1426 Капитан Фокс товарищ морского министра североамериканских штатов, прибывший в Россию для поднесения Государю адреса от Вашингтонского конгресса по случаю избавления Государя от угрожавшей Его жизни опасности. 1427 Граф М.Н. Муравьев скон. 29 августа. Митрополит Филарет относился с особенным сочувствием к деятельности Муравьева в Вильне. Сам Муравьев так говорил о своей деятельности: «моим успехам (в запад. крае) я обязан России; если бы не помогала Россия, я ничего бы не сделал». Газ. Москва. 1866 г. 20. 1428 Иринарх Попов, епископ Рязанский. В записках преосвяш. Леонида сообщаются любопытные сведения о мнениях Иринарха «Пр. Иринарх согласен, что во всех вероисповеданиях равно можно спастись, что нет препятствия священнику жениться, что епископство при апостолах было то же, что пресвитерство, может быть чем-то в роде благочинных и потому нет надобности лютеранам принимать епископальное устройство, что предание, не основанное на писании, не обязательно». См. Москов. Цер. Вед. 1911 г. 35. 1431 Иван Григорьевич Виноградов, священник церкви Параскевы в Охотном ряду. 11 сентября на Кремлевской площади Пафнутий порицал книгу Виноградова о двуперстии. Митрополит Филарет запретил Пафнутию выходить на площадь в праздники. См. Собр. мн. и отзывов м. Филарета т. V, Ч. 2, стр. 912. 1433 Петр Иванович Казанский, преподаватель Ярославской духовной семинарии и с 1867 г. бакалавр Московской академии. 1434 С.И. Ширский, секретарь Костромской консистории, с 1690 г. прокурор Грузино-имеретинской св. Синода конторы. Состоя секретарем консистории, он взялся преподавать введенную уставом 1867 г. в семинариях педагогику. 1435 Говоровский, бывший учитель Полоцкой духовной семинарии, редактор-издатель журнала Вестник Западной России. 1436 Виленский генерал-губернатор, преемник М.Н. Муравьева. О нем смотр. Записки Саввы, архиеп. Тверского, т. III. 1444 Epistola ad Theodosium LIII, 1–2; M. XVI, с. 1165–1166: tanto in me incubuerat affectu, ut quem ante persquebatur, nunc diligeret: quem ante ut adversarium repellebat, nunc ut parentem putaret.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем, о. Булгаков совершенно неверно заявляет, что вопрос о моно или дифелитстве был не готов к богословскому разрешению на VI Вселенском Соборе. Он был готов к своему разрешению еще на IV Вселенском Соборе и в предшествующее ему время, так как на сем уже Соборе были чтения выдержек из святоотеческих творений, которые ясно свидетельствовали, что если Христос имеет два естества, то Он имеет и две воли и два действования. Ведь на IV Вселенском Соборе читалось послание св. Льва, папы Римского , к Архиеп. Константинопольскому Флавиану, в котором находились следующие слова: «каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно: Слово делает свойственное Слову, а плоть исполняет свойственное плоти» 1427 . Читались на этом Соборе подобные свидетельства не только о двух естествах, но и о двух волях и действиях из творений и других св. отцов Церкви. Например: бл. Аттика, Еп. Константинопольского 1428 , Илария 1429 , Амвросия Медиоланского 1430 и Амфилохия, Еп. Иконийского 1431 . Очень много святоотеческих свидетельств о двух волях и действиях Христа было приведено на VI Вселенском Соборе, в особенности, если мы будем иметь в виду прочитанное здесь послание папы Римского Агафона. Здесь приведены были выдержки из учения св. отцов Церкви; Афанасия Александрийского , Амвросия Медиоланского , бл. Августина, Льва, папы Римского, Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Григория Нисского , Кирилла Александрийского и Дионисия Ареопагита 1432 . Читались на VI Вселенском Соборе и другие выдержки из святоотеческих творений о двух волях и действиях во Христе, которые не содержались в указанном послании папы Агофона 1433 . Очень хорошо это учение было изложено и в послании знаменитого борца за православие Патриарха Иерусалимского св. Софрония к Константинопольскому Патриарху – монофелиту Сергию 1434 . Это послание в особенности могло быть спасительным для ересиарха Макария Антиохийского, ибо здесь указывается истинный смысл богомужного действия, которого он не понимал 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

† Милостиею Божиею Господин всем Срблем и Подунавию Деспот Стефа.» † В 1427 году скончался Стефан Лазаревич, первый Сербский Деспот, и, не имея ни детей, ни братьет (погибших в 1410 году). он усыновил своего роднаго племянника, Гурга Бранковича (сына выше упомянутаго Вука Бранковича и Мары, дочери Князя Лазаря, сестры Стефановой), который, вступив на престол Деспотский уже на 60-м году своей жизни, правил с 1428 по 1457 год. Он был женат на Ирине, сестре Иоанна и Константина Палеологов, и имел от нея трех сыновей: Гергура (Григория), Стефана и Лазаря. Венчался па Деспотский престол в 1435 году венцом, который прислал ему в дар Иоанн Палеолог. Столицею его было Смедерево (Семендрия), по чему он. и прозван Смедеревцем. Странно, что от продолжительнаго правления Деспота Гюрга (30 лет) не уцелело в Хиландаре ни одного хрисовула, тогда как из его хрисовула Шимену (Есфигмену) 1430 года известно, что Гюрг был на Афоне с своею супругою, Ириною, и записал этому монастырю 50 литр сребра ежегодной милостинной дачи, а Русской Пантелеймонов по благодеяниям считает его в числе своих ктиторов. Из этого необходимо следует заключить, что Гюрг благодетельствовал и Хиландарю, но хрисовулы его утратились. От его времени осталась лишь в Хиландпре грамота современнаго ему Сербскаго Патриарха, Никодима II, 1450 года, которую мы помещаем в Прибавлениях. Гюргу наследовал младши сын его, Лазарь Гюргевич, женатый так же на Гречанке от племени Палеологов. Он Вступил на престол по кончине своеи матери, Деспотицы Ирины (1457), смерть которои Сербские летописцы приписывают ему, но вскоре, а именно в 1458 году, умер от страха, узнав, что Султан Махмет готовится напасть на Сербию. В 1459 году Сербия подпала совершенно власти Турок, которые увели из нея множество пленных и добычи, а Деспотица Елена (жена Лазаря Гюргевича) бежала в Угрию и поселилась в Среме, в городе Купинике, где жила до вторжения Турок в Срем. В числе хрисовулов Хилаидарских есть один, писанный Деспотицею Еленою, в месте своего последняго пребывания, 34 35 в Будиме (Будине или Офене), в 7010 (1502) году, из чего надобо заключит, что она дожила до глубокой старости (в 1502 году ей должно было исполниться 86 лет). Вот этото хрисовул:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

е. о перенесении этих наград со дня Пасхи на день Коронации Государя Императора (15 мая); о реформе епархиального управления, при чем преосвящ. Платон полагал-бы ввести в состав Синода светских членов и даже кого-либо из Царских Особ, а с другой стороны, духовным Членам, по его мнению, следовало бы заседать в Государственном Совете, и эту мысль он, бывши еще на Рижской кафедре, 1428 внушил, чрез тогдашнего Министра Внутрен. Дел, графа Валуева, 1429 Государю Александру Николаевичу, а Государь требовал по сему предмету мнения от московского митрополита Филарета. 1430 Преосвящ. Платон полагал бы разделить русские епархии по митрополитским округам, но эта мысль уже не новая. Наконец Владыка Платон, чувствуя немощь своих сил (ему было уже 87 лет), желал облегчить себя в управлении обширнейшею Киевскою епархией, и для этого приглашал меня к участию в этом управлении, с званием коадьютора, предлагая вместе с тем в вознаграждение из собственных средств 15,000 руб.; но я уклонился от этого почетного звания. С таким предложением маститый Святитель обращался прежде к Преосвященным: Павлу, 1431 архиепископу Казанскому, Леонтию, архиеп. Холмско-Варшавскому 1432 и Ионафану, 1433 архиеп. Ярославскому; но никто из них не принял этого лестного предложения. 30 ч. Память Трех Вселенских святителей – храмовой праздник в моей Крестовой церкви. —16— Изнемогая от болезни, я не мог в этот торжественный день сам совершать богослужение; вместо меня служил преосвященный Викарий, епископ Гавриил, 1434 а мы с преосвященнейшим гостем слушали литургию в моей моленной комнате. После литургии, была предложена, по обыкновению, праздничная трапеза, за которой я с трудом мог присутствовать. 2 Февраля. Праздник Сретения Господня. По причине продолжающейся болезни, в этот праздник служить я не мог. В этот день получил я письмо из Петербурга от Вице-Директора Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода Игн. Климент. Зинченко, 1435 который от 1-го числа писал: «Приношу сердечную благодарность за присланные мне произведения Тверской прессы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Большое внимание уделяла обитель духовно-нравственному воздействию на народ. В проповедях священноиноки разъясняли учение Церкви о войне, о высоте служения христолюбивых воинов, ценой своей жизни защищающих святую веру и Отечество. Такие поучения, с одной стороны, пробуждали патриотическое сознание народа, с другой – напоминали об истинном смысле человеческой жизни – спасении души, о необходимости готовиться к смерти как к переходу в жизнь вечную. Правильное православное отношение к жизни и смерти духовно укрепляло и воинов в действующей армии, их семьи, оставшиеся без кормильцев. Для удовлетворения религиозных потребностей воинов Глинская пустынь командировала в 1915 году в действующую армию двух иеромонахов – о. Игнатия и о. Архиппа. С ними были отправлены ризница, богослужебные книги, облачения и деньги 1428 . В 1915–1916 гг. на защиту Отечества из Глинской пустыни было отправлено 75 послушников 1429 . Кроме того, для нужд военной церкви Глинская обитель отправила в Курскую Духовную Консисторию ризницу с иконами, книгами и облачениями, а также другими принадлежностями общей стоимостью до 600 рублей 1430 . Глинская пустынь заботилась не только о духовной, но и о материальной помощи страждущим в военное время. Помощь эта была направлена как на излечение раненых воинов, так и на поддержку семей призванных воинов. В Глинской пустыни был устроен лазарет для больных и раненых воинов на 20 человек. Все необходимые для лазарета вещи (медикаменты, кровати, белье) были заготовлены на средства обители. Ухаживали за больными монашествующие под руководством опытного инока-фельдшера 1431 . Кроме того, при обители был устроен санаторий на 12 человек для воинов, нуждающихся после лечения в отдыхе, а также приют для детей погибших (на 15 мальчиков) 1432 . Для увечных воинов были оборудованы столярная, сапожная и швейные мастерские 1433 . В Курске на средства епархиальных монастырей был оборудован госпиталь. От Глинской пустыни поступало 20% средств на его содержание 1434 . На оборудование и содержание еще одного госпиталя (в Знаменской роще Курского монастыря) только в 1914 г. Глинская пустынь пожертвовала более 2000 руб. 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1428 Данное утверждение имеет в виду александрийский характер LXX-mu; хотя в этом направлении встречается не мало преувеличений (о чем ср. выше на стрн. 20), но и еврейские писатели слишком смело, и резко заявляют, будто «перевод Семидесяти Толковников исполнен в духе раввинизма»; см. у Н. А. Переферковича в предисловии к «критическому переводу»: Талмуд. Мишна и Тосефта. Т. III (Спб. 1901). Стрн. VIII. 1429 Rev. James Moffatt констатирует влияние книги Пр. Сол. на Апостола Павла, – особенно в его послании к Римлянам (The Authonomy of Jesus в «The Expositor» 1901, VIII, p. 128. 1430 Так о труде Ed. Grafe выражается, напр. Hans Vollmer, Die Alttestamentlichen Citate bei Palus text – kritisch und biblisch – theologisch gewurdigt nebst einem Anhang uber das Verhaltnis des Apostels zu Philo (Freiburg i. B. und Leipzig 1895), S. 84, и Henry St. John Thackeray, The Relation of St. Paul to Contemporary JewishThought, p. 223. 231. 1431 Кн. С. НН. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории 1, стрн. 87, и в «Вопросах философии и психологии» VIII, 40 (кн. V – я за 1897), стрн. 825. 1432 Так из русских, напр. П. Калачинский, Учение свв. отцов и учителей церкви в отношении к философии Платона в журнале «Вера и Разум» 1900 г., 4, стрн. 211: «… здесь не только утверждается существование души до поселения в теле, но и допускается мысль о гармонии между качествами тел, в которые души поселяются в земной жизни, и образом их поведения в до – земном существовании». См. для сего и прим. 311 на стрн. 492, а для всего прочего цитаты даны на стрн. 487 –479. 1434 Так в третьем (считая и Пр. Сол. VIII, 19) пример библейского употребления термина – во 2 Макк. IV, 32: «возымев же Менелай восприятии себе время благополучно». 1435 Само собой понятно, что для сего последнее должно обладать достаточными преимуществами с запасом соответствующих сил, а потому непостижимо рассуждение Д. В. Поспехова, будто при понимании в духе Puм. VIII, 20. 21 «писатель книги Премудрости не мог бы уже полагать образа Божия в человеке, – этой характеристической черты, отличающей человека от всех живых существ на земле, – в нетлении, как он это делает в II, 23» (Книга Премудрости Соломона, стрн. 167 прим.). Все это тем более неосновательно, что – по словам автора (стрн. 169 прим.) – означает и блаженную духовную жизнь в общении с Богом, чем люди явно ограждаются от смешения с прочими тварями и отчетливо выделяются над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Белые ночи. По времени еще часа три утра — самый сон, но на теплоходе Архангельск — Соловки никто не спит. Царственная гладь тихого сейчас Белого моря, светло-малиновый запад и светло-розовый восток смыкаются на светло-синем севере прямо по курсу. — Соловки! — кричит из штурманской рубки нетерпеливый молодой штурман и дает всем желающим бинокль, чтобы увидеть то розовую, то светло-серую изломанную линию острова. Длина его 25 километров, ширина — от 7 до 16. Он находится в 300 километрах от Архангельска и всего в 150 километрах от Полярного круга. Гремят причальные цепи, стихает дизель, и воцаряется такая тишина, что паломники не смеют ее нарушить и в молчании сходят на берег — понимают, что безмолвие и тишина, которых искали души преподобных Германа и Савватия, нашлись для них именно здесь. Первым ступил на остров преподобный Герман в 1428 году, а через год приплыл Савватий. После его кончины в 1435 году на острове появился преподобный Зосима. Он уже был в чине игумена. Он приехал на Соловки, уже получивши от новгородского епископа Феофила и Марфы-посадницы грамоту на вечное (!) пользование Соловками. С преподобным Зосимой прибыли иноки, начавшие сооружение храмов. Мощи первых поселенцев острова со временем упокоились в Зосимо-Савватиевском приделе Преображенского монастыря. Монастырь, обнесенный могучими крепостными стенами, не давал покоя ни ливонцам, ни шведам — врагам России. Монахи были вынуждены превращаться и в воинов. По стенам монастыря было установлено более 60 орудий. На Соловках бывал Петр I. В память о его посещении выстроена часовня. Со времен Петра I на Соловках содержится гарнизон в тысячу человек и… подчиненная архимандриту воинская команда. Достойно упоминания то, что архимандриты на Соловки назначались царем и патриархом без согласования с местными властями. Очень многое узнает паломник, прибывший в Соловецкий монастырь. О годах расцвета, когда на Соловках выращивали даже лимоны и мандарины, разводили племенной скот, проводили дороги и каналы, добывали соль. Ведь монастырь славился особой — соловецкой — солью.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Это звучит уже несколько иначе, чем учение св. Василия об образе участия Ипостасей в творении, и напоминает основную мысль Дидима: каждая из Божественных Ипостасей в силах творить всё совершенным; но, чтобы показать неразделённость Их существа, творение исполнено общением Святой Троицы 1428 . Вместе и нераздельно действуют все Ипостаси и в деле искупления и спасения человечества. По Амвросию, как Отец создал таинство Воплощения Господа, так создал и Дух Святой, равно как и о Христе известно, что Он Сам создал тело Своё 1429 ; подобно этому и у Дидима в акте Воплощения мыслится участие всех трёх Ипостасей 1430 . У Амвросия Отец воскрешает Сына, и Сын Сам воскрешает Себя, потому что в Отце и Сыне una virtus [одна сила], communis operatio [общее действие]; una atque eadem substantia [одна и та же субстанция, сущность] 1431 ; и Дидим обращает внимание на то, что вследствие тождества Божественности и единства действий (δι τν ταυττητα τς ϑετητος κα τν μαν νργειαν) Писание представляет Воскресение Христа иногда делом Отца, иногда делом Самого Христа, а иногда делом Святого Духа 1432 . Амвросий общение со Христом представляет вместе и общением со всей Троицей: кто получил Сына, получил также и Отца, и Духа Святого, так как una potestas, una gratia, una operatio Trinitatis est [у Троицы одна власть, одна благодать, одно действие] 1433 ; точно так же поступает и Дидим: кто сообщается с Духом Святым, тот сообщается также с Отцом и Сыном; и кто получает благодать Отца, имеет её от Сына, дарованную через Духа Святого, потому что eamdem operamionem esse Patris et Filii, et Spiritus Sancti [у Отца, Сына и Святого Духа одно и то же действие] 1434 . Как для Амвросия, приписывающего одни и те же имена всем Ипостасям, Параклитом называется и Сын, и Дух Святой, так как unum nomen est Trinitatis et una inseparabilisque praesentia [одно имя Троицы и одно и нераздельное Её присутствие] 1435 , так и у Дидима Святому Духу и Сыну πκοινν στι το Παρακλτου τ νομα [(усваивается) общее Обоим имя Параклита] 1436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1428 Старшим нотарием на соборе был александрийский пресвитер Петр, поэтому, помимо своего председательства на соборе, св Кирилл принимал самое деятельное учасие в составлении всех актов и посланий собора Можно думать, что все они составлены, или, во всяком случае, редактированы св. Кириллом. 1429 В это время, думаем, пришел на собор Кандидиан с депутатами от 68, и произошло то, что мы уже описали. Раньше этот приход поместить нельзя, потому что после прочтения Кандидианом сакры Παντων было бы излишне читать сакру ρτηται, а позже поместить его нельзя потому, что в следующей речи св Кирилл уже ссылается на сакру Παντων. 1435 Достопримечательно, что послание это, очевидно, в соответствие делению анафематизмов на 12 пунктов, разделено на 12 глав, но так, что анафематизмы являются 12 -ой главой послания. 1438 Так, не говорится в соборных актах, чем были заняты отцы собора во время двукратного путешествия к Несторию соборных депутатов, на что потрачено было, конечно, много времени. „Мы долгое время не переставали просить Нестория“ (через стражу, окружавшую его квартиру), докладывали депутаты собору. М. IV, 11370. Д.В.С. I 2 , 202. 1442 Здесь особенно заметно, что в актах собора есть пропуски, так как между чтением послания Капреола Карфагенского и приговором о низложении Нестория нет никакой связи. 1443 „Господь наш И. Христос, на Которого он изрыгает хулы, устами сего святейшего собора определил лишить его, Нестория, епископского сана ( λλτριον εναι τν ατν Νεστριον το πισκοπικο ξιματος) и отлучить от общения церковного ( κα παντς συλλγου ερατικο)так оканчивается ,, πφασις ξενεχθεσο κατ Νεστορου, καθαιροσα ατν“ М. IV, 1212С. Д.В.С. I 2 , 236. 1444 Cyr., Ep. XXIV (22) ad der. et рор. Alex. (E κα πλαττερον) M. gr. 77, 137C. M. IV, 1241E. Д.В.С. I 2 , 248. 1445 Καθαρεσις πεμθφεσα· ατφ τ παριον το καθαιρεθναι ατν“, так надписывается это извещение, a после текста извещения имеется и специальная заметка, что оно отправлено Несторию на другой день по низложении (М. IV., 1228А-В. Д.В.С. I 2 , 241–242). В коптских актах говорится, что оно было прибито к дверям квартиры Нестория. Kraatz, op. cit., 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вторая часть послания содержит в себе священные и канонически аргументы, которыми отвергается право собственности монаха. На первом плане стоят в этом отношении несколько выдержек из творений св. Василия Великого 1427 , затем следует толкование Аммония пресвитера на 1–2 ст. V главы книги Деяний Апостольских 1428 и изречения св. Григория Богослова , св. Ефрема Сирина , св. Нила Синайского , святого Иоанна Лествичника 1429 и наконец два свидетельства от старчества 1430 . Из аргументов канонического характера в послании находятся четыре канонических правила. Одно взято «от книги Божественных повелений Иустиниана различная заповеди» 1431 , другое «от различных тител, рекша грани Иустиниана царя новых заповедей» 1432 ; третье есть ничто иное, как шестое правило перво-второго Константинопольского собора 1433 . Один из приводимых канонических документов Даниил скрывает под неопределенным названием «от иных» (т. е. книг) 1434 . Все приведенные Даниилом свидетельства вполне констатируют его положение о непозволительности иноку иметь личную, отдельную от монастыря, собственность. Содержание третьей части послания состоит из обличений и корыстолюбия иноков, чванства некоторых из них, когда из последних находились такие, которые гордились знатностью своего происхождения и другими преимуществами. Факты превозношения знатностью своего рода должны были быть постоянным явлением в Волоколамском монастыре, потому что в число его иноков поступали большею частью люди знатного происхождения 1435 . В самостоятельных (т. е. первой и третьей) частях послания встречаются отдельные места, которые написаны живо и не без увлечения. Особенно это имеет значение в отношении тех случаев, когда автор сравнивает первое золотое время (при основателе монастыря) подвигов волоколамских иноков, когда они всецело предали себя делу Божию и твердо и свято хранили монастырский устав. Послание Даниила в Волоколамский монастырь ценно в историческом отношении, потому что оно дает историку некоторые характерные черты для знакомства со внутреннею жизнью этого монастыря, равно как и характеризует собою все вообще монашество XVI в., когда нравственная деморализация его сделалась общераспространенным явлением, когда в таком благоустроенном и основанном на твердых нравственных началах монастырь, как Волоколамский, и то пробиваются следы нравственного упадка и даже во время, непосредственно следовавшее за смертью его основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010