В том почтении, с которым на место кончины святого прибывает антиохийский патриарх Мартирий (около 459около 470 гг.) в сопровождении шести епископов, можно видеть, на какой высоте стоял авторитет нерукоположённого монаха в сравнении с иерархической церковной властью. Автор жития также упоминает, что сам патриарх был наказан за то, что пытался взять в благословение волос от бороды святого, став сухоруким, а затем получив по молитве всех епископов исцеление . Автор жития противопоставляет святость столпника иерархическому авторитету епископов. Однако мы знаем, что среди знакомых Симеона можно найти епископа Кирского Феодорита (386 (393?) — около 458/466), самого образованного богослова V века, в своей жизни также стремившегося реализовать аскетический идеал. Феодорит упоминает и о двух периодевтах (хорепископах), знакомых Симеону, общавшихся с ним и помогавших ему в его подвигах. Так, периодевт Васс помог Симеону на 40 дней полностью изолироваться от мира, завалив дверь его хижины камнем и замазав её глиной. Периодевт Макарий рекомендовал Симеону снять железную цепь и, пользуясь силой воли, «наложить на тело узы мысленные» . О смирении Симеона свидетельствуют блаженный Феодорит и автор «Церковной истории» Евагрий Схоластик. Однажды Симеон приказал группе арабов прийти к Феодориту и взять у него священническое благословение, прибавив, что от этого они получат величайшую пользу. Блаженный Феодорит красочно описывает, какой он испытал ужас от теснившей его толпы дикарей: они, «по-варварски обступив меня, начали толкать и теснить меня — одни спереди, другие сзади, а третьи с боков; стоявшие дальше старались протиснуться через других, и все они, протягивая руки, старались либо ухватить меня за бороду, либо заполучить кусочки моей одежды. И я бы задохнулся от их стремительного нападения, если бы не отогнал их, закричав громким голосом» . Евагрий Схоластик засвидетельствовал смирение Симеона рассказом об известном испытании некими обитателями святой пустыни (возможно, Иерусалимской), которое заключалось в том, что они послали своего брата и заповедали ему спросить, «что это за неподобающий образ жизни, почему он, покинув проторённый и исхоженный святыми путь, идёт другим, совершенно не известным людям; и сказать, что они приказывают ему спуститься и следовать дорогой избранных отцов.

http://bogoslov.ru/article/6172573

Как видно из приведенных памятников, компонентами данного богослужения являлись евангельские чтения, исполняемые антифонно псалмы и молитвы епископа. Богослужение совершалось в нескольких пунктах, исторически связанных с воспоминанием событий из последних суток жизни Иисуса Христа. Маршрут шествия процессии со временем изменялся по мере строительства или восстановления храмов на святых местах, в связи с чём увеличивалось количество евангельских чтений, но пение псалмов, чтение Священного Писания и произношение молитв – эти древнейшие элементы раннехристианского богослужения 44  составляли основу изложенного чинопоследования. Такой вид имело в Иерусалиме предпраздничное ночное богослужение и в последующих VI и VII столетиях. По образцу и на основе ночных служб Великой Пятницы и Святой Пасхи создавались службы Богоявления и Рождества Христова. Последний из праздников, новый для Востока, о котором св. Иоанн Златоуст в «Слове на Рождество Христово», сказанном в Антиохии 25 декабря 386 года 45 , говорил: «Не прошло еще и десяти лет, как этот день стал известен и знаком нам» 46 , – в Иерусалиме в бытность там Этерии еще не праздновался. Иерусалим, подобно празднику Пасхи, в течение восьми дней, начиная с 6 января, праздновал Богоявление Господне, хотя центральным местом торжественности, где совершалось ночное богослужение, был Вифлеем 47 . Первое известие о введении в Иерусалиме праздника Рождества Христова 25 декабря сообщается в «Похвале святому во Христе первомученику Стефану и обретению его честного тела», произнесенной епископом Василием Селевкийским († около 459). В этом «Слове» (гомилия 41) Василий восхвалял Ювеналия Иерусалимского за то, что он начал праздновать 25 декабря «славное, священное, достойное поклонения рождение нашего Господа» 48 . Самое же раннее изложение иерусалимского богослужения в праздник Рождества Христова дошло до нашего времени в указанных выше армянских лекционарах. Но здесь под 25 декабря указано богослужение, или «Собор» в память «Иакова и Давида», которое совершается не в Вифлееме, а в Святом Сионе. В состав этой службы входят: псалом 131-й «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его», исполняемый антифонно, так что 1-й стих псалма служил антифоном к прочим стихам псалма. Далее следовало три чтения:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

381 Степ. Кн. 1, 516. «Самоизвольно дерзну взыти на митрополич двор, и взложи на ся мантию со источники и белый клобук, и жезл пастырский взя, и вся повиновахуся ему, яко святителю» Летоп. Типограф., стр. 140. «И с иноков дань сбираше, сборное же и рожественое, оброки же и пошлины митрополичи, то все взимаше, готовась на митрополию». 382 «И возбрани в. князю, рек: кто тя тако научи претворяти законы? Не подобаше убо тому тако быти». Никон. Летоп. Τ. IV, 70. Некоторые летописи говорят о намерении посвятить Михаила только в епископа, другие – в митрополита. Но в настоящем случае первое было почти равнозначительно последнему. 383 «Ты мя попом нарече, а аз в тобе ни попа не доспею, а скрижали твои своими руками спорю: но не ныне мщу тобе, но егда приду из Царяграда». Летоп. Типограф., стр. 141. 385 «О достоверности ханских ярлыков», Григорьева, стр. 73 и 86. Хронологические показания не верны, но легко угадываются. Это было за год до нашествия Мамаева на Россию. 386 Обо всех этих обстоятельствах рассказывает сам Киприан при конце своего жизнеописания св. Петра. Степ. Кн. 1, 422. 423. Его повествованием дополняются греческие известия о переменах в тогдашних патриархах константинопольских; без него мы не знали бы о вторичном насильственном удалении с престола Филофея, и о судьбе самого Макария, которому, по греч. спискам, усвояется только два с половиною года правления. К сожалению, Киприан не называет по имени того Императора, который покровительствовал Макарию. Но это должен быть сын Иоанна Палеолога Андроник, восхитивший престол у своего отца и державший его около двух лет в заключении, доколе не подали ему помощи Генуезцы. О сих-то латинянах, господствовавших тогда на водах Чёрного моря, в том же повествовании упоминает Киприан, когда говорит о причинах своего замедления в Константинополе. См. Lebeau Histoire du Bas. Empire. т. XX: p. 449–459. Киприан, поставленный в конце 1376 г. и в начале следующего года явившийся в Россию, чрез два года, наставшу третиему лету, удалился в Константинополь; след., прибыл сюда в продолжение 1379 г.; провёл здесь, как сам пишет, тринадцать месяцев, след., до конца 1380 г. В течение сего времени был Собор на Макария. По хронологическим разысканиям Бандура, Патр. Филофей оставил престол 1376 г., Макарий правил два года с половиною, след., до 1379 г. Пимен приехал в Константинополь почти в одно время с Киприаном, или немного позднее его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Есть песнопения на погребение епископов, пресвитеров (больше всего), диаконов, клириков, благочестивых собратьев и сестёр – монахов и монахинь, праведников, подвижников, наставников, отцов и матерей семейств, юношей, детей, странников... В этих песнопениях Святой призывает молиться за отшедших в мир иной, а их, в свою очередь, просит предстательствовать у Престола Божия за ещё воинствующих на земле; в сердца скорбящих он вселяет надежду на милость Спасителя, напоминает им о краткости земного пути и обращает их к Страшному Суду, к жизни нескончаемой. Так «на кончину подвижника» Преподобный рассуждает: «Не о том плачем, что упокоился ты, ибо смерть праведных есть упокоение. Но печалимся о себе самих, ибо лишились своего попечителя... Молись и проси о всех нас, чтобы сподобиться нам зреть тебя в брачном чертоге и вместе с тобой возрадоваться и насладиться блаженством в Небесном Царстве» (4, 399,403). Чтобы ярче высветить ту или иную мысль, Преподобный прибегает к форме диалога между почившим и провожающими его. Особенно трогательна в этом роде прощальная беседа епископа с паствой: «В дальний отхожу путь, помолитесь, чтобы в мире совершить мне шествие свое». – «В неопасный путь отходишь ты, отец наш, добрые дела твои восходят с тобой ко Господу твоему... Царство уготовано тебе, блаженный отец. Господь твой, Которого возлюбил ты, введет тебя в оное...» – «Увы! Страшен мне суд правды, потому что суд ее строг и нелицеприятен.» – «Горе неверным, отрицавшимся от Христа, а ты, отец наш, блажен, потому что исполнял волю Его... Беспорочно проводил ты жизнь свою, чист пост твой, чиста молитва твоя, щедра милостыня твоя...» – «У Тебя, Иисусе, ищу прибежища: избавь меня от мучений и даруй мне вкусить блаженство во свете.» – «Возлюбленный тобой Иисус, Которого заповеди соблюдал ты, сторицей воздаст за труды твои... Тебя, отец наш, ожидает венец за дела твои, вместе со святыми насладишься ты радостью и будешь блаженствовать на небесах» (4,421–422). В целом ряде погребальных песнопений говорится на специальные темы, касающиеся последних судеб человечества: бренность человеческого естества (4, 455–456), бренность земной жизни (4, 487–491), памятование смерти (4, 454–455), чувствования умирающего (4,464), разлучение души с телом (4,492, 529), величие человека при его сотворении и уничижение при смерти (4, 493–494), надежда на воскресение в смертный час (4, 503–505), кончина умершего с твёрдой верой в воскресение мертвых (4,505–508), спор сатаны и смерти (4, 491–492), изъяснение притчи о десяти девах (4, 469–472), воскрешение Лазаря, как удостоверение во всеобщем воскресении (4, 462– 464), победа Христа Спасителя над смертью (4, 434–437, 464–465), исповедание надежды воскресения (4,428–429), день общего воскресения (4, 458–459), воскресение и Суд (4, 386–393);..

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

л. 386. Вследование св. великыа Четыредесятници в оглавл.: и Пятидесятницы). л. 402. Канон о плачи пресв. Богородица гл. 6, с молитвою на конце. л. 407. Полунощница по вся вскресениа. л. 413. Служба в св. неделю Пасхи. л. 429. Последование св. Купины иже во св. горе Синайстей. Под сим заглавием написаны в связи служба воскресная гл. 1, одинадцать евангелий воскресных, и проч. л. 473. Служба повседневная. л. 483. Правило молебно к святому в пророцех и Крестителю Иоанну, емуже краестиховна начаткы гл. 2 с катавасиями. См. 256 л. 89. В этом каноне, часто встречающемся в ркп. следов. Псалтирях, иногда с именем автора, (напр. 325 л. 366 прибавл. Филофеа святейшаго патриарха Константинограда – Новаго Рима) тропари начинаются тем же словом, каким ирмос, как в печат. канонахь великомуч. Варваре, препод. Авраамию ростовскому, или (12 февр.) святителю Алексию московскому . л. 491. Канон Покрову св. Богородица гл. 4. л. 497. Служба Господу нашему Ис. Христу, творение Феоктиста инока обители студийскиа. л. 502. Неседальное пение. л. 514. Служба Благовещению пресв. Богородицы. л. 520. Канон радостен пресв. Богородици, творение Игнатиа ермонаха,. в коемждо тропари Одигитрие. л. 525. Канон молебень пресв. Богородици, певаем в нахождение бед и скорбий гл. 8. См. 284 л. 189. л. 528 об. Канон всем Святым, емуже краегранесие: всех вспеваю ликы св. патриарх. Филофей лежить же патриархь в первых песнех, Филофей же в последних Богородичнох. На конце: Молитва всем Святым, начин. Владыко многомилостиве, Господи Ис. Христе Боже нашь. Кирилла туровского . См. 316 л. 459, но Святых здесь внесено меньше, чем там. л. 539. Канон молебен ангелу хранителю. л. 556. Последование иже к божественному причащению. Впереди предисловие о причащении. Канон тот же, какой под 267. л. 586 об. Последование о причащении св. воды, иже великаго освяшениа на Богоявление. л. 588. Устав всякому, внегда во сне случится искуситися кому. Затем другой о искушении скитскых инок. л. 593. Св. Максима исповедника сказание известно к любящиим Бога всемь сердцем и многоболезнующимь инокомь, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

165). Затем и в древнейших славянских уставах, ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 и 329/384 XIV в. есть такой же свод этих замечаний с заглавием (в первом); «Марка грешного священномниха о останцех устава» (л. 189). Затем и во многих последующих ркп. Славянских и греческих находится такой свод с различным количеством глав и с таким же именем в надписании, напр.: «священнейшего Марка Индруитсякого», «Марка святейшего эконома» и т.п. Не связанные, как ранее, с числами месяцев, эти сводки, принадлежность которых Марку еп. Отрантскому IX-X в. (см. выше, стр. 459), основывается только на свидетельстве этих ркп. Типикона, здесь получили возможность значительно расшириться и обобщить свое содержание – дать указания на случай совпадения с воскресеньями и подвижными праздниками не только отдельных праздников, но и целых родов их, как-то Христова праздника вообще или Богородичного с воскресеньем, пред-, попразднества или отдания великого праздника с воскресеньем, великого (бденного), полиелейного или шестеричного святого с воскрсеньем, с субботой и т.п. Это мы и видим уже в самых древних редакциях Марковых глав, носящих его имя (напр., греч. Тип. Моск. Синод. б. 456 XIII в., в слав уставе Моск. Синод библ. 328/383 XIV в.). В позднейших славянских рукописях, так уже и в 678/386 XV в., эти сводки разбиваются на две части: первая, содержащая общие указания о господских и богородичных праздниках и их пред- и попразднствах в неделю, о святых в неделю и субботу, ставится отдельно в 1-ой общей части устава, излагающей суточные службы, и имя Марка б.ч. не надписывается над ней, а вторая с именем Марка распраделяется по числам месяцев (т.е. принимает свой первоначальный вид). Так и в нынешнем Типиконе, но общая часть сокращена: только о святых в неделю и субботу. В еще позднейших слав. рукописях, с XVI в., напр., Музея Киевск. Акад. Аа 194 и 196 прибавляются указания о совпадении храмовых праздников с подвижными (Главы о храмах» нынешнего Ти.п). В греч. же ркп. вплоть до печатного издания греч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. Павлин был превосходный поэт; сочинения его (гимны), отличающиеся высокой и нежной поэзией, имеют важное значение и в богословском отношении. 459 г. – В среду 2 сентября сего года умирает св. Симеон Столпник. Блаженный Феодорит , епископ Киррский, современник и свидетель его деяний, в своей «Истории боголюбцев» (гл. 26) говорит про него: «О деяниях его хотя могу свидетельствоваться почти всеми, но страшусь приступить к повествованию, чтобы не показались они потомкам баснословными и недостоверными, так как превышают человеческую природу» 385 484 г. – Св. Савва Освященный полагает начало своей знаменитой обители недалеко от св. града Иерусалима. Устав, или Типикон божественных служб, установленный им для своей лавры, принят и нашей Православной Церковью даже и доныне. Шестой век 527–565 г. – В царствование св. Юстиниана-царя монашество еще более умножается. Одних мужских монастырей в Константинополе насчитывается теперь до 67 386 Основываются новые обители и в провинции. Устраивается убежище ( μετανοιαν, дом покаяния) для падших женщин, желавших исправиться. Это был женский монастырь, в котором находили приют 500 несчастных 387 Седьмой век 656 г. – Преп. Максим Исповедник терпит большие мучения и гонения от еретиков. Многострадальная жизнь его славна добрым учительством (оставил много богословских сочинений) 388 / Восьмой век 730 г. – Восходит новое величайшее светило Церкви – св. Иоанн Дамаскин . Это был богослов, апологет, толкователь Писания, оратор, поэт и историк. Всю свою столетнюю жизнь (умер 104 лет) он ратовал против врагов Церкви и занимался учеными и литературными трудами. Был смиренен, как никто иной, и чудотворец преславный. Около указанного года он начал свои первые письменные выступления против иконоборцев 389 766 г. – Иконоборчество ввергает Церковь в пещь искушений, и многие тогда приобретают победные венцы. Император Константин Копроним, иконоборец, зная, что вся сила православия в монашестве, «в августе сего года собирает на посмеяние толпы монахов и монахинь и принуждает их плясать всенародно на ристалище». Затем казнит Петра Столпника и многих других; монастыри частью обращает в казармы, военные склады и даже конюшни 390 частью предает запустению. «Монахов повсюду заставляют вступать в брак или одеваться в мирскую одежду, а противящимся выкалывают глаза или же выставляют рядом с публичными женщинами на осмеяние толпы в царьградском цирке» 391 «Священные сосуды отбираются в казну, а книги церковные, равно как и святые мощи, сжигаются» 392 Но злоба диавола и всего ада, действовавшая через еретиков, не смогла сломить духовной силы монашества и умалить его авторитет. Пятьдесят тысяч монахов, переселившихся из Греции в Калабрию 393 основали в последней до двухсот обителей, управлявшихся по уставу св. Василия Великого 394 А в самой Греции триумф иночества, очищенного мученическим подвигом, наступил в следующем веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

454 См. Vitam Ignatii in 8 t. Sacrosanct, concil. Labbei et Cossartii. P. 1206 и 1223. Lutet., 1671 (256). Снес. К rug. Byzant. Chronol. S. 1–5 (214), также Pagiumin Annal. Baronii ad ann. 867. N. XI (160) и Annal. самого Барония под этим же годом (160). 455 Василий Македонянин, как мы уже и заметили, принят Михаилом в соправители и коронован императором 26 мая 866 г. Михаил был убит 23 сентября 867 г. Следовательно, Василий был ему соправителем один год и четыре месяца без трех дней. Krug. Bysant. Chronol. S. 1–5 (214). 456 Сюда же относится замечание Байера: папа Николай в одном из писем своих, опровергая обвинения, изложенные против Римской Церкви в окружном послании Фотия, говорит, что эти обвинения a Graecorum imperatoribus, Michaele scilicet et Basilio et ab his, qui sibi parent (Photio), ncquiter ingeruntur. (...Безосновательно выдвигаются греческими императорами, то есть Михаилом и Василием, а также теми, которые подчиняются ему (Фотию) (лат.)) (Comment. Acad. Petropol. 6. 386 (162)). Следовательно, это послание писано, когда уже в соправители Михаилу избран был Василий. 458 ... Ac Archiepiscopum, ab Ignatio patriarcha ordinatum, ut susciperent (Russi, Basilius) effecit... (...И (Василий) добился, чтобы (россы) приняли архиепископа, назначенного патриархом Игнатием... (лат.)) (loco cit. (162)). 459 Евгению Болгару (см.: его Историч. разговор, о времени крещения Ольги. 9. 11 (36)) и Паги (см.: Нестор. Шлецер. 2. 94 (80)). 460 Карамзин неточно переводит слова будто бы Багрянородного: Василий, не могши победить руссов оружием, склонил и проч. (т. 1. С. 115 (49)). Этих слов у Багрянородного нет. 464 Neque hanc partem epistolae, – замечает Байер, – vel verbo refeffit episcopus Romanus, cum eum, quae in Russia fierent, fugere non potuere, Bulgaris frequenter Romam et in Germaniam commeantibus. Quantum ille Photio insultasset, ut erat acer, si ea in re adversam tantae gloriationi eius ramam tenuisset. (Эту часть письма Римский епископ не опровергает ни единым словом, поскольку ему не могло не быть известно то, что происходило на Руси, ведь болгары часто бывали в Риме и Германии. Уж как бы он, со всей своей резкостью, напустился на Фотия, если бы в этом деле слава принадлежала ему, а не Фотию, ставившему это себе в заслугу (лат.).) Comment. Acad. Petrop. 6. Р. 387 (162).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

165). Затем и в древнейших славянских уставах, ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 и 329/384 XIV в. есть такой же свод этих замечаний с заглавием (в первом); «Марка грешного священномниха о останцех устава» (л. 189). Затем и во многих последующих ркп. Славянских и греческих находится такой свод с различным количеством глав и с таким же именем в надписании, например,: «священнейшего Марка Индруитсякого», «Марка святейшего эконома» и т.п. Не связанные, как ранее, с числами месяцев, эти сводки, принадлежность которых Марку еп. Отрантскому IX-X в. (см. выше, с. 459), основывается только на свидетельстве этих ркп. Типикона, здесь получили возможность значительно расшириться и обобщить свое содержание – дать указания на случай совпадения с воскресеньями и подвижными праздниками не только отдельных праздников, но и целых родов их, как-то Христова праздника вообще или Богородичного с воскресеньем, пред-, попразднества или отдания великого праздника с воскресеньем, великого (бденного), полиелейного или шестеричного святого с воскрсеньем, с субботой и т.п. Это мы и видим уже в самых древних редакциях Марковых глав, носящих его имя (напр., греч. Тип. Моск. Синод. б. 456 XIII в., в слав уставе Моск. Синод библ. 328/383 XIV в.). В позднейших славянских рукописях, так уже и в 678/386 XV в., эти сводки разбиваются на две части: первая, содержащая общие указания о господских и богородичных праздниках и их пред- и попразднствах в неделю, о святых в неделю и субботу, ставится отдельно в 1-ой общей части устава, излагающей суточные службы, и имя Марка большей частью, не надписывается над ней, а вторая с именем Марка распределяется по числам месяцев (т.е. принимает свой первоначальный вид). Так и в нынешнем Типиконе, но общая часть сокращена: только о святых в неделю и субботу. В еще позднейших слав. рукописях, с XVI в., например, Музея Киевск. Акад. Аа 194 и 196 прибавляются указания о совпадении храмовых праздников с подвижными (Главы о храмах» нынешнего Тип). В греч. же ркп. вплоть до печатного издания греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

1. El Rito Antioqueno-Jerosolimitano. Las Fuentes. Las fuentes más antiguas de este rito se remontan hasta los siglos IV-V. Ponemos junto con las que provienen de Antioquía las de Jerusalén, porque se puede sostener que estos dos ritos litúrgicos fueron uniformes. a) Las catequesis mistagógicas de San Cirilo de Jerusalén (+ 386). Son cinco instrucciones catequísticas dadas por él en el 347 a los neobautizandos durante la semana de Pascua, con el fin de iniciarlos en los misterios de los sacramentos. Tratan del bautismo (1–2), de la confirmación (3) y de la eucaristía (4–5). Esta última es muy importante, porque el santo Doctor explica en ella las ceremonias de la misa, comenzando por el lavatorio de las manos hasta el fin. b) La Peregrinatio ad loca sancta. Contiene la relación de un viaje a Palestina realizado hacia el 417–419 por una monja española, Eteria, y descrito ingenuamente por ella misma a sus compañeras religiosas. Es un interesantísimo cuadro de toda la liturgia entonces en uso en Jerusalén para los oficios de los días feriales, de las misas dominicales y de las grandes fiestas del año (Navidad, Epifanía, Purificación, Samana Santa, Pascua, Pentecostés, Dedicación). Por desgracia, la autora no da más que unos cuantos trazos sobre la misa propiamente dicha. c) Las homilías de San Juan Crisóstomo (+ 407), que pronunció, cuando todavía era un simple sacerdote, en Antioquía el año 386, por orden de su obispo Flaviano, y especialmente las dos Catecheses ad illuminandos, la de Ad neophitos y las relativas a algunas fiestas cristianas. d) Las homilías de Severiano, obispo de Cabala (f. d. después del 480), en la odisea de Siria. e) Los sermones catequísticos de Teodoro de Antioquía, obispo de Mopsuestia (+ 428), muy afines a las catequesis de San Cirilo. i) Los himnos y las homilías de los monofisitas Isaac el Grande (+ 459) y Severeno de Antioquía (+ 518). f) Y así como la carta de Santiago, obispo de Edesa (+ 708), a Tomás el Presbítero sobre la liturgia siríaca de San Santiago, en uso entre los jacobitas.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010