Итак, сэр Бернард Перс проводил нас на корабль. Мы оказались в трюме. Каждой семье было отведено крохотное местечко – по числу членов семьи. Время от времени мы выходили на палубу. Стоя рядом со взрослыми, я смотрел, как белый след бежит за кораблём в темной воде. Я понимаю, почему море называют Чёрным, – из-за темно-синей, почти черной воды. Нас сопровождали дельфины, тоже черные. Они выпрыгивали из воды – ловили отбросы пищи. Конечно, это отвлекало, но всё же было трудно, условия были действительно тяжёлые. Я помню, что много плакал. И конечно, детский плач утомлял и без того измученных взрослых. Комендант этого трюма генерал Стреха наводил на меня нешуточный страх. Он появлялся на лестнице, по которой мы спускались в трюм, и когда я плакал, он кричал: «Владимир, замолчи!» Помню, что мне было страшно, неуютно и трудно. Взрослые страдали от качки, многих тошнило. Вот в каких условиях мы плыли. Греция Наконец мы приплыли в Грецию, в Солунь. Там был карантин – нас мыли, купали, дезинфицировали под душем и в ваннах. Это был город Салоники, или Солунь, как называли его греки. Здесь проходил Солунский фронт. Сербскую армию возглавлял сам наследник престола королевич Александр Карагеоргиевич. Там всё было разбито, уничтожено. Весь Солун после военных действий был сильно разрушен. Никакого другого транспорта не было, только подвода, запряжённая волами. Я уже касался этого момента и рассказывал, как я вдруг из того, что представлялось адом – не только на корабле, но и до этого, – вдруг оказался в раю. Первый священник, с которым я тогда встретился в своей жизни, был сербом. И вероятно, не случайно потом Бог привёл меня к тому, чтобы я стал именно сербским священником и пробыл на этом посту, как в Югославии, так и за границей, вплоть до моего переезда в Америку, где я тоже был сербским священником. Я полюбил сербов. Я полюбил Сербскую Церковь . Я почувствовал, что Сербия – родная для меня страна. «Моя Сербия», как сказал дедушка. Она стала моей Сербией тоже. Я понял, что он имел в виду. Я понял, что Сербия дала нам, русским беженцам, рай на земле в известном смысле, как и то, что всё, что было до этого – и на корабле, и до корабля, – было адом на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

IV в., Музей изящных искусств, Бостон; мраморные статуэтки с морским чудовищем, заглатывающим И., с И., спящим под тыквенным деревом, и с молящимся И., созданные в М. Азии, ок. 280-290, Кливлендский художественный музей, США, и т. д.). В нач. IV в. композиции с образом И. появились среди сцен рыбной ловли и жизни обитателей моря в напольной мозаике соборной базилики в Аквилее. «История прор. Ионы» представлена на пиксиде слоновой кости из Вост. Средиземноморья (VI в., ГЭ). По мнению В. Н. Залесской, этот сюжет воспринимался «как символ спасения и воскресения Иисуса Христа, что соответствовало литургическому назначению пиксиды как хранилища просфоры» ( Залесская В. Н. Памятники визант. прикладного искусства IV-VII вв./ГЭ. СПб., 2006. С. 148). Т. о., сохранившиеся памятники свидетельствуют о раннем сложении иконографии И. Причем его облик оставался практически неизменным на протяжении веков. Темноволосым средовеком с большой плешью, с короткой округлой бородой он представлен на мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565). Сходным образом, но со светлыми волосами, правой рукой благословляющим, а в левой держащим свернутый свиток И. изображен на миниатюре из сир. Библии кон. VI - нач. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 178v). Таков его образ в росписях храмов Вознесения в Милешеве, Сербия (до 1228), св. Апостолов в Фессалонике, Греция (1312-1315), праведных Иоакима и Анны (Кралевой) в мон-ре Студеница, Сербия (1314), и др. Однако есть отклонения от привычного типа изображения. Так, на мозаике Палатинской капеллы в Палермо (50-60-е гг. XII в.) И. имеет сходство с ап. Лукой: у него довольно длинная челка с завитками над центральной частью лба. Вариации в стандартных типах изображения ветхозаветных пророков, не влияющие на их идентификацию, были и в палеологовскую эпоху (напр., в росписи Введенской ц. мон-ря Ново-Павлица, Сербия, до 1389, у И. не округлая, а заостренная борода). В рус. искусстве изменения в облике И. происходят в кон. XVII в. (напр., в росписи собора костромского Ипатиевского мон-ря, 1682).

http://pravenc.ru/text/578248.html

Валентина Слободян (Украина), Сергей Катьер (Беларусь), Симо Брдар (Сербия) Иерей Алексей Шумаков (Россия) постановило присудить следующие премии: ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Яна и Лив " , режиссера Тереса Алберга, Швеция СЕРЕБРЯНЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Чай вдвоем " режиссера Виктории Лопач, Россия БРОНЗОВЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Папа – моргана " режиссера Синиша Видович, Сербия ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ Фильму " Вечерняя песня " режиссера Фрауке Тилеке, Германия СЕРЕБРЯНЫЙ ДИПЛОМ Фильму " Очная ставка " режиссера Игоря Хомского, Россия БРОНЗОВЫЙ ДИПЛОМ Фильму " План мести " режиссера Константина Бурова, Болгария ДИПЛОМ " За внимание к проблемам внутреннего мира человека, оказавшегося " на дне " фильму " Исповедь проблемного человека " режиссера Екатерины Жулиной, Украина ДИПЛОМ " За летопись уходящего поколения " фильму " Колиш " режиссера Екатерины Маховой, Беларусь ДИПЛОМ " За взгляд на мир глазами ребенка " фильму " Марик " режиссера Иры Према, Россия КОНКУРС ФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ Международное жюри в составе: председателя – Илия Бурляев, Дария Бурляева, Александр Бессонов, Лиза Мелешко, Маша Руденко, Алёна Попова, Дмитрий Носов постановило присудить следующие премии: ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Услышь шёпот звёзд " режиссера Михаила Мелтева, Болгария. СЕРЕБРЯНЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Невинное создание " режиссеров Евгения Юликова и Юрия Бердникова, Россия. БРОНЗОВЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Лягушачий король " режиссера Франциско Буха, Германия ДИПЛОМ " За лучшее изобразительное решение " фильму " День рождения Алисы " режиссера Сергея Серёгина, Россия. ДИПЛОМ " За преодоление границ между странами и народами " фильму " Моцарт в Китае " режиссера Бернда Нойбургера, Австрия. ДИПЛОМ " За оригинальность идеи фильма " фильму " Новогодние приключения в июле " режиссеров Елены Туровой и Ивана Павлова, Беларусь. КОНКУРС КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ Международное жюри в составе: председатель – Сергей Зайцев, (Россия), Владимир Краев (Болгария), Воислав Мирич (Сербия), Ирина Нарбекова (Белоруссия), Иерей Алексей Носач (Россия)

http://religare.ru/2_65574_1_21.html

Москва, 1999 —171— —172— —173— 1 Попов В.И. Краткий очерк истории Сербской Церкви до падения царства сербского.//Труды Киевской Д. А., сентябрь, 1866. – Киев, 1866. С. 94. 3 Пичета И. Очерк истории Православной Сербской Церкви//Православное обозрение, I полугодие. – М., 1870. С. 92. 6 См.: Дмитриев П.А., Сафронов Г.И. Сербия и Россия (страницы истории культурных и научных взаимосвязей. СПб., 1997. С. 6–7. 7 Сингел Савва (Милошевич). Православные монастыри в истории сербского народа. – Загорск, 1983. Машинопись. С. 111–120. 8 Пичета И. Очерк истории Православной Сербской Церкви//Православное обозрение, I полугодие. – М., 1870. С. 632. 12 Дмитриев П.А., Сафронов Г.И. Сербия и Россия (страницы истории культурных и научных взаимосвязей. – СПб., 1997. С. 8. 14 Скерлич И. История новой сербской литературы. – Белград, 1921. С. 356–357. Цит. по: Дмитриев П.А., Сафронов Г.И. Сербия и Россия (страницы истории культурных и научных взаимосвязей. – СПб., 1997. С. 142–143. – Примечание поставлено произвольно! – пояснение электронной редакции. 18 В. З. Завитневич. Владимир Святой как политический деятель//Владимирский сборник в память 900-летия крещения Руси. – Киев, 1888. С. 211. 20 Проф. прот. И. Белевцев. Образование Русской Православной Церкви.//Богословские труды, 28. – М., 1987. С. 77. 22 А. Поппэ. Политический фои крещения Руси (русско-византийские отношения в 986–989 гг.)//Как была крещена Русь. Изд. 2-е. – М., 1990. С. 238. 29 Ф. Я. Фортинский. Крещение кн. Владимира на Руси по западным известиям//Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца. 2 кн. 31 В.З. Завитневич. Владимир Святой как политический деятель//Владимирский сборник в память 900-летия крещения Руси. – Киев, 1888. С. 4. 39 Н.И. Коробка. К вопросу об источнике русского христианства//Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук, 1906. Т. XI, кн. 2. 40 А. И. Соболевский. Ответ Н.И. Коробке//Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук, 1906. Т. XI, кн. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В покоренных землях не было предела унижениям православного народа и православной веры. Турки даже не убоялись сжечь мощи святого Саввы! Из христианских семей забирали младенцев-мальчиков, «турчили», то есть исламизировали их, и воспитывали из них янычар. Значительные привилегии, которыми пользовались мусульмане, должны были склонить малодушных и страждущих от нищеты и поборов к принятию ислама. Часть славянского населения Боснии и южной Болгарии приняла ислам (еще до прихода турок Православие было здесь ослаблено распространением ереси богумильства). Была в большой мере исламизирована и совершенно непросвещенная Албания. Сербы оказались в исламских клещах, которые вытесняли их с родной земли. После очередного восстания в конце XVII века произошел массовый исход сербов в Австрию, и на опустошенные южносербские земли хлынули волны албанцев и турок. Австрийцы высоко ценили воинскую доблесть сербов и расселяли их вдоль турецкой границы. В пределах Австрийской империи возникла автокефальная Церковь с резиденцией первоиерарха в городе Сремски Карловцы. Начавшееся в первые годы XIX века восстание принесло сербам частичную свободу: из подвластных туркам сербских земель выделилось маленькое автономное Сербское княжество, ставшее после 1878 года независимым королевством. В пределах этого государства возродилась автокефалия Сербской Церкви, включенной при турках в состав Константинопольской Патриархии. Самые страшные страдания принес сербам XX век. Летом 1914 года австрийский серб убил австро-венгерского престолонаследника. Одряхлевшая Австро-Венгрия и авантюристическая Германия использовали этот предлог для развязывания Первой мировой войны, первой жертвой которой стала Сербия. Ей был предъявлен ультиматум, принятие которого означало потерю государственного суверенитета. (Подобный ультиматум пытались навязать сербам в 1999 году на переговорах в Рамбуйе.) К удивлению всех, Сербия, не желавшая войны, приняла все пункты ультиматума, кроме одного. Война все же началась, и Сербия оказалась в ее эпицентре. На стороне германцев выступили Турция и Болгария. Сербы пережили отступление под давлением многократно превосходящих сил противника, оккупацию, репрессии против австро-венгерских сербов. Доныне хранят сербы живое чувство признательности русским братьям, вставшим под водительством Царя-мученика на защиту сербского народа в ту судьбоносную годину. И каким хамским невежеством звучал лейтмотив продажных проамериканских газет и телеканалов, предостерегавших русский народ в 1999 году от помощи сербам: «Вступившись за сербов, Николай II сделал большую ошибку, которая дорого обошлась и ему, и России»! У православного славянства общая судьба. И немцы, решив свои задачи на Западе, неизбежно обратились бы и против России, даже если бы она и захотела остаться в стороне, как, кажется, и пытался Сталин в 1939–1941 годах.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Кончая эту часть Воспоминаний об о. Феодоре, позволю себе заметить, что письма мои, касающиеся его, собственно, кроме этого, биографического значения, представляют и довольно цельную картину вообще академической жизни того времени. Но картина эта была бы несравненно полнее и живее, если бы я не был ограничен в своих выписках специальным предметом настоящей монографий. Для истории академической жизни в конце 50-х годов, – в письмах моих остается много еще неиспользованного материала. Прот. В. Лаврский Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян: Старая Сербия и Македония. Черногория//Богословский вестник 1906. Т. 3. 11. С. 554–569 (2-я пагин.) —554— Старая Сербия. – Празднование столетней годовщины рождения сербского добротвора, основателя призренского богословского училища, С.А. Игумнова. – Двадцатипятилетний юбилей служения в священном сане Высокопреосвященного Никифора, митрополита рашско-призренского. – Призренское богословское училище. – Македония. – Кончина и погребение двух архипастырей скопийской епархии: высокопреосвященных митрополитов Фирмиллиана и Севастиана. – Избрание архимандрита хиландарской лавры Викентия на скопийскую митрополию и посвящение его в Митрополита скопийского. – Черногория. – Послание высокопреосвященного Митрофана, митрополита черногорского, в ответ на окружную грамоту Константинопольского патриарха Иоакима III по вопросам общецерковного характера. – Архипастырская деятельность черногорского митрополита. Учреждение Синода или духовного совета и консистории. Старая Сербия. Православные сербы рашско-призренской митрополии торжественно праздновали в 1904-м году столетнюю годовщину рождения своего великого добротвора, основателя призренской богословий (семинарий), Симеона Андреевича Игумнова 3227 . Поучительна жизнь этого почтенного деятеля. Родился он 30 января 1804 г. в г. Призрене. По окончании основной школы, поступил рабочим на одну из табачных фабрик (тогда было их много по р. Быстрице). При чрезвычайно скромной жизни накопил несколько денег и сам завел небольшую табачную фабрику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В наших сердцах живет Сербия» Маленькая страна оказалась не по зубам мировому капитализму, нашествию денег, бесовщины, бездуховности, мракобесия, американщины 22.10.2016 881 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , с 17 по 20 октября российская делегация в составе Анатолия Степанова и Владимира Крупина находилась с рабочим визитом в Сербии. Своими впечатлениями от поездки поделился в интервью «Русской народной линии» член делегации, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы, сопредседатель Союза писателей России, член центрального совета «Русского Собрания» русский писатель Владимир Николаевич Крупин : Я думаю, что многие знают прекраснейшую, выверенную веками сербскую пословицу: «На небе Господь, на земле Россия». Это очень точно сказано. Сербия — это наши главные, единственные, а, может быть, даже последние братья в эту эпоху, на этой земле, которых предали мы недавно. Я думаю, каждый из нас виноват, и покаяние надо приносить. Я видел следы бомбежек, следы руин, слышал рассказы, как это все было безжалостно, как американцы, НАТОвские войска хладнокровно бомбили Сербию. Страшно всё это... Вместе с тем, впечатление остаётся самое отрадное. Я в Сербии второй раз, в отличие от Анатолия Дмитриевича Степанова, который там много раз бывал, знает всё хорошо, и его там очень хорошо знают. Но тогда у меня поездка была более официальная: я прилетел, выступил и улетел. А сейчас поездка была паломническая. Мы были и в монастырях, мы были на месте гибели нашего великого воина полковника Николая Раевского, внука того генерала Раевского, который участвовал в Бородинской битве и сказал своим сыновьям: «Куда мы идем? Мы идем умирать за Россию». Там церковь, там память о России на каждом шагу. Там писатель (и председатель Русского Собрания в Сербии) Ранко Гойкович выпустил книгу, двухтомник: первая — «Знаменитые сербы в истории России» и вторая — «Знаменитые русские в истории Сербии»... На каждом шагу, конечно, память о России. Мы видели храм святителя Саввы, который возвышается над Белградом. Там река Сава, река Дунай и храмы покаянные, архитектура сохранённая, памятники, незабываемое кладбище Ново Гробле, там, где возвышается Архангел Михаил, разрывающий цепи, и написано: «Спите, орлы боевые». Там такое количество могил, в таком прекраснейшем порядке. Это образец не только для любой страны Европы, но и образец для нас тоже, как надо хранить могилы, память о людях.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/22/v_...

католиков-сербов), но с условием совершать богослужение на славянском языке. И после долгих переговоров наконец заключен конкордат между Черногорией и Ватиканом, – по коему верховный надзор над черногорскими католиками в религиозном отношении имеет их антиварский епископ, а во всем прочем князь и его наместники… В Сербии дело иного рода. Католиков в Сербии вообще не много, а католиков сербских подданных совсем мало. А если это так, то какая необходимость для Сербии заключать конкордат с папой, и кому он будет полезен? В самом деле, чего желают католики и их папа в Сербии – чисто православном государстве? Если Сербия уступит желанию католической Австрии и позволит католическим миссионерам разгуливать в ней, тогда этим католикам нечего будет там делать, разве только совращать православных сербов в латинство. 1135 Но это-то и есть последняя цель папского конкордата с Сербией, как и всех вообще папских конкордатов с православными государями. Дай Бог, чтобы Сербия не поддавалась римским проискам и добровольно не создавала бы себе новый вопрос – римско-католический. Её должны предостеречь от сего хотя бы те печальные последствия римско-католической пропаганды, которые имеют место в родственных ей Боснии и Герцеговине. На четвертом международном старокатолическом конгрессе, происходившем в августе 1897 года в Вене, были представители и сербской православной церкви: архимандрит Иларион Весич, директор гимназии в г. Скопии (представитель сербского митрополита) и проживающий временно за границей сербский епископ Никанор Ружичич. Приветственные речи их приняты были членами конгресса с живым сочувствием. – В ноябрьской и декабрьской книжках «Весника српске цркве» 1897 г. помещена статья проф. С. М. Веселиновича под заглавием: «Старокатолицизам у Aycmpo-yrapckoj мonapxuju». Отмечаем эти факты, как свидетельствующие о некотором —341— оживлении интереса к старокатолическому движению среди православных сербов. В заключение обозрения церковной жизни в королевстве Сербии отметим церковно-народные торжества по случаю перенесения 30 сентября 1897 года из Вены в Белград бренных останков знаменитого сербского ученого, основателя сербской новой литературы, собирателя и издателя произведений сербского народного творчества, установившего нынешнее сербское правописание, Вука Стефановича Караджича (род.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общие понятия о славянах А. Сербы Общия понятия о сербах Сербское княжество 1. Сербия с VII века до начала династии Неманичей 2. Сербия от начала династии Неманичей до покорения её Турциею 3. Сербия со времени покорения её Турциею до восстания сербов Восстание сербов и образование особого сербского княжества Начало и утверждение христианства в Сербии Состояние, иерархии Содержание духовенства Богослужение Монастыри Святые сербской церкви Состояние просвещения Учебные заведения Писатели Черногория Местность Историческая судьба Черногории Черногория под властию банов Черногория под властию митрополитов Черногория под властию князей Христианство и духовенство Состояние, просвещения Босния Местность страны Историческая судьба Боснии Состояние христианства Храмы Духовенство Состояние просвещения Герцеговина Местность страны Историческая судьба Герцеговины Бедственное состояние христианства Храмы и монастыри Иерархия и духовенство Состояние просвещения Б. Болгария Местность страны Историческая судьба Болгарии Первое болгарское государство (660– 1019 г) Второе болгарское государство, и покорение его Турциею Бедствия православной церкви в Болгарии Состояние иерархии Архиепископия первого болгарского царства (870– 1185 г) Архиепископы первого болгарского иарства Архиепископия– патриархия второго болгарскою царства (1185 – 1394 г) и по падении сего царства до 1767 года А) Терновский патриархат (1185– 1394 г) Патриархи терновские Б) Охридская архиепископия (1185– 1767 г) Епархии охридской архиепископии Охридские архиепископы второго болгарского царства до 1767 года Болгарская иерархия с 1767 года по настоящее время Церковно-болгарский вопрос Состояние просвещения Краткия сведения о болгарской литературе, и о писателях Состояние веры и нравственности Святые болгарской церкви B. Румыния Местность Историческая судьба Румынии Молдавия под властию туземных господарей до назначения князей-фанариотов (1359– 1711 г) Валахия и Молдавия под властию князей-фанариотов (1716– 1822 г) до соединения обоих княжеств в одно государство Состояние христианства в Румынии Иерархия Митрополия молдавская Епархии молдо-власийския Богослужение Монашество Состояние просвещения  

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

По уставу управление орденом передавалось кардиналу-протектору (через 5 лет управление орденом кларисс возвращено генеральному министру ордена францисканцев, но впосл. мн. общины кларисс вновь были подчинены местным епископам). В уставе, составленном Орсини, орден кларисс был впервые официально назван орденом св. Клары (Ordo Sanctae Clarae), а святая признана его основательницей. В нояб. 1262 г. Орсини упоминался как «кардинал-инквизитор»: в его задачу входила борьба с еретическими движениями в Папском гос-ве. На консистории 22 мая 1262 г. папа Урбан IV возвел в кардинальское достоинство племянника Орсини - Маттео Россо Орсини, что укрепило положение буд. понтифика в коллегии кардиналов. В кон. 1262 - нач. 1263 г. Орсини по поручению папы участвовал в переговорах о передаче Сицилийского королевства Карлу Анжуйскому, младшему брату кор. Людовика IX Святого. Орсини сохранил влияние и при следующем папе Римском Клименте IV (1265-1268), в выборах к-рого он принимал участие. 28 июня 1265 г. именно он с 3 др. кардиналами совершил церемонию инвеституры Карла Анжуйского как короля Сицилии. Напротив, папа Римский Григорий Х (1271-1276) (в его выборах Орсини также участвовал), по-видимому, не доверял ему, опасаясь его влияния. Кардинал не принимал участия в заседаниях Лионского II Собора (1274) и в работе конклава, собравшегося после смерти Григория Х (янв. 1276). Влияние Орсини вновь возросло во время кратких понтификатов Иннокентия V (янв.- июнь 1276), Адриана V (июль-авг.; Орсини участвовал в конклаве, избравшем этого папу) и Иоанна XXI (сент. 1276 - май 1277; Орсини принимал участие в его выборах и 20 сент. 1276 как кардинал-перводиакон совершил папскую коронацию). Орсини стал настоятелем рим. базилики св. Петра (18 окт. 1276), при нем число каноников при соборе увеличилось с 22 до 30 чел. Он разработал план строительства на Ватиканском холме папского дворца, к-рый должен был заменить Латеранский дворец. В качестве папского легата в 1276 г. участвовал в переговорах в Витербо о мире между Карлом Анжуйским и герм.

http://pravenc.ru/text/2566082.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010