казне», а другой экземпляр – «меньшая грамота» с теми же 14 печатями, но восковыми (красными и черными), находился «в патриархове ризнице». При обоих экземплярах грамоты 1613 г. печати – восковые. 40 Русская Историч. Библиотека, издаваемая Археографич. Комиссиею, т. III, Спб. 1876 г., стр. 460, 538, 840–841. По описи 1701 г. «у той грамоты архиерейских печатей 3 красных, 4 лазоревых да 3 черные». – Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Свят. Синода, т. III (1723 г.), стб. 366. 41 В 1857 г. при грамоте было 9 печатей: 3 поломанных и 6 целых; писана на 7 листах. Собрание мнений и отзывов Филарета митрополита Московского и Коломенского, издаваемое под редакцией архиеп. Саввы, т. IV, М. 1886 г., стр. 203–205. 42 Отношение Министра Императ. Двора гр. Адлерберга кн. Оболенскому от 15-го января 1857 г., за 239 (по 1 отделению Канцелярии). Архивариусом Кабинета Петуховым и его помощником сделан был список грамоты; его велено хранить в библиотеке Императ. Эрмитажа. Рукописи Эрмитажа в 1852 г. переданы были все в Императорскую Публичную Библиотеку, но здесь этого списка нет. 43 По реестру 1800 г. в Архиве кроме подлинной грамоты на 9 лл., списка в книге и списка 1723 г. находился «список печатный в осьмуху» грамоты, вероятно оттиск из Древней Российской Вивлиофики. В Государственном Древлехранилище (III-й отдел, 1 рубрика, д. 2) находится еще дело об избрании на царство Михаила Федоровича, на 268 лл.; оно всё напечатано в I томе «Дворцовых Разрядов», Спб. 1850 г., стр. 1041–1216. 45 По экземпляру ныне Оружейной Палаты (ранее хранившемуся в. Архиве М. И. Д.) грамота 1613 г. напечатана была в Древней Российской Вивлиофике т. V 1-го изд., Спб. 1774 г., т. VIII 2-го изд., Спб. .1788 г. и более исправно в Собрании Государственных Грамот и Договоров т. I; при последнем издании ошибки почти исключительно в чтении подписей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Арсений тогда за единоличной ответственностью уговаривает иеросхимонаха Ростовского монастыря Луку ехать в СПБ и подать от себя (т. е. от Луки) упрощенное заявление, чтобы вотчины были оставлены за монастырями и чтобы обратили внимание на «Доношение» его владыки. А чтобы новая Государыня узнала всю аргументацию не из секретарского экстракта, а полностью, Арсений направил две копии своего «трактата»: одну духовнику императрицы – о. Ф. Дубянскому и другую – гр. Бестужеву-Рюмину и просил их: «если об оной материи от св. Синода не представлено будет Ее Императ. Величеству в подлинных доношениях, то тогда бы и оную копию Ее Им. Величеству представить» и «чтобы употребили они в защищение церкви святой свое старание». Слепое, почти детское непонимание переживаемого исторического перелома повело к тому, что это писание Арсения превратилось в жаровню углей, высыпанных им самим на свою голову. Смело принявший секуляризацию Синод фатально должен был осудить и убрать с места непримиримого оппозиционера. Конечно, епископская братия понимала в духе мрачного XVIII века, что и государственная власть принудит непокорного к молчанию. Недавняя судьба архиеп. Феофилакта Лопатанского не могла не омрачать совести судящих членов Синода. Тем не менее, осуждение диктовалось необходимостью. И сверх того, до членов Синода не могло не доходить из придворных сфер осведомление об исключительно пылком негодовании Екатерины II. Синод постановил, «что все что ни есть» в этом деле, следует в оскорбление Ее Имп. Величества, за что он (Арсений) великому подлежит осуждению. Но без ведома Ее Импер. Величества Св. Синод приступить не смеет, а предает на Высочайшее благоусмотрение и на Высочайшую Ее Императ. Величества бесприкладную милость». До страсти захваченная этим делом, Екатерина обратилась к Синоду с письмом, собственноручно ею написанным. Она хотела, чтобы мотивы осуждения звучали как можно убедительнее для всех; чтобы тут было выявлено не только политическое неповиновение, но представлены были доказательства богословского и церковного неправомыслия Арсения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

124)       Роспись вещам, посланным из ризницы Троицкого Сергиева монастыря в Москву в Гранатовую палату. Иеромонаха Арсения. Чтения в Импер. Московском Обществе Истории и Древност. Российск. 1864 г., кн. III, стр. 18–28. 125)       Три письма из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Иером. Арсений Чтения того же общества 1866 г., кн. II, стр. 103–112. 126)       Грамота царя Алексея в Троице-Сергиев монастырь о победе над поляками и об госуд. похода за осенним временем 1861 г. Записки отдел. русск. и славян. Археологии, т. II, стр. 699–701. 127)       Письмо и чернение государ. руки в Троице-Сергиевом монастыре 169 г. Там же стр. 702. 128)       Правая грамота Троице-Сергиеву монастырю на владение деревней Ильинкой. С предисловием С.К. Смирнова. Чтения в Император. Московском Обществе Истории и Древностей Российских за 1858 г., кн. II, стр. 115–134 и отдельно. М. 1858 года, стр. 1–20. 129)       Список с царской грамоты 191 г. об отсылке оброчных денег в Троицкий Сергиев монастырь. Отрывки из сборника, сообщ. Н. Калачовым. Временник О.Η. п Д.Р, кн. XX, стр. 36–37. 130)       Уставная грамота патр. Адриана, данная архим. Троице-Сергиева монастыря Евфимию (1698 г.). A. Н. Попов Временник того общества, кн. XI, стр. 30–46. 131)       Челобитная Троице-Сергиева монастыря прикащика Савинка Нормадкого о насильствен. улове посторонними лицами в монастыр. дачах рыбы. В Борисов. «Владим. Губерн. Ведомости» 1857 г., часть неоффиц., 38. 132)       Доклады, грамоты и другие акты о служках Троицкого Сергиева монастыря. Иеромонаха Арсения. Чтения в Императ. Московском Обществе Истории и Древностей Российских за 1867 г., кн. III, стр. 1–95. 133)       две жалов. грамоты императрицы Елизаветы Троицкой Сергиевой Лавре на все монастыр. владения (1752–1762гг.). Иером. Арсений. Чтения в Императ. Московском Обществе Истории и Древностей Российск. 1865 r., кн. IV, стр. 116–162. 134)       Записка архим. Гедеона о расходах Троицкой Лавры. Ок. 1762 г. Иером. Арсений. Чтения того же общества 1865 г., ки. IV, стр. 163–166.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1973. 8. Игнатьев А. Святейший Патриарх Болгарский Максим (краткая биография)//ЖМП. 1971. 9. Игнатьев А. Храм святой Недели в Софии//ЖМП. 1974. 4. Игнатьев А. Хроника Болгарской Церкви//ЖМП. 1972. 2. Игнатьев А. Церковный историко-археологический музей в Софии//ЖМП. 1973. 6. Игнатьев А. Экзарх Болгарский Иосиф//ЖМП. 1965. 6. Из жизни Православных Церквей. Болгарская Церковь//ЖМП. 1971. 4 и др. Иннокентий, архим. О богослужебной жизни Болгарской Церкви//ЖМП. 1976. 1-2. Иречек К. История болгар. Одесса, 1878. (Перевод с болгарского). Исторические и канонические основания, приводимые болгарами в пользу их церковной самостоятельности//«Хр. Чт.». 1871. Ч. 1. Казем-Бек А. Кончина А. Н. Игнатьева//ЖМП. 1973. 12. Калайдович Константин. Иоан Ексарх Болгарский. Исследование, объясняющее историю словенского языка и литературы IX и X столетий. М., 1824. Каптерев Н. Ф. Охридские архиепископы и подчиненные им иерархи, являвшиеся в Москву за милостыней в XV, XVII и в начале XVIII стол.//«Приб. к Твор. св. Отцов». 1888. Ч. 41. Кирилл, Патриарх. 1100-я годовщина кончины св. Кирилла//ЖМП. 1969. 6. Климент Охридский, св. Похвала блаженному Кириллу, учителю Словенско-му//ЖМП. 1969. 6. Краткая история болгарской философской мысли. М.: «Прогресс», 1977. (Перевод с болгарского). Курганов. Исторический очерк греко-болгарской распри//«Правосл. Собеседник». 1873. Т. 1. Кучерявый В., свящ. Памяти Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. 5. Леонид (Кавелин), архим. Историческое обозрение афонских славянских обителей Зографа, Руссика и Хилендара и отношений их к царствам: Болгарскому, Русскому и Сербскому от основания сих обителей до текущего столетия. Константинополь, 1866. Леонид, архим. О соединении под общим управлением Болгарского Рыльско-го и Русского Афонского монастырей/«Чтения в Императ. Обществе Истории и Древностей Российских». 1869. Кн. 3. Леонид, архим. Последний патриарх Болгарского царства Блаженнейший Евфимий и его сочинения/«Чтения в Императ. Обществе Истории и Древностей Российских».

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Заключим сии размышления о спасительной силе поста следующими прекрасными словами святого Исаака Сирина : «Долгое время наблюдал я, часто испытывал на себе самом и, наконец, собственным, через многие годы повторенным опытом и наблюдением, по благодати Божией, узнал, что основание всякого блага, освобождение души из плена вражия и путь к свету и жизни составляют следующие две вещи: пребывание в одном месте и непрестанный пост. Отсюда происходит повиновение чувств, отсюда трезвость ума; сими средствами укрощаются буйные страсти, живущие в теле. Отсюда кротость помыслов, отсюда светлые мысли, отсюда усердие к делам добродетели, отсюда возвышенные понятия. Отсюда во всякое время слезы безмерные и память о смерти. Отсюда то чистое целомудрие, которое совершено чуждо всякого искусительного воображения. Отсюда проницательность и прозрение отдаленного. Отсюда происходит то, что душа понимает, силою Слова Божия, самые глубокие и таинственные мысли и внутренние движения душевные. Отсюда искусство отличать злых духов от святых сил, и истинные видения – от суетных мечтаний. Отсюда постоянная бдительность ума, не позволяющая уклоняться на различные пути и стези и прогоняющая леность и нерадение. Отсюда та пламенная ревность, которая пренебрегает всякой опасностью и ничем не устрашается. Кратко сказать: отсюда истинная свобода человека и радость души, и воскресение и успокоение со Христом в Царстве Его» (Воскресное чтение, 1841, ч. 5, с. 155). Мы показали, хотя и в слабых чертах, как спасителен для души нашей пост, о соблюдении которого напоминает нам Христов святитель Митрофан в своем завещании. Обратим теперь внимание на печальные последствия неумеренности в пище и питии, от которой предостерегает нас угодник Божий: «Воздержно яждь, мало пий». Закон поста не требует от нас, чтобы мы совершенно отказались от пищи и пития. Предоставляя благочестивому произволению каждого увеличивать подвиги поста, он только требует постоянной умеренности в употреблении пищи, воспрещает неумеренность, излишество, объядение и пьянство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

http://svyato-us.cerkov.ru/ Ст. Успенская, Кавказского отдела. Основана в 1818 г. крестьянами-переселенцами из внутренних губ. Жители были обращены в казачье сословие Высочайшим указом от 2 дек. 1832 г. Расположена станица на речке Калалы в сравнительно ровной местности. Общественной земли 45009 д. Климат здоровый. Обществом приглашается врач. Расстояние: до г. Екатеринодара 205 в., до жел. дороги (ст. Расшеватка) 31 в., до ст. Ильинской 28 вер., Новопокровской 34 в., Расшеватской 22 в., Ново-Александровской 31 в., Наволокинской 12 в. Корреспонденция чрез местное почт. отделение, телеграф — в ст. Ново-Александровской. В станице две церкви и два прихода. 1. Успенская церковь освящена в 1910 г.; кирпичная, вместимостью на 1500 чел., с фаянсовым иконостасом. Состав причта: 2 священн., 1 диакон и 2 псаломщика. Первому священнику — церковный дом со всеми необходим. службами, диакону — квартира при церк.-прих. школе. Причтовой земли священникам по 41¼ дес., диакону 27½ дес., псаломщикам по 13¾ дес. Министерские училища: 2-классное и одноклассн. Церковно-прих. школа 1. Помещается в церковном здании, деревянном, обложенном кирпичом, стоимостью 5000 руб. Имеется помощн. учит. Население (ц. д.): 4339 д. (поповцев 41). Рождений 620, браков 98, смертей 252. 2.Покровская церковь построена в 1904 г.; кирпичная, ограда железная. Состав причта: 2 свящ., 1 диак. и 2 псал. (с 1908 г.). Диакону — квартира при церковно-прих. школе. Причтовой земли: священнику 41¼ дес., диакон 27½ дес., псаломщику 13¾ дес. Министерских училищ 2, одноклассн. Церковно-прих. школ 2. Население (ц. д.): 4749 д., из них на хут. ген. Атарщикова (в 8 в.) — 304. Рождений 351, браков 63, смертей 121. Всего населения (ц. д.): 9088 д. Всего населения (ст. ком.): 15461 д., 1712 двор. Источник: Справочник по Ставропольской епархии/Сост. свящ. Н.Т. Михайлов. - Екатеринодар : тип. Кубан. обл. правл., 1910. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=44724

Оставшихся же непричащенными в таком случае уже никак не может быть (Чит. в Харьк. Еп. Вед. стат. Саввы еп. Харьковского «По поводу передовой статьи газеты «Церковно-Обществ. Вест.» за 1877 г. 45», а также нашу заметку в «Рук. для сельск паст.» а 1877 г. под заглавием: «Архипастырское решение некоторых вопросов, касающихся пастырской практики»). 73 Если бы между желающими причаститься в церкви были здоровые и страждущие какой-либо заразительной болезнью (дифтеритом и т. п.), то здоровых надобно причащать прежде, а потом уже больных по обычаю. Лучше было бы при этом для причащения страждущих какой-либо заразительной болезнью иметь особую чашу и лжицу, конечно там, где представляется на то возможность. Если же это невозможно, то причащать таких больных из обыкновенных сосудов, с соблюдением необходимых предосторожностей: лжицу тотчас же обтирать чистым куском холста, для сего иметь в запасе нисколько кусков такого холста, величиной каждый кусок холста примерно три вершка в квадрате. Этим же куском обтереть и уста причастника и затем, по окончании литургии, сжечь этот бывший в употреблении кусок, и с пеплом поступить по уставу, т. е. положить его под св. престолом. Если больных будет несколько, то при причащении каждого из них наблюдать ту же предосторожность: для каждого больного употреблять особый кусок холста, которым начисто вытереть лжицу и уста причастника и который, по окончании литургии, сжечь и пр. Если почему-либо нельзя иметь особого куска холста для каждого больного, то надобно обтирать уста причастника по возможности чистым местом одного куска. Само собою разумеется, что те же предосторожности должны быть соблюдаемы и при причащении младенцев, страждущих заразительной болезнью, когда родители, несмотря на убеждение священника не приносить таких детей в церковь для причащения, особенно уже не могущих глотать, – все-таки принесут и будут просить о причащений их (Распор. Таврич. Епарх. Нач. от 4 дек. 1880 г.; Расп. Сарат. Еп. Нач. от 29 дек. 1880 г.; См. нашу замет. в «Рук. для сел. паст.» за 1881 гот. 5 под заглав.; «Пастырские обязанности но охранению приходов от болезней»). 74 Причащать младенцев не в обычное время на литургии, а по окончании оной, во избежание будто бы давки и тесноты, запрещается (См. предписание Сам. Дух. Консист. всем священн. Самарск. епарх. напечатан. в Самар. Епарх. Ведом. за 1871 г. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

и коп., а выдаваемые или отсылаемый суммы – в расход с распиской получивших или с отметкой, что деньги посланы тогда-то и туда-то при рапорте за таким-то; что почтовая расписка имеется при сей книге, или что подлинная расписка отослана туда-то и тогда-то при рапорте за таким-то. Для хранения почтовых расписок при денежной книге может быть сделана сумочка при крышке или просто пришить конверт. Текущие дела должны храниться в отдельных помещениях по роду бумаг. По окончании года все бумаги за истекший год необходимо разобрать по порядку входящих завязать в одну кипу с отметкой года на обертке или отправить для хранения в местную церковь . Для облегчения труда по письмоводству иметь запас печатных бланков для рапортов, отношений, конвертов с печатными адресами, квитанций, выдаваемых при получении денег и разных документов, предписаний и пр. Для письменных сношений должна быть благочинническая печать с нарезкой какого уезда или города и округа. Без должностной печати почтовое ведомство не может принимать пакетов для отсылки по казенной надобности, без взыскания весовых. Для пакетов можно иметь бумажные печати наподобие марок («Настольн. книга для кажд. священн.» и пр. Свящ. А. Успенского . 1883 г. Тула. Стр. 84–89). 62 Так как в январе благочинному нужно сдать довольно сложную отчетность от окружных церквей, то он заблаговременно должен еще в декабре заготовлять необходимые ведомости, табели и пр. по установленной форме, для внесения в оные требуемых сведений. 63 В некоторых епархиях заявление о том, какое количество потребно на будущий год печатных бланков для метрик, исповедных росписей, клировых ведомостей и пр., делается благочинными в сентябре, а деньги за такие бланки представляются в Консисторию к 1 февраля. 64 Все случайности, по которым благочинный должен обращаться с донесениями к подлежащему начальству, перечислить трудно. 65 Месячный срок, назначенный 51 ст. Зак. о суд. по прест. и прост. в XV т. для производства следствия, должен считаться со дня получения следователем предписания о производстве следствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Протоиерей Александр Введенский Шпалерная 34 кв. 17. P.S. Вся наша группа будет ходатайствовать перед Вами. – Л. 45–46. Рукописный подлинник, автограф. Сверху на л. 45 штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол п. 16 от 13 июля 1922 г. 24–33). 24–30 Ходатайство группы духовенства “Живой церкви” о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 6 июля 1922 г. В Петрогубисполком Мы нижеподписавшиеся, члены “Живой Церкви”, стоящие на диаметрально-противоположной церковной позиции, нежели осужденные вчера Ревтрибуналом церковники, преклоняясь перед судом рабоче-крестьянской власти, настоящим, как христианские пастыри, ходатайствуем перед Петрогубисполкомом о смягчении участи всех церковников, осужденных высшей мерой наказания, в особенности: Чельцова, Казанского, Елачича, Плотникова, Чукова, Богоявленского, Бычкова и Шеина. Члены Высшего Церковного Управления: Епископ Иоанн (Альбинский). Протоиерей Александр Введенский . Уполномоченный Высшего Церковного Управления Протоиерей Михаил Гремячевский. Члены Петроградского Епархиального Управления: Протоиерей Владимир Воскресенский Протоиерей Александр Боярский. Священн[ик] Василий Телегин. Представители “Живой церкви”: Прот[оиерей] Евгений Запольский Протоиерей Александр Зарницкий Протоиерей Иаков Журавский Протоиерей Павел Раевский Протоиерей Михаил Попов 22 г. 6 июля – Л. 44. Рукописный подлинник; автограф протоиерея А. И. Введенского , формулы подписей – автографы. Вверху штамп принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 17, п. 16 от 13 июля 1922 г. 24–33). Здесь же рукописный входящий номер ЦК РКП(б) с датой “15/VII-22 г.”. В центре документа штамп Секретного архива ЦК ВКП(б) с инвентарным номером. 24–31 Записка Г. Е. Зиновьева в Политбюро ЦК РКП (б) И. В. Сталину о двух ходатайствах относительно помилования приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих 7 июля 1922 г. 7/VII 1922 В Политбюро ЦК РКП Тов. Сталину

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010