Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

В Житиях сообщается, что Д. прибыл на континент после 816 г., когда в Ахене состоялось собрание настоятелей мон-рей под рук. прп. Бенедикта Анианского , выработавшее проект реформы монашества и белого духовенства. Упоминая об этом собрании, автор 1-го Жития добавляет: «...в то время блаженнейший Донат благодатью Христовой просвещал церкви». Возможно, еще до епископского рукоположения Д. поддержал реформу прп. Бенедикта и был одним из ее проводников. Существует предположение, что Д. был учеником ирландца Дунгала, к-рый ок. 825 г. основал школу в Павии, столице королевства лангобардов и одной из резиденций кор. Лотаря Великого с 820 г. (Vita Metrica. P. 65). Святителю приписывается стихотворение, посвященное Дунгалу (MGH. Poet. T. 4. Fasc. 2. P. 1124-1127; Esposito M. Sur le prétendu commentaire de Dunchad sur Marcien Capella//Didaskaleion. Torino, 1914. Vol. 3. P. 173-181). В эпитафии сообщается, что Д. служил королям Италии Лотарю Великому и Людовику Доброму (855-875). В 844 г. Д. принимал участие в церемонии помазания Людовика II королем лангобардов, совершенного Римским папой Сергием II ( Mansi. T. 14. Col. 802). В дек. 850 г. Д. вновь присутствовал в Риме на помазании Людовика императором. На состоявшемся тогда же Соборе в присутствии имп. Лотаря Великого и под председательством папы Льва IV разбирался спор между епископами городов Ареццо и Сиена. В 861 г. святитель был в Латеране на суде над архиеп. Равенны Иоанном VIII. Одной из главных задач Д. как епископа было возвращение церковного имущества, узурпированного светскими магнатами. В этом его поддерживали императоры Лотарь Великий, Людовик II Добрый (Итальянский), а также Карл Лысый. Д. сопровождал имп. Людовика в Юж. Италию во время похода против сарацин и жителей Беневенто (866). Автор Жития ссылался на несохранившуюся грамоту Людовика II, данную Д. в Капуе, о возвращении еп-ству Фьезоле имущества и земельных владений. После смерти Людовика II (авг. 875) Д. добился подтверждения грамоты от нового имп. Карла Лысого, встретившись с ним в февр. 876 г. в Пьяченце.

http://pravenc.ru/text/178907.html

Сарацыны заняли Сирию я Емесу в 633 году. Из Хронографии св. Феофана сигрианского видно, что св. глава в 761 году из Маркеллова монастыря перенесена в Емессу в созданный храм по имя Крестителя, в коем она источала исцеления прите- к ней с верою. И- с усилением притесенений со стороны сарацин она ок. 810–820 г. перенесена в Команы (или армянские или капподийские) и, пребыв здесь около 30–40 лет, в третий раз обретена и перенесена в Константинополь около 850 года. (См. 25 мая). Что сн. глава пробыла в Евесе от 761 до 810–820 года, выводят из того, что св. Феофан сигрианский, умерший около 820 года (12 марта), говоря о построении храма во имя св. Крестителя в Емесе, в который перенесена была св. глава Иоанна Крестителя из обители Маркелла, утверждает, что она источает чудеса до сего дня и следов. не знает о перенесения ее в Команы, которое могло совершиться под конец его жизни, если не по смерти. Честная глава Предтечи, в 9 веке вторично перенесенная в Царьград, сначала положена был в царских златых палатах, а потом часть ее в студийском Предтечевом монастыре; в сей обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 г.; другая часть главы была в Петре в монастыре Продром; крестоносцами она перенесена в Амиен во Франции, часть сея перенесена в Риме и находится в церкви папы Сильвестра Мордвинов стран 354. Другие части находится в афонском монастыре Дионисия и в Утровлахийском монастыре Калун. см. Византия I. 359. 25 Св. Тарасий . В Деяниях св. (Febr. III. 572. Aug. I. 102). помещено житие его, написанное Игнатием и исследование о сем патриархе. «Епископ никейский Игнатий был не только современник св. Тарасия, но и близок к нему. Во вступлении он предваряет, что повествует виденное им самим; в житии упоминает, что в юности учился у Тарасия поэзии (n. 56) и присутствовал при последних минутах умирающего (n. 46). Феофан также современник Тарасия.» св. Димитрий ростовский стр. 162, Св. Тарасий погребен в созданном им монастыре, посвященном всем мученикам в Стене понтийском (Bandurii Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Формирование собственно нем. искусства происходило в средние века. Сильнейшим импульсом для развития культуры Г. послужило т. н. Каролингское возрождение, когда происходило (кон. VIII-IX вв.; термин Ш. Л. Монтескьё) распространение христианства и одновременно восприятие элементов античной и визант. культур. Центрические капеллы этого периода построены по композиционным принципам раннехрист. храмов IV-VI вв. (капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде, ок. 820-822; дворцовая капелла Карла Великого в Ахене, 786-800, строитель Одо из Меца,- вариация интерьера ц. Сан-Витале в Равенне). Др. тип церквей был разработан в монастырском зодчестве: 3-нефная базилика с плоским перекрытием и мощным трансептом перед вост. апсидой (церковь в Херсфельде, Гессен, 831-850 гг., не сохр.; первоначальный собор в Фульде, 792-819). Для нек-рых церквей характерно выделение зап. фасада, впосл. типичное для базилик романского периода (монастырская ц. в Корвее, Сев. Рейн-Вестфалия, заложена в 822, вестверк - 873-885). Об использовании в каролингский период принципов античной архитектуры говорит пропорциональный строй 3-пролетных монастырских ворот с надвратной Никольской часовней в Лорше (Гессен, 763-774). Дворцовая капелла в Ахене. 786–800 г. Строитель Одо из Меца. Интерьер октагонального зала Дворцовая капелла в Ахене. 786–800 г. Строитель Одо из Меца. Интерьер октагонального зала О взаимовлиянии черт каролингской придворной и церковной культур дают представление произведения резьбы по слоновой кости, металлопластики (реликварий из Энгера, 90-е гг. VIII в., Гос. музеи Берлина), а также миниатюры рукописей дворцовой школы (Евангелие Карла Великого, нач. IX в., Vindob.) и «школы рукописи Ады» (Евангелие Годескалька, ок. 781-783, Parisin.; Евангелие аббатисы Ады, ок. 800 г., Городская б-ка, Трир). Сооружения ранней фазы романского искусства в Г., получившей название оттоновского периода (или Оттоновское возрождение, сер. X - 1-я пол. XI в.), созданы под влиянием античного и визант. искусства, а также архитектуры предшествующего периода: монастырская церковь в Отмарсхайме (1049 г., Эльзас, ныне на территории Франции) повторяет композицию Ахенской капеллы, а хоры собора Санкт-Мария, Космас унд Дамиан в Эссене (хоры ок.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Под этой же датой память О. закрепилась в совр. календаре РПЦ, где время его служения обозначено как 820 г. до Р. Х. (ПЦК. 2018. С. 257), и в совр. календаре греч. церквей ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 483). На Западе св. Адон, архиеп. Вьеннский (860-874/5), первым внес память О. в свой Мартиролог под 4 июля (MartAdon. P. 215), под этой же датой память О. сохранилась в Римском Мартирологе (MartRom. Comment. P. 268; ActaSS. Iul. T. 2. P. 5), однако в совр. Календаре Римско-католич. Церкви день его памяти перенесен на 17 окт. в соответствии с традициями восточных Церквей (MartRom. (Vat.). P. 544). В сир. Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) О. поминается 17 окт., как и в визант. традиции ( Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 165). В копто-араб. Синаксаре XIII-XIV вв. память О. совершается 26 амшира (20 февр.) и в сказании, к-рое содержит краткий пересказ его библейских пророчеств, также говорится, что он пророчествовал 70 лет во времена правления иудейских царей Амасии, Озии, Иофама, Ахаза и Езекии (PO. T. 11. Fasc. 5. P. 849-850). Обзор комментариев на Книгу пророка Осии Поскольку эта книга является первой и самой большой в собрании книг малых пророков и, кроме того, ее слова цитируются в Евангелии, то обращения к ней в ранний период формирования христ. учения весьма многочисленны (особенно по сравнению с др. книгами малых пророков - см., напр., список, содержащий ок. 700 примеров обращения к ее тексту у авторов II-V вв.- Biblia patristica. Vol. 1. P. 170-172; Vol. 2. P. 169-170; Vol. 3. P. 144-146; Vol. 4. P. 130-131; Vol. 5. P. 197; Vol. 6. P. 92; Vol. 7. P. 74). Подробное истолкование всего текста Книги прор. Осии появляется с кон. IV в., когда были составлены полные комментарии на собрание книг малых пророков. Самый ранний полный комментарий на греч. языке принадлежит Феодору, еп. Мопсуестийскому ( Theod. Mops. In Os.// Idem. Commentarius in XII prophetas/Ed. H. N. Sprenger. Wiesbaden, 1977. S. 1-78 (Pag. 2); CPG, N 3834), создан не позднее 381 г. ( Idem. Comment. on the XII Prophets/Ed. R. Ch. Hill. Wash., 2004. P. 28). Комментарий представляет собой буквальный нравственный, зачастую назидательный парафраз пророчеств О., полностью лишенный символической интерпретации. Тем не менее Феодор обозначает общее направление духовного понимания пророчеств: согласно его концепции пророческого вдохновения, О. говорит о грядущих бедствиях, ожидавших Израиль, о к-рых уже издавна было предсказано прор. Давидом. Напоминание об этих несчастьях приготавливает явление Владыки Христа и Его пришествие, когда все, что было сказано о судьбах евр. народа втайне, получило исполнение ( Theod. Mops. In Os. Praef.).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Св. муч. Мелетий и дружина. Муч. Серапион и дружина . Полное обширное житие Мелетии и Серапиона помещено в Деяниях св. (Mai V. 435) и издателями достоверность его подвергается сомнению. Местом мучения названа Тавия митрополия в Галатии. Мучитель есть Максим правитель Египта, посланный Антонином в Галатию для мучения христиан. У Никодима в синаксаристе мучение Мелетия и других относится к временам Антонина Гелиогабала – в 218 году. У нас число мучеников в дружине Малетия 1218 человек, в греч. минеях и прологах 11,000 и 208, еще 12 трибунов и 9 лиц известных по именам. 25 Третие обретение главы Иоанна Предтечи . Св. глава Иоанна Предтечи при Валенте перенесена с Востока в Халкидон, из него при Феодосии В. в Константинополь, из Константинополя в 5 веке в Емесу, где скрытая во второй раз обретена в 542 году, из Емесы ок. 810–820 г. принесена город Команы, где скончался Иоанн Златоуст , коего главы искала Евдокия. При императоре Феодоре и сыне ее Михаиле она в третий раз в Команах обретена и вторично перенесена в Константинополь ов. 850 года. В Деяниях св. (Jun. 731) помещена история третиего обретения главы Иоанна Крестителя, принадлежащая писателю того же 9 века. В ней говорится, что св. глава унесена в Команы из Емеса после усиления притеснений от сарацын и здесь по случаю гонения на св. мощи со стороны иконоборцев сокрыта в потаенном месте. По восстановлении иконопочитания во время ночной молитвы св. патриарху Игнатию (846–857, память его 23 окт.) было видение о месте, где сокрыта глава Иоанна Предтечи. Об этом патриарх сообщил царю и оба послали посольство в Команы, где и найдена св. глава в указанном патриархом месте, потом перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви 25 мая. Св. Ферапонт, еп. кипрский . Описание чудес св. Ферапонта при перенесении мощей его в 806 году в царствование Никифора составлено современником и во многом очевидцем их. Оно вполне помещено в Деяниях св. (Mai VI. 681), в славянской же минее в сокращении. Автор полного описания однако сознается, что им описаны только немногие из весьма многих чудес. День кончины его неизвестен. Мая 25, по всей вероятности, есть день принесения мощей его в Константинополь. В позднейших прологах он, ради 3-го обретения главы I. Предтечи, перенесен на 27 мая и соединен с Ферапонтом сардийским. Время страдания Ферапонта кипрского определяют гонением Диоклитиана. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Как уже говорилось, до нас дошло почти 160 рукописей «Церковной истории народа англов». Из них наиболее ранними являются четыре, записанные в Нортумбрии в VIII в. Самый древний–так называемый манускрипт Мура (Moor MS), написанный ок. 737 г.; ныне он хранится в университетской библиотеке Кембриджа. Вторым по древности считается манускрипт, хранящийся в Российской национальной библиотеке им. М. Е. Салтыкова–Щедрина (Петер–бург); он написан около 745 г. . Чуть позже возник манускрипт А XIV из Коттоновской коллекции Британского музея (около 770 г.). К тому же времени относится манускрипт Tiberius C из той же коллекции, написанный в каком–то из монастырей Южной Англии; он интересен англосаксонскими глоссами на полях. В конце VIII в. был написан манускрипт, находящийся сейчас в библиотеке немецкого города Кассель; от него сохранились только четвертая и пятая книги. Эта рукопись относится к т. н. С–типу, к которому принадлежит большинство сохранившихся рукописей «Истории», записанных в Англии. От более позднего М–типа, распространенного на континенте, С–тип отличается особенностями грамматики и отсутствием главы XIV из четвертой книги, а также некоторых других отрывков текста, например истории о чуде св. Освальда (IV, 14). Видимо, протограф рукописей этого типа был записан в каком–либо из монастырей Нортумбрии (скорее всего в Ярроу) в середине VIII в. Возможно, существовал и третий тип рукописей, в котором содержалось продолжение «Истории», доводящее события до 766 г. и сохранившееся в нескольких манускриптах XII в. и более позднего времени. Среди других ранних рукописей следует отметить Вольфенбюттельский (ок. 820 г.), Намюрский (ок. 850 г.) и Вюрцбургский (ок. 870 г.) манускрипты. Интересна также рукопись, хранящаяся в Бодлеянской библиотеке Оксфорда; она написана в начале XI в. в одном из монастырей Уэссекса, возможно в Гластонбери. После IX в. копирование сочинения Беды из Нортумбрии переместилось в Южную Англию, а затем и на континент–во Францию, Италию, Германию, Швейцарию и Нидерланды. Последние копии были записаны в XVI в., когда уже существовало несколько печатных изданий «Истории». Большинство сохранившихся манускриптов «Истории» находится в европейских книгохранилищах. Самые крупные их коллекции хранятся в Оксфорде (27 рукописей), Лондоне (23 рукописи), Париже (21 рукопись) и Кембридже (14 рукописей).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

El De viris illustribus de lldefonso de Toledo o la modificacion del genero//Anuario de estudios filologicos. 1992.15. P.69–80; Fontaine J. El " ‘De Viris illustribus’» de San lldefonso de Toledo: Tradicion y originalidad//Anales Toledanos. 1997.3. P.59–96; Codoñer Merino C. Inmroduccion... P.506–574. 820 Гелладий – Толедо в 615–633 гг. Подробнее cm.: Rivera Recio J.F. Los arzobispos de Toledo desde sus origenes hasta fines del siglo XI. Toledo, 1973. P.62–65; Garcia Moreno L,A. La prosopografia del reino visigodo de Toledo. Salamanca, 1974. P.114–115. 821  Евгений I, епископ Толедо в 636–646 гг. Ha самом деле, это уже второй епископ Толедо с именем Евгений; первый занимал эту кафедру в IV в. и погиб мученической смертью. 822  Информация об этом скандале есть в письмах Браулиона Сарагосского, адресованных преемнику Евгения I на Толедской кафедре. Евгению II (cm. ESB. 35–36). 825 Астурий был епископом Толедо с 395 по 412 г. (обретение мощей). с 412 г. вплоть до своей смерти был епископом Комплудума. 826  Об Ауденции см. у Геннадия Массилийского: Книга о церковных писателях/Пер. Μ.Ф.Высокого//Церковные историки веков. M.,2007. 842 842  Это свидетельствует о том, что двор короля вестготов во многом был организован по римскому образцу. Л.А.Гарсия Морено полагает, что Гелладий был наместником Картахенской провинции (cm. Garcia Moreno LA. Prosopografia... P.114). 845  Исидор, епископ Севильи (590–636), один из величайших просветителей и деягелей культуры не только Толедского королевства. но и всей срелневековой Европы. 847  Имеется в виду трактат De ecclesiasticis officiis («О церковных службах»), написанный Исидором около 598–619 гг. по просьбе епископа Фульгенция, брата автора, предположительно для учебных целей. 848  Имеется в виду краткий справочник для начинающих читать Священное In libris Veteris et Novi testamenti prooemia («Введение в книги Ветхого и Нового завета») (ок.598–615 гг.). 850 «Синонимы. или Стенания грешной души» (ок.631 г.), были написаны в форме диалога человека с собственным разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то, что житие Афанасии Егинской 620 составлено было современным писателем, оно, изданное пока в одном латинском переводе, бедно историческими данными и столь неопределенно в приурочении времени, что мы в сущности не знаем, когда она с точностью жила. Судя по некоторым немногим историческим именам можно лишь догадываться, что Афанасия жила в IX в., и только. О времени её кончины ничего положительного сказать нельзя. По Сурию она скончалась ок. 850 г., по Кастелляну и арх. Сергию – ок. 860 года; но та и другая дата – одно предположение. Родители Афанасии, Никита и Ирина, имели свой дом на о. Егине (Αγινα), – в Сароническом заливе, южнее о. Саламина. – Дочь их Афанасия семи лет от рода изучила Псалтирь и занималась Св. Писанием. Когда она однажды ткала ткань (sola telam texeret), она увидела блестящую звезду, прошедшую ей в грудь и вышедшую из глаз. С того времени она возненавидела мир и желала иноческой жизни. Но родители, не желавшие этого, насильно выдали её замуж. С мужем она жила только 16 дней. Cum enim Maurisii (Μαυρουσων) barbari homines in illas regiones irrupissent, муж Афанасии пошел в бой с пиратами и был убит мечем (§ 1). – Без сомнения здесь разумеются Африканские арабы, свободно разгуливавшие на кораблях по Средиземному морю в VIII и IX столетиях. Указанное нападение на Егину предположительно можно отнести к концу VIII века. Спустя много времени Афанасия все помышляла об иноческой жизни. В это время неожиданно пришел царский указ, чтобы незамужние женщины или вдовы выходили замуж за местных, варварских жителей. 621 – Неизвестно, какой император и когда издал подобного рода указ; но что нечто подобное могло быть, видно из последующего времени, когда имп. Феофил повелел напр. грекам в Персии вступать в брак с туземцами (см. во 2-й части). – Афанасия, на основании этого указа, была выдана родителями снова замуж за одного варвара; впрочем она и теперь жила по-монашески, проводя время в делах благотворения. Во время голода она помогала не только христианам, но и безбожным, напр. Athinganis, изнуренным голодом (§ 2). – В византийское время под θγγανοι разумелась особая ветвь манихеизма, которая вместе с павликианством вышла из Фригии и имела многих последователей; к ней принадлежал сначала и имп. Михаил II Амориец (820–829). 622 В нынешнем греческом языке θγγανοι – цыгане.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010