Фридрих II, кор. германский (1212–1250, имп. с 1220 г.) II, 330, 343 Фридрих I Штауфен, герц, швабский (1079–1105) II Фридрих II Штауфен, герц, швабский (1105–1147) II, III, 237, 279, 279 Фридрих, герц, бичский, нередко неточно именуемый герц, лотарингским (1179–1207) II, IV, 309, 309 Фридрих, гр. люксембургский, шурин германского имп. Генриха II (ум. в 1019 г.) 85 Фридрих, гр. формбахский (сер. XI в.) 329, 329 Фридрих, викарный гр. штаденский (нач. XII в.) 338, 340 Фридрих, гр. богенский (сер. XII в.) 265 Фридрих I Зоммершенбургский, пгр. саксонский, б. магдебургского архиеп. Адальберта (1088–1120) 154, 232 Фридрих II Зоммершенбургский, пгр. саксонский (1120–1162) 280, 280 Фридрих, архиеп. магдебургский (1142–1152) 280 Фридрих, келарь м-ря св. Эммерама в Регенсбурге (1170-е гг.) 275 Фритель, с. гуннского вождя Этцеля-Аттилы (в эпосе) 222 Фрутольф из Михельсберга, немецкий хронист (кон. XI в.) 158–160, 226, 229, 233, 237, 269 Фулькон, см. Пелка (Фулькон) Хаганон, аб. херсфельдский (ум. в 960 г.) 46, 46, 105, 109, 116 Хакон, кор. шведский (1070-е гг.) VII, IXa, 140, 140 Хальденслебены, знатный восточносаксонский род (втор. пол. X – сер. XI в.) 328–329 Хальстен, кор. шведский (втор. пол. 1060-х гг.), затем – вестъётский (?) (ум. ок. 1080 г.?) VII, 139–140, 140 Хам, с. библ. праотца Ноя 215,215 Хамданиды, династия арабских эмиров в Мосуле и Алеппо (X в.) 37 Харальд I Синезубый, кор. датский (958 [?] – ок. 987) VII, 117, 164, 271, 327 Харальд II, кор. датский (1014–1018/9) VII, 132 Харальд III, кор. датский (1074/6–1080) VII Харальд I, кор. английский (1035–1040) VII Харальд II, кор. английский (1066) III, VII, IXb, 135, 135, 181–182 Харальд Гренландец, из рода норвежского кор. Харальда Прекрасноволосого (втор. пол. X в.) VII Харальд Прекрасноволосый, кор. норвежский (ум. ок. 930 г.) VII Харальд Суровый, кор. норвежский (1046–1066) VII, IXa, 128, 135–136, 135–136, 138, 138–140, 142, 142, 318–219 Харальд, см. Мстислав (Харальд) Владимирович Хардакнут, кор. датский (1035–1042) и английский (с 1040 г.) VII, 134

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. также вышеупомянутую работу Фиггиса (прим. 35). 215 О борьбе Августина с донатистами см. Белоликов В. Литературная деятельность Бл. Августина против раскола доиатистов. Киев, 1912. 216 О судьбах эсхатологизма в средние века см. Gregory Т. L " escatologia cristiana neirAristotelismo latino del XIII secolo. — «Ricerche di storia religiosa», 1965. 217 Cm. Lacroix B. Orose et ses id£es. Montreal-Paris, 1965. 218 О Сальвиане см. Голенищев–Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 96—98; Zschimmer W. Salvianus, Presbyter von Massilia, und seine Schriften. Halle, 1875. 219 Cm. Dempf A. Sacrum Imperium. Geschichtsund Sta-atsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. Miinchen-Berlin, 1929, S. 251—252. 220 А. Карлейль, наоборот, считает, что отсутствие интереса к философии истории в период зрелого средневековья объясняется утратой влияния Августина (см, Carlyle A. L.) Medieval Political Thought in the West. Edinburgh, 1930, part II, p. 169). О влиянии исторической концепции Августина в средние века см. также Гуревич соч., с. 84—139. 221 Или же, лучше сказать, " истории». Ибо, как верно заметил Плеханов, рассмотрение исторического процесса как осуществления божественного провидения есть «теологическое понимание истории» (см. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. 2. М., 1956, с. 636). 222 О влиянии теократических идей Августина см. Родников Н. Указ. соч., с. 182 и сл. 223 О влиянии неоплатонизма в средние века см. Garin Е. Studi sul Platonismo Medievale. Firenze, 1958; Gregory T. Platonismo Medievale. Roma, 1958. 224 Клавдиан Мамерт был священником Вьенны в Галлии. Ум. ок. 474 г. Соч. в PL, t. 53. О нем: Вбтег F. Der lateinische Neuplatonismus und Neupythagorismus und Claudianus Mamer-tus in Sprache und Philosophie. Leipzig, 1936. 225 О Фаусте из Рейя см. Elg А. In Faustum Reiensem Studia, Upsala, 1937. 226 Gilson E. History of Christian Philosophy, p. 97. 227 О Халцидии и его влиянии см. Switalski В. Des Chal-cidius Kommentar zu Platos Timaeus.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Преподобный Анастасий свидетельствует, что Севир, хорошо знавший все эти дифизитские цитаты Святых Отцов, сознательно идет на подлог. Синаит приводит слова из первого Послания Севира Нефалию, где тот объясняет свой подход к святоотеческому Преданию. Согласно Севиру, слова древних Святых Отцов, в которых они ясно называют две природы во Христе, в устах этих Отцов были истинны и безупречны. Но «многие из называемых безупречными выражений древних Отцов после Нестория стали считаться не безопасными», даже если это слова самого свт. Кирилла Александрийского . Запрещение дифизитских выражений необходимо как лекарство от язвы, то есть от поразившей Церковь «язвы пустословия Нестория» (VII, 1, 3–23; 214). Процитировав эту фразу из Севира, преподобный Анастасий не жалеет сарказма и иронии, опровергая ересиарха. Синаит готов рукоплескать этому ниспровергнутому Церковью оратору, который «непреднамеренно облагодетельствовал Церковь и Халкидонский Собор, как и распявшие Христа на древе» (VII, 1, 26–27; 214–215). Преподобный отец извлекает «три выгоды» из этих слов монофизитского богослова. Во-первых, Севир сам засвидетельствовал, что Святые Отцы говорят о двух природах во Христе (VII, 1, 27–30; 215). Во-вторых, согласно Севиру, среди этих Отцов сам свт. Кирилл Александрийский (VII, 1, 31–35; 215). Наконец, «третью выгоду нам доставляет этот громкий оратор, утверждающий, что против болезней и против обнаруженных ересей необходимо готовить лекарства, то есть менять догматы » (VII, 1, 37–39; 215). Согласно Севиру, Святые Отцы стали применять дифизитские выражения против ереси Ария (VII, 1, 39–42; 215). Этими словами Севир сам дал преподобному Анастасию довод для опровержения своих христологических заблуждений, ибо «посредством слов уст своих грешник уловился» (VII, 1, 43–44; 215). Ибо если из-за болезни Ария, проповедовавшего одну природу во Христе Боге нашем, Святые Отцы, ниспровергнувшие этот догмат как нечестивый, возвестили две природы, тем более ныне из-за Евтихия, Диоскора, Петра [Кнафея], Тимофея, Феодосия, Юлиана, Гайана, Варсонофия, Иакова, величавого начальника этого десятирогого хора Севира и остальных ересиархов, учащих по-ариански об одной природе во Христе, благоразумно, своевременно и справедливо провозглашать две природы, нераздельно соединенные по ипостаси в едином лице Христа (VII, 1, 44–55; 215).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

III. К третьей группе сочинений относятся Письма к разным лицам, всего 495 (PL 182, 67–716), в том числе 37 писем, адресованных Бернарду или касающихся его; авторство 8 писем (456, 460, 461–466, 470) спорно. К письмам присоединяются 5 Хартий-прошений Бернарда за разные монастыри (PL 182, 715–722). Спорно авторство Бернарда также для следующих приписываемых ему небольших сочинений: краткое Толкование на гимн “Иисусе, наш Искупитель” (PL 182, 1134), О страдании Христа и скорби и рыдании Его Матери (PL 182, 1133–1142), В похвалу славной Девы Марии (PL 182, 1141–1148), О Теле Господнем (PL 182, 1149–1150), О песнопении (Tractatus cantandi graduale, PL 182, 1151–1154). Из-за высокого авторитета Бернарда ему приписывался также целый ряд подложных сочинений (см. PL 184), таких как О видах молитвы, О благодати, Таинственная виноградная лоза, Размышление о страдании и воскресении Господа и других (авторство части из них уже установлено). III. Богословие 1. Источники. Вера и разум. Основой богословия Бернарда были Священное Писание, Священное Предание и его личный духовный опыт (см. На Песн., XXXIII.7). Священное Писание цитируется Бернардом по многу раз в каждом его сочинении. Особо следует отметить его Слова на Песнь песней. Из западных Отцов Церкви на Бернарда более всего повлияли святитель Амвросий Медиоланский 1 , блаженный Августин 2 , Боэций, святитель Григорий Великий и Ансельм Кентерберийский 3 . Двух первых Бернард называет “столпами Церкви” (Крещен., II.8), а Амвросия “небесной трубой” (Слова на разл. темы, XXII.7). Влияние предшествующей латинской традиции на Бернарда наблюдается прежде всего в учении о Боге, искуплении, свободе и благодати, о богопознании, экклезиологии. Из восточных Отцов и Учителей Церкви Бернарду более всего были известны Ориген и святитель Афанасий Великий (см. Слова на разл. темы, XXXIV.1; На Песн., LIV.3; Против Абеляра, I.3). Однако следует отметить, что с восточной богословской традицией Бернарда сильно сближает его несхоластичность и мистицизм, так что многие его богословские положения сходны с учением восточных Отцов Церкви — святителя Григория Богослова, святителя Григория Нисского, преподобного Дионисия Ареопагита, преподобного Иоанна Дамаскина и др.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3157: По ходатайству Патриарха Антиохийского о назначении ежегодной субсидии вновь открытой семинарии и о разрешении находящемуся на службе в Алеутской епархии Архимандриту Рафаилу возвратиться в Дамаск, для нужд Патриархии. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3183: О выдаче бывшему протодиакону кафедрального собора в С.-Франциско ныне настоятелю Бричпортского прихода священнику Петру Попову золотого наперсного из Кабинета Его Величества креста. Ф. 796, оп. 182, год 1901, д. 4069: О выдаче прогонных денег увольняемому от службы в Америке священнику Дмитрию Гебею и назначаемому на его место иеромонаху Евфимию. Ф. 796, оп. 182, год 1901, д. 4075: О награждении благословенною от Св. Синода грамотою капитана I го ранга Эдуарда Щенсновича. Ф. 796, оп. 182, год 1901, д. 4079: По ходатайству П го Алеутского о преподании благословения Св. Синода вновь воссоединившимся в гор. Чарлерое галичанам-униатам и о присылке в Чарлеройскую церковь ризничных и утварных принадлежностей. Ф. 796, оп. 182, год 1901, д. 4102: О назначении прогонных денег вновь назначенному на службу в Алеутскую епархию священнику Феофану Букетову и об отпуске облачений и сосудов для церквей в Ман-Аду и Сен-Клере. Ф. 796, оп. 182, год 1901, д. 4122: По вопросу о признании в сане и монашестве Афонского постриженника Стефана Уствольского. Ф. 796, оп. 182, год 1901, д. 4165: О назначении прогонных денег уволенному от службы в Алеутской епархии священнику Иакову Корчинскому. Ф. 796, оп. 183, год 1902, д. 4503: О выдаче прогонных денег назначенному на службу в Алеутскую епархию псаломщику Александру Кальневу. Ф. 796, оп. 183, год 1902, д. 4514: Об отпуске утварных и ризничных принадлежностей и богослужебных книг православным церквам в городах Пассаике и Трое, в Север. Америке. Ф. 796, оп. 183, год 1902, д. 4515: По ходатайству Пр го Алеутского о приискании для службы в Алеутской епархии 5 иеромонахов или несемейных священников. Ф. 796, оп. 183, год 1902, д. 4569: О выдаче прогонов и заграничного паспорта вновь назначенному на службу в Америку иеромонаху Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Четвёртая – сборная сокращённая разновидность, имеет менее пяти текстов, извлечённых из разных источников и расположенных в произвольном порядке. Например, в составе Ег. 263 среди других произведений литературного цикла свт. Николая помещено только два чуда раннего цикла: об Агрике и его сыне Василии и о Дмитрии. Пятая разновидность восходит к циклу в составе Хлуд. 215, однако количество текстов и их порядок произвольные. При этом сохраняется первоначальная нумерация текстов и/или древняя редакция, а иногда также и название, которое было в Хлуд. 215. Например, в Ег. 743 цикл имеет название чюдеси великаго ца ншго ни//колы архиер чюдо/творца бывшаго/в мире ликин. (л. 220в−220г), аналогичное его наименованию в Хлуд. 215. Всего в Ег. 743 девять ранних текстов, чередующихся с другими произведениями (они обозначены отточием): о Дмитрии, о Симеоне, об Агрике и его сыне Василии, о попе Христофоре (...), о юноше Николе, о злате, о трёх воеводах (...), о ковре, о Петре-чернце. Первоначальная нумерация чудес и порядок следования не сохранены, а с Хлуд. 215, помимо названия цикла, эту рукопись сближает редакция текстов. Разновидности циклов отчасти связаны с редакциями сказаний о чудесах. Торж. XII в. и Хлуд. 215 XIII в. восходят к одному переводу, но имеющиеся в рукописях немногочисленные разночтения всё же могут позволить считать тексты в обеих рукописях относящимися к разным (древним) редакциям. Впоследствии чудеса были вновь отредактированы (видимо, в середине – конце XIV в.), и, начиная с рубежа XIV–XV вв., в рукописях представлена редакция, которая может быть охарактеризована как поздняя. В русской письменности XVI–XVII вв. тексты чудес восходят или к древним редакциям, или к поздней. В устойчивых разновидностях цикла, каковыми являются первая и вторая, тексты представлены в поздней редакции. В сборных разновидностях возможно комбинирование текстов разных редакций. В Муз. 9107, например, чудо о Дмитрии помещено в древней редакции, а чудеса о ковре, о юноше Николе и об Агрике и его сыне Василии, в поздней. В Ег. 263 оба текста имеют древнюю редакцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Котович Борис, священник 282. Краснопольское, с. верхотурского у. 83. Крейтон Николай Николаевич, в звании камергера 125. Кречетович Иосиф Павлович, протоиерей 280. Кронштадт 58. 59. Ксения Александровна, Великая Княгиня 285. Куломзин Анатолий Николаевич, председатель Государственного Совета 128. 130. 261 Куплетский М.А. 284. Курды 194. 222. 225. Курская дружина 281. Лавров – см. Сергий Латино-униатская вера 198. Латинский язык 215. Латинство 196. Латышенков – см. Смарагд. Латыши 168. Латышская оргапизация 168. Леонид (Сенцов), архимандрит 218. 219 Лепорский Петр Иванович, протоиереи 281. Литейный, проспект в Петрограде 68. 69 Литовская епархия 150. Литсвский архиеипскоп 175. 280. Лондон 32. Лука, евангелист 282. Лукашевич Илиодор, священник 282. Львов, город 194. 202. 211. 216. Мадьярское иго 195. Мазепинская пропаганда 191. Маклаков Николай Алексеевич, министр 90. 188. Максимович Даниил, священник 282. Малиновский Николай Платонович, протоиерей 216. Малороссийская речь 202. Малорусская речь 205. Мальдев Алексей Петрович, протоиерей 226. Манявский скит, в Галиции 194. 201. 202. Мардарий Ускокович, иеромонах сингел 193. Марии, Императрицы, Ведомство 108. Мария Николаевна, Великая Княжна 10. 12. Мария Феодоровна, Государыня Императрица 32. 63. 281. Марк, евангелист 282. Марфо-Мариинская обитель милосердия, в Москве 281. Матвей, евангелист 282. Мельникова – см. Сусанна. Минская епархия 150. Минск, г. 72. 73. Мироносицкий Порфирий Петрович , редактор 273. Мирон, св. 291. Митрофан, митрополит черногорский 139. Михаил Александрович, Великий Князь 134. Михаил, архангел 292. Можайский епископ 281. Моисей, пророк 38. 40. Молдаване 191. Москва 5. 6. 38. 39. 49. 57. 58. 59. 60. 95.215. 225. 229. 264. 276. 281. 299. Московская: Духовная Академия 197.257; губерния 6; епархия 281. 308; Синодальная Контора 214. 215; епархиальная Миссия 275; 276; синодальная типография 69. 215. 276. 277. 278. 281. Московский: местный Комитет Россииского Общества Красного Креста 279. 281; митрополит 182. 215. 276; монастырь новоспасский 225; донской 310; полк 292; Университет 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В нынешнем Государь во 182 году в сентябре месяце, по твоему Вел. Государя указу, посланы мы холопи твои с Москвы к Студеному морю, на твою Вел. Государя службу в Сумской осгрог и под Соловецкой монастырь, с твоим Государевым воеводою с Иваном Алексеевичем Мещериновым, и мы холопи твои живем и служим после той Московской посылки на твоей Государеве службе, с сентября месяца и по май десятаго числа, твое Вел. Государя денежное жалованье Московскаго окладу Благовещенскаго, сроку нынешняго 182 году, нам холопом твоим не выдано и по се число, а мы холопи твои будучи на твоей Вел. Государя службе, платьишком и обувью, которое было взято у нас с Москвы, всем обдержались и вновь Государь купить нечим, и харчевого запасца с чеи быть на службе денежной ради скудости купить нечим, и от того мы холопи твои помираем и погибаем голодом и холодом от морских великих зельных студей. Милосердый Государь Царь и Вел. Кн. Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росши Самодержец, пожалуй нас холопей своих, вели Государь сию нашу челобитную, из Сумскаго острога воеводе Ивану Алексеевичу Мещеринову, под роспискою к тебе Вел. Государю к Москве в Новгородской приказ послать, и нам холопем твоим вели Государь свое государево по окладу денежное жалованье Благовещенского сроку ньшешняго 182 года выдать, чтоб нам будучи на службе под Соловецким монастырем от морских студей и от болших холодов напрасно не умереть, и твоей царской службы не отбыть и в конец не погибнуть. Царь Государь смилуйся пожалуй. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, холоп твой Ивашко Мещеринов челом бьет. В нынешнем Государь во 182 году маия в 6 день, в твоей Вел. Государя Царя и Вел. Кн. Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, грамоте Новгородскаго приказу за приписью дьяка Степана Подкова, по челобитью Соловецкаго монастыря Московские службы строителя старца Иринарха Тарбеева, писано ко мне холопу твоему, что де в нынешнем же во 182 году перед походом с Колмогор в Сумской осгрог, Двинским стрельцом пятисот человеком, дано де твоего Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Служба святому Виктору Исповеднику (Officium de st. Vic­tore Confessore, PL 183, 775–780), включает молитвы, гимны, антифоны, чтения и 2 проповеди на рождество святого Виктора (PL 183, 371–376). 9. О крещении и других вопросах (De baptismo aliisque quaes­tionibus; далее Крещен.), или Письмо CLXXXII (PL 182, 1031–1046), написано ок. 1136–1140 гг. в ответ на запрос Гуго Сен-Викторского по поводу следующих 5 вопросов, поставленных неизвестным богословом: 1) обязательно ли для всех крещение на основании слов Ин 3:5; 2) обязательно ли крещение или мученичество для спасения; 3) имели ли ветхозаветные праведники столь же ясное представление о Воплощении, что и христиане; 4) есть ли грех по неведению; 5) было ли сокрыто таинство Воплощения от Ангелов до дня Благовещения. В целом, за исключением последнего, Бернард дает отрицательные ответы на эти вопросы. 10. Слово, или Книга об обращении к клирикам (De con­versione, PL 182, 834–856), произнесено 1140 г. во время визита Бернарда в Париж, когда епископ Стефан Сенлийский попросил его обратиться с проповедью к школьной молодежи. Основные темы — обращение к Богу, предваряемое призывом со стороны Самого Бога; осознание и отвращение от греха; превосходство небесных благ над мирскими; наконец, в гл. 19–22 Бернард резко критикует злоупотребления современных ему священнослужителей и говорит об обязанностях настоящих священнослужителей (в частности, об учительстве и стойкости в гонениях). 11. Против некоторых Глав из заблуждений Абеляра (Contra quaedam capitula errorum Abaelardi; далее Против Абеляра), или Письмо CXC (PL 182, 1053–1072), написано в 1140 г. к папе Иннокентию II; содержит критику учения Абеляра о вере и знании, о Святой Троице, о грехе. К этому трактату присоединяется также 14 Глав из ересей Петра Абеляра (Capitula haeresum Petri Abaelardi, PL 182, 1049–1054; далее Ереси Абеляра), содержащие основные пункты его заблуждений. 12. О акривии и икономии (или О предписании и устроении; De praecepto et dispensatione, PL 182, 860–894, до 1143 г.), написан по запросу монахов монастыря Сен-Пьера Шартрского; посвящен вопросам необходимости строго соблюдения монастырских правил и их различных нарушений.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Здесь по-прежнему он уверяет папу, будто еще с самого вступления на престол неоднократно пытался послать к нему своих послов, но что они не могли пройти к нему. Чтобы побудить папу к скорейшей решимости, он сообщает ему, неизвестно – действительную правду или нарочно придуманную ин ложь, что к нему засылают греки, предлагая короновать его царским венцом и сделать его архиепископа патриархом (послание у Миня т. 215, стр. 155). Василий отправился из Болгарии в июле 1203 г.; но, подобно Власию, и он принужден был воротиться с дороги. Доехав до Диррания (Дураццо в Албании на Адриатическом море), он остановлен был здесь греками, которые не только не хотели пропустить его, но если бы не находившиеся в городе латиняне, то хотели было даже бросить в Норе. Не имея возможности проехать сам, открытым посольством, он тайно отправил к папе с грамотой двояк ив своих спутников (см. у Миня т. 215, стр. 156 и 288). Наконец прибыл и посол папы с его ответом на посланные с Домиником грамоты. Посол этот, папский капеллан Иоанн de Casemarino, отправлен был еще в декабре 1202 года (от 3 декабря 1202 г. посланные с ним грамоты см. у Миня т. 214, стр. 1115); но он имел поручение устроять церковные дела в Боснии и Венгрии (см. у Миня т. 215, стр. 153 и 200), почему и прибыл в Болгарию только в августе 1203 г. (ibid, т. 215, стр. 288 fin. sqq). Если поведение Калияна, который в первых своих посланиях, прося царского венца себе, ничего не просил архиепископу, действительно должно понимать так, что он рассчитывал получить от папы первый, не вступая с ним в формальный церковный союз: то он должен был убедиться, что папа был не такой человек, которого легко можно было провести. Не посылая пока того, что у него просили, папа поспешил прислать сначала то, чего у пего не просила, но что он должен был навязать просителям, чтобы привести их в формальное церковное себе подчинение; именно, не посылая венца царю, он прислал с Иоанном капелланом паллиум архиепископу. Вместе с этим, прежде всякого венца, Калиян должен был вручить послу клятвенную запись в том, что он и его преемники навсегда пребудут с своим царством в неизменной верности св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010