То же. – 2-е изд. – 1900. – 74 с. 1426 . Небесный над нами Покров святых и уроки от лица их во дни празднственного чествования их: Из Слов к Тамбовской и Владимирской паствам/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. – 128 с. То же. – 2-е изд. – 1900 (обл. 1901). 1427 . Небесный Покров над нами. – СПб.: О-во святителя Василия Великого , 1996. – 141 с. 1428 . О вечности мучений: Взято из Писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни: Письма 1-е и 2-е/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1892. – 23.с. То же. – 2-е изд. – 1895 (обл. 1894). То же. – 3-е изд. – 1900. То же. – 4-е изд. – 1903. То же. – 5-е изд. – 1914. 1429 . О молитве. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1876. – 29 с. 1430 . О нашем долге держаться перевода LXX толковников. – [М., 1876].– 19 с. 1431 . О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни: Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. – СПб.: Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1868. – 304 с. То же. – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь, 1869.– II, 282 с. Тоже. —3—еизд. – М.:Типо-лит. Ефимова, 1889(обл. 1890).– 285 с. То же. – 5-е изд. – 1895 (обл. 1896.). – 282, II с. То же. – 6-е изд. – 1909. – 274 с. То же. – Репр. изд. – М.: Моск. Патриархия, 1991. – 274 с. То же. – М.: Правосл. паломник, 1998. – 318 с. – На обл. подзаголовок: Наставления Святителя Феофана. 1432 . О Послании св. Апостола Павла к евреям. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1896. – 37 с. 1433 . О Православии с предостережениями от погрешений против него: Из Слов к Тамбовской и Владимирской паствам/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1893.– 202,11с. То же. – 2-е изд. – 1902. То же. – М.: Моск. Патриархат, 1991. – 108 с. 1434 . О самом главном: Из Слов святителя Феофана Затворника . – М.: Отчий дом, 1996. – 79 с. 1435 . О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Тип. Ефимова, 1887.– 50 с. То же. – 2-е изд. – М., 1892. – 52 с. То же. – 3-е изд. – М., 1903. – 52 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1426.  Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15. 44). 1427.  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 12–13). Collatio VII, caput XIII. 1428. См. Слово о смерти. 1429. Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы. 1430. Откр. 6. 11; 7. 9. 1431. Беседа 16, гл. 8. 1432. Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28. 3; Лк. 24. 4, Ин. 20. 12, Деян. 1. 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 1433.  …плоти и костей не имеет (Лк. 24. 39). 1434. В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4-й беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, преподобный Кассиан, преподобный Макарий Египетский — приписывали Ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст — полагали их «бестелесными и существа ми простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третьей главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

И в следующих стихах совокупляется ближайшее событие с грядущей тайной; пророчество о возврате Иудеев из плена с видением о выкупе, о возврате из плена греха искупленной души человеческой, призываемой к святой горе Сиону 1427 . 5 . Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. 6 . Северу скажу: „отдай“; и югу: „не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, 7 . каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил. 8 . Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши“. „Говорю же вам, что многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном, а сыны царства низвержены будут во тьму внешнюю....“ ( Мф. 8:11–12 ). Полное исполнение читаемого пророчества только в создании церкви Христовой и, если отчасти его можно применить к возврату из Вавилона 1428 , то конечно не в одном возврате было его исполненье. Церковь Христова собрала под крылья свои людей от всех стран света; они все „назывались именем Господним“ (ст. 7) т. е. Христианами; все они имели одну цель-славить имя Господне по всей земле. Заметим еще, что в стихе 6-м наравне с сыновьями Божиими говорится о дочерях Божиих. Это едва ли не единственное место в ветхом завете (см. еще Иоил. 2:28–29 ) где в словах о призвании к Господу и спасению говорится об обоих полах 1429 . Здесь впервые они признаются равноправными, а мы знаем, что только в Церкви Христа женщина признана такою же полноправною душею, как мужчина ( Гал. 3:28 ) и души обоих равно драгоценны пред Богом. Нам остается сказать несколько слов о стихе 8-м, по поводу которого возникли разные взгляды. Мы думаем, что название слепых и глухих применяется в нем не к одним Иудеям, как думает Витринга, и не к одним язычникам, как думает Шмидер, а ко всем и Иудеям и язычникам, не освященным еще светом откровения, которых (по прекрасному выражению Св. Апостола Павла) Бог „всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать“ 1430 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не было у св. Апостола ни одной Церкви, которая не блистала бы великими христианами. Характеризуя жизнь христиан малоазийских церквей, описывая нравственный облик каждой церкви, св. Апостол указывает целый ряд великих добродетелей христианских, какими отличались христиане того или другого города. Все переносили они ради Христа: и нищету ( πτωχεα), и насмешки и клеветы ( βλασφημα), и презрение, и гонения ( θλψις), и темницы ( φυλακα). Не страшен был для них „ни престол сатаны“, ни „синагога сатаны“. Не смущала их сила и могущество язычников, ни великолепие их храмов, ни пышность служения. Соблазнов для них как бы не существовало. Не увлекались они и лжеучением. И еретики как бы исчезли с лица земли. По смерти Апостола мы видим их гораздо больше. Твердо и неизменно хранили христиане заповеди Спасителя, и там, где столько погибло людей, они преуспевали в жизни духовной ( πομον). Это отличительная, общая черта всех малоазийских христиан 1427 . „Знаю дела твои, пишет св. Апостол о христианах ефесских, и труд твой, и терпение твое и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и изнемогал“ 1428 . Что еще можно прибавить к этой замечательной характеристике? В ней каждое слово, каждая отдельная черта рисует перед нами картины трудовой, скорбной, самоотверженной, святой жизни христиан города Ефеса. Здесь каждое слово намекает на целый длинный ряд известных подвигов христиан, которых история, к сожалению, не сохранила до настоящего времени. Нелегко были приобретены ими эти добродетели; непрестанный, упорный труд ( κπος), труд почти до изнеможения, вот – путь, каким ефесские христиане шли к ним. Вследствие этого нравственный образ ефесских христиан становится еще привлекательнее. „Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат) и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, а соборище сатанинское“, пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Псалом 106 Аллилуия 1420 . Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. (Так) 1421 пусть скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага, И собрал их от стран: от востока в запада, и севера и моря 1422 . Блуждали они в пустыне безводной, пути в обитаемый город не находили. Они алкали и жаждали, (так что) жизнь их пропадала в них. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их 1423 . И повел их прямым путем, чтобы вошли в город обитаемый. Да исповеданы будут Господу милости Его в чудеса Его – сынам человеческим! 1424 Ибо Он напитал душу истощенную 1425 и душу алчущую насытил благами: Сидящих во тьме и тени смертной, окованных скорбию и железом 1426 . Так как они противились 1427 словам Божиим и совету Вышнего не покорялись 1428 , То усмирено было трудами сердце их, и они изнемогли, и не было у них помощника. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их. И взвел их из тьмы и тени смертной, и узы их разорвал. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Ибо Он сокрушил врата медные в запоры железные сломил 1429 . Взял их с пути беззакония их, ибо за беззакония свои они смирены были. Всякой пищи гнушалась душа их, и приблизилась ко вратам смерти. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их. Послал слово Свое 1430 и исцелил их, и избавил их от погибели 1431 их. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Да принесут Ему жертву хвалы и да возвестят о делах Его с радостью Отправляющиеся на кораблях в море, имеющие дела на больших водах. Они видели дела Господни и чудеса Его в пучине. Он рек – и поднялся бурный ветр, и поднимались волны его 1432 : Восходят до небес и нисходят до бездн, душа их истаевала в бедствиях. Они трепетали и качались, как пьяный, и вся мудрость их пропала. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он извел их от нужды их. И повелел буре, и настала тишина, и успокоились волны, поднятые ею. И возвеселились они, что утихли они, и Он привел их в пристань, желаемую Им 1433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В-третьих: «Поминовение грузинскими епископами в церквах имени антиохийского патриарха и прием его посланцев» (Церковные ведомости. стр. 186 и 246). Аргумент этот, выдвинутый на столбцы духовной печати г. Самуиловым чисто случайно, можно было бы замолчать, но так как почтенному анти-автокефалисту «весьма желательно» (Церковные ведомости. стр. 246) знать, что говорят об автокефалии грузинской церкви, от XI века по 1783 год, грузинские источники, то мы коснемся и этого вопроса, но лишь настолько, насколько он служит аргументом для отрицания автокефалии означенной церкви до 1783 года. В ответ на статью г. Самуилова (Церковные ведомости. 1–2) профессор А. Хаханов поместил в Санкт-Петербургских ведомостях 19) заметку под заглавием «В защиту автокефалии грузинской церкви». В этой заметке профессор Хаханов, между прочим, пишет: «поминовение антиохийского патриарха грузинским католикосом не свидетельствует о зависимости последнего от первого, ибо, как известно на всем Востоке, каждый патриарх поминает всех прочих патриархов. Грузинский католикос поминал патриархов восточной церкви, но архиереи грузинские поминали лишь католикоса грузинского. Грузинские церковные гуджары сохранили нам любопытный в этом отношении факт, относящийся к началу XV века. В 1428 году ацхурский (ахалцихского уезда) архиепископ Герасим дал грузинскому католикосу Микелю письменное за себя и за своих преемников обещание поминать в церкви «как было и в прежние времена» (подлинные слова) царя и католикоса всей Грузии; причем он обязался не поминать уже в своей церкви антиохийского патриарха и не принимать его посланцев (Д. Пурцеладзе. Грузинские церковные гуджары. Тифлис, 1881 г., стр. 103). Итак, поминовение антиохийского патриарха еще до 1428 года в грузинской церкви прекратилось». Г. Самуилов не преминул воспользоваться незаконченностью мысли почтенного профессора, почему, перепечатав приведенную заметку в «Церковных ведомостях» 4) целиком, снабдил ее, между прочим, следующим замечанием: «выдержка г. Хаханова из церковных гуджар действительно ценна, но она служит только подтверждением нашей мысли. Если в 1428 году ацхурский (ахалцихского уезда) архиепископ Герасим обязался не поминать уже в своей церкви антиохийского патриарха и не принимать его посланцев, то ясно, что до этого года воспоминался в его церкви антиохийский патриарх и принимались его посланцы. Таким образом, после XI века, времени дарования автокефалии, в Грузии воспоминалось имя патриарха антиохийского, что и требовалось доказать».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в связи с ее инкорпорацией в состав Польского королевства . По этому документу Ягайло брал на себя обязательство не разрушать «русские» церкви и не превращать их в католические, а также не принуждать никого из «схизматиков», каков бы ни был его пол или статус, силой принять католическую веру. Содержание документа показывает, какие опасения вызывала у православных феодалов Волыни религиозная политика короля. Добавим, что вскоре после этого Волынь снова оказалась под властью сторонников Свидригайла: королевским обещаниям, очевидно, не очень верили. Как видим, развитие межконфессиональных отношений в Восточной Европе начала 30-х гг. XV в. не создавало благоприятной обстановки для переговоров о соединении Церквей. Политика государственной власти, направленная на углубление неравноправного положения православных, вызывала в православном обществе ожесточение и отпор. При оценке межконфессиональных отношений в Восточной Европе в эти годы следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. После возвращения Фотия к управлению западнорусскими епархиями он неоднократно посещал свою паству в Великом княжестве Литовском и в Польше в начале 20-х гг. , затем в 1427–1428 гг. и в 1430 г. Нетрудно предположить, что митрополиту и членам его свиты должно было быть хорошо известно положение в западнорусских епархиях, как в Великом княжестве, так и на территории Польского королевства. Ведь с Ягайлом в 1428 г. Фотий встречался в Сандомире, куда путь шел через галицкие земли. Все это не могло не влиять на отношение великорусского духовенства к обозначившимся к середине 30-х гг. перспективам церковной унии с Римом. В заключение остановимся на государственно-политических событиях 30-х гг. XV в., не имевших прямого отношения к переговорам об унии, но оказавших серьезное воздействие на развитие межконфессиональных отношений в Восточной Европе. Выше отмечалось, что польские политики не жалели сил, чтобы представить поход великого князя литовского Свидригайла против Польши как выступление «схизматиков». Свидригайло был ревностным католиком, а его попытку избавить Великое княжество Литовское от польского протектората поддержали очень многие литовские бояре-католики. Значительная часть этих бояр осталась на его стороне и тогда, когда другая часть литовской знати склонялась к обновлению традиционных отношений с Польшей. Однако недовольство православного боярства и городского населения своим неравноправным, подчиненным положением по сравнению с католическим меньшинством сыграло роль в том, что они отказались повиноваться ставленнику литовской знати Сигизмунду Кейстутовичу, Свидригайло продолжал оставаться правителем значительной части территории, а гражданская война затягивалась, разоряя страну. В этих условиях началась ревизия традиционной политики покровительства католическому меньшинству на землях Великого княжества.

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

Будет же се, аще с ревностию потрудимся, аще со смирениемь и кротостию, аще з Божиею любовию, аще и вдалечайшей стране, отшедше телесными начертаньми за послушание, душами же соединимся братскому усердию неотторжено, едину спасения ревность, едино целомудрия усердие, едино страха Божия получение восприимем, тоежде благочиние братства, тоежде воздержания опаство, тоежде благословенно жития пребывание имуще. Меншии без благословения старших ничтоже творяще, ничтоже действующе. Старшин братиям на добрая и полезная благословляюще и советующе, со всякою любовию от неполезных же отводяще и отдаляюще и молениемь, и запрещением. В конец же вси единодушии, вси благоревностни, вси благопослушни и добротрудни и Церкви, и братству, вси прелюбезни и доброприятни и аггелом, и самому Богу, вси Царствия Небеснаго благополучный садители и доброревностнии делатели являющеся и бывающе, да же предобрыми послушания труды зде всебогатую Божию благодать, в будущем же безсмертное и присносущное получим Царствие щедротами всепремилостиваго Христа Бога. Аминь. Слово на день тезоименитства Андрея Денисова Красна бяху и зело сладостна у премудрых афинеов совершаемая начальствующим именотворительная торжества, всечестнейший наш отче и премудрейший учителю, яже толикими украшеньми дафниевых толикими 1428 увязении олимпийских натрижнений 1428 , толикими мудроплетеньми высокоученых словоприветствовании, многими благоуханных аромат излияньми, дивнейшими благострунных цевниц и песниц сладкогласии тако удобряемая, яко зрящих очеса попремногу удивляющая. Красна бяху сия, но неполезна; сладостна, но неспасительна, идеже в вещественных красотах невещественыя души идолопоклонением окаянне очерняхуся, и чювственою сладостию прелютейшая безбожия горесть человеческая сердца убиваще, по реченному, грозд их грозд желчи, и вино их яд аспидов 1429 Коль паче краснейшее празднество, коль сладчайшее торжество ныне возсия нам. Превозжеленнейшаго ти тезоименитства благоликователное светоносие, в немже самый истинный и превечный Бог от всех всеусердо песнословится, в немже предивное натрижнение 1430 всехрабраго и тезоименнаго ти на позорище 1431 светозарнаго явления предлагается, в немже всесладчайшии церковнии гласи преуслаждают слышателей сердца, прекраснейшии благодати Божия цвети украшают люботоржественных души, всеблагоуханныя молитв истекают ароматы, яже вся и прекрасна, и всесладостна, и многополезна, и спасителна и толико афинейских превосходящая, тако прелетающая, яко живая мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие полагают, что Моисей родился при Тутмесе I, усыновлен был его дочерью Гатасу и вывел евреев из Египта при Тутмесе III или IV. Третьи полагают это событие при Аменготепе IV. Наконец, предполагают, что Сети I повелел убивать еврейских мальчиков, что евреи особенно страдали при Рамессу II Мейамуне, и вышли из Египта при Менефте (Аменофисе II), хотя при этом последнем предположении нужно допустить, что они жили в Египте по изгнании гиксов около 380 лет, тогда как всего пребывания евреев в Египте обыкновенно считается 215 лет. (Современная историческая наука до сих пор не может точно ответить на вопрос: кто из фараонов угнетал израильтян и кто был фараоном времен исхода Израиля. Среди высказываемых версий господствуют следующие: фараон-угнетатель – Тутмос III (1501–1477 гг. или 1482–1428 гг. до Р. Х.), исход произошел при Аменофисе II (1447–1420 гг. или 1428–1401 гг. до Р. Х.). Или: фараон-угнетатель Рамзес II (1292–1225 гг. до Р.Х), фараон исхода – Мернеффа (Мернепта или Мернептал, 1225–1215 гг. или 1234–1225 гг. до Р. Х.). Еще одна версия связана с фараоном Яхмасом (Амадисом), изгнавшим гиксов из Египта (начало XVI в. до Р. Х.). Интересно, что его мумия не найдена и не существовало его заупокойного культа и гробницы (египтяне строили в честь умерших фараонов храмы, как в честь богов). Этот последний, удивительный для египтологов факт легко объясняется, если учесть, что фараон исхода утонул в море вместе со своими воинами (Василиадис Н. Библейская археология. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2006. С. 108–110) – редакция) 194 «В Чермнем мори Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: тамо Моисей, раделитель воды, зде же Гавриил, служитель чудесе; тогда глубину шествова немокренно Израиль, ныне же Христа ради безсеменно Дева; море по прошествии Израилеве пребысть непроходно, непорочная по рождестве Еммануилове пребысть нетленна. Сый и прежде Сый, являйся яко Человек, Боже, помилуй нас» (догматик 5 гласа) – редакция 195 Пустыня Сур и другие места, по которым евреи странствовали 40 лет, проходя из Египта в Палестину, находятся в каменистой Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

150 Поэтому значение того факта, что в Египте были найдены несколько кирпичей, не содержащих соломы, неоправданно преувеличено теми исследователями, которые оспаривают достоверность исторических свидетельств Ветхого Завета. Как считает Фри, это говорит лишь о том, что использовалась настолько незначительная часть соломы, что ее невозможно было выявить; либо, продолжает он, при изготовлении этих кирпичей брали воду, настоянную в течение нескольких часов на соломе, или же для изготовления кирпичей действительно не была использована солома, что, однако, стоило производителям этих кирпичей больших затрат труда и времени. Так или иначе, но Священное Писание оказывается точным и в данном случае. Но кто же из египетских фараонов угнетал израильтян и кто был фараоном времени исхода Израиля из Египта? В тексте Ветхого Завета не упоминаются их имена. По этому поводу существует множество самых разных мнений, равным образом, как и в связи с вопросом о времени исхода. Если согласиться с датой падения Иерихона около 1400 г. до Р. X., то тогда египетским фараоном–притеснителем следует считать Тутмоса III, который управлял Древним Египтом в течение 54 лет (1501–1447 гг. или 1482–1428 гг. до Р. X.), был одним из самых могущественных правителей (а возможно, и самым могущественным) в истории Древнего Египта и был прозван впоследствии «Наполеоном Древнего Египта». Если же в качестве фараона–угнетателя признать Тутмоса III, то тогда фараоном во времена исхода был Аменофис II (1447–1420 гг. или 1428–1401 гг. до Р. X.). Сторонники другой точки зрения полагают, что фараоном–угнетателем был Рамзес II (1292–1225 гг. до Р. X.), а фараоном исхода был его наследник Мернефта (Мериеита, или Мернептах, 1225–1215 гг. или 1234–1225 гг. до Р. X.). 151 К сожалению, наши знания относительно этого вопроса, несмотря на все достижения археологической науки, являются пока недостаточными. Поэтому мы можем пока определить время исхода лишь приблизительно, как, впрочем, и имена фараонов, один из которых притеснял израильтян, а другой управлял страной во времена их исхода В конце 1995 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010