Товита книга (I: 853,530) V, 4 сл. (I: 714,206). X, 4 (II: 285,764). XII, 15 сл. (I: 714,206)· Толстой гр. Л. Η. I: XLIX,382. Тора–непреходяща (I: 48. 49,99. 821. 822,427. 829. 860. 864,238), и в ней единственное спасение (I: 292,56. 400,367). Траян имп. II: 849,120. или нижняя косточка позвоночного столба, сохраняющаяся по истлении человеческого организма для тела воскресения I: 634. II: 1156. См. и выше стр. 46. Тримфон иудей I: 796,364. Трихотомия I: 368 сл. II: 1032. 1123. Троичность II: 222. 632. 640,801. 644,810. 652. 653,820. 690. 823,104. 849,119.852,138.991.1120,1081.1172.1270.1274. V Труд по воззрению древнего мира II: 1085. 1157. 1232. tutor–tutela II: 1211–2. τουτ’ στι I: 225,132. . Телец золотой II: 841. Тело по иуд. нечисто и есть темница души II: 1000,117. Тело Христово II: 307,826. Тело Христово и Церковь I: 444. Тело воскресения по соотношению с нынешним (I. 615 сл. 626 сл. 630. 641) в иуд. (I: 631 сл. II: 765,1055) и у Ап. Павла якобы сходно с иуд. (I: 634. 638 сл.). Тело промежуточное–по смерти до воскресения I: 495 сл. 507–9. 513. 515–6. 518–9. Улла рав. 89 I: 3.95. Универсализм и любовь к ближним в христианстве якобы из иуд. II: 1086. 1231. Уничтожение посмертное умерших II: 610,619. Уриил Архангел I: 844. 869,548. Условное (факультативное) бессмертие (I: 306,119. 571 сл. 579–81) в иуд. (I: 306,119. 576–8) и оттуда якобы у Ап. Павла по-иудейски (I: 574–6). Усыновление (adoptio, υοθεσα) в оправдании I: 439–441. Усыпление посмертное I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Учение XII Апостолов XI, 4 (I: 442,487)· Учение–обучение–в иуд. II: 860 сл. Учение и дело в иуд. по взаимному отношению I: 33. 379,294. II: 1097–8. Ученые иудейские–раввины–заменяют, исправляют, или вытесняют Тору (I: 187,24. 188,37. 231,159. 466,51); они выше родителей (I: 187. 230,156. 820–1) и пророков (I: 820,417–8. II: 10,40); уменьшение их при «сыне Давидовом» (I: 396). φαι(β)λνη–φαι(ε)νλη (paenula) II: 939. Фараоны и почитание их гения II: 1274. Фарисеи I: 287,26. 462. 823,429. 823 сл. 831,454. 852,528. 853,530. 856,533. 857,536. 857–8. 865,541–2. 882,574. 882–3. 884,577. II: 5,18. 9,40. 14. 20. 858.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Иерус. Кал. Еванг. 1056 г. и др.), то бегство в Египте; в стишном прологе 1205 г. все названия соединяются. Собор Богородицы в Царьграде ныне праздновали во Влахернах. (Соф. пролог до 1250 г.) Пр. Еварест . Мощи его по стишному прологу положены в монастыре коккоровийском. Неизвестный писатель византийским начала 12 века говорит, что монастырь коккорский основан святым при Михаиле Косноязычном (820–829) (Bandur. I. 57). Неизвестно, почему у Штадлера кончина его относится к 825 году. По сказанию стишного пролога св. Еварест подвизался в студийском монастыре; следовательно он основал коккоровийскую обитель или пред кончиною или живя еще в студийском монастыре. Св. Евфимий исповедник, еп. сардийский . В царствование Константина и Иривы (780–797) он славен был своим благочестием и из инока сделан спископом сардийоким и посылаем был царями с разными государственными поручениями; присутствовал на 7 вселенском соборе в 788 г. При импер. Никифоре 1 (802–811) он сослан в заточение за пострижение одной девицы, в самом же деле за обличение беззаконного царя. Местом ссылки его была Паталарея западная. С сего времени в продолжении 29 лет он не возвращался в свою митрополию. При импер. Льве армянине (813–820), которого св. патриарх Никифор вместе с вызванным из заточения Евфимием и другими епископами обличал за иконоборство (в 815 г.), св. Евфимий за резкое обличение сослан в Асс (укрепленный город в Мизии при Адрамитском заливе). При импер. Михаиле II Косноязычном (820–829) вызванный из заточения и вновь принуждаемый отказаться от иконопочитания, анафематствует иконоборцев и заточается в Акрите (на Черном море, по Никодиму сие место называется в мрачную темницу, где жестоко бит воловьими жилами и скончался при сыне Михаила Феофиле ок. 840 года мученическою смертию, по свидетельству Мелетия (Т. 2 стр. 262). Никодим говорит (29 дек.), что св. мощи его до ныне находятся в Анхиале городе на Черном Море (в древней Фракии) и творят многие чудеса, что там находится полное житие его в рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По мнению Хр. М. Лопарева, одного из лучших отечественных знатоков византийской агиографии, Житие стойкого иконодула, борца с ересью, Иоанна Психаита, некоторое время пребывавшего в Херсоне, намекает на враждебное окружение, в котором оказался город и его окрестности в самом начале правления Михаила II Заики (820–829) 2035 . Этому по времени предшествовало убийство «кровожадного зверя» Льва V Армянина (813–820), совершившего ряд крупных внутриполитических ошибок и настроившего против себя даже многих соратников 2036 . Сам Иоанн спасал от его жестокостей и преследования братию своего монастыря, снабжая их вдоволь провиантом на дорогу и отправляя в некие «любезные Богу» края, в которых нет оснований подозревать Таврику 2037 . Гимнографы IX в. не сомневались в факте ссылки этого ярого иконопочитателя, который все же «победил дерзость львов» 2038 . Смерть постигла василевса-иконоборца на Рождество, в ночь на 25 декабря 820 г. Узнав о том, что нечестивого гонителя больше нет, получив в числе прочих пострадавших «освобождение от наказания», амнистию (adeias) от нового василевса, «и свое дело устроив хорошо (в Константинополе), святой уезжает в город Херсон, расположенный рядом с Боспором, и прибыв в этот город ради отдохновения от обременительной толпы (eis anapsyxin ton ochlounton), он придерживался опять подвижнических трудов», исполнял каноны, исцелял, совершал чудеса, что вызвало приток к нему паломников со стороны 2039 . Странно, но их приход (syndrome) святой воспринимал как наказание, вред и тяготился похвалами, которые, по его мнению, уменьшали его добродетель. Через некоторое время Иоанн пригласил некоего Парфения, одного из своих учеников, чтобы посоветоваться о совместном отъезде. Учитывая, что переезд в Романию должен был осуществиться морем, вести разговор о нем имело смысл не позже лета – осени 821 г., когда действовала навигация. Однако Парфений ответил, что осуществить это невозможно в виду некой толпы или массы, «множества народа» (уро tou plethous), надо понимать, врагов, что трудно выбраться из Херсона и вернуться в него, совершить обратный путь (palindromein), и тогда Иоанн предложил вместе пуститься в опасное предприятие 2040 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Препод. Феодор переносил все это с великим терпением, укрепляя себя молитвой и приобщением Св. Таин. Из места заточения, как и раньше, он писал к разным лицам свои увещательные письма и тем многих отвращал от иконоборческой ереси. Одно из таких писем попало в руки Льва. Разгневанный император приказал подвергнуть исповедника еще большим истязаниям. 57 Преподобного Феодора снова подвигли таким жестоким побоям, что он казался мертвым. Весь покрытый ранами и кровью, он лежал на сыром полу. Три месяца в таких условиях он боролся со смертью . И еще раны его не закрылись, как приказано было (819 г.) перевести его в другую темницу смирнскую. Там дано было ему еще 100 ударов. Так самоотверженно страдал и боролся св. отец за догмат иконопочитания. «Он видел, говорит Соколов, что в иконоборчестве попирается истина, а за эту истину он готов был умереть». 58 Кроме того, для преп. Феодора очевидна была еще одна истина. Он видел в иконоборческой политике Льва Исаврянина иконоборческий цезарепапизм, грозивший порабощением Церкви государством. Поэтому преп. Феодор со всей энергией и самоотвержением вел борьбу с иконоборчеством, имея в виду лишь благо Церкви и ее независимость. 59 В 820 году Лев был убит. Новый государь Михаил Травл (820–829) возвратил преп. Феодора из заточения. Третья ссылка св. исповедника продолжалась 7 лет (813–820 г. г.). По пути в Константинополь в городах: Локка, Милита, Пруссы, Халкидон изгнаннику были устроены горячие встречи. Но настроение в Константинополе относительно иконопочитания было настолько неблагоприятно, что преп. Феодор оставил столицу и Студийский монастырь и поселился на острове св. Тритона близ мыса Акрита (823 г.). Здесь, вдали от центра столичной жизни, среди преданных учеников-студитов многотрудная и полная бедствий жизнь св. аввы стала приближаться к концу. В ноябре 826 г. он тяжко и опасно заболел. Биографы весьма трогательно описывают последние дни его жизни. Находясь в борьбе с мучительным недугом, 60 он однако не переставал заботиться и о своих духовных чадах. «Братья и отцы, говорил он им в своей прощальной беседе, это общая чаша, которую пили все отцы наши; ее же пью и я... взирайте на завещание, которое я оставляю вам: Веру вашу соблюдайте непоколебимую, и жизнь – непорочную... передайте от меня приветствие исповедникам христовым, подвизающимся в борьбе за веру». 61

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Установка произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге регулируется постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.08.2009 944 " О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при установке произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге " (далее - Положение). В соответствии с п. 4 Положения решение об установке в Санкт-Петербурге произведения монументального искусства, увековечивающего память о выдающейся личности, принимается по прошествии не менее 30 лет со дня смерти выдающейся личности. Митрополит Иоанн (1927-1995), со дня смерти которого прошло 20 лет, являлся в первую очередь церковным деятелем, представителем самого консервативного крыла современного православия и не принимал активного участия в культурной и общественной жизни города. Также необходимо принимать во внимание, что возможное место установки Памятника должно быть непосредственно связано с личностью владыки Иоанна, который на протяжении ряда лет возглавлял Санкт-Петербургскую епархию. Учитывая ограничения, установленные Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 820-7 " О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга " О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга " " (далее - Закон 820-7), установка Памятника на территории открытых городских пространств, представляется нецелесообразной. Однако действия Закона 820-7 и Положения не распространяются на территории монастырей Санкт-Петербургской епархии. С учетом изложенного, а также мнения профильных Комитетов Правительства Санкт-Петербурга и администрации Губернатора Санкт-Петербурга, для установки Памятника возможно рассмотреть территорию одного из православных монастырей. Также необходимо отметить, что на месте захоронения владыки Иоанна на территории Александро-Невской лавры установлено надгробие в виде бронзового православного креста.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/24/dl...

В июне 819 года преп. Феодор по распоряжению царя был отправлен в ссылку в Смирну. Путь из Вониты до этого города был для больного и измученного новыми побоями святого отца весьма тяжел. Но в Смирне его ждали другие испытания. Местный митрополит, сторонник иконоборчества, заключил его в мрачный подвал митрополии. А затем из столицы прибыл в Смирну старый враг преп. Феодора Анастасий Мартинакий и опять подверг его по воле царя страшным истязаниям. По-видимому, и главная цель перемещения св. Феодора в Смирну, поближе к Константинополю, состояла в том, чтобы постоянно иметь на виду этого пламенного борца за иконопочитание и сломить истязаниями и муками его железную волю. Но все было напрасно: многострадальный исповедник и после новых бедствий продолжал воспевать Бога, уповал прославиться со Христом за свои страдания и надеялся победить врагов Православия непобедимой преданностью Евангелию и Церкви. 140 Между тем в Византии произошел придворный переворот, во время которого император Лев Армянин был убит и на престол вступил Михаил Травл (820–829 гг.). Вопреки мнению некоторых историков, 141 нет решительно никаких оснований примешивать святое имя Феодора Студита к той кровавой драме, которая разыгралась 25 декабря 820 года и сопровождалась гибелью императора-иконоборца. Причина придворного переворота – не действия иконопочитателей, а мятежный дух византийского войска, издавна присвоившего себе привилегию возводить и низводить василевсов по своему капризу и корыстолюбивому усмотрению. Иконопочитатели тем менее были причастны к неодобряемому ими в принципе злодеянию 25 декабря 820 года, но новый претендент императорской власти не был их сторонником по религиозным воззрениям. Михаил Травл был «равнодушным врагом икон» или, по характеристике преп. Феодора, «дымом после огня» (Льва Армянина). 142 Однако по вступлении на престол новый василевс отменил распоряжение своего предшественника о преследовании иконопочитателей и освободил из заключения преп. Феодора и всех его сторонников (821 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

69. Лев V Армянин (813-820) - византийский император; тайный иконоборец, способствовавший быстрой реставрации этого учения. В 814 г. он поручил тогда малоизвестному клирику Иоанну, за учёность прозванному Грамматиком [Иоанн VII Морохарзаний (Ованнес Керакан), патриарх Константинопольский (837-843), родом армянин, ярый иконоборец; идеолог возрождения иконоборчества], ещё раз с богословской точки зрения рассмотреть вопрос об иконах; нечестивец подтвердил: иконам поклоняться нельзя. В 815 г. в Константинополе был созван новый иконоборческий собор, отменивший постановления VII Вселенского Собора (787), запретивший «несогласное с преданием, или, ещё вернее, бесполезное, производство икон и поклонение им» и провозгласивший возврат к постановлениям иконоборческого собора в Иерии (754). Возвращаясь к начинаниям Льва III (717-741), Лев Армянин заявил: «Вы видите, что все государи, которые признавали иконы и поклонялись им [имеются в виду правившие до него Константин VI (780-797), святой Ирина (797-802), Никифор I (802-811), Ставракий (811) и Михаил I (811-813)], умерли или в изгнании, или на войне. Только не почитавшие икон умерли своей смертью на престоле и, с почётом перенесённые в императорские усыпальницы, были погребены в храме Апостолов. Я тоже хочу подражать им и уничтожить иконы, чтобы после долгой жизни моей и моего сына царство наше держалось до четвёртого и пятого поколения». 70. Михаил II (820-829) - император Византии, основатель Аморийской (Фригийской) династии, по прозвищу Травл (шепелявый). Плохо разбирался в богословских тонкостях и к вопросам веры был равнодушен. Сам он не был иконоборцем по убеждению, однако официальная религиозная доктрина государства продолжала оставаться иконоборческой - в храмах святые изображения, если они ещё существовали, помещались высоко, в школах внушалось презрение к иконопочитанию как следствию необразованности. Папского посла святителя Мефодия I (будущего Константинопольского патриарха, 842-846) Михаил за призывы восстановить иконопочитание наказал плетьми. Низложенный при Льве V (813-820) патриарх Никифор I (806-815) писал к Михаилу, прося возродить иконопочитание. Император отвечал ему: «Не вводить новшества в догматы веры пришёл я и не разрушать... установленное. Пусть каждый поступает по своей воле и желанию... Мы в каком положении нашли Церковь, в таком решаем и оставить её. Поэтому мы определяем, чтобы никто не дерзал поднимать слово ни против икон, ни за них... и да будет соблюдено глубокое молчание по отношению к иконам». Однако постепенно он отступился от своих первоначальных намерений, начав гонения на православных: одних проповедников иконопочитания он изгнал из города, других заключил в тюрьму.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Брат его Тит, приносший ему печальную весть о взятии сарацынами Крита и отведении родителей их в плен, был утешен надеждою на промысл и сделан иноком. По отнятии царства у Михаила I Рангава (811–813) нечестивым иконоборцем Львом армянином (813–820) святой Николай вместе со св. Феодором студитом , как защитник иконопочитания, заточен в Мезопу (укрепление или Метопу) близь озера Аполлониадского в 814 году, отсюда через год переведены в восточные страны в укрепление Вониту; но поскольку они писаниями своими укрепляли православных христиан; то царь приказывает подвергнут их жестоким мучениям и морить голодом; по прошествии трех лет за новые своя писания в защиту св. икон они снова жестоко биты, переведены в смирнские пределы и заключены в темницу на 20 месяцев (с 4 мая 819 г. по 25 дек. 820 г.). По убиении нечестивого Михаила в церкви в день Р. X. и по восшествии на престол Михаила – Бальбы (косноязычного 820–829), превратившего гонение, хотя сочувствовавшего иконоборцам, святые страдальцы не возвратились в Константинополь, но поселились в Акрите, мысе в Вифимнии, потому что в самом Царьраде было запрещено иконопочитание. Здесь св. Феодор скончался (826 11 ноября); св. тело его погребено было на близь лежащем Принцевом острове. Во время гонения на св. иконы, вновь воздвигнутого Феофилом, сыном Михаила II (829–842), св. Николай скрывался в предградии; по воцарении супруги иконоборца Феофила благочестивой Феодоры с сыном своим Михаилом III (842–867), св. Николай возвращается в студийскую обитель и по преставлении пр. Панкратия исповедника (848 апр. 18), игумена обители, поставляется настоятелем ее, спустя 3 года передает игуменство Софронию; спустя 4 года Софроний умер и, по просьбе братии, Николай из безмолвия возвращается опять в игуменству. По насильственном пострижении царицы матери Феодоры сыном ее Михаилом, по низведении св. патриарха Игнатия (23 окт.) Цезарем Бардою за обличение его преступной связи с женою сына, св. Николай оставляет монастырь, удаляется на о. Приконесс около Кизика, потом в Митилену и на полуостров Херсонес.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пр. Григорий Декаполит . О времени жизни и кончины Григория Декаполита и ученика его Иоанна сведения расходятся. По проложному сказанию у Никодима Григорий родился в 837 году, по рукописи парижской библиотеки, умер в 880 г. (см. у Вертинского). Оба сии числа, вероятно, взяты из жития святого, составленного Метафрастом, которое, по свидетельству Никодима, находится в афонских монастырях. Умер он не в Солуне, как у Вершинского, а в Царьграде, как видно из жития его изданного в новом Рае на греч. языке. По житию Иосифа песнопевца (4 апр.), писанному вскоре после смерти его диаконом Иоаннон в Царьграде, видно, что Иосиф, по возвращении его из критской темницы в 820 году в Царьград, уже не застал в живых Григория Декаполита , учителя своего, вскоре он похоронил вместе с ним и ученика его Иоанна (18 апр.) еще до создания им церкви Иоанна Златоустог о. С сим известием согласна надпись над каноном пр. Иоанну – творение Феофана . Если Иоанн, ученик Григория, умер вскоре после 820 года; то Феофан († ок. 847 г.) мог еще написать канон. Если же он умер после 880 года, то Феофана давно не было в живых. Иоанну диакону, современнику Иосифа песнопевца и Григория Декалолита, надобно отдать предпочтение касательно определения времени кончины пр. Григория т. е. полагать кончину его до 820 года – до возвращения Иосифа из критского плена. По рукописям известно жизнеописание Григория Докаполита, составленное Игнатием, митрополитом никейским, творцом канонов, в IX в. Филар. Уч. об отцах § 243. Прокл, патриарх цареградский. Филарет в учении об отцах и Фесслер в своей патрологии годом кончины св. Прокла полагают 446-й. Болландисты (Oct. X. 637) еще точнее определяют время его кончины: поскольку он сделан патриархом 12 апреля 434 года, а правил церковию 12 лет и 3 месяца; то время его кончины падает на июль месяц. Но в июле ни в одном восточном памятнике нет памяти сего патриарха. Мюллер кончину его полагает 24 октября 447 года (Allgemein. Marmyrolog. 24 octob.) За сие говорит то обстоятельство, что, по историкам, при сем патриархе было землетрясение, относимое к 447 году (память его 25 сентября). С ним согласны и другие (сн. Энциклоп. Герцога – указатель).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Когда Феодора поставили епископом, управление мон-рем принял на себя И. П., к-рый и до этого много заботился о мон-ре и разумно управлял им. Став игуменом, И. П. первым делом занялся восстановлением построек обители, разрушенных из-за нашествия варваров (речь идет об осаде К-поля булгарским ханом Крумом в 813). Когда начались гонения на иконопочитателей при имп. Льве V Армянине (813-820), И. П. отказался от общения с иконоборческим патриархом Феодотом и призывал братию сохранять твердость в вере; кто-то из его мон-ря донес на него, И. П. был арестован епархом и предстал перед судом. Его стойкости не сломили ни уговоры, ни пытки (избиение кнутом). Тогда его заключили в темницу, а затем отправили в ссылку. Через некоторое время он снова предстал перед судом, на этот раз самого имп. Льва. Однако вновь он остался неколебим в вере, за что разгневанный император приказал содержать его в еще более тяжелых условиях, чем прежде, и лишить его пищи и питья. Вскоре святой вновь был отправлен в ссылку, где и провел неск. лет до тех пор, пока не умер имп. Лев V (дек. 820). После освобождения он отправился в Херсонес и обосновался там вместе с др. монахами (упоминание этого города дает нам сведения о месте последней ссылки И. П.- Крыме). Вскоре после этого он сподобился за свои подвиги особой милости от Господа: однажды во время совместной молитвы с братьями из его уст вышел огонь и поднялся в небо; после этого И. П. получил дар исцеления и изгнания нечистых духов. К И. П. стали приходить люди из всех близлежащих областей. Но он захотел вернуться в К-поль, чтобы избежать суеты от большого стечения людей. Призвав своего ученика Парфения, он отправился в путь. Людям же обещал вернуться, чтобы они пропустили его и позволили уйти. Большая толпа вышла из города провожать святого. И. П. и Парфений прибыли в столицу, где И. П. поклонился всем святыням, а затем направился в свой мон-рь. Вскоре после возвращения он сильно заболел и предсказал ученику точный день своей кончины. Он призвал всю братию монастыря и наставлял их, пока не предал дух в руки Господа. Сразу же над его телом стали совершаться чудеса исцеления. Вероятнее всего, кончина святого наступила во время правления имп. Михаила II Травла , т. е. ок. 820-829 гг.

http://pravenc.ru/text/471464.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010