В июне 1917 года депутаты Новгородского епархиального съезда предложили «восстановление первоначального порядка в совершении литургии, в частности: чтение евхаристической молитвы вслух» 1031 . С таким же призывом выступил председатель Киевского религиозно-философского общества Н.Э. Глокке 1032 . Убедительно освещал этот вопрос в своем докладе на заседании того же общества профессор В.И. Экземплярский , указывая, что из всего содержания литургии фактически сокращенным для мирян оказалось самое главное– центр богослужения, его душа. В тайном чтении евхаристических молитв Экземплярский видел проявление клерикализма, который становится преградой на пути верующего сердца ко Христу: Миряне незаконно отделены от Христа в литургийном чине. Без участия всей церкви в молитвах евхаристического канона нет литургии как подлинно общего дела, потому что верующие не участвуют сознательно в благодарении Бога. Поэтому безжизненно и холодно у нас за литургией 1033 . Одна из самых ярких статей на ту же тему принадлежит другому участнику заседаний Киевского религиозно-философского общества – будущему пастырю и мученику А. Жураковскому . За месяц до открытия Собора он с горечью писал о состоянии Церкви, обессиленной грехами своих членов, в результате чего святое Православие «поставлено вне жизни, светит нам только издали». Наш литургический канон (...) в полноте изображает такое состояние Православия. Он также ушел от жизни, спрятавшись за высокой стеной иконостаса, как ушло от жизни наше христианство . Он перестал быть «общим делом» всех нас (...) Все молитвы канона – это тайные молитвы, скрытые от верных, они произносятся одним священником. Из глубины алтаря до нас доносятся только отдельные фразы, часто без начала и без конца, часто непонятные в своей оторванности от контекста. (...) Наш канон, мистически и догматически совершенный, психологически не совсем верен духу древних образцов. Он отразил в себе (...) внутренний сдвиг от коллективизма к индивидуализму 1034 . Путь к подлинному евхаристическому возрождению Жураковский видел не столько в тех или иных богослужебных реформах, сколько в созидании евхаристических братских общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Meyendorff. Spicilegium Sacrum Lovaniense. Études et documents 30. Louvain. Gregorius Theologus, S. Oratio ΧΧIΧ. Theologica III. PG 36.73–104. –. Oratio XLIV. Ιn Novam Dominicam. PG 36.607–622. Joannes Chrysostomus, S. 1906. “Slovo o vospitanii detei (A word on the upbringing of children)”, 717–726 in Ioann Zlatoust. Tvoreniia (Works). 12 Vols. Vol. 12.2. St. Petersburg: St. Petersburg Theological Academy. –. 1994. “O tshcheslavii i o tom, kak dolzhno roditeliami vospityvat’ detei” (On vanity and how parents should raise children), 173–195 in V. G. Bezrogov, O. I. Var " iash, eds. Antologiia pedagogicheskoi mysli khristianskogo Srednevekov " ya (Anthology of pedagogical thought of the Christian middle Ages), 2 vols. Vol. 1. Moscow: Aspekt Press. Joannes Damascenus, S. Contra Jacobitas. PG 94.1433–1502. –. De duabus in Christo voluntatibus. PG 95.127–186. –. De Fide Orthodoxa. Lib. I. PG 94.781–862. –. Dialectica. PG 94.517–676. –. Homilia In Transfigurationem Domini. PG 96.545–576. Maximus Confessor, S. Ambiguorum liber. PG 91.1031–1418. –. Capitum Quinquies Centenorum Centuria V. PG 90.1347–1392. -. Disputatio cum Pyrrho. PG 91.287–354. –. Opuscula Theoiogica et Polemica. PG 91.9–286. –. Orationis Dominicae expositio. PG 90.871–910. Porfirii Kavsokalivit, S. 2011. Deti i molodezh’ (Children and the young ). Moscow: Sibirskaia Blagozvonnica. ЛИТЕРАТУРА Aleksandrova, Yu. V. 1999. Osnovy obshchei psihologii (The Fundamentals of General psychology), edited by A. V. Borodin. Moscow: Sovremennyi Gumanitarnyj Universitet. Andreeva Iu. V. 2010. “Sravnitelnyi analiz idei samorazvitiia v pravoslavnoi i svetskoi pedagogike (A comparative analysis of the ideas of self-development in the Orthodox and secular pedagogics)”, Obrazovanie i samorazvitie (The education and self-development) 6 (22):3–9. Bakhtin, M. M. 2000. Avtor i geroi: K filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk (The author and hero: To philosophical bases of the Humanities). St. Petersburg: Azbuka. Banks, J. 2006. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Мирянин. После всего сказанного вами, делаются необходимыми определительные объяснение и доказательство, что монашество есть установление Божие. Сказанное вами уже приводит к такому заключению в значительной степени. Монах. Спаситель мира указал два пути, два образа жизни для верующих в Него: путь или жительство, доставляющие спасение, и путь или жительство, доставляющие совершенство. Последние путь и жительство Господь назвал последованием Себе, так как они служат точнейшим выражением учения, преподанного Господом, и посильным подражанием тому образу жизни, который проводил Господь во время Своего земного странствования. Условия спасения заключаются в вере во Христа [ 1024 ], в жительстве по заповедям Божиим [ 1025 ] и во врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей [ 1026 ]: следовательно, спасение предоставлено и оно возможно, всем, при обязанностях и служениях посреди мира, не противных Закону Божию. К последованию Господу некоторые были призваны Самим Господом, как Апостолы; но вообще последование Господу предоставлено Господом на произвол каждого [ 1027 ], что явствует из всех мест Евангелия, где Господь говорит об этом предмете. Аще кто хощет ко Мне ити [ 1028 ], аще хощеши совершен быти [ 1029 ], аще кто грядет по Мне [ 1030 ], говорит Господь в начале учения о последовании и христианском совершенстве. Принятие на себя жительства зависит от произвола; но условия для жительства предписаны уже Господом; без сохранения этих условий последование Господу не может состояться. Условия последования, или пути и жительства, ведущих к совершенству, Господь изобразил так: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет [ 1031 ]. Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене [ 1032 ] , взем крест [ 1033 ]. Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. Ниже не носит креста своего, и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

11:10 Букв.: и в глазах Моисея ( это было) зло. 1029 11:17 Здесь скорее имеются в виду дары Святого Духа, а не Его Личность. И это не означало, что Моисей остался с меньшим присутствием Духа. 1030 11:21 Букв.: пеших ( воинов) . 1031 11:23 И ли: есть ли предел силы Господней? 1032 а 11:25 Здесь это указание на временное пребывание и на чудесное дарование особых способностей. 1033 б 11:25 Букв.: они не добавляли; или: не делали того вновь. 1034 11:31 Т .е. высотой около метра. 1035 11:32 Хомер — мера объема, равная приблизительно 220 л. 1036 12:1 Здесь Циппора, жена Моисея, отождествляется с женщиной из Куша, из чего можно заключить, что Куш был одним из городов или районов той территории на восточной стороне залива Акаба, где жили потомки Мидьяна, четвертого сына наложницы Авраама Кетуры. 1037 12:3 К лючевое в этом стихе слово, определяющее характер или переживания Моисея, имеет в евр. такие значения, как: 1) «угнетенный, страдающий», 2) «смиренный, кроткий». Исходя из контекста и всего, что известно из Писаний о личности Моисея, в этом переводе предпочтительным признано первое значение этого слова. По мнению некоторых ученых, возможен и перевод: терпимый. Друг. возм. пер. этого стиха: Моисей был человеком необычайно кротким, более кротким, чем кто–либо другой на земле. 1038 12:7 Или: во всем, что Я ему доверил. 1039 а 13:2 И ли: чтобы пошли они в разведку в землю Ханаан. 1040 б 13:2 Букв.: из каждого колена праотцев его. 1041 13:16 Имя Осия (евр. Хоше а) означает «спасение», а Иисус (евр. Йехошуа) — «Яхве есть спасение» или «Яхве (Господь) спасает». 1042 13:17 Евр. негев – юг. 1043 13:20 LXX: дни весны и… Виноград начинает созревать в Палестине в конце июля. 1044 14:12 В LXX: смертью. 1045 14:18 Или: выдержанный; букв.: медлен ( на то), чтобы гневаться. 1046 14:21 Букв.: славой Господней. 1047 14:22 И ли (ближе к букв.): испытывал Меня – в знач. проверял Мое терпение; традиционный перевод: искушал. 1048 14:25 Или: к Тростниковому морю; или: к морю Суф; Син. пер.: к Чермному морю. 1049

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3) Необходимо милостивое обетование Божие небесной награды за добрые дела человека. В доказательство этой мысли «Камень веры» приводит следующие соображения: а) добрые дела сами по себе, по своему естеству, не заслуживают нам жизни вечной ( Рим.8:18 ; 2Кор.4:17 ; ср. Мк.17:10 ); заслуживающий их характер зависит «от инуду, сиречь от милостиваго божия обетования, от благодати Божия содействующия» ... б) не должен был бы Бог принимать наших добрых дел «к возмездию праведному, аще не бы сам себе прежде одолжил милостивым своим обетованием» ( Иов.35:7 ; Рим.11:35–36 ); в) во всяком даровании награды «предваряет наятие и обещание мдовоздаятеля», без чего не может быть требуема награда; г) Бог только настоящую земную жизнь нашу определил, как время, в которое мы можем заслужить себе награду жизни вечной ( 1Кор.7:29 ; 2Кор.6:2 ; Гал.6:10 ) (1027 а –1029 б ). 4) Необходимо происхождение добрых дел не из одной только веры в Бога, но главнейшим образом – из любви к Нему. Господь, по свидетельству Слова Божия, обещает нам даровать жизнь вечную преимущественно за любовь к Нему ( Ин.14:21 ; 1Кор.2:9, 13:2 ; 2Тим. 4:8 ; Иак. 1:12 ). Любовь имеет важнейшее значение в деле спасения: если вера только представляет уму человеческому красоту благ небесных, то любовь возжигает в нашем сердце желание их и побуждает человека стремиться и искать царствия Божия (1029 б –1030 б ). Заключительная (IX) глава трактата о благих делах посвящена учению об оправдании. Кроме общих замечаний об оправдании и определения разности во взглядах на него протестантов и православных (1031–1034 б ), в указанной главе содержится решение следующих вопросов: 1) По учению православной церкви, для оправдания пред Богом человеку необходимо иметь веру и добрые дела (1035 аб ). Вера есть начало оправдания ( Евр.11:6 ; Рим.10:13–15 ; Ин.1:12 ) и основание других добродетелей, без которых невозможно наше спасение (1035 б –1036 а ). По указанию Слова Божия, эти добродетели суть: страх Божий ( Пс.110:10 ; Притч.1:7 ; Сир.1:15 ; Пс.77:34, 82:17 ; Ин.3:4, 9 ; Ис.26:18 ); надежда на милосердие Господа ( Пс.16:7, 31:10, 36:40, 90:14 ; Мф.9:2 ); любовь к Богу ( Лк.7:47 ; Гал.5:6 ); сокрушение о грехах ( Деян.11:18 ; 2Кор.7:10 ; Иез.18:21–22 ); принятие св. таинств Христовых: – крещения – для неверных и покаяния – для верных, согрешивших после крещения ( Ин.3:5, 20:23 ; Деян.2:38 ) и твердая решимость к нравственному исправлению и соблюдению заповедей Божиих – Иез.18:31 (1036 а –1038 б ). В конце «разделения» решается вопрос о различии оправдания и спасения: а) спасение неотъемлемо от человека, оправдание же может быть получено и потеряно; б) спасение имеет своею целию славу небесную, а оправдание – благодать Божию; в) спасение человек получает по смерти, оправдание – при жизни и г) оправдание есть путь к спасению (1039 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Психология и школа Сб. ст. М., 1912. С. 9). Преп. Иустин очень тонко и глубоко замечает, что для христианина, опытно переживающего истины веры, психология без души невозможна. – Примеч. ред. 952 Hom. V, 4. Col. 497AB. Ср.: Hom. VII, 1. Col. 524C; Hom. V, 27. Col. 493D; De elev. mentis, 2. Col. 892B; De charit. 23. Col. 925D. 972 Hom. I, 9. Col. 460AB. Cp. Ibid.: «Святые души носятся и путеводствуются Духом Христовым, Который правит, куда Ему угодно. И когда угодно Ему, – носятся в небесных помыслах». 1002 Ibid. 21–23. Col. 925CD; De elev. mentis, 18. Col. 904D-905A; Hom. XVII, 12. Col. 632AB; De charit. 12. Col. 920D. 1009 De patientia et discr. 13. Col. 876BD. Cp.: Hom. XXXIV, 1. Col. 744C; Hom. XVI, 5. Col. 616D-617B; Apophtegm. Col. 240B. 1015 Hom. V, 8. Col. 513B. Cp.: Ibid. 9. Col. 513C; De elev. mentis, 2. Col. 892B; Hom. II, 5. Col. 468B; De patientia et discr. 29. Col. 889A; De elev. mentis, 1. Col. 889C. 1027 Греч. χρησο ­ «благие», как это стоит в издании Migne. Но в новых изданиях, сделанных на основании более точных рукописей, стоит: χριστο ­ «христы», т. е. святые «становятся христами». – Примеч. ред. оригинала. 1031 πιστολ 4. P. 380. Το σου πατρς μν σακ το Σρου, Τ ερεθντα σκιτικ, κδ. Νικηφρου το Θεοτκη, ν Λειψ 1771, νατυπομενα πιμ. ωακεμ Σπετσιρη, θναι 1895. Все примечания даются по этому изданию (на русском языке). – Примеч. ред. 1259 Подробнее о так называемых доказательствах бытия Бога см.: Лега В. П. Философия Плотина и патристика: взгляд с точки зрения современной православной апологетики. М.: ПСТБИ, 2002. С. 100–108; а так же: Кудрявцев-Платонов В. Д. Лекции о доказательствах бытия Бога. Сергиев Посад. 1895; Рождественский И. П. Христианская апологетика. Основное богословие. СПб., 1884. Т. 1. С. 314–327. – Примеч. ред. 1260 Так у преп. Иустина. В действительности цитируемый текст относится не к Евангелию, а к Соборным Посланиям. – Примеч. ред. Читать далее Источник: Собрание творений преподобного Иустина (Поповича) : жизнеописание. На Богочеловеч. пути. Путь Богопознания./[пер. с серб. С. Фонова]. - М. : Паломник, 2004-. (ПФ Красный пролетарий). Т. 1. - 2004. - 428, с., л. портр. : портр.; ISBN 5-88060-036-X Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Закрыть itemscope itemtype="" > Самоидентификация и измена элит на Украине 12.05.2014 1031 Время на чтение 6 минут Измена элиты своему этносу не есть что-то необычное в этом мире. Это как раз очень частое явление, за счет которого и происходило слияние родов в племена, а племен в народы. Чаще всего такая измена была вынужденной, под давлением силы, под угрозой физического уничтожения. Иногда элита культурно ассимилировались чуждым племенем добровольно. И вот тут могло было быть два варианта: в первом случае элита просто растворялась в покорившей ее культурно иной элите, а народ продолжал жить своим умом и нес свой культурный код, или элита вслед за собой увлекала и весь свой народ, который принимал иную культуру и веру. Речь идет о процессе, который шел в истории многие тысячи лет. И этот процесс, разумеется, затронул и русский народ. Вообще-то во взаимном влиянии нет ничего плохого, но иногда все это приобретает драматический характер. И в результате слияний элит почти мгновенно по историческим меркам появлялись новые культуры и этносы, а иногда это не происходит вообще, хотя вроде неизбежно должно было произойти. Скажем, почти тысячелетняя экспансия англичан не привела к окончательной ассимиляции кельтов - ирландцев и шотландцев. Те процессы, которые мы наблюдаем на Украине, есть в чем-то почти зеркальное повторение того, что там было после татаро-монгольского нашествия. Тогда, правда, никакой Украины не существовало и существует она формально всего лишь с момента создания Украинской советской республики. Но были русские земли, которые находились на границе с Польшей и Литвой. И когда эти русские земли были захвачены Польшей, то часть русской элиты стала ополячиваться, принимать католицизм. Для того чтобы оправдать свое предательство они стали говорить о своем русском народе, что те быдло, скот. Это вам ничего не напоминает? Это один к одному то, что сейчас происходит на Украине, когда киевские фашисты называют быдлом свой собственный народ. И что характерно, в Киеве нет в элите этнического деления на украинцев и русских. Оно просто невозможно. Оно было бы возможно при условии, если бы власть в стране находилась в руках галичан. Но власть-то находится в руках русско-украинских выходцев с юго-востока страны. И им очень не с руки начать выяснять какое количество украинской или русской крови течет в их жилах. Если учесть, что 20% населения Украины - это просто русские, а еще 40% люди рождены от русско-украинских браков, то этнические разборки и попытки опереться на «чистых» украинцев приведет просто к полному избиению этих «чистых» украинцев.

http://ruskline.ru/opp/2014/05/13/samoid...

Основание для правильного понимания той и другой мы видим в самом Священном Писании. На языке ветхозаветных книг слово истина (amen, amat) указывает по преимуществу на одно из существенных свойств, или качеств, Бога, именно как бытия неизменного, остающегося верным себе не только в момент речи говорящего, но и после того 1031 . На языке Нового Завета слово «истина» ( λθεια, αληθς, αληθινς) означает собою как непосредственную, очевидную действительность ( Лк. 22:59 ; Деян. 4:2 ; 1Ин. 3:18 ) и соответствие с нею нашего разума или слова ( Мк. 5:33 ; Ин. 8:40 ; Рим. 3:7 ), так, главным образом, и непреходящее, безусловное бытие, лежащее за пределами действительности, каковое бытие служит притом не только предметом познания, но и образцом религиозно-нравственного поведения ( Ин. 18:38 ; Иак. 1:18; 3:14; 5:19 ; Рим. 2:20 ; 2Фес. 2:10, 12 ; 1Тим. 3:15 ; 2Тим. 2:25 ) 1032 . Соответственно первому значению понятия истины, ложью обычно называют отрицание действительности и фактического согласия между ней и нашей мыслью. Соответственно же второму значению истины, ложь будет уже заведомо сознательным отрицанием самосущего бытия (т.е. Бога) как высочайшей истины, каковое отрицание есть грех против Духа Святого, Духа истины ( Ин. 15:26 ), который «не простится человеку ни в сем веке ни в будущем» ( Мф. 12:32 ). Очевидно, в определении понятий истины и лжи в первом случае преобладает обычно-популярная, так сказать, формально-логическая или эмпирическая точка зрения; во втором – нравственно-религиозная или философская. И вот те, кто усвоили себе по преимуществу первую точку зрения на эти понятия, безусловно отвергают ложь по нужде, а придерживающиеся второй точки зрения на них отстаивают ее самым решительным образом 1033 . На чьей же все-таки из этих взаимно разногласящих сторон правда? Истина, по нашему убеждению, в середине между двумя противоположными крайностями. Общий принцип (долг правдивости), из которого исходят решительные противники вынужденной лжи, конечно, должен заслуживать всеобщего уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Семантика двурогого посоха может быть разъяснена в контексте изучения различных типов иконографии креста на примерах широкою круга памятников, в которых отражается символика двойного предстояния кресту. Армянские хачкары – каменные стеллы с высеченными на них крестами-плетёнками – существовали на всём протяжении истории христианства в Армении, ставились при дорогах. На могилах и в иных местах, для сакрализации пространства. Служившие, по мнению исследователей, знаками-исповеданиями христианской веры 1031 , хачкары несут в себе глубокое богословие Креста. Крест-плетёнка содержит символику Древа Жизни, и ростки-пальметты, исходящие из нижней части креста, традиционны для этого вида памятников. Нередко две ветви превращаются в две руки, держащие по кресту меньших размеров, чем центральный (рис. 4). Композиция приобретает значение Распятия или Воздвижения, где боковые кресты обозначают соответственно кресты двух разбойников, распятых вместе со Спасителем, справа – благоразумного, а слева хулителя Христа. На некоторых памятниках рука, держащая крест, стилизуется до неузнаваемости и превращается в растительный побег или подобие змеиной головы. На поздних (XVI–XVII века) хачкарах иногда отроги заканчиваются изображениями зооморфных существ, что соотносится с мотивом двух змей на жезле. Соединение под сенью креста доброго и злого начал в символике посоха означает право архиерея «вязать и решить» ( Мф. 16:19 ), т. е. созидать и разрушать, а в контексте властного атрибута светского правителя принцип «разделять и властвовать». Возможно предположить, что мотив двух змей, охраняющих крест, появился на архиерейских посохах и получил распространение именно в начале XVII века и был среди восточного епископата нерегламентированным элементом художественного декора, подверженным меняющейся «моде», подобно многим другим вариантам украшения посоха. Появившись на Руси на архиерейском посохе, принесённом в качестве дара главы Константинопольской Церкви, иконография со змеями приобрела дополнительный смысл, связанный с идеями наследования власти Вселенских патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Летом 1927 года митрополит Сергий потребовал от зарубежного духовенства подписок об отказе от антибольшевистской деятельности, а затем издал и свою «Декларацию». И к осени 1927 года ситуация во взаимоотношениях между Зарубежным Синодом и митрополитом Сергием (Страгородским) обострилась. Высказывания июльской «Декларации» 1927 года значительно отличались от слов первоначального варианта «Декларации» 1926 года. В документе 1927 года уже не говорилось о глубинном противоречии между христианством и коммунизмом. Если в первоначальном варианте «Декларации» речь действительно шла о лояльности, то во втором говорилось уже об обещании верности и преданности государству, поставившему своей целью уничтожение религии. 1029 «Особую остроту, – говорилось в документе, – при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления некоторых наших архипастырей и пастырей за границей, сильно вредившие отношениям между Правительством и Церковью, как известно, заставили почившего Патриарха упразднить заграничный Синод (5 мая23 апреля 1922 года). Но Синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь, а в последнее время своими притязаниями на власть даже расколов заграничное церковное общество на два лагеря. Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к советскому правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного Московской Патриархии». 1030 Как отмечает исследователь, в «Декларации» было немало слов, не соответствовавших действительности. К тому же не исключено, что сама «Декларация» не вызвала бы широкого возмущения ни в России, ни в эмиграции, если бы уступки правительству со стороны митрополита Сергия ограничились только ее изданием. Проблемой для Российской Церкви (как в Отечестве, так и в эмиграции) стала, скорее, не «Декларация» как таковая (здесь митрополита Сергия можно было понять), а путь соглашательства с властью. По его мнению, архиереи, находившиеся вне досягаемости коммунистов, не обязаны были молчать о том, что происходило в России, и соглашаться на подчинение одному из самых бесчеловечных в мировой истории политических режимов. 1031

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010