Ю.В. Серебрякова 5.1. Великая Суббота В тот год ветхозаветная Пасха совпала с субботой, поэтому апостол Иоанн говорит, что «та суббота была день великий…» ( Ин. 19: 31 ). Для христиан этот день тоже стал Великой Субботой, потому что события этого дня прямо связаны с Воскресением Христовым, что отражено и в богослужении Страстной седмицы: сменяются темные облачения на белые и в библейских чтениях и песнопениях уже звучит тема Воскресения и торжества. Значение этого дня для спасения людей было прообразовано в Ветхом Завете благословением седьмого дня: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2: 2–3 ). На эту связь указывает верующим один из богослужебных текстов: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота…» 456 Правда, среди богослужений Страстной Седмицы этот день для многих проходит практически незаметно, в хлопотах об освящении куличей и подготовке к Пасхе; не все ходят на службу Великой Субботы. Посмотрим, что же произошло в Великую Субботу. Внешне кажется, что ничего не произошло. Тело Христово лежит во гробе, ученики Спасителя где-то прячутся и переживают случившееся, опасаясь гонений. Но как Сам Господь говорил, тридневное пребывание Его во гробе станет знамением для всех: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12: 4 ). Как Иона невредимым вышел из чрева кита, так и Пречистое Тело Христа не увидело во гробе истления, «потому что было телом не кого-либо иного, но самой Жизни» 457 , а безгрешная душа Спасителя без вреда для себя сошла в «преисподняя земли» 458 , куда отправлялись души всех умерших – вне зависимости от того, праведники они или грешники. Господь «плотию субботствовал» 459 , а душой сошел во ад, чтобы упразднить смерть и «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр. 2: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Псалом 37 Псалом Давида. В воспоминание 451 . На субботу 452 . Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Ибо стрелы Твои вонзились в меня и Ты утвердил 453 на мне руку Свою. Нет исцеления в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Воссмердели и согнили раны мои от безумия 454 моего. Пострадал я и согнулся до конца, весь день в печали ходил. Внутренность моя насыщена позором 455 , нет исцеления плоти моей. Я много страдал и чрезмерно унижен, кричал от терзания сердце моего. Господи! Пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебя не утаено. Сердце мое смущено, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет у меня. Друзья мои и ближние мои напротив меня 456 приблизились и встали, А ближайшие 457 мои вдали от меня 458 стали; ищущие души моей теснились 459 , и ищущие мне зла говорили суетное и весь день помышляли о коварстве. Я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих. И был как человек, не слышащий и не имеющий в устах своих ответа 460 . Ибо на Тебя, Господи, я уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой. Ибо я сказал: «Пусть не торжествуют надо мною враги мои», – ибо когда колебались ноги мои, они величались 461 надо мною. Впрочем, я на раны готов, и болезнь моя – предо мною всегда 462 . Ибо о беззаконии моем я буду говорить и буду беспокоиться о грехе моем. А враги мои живут и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня несправедливо. Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, так как я следовал добру. Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня! Поспеши на помощь мне, Господи спасения моего 463 ! 451 Греч. ες νμνησιν – предполагает, по мнению толковников, воспоминание о каком-либо событии в жизни Давида, напр. «убиение Амнона, самовластие Авессалома, злословие Семея» и т. п. (Феодорит). По параллели с 69, 1, где дополнено: В воспоминание о том, что спас меня Господь, – и по содержанию 5–7 и 19 стт. можно видеть воспоминание о совершенных тяжких грехах и прощении их Богом. «Псалмопевец научает и читателей воспоминать о событиях в своей жизни, являющих промысл Божий о них, особенно о грехах, скорбях» и пр. (Ориг., Иероним и др.). А свт. Григорий Нисский видит здесь воспоминание о заповедях Господних и необходимости исполнять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 4 1–8. Устройство богослужебных принадлежностей храма Соломонова: медный жертвенник, медное море, 10 омывальниц, 10 светильников, 10 столов, 100 чаш. 9–22. Священнический и большой дворы храма; замечания о различной утвари храма. 2Пар.4:1 .  И сделал медный жертвенник: двадцать локтей длина его и двадцать локтей ширина его и десять локтей вышина его. Тогда как 3 книга Царств не упоминает о жертвеннике всесожжении между сосудами, сделанном художником Хирамом, 2 Паралипоменон не только упоминает о нем, но и ставит его во главе внешних принадлежностей храма. Размерами своими – 20 локтей длины и ширины и 10 л. вышины – жертвенник Соломонов был почти вчетверо больше Моисеева (5x5x3 л., ( Исх.27:1 ) ). Толковая Библия I, 446), и если последний был из дерева, то Соломонов жертвенник выразительно называется медным, т.е. имел, по крайней мере, стенки медные, внутренность же его, по требованию закона Моисеева, была заполнена дикими камнями, а верхняя площадка для возжения огня была покрыта землей (проф. А.А. Олесницкий , Ветхозаветный храм, с. 321–322; Ср. Толковая Библия, т. I, с. 435). 2Пар.4:2 .  И сделал море литое, – от края его до края его десять локтей, – все круглое, вышиною в пять локтей; и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом; 2Пар.4:3 .  и литые подобия волов стояли под ним кругом со всех сторон; на десять локтей окружали море кругом два ряда волов, вылитых одним литьем с ним. 2Пар.4:4 .  Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку, – и море на них сверху; зады же их были обращены внутрь под него. 2Пар.4:5 .  Толщиною оно было в ладонь; и края его, сделанные, как края чаши, походили на распустившуюся лилию. Оно вмещало до трех тысяч батов. Описание медного или литого моря во 2 Паралипоменон почти всецело, даже дословно, сходно с параллельным описанием этого бассейна в ( 3Цар.7:23–26 ) (см. Толковую Библию II, с. 459–460). Разности две: 1) согласно 3 Царств вместимость медного моря – в 2000 батов, по 2 Паралипоменон – 3000 батов; 2) в 3 Царств под краями медного моря в два ряда шли шары наподобие колокинтов (диких огурцов), согласно 2 Паралипоменон, эти барельефы имели вид волов. См. сейчас названное место Толковой Библии , т. II; см. у проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 Господи Боже Спаситель мой, и днем и в ночи к Тебе я взываю! 3 458 Да вознесется к Тебе молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему! 4 459 Ибо нахлынули беды на душу мою, и жизнь моя ко вратам ада приблизилась. 5 460 Уподобился я нисходящим в гроб; стал, как человек, лишенный помощи, 6 К умершим причтенный, как убитые, спящие в гробах; не вспоминаешь Ты о них, ибо они рукой Твоей отринуты были. 7 461 Положили меня в преисподней, во тьме и сени смертной; 8 На мне отяготела ярость Твоя, и волны гнева Твоего навел Ты на меня. 9 462 Удалил Ты от меня знаемых мной; скверным сочли меня; предали меня, и нет мне исхода. 10 Очи мои изнемогли от скорбей; взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои. 11 463 Разве для мертвых творишь Ты чудеса? Или врачи воскресят их, и прославят они Тебя? 12 Разве кто возвестит во гробе милость Твою и истину Твою в обители смерти? 13 464 Разве познают во мраке чудеса Твои и правду Твою в земле забвенной? 14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и ранним утром молитва моя вознесется к Тебе. 15 Для чего, Господи, отвергаешь Ты душу мою? Отвращаешь лицо Твое от меня? 16 465 В лишениях я и трудах от юности моей; возвысился, унижен был и изнемог. 17 466 Навел Ты на меня гнев Твой, угрозы Твои потрясли меня; 18 Обступили меня, как вода, всяк день меня осаждали. 19 Удалил Ты от меня друга и ближнего, и знаемых мной удалил от скорбей моих. Слава: 1 467 В поучение, Ефама Израильтянина, псалом, 88. 2 Милости Твои, Господи, вовеки воспою, из рода в род возвещу истину Твою устами моими. 3 Ибо Ты сказал: «Навеки явлена Мною милость». На Небесах от века утверждена, Боже, истина Твоя. 4 468 «Завещал Я Завет избранникам Моим, клялся Давиду, рабу Моему: 5 Навеки сохраню потомство твое и созижду из рода в род престол твой!» 6 469 Небеса возвестят о чудесах Твоих, Господи, и возвестят истину Твою в церкви святых. 7 Ибо кто в обителях небесных сравнится с Господом? Кто уподобится Господу среди сынов Божьих? 8 Бог прославляется сонмом святых, велик Он и грозен для предстоящих пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радостью всех родов. (16) И будешь сосать молоко народов, И груди царей сосать будешь, И узнаешь, что Я Иегова – Спаситель твой, И Искупитель твой, Сильный Иакова. (17) Вместо меди Я пошлю золото, И вместо железа пошлю серебро, И вместо дерева – медь, И вместо камней – железо, И поставлю правителем твоим мир И надзирателями твоими – правду. (18) Не будет слышно более насилия в земле твоей, Опустошения и истребления на границах твоих; И назовешь спасением стены твои, И ворота твои – славою. (19) Не будет для тебя более солнце светом дневным, И блеском своим луна не будет светить тебе; Но будет тебе Иегова светом вечным, И Бог твой – славою твоею. (20) Не зайдёт уже солнце твое, И луна твоя не затмится, Потому что Иегова будет для тебя Светом вечным 467 , – И прекратятся дни плача твоего. (21) И народ твой, – весь он праведный, – На веки наследует землю, – Отрасль насаждения Моего, Дело рук Моих славное. (22) Малый – он станет в тысячи, И ничтожный – будет народом сильным; Я – Иегова – В свое время скоро сделаю это. XLIX 458 Богатство стран, лежащих на западе от Палестины, по Средиземному морю. В след. ст. 6 и 7 описываются богатства восточн. стран. 459 молодые верблюды; по некоторым, этим словом означается особенная порода верблюдов, отличающаяся необыкновенною лёгкостью хода, дромадеры (от греч. δρμος бег). известный город на восточном берегу аравийского залива. В Суд. 7, 12 говорится, что верблюдов в Мидиане было такое же бесчисленное количество, как песку в красном море. В соседстве с Мидианою была Ефа, упоминаемая Быт. 25, 4 . Птоломей вблизи Мидианы указывает город ππος; думают, что это была тα же Ефа. Если халд. перевод называет этот город Голад, то это объясняют тем, что евр. корень (откуда Ефа) значит обессилеть, что у арабов . 461 О Кедаре см. примеч. к 42 гл. 11 ст. Кедаряне, потомки Исмаила, вели торговлю овцами и верблюдами с Тиром. Tes. 27, 21. 463 Пророк как будто видит перед собою самые события обещаний. Народы с быстротой облака торопятся принести свои богатства избранному народу Божию и поселиться среди его.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, – семьдесят (пять)» 458 . «Не напрасно и не без цели Писание показало нам число переселившихся в Египет, но именно для того, чтобы мы видели, от какого малого числа какое великое число (душ) произошло, и чтобы, смотря на это, всегда веровали обетованиям Божественным» 459 . Когда Иаков и дети его прибыли в Египет, Иосиф сказал им: «Если Фараон призовёт вас и скажет: какое занятие ваше? То вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, – и мы, и отцы наши, – чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец» 460 . «Заметь, какой благоразумный совет даёт Иосиф братьям, не просто и не случайно внушая им это, а желая поставить их в большей безопасности и не допустить их до смешения с Египтянами» 461 . И действительно, «Фараон поселил их в земле Гесем, и через это отделены они были от поклоняющихся овцам и тельцам» 462 . «И жил Иосиф в Египте... Жил же Иосиф всего сто десять лет... И сказал Иосиф братьям своим: я умираю... И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетил вас, и вынесите кости мои отсюда» 463 . «Это делал он не без причины и не напрасно, но имел в виду двоякую цель. Первое, – чтобы Египтяне, памятуя о великих его благодеяниях и легко людей провозглашая богами, не имели в теле праведника предлога к такому нечестию. Второе, – чтобы Израильтяне вполне были уверены, что они непременно возвратятся. Ибо если бы это не было достоверно, то он не завещал бы им изнести с собою кости его. И нечто необычайное и дивное открывалось в том, что препитавший всего Израиля в Египте делается и предводителем исшествия его оттуда и вводит его в землю обетованную» 464 . Кроме того, завещанием о своих костях Иосиф «показал образ воскресения» 465 , «ибо заботился о них не как об имеющих погибнуть, но как об имеющих снова ожить» 466 , – «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте» 467 . Всматриваясь в события из жизни патриарха, святые отцы находили, что «события эти были как бы тенью, в которой предначертаны были истинные дела» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Человек, лучшее из творений Божиих, именно сотворен по образу и по подобию Божию ( Быт 1: 27 ), и сотворен для того, чтобы возвещать совершенства Того, Кто прислал его из тьмы в чудный Свой свет ( 1Петр. 2: 9 ), и славить Его всею своею жизнью: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10: 31 ), и все вообще в мире сюда направлено ( Ин. 9: 3; 11: 4 ; Рим. 9: 17, 21, 22, 23 )» (8: 85, 86). Митрополит Макарий (Булгаков) отмечает, что: « Церковь считает побуждением к творению единственно бесконечную благость Творца, а целью творения, с одной стороны, славу Творца, а с другой – блаженство тварей… Отцы и учители Церкви единодушно называли благость Творца причиною творения … Равным образом и целью творения как Священное Писание , так и вслед за ним, и святые учители Церкви поставляют прежде всего славу Божию» (6: 370, 371); «Превознесши человека над всеми земнородными, даровавши ему разум и свободу, украсив его Своим образом, Творец тем самым предъуказал ему и особое, высокое назначение. 1. По отношению к Богу это назначение состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Всеблагий при самом сотворении, напечатлевши в нем Свой образ; чтобы, вследствие такого призвания, постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно – свободной души, то есть чтобы познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним… 2. По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно совершенствовать и развивать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу… 3. Наконец, назначение человека, по отношению к окружающей его природе, ясно определяется в словах Самого Триипостасного Создателя: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1: 26 ). Как образ Божий, как сын и наследник в доме небесного Отца, человек поставлен быть как бы посредником между Творцом и тварью земною…» (6: 459 – 462).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

§ 458. Христиане, которые вышеописанных должностей не исправляют, тяжко грешат. Видно, что таковые не знают, что есть и от кого учинены власти, и для какой цели учинены; и ни мало не чувствуют, откуда проистекает общее благополучие, в котором и их (благополучие) заключается. Но более те бесстыдно и беззаконно поступают, которые злые умыслы сочиняют и восстают против своих властей, законно учиненных, и такие не иное что есть, как сыны погибельные и враги отечества и общего благополучия. Надобно им опасаться Страшного Суда Божия, постигшего Корея, Дафана и Авирона, которых живыми земля поглотила в наказание за то, что они восстали на Моисея и Аарона ( Числ.16:25–32 ). § 459. – Спросит кто: «Что делать властям, которые неправду делают?» Ответ. 1) Что неправду делают, что к тебе? Ты свое делай и по должности своей поступай. За неправду свою они воздадут ответ праведному Богу, «Который исследует дела их и испытает намерения. Ибо они, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией», и прочее ( Прем.6:3–4 и след.). 2) Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй, а в противном не слушай, так как «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ). Так поступали мученики святые. Повелевали им нечестивые власти землю копать, копали; камни носить, носили; в темницу и ссылку идти, шли; под меч головы подклонять, подклоняли; имения у них отнимали, отдавали, – и прочее, закону Божию не противное, делать приказывали, делали. Повелевали отречься от Христа и прочее богопротивное делать, не слушали. Так и ты поступай. Велит тебе господин твой всякую работу делать, делай; велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее, – не слушай. Грозит за то казнью, не бойся, ибо подобает более бояться Бога, имеющего власть «и душу и тело погубить в геенне», нежели человека, «убивающего только тело, души же не могущего убить» ( Мф.10:28 ). Лишает жизни – не противься, ибо жертвующий жизнью за правду в грядущем веке обретет ее. Глава 2: О должности благочестивых монархов и поданных их

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

16 . Твой есть день, и Твоя есть нощь и проч. От частных благодеяний Божиих псалмопевец переходит к общим, и во имя их умоляет о помиловании несчастного Еврейского народа, что далее до конца ст. 18–23. Ты совершил еси зарю 458 и солнце. Так в Комплют. издании LXX, а в Римском: солнце и луну совершил, т.е. сотворил. 17 . С Евр.: «Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил». 18 . С Евр.: «Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое». 19 . Не предаждь зверем душу исповедающуюся Тебе. «Назвав врагов зверями, продолжает побуждать (Господа Бога) к щедротам тем, что согрешившие заслуживают некоторое прощение своим исповеданием» (Св. Афан.). С Евр.: «Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда». 20 . Яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий. «Смысл речи сей, – говорит св. Афан., – таков: хотя многие домы исполнились тьмы, по причине беззаконий, совершенных пред Тобою, Господи, однако же да не будет отвержен и предан позору весь народ». По бл. Феодориту, «у людей, возлюбивших тьму неведения, домы исполнены беззакония и следующего за оным наказания, то есть, они преданы всякого рода бедствиям; потому что предпочли тьму». С Евр.: «Призри на завет Твой: ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия». Симмах перевел: «Самые сокровенные места земли наполнены плодами нечестия». 459 . 21 . Да не возвратится смиренный посрамлен, т.е. по бл. Феод., верующий христианин. «Умоляет о том, чтобы и иам не остаться не получившими просимого и не быть отосланными со стыдом». Нищ и убог восхвалита имя Твое, т.е. нищие духом, получив помощь от Господа, обыкновенно приносят Тебе песнословие» (Бл. Феод.). «Нищий духом, т.е. лик Апостольский воссылает подобающие Тебе славословия, по«лику спасены достойные спасения» (Св. Афан.). С Евр.: «Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое». 22 . Востани, Боже, суди прю Твою. «Умоляет Бога востать для наказания обольстивших народ Его» (Св. Афан.). «Не сказал: прю мою, но говорит: прю Твою, т.е. я законно потерпел это (пленение Римлянами), а они отважились на многие хулы против Тебя» (Бл. Феод.). С Евр.: «Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Однажды св. Колумба созвал своих монахов и сказал им: “Поможем молитвой монахам игумена Комгела, которые утопают в этот час в Телячьем озере, ибо вот в этот момент они сражаются в воздухе против сил зла, тщащихся захватить душу чужестранца, которая утопает вместе с ними”. Затем после молитвы он сказал: “Благодарите Христа, ибо сейчас святые Ангелы встретили эти святые души, освободили того чужестранца и с торжеством спасли его от воинствующих демонов”» 458 . Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Получив земные чувства он (то есть наделенный тем или иным талантом человек. – О.С.) усвоил себе познание о небесном, познавая Творца через тварей, бестелесное – через телесное, невидимое – через видимое и вечное  – через кратковременное » 459 . Сказано: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:19–20 ). Возможно естественное познание Бога – через рассматривание мира природы, как в себе, так и вне себя, как некогда воспел стихотворец Державин: Как капля, в море опущенна, Вся твердь перед Тобой сия. Но что мной зримая вселенна? И что перед Тобою я? В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров, – и то, Когда дерзну сравнить с Тобою, Лишь будет точкою одною: А я перед Тобой – ничто. Ничто! – Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Ничто! – Но жизнь я ощущаю, Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь – конечно, есть и Ты! 460 Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). И мы читаем далее: Мф.25:17 . «точно так же и получивший два таланта приобрел другие два». Святитель Григорий Великий пишет: «Есть такие, которые, словно бы став обладателями двух талантов, получили способность осмыслять и воплощать, – они понимают тонкость внутреннего (содержания явления) и совершают внешне удивительные поступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010