601 В АП. (215, 1): μφτεροι δ τ πρς γγελαν, κδημαν, πηρεσαν, δουλεαν. Hauler (fr. 35, 20): et ad peregrinationem et ministerium et servitium ad jussionem episcopi paratissimus et mobilis sit. Ср. Функ. (214, 1). 602 Буквально: «и будьте одной душей, которая живет в двух телах». Hauler (fr. 35, 26): et duo (у Hauler " а ошибочно поставлено «domino» вместо «duo»; Функ исправил эту ошибку – р. 214, 4) corpora in una anima portantes. 603 Hauler (fr. 35,27): quantum sit ministerium diaconiae. АП. совершенно уклоняются от сирийского и латинского текста (215, 5): τν τς διακονας μισϑν. 606 АП (215,9): κν δ ψυχν πρ δελφο ποϑσϑαι, μ διστσωσιν. Hauler (fr. 36, 1): ut, si necessitas vos exegerit et animam pro fratre ponere, per ministerium vestrum ponatis nolite dubitare. 609 Hauler (fr. 36, 10): quia discipuli ejus sumus et locum Christi sortiti. В АП. все это сильно изменено. 611 Hauler (fr. 36, 12): quomodo dominus noster succingens se linteum et accipiens in pelve aquam recumbentibus omnibus nobis veniens lavit pedes etc. B АП. передается по Евангельскому тексту (215, 20). 613 В АП. (217, 1): ταπενωσεν αυτν, πς ν μες παισχυνϑσεσϑε,... Hauler (fr. 36, 19): nolite dubitare. 614 Hauler (fr. 36, 19): ut superinponentes et infirmis hoc faciatis, quia operarii veritatis estis, Christi exemplo succincti. Последних слов нет в АП. 615 В АП. (217, 5): ο γρ δ νϑρωπον ποιετε... ν μρ τποκοπς μν. Hauler (fr. 36, 23): nam si ita agitis, secundum hominem facitis ea... in die visitationis. 616 Надписание ΧVII главы в издании Gibson (Codex Harrisianus): «Справедливо, чтобы епископы заботились о сиротах, остающихся малыми, и их воспитании; и осуждение тех, кои, хотя и владеют кое-чем и не испытывают нужды, отличаются жадностью и принимают (известную долю) из даяний, приносимых в церковь для бедных и сирот. 617 Hauler (fr. 37, 1): qui habet pueram, id est filium; АП. Совершенно согласуются с сирийским текстом. 618 Hauler (fr. 37, 2): qui tempore nuptiarum possit eam accipere. АП. (219, 5): τν δ παρϑνον, χων υν δυνμενον ατ τας το γμου ραις σογχρονσαι συζεξ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

житие Феодосия терн, в Чтен. Общ. Ист. 1860, кн. 1, л. 8), Виссарион, Макарий (Времени, стр. 15). Преславские митрополиты были «протофронами», т. е. первыми после патриарха митрополитами (житие Феодосия терн., ibid. л. 8). 3) Вельбуждьская. В первое время по восстановлении царства Вельбуждю почему-то придаваемо было особенное значение, – в 1203 г., при заключении унии с Римом, епископ вельбуждьский вместе с епископом преславским возведен был в митрополиты, и притом поставлен был первым после патриарха (или примаса, во что собственно возведен был папою архиепископ терновский) 92 ; но в последующее время кафедра вельбуждьская была просто епископией. Под 1203 г. упоминается митрополит вельбуждьский (Belesbudiensis) Анастасий (Патрол. Миня т. 215, ст. 290); в болгарском синодике (Временн. стр. 15) упоминаются епископы вельбуждьский: Анастасий, Епифаний и Дмитрий (очень может быть, что Анастасий синодика есть одно и то же лицо с митроп. Анастасом 1203 года, т. е. что синодик называет последнего епископом, не признавая за ним сана, полученного от папы). Территория епископии вельбуждьской в половине тринадцатого века отошла от болгар к грекам (а от сих последних к сербам), при чем и кафедра епископская была закрыта. 4) Скопийская. Под 1203 г. упоминается епископ скопийский Марин (уМиня т. 215, стр. 289). Территория епархии скопийской отошла от болгар сначала к грекам, а потом к сербам, одновременно с территорией епархии вельбуждьской; епископская кафедра осталась при этом незакрытою. Кафедральною церковию епископа скопийского в 1203 г. была церковь Богородицы (у Миня ibid.). 5) Приштинская. Под 1203 г. упоминается епископ приштинский Авраам (у Миня т. 215, стр. 289). Во второй половине тринадцатого века область епископии приштинской отошла от болгар к сербам; неизвестно, когда была закрыта епископская кафедра, но под владением последних ее уже не существовало. 6) Нишевская или Нишская. Под 1203 г. упоминается епископ нишский Кирик (у Миня т. 215, стр. 289); в болгарском синодике упоминаются епископы Кирилл и Дионисий (Временн. стр. 15). В 1203 г. кафедра епископа нишского была при церкви Св. Прокопия (у Миня ibid.). В конце тринадцатого или в первой половине четырнадцатого века область епископии нишской отошла от болгар к сербам, причем и епископы нишские перешли под ведение сербских архиепископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Арханг. Д. 472. Требник. Вторая половина XVII в. 4°. 296 л. Записи: л. 296 об. – «Лета 7188-го года декабря в 30 день сия книга глаголемая Требник Антониева Сииского монастыря Устюжского уезда Черевковские волости Троицкие пустыни еромонаха Афонасия по навищу Тюрева (?), того подписал по ево еромонаха Афонасия ведению тово же Антониева Сииского монастыря диячек Александрик лета 7188-го году декабря в 30 день по милости Божии великих московских чудотворцев Петра и Алексея, Ионы, Филиппа и великого святителя Николы чудотворца аминь»; л. 1–1 об., 294–296 об., оборот верхней и нижней крышек переплёта – хозяйственные записи. Содержание: л. 160–221 – чин исповеди; л. 166–168 – вопросник о вере (ВВ–Печ. тр.); л. 169–171 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 171–174 об. – поновление инокам: л. 174 об.–176 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 176 об.–179 об – поновление инокиням; л. 179 об.–182 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 182 об.–187 об. – поновление священноинокам и игуменам; л. 187 об.–188 об – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 194–198 – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр); л. 198 об.–204 – поновление мужчинам; л. 204 об.–208 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 208 об.–214 – поновление женщинам; л. 214–215 – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 215–216 – поновление вельможам; л. 216 об.–217 об. – поновление детям; л. 222–224 об. – поучение детям духовным; л. 225–226 об. – поучение о назначении епитимий; л. 226 об.–235 – епитимийное правило; л. 241–246 об. – чин причащения больного. Описание: Белова Л.Б., Кукушкина М.В . К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 184, 308. Арханг. Мисс. 1 Требник. Первая половина XVI в. 4°. 141 л. Филигрань: Трёхлепестковый цветок с корнями, не отожд. Упоминаются русские святые (Леонтий Ростовский); на ектеньях поминаются архиепископ и великий князь. Содержание: л. 12–20 об. – чин исповеди (без конца); л. 14 об.–15 – краткий вопросник мирянам (Кр Свир. 91); л. 15 об.–16 – поновление; л. 43–50 – поновление священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Фотоматериалы (См. оригинал) Сравнительные таблицы Сравнительная таблица (1) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов и страницы по изданию сирийского текста Номера слов по русскому переводу 99–104 104–110 110–114 115–119 119–121 121–123 124–125 125–127 127–130 130–133 134–139 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 154–161 161–162 162–163 163–165 165–175 175–177 177–182 182–188 189–194 195–202 202–205 205–208 208–215 216–218 218–221 221–224 224–267 267–269 269–281 281–290 с.373–380 291–296 с.380–381 296–300 300–303 303–306 306–307 307–313 313–314 315–318 318–321 321–330 с.403–409 330–335 с.409–412 335–337 337–338 339–341 341–343 343–353 353–359 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 390–392 392–395 396–399 399–406 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 441–442 443–450 450–464 465–472 472–474 с.181–183 474–478 с.183–185 479–483 483–488 489–494 494–501 502–506 507–518 519–520 521–524 524–536 536–538 538–545 546–565 566–574 55: с. 247–254 574–581 Слова, не принадлежащие прп. Исааку Сирину 1370 , – в издании под ред. С. И. Соболевского. 1911. Иоанн Дальятский Беседа 1 Письмо 18 Беседа 4 Беседа 20 Филоксен Маббугский Письмо к Патрикию 55: с. 241–247, 254–276 Сравнительная таблица (2) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов по русскому переводу Номера слов и страницы по изданию сирийского текста 110–114 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 163–165 165–175 182–188 195–202 202–205 224–267 267–269 307–313 313–314 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 392–395 441–442 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 443–450 450–464 465–472 с.181–183 472–474

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Больше всего внимания среди святых XIX века Флоровский уделял личности святителя Филарета (Дроздова). Несмотря на обилие трудов о московском святителе, мнение о. Георгия о митрополите Филарете, как и о других личностях, всегда остается классикой богословско-исторической мысли. Святитель Филарет (Дроздов) занимает особое место в истории русской Церкви, церковной науки и истории России вообще. Самый активный период богословской деятельности пришелся на годы преподавания и ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии. Однако даже после принятия архиерейского сана, а также множества церковно-административных и общественных дел святитель всегда находил время для творчества. Прежде всего дело всей его жизни – перевод Библии на русский язык. Далее можно выделить его богослужебные слова и речи, официальные резолюции, которые, несмотря на деловой стиль, являют собой удивительно живые и остроумные произведения. Также следует отметить многочисленную переписку, которая до сих пор является классикой святоотеческого эпистолярного жанра. Как подмечает о. Георгий, «Филарет не только богословствовал, – он жил, богословствуя… У Филарета мы не найдем связной системы, он говорит всегда скорее “по поводу”. Но у него мы найдем нечто большее – единство живого опыта, глубину умного созерцания, “тайные посещения Духа”. И в этом разгадка или объяснение его богословского влияния. Прямых учеников у Филарета почти не было. Он не создал школы, но он создал нечто большее – духовное движение…» [Пути, 1991, 182]. Флоровский отмечает, что святитель очень внимательно относился к своим словам и умел сдерживать себя: «Филарет был всегда внутренне очень сдержан в своих богословских рассуждениях и к такой же ответственной сдержанности призывал других. В нем поражает, прежде всего, это неусыпающее чувство ответственности – именно эта черта делала его облик таким строгим. В этом чувстве ответственности скрещивались мотивы пастырские и богословские. О Филарете верно было замечено, что “был он епископом с утра до вечера и от вечера до утра”, – и в этом источник его осторожности» [Пути, 1991, 182]. Святитель Филарет не доверял себе и своим внутренним порывам и поэтому так часто ссылался на Предание. «Филарет всегда противился тому, чтобы частные мнения превращать в обязательства, которые более стесняют постигающую или испытующую мысль, нежели ее ведут поэтому бывал он так нетерпим и так неприятен в качестве цензора или редактора» [Пути, 1991, 182]. Характерен отзыв митрополита Филарета о «Страстной Седмице» архиепископа Иннокентия Херсонского. Несмотря на то что он находил в проповедях много хорошего, однако в отзыве написал: «…“я желал бы, чтобы спокойный рассудок прошел по работе живого и сильного воображения и очистил дело”. Филарет не отвергал “воображения”, но подвергал его строгой поверке, – и не столько разумом, сколько свидетельством Откровения» [Пути, 1991, 182].

http://bogoslov.ru/article/6194377

А ротмистр же Яков Буксенден в Сумском остроге умре. И ныне по указу Вел. Государя маеору Степану Келену и ротмистру Гаврилу Бушу велено быть в Сумском остроге по прежнему и для той посылки Вел. Государя жалованья велено ему Степану дать из Монастырскаго приказу против дачи прошлаго 180 году и память о даче тех денег в Монастырской приказ апреля в 6 день нынешняго 182 году послана. А на умершаго место ротмистра Якова Буксендена велено быть ротмистру ж Ивану Порошину и Вел. Государя грамота о высылке того Ивана послана из Иноземскаго приказу. И февраля в 5 день писал к Вел. Государю из Сумскаго острогу воевода Иван Мещеринов и прислал заручную челобитную начальных людей, порутчиков Василья Гутковскаго, Федора Стахорскаго, а в челобитной их написано: в прошлом де во 180 году по ево Вел. Государя указу, велено быть на ево Вел. Государя службе з головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым (см. челобитную Гутковскаго и Стахорскаго выше сего). 182 года апреля в 10 день, по указу Вел. Государя окольничей Артемон Сергеевич Матвеев, слушав сеи выписки, приказал тем порутчиком дать его Вел. Государя жалованье по окладам их против 180 году из Монастырскаго приказу и о том Вел. Государя жалованье послать память. И против сей пометы начальным людем о жалованье в монастырской приказ память послана апреля в 19 день нынешняго 182 году против прошлаго 180 году, что им же дано Василью Гутковскому и Федору Стахорскому Великаго Государя жалованье. У подлинной памяти припись дьяка Якова Поздышева. 121 . Дело по челобитью ротмистра Буша 1035 Царю Государю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу, бьет челом холоп твой рейтарскаго строю ротмистер Гаврилко Буш. Был я холоп твой на твоей Вел. Государя службе с головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым, в Сумском остроге под Соловецким монастырем, а ныне посылают меня холопа твоего по прежнему на твою Вел. Государя службу в Сумской острог под Соловецкий монастырь, а твоего Государева жалованья мне холопу твоему на нынешней на 182 год не выдано, а маеору Степану Келену велено твое Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

128 . Отписка того же Мещеринова о недостатке кормщиков для поезда в Соловецкий монастырь 1042 Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росши Самодержцу, холоп твой Ивашко Мещеринов челом бьет. В нынешнем Государь, во 182 году маия в 6 день, по твоей Вел. Государя Царя и Вел. Кн. Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя России Самодержца грамоте, из Новогородскаго приказу, за приписью дьяка Степана Полкова, по челобитью Соловецкаго монастыря Московские службы строителя старца Иринарха Тарбеева, писано ко мне холопу твоему, как понадобятца для морскаго ходу кормщики велено имать из Сумских стрельцов по очереди, а в гребле быть стрельцом всем переменяясь; и сумские пятидесятники Иевко Куйкин, Ивашко Кашенской и десятники и все рядовые стрельцы, сто человек подали мне холопу твоему сказку за руками, что у них кормщиков только 5 человек и тех Государь, кормщиков к морскому ходу будет мало, а без твоего Вел. Государя указу из Сумских жителей кормщиков я холоп твой имать не смею, и за кормщиками Государь морскому ходу на Соловецкой остров учинитца мотчание, и в прибавку, Государь к Сумским стрелцом, в кормщики сколько доведетца из Сумских жителей, имать ли, в том Вел. Государь Царь и Вел. Кн. Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, что укажет, а какову сказку мне холопу твоему Сумские стрельцы подали, и я холоп твой тое их сказку послал к тебе Вел. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, к Москве с Колмогорских стрельцов с пятидесятником с Фирском Видякиным, мая в 10 день нынешняго 182 году, а отписку и сказку велел я холоп твой подать в Новгородском приказе околничему Артемону Сергеевичу Матвееву, да дьяком думному Григорью Богданову, Якову Поздышеву, Иванну Евстафьеву, Василью Бобинину, Степану Полкову. 182 г. Маия в 10 день, по Государеву Цареву и Вел. Кн. Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца указу, в Сумском остроге в Приказной избе перед воеводою, перед Иваном Алексеевичем Мещериновым, Сумскаго острога пятидесятники Иевко Григорьев Куйкин, да Ивашко Евфимов Камской, и десятники и рядовые стрельцы, стоя сказали, в нынешнем во 182 году по указу Вел. Государя велено из нас Сумских стрельцов быть с воеводою с Иваном Алексеевичем Мещериновым, в кормщиках и в гребцах по очереди, и у нас Сумских стрельцов кормщиков лодейных только пять человек, которые хаживали на лодьях Евдужковых, Алешка Гневашев, Матюшка Хамталин, Коземка Немчинов, Тараско Кутним, и тот Тараско во время был в кормщиках ходит долго, (?) а ныне он устарел, а болыые того у нас кормщиков нет, то наша и сказка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1694 г. царь Петр I, плывший вместе с архиеп. Афанасием (Любимовым) из Архангельска на Соловки, попал недалеко от Унской губы в сильный шторм. 2 июня царский корабль благополучно пристал к берегу, был отслужен благодарственный молебен, а 5 июня архиепископ совершил всенощное бдение, за к-рым царь пел на клиросе и читал Апостол. После службы Петр повелел архиеп. Афанасию освидетельствовать мощи В. и И. Под спудом были обретены останки только одного святого - кого, осталось неизвестным. После освидетельствования мощи были положены на прежнее место. В благодарность за чудесное спасение Петр I пожертвовал на строительство монастырских стен 200 р. и 60 р. на милостыню для братии, а также рыбные и звериные ловли. В память о пребывании в обители царь срубил деревянный крест и установил его на берегу. На кресте он вырезал надпись на голл. и рус. языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». В 1805 г. по повелению имп. Александра I крест был перенесен в кафедральный собор Архангельска. После обретения мощей игумену мон-ря было велено «приити в Москву, да тамо сочинивше службу преподобным от чудес, повелением царевым в тиснение предати». Однако соч. «О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексиевича... из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу, троекратно бывших» (М., 1783), автором к-рого считается архиеп. Афанасий, не упоминает о канонизации святых в связи с посещением царя. Хотя, видимо, канонизация состоялась в годы пребывания архиеп. Афанасия на Холмогорской кафедре (1682-1702). «Сказание» сообщает, что архиерей, долго не веривший в чудеса Пертоминских святых, после чудесного видения изменил свое отношение к ним. В списке пространной редакции жития сер. XVIII в. (РНБ. Сол. 189/189) помещены тропарь, кондак и молитва В. и И., в списке XVIII-XIX вв. (РНБ. Сол. 182/182) - служба святым. Большинство чудес, содержащихся в «Сказании», рассказывают о помощи святых своей обители в годы неурожаев и голода. «Чудо о недороде» (Сол. 182/182. Л. 205-206а об.) повествует, как во время сильного голода по решению братии в город за пропитанием пошел казначей Варсонофий, в это время вся братия служила молебен у раки святых. В городе казначей первым делом посетил дом купца Степана Дмитриева, к-рый по наущению жены Марии Александровны отказал Варсонофию. Днем Мария увидела сон, в к-ром неизвестные ей святые умоляли ее пожалеть голодных монахов. Проснувшись, она на иконе узнала явившихся ей во сне В. и И. Осознав свой грех, женщина попросила мужа найти приходившего к ним инока и дать мон-рю 30 мер хлеба. Рассказ об этом чуде пертоминские монахи слышали от самой Марии Александровны.

http://pravenc.ru/text/149891.html

(Л. 180 об.) 182 году февраля в 7 день дал вкладу в дом чудного Богоявления Господня князь Иван Иванович Хованской по матери своей боярыни княгини Марье Михайловне пятьдесят рублев денег, мерин вороной да отлас черный. (Л. 181) 182 году февраля в 7 день дал вкладу в дом чудного Богявления князь Петр Иванович Хованской по матери своей боярыни княгини Марье Михайловне ризы камчатые, оплечье бархатное черное шито золотом. (Л. 181 об.) 183 году при державе великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержца построена в дом Богоявления Господа Бога при настоятеле при игумене Павле каменной погреб, над ним палата и каменные ворота и переградка до игуменских келий на монастырские казенные деньги. (Л. 182) 185 году при державе великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержца построены в дом Богоявления Господня Божия церковь при настоятеле игумене Павле поручи жемчюжные праздничные на монастырские казенные деньги. (Л. 182 об.) 185 году при державе великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержца построена в подмонастырской вотчине в селе Опраксино полата каменная жилая, под нею вестильня, да келья с печами, что сушат хлеб, на монастырские казенные деньги, а строил и радел игумен Павел. (Л. 183) 189 году сентября в 30 день при державе великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержца покрыта церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, но всю кровлею и опаяна глава над престолами Иоанна Богослова и Николы Чудотворца немецким белым железом, а на крест и на главу немецкого белого железа пошло семьсот девять листов, а строено на монастырские казенные деньги, а снисканием и ра (Л. 183 об.) дением о строении того ж Богоявления Господня настоятеля архимандрита Павла. В лето 7200 году генваря в день дал в дом Богоявления Господня при архимандрите Корнилие вкладу иеродиакон Феофан, типографии справщик, в год двенадцать книг месячных Миней, новоисправленных за двадцать (Л. 184) рублев на помин души своей и прочих родителех своих.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Неизвестный составитель Пространной редакции (ПР) дополнил первоначальную записку Боголепа сведениями, отражающими общие представления о древнерусском подвижнике, а также рассказами «самовидцев» отшельнической жизни Н. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 335). Существует иная т. зр. относительно авторства Краткой и Пространной редакций Жития. Так, иером. Никодим (Кононов) полагал, что старцем Боголепом было составлено пространное Житие, а краткая записка о святом и «Сказание о списавшем житие» (см. ниже) принадлежали перу Иоанна Дятлева (в постриге иером. Иаков), любимого ученика старца. Большую помощь автору в создании ПР (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. ОСРК. Q.I.1390, нач. XVIII в.; РНБ. Солов. 182/182, 1741 г.) оказал устный материал - рассказы очевидцев, о чем свидетельствует он сам: «...елико от сказателей слышах, иже ми поведаша достовернии мужи и самовидцы житию преподобнаго». Самый ранний вариант ПР не сохранился, но его фрагменты обнаруживаются в более поздних редакциях, дошедших до нас в 3 списках 1-й пол. XVIII в. Так, совершенно четко определяется концовка Жития, где автор сообщает о завершении своего труда: «Аз же, грешный, сия слышав от человека оного (Иоанна Дятлева.- Е. П.) и от иных достоверных свидетелей о житии преподобнаго отца нашего Никодима, елико в начале пострада от бесов, егда прииде в пустыню. Се и написах памяти ради, да незабвены будут труды преподобнаго и многое его терпение, яже Господа ради пострада» (БАН Арханг. Древлехран. 405. Л. 84 об.- 85). Список 1716-1721 гг. из б-ки Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря (Там же), переписанный рукой кожеозерского игум. Матфея (Спицына), представляет 1-ю ПР. Список Жития 1741 г. из б-ки Соловецкого монастыря (РНБ. Солов. 182/182), согласно записи, создан в Кожеозерском монастыре,- представляет 2-ю ПР. Список Устюжский, составленный в 30-х гг. XVIII в. (РНБ. ОСРК. Q.I. 1390), является промежуточной редакцией. Весьма важным в структуре 2-й ПР и промежуточной редакции является «Сказание о списавшем житие», помещенное перед рассказами Иоанна Дятлева и описанием посмертных чудес.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010