Феодора под более или менее строгим надзором; ему уже никогда не пришлось вернуться в столицу – он скончался в изгнании 2 июня 828 г.; после торжества православия его мощи были перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов – это случилось 13 марта 847 г. 756 В ссылке св. Никифор написал большинство из своих догматических трудов в защиту иконопочитания, а также (после 820 г.) историю царствования Льва Армянина, которая до нас не дошла. Из богословских писаний святителя нам известны следующие: 1) послание папе Римскому Льву III (811 г.) 757 ; 2) «Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон» (814–815 гг.) 758 ; 3) «Суждение, или Разъяснение по поводу неблагочестивых истолкований против употребления святых икон, сделанное защитниками правого догмата Церкви» (814 г.) 759 ; 4) «Обличение и опровержение невежественного и безбожного пустословия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога-Слова», в трех частях (818–820 гг.) 760 ; 5) «Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам» (818–820 гг.) 761 ; Поскольку иконоборцы внушали народу прежде всего наиболее простую мысль – что иконы не отличаются от идолов, – святитель довольно много места в своих сочинениях посвятил опровержению этою утверждения. «Икона, – пишет он, – есть подобие первообраза, сходственно запечатлевающее в себе внешний вид изображаемого, но отличающееся от него, при различии сущности, материею. Таким образом, икона, копия и изображение возможны только в отношении к действительно существующему. А идол есть изображение того, что не имеет действительного существования» 769 . Именно такие изображения «несуществующих чудовищ» – кентавров и других идолов – делали язычники. Однако можно возразить, что язычники делали изображения не только «чудовищ», но и своих богов, в существование которых верили, и патриарх предваряет это возражение: «С другой стороны, иконы суть изображения хорошего и дурного, и честь, им оказываемая, неодинакова: иконы хорошие должно почитать, а дурные отвергать и отвращаться от них, как от идолов, и особенно от тех из них, которые употреблялись для почитания идолов древними, не знавшими Бога всех сущих и первую Причину» 770 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Церковь Санта-Кристина-де-Лена. Ок. 852 г. Кор. Рамиро I (842-850) возвел на холме близ Овьедо дворцовый комплекс, от к-рого сохранились парадный зал (ныне ц. Санта-Мария-дель-Наранко; ок. 842) и 2 зап. травеи ц. Богоматери (ныне ц. Сан-Мигель-де-Лильо; ок. 848). Вскоре после этого, возможно уже при кор. Ордоньо I (850-866), на дороге в Леон была возведена ц. Санта-Кристина-де-Лена (ок. 852). Эти 3 сооружения относятся к лучшим достижениям астурийской архитектуры. Ц. Сан-Мигель-де-Лильо, перестроенная, вероятно, из предшествующей, реконструируется как 3-нефная базилика с 3 прямоугольными апсидами и квадратными в плане пристройками по сторонам трансепта. Все ячейки сохранившейся части перекрыты продольными и поперечными цилиндрическими сводами - именно отсутствие деревянных перекрытий поражало современников в этом храме ( Yarza Luaces. 2007. P. 54-55). Ц. Санта-Мария-дель-Наранко представляет собой стоящий на сводчатом подклете, сильно вытянутый прямоугольный в плане зал с 2 открытыми лоджиями на продольных сторонах, перекрытый 2-скатной кровлей. Снаружи здание снабжено контрфорсами. Вход на главный этаж осуществляется по внешней парадной лестнице. Главный зал перекрыт цилиндрическим сводом, разделенным опирающимися на карниз подпружными арками; стены оформлены аркадой на пристенных колоннах. Фасады лоджий открыты 3-арочными проемами, торцы - одноарочными. Над лоджиями расположены небольшие помещения, открытые в зал большим арочным проемом, вовне - небольшим 3-арочным. Декор здания в обобщенной форме повторяет античные мотивы, во многом имеющие параллели в росписях ц. Сантульяно в Овьедо: витые фусты колонн, близкие к коринфским капители, круглые профилированные медальоны между арками. Наконец, ц. Санта-Кристина-де-Лена сходна с предыдущей и по декору, и по планировке, несмотря на функциональные различия. Прямоугольный в плане и перекрытый 2-скатной кровлей храм имеет квадратные пристройки с 4 сторон (алтарная апсида и 3 притвора). Основное внутреннее пространство 3-частное. Занимающее вост. часть алтарное пространство приподнято и отгорожено от интерьера 3-частной ажурной аркадой. На восточную стену наложена др. 3-частная аркада, на спаренных колонках; центральная арка ведет в узкую апсиду, за боковыми арками находятся декоративные ниши.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Babic 1975 Babic, O zivopisanom ukrasu oltarskih pregrada, in: Zbornik Matice Srpske za Likovne Umetnosti 11, 1975, 3-49. Bachmann-Medick 2006 Bachmann-Medick, Spatial turn, in: D. Bachmann-Medick (ed.), Cultural turns. Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften (Reinbek 2006) 284-328. Barber 2002 Barber, Figure and likeness. On the limits of representation in Byzantine Iconoclasm (Princeton 2002). Barker 2003 Barker, The great high priest. The temple roots of Christian theology (London 2003). Belting 1994 Belting, Likeness and presence. A history of the image before the era of art (Chicago 1994). Belting 2011 Belting, An anthropology of images. Picture, medium, body (Princeton 2011). Boehm 2001 Boehm (ed.), Was ist ein Bild? (Munich 2001). Bogdanovic 2011a Bogdanovic, Rethinking the Dionysian legacy in medieval architecture: East and West, in: F. Ivanovic (ed.), Dionysius the Areopagite between orthodoxy and heresy (Newcastle upon Tyne 2011) 109-134. Bogdanovic 2011b Bogdanovic, The performativity of shrines in a Byzantine church: The shrines of St. Demetrios, in: A. Lidov (ed.), Spatial Icons. Performativity in Byzantium and Medieval Russia (Moscow 2011) 275-316. Bogdanovic 2014 Bogdanovic, The moveable canopy. The performative space of the major Sakkos of Metropolitan Photios, in: Byzantinoslavica 72.1-2, 2014, 247-292. Brown 1973 Brown, A Dark-Age crisis: Aspects of the iconoclastic controversy, in: English Historical Review 88.346, 1973, 1-34. Brubaker 2012 Brubaker, Inventing Byzantine Iconoclasm (London 2012). Brubaker - Haldon 2001 Brubaker - J. Haldon (eds.), Byzantium in the Iconoclast era (c. 680-850). The sources. An annotated survey (Aldershot 2001). Brubaker - Haldon 2011 Brubaker - J. Haldon, Byzantium in the Iconoclast era (c. 680-850). A history (Cambridge 2011). Bryer - Herrin 1977 Bryer - J. Herrin (eds.), Iconoclasm. Papers given at the 9th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975 (Birmingham 1977). Carruthers 2000

http://bogoslov.ru/article/6169560

во многом определялась угрозой со стороны африкан. арабов, с 827 г. обосновавшихся на Сицилии. Правители Юж. Италии (консулы Неаполя, герцоги Капуи, Беневенто, Салерно) часто привлекали араб. отряды для решения внутренних конфликтов. И. призвал правителей Неаполя, Амальфи и Салерно отказаться от связей с сарацинами и вступить с ними в борьбу. В 874 г. он отлучил от Церкви консула Неаполя Сергия II, к-рый не разорвал союз с мусульманами, несмотря на увещевания своего брата Неаполитанского еп. Афанасия I. О принятых мерах папа Римский уведомил К-польского патриарха св. Игнатия и др. вост. патриархов, призвав их поддержать его решение (Ep. 56, 28 (нумерация посланий И. указана по: PL. 126. Col. 651-966)). В ответ правители Неаполя и Амальфи совместно с сарацинами напали на Папскую область (875). Стремясь обеспечить защиту Рима от араб. нашествия, И. ориентировался на поддержку выступавшего в союзе с Византией и правителями Юж. Италии имп. Людовика II (850-875), в свою очередь помогая ему в сохранении единства Каролингской империи. Так, папа потребовал от кор. зап. франков Карла Лысого вернуть Лотарингию, захваченную им в 870 г., имп. Людовику II. Однако после смерти императора (12 авг. 875), не оставившего наследника, папа оказал Карлу Лысому поддержку в борьбе за имп. корону, несмотря на стремление итал. знати передать имп. титул кор. вост. франков Людовику Немецкому. И. призвал Карла Лысого прибыть в Италию для коронования и обеспечить защиту Рима от сарацин. В нояб. 875 г. Карл Лысый разгромил в Италии войска сыновей Людовика Немецкого - Карломана и Карла Толстого, и 25 дек. 875 г., на Рождество, И. совершил имп. помазание Карла Лысого. Очевидно, папа стремился представить сходство этой церемонии с церемонией имп. коронации Карла Великого в 800 г., совершенного впервые, тогда как при помазании Людовика Благочестивого (в 816), Лотаря I (в 823) и Людовика II Итальянского (в 850) имп. преемство определялось правом наследственной передачи власти. Впосл. в переписке с Карлом Лысым И. неоднократно напоминал о своей роли в его избрании. События 875 г. стали прецедентом, подтверждавшим претензии Римских пап распоряжаться имп. титулом. Уже преемники И. папы Формоз и Иоанн IX пытались реализовать это право, признавая законным или незаконным имп. и даже королевское помазание или объявляя недействительным совершенный обряд.

http://pravenc.ru/text/469686.html

По прошествии многого времени милостью Божией произошло второе обретение честной главы. Об этом нам известно доподлинно по описанию как самого архимандрита эмесской обители Маркелла, так и из жития преподобной Матроны (память ее 9 ноября), написанного святым Симеоном Метафрастом. По сказанию первого ( Жития святых по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. 24 февраля. Кн. 6. М ., 1905. С. 429. ), местонахождение честной главы открылось ему в видении 18 февраля 452 года, спустя неделю епископом эмесским Уранием было установлено ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна Предтечи. Все эти события сопровождались исцелениями больных и чудесным обличением неверия некоторых клириков. Житие преподобной Матроны сообщает о том, что через помазание миром, которое источала честная глава, получил исцеление один слепорожденный. Через некоторое время честная глава святого Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до распространения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда преставился святитель Иоанн Златоуст. После утверждения православия на константинопольском соборе 842 года честную главу возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы святого Иоанна Крестителя. Сведения о дальнейшей судьбе этой святыни святитель Димитрий Ростовский поместил в краткой сноске: после 850 года часть честной главы оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая, лицевая часть — в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний ( Вишняков Симеон, священник. Святый великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. М., Типография Н.Л. Пушкарева, 1879. С. 363. ) . Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

Надеждин Христофор, прот., свмч. 1007 Назарий (Андреев), бывш. обн. архиепископ 843–844 Назарий (Блинов), в. у. Киевской епархией 74 Назарий (Кириллов), митрополит 249, 469 Назарий, епископ Курский см. Назарий (Кириллов), епископ Назарий, епископ, арестованный в Киеве см. Назарий (Блинов), в. у. Киевской епархией Назарий, митрополит Курский см. Назарий (Кириллов), митрополит Наполеон Бонапарт, французский император 546 Наумов В., обн. священник Ярославской епархии 243 Наумова, казначей Пименовского храма 560 Нафанаил (Троицкий), митрополит 243, 365 Нафанаил, архиепископ см. Нафанаил (Троицкий), митрополит Нафанаил, епископ см. Нафанаил (Троицкий), митрополит Невский И. А., обн. протоиерей г. Тулы, секретарь обн. ВЦУ 239 Невский, служащий канцелярии патриарха Тихона 69, 215, 229 Негодяев Иоанн, обн. диакон Ростовской епархии 522 Нежданов А. К., обн. священник г. Тулы 240 Некрасов Д. А., обн. протоиерей Калужской епархии 245 Немов, обн. протоиерей г. Новгорода 304 Неруш Зинаида Савишна, мать Введенского А. И. 454, 544, 599 Несторий 258 Никанор (Пономарев), обн. епископ 310, 844–845 Никанор 178 Никиташин, протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу 251 Никифор (Богословский), обн. епископ 845 Никифор Исповедник 508 Никодим (Кроткое), архиепископ, свмч. 286 Никодим, архиепископ Таврический см. Никодим (Кроткое), архиепископ, свмч. Никодимов И. Н., проф., юрист-консульт Киево-Печерской Лавры 25,26 Николай (Автономов), обн. архиепископ 531, 846–847 Николай (Алявдин), обн. архиепископ 847 Николай (Амассийский). архиепископ 309, 848–849 Николай (Ашихмин). обн. епископ 309, 419, 849–850 Николай (Винокуров), обн. епископ 850–851 Николай (Гиляровский), обн. архиепископ 248, 271, 309, 851, 892 Николай (Гирченко). обн. епископ 852 Николай (Елпидинский), обн. архиепископ 853 Николай (Ипатов), епископ 854 Николай (Кедров или Кедровский), обн. епископ 532, 565, 854–855 Николай (Князев), обн. епископ 855 Никола!) (Коблов), обн. епископ 305, 338, 366, 522, 856 Николай (Кратиров), обн. епископ 856

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Одновременно с Евлогием из-за защиты мучеников в 851 г. в заключении оказался Савл Кордовский, в 850–861 гг. занимавший епископскую кафедру в столице эмирата. Однако впоследствии он смягчил свою позицию и активно участвовал в подготовке и проведении Кордовского собора 852 г., который вынес половинчатое решение, не осуждавшее, но и не поддерживавшее «добровольных мучеников». Акции не прекращались до конца 850-х гг., несмотря на попытки нового эмира Мухаммада I договориться с христианскими епископами, которые собрались по его приказанию в 852 г. Прозвучавший призыв прекратить мученичества не был услышан. Движение продолжалось. К 859 г. число мучеников достигло почти 50 человек. Впоследствии все «добровольные мученики» были канонизированы: помимо Евлогия, Альвара и Спераиндео, к лику святых были причислены мученики Исаак, Перфект, Адольф, Алодия, Аматор, Анастасий, Аргимир, Флора, Мария и др. Их подвиг навсегда остался одним из наиболее значимых эпизодов истории Испанской Церкви. Однако не менее важной частью наследия движения «добровольных мученичеств» являются идеи, отраженные в их сочинениях. Евлогий Кордовский, Павел Альвар и их общий учитель Спераиндео стали первыми христианскими интеллектуалами, вступившими в систематическую полемику с исламом, что и определило их место в истории христианского богословия. Еще одним учеником Спераиндео являлся аббат Самсон Кордовский († 890). Блестящий знаток богословия и латинской грамматики, переводчик с арабского на латынь при дворе эмира, он был обвинен в ереси Остегесисом, епископом Малаги, верным слугой эмира Myxaммaдa I. Церковный собор в Кордове лишил Самсона сана, однако ему удалось оправдаться благодаря покровительству Валенсия, епископа Кордовы; тем не менее Самсон не избежал изгнания в Тукци (современный Мартос), тогда как Остегесис продолжал плести против него интриги при дворе при поддержке самого влиятельного христианина в Кордове того времени – Кумиса Серванда. Самсон решил действовать открыто и направил своему главному противнику свой блестящий труд – «Апологию против неверных». Остегесис не решился игнорировать этот шаг, и обвинения в ереси были сняты. Вскоре после этого появилось еще одно произведение Самсона – «О степенях родства»; из поэтических произведений сохранились три короткие эпитафии. 112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время учебных дней в году приходится от 160 до 170, что при пятичасовых уроках в день даст 800–850 часов в год. Если же мы сократим летние каникулы на 2 или даже на l,5 месяца, то за вычетом приходящихся на этот срок праздников (6–8) к настоящему учебному году прибавится еще 38 или 40 дней, т.е. всего будет не меньше 200 учебных дней. Если из этих 200 мы вычтем еще 8 или даже 10 дней на некоторые церковные праздники, которые теперь считаются учебными днями, и в данном случае всех дней в учебном году останется 192–190, т.е. на 20–25 дней больше против настоящего числа; а это, в свою очередь, даст возможность, при сохранении тех же 800–850 учебных часов в год, уменьшить в каждом дне один часовой урок и, следовательно, сократить занятие ученика в каждый день, по крайней мере, на 1,5 часа. Присоедините к этому и то, что при большем суточном отдыхе и при меньшем количестве уроков в голове воспитанника меньше будет разнообразных впечатлений, мыслей и т. д. Из сказанного думается ясно, что это лучший способ к ослаблению пресловутого переутомления наших детей. Но дело не в этом. Дело в том, что через это дана будет возможность ввести в школьную жизнь большую приноровленность ее к уставу церковному, отсутствие чего в настоящее время даже прямо вредно в религиозно-нравственном отношении. В самом деле, вот, напр., ученик выслушал в классе на уроках Закона Божия и по книжке усвоил учение православной Церкви о Великом посте и его богослужении – о литургии преждеосвященных даров, о покаянном каноне св. Андрея Критского и т. п. Наступила первая седмица этого поста; православные люди, преимущественно из неинтеллигентных, откликаясь на унылый перезвон колоколов, спешат в Божьи храмы к ефимонам и другим службам церковным, которые так глубоко и действенно приготовляют душу человеческую к покаянию и достойному приобщению св. Христовых тайн, так что суббота первой седмицы является для этих говельщиков, поистине, светлым праздником. Одни дети, обучающиеся в наших светских учебных заведениях ведомства Министерства Народного Просвещения, занятые уроками, не могут поговеть и приступить к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Но свидетельство Вселенского собора имеет для нас наивысший авторитет. Простота церковного исповедания никогда не подразумевала чего-либо иного кроме ясной евангельской веры в истинность Слова Божия: “сие есть Тело Мое”, “сия есть Кровь Моя”. Поборники вышеупомянутой теории “усвоения”, к сожалению, не заметили, как в энтузиазме борьбы со схоластическим влиянием западного богословия на восточное, сами перешли границы позволенного “мудрования” и ударились в схоластические же построения чуждые духу отцов. В заключении приведем свидетельство святого праведного отца Иоанна Кронштадского. Незадолго до свой кончины, в дневниковой записи от 24 мая 1908 года великий праведник и молитвенник написал: “может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу , например, пшеничный хлеб в самое Пречистое Тело Божие и красное виноградное вино в самую Пречистую Животворящую Кровь Божию? Не Творец ли только Всемогущий может это творить и претворять “ 78 . Примечания: 1 Patristic Greek Lexicon, Lampe G.W.H., Oxford University Press, 1961, pp. 849–850. 2 Василий Великий , свт., Творения, ч. 3, изд. Тр.-Серг. Лавры, 1900, Против Евномия, кн. 2, п. 28, стр. 96–97. 3 Патрология Миня, Греч. Серия, т.29; (PM SG t. 29, col. 636C, 367) 4 PM SG, t. 29, col. 37C. 5 PM SG t. 18, col. 100B. 6 PM SG t. 18, col. 277C. 7 Patristic Greek Lexicon, р. 850. 8 PM SG, t.5, col. 713. 9 PM SG, t.6, col. 429. 10 PM SG, t.6, col. 428–429. 11 Свт. Ириней Лионский , Против Ересей Кн. 5, 2 гл., п. 3, Москва, 1868, стр. 581. 12 Свт. Ириней Лионский, Против Ересей, кн.4, Гл.18, п.5., Цит. Изд., стр. 468. 13 В частности Кислингий: См. So.Rud. Kieslingius, Historia consecrationis graecorum latinorumque de transsubstantiatione in sacre euchar. Sacramento, p. 70., Lipsae, 1754. 14 Свт. Ириней Лионский, Против Ересей, кн. 4, Гл. 18, п. 5., Цит. Соч., стр. 468. 15 Свт. Ириней Лионский, Против Ересей, кн. 2, Гл. 7, п. 6., Цит. Соч., стр. 150. 16 Там же, кн.5, гл.9, п.3., стр. 599. 17 Там же, кн.5, гл.2, п.3., стр. 581. 18 Еп. Сильвестр (Малеванский) , Догматическое богословие, т.4, стр. 450.

http://azbyka.ru/svyatootecheskaya-evhar...

74−74 об. Краткая редакция ЖНК по списку ГИМ, Синодальное собр., 850, л. 532−532 об. Отиде убо преподобный от обители тоя во внутреннюю пустыню, на рку, именуема Хозюга. И збысться пророчество оного человка Илии, еже глагола ему древле, егда прииде преподобный на Кулишки прежде постригания, яко: «Хозюский пустынникъ пришел». Мсто же то, идеже прииде преподобный, неутшно, кругомъ имя блата и мхи. Устроив же преподобный себ кельицу малу, токмо в мру человка единого близ рки Хозьюги на край блата и, радуяся, вселися в ню и безмолствоваше (курсив наш. – Е.Л.), благодаря Бога и Пречистую Его Богоматерь. Отиде в пустыню на рку, именуему Хозьюгу. Мсто же то неутшно, округъ имя блато и сядеры. Тогда збысться пророчество Илиино, еже глагола ему: «Хозьюский пустынникъ пришелъ!» Тема воздержания, поста, молитвы и труда «паче человк», лишь обозначенная в КР, получает своё дальнейшее развитие в ПР. Святой, кроме воздержания «выше мры», бденных молитв со слезами, по словам составителя ПР, ещё «поучаше себ безпрестани». И пример такого «самовоспитания» видим в обращении подвижника к самому себе: «О, смиренный Никодиме! Се обрлъ мсто безмолвно, еже ко спасению! Воспряни, убо...»: ПР по списку БАН, Архангельское собр., Д 405, л. 74 об.−75 КР по списку ГИМ, Синодальное собр., 850, л. 532 об. Основу пространного ЖНК составили воспоминания Иоанна Дятлева – духовного чада старца, которому об искушениях в пустыне «вся подробну сам убо преподобный отець нашъ Никодимъ ещё при живот своемъ повда» 582 . В тексте Жития Никодима Дятлев выступает в роли основного рассказчика. Автор многое «слышав неложно от его, Иоанновыхъ, устъ, таже и от инныхъ достоврныхъ свидетелей о житии сего преподобнаго отца Никодима, колико онъ в начал своего пустыннолюбезнаго и безмолвнаго жития от нечистыхъ бсов пострада...» 583 . Это свидетельства о бесовских искушениях: видение мёртвой жены на берегу Хозьюги, затопление кельи и учинение в ней пожара, нападение разбойников. Таким образом, Иоанн Дятлев в пространных редакциях памятника – очевидец «жития святого», из уст которого агиограф смог почерпнуть важные, неизвестные ранее сведения о начальном периоде пустынножительства Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010