Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬГЕЛЬМ Св. Вильгельм. Скульптура из базилики на о-ве Сан-Джулио (Пьемонт. Италия) Св. Вильгельм. Скульптура из базилики на о-ве Сан-Джулио (Пьемонт. Италия) [Гильом; лат. Gullielmus, Willelmus; франц. Guillaume de Volpiano] (962-1031), св. (пам. зап. 1 янв.), аббат мон-ря Сен-Бенинь (Дижон, Франция), один из активных проводников клюнийской реформы . Основным источником о жизни В. является житие, написанное в сер. XI в. клюнийским мон. и учеником св. Рудольфом Глабром (Vita Sancti Guillelmi abbatis Divionensis//PL. 142. Col. 697-720). Согласно сочинению Глабра и др. жизнеописаниям (Chronicon St. Benigni/Ed. Bougaud. Dijon, 1875//Analecta Divionensia. T. 9; PL. 141. Col. 851-870), В. был сыном графа Роберта ди Вольпиано, а его крестным был герм. имп. Оттон I . Род. в фамильном замке на о-ве Сан-Джулио (оз. Орта, к северу от Новары, Пьемонт, Италия). В возрасте 7 лет был отдан в бенедиктинский мон-рь Сан-Микеле ди Лучедио близ Верчелли, где получил образование и принял постриг. В 987 г. перешел в Клюни к аббату св. Майолю , к-рый годом позднее поручил В. восстановление мон-ря св. Сатурнина на Роне близ Авиньона. Бруно, еп. Лангрский, оценив организаторские способности В., попросил его возглавить пришедшее в упадок аббатство Сен-Бенинь (названное в честь св. Бенигна , просветителя Дижона). В 990 г. В. был рукоположен во священника и назначен аббатом Сен-Бенинь. В результате его активной деятельности возросло число монастырской братии, возродился духовный авторитет аббатства. Вскоре еп. Бруно поставил В. во главе всех мон-рей своего диоцеза, т. о. под началом святого находилось ок. 40 обителей и 1200 монахов. Ок. 1001 г. В. основал аббатство Фруттуария в честь св. Бенигна и составил свод монашеских правил, получивший название «Consuetudines Fructuarienses». Свод относится к т. н. клюнийской группе монашеских правил, но отличается особой строгостью и более, чем др., близок к Уставу прп. Венедикта Нурсийского . «Consuemudines» быстро распространились на территории Ломбардии, Лотарингии, Бургундии и Нормандии и были приняты в ряде мон-рей, таких как св. Аполлинария в Равенне, св. Амвросия в Милане, св. Иуста в Сузе, а также оказали влияние на уставы нек-рых мон-рей в Германии, Англии и Польше.

http://pravenc.ru/text/158652.html

п. (напр., в области распространения беневентанского пения), либо активными, иногда жесткими литургическими реформами (уничтожение книг старорим. пения при папе Николае III между 1277 и 1280). Продолжилось расширение певч. репертуара и развитие теории Г. п. Ранняя линейная нотация. Респонсорий из службы св. Мавру Гланофоленскому. XII в. (Parisin. Lat. 3777. Fol. 184) Ранняя линейная нотация. Респонсорий из службы св. Мавру Гланофоленскому. XII в. (Parisin. Lat. 3777. Fol. 184) В сер. XI в. произошли существенные перемены в певч. нотации. В нем. источниках исчезли буквенные обозначения ритма и просодии. В рукописях южнофранц. ареала усилилась тенденция к точной фиксации интервалов мелодии - формируется т. н. диастематическая нотация; аналогичные тенденции заметны в лотарингском письме и в итал. разновидностях невменной нотации. Невмы все чаще располагались на линиях, ранее встречавшихся лишь изредка в музыкально-теоретических трактатах. Во Франции благодаря реформам бенедиктинца Вильгельма Дижонского (ок. 962-1031) появились рукописи с двойной нотацией - франц. невмы дополнены буквенными обозначениями ступеней звукоряда. Между 1025 и 1033 гг. мон. ордена камальдулов Гвидо Аретинский сформулировал основные принципы 4-линейной нотации, остававшиеся неизменными на протяжении столетий. Значительные изменения в Г. п. произошли в XII в. Продолжалось сочинение новых песнопений на библейские и литургические тексты в традиц. жанрах; из употребления постепенно вышли тропы; поэзия секвенций ритмизировалась ( Kruckenberg-Goldenstein. 1997). В богослужении каноников августинского конвента Сен-Виктор в Париже возник новый тип секвенции, основанный на регулярной ритмике и употреблении рифм ( Fassler. 1993). Сочинялись песнопения в свободном стиле, лишь отчасти использовавшие мелодические модели древнего Г. п. (наиболее характерный пример - творчество Хильдегарды Бингенской ). В обиход вошли рифмованные литургические и паралитургические песни (см. в ст. Канционал ). Основным видом нотного письма в романских странах и на Британских о-вах стала 4-линейная квадратная нотация , в Германии и в Вост.

http://pravenc.ru/text/166507.html

В этом смысле нам представляются замечательными два евхология: евхологий монастыря Спасителя в Мессине и евхологий монастыря Патириона Россанского в Калабрии: Бодлеан Auct. Ε 5.13 (Мессинского монастыря Спасителя) имеет общее с Барб. 336 только в отношении Вечерни (тип Е) и Утрени (тип Ав). Ряд молитв «часов дня» (на л. 181) предполагает, по-видимому, службу совершенно монастырскую; вот они: Первый Час=«Святого Василия» из Коален 213 « другая»=из Первого Часа Коален и Г β I и из Син. 958 Третий Час=не известна, как и следующие «другая» Шестой Час Для причастия После причастия Девятый Час Вечерня=ср. [IX], или молитва 1-го малого антифона, см. гл. II, с. 34 и 48, а также гл. VII, стр. 266. Ночная «вместо Повечерия» «другая» В начале Полуночи «другая» В конце Утрени Св. И. Златоуста (причастие). Из Типикона этого же самого монастыря, где в общем описывается порядок Часов (напр., 24 декабря, среда Сыропустная, 1-й понедельник Великого Поста и т.д.), известно, что священник произносил молитву в то время, когда, община склоняла головы или становилась на колени. Этот ряд молитв действительно мог очень хорошо входить в рамки Часослова, лучше, впрочем, чем молитвы Вечерни или Утрени той же рукописи, как мы это уже отметили (гл. III, прим. 12). Ватикан 1970 (Патирион) содержит чинопоследование очень близкое к таковому из Барб. 336, как мы увидим ниже и, кроме того (на листе 135, после Третьего-Шестого Часа и четырех молитв перед и после отдыхом), ряд молитв того же типа из предыдущей рукописи: В начале Утрени В отпусте Утрени В конце Утрени Другая утренняя Первого Часа=Син. 962 (Дмитр. 66) Третьего Часа=Син. 962 (Дмитр. 66) Шестого Часа­ Син. 962 (Дмитр. 67) Девятого Часа=Син. 962 (Дмитр. 67) Молитвы четырех Часов, следовательно, соответствуют молитвам Син. 962, которые являются также шестой молитвой Четырех Часов (типа Барб. 336) Син. 958. Странно, что не встречается совпадений с молитвами из евхология монастыря Спасителя, как можно было бы этого ожидать. Мы не можем делать окончательных выводов по поводу этих «дополнительных» молитв, которые Коален.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Облачение папы Иоанна XII в казулу. Копия утраченной фрески капеллы св. Фомы в базилике Сан-Джованни ин Латерано в Риме (G. Grimaldi. Descrizione della basilica di S. Pietro in Vaticano (Vat. Barber. Lat. 2733. Fol. 49v)) К нач. 60-х гг. X в. ситуация в Италии обострилась из-за попыток обосновавшихся в Равенне кор. Италии Беренгара II и его сына и соправителя Адальберта усилить свои позиции в Ломбардии и Центр. Италии. В 960 г. И., будучи не в силах противостоять им, обратился за помощью к герм. кор. Оттону I (936-973, император с 962). Также с просьбой прийти в Италию и покарать Беренгара обратились к Оттону изгнанный Миланский архиеп. Вальперт и маркгр. Эсте Отберт. Осенью 961 г. Оттон возглавил поход в Италию. Не встретив серьезного сопротивления (Беренгар II, избегая сражения, укрепился в крепости Сан-Лео (Монтефельтро), а Адальберт бежал в Ла-Гард-Френе (совр. деп. Вар, Франция) или на Корсику), в кон. янв. 962 г. Оттон прибыл в Рим, где был торжественно встречен папой. В воскресенье 2 февр. 962 г., в праздник Сретения Господня, после принесения Оттоном клятвы соблюдать и защищать интересы римлян и Римской Церкви (текст клятвы сохр. у Бонизона Сутрийского - Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum. 4//MGH. Lib. T. 1. P. 581) папа возложил на герм. короля и его супругу Адельгейду имп. короны. После коронации состоялся Собор под председательством папы и императора, где обсуждались, вероятно, вопрос о создании архиеп-ства в Магдебурге и принципы взаимоотношений папы и императора (Papstregesten. 1998. N 298, 304). На Соборе было утверждено создание архиеп-ства Магдебургского (окончательное решение по этому вопросу принято на Соборе в Равенне в 967) и еп-ства Мерзебургского ( Jaffé. RPR. N 2832); также по его итогам 13 февр. 962 г. имп. Оттон I подписал грамоту с привилегией Римской Церкви («Privilegium Ottonianum»; сохр. копия Х в.). Текст привилегии делится на 2 логические части: перечисление светских владений, закрепленных за Римским папой (§ 1-14), и положения, регулировавшие права папы и императора в Риме (§ 15-19); вслед за В.

http://pravenc.ru/text/469694.html

Вмешательство Оттона I в междоусобную войну в Италии в 945-962 гг. стало началом политического роста герм. земель в регионе. Маркграф Беренгар II Иврейский (король Италии в 950-962) вступил в борьбу с кор. Италии Гуго (926-947) и нашел поддержку у Оттона I, к-рый помог Беренгару войсками для захвата власти в Италии. Однако королем Италии стал сын Гуго Лотарь (947-950), на сторону к-рого перешла часть ломбардской знати, ранее поддерживавшей Беренгара. Только неожиданная смерть Лотаря (нояб. 950) позволила Беренгару занять итал. престол. Проводимая Беренгаром в Италии политика привела к народным волнениям и обвинениям короля в смерти Лотаря. Бургундская знать объявила наследницей итал. короны Адельгейду , вдову Лотаря. Беренгар стал принуждать ее к браку со своим сыном Адальбертом, но безуспешно. Оттон I решил прийти на помощь сестре своего союзника, короля Бургундии. В 951 г. герм. король совершил 1-й поход в Италию: он овладел Ломбардией и в этом же году получил от североитал. магнатов лангобардскую корону, приняв титул rex Francorum et Langobardorum (король франков и лангобардов); однако переговоры об имп. коронации из-за противодействия рим. правителя Альбериха II завершились неудачей. Оттон I женился на Адельгейде (951) и тем самым получил права на власть над Италией. В 952 г. Беренгар заключил мир с Оттоном I в Аугсбурге и признал себя вассалом герм. короля, получив Италию из его рук. Вскоре Беренгар отказался соблюдать данные им клятвы и стал преследовать сторонников Оттона. В 961 г. в ответ на просьбу о помощи папы Иоанна XII , преследуемого Беренгаром Иврейским, Оттон I предпринял 2-й поход в Италию и 2 февр. 962 г. в соборе св. Петра в Риме вместе с супругой Адельгейдой был коронован имп. короной, «воссоздав» т. о. Римскую империю, с XII в. получившую название Свящ. Римской империи (см. ст. Римско-Германская империя ). Территориально Оттоновская империя включала Г. вместе с Лотарингией, с XI в. Бургундию, земли полабских славян, отдельные области Италии и вассально зависимую Чехию. По каролингской традиции император даровал привилегии Римской Церкви, подтвердив ее права и территориальные владения в Италии ( Ottonis I. Privilegium Ottonianum. 962. Febr. 13//MGH. Const. Bd. 1. N 12. P. 23-27). Перед итал. походом он настоял на избрании своего сына Оттона герм. королем и провел его коронацию. После перехода папы на сторону Беренгара Оттон I добился низложения Иоанна XII и избрания папы Льва VIII , а также признания за императором права утверждать избранного папу. В 964 г., подавив восстание в Риме, Оттон I добился подчинения Италии, для управления к-рой была создана специальная канцелярия. Для укрепления своей власти в Италии император назначал на епископские должности представителей нем. духовенства.

http://pravenc.ru/text/164803.html

условий. Церемония состоялась 9 или 10 сент. 1027 г., вероятно в Вормсе или Туле. Еп-ство Туль находилось на границе Лотарингии с Бургундией и Шампанью, поэтому город имел стратегическое значение и подвергался военной угрозе. Эд II († 1037), граф Блуа и Шампани, был соперником Конрада II в борьбе за власть над Бургундией. Осадив Туль, он разорил окрестности города и сжег аббатство Сент-Эвр, но вскоре ему пришлось отступить. Бруно укрепил городские стены и восстановил мон-рь. Согласно Тульскому Житию, после гибели графа Бруно возглавил герм. посольство к франц. кор. Роберту II Благочестивому (996-1031), вероятно, для переговоров о статусе Бургундии, к-рую кор. Рудольф III завещал императору (Vita Leonis IX. I 17). Однако в то время королем Франции был Генрих I (1031-1060). Возможно, Бруно участвовал в переговорах Генриха I с Конрадом II (май 1031) или с имп. Генрихом III (окт. 1048; ср.: Anselmi Historia dedicationis. 7//PL. 142. Col. 1421). Сведения о деятельности Бруно на епископской кафедре, приведенные в Тульском Житии, связаны гл. обр. с его заботой об укреплении монашеской дисциплины. Видрих, ученик св. Вильгельма из Вольпиано, был назначен аббатом мон-ря Сент-Эвр. В 1026 г. Бруно сместил настоятелей мон-рей Сен-Мансюи в Туле и Муайенмутье, поручив Видриху управлять этими обителями. Большинство документов, в к-рых упоминается Бруно, связано с основанием приоратов, напр. мон-ря Дёйи, зависимого от аббатства Сент-Эвр. Епископ завершил строительство жен. мон-ря Пусе, основанного еп. Германом (см.: Munier. 2002. P. 175-179; Dahlhaus J. Das bischöfliche Wirken Brunos von Toul//Léon IX. 2006. P. 33-60; Oberste J. Papst Leo IX. und das Reformmönchtum//Ibid. P. 410-417). Бруно сочинял музыку для церковных песнопений (Vita Leonis IX. I 15, II 12) и неоднократно посещал Рим (Ibid. II 1). В Житии говорится о видениях Бруно, предвещавших его восшествие на Папский престол. Так, ему явился св. Одилон , предсказавший, что Бруно очистит Церковь, запятнанную людскими пороками (Ibid. II 3); ап. Петр вручил ему 5 золотых чаш, к-рые обозначали годы его понтификата (Ibid. II 2).

http://pravenc.ru/text/2537627.html

В К-поле З. Б. обосновался в небольшом мон-ре ( Мачавариани. 1980. С. 52-60; Метревели. 1996. С. 145-195). По его благословению в груз. скрипториях различных монастырей ( Иверского на Афоне, Хоры в К-поле, в обителях на Олимпе, в Вифинии) были переписаны и щедро иллюминированы 5 груз. рукописей (в наст. время в фондах Института рукописей К. Кекелидзе в Тбилиси и Кутаисского гос. историко-этнографического музея ). Это переводы прп. Евфимия Святогорца : Малый Синаксарь (переписчик Басили Этрата; НЦРГ. А 648, 1030 г.- Метревели. 1996. С. 150); 2 сборника гомилий свт. Григория Богослова : переписанный Басили (НЦРГ. A 1, 1031 г.- Описание груз. рукописей (А). 1973. С. 7-17; Брегадзе. 1988. С. 62-70; Метревели. 1996. С. 150-151) и Закарией Мирдатисдзе, Арсением и Басили (НЦРГ. А 92, XI в.- Описание груз. рукописей (А). 1973. С. 326-332; Брегадзе. 1988. С. 78-83; Метревели. 1996. С. 154-155); сборник сочинений прп. Максима Исповедника (переписчик Исаак; НЦРГ. Q 34, 1028-1031 гг.- Описание груз. рукописей (Q). 1957. С. 36-38; Метревели. 1996. С. 151); Малый Номоканон (переписчик Басили; НЦРГ. S 143; 1031 г.- Иоанн Постник . 1902; Описание груз. рукописей (S). 1959. С. 51; Малый Номоканон. 1972. С. 14; Метревели. 1996. С. 152), а также Четвероевангелие и Апостол (Кут. 176, XI в.- Мачавариани. 1980. С. 56). Эти рукописи, красочно оформленные, являются примерами литературно-просветительной деятельности З. Б. Особо выделяются миниатюры Малого Синаксаря (НЦРГ. А 648), к-рые по уровню исполнения соотносятся с изображениями из Василия II Минология (кон. X - нач. XI в.) и, как принято считать, выполнены по неск. визант. моделям (Vat. gr. 1613, ок. 985 г.; Шмерлинг. 1967. Т. 1. С. 158; 1979. Т. 2. С. 143-147; Алибегашвили. 1973. С. 13, 38, 71-72). Сохранился 12-строчный стих З. Б. (НЦРГ. А 648. Л. 142) на греч. языке, сложенный трохаическим тетраметром. В произведении восхваляются книга как «ось разума» и «доброе ремесло» миниатюриста (Опись памятников. 1890. С. 166-170; Каухчишвили. 1951. С. 467-468).

http://pravenc.ru/text/182705.html

Стремясь зарекомендовать себя при оттоновском дворе, Л. К. по совету Рецемунда взялся за написание масштабного исторического соч. «Антаподосис». Л. К. работал над ним в 958-962 гг., накануне и во время 2-го похода Оттона I в Италию (961-964), в результате к-рого герм. король одержал победу над Беренгарием II и его сыном Адальбертом и был коронован в Риме императором (2 февр. 962). К этому же периоду относится создание Л. К. «Пасхальной гомилии», единственного известного в наст. время его духовного сочинения. Л. К. сопровождал Оттона I в Итальянском походе в качестве переводчика, выполнял дипломатические поручения. В 962 г. был назначен на епископскую кафедру Кремоны. Весной 963 г. в качестве имп. посла посетил папу Римского Иоанна XII (955-963) и попытался убедить понтифика отказаться от поддержки Беренгария II и Адальберта, но цели не добился. Принял участие в созванном Оттоном I Соборе 963 г. в Риме, на котором папа Иоанн XII был заочно низложен, а на Папский престол возведен Лев VIII (4 дек. 963 - 22 мая 964, 23 июня 964 - 1 марта 965). В 964 г. Л. К. участвовал в Соборе, проходившем в присутствии Иоанна XII и сместившем папу Бенедикта V , который был избран рим. духовенством после смерти Иоанна XII, не признавшего своего низложения и изгнавшего Льва VIII из Рима. Конфликт императора с Иоанном XII был подробно описан Л. К. в «Истории Оттона». Л. К. был активным сторонником и проводником церковной политики Оттона I в Италии. В 965 г., после смерти Льва VIII, он прибыл в Рим, чтобы поддержать избрание папы Иоанна XIII (965-972). Участвовал в Соборе в Равенне (967) под председательством императора и папы, в 967-968 гг. сопровождал Оттона I в 3-м Итальянском походе. В 968 г. войска имп. Оттона I вели военные действия в визант. владениях на юге Италии, пользуясь тем, что основные силы армии визант. имп. Никифора II Фоки (963-969) были отвлечены противостоянием с арабами (в результате княжества Капуя, Беневенто и Салерно были подчинены Оттону I, их правители принесли ему вассальную присягу). Л. К. во главе имп. посольства отправился в К-поль для переговоров о браке сына Оттона I имп. Оттона II (967-983, правил самостоятельно с 973) и Анны, дочери визант. имп. Романа II (959-963). Посольство Л. К. было враждебно принято византийцами, предложение династического союза отвергнуто; глава посольства был схвачен и долгое время содержался в заточении. В написанном в 969 г., по возвращении из Византии, «Донесении о посольстве в Константинополь» епископ подробно изложил ход посольства, резко критикуя византийцев и оправдывая неудачу миссии.

http://pravenc.ru/text/2110615.html

Кор. Оттон I принимает вассальную присягу Беренгара II. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. Ок. 1200 г. (Ambros. f. 129 sup.) Противники Беренгара II поддержали вдову Лотаря II, кор. Адельгейду (Аделаиду). Беренгар II заключил Адельгейду в темницу, что стало поводом для вмешательства Оттона I в дела И. В сент. 951 г. он взял Павию и был признан королем И. без избрания и коронации; тогда же был заключен его брак с Адельгейдой. Но переговоры с папой Агапитом II (946-955) об имп. коронации Оттона I не состоялись из-за противодействия правившего в Риме Альбериха II. Оттон I не решился предпринять поход на Рим и покинул И., оставив наместником Конрада, герц. Лотарингии. Беренгару удалось добиться признания его правителем И. на условиях вассальной присяги Оттону I (952). Он получил в управление И. без Фриуля и Тренто, присоединенных к Баварии, и сразу начал репрессии против своих противников, гл. обр. из числа епископов, а также захватил Фриуль. В 956 г. Оттон I, подавив в герм. владениях мятеж знати и восстание полабских славян, послал в И. войско во главе со своим сыном Лиудольфом Швабским, которого он, вероятно, хотел видеть королем И. Беренгар бежал на юг, но после гибели Лиудольфа (957) вместе с сыном и соправителем Адальбертом вернулся в Павию. Проводимая ими политика была направлена на усиление своего влияния: Беренгар вмешался в дела Венеции, в 958 г. даровал особую привилегию Генуе с целью ослабить влияние маркграфа Тосканы, в чьей власти находился город. В 959 г. Беренгар начал военные действия против герцога Сполето, сторонника нового папы Римского Иоанна XII (955-964), сына правившего Римом Альбериха II. Беренгар захватил Равенну, а Адальберт напал на Папскую область. В 960 г. папа Иоанн XII обратился за помощью к кор. Оттону I, к-рый возглавил поход в И. (осень 961). В кон. янв. 962 г. Оттон I прибыл в Рим, а в праздник Сретения Господня (2 февр. 962), после принесения королем клятвы соблюдать и защищать интересы римлян и Римской Церкви (текст клятвы сохр. у Бонизона Сутрийского - Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum. 4//MGH. Lib. T. 1. P. 581) папа возложил на Оттона и его супругу Адельгейду имп. короны. После коронации состоялся Собор под председательством папы и императора, где среди проч. вопросов обсуждались принципы их взаимоотношений. 13 февр. 962 г. имп. Оттон I подписал грамоту с привилегией Римской Церкви («Privilegium Ottonianum»), подтвердив границы Папской области, установленные имп. Людовиком Благочестивым, сохранив все права папы и императора в Риме, оговоренные в Римском уложении 824 г., и гарантировав Римской Церкви свободное избрание папы, к-рый перед посвящением должен был в присутствии имперских легатов принести клятву о соблюдении условий соглашения с императором.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Из представленного нами обзора отечественной литературы о «Камне веры» можно видеть, что она предметом своего исследования имеет почти исключительно внешнюю формальную, или полемическую сторону произведения м. Стефана Яворского . Что же касается первой или положительной части «Камня веры», то в указанных отечественных сочинениях она остается мало исследованною и освещенною. Эта-то часть «Камня веры», в которой излагается учение о многих пунктах православной догматики, и составляет предмет нашего исследования. Понять положительную сторону богословских воззрений «Камня веры» во всех, а не в некоторых только трактатах, отметить их характеристические черты и особенности, объяснить их происхождение и смысл – составляет задачу нашего труда. 7 «Русские выходцы из заграничных школ в XVII столетии. Палладий Роговский». М. Никольского, «Прав. Обозр.» 1863, м. Февр. стр. 163. 8 «Григорий Скибинский» (Очерки из истории духовного просвещения в конце XVII в.) М. Никольского, «Прав. Обозр.» 1862, м. Ноябрь, стр. 169–178; ср. «Прав. Обозр.» 1863, м. Февр. стр. 166–167, 171. 11 «Возражение на пашквиль лютеранский, нареченный молоток на книгу камень веры, который молоток показался быть восковый, яко воск от лица огня, сиречь от слова Божия, и самыя истины исчезнувший». Рукоп. Императорск. Спб. Пуб. б-ки, F. 1. 191, л. 3 обор. 13 «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Свят. Правит. Синода», т. III, столб. 33, Спб. 1878. 15 Сравн., напр. учение об оправдании человека пред Богом в «Камне веры», стр. 1031–1082 и в «Обличительном Богословии» арх. Иннокентия, т. III, стр. 355–372, Казань, 1863, о добрых делах в «Камне веры», стр. 923–1031 и в «Обличит. Богословии» т. III, стр. 372–443; о молитве за умерших в «Камне веры», стр. 620–688 и в «Обличительном Богословии», т. III, стр. 445–473; о призывании святых в «Камне веры», стр. 474–571 и в «Обличительном Богословии», т. III, стр. 524–585. 16 И на самом деле «Камень веры» в переложении на русский язык в виде отдельных трактатов неоднократно был издаваем для указанной цели в городах Костроме и Москве в период времени от 1884–1892 гг. Об этих изданиях см. на стр. 299–301.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010