610-611 611-612 ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) 612-635 635-637 637-639 639-640 640-641 ГРИГОРИЙ VI († нояб. 1047 или 1048; до избрания папой - Иоанн Грациан), папа Римский (1 мая 1045 - 20 дек. 1046) 641-645 645-646 ГРИГОРИЙ VIII (между 1105 и 1110 - 1187; до избрания папой - Альберто ди Морра), папа Римский (с 25 окт. 1187) 646-647 ГРИГОРИЙ IX (ок. 1145 или 1147 - 1241; до избрания папой - Уголино ди Сеньи), папа Римский (с 19 марта 1227) 647-648 648-649 ГРИГОРИЙ XI (ок. 1329-1331 - 03.1378; до избрания папой - Пьер Роже де Бофор), папа Римский (с 30 дек. 1370) 649-651 ГРИГОРИЙ XII (ок. 1325 или ок. 1335 - 1417; до избрания папой - Анджело Коррарио), папа Римский (19 дек. 1406 - 4 июля 1415) 651-652 652-655 655-656 ГРИГОРИЙ XVI (1765 - 1846; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831) 656-660 660-661 661-662 ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы 662-667 ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель 667-668 ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) 668-712 712-714 714-715 715-716 716-719 ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне 719-720 720-721 ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

После периода расцвета Н. в IV в., когда Руфин называл ее славнейшим из всех егип. поселений ( Rufin. Hist. mon. 21), уже в V в. сведений становится мало, что свидетельствует об угасании жизни в этом месте. Н. и Келлии в 1-й четв. V в. посетила вслед за своей знаменитой бабкой Мелания Римляныня (Младшая). После Вселенского IV Собора (451) в зависимости от христологических установок настоятеля из одних мон-рей были вынуждены уходить противники Халкидонского вероопределения, а из других, наоборот,- его защитники. Напряженная атмосфера заставляла искать спокойного места для подвигов, даже если не было прямой опасности от догматических соперников. Так, буд. патриархи Иерусалимские Мартирий и Илия I (II) перешли из Н. в Иудейскую пустыню, в лавру прп. Евфимия Великого ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 48). Причиной ухода были не столько антихалкидониты Н., сколько антихалкидонитские выступления в Александрии (убийство сщмч. Протерия и восхождение на Александрийскую кафедру Тимофея II Элура ). Нельзя также исключать, что переход был вызван снижением строгости жизни в нитрийских обителях. Иоанн Мосх (сер. VI в.- 619 или 634) уже не приводит в «Луге духовном» никаких сведений о Н. Быстрое угасание монашеской жизни в Н. также было вызвано близостью к заселенным местам. Напр., один из первых учеников Аммона, Нафанаил, пытался перейти жить ближе к людям, но быстро осознал ошибочность этого решения и вернулся в свою 1-ю отдаленную келью. Однако и она ко времени прихода Палладия опустела из-за приближения цивилизованного мира ( Палладий. Лавсаик. 16). Уже от раннеарабской эпохи сохранился подробный рассказ свящ. Агафона, к-рый сопровождал копт. патриарха Александрийского Вениамина I (622-661) во время его путешествия из Александрии в Вади-эн-Натрун для освящения новой церкви в монастыре св. Макария. Поскольку патриарх сразу направился в Келлии, не останавливаясь в Н., в ней, вероятно, уже давно не жили монахи (Hist. Patr. Alex. 1907. [Pt.] 2: Peter I to Benjamin I (661). P. 506; Livre de la consécration du sanctuaire de Benjamin/Éd., trad. R.-G. Coquin. Le Caire, 1975. P. 98-99). Можно предположить, что Н. полностью опустела во времена персид. завоевания (нач. VII в.).

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Власть их сделала безопасными путешествие на восток даже до Индии и Бактрии, чем и объясняется проповедь Апостолов и в горах Курдистана 661 , и Христианские общины в Индии (около Бомбея), основанные по преданию Апост. Фомою, и учреждение христианских церквей в Вавилоне, в Едессе 662 , и в других странах Азии (ср. 1Пет. 1:1, 5: 13 ). С уничтожением жестокого ига Кушито-Семитских монархий Ассирии и Вавилона, и с наступлением власти детей Иафета, даже со времени владычества Персов, великий путь через Азию был облегчен, но он стал еще безопаснее при Римлянах. По этому пути и пришли „мудрецы востока“ поклониться младенцу Иисусу. Этот путь был открыт „Парфянам и Мидянам и Еламитянам и жителям Месопотамии и Каппадокии и Понта и Асии и Фригии, и Памфилии и Египта и стран Ливийских“ 663 , которые сподобились в великий день Пятидесятницы присутствовать при чуде огненных языков, сшедших на Апостолов и учеников Христовых, и удостоились впервые услышать слова благодати о Христе Спасителе и Духе Святом. По этому же пути идет святая Нина в Грузию и святая Рипсимия в Армению 664 . Точно тоже должно сказать об Египте и Ливии и Киринее, куда доступ стал относительно легок, с тех пор как Римляне утвердились в Египте и на северных берегах Африки. 644 В Азии у Семито-Кушитов, как у Ариев мы находим много библейских преданий, здесь же мы говорим только о Греко-Латинском мире. К числу библейских воспоминаний относится между прочим рассказ Аполлодора о потопе, с указанием, что человек спасался в ящике, что очевидно взято из еврейского сказания (См. наш. Promethée, р. 27–28). И Гладстон (Juventus Mundi) указывал не раз, что Аполлон есть одно из лучезарных воспоминаний предания об Избавителе от зол. В этом смысле он разумеет и Прометея страдальца. 659 Ослабление влияния жрецов Египта началось с основанием так наз. Музея в Александрии при Птоломее Сотере. См. сухое, но очень точное исследование Маттера: Histoire de l’Ecole d’Alexandrie. Paris 1840 v. I, p. 65, 116, Вероятно это ослабление связуется и с переводом Библии на греч. язык v. I р. 143 sq. См. вообще все сочинение. 660 Храм Сераписа в Александрии уничтожен в 389 году. Второй указ об уничтожения идолопоклонства был в 390 году. 661 Несторианцы (называющие себя Халдеями) в верхних истоках Б. и М. Заба в Курдистане составляют одну из древнейших общин. Они говорят, что церковь их основана Апостолом Фаддеем. (Присоединены ныне к Православию). 662 Ср. Евсевия Ц. Хр. I, 13 об Едессе. Вавилон в то время был только поселение. Центр области был в Ктезифоне. Читать далее Источник: Священная летопись/Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

610-612 612-613 614-615 615-617 617-618 618-619 619-620 620-626 626-627 627-628 МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря 628-630 630-631 631-635 МЕЛХИСЕДЕК [Стефанеску (Штефэнеску) Михаил Петрович] (1823-1892), еп. Романский (1879-1892), предстоятель Румынской Православной Церкви (РумПЦ), церковный историк 635-639 639-640 МЕЛХИСЕДЕК II (Багратиони), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1528-1529; 1540-1545; 1548-1552) 640-642 МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Мелькитская греко-католическая Церковь], одна из Восточных католических Церквей, придерживающаяся византийского обряда 642-656 «МЕЛЬКИТСКИЙ РЕНЕССАНС» культурный подъем в кон. XVI-XVII в., после столетий изоляции и упадка, в среде мелькитов (правосл. арабов) 656-659 МЕЛЬКИТЫ Мелькиты 1) применительно к реалиям средних веков и раннего Нового времени - православные Сиро-Египетского региона; 2) применительно к периоду после 1724 г.- католики-униаты вост. обряда, члены Мелькитской католической Церкви 659-661 МЕЛЬНИКОВ Авраам Иванович (1784-1854), архит., один из самых плодовитых церковных зодчих 1-й пол. XIX в.; работал в стиле классицизма 661-666 666-671 671-675 МЕЛЬХИСЕДЕКИ Мельхиседеки (Древлекафолическая церковь по чину Мельхиседека), малочисленное согласие старообрядцев МЕМНОН свт. (пам. греч. 16 дек.), митр. Эфесский, активный участник III Вселенского Собора в Эфесе в 431 г. 677-678 МЕНДЖИ («Остров Архангелов»), муж. мон-рь Сенакско-Чхороцкуской епархии Грузинской Православной Церкви 678-683 МЕНЕЛИК I согласно исторической традиции христ. Эфиопии, один из древнейших эфиоп. царей, первородный сын израильского царя Соломона МЕНЕЛИК II (17/19.08.1844 - 1913), имп. Эфиопии (с 1889), к-рый считается основателем совр. Эфиопского гос-ва 683-684 684-688 688-692 МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ разновидность западноевроп. муз. нотации, применявшаяся для записи вокального полифонического многоголосия во 2-й пол. XIII - нач. XVII в. 692-695 695-696

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

1) 5 июня 1656 г. Макарием отправлены из Волхова две грамоты на греческом языке, одна к п. Никону с уведомлением о своем прибытии в этот город и с просьбой о починке мостов на дорогах; другая к царю того же содержания; в ней патриарх жалуется еще на воевод за непоставку лошадей, ходатайствует за невинно-осужденных лиц, притесняемых воеводами, указывает на свою ревность о славе царя и русского царства. 2) Подлинная греческая грамота к Никону из Калуги с известием о своей поездке и с просьбой о милостыни. 3) греческая грамота к нему же о милостыни иоаннинскому архимандриту Иоакиму на обновление храма в этом монастыре (без означения месяца). 4) от 16 июня из Путивля отправлены две грамоты – одна, к царю, извещает о торжественной встрече и служении литургии в этом городе за здравие царское, ходатайствует о прощении заключенных в путивльском остроге и просит о замене им смертной казни ссылкой в монастырь на покаяние. Грамота эта сохранилась в славянском переводе в греческих делах московского архива (связка 32, 21), другая греческая грамота к Никону того же содержания. 5) от 18 июня греческая грамота к Никону с известием о прибытии в казацкий город Красный и просьбою о милости бывшим при п. Макарии переводчику и толмачу. (Означенные подлинные греческие грамоты находятся в московской синодальной библиотеке). 116 Подлинная эта грамота Макария за подписью его писана по-славянски на листе большого Формата красивой крупной скорописью (в отделе грамот моск. синод. библиотеки за 5). 118 Подлинник этой грамоты писан полууставом на славянском языке на столбце в лист за собственноручною подписью Макария и находится в синодальной библиотеке. 119 Арсения «Летоп. церк. событ.» стр. 661 и приведенный выше список грамот п. Паисия I в Москву. В московском архиве иностранных дел сохранилась подлинная греческая грамота константинопольского архимандрита Парфения к царю от 1 декабря 1654 года о происках Иоанникия (Реестр греческим грамотам стр. 65). 120 Подлинная греческая грамота его находится в московском главном архиве иностранных дел; славянский перевод других его грамот от 1656 года находится в греческих делах архива (связка 33, 16). 121 «Лет. церк. соб.» стр. 661–662. В московском архиве сохранилась подлинная греческая грамота п. Парфения III к царю Алексею Михайловичу от 5 сентября 1656 года, в которой он просит о милостыни Успенскому монастырю дризупольской епархии. О насильственной смерти п. Парфения собственно за письмо его, выражавшее сочувствие к России, записано и в греческих делах (связка дел за 7172 г., дело 17). Читать далее Источник: Христианское чтение. 1882. С. 245-267. Христианское чтение. 1882. 5-6. С. 732-775. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Патриарх Никифор, занимавший константинопольский престол с 806 г. вплоть до начала новой фазы иконоборчества в 815 г., наряду с многочисленными богословскими сочинениями написал также «Краткую историю» ( στορα σντομος), охватывающую годы с 602 по 769 184 , отчасти используя те же неизвестные нам источники, что и Феофан. Сведения Никифора менее подробны, чем у Феофана, однако его сочинение почти не уступает ему по исторической ценности и в целом отличается большей обстоятельностью. Напротив, весьма ограниченной ценностью обладает составленный им хронологический список ( χρονογραφικν σντομον), простирающийся от Адама до года смерти автора (829). Определенную замену скудных греческих источников представляют собой сведения восточных писателей. На первом месте здесь следует упомянуть сочинение армянского епископа Себеоса , написавшего в 60-е гг. VII в. (предположительно в 661) «Историю Ираклия» 185 . История Ираклия и его великого врага Хосрова II является центральной, хотя и не единственной темой этого сочинения, которое начинается кратким сообщением о предыдущих временах, продолжает повествование вплоть до восхождения Муавии на трон халифов (661) и подробно рассказывает о церковных делах Армении. Очень важной для начала правления Ираклия является имеющая, к сожалению, значительные пропуски и сохранившаяся в поздней эфиопской версии всемирная хроника египетского епископа Иоанна Никиуского конца VII в. 186 Следует также выделить несколько современных и позднейших анонимных сирийских хроник 187 , а также использующую более ранние сообщения хронику митрополита Илии Нисибинского 188 , а также чрезвычайно важный труд Михаила Сирийца 189 . Огромным значением для истории славянских вторжений на Балканы являются « Чудеса св. Димитрия », в которых с большой живостью и многочисленными яркими подробностями описываются нападения славян и аваров на Фессалонику (Солунь) в конце VI и начале VII в., а также во второй половине VII в. 190 Это агиографическое произведение, которое значительно дополняет наши скудные знания о жизни южных славян на их новой родине, состоит из двух частей: первую часть около 620 г. составил арихиепископ Солунский Иоанн, а вторую – один из его учеников в 80-е гг. VII в. (добавленная позднее третья часть не имеет значения) 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

604-606 МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 606-607 607-609 609-610 610-611 611-613 613-614 614-615 615-649 649-655 655-660 660-661 МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), секретарь Флорентийской республики, писатель, приобрел известность как основатель политической науки Нового времени 661-669 МАКИН Макин [аль-Макин; полностью - аш-Шайх аль-Макин], имя 3 известных представителей копто-араб. лит-ры XIII-XIV вв., 669-672 МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты, за исключением Ватиканского 672-719 719-720 720-721 721-722 МАКРИЯННИС Иоаннис (1797-1864), один из лидеров Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг., политик и писатель. 722-723 МАКРОБИЙ Макробий Амвросий Феодосий (ок. 390 - сер. V в.), рим. ученый и писатель, представитель традиционалистского направления позднеантичной культуры, сторонник язычества 723-724 МАКРОВИЙ мч. Скифопольский (пам. греч. 4 мая) - см. в ст. Афродисий, Милд, Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний (Антонин), мученики 724-725 МАКСАКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Максаковский Преображенский единоверческий женский монастырь - см. Монастыри старообрядческие 725-729 МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 729-735 МАКСИМ (Бранкович Георгий (Джордже); 1463 - 1516), митр. Белградский и Сремский, свт. (пам. 18 янв.) 735-736 МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Сандович Максим Тимофеевич; 1886-1914), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых) 736-737 МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

Святитель Григорий Богослов. Orat. 45, in S. Pascha, 28 (PG 36, 661); ср.: Святитель Василий Великий. In Ps. 48, 4 (PG 29, 440). 49 Святитель Кирилл Иерусалимский. Catech. 13, 6, PG 33, 780. 50 Канон Великой Субботы, ирмос 8 песни. 51 Святитель Григорий Богослов. Orat. 39, 17, PG 36, 356. 52 Святитель Григорий Богослов. Orat. 45, 13 (PG 35, 589). Ср. любопытное объяснение, почему Господь страдал на открытом месте, у святителя Афанасия: «Вознесенный на кресте Господь очистил воздух от дьявольской и всякой бесовской козни» (De incarn., PG 25, 170); в том же смысле у Златоуста: «Чтобы очистить естество воздуха,” и все небо и землю, «ибо кровь капала из бока Его на землю и очистила все ее осквернение,” Господь страдал не во храме, а на открытом месте, ибо это была вселенская жертва, приносимая за весь мир (In crucem et latronem, PG 49, 408–409). 53 Стихиры самогласны на утрени Великого Пятка. 54 Святитель Григорий Богослов. Orat. 45, 29, PG 36, 661, 664. 55 Святитель Григорий Нисский. Orat. in resurr., orat. 1, PG 46, 612. 56 В неделю Крестопоклонную, на Господи, воззвах. 57 Преподобный Иоанн Дамаскин. De fide orth. III, 27 (PG 94, 1097). Эта формулировка предполагает установившуюся христологическую терминологию и раскрытое до конца учение о «воипостасности» человеческого естества Слову во Христе — впервые у Леонтия Византийского, за которым следовал преподобный Максим Исповедник. У более ранних Отцов учение о нераздельности Божества и человечества в смерти Спасителя не всегда бывало выражено с совершенной точностью — в частности, при толковании Мф 27, 46. Ср. Baehr K. Die Lehre der Kirche vom Tode Jesu in den ersten drei Jahrhunderten. Sulzbach, 1834; Jouassard G. L’abandon du Christ par Son Рйге durant sa Passion d’aprus la tradition patristique etc. Lyon, 1923; ср. L’abandon du Christ en croix dans la tradition grecque des IV et V siecles//Revue des sciences religieuses. T. V, 1926; Lebon J. Une ancienne opinion sur la condition du corps du Christ dans la mort//Revue de l’histoire ecclйsiasmique. Vol. 23, 1927, pp. 5–43; 209–241. 58

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

560-565 ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан 565-566 566-571 571-580 580-588 588-597 597-616 616-628 628-645 645-660 ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО БУДДИСТОВ крупнейшее неправительственное объединение буддийских школ и орг-ций, созданное 25 мая 1950 г. 660-661 661-662 ВСЕМИРНЫЙ ПАРЛАМЕНТ РЕЛИГИЙ встреча представителей различных религ. конфессий, проходившая 11-27 сент. 1893 г. в Чикаго (США) 662-663 663-668 ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета 668-680 «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ КОНГРЕСС» самоназвание проходившего в К-поле 10 мая - 8 июня 1923 г. совещания представителей ряда Поместных Православных Церквей 680-683 683-685 685-686 ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН [Всероссийский союз православного демократического духовенства и мирян], создан 7 марта 1917 г. в Петрограде по инициативе части бывш. членов «группы 32-х» 686-687 687-688 ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ [ВООПИИК], добровольная самоуправляемая общественная орг-ция, занимающаяся проблемами изучения и сохранения исторических памятников 688-690 ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (между ок. 1010 и 1035 - 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича 690-692 692-693 693-694 694-695 695-704 «ВСЕХ РАДОСТЕЙ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ келейный образ прп. Серафима Саровского - см. Серафимо-Дивеевская «Умиление» икона Божией Матери 705-706 ВСЕХ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ 1-я неделя (воскресенье) после праздника Пятидесятницы, в к-рую совершается память всех святых 706-707 707-717 717-718 718-719 ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 - кон. 20-х гг. XX в. 719-721 ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения

http://pravenc.ru/vol/ix.html

Вход в подземную часть ц. Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1130 г. Фотография. 2008 г. Вход в подземную часть ц. Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1130 г. Фотография. 2008 г. Интерьер ц. прав. Анны у Овчей купели. Сер. XII в. Фотография. 2008 г. При Омейядах (661-750) И. приобрел большое религиозно-политическое значение, несмотря на то что с 717 г. адм. центром Палестины стал г. Рамла. Население И. возросло. Муавия (661-680) и Абд аль-Малик (685-705) были провозглашены халифами и приняли присягу подданных в И. Халифы многократно посещали город. Вероятно, Абд аль-Малик стремился противопоставить И. как религ. центр святыням нелояльного к Омейядам Хиджаза (Мекке и Медине), где правил их соперник Ибн Зубайр. Согласно антиомейядским источникам позднейшего времени, Абд аль-Малик якобы предписал мусульманам совершать паломничество не в Мекку, а в И. Основным центром внимания стала Храмовая гора (Харам-эш-Шариф - благородное святилище), к-рая была заброшена в предшествующие столетия. Мечеть, построенная халифом Омаром (ок. 640), вероятно, находилась на месте позднейшей мечети Аль-Акса, однако источники не позволяют точно определить ее расположение. По описанию христ. паломника Аркульфа, мечеть вмещала 3 тыс. чел., что предположительно составляло треть или половину мусульман И. того времени. В кон. VII - нач. VIII в. на Храмовой горе был возведен один из важнейших для ислама комплексов, включивший Купол скалы (Куббат-эс-Сахру) и мечеть Аль-Акса. Это самое раннее сохранившееся произведение мусульм. архитектуры и, по всей видимости, первая масштабная постройка Омейядов. По размаху этот проект сравним для И. с работами эпох Адриана и Константина. До 70-х гг. XX в. Храмовая гора оставалась единственным широким открытым пространством Старого города. С севера и запада к нему примыкала плотная городская застройка, с востока и юга границы комплекса совпадают с крепостной стеной. Карниз юж. фасада храма Гроба Господня. Сер. XII в. Карниз юж. фасада храма Гроба Господня. Сер. XII в. Купол скалы был построен между 685 и 691 гг.

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010