При всей своей «художественности» «Индийские письма» представляют собой на редкость содержательное, могущее служить источником серьезных и основательных познаний произведение. В некотором смысле они раскрывают для нас самую душу двух очень своеобразных, непохожих на прочие, народов — сербского и индийского, говорят об их вере и сомнениях, истории и настоящем, чаяниях и скорбях. Почему именно Сербия и Индия? Казалось бы, эти страны настолько далеки одна от другой, настолько непохожи… Впрочем, почему Сербия — гадать не приходится. Православная Сербия с ее героической и вместе трагической историей бесконечно дорога сердцу владыки Николая. И по его мысли в этой истории — превосходная иллюстрация того, как народ делает свой выбор между двумя царствами — Небесным и земным, теряя земное и предпочитая Небесное. Выбор этот очень поучителен для современного мира, отдающего предпочтение земному и в результате постепенно теряющего всё. Между тем Сербия с ее удивительным своеобразием, с ее верой, с ее историей и обычаями, с ее преданностью Православию до смерти недостаточно известна сегодня, в том числе и нам — . И искреннее желание святителя Николая — сделать сербский опыт, опыт стояния в вере и за веру до конца, доступным и открытым для всех, кто захотел бы к нему прикоснуться и его воспринять. Он сам всей душой любит свою родину и желает, чтобы так же от души полюбили Сербию все, кто узнает ее. Неудивительно и то, что владыка решает обратиться к индийской теме. Если когда-то Индия была колонизирована Европой в лице британцев, то в ХХ столетии произошло нечто обратное. Европа столкнулась с индийским религиозным и философским феноменом и была зачарована им. Очень образно и емко пишет об этом в одной из своих книг современный церковный автор архимандрит Рафаил (Карелин): «Ворота Гималаев и Тибета приоткрылись, и на христианский — теперь уже, увы, нехристианский мир обрушились потоки восточной пантеистической мистики, оккультных систем, буддийских, индуистских, китайских религий, перемешанные с каббалистикой и различными руководствами по магии. Это вторжение по своим масштабам превосходит нашествие гуннов и монголов. Если поток гуннов захлебнулся на Каталаунских полях, то этот поток не встречает перед собой никаких преград. В столицах Европы рядом с христианскими храмами и древними европейскими университетами строятся капища Шивы и Будды, вместо креста христиане–отступники вешают себе на грудь амулеты в виде белых слонов, ступы Шивы, каббалистические знаки, талисманы и даже изображение демона. В иных христианских странах становится больше восточных ашрамов, общин кришнаитов, буддистов, шиваитов, чем .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Иногда десятки километров течёт она в толще мёртвой породы и кажется, что никогда уже не увидит родной синевы славянского неба. Так вот, в 20-м веке Сербия в этот исторический период стала, быть может, такой подземной рекой славянского мира, которая именно здесь, в Сербии, и именно в это время вырвалась на поверхность, пробудив нашу родовую память, снова воззвав к органической славянской жизни, да и не только к славянской. Святитель Николай Сербский говорит, что " когда речь заходит о Европе, я больший оптимист, нежели Фёдор Михайлович Достоевский, также почитавший её священные камни, но всё же более мрачно смотревший на обозримое будущее древнейшего континента " . А святитель Николай Сербский верил в возрождение, в восстание Европы. Может быть, залог его веры - это и события на Косове как реальное тому подтверждение. 12 итальянских солдат, которые приняли православие в монастыре Высокие Дечаны, где с древних фресок смотрят на нас святые с обнажёнными мечами и Христос с мечом в деснице, говоря, что " не мир Я принёс вам, но меч " . И православная Сербия - с мечом в руке, но и с крестом точно так же, как святитель Пётр Цетинский вёл когда-то в бой свой народ в буквальном смысле с мечом в одной руке и с крестом в другой, противостоит мечом тайне беззакония. Православная Сербия - наша родная славянская сестра. И, безусловно, в главном сербы такие же, как и мы, русские. Но в то же время у каждого славянского народа, как и у любого народа вообще, есть своё неповторимое лицо. И когда Сербия уже в новое время являет нам такие дивные примеры, как святитель Николай Сербский и преподобный Иустин (Попович), как король-мученик Александр Кара-Георгиевич, покровитель русской белой эмиграции и одновременно палач масонской военизированной организации " Чёрная рука " . Калёным железом он выжег эту заразу в Сербии. Такие, как Димитрий Лётич, его верный соработник и друг святителя Николая Сербского. Погребая этого верного сына сербского народа, святитель Николай Сербский сказал: " Мы хороним политика мирового масштаба " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

В мозаиках Дафни (посл. треть XI в.) и в ц. Марторана в Палермо (Сицилия, 1143), в росписи Введенской ц. мон-ря Нова-Павлица (Сербия, до 1389) фигура дана в более свободной позе. В последнем памятнике Д. представлен средовеком с короткой бородой. Этот образ формой и длиной бороды напоминает один из иконографических типов прор. Моисея, напр. в росписях ц. Вознесения в Милешеве (Сербия, 20-е гг. XIII в.), его волосы встрепаны, одежда проще, чем изображается обычно. Эти небольшие иконографические изменения встречаются также в ц. Вознесения в мон-ре Раваница (Сербия, ок. 1387). В монументальных росписях образ Д., как и др. пророков, помещался в барабане (ц. Рождества Христова на Красном поле в Новгороде, 1381-1382), на подпружных арках (Благовещенский собор Московского Кремля, сер. XVI в.), на столпах. По наблюдению Л. Д. Попович, в росписи 4 храмов периода св. кор. Милутина (1282-1321): праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (Кралева ц.) (Сербия, 1314), св. Никиты близ Скопье (Македония, до 1316), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия, ок. 1320) - фигура Д. отсутствует в барабане среди больших пророков (его место занимают др. пророки, напр. Моисей), но есть в др. частях росписи указанных церквей. В иконописи Д. всегда представлен в пророческом ряду высоких иконостасов, в композициях «Похвала Богоматери» и др., объединяющих изображения Богородицы на троне и пророков. Его образ рассматривается в патристике как прообраз Воскресения Христова и триумфа Христа. Под влиянием богословских комментариев на толкование Д. сна библейского царя Навуходоносора (Дан 2. 27-46) сложилась иконография иконы Божией Матери «Гора Нерукосечная» . Иногда это видение о горе, камне, истукане изображалось в полном соответствии с текстом (фрагмент медных врат сев. входа в Благовещенский собор, кон. XVI - нач. XVII в., ГММК). Видение Д. о 4 царствах входит важной частью в изображение Страшного суда. Иногда в композицию включается ангел, объясняющий Д. это видение (икона «Страшный суд», 2-я пол. XVI в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Часто поневоле сравниваешь — как у сербов? У сербов нам надо многому поучиться. Я не идеализирую Сербию. Сами сербы очень критически оценивают поступки и своего правительства, и какие-то взаимоотношения, которые могли бы быть покрепче, получше, подальновидней. Но то, что сербы для нас пример, это точно. Особенно в духовных вопросах. Несомненно. В последний день мы ездили в монастырь Раковица поклониться могилам Патриарха Димитрия и, конечно, великого Патриарха Павла. Там нет времени, чтобы не было людей, поклонения, цветов. Патриарх Павел давал образец служению Господу Богу в тяжелейшие времена с честью и достоинством. Конечно, возникал вопрос о Косово, я даже не знал, а должен был знать, что Косово — это тоже поле Куликово. Кулик и кос — та же птичка. Это два поля Куликовых, в которых мы и сербы победили. Победа была духовной, потому что Косовская битва не ослабила православные чувства сербов. Они не исчезли с лица земли, они сохранили дух, сохранили Православие. И в теперешнее время они вспоминают горький упрек Патриарха Павла, который с горечью сказал сербам: «Если сербская женщина делает семь абортов, а албанская рожает семь детей, то Господь отдаст эту землю тому, кому она нужнее». Это горький упрек, который можно и нам сказать. Сколько у вас детей? Два-три. А сколько у татар, у башкир? Почему до сих пор нет закона о запрете абортов? Мы что, жить не собираемся? Или думаем, что внукам будет легче, чем нам? Наоборот, все идет по нарастающей. Злоба к России не будет уменьшаться. Думаете, что, победив в Сирии, мы победим и в остальных местах? И поэтому, повторяю, отношение к нам самое хорошее. В застольях, кончено, возглашались здравицы за Россию. Это ощущение, что не там моя Сербия отныне, а здесь моя Сербия — в сердце. И слова-то близкие - «сердце» и «Сербия». Эти просторы. Мы много ездили, кругом распаханные поля. Мы улетали, была осень, а там летнее состояние, солнечное состояние, ощущение теплой братской страны. Я всегда любил Сербию. Я видел, что русские люди - Хомяковы, Аксаковы, Киреевские и герои литературных произведений - стремились в Сербию, на помощь братскому народу.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/22/v_...

М. Муретов Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян: Македония. Старая Сербия. Королевство Сербия. Черногория//Богословский вестник 1897. Т. 2. 4. С. 106–126 (2-я пагин.) —106— Македония. Греко-сербская распря по поводу назначения митрополита в г. Скопию (Ускюб). Римско-католическая пропаганда. – Старая Сербия. Избрание митрополита в рашско-призренскую епархию. Биографические сведения о новоизбранном митрополите. Сербская богословско-учительская семинария („школа“) в Призрене. – Королевство Сербия. Коренное переустройство белградской духовной семинарии („богословии“). К вопросу об учреждении богословского факультета при Великой школе в Белграде или особой духовной академии. Крупное пожертвование на этот предмет. Законопроект о возобновлении и ремонте на государственные средства монастыря Жичи. Король сербский Александр в хиландарском монастыре, на Афоне, и в Риме. Слух о заключении конкордата между папским престолом и Сербией. – Черногория. По поводу перехода в католичество черногорской княжны Елены, супруги итальянского престолонаследника. Двухсотлетний юбилей правящей династии Петровичей-Негошей. Учреждение в Цетцииье музея и государственной публичной библиотеки. Македония – это тот уголок Балканского полуострова, который представляет собой зрелище постоянной племенной и религиозной вражды. Будучи оставлена Берлинским конгрессом за Турцией, Македония сделалась источником постоянного беспокойства для всего полуострова. На неё заявляют свои притязания все балканские народности – болгары, сербы, греки, и потому она постоянно служит яблоком раздора между ними. В Македонии идёт постоянная ожесточённая борьба между греческим, болгарским и сербским элементами, борьба, которая часто приводит к печальным столкновениям. Но болгары в последнее время несколько удовлетворены вселенской патриархией, давшей им в Македонии митрополитов – болгар (в Велесе, Скопии). Зато тем сильнее разгорелась там в конце прошедшего года греко-сербская распря, поводом к чему послужил вопрос о замещении кафедры митрополита в г. Скопии (Ускюбе). С 16-го ноября, когда внезапно скон-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанна Богослова в Земенском мон-ре, Болгария (1354), Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387), св. Петра в Беренде, Болгария (XIV в.). Увеличивается число изображений воинов, напр. в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Сербия (1338-1348), их 17, а в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава, Сербия (до 1418),- 14; образы св. воинов включаются в наиболее важные композиции нетрадиц. иконографии, напр. в Деисус («Небесный двор»): Христу вслед за Богоматерью (Они - в царском облачении) предстоят воины в одеждах вельмож (ц. мон-ря Богоматери Заумской в Зауме близ Охрида, Македония, 1361; ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376). Изображения Г.-воина включаются в портреты ктиторов, где он выступает покровителем земных правителей, напр. в ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия (1208-1209),- Г. рядом со святыми Саввой I и Симеоном Неманей; на зап. стене ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- Г. дарует меч кор. Милутину. В основе иконографии Г. на коне лежит позднеантичная и визант. традиции изображения триумфа императора. Различаются неск. вариантов: Г.-воин на коне (без змея); Г.-змееборец («Чудо вмч. Георгия о змии»); Г. со спасенным из плена отроком («Чудо вмч. Георгия с отроком»). О том, что эти иконографические типы не дублировали друг друга, а воспринимались самостоятельно, свидетельствуют произведения, где одновременно присутствуют неск. вариантов изображения Г. на коне. В числе ранних примеров - фреска XII-XIII вв. скального храма «Трех всадников» в Эски-Кермене (Крым), где отдельными изображениями представлены фигуры (слева направо): Г.-воин (фронтально, с поднятым копьем в правой руке, со щитом за левым плечом, в левой руке - поводья), Г.-змееборец и Г. со спасенным из плена отроком, сидящим за спиной святого на крупе коня. Фреска, созданная, очевидно, греч. мастерами, являлась чтимой святыней греч. населения Крымского п-ова. В визант. искусстве образ Г.-змееборца, основанный на апокрифическом источнике, встречается редко (стеатитовый рельеф XII в., Художественная галерея Уолтерса, Балтимор, США; фреска в ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Певец Олег Погудин, известный исполнитель песен и романсов, которого называют «серебряным голосом России», рассказывает о своей духовной и творческой жизни. См. Также: Олег Погудин о любви. Комментарий к вызвавшей недоумение некоторых читателей одной из фраз в интервью с певцом Олегом Погудиным. Опубликовано в октябрьском 2008, С.65) номере журнала//Фома. - – декабрь 2008. – С.124. – (рубрика « Отклики »). Личное: Ярослав Скворцов . Кресты над Волгой . (О священнике Михаиле Перегудове , который в 1990 году был настоятелем   Храма Михаила Архангела в Норском районе Ярославля). Фото Владимира Ештокина и из семейного архива автора//Фома. - – октябрь 2008. – С.66-67. – (рубрика « Личное »). Позитив: Кит Фордем . Где начинается сердце . Восточная «одиссея» английского Перевод Константина Мацана//Фома. - – октябрь 2008. – С.68-73. – (рубрика « Позитив »). Имеется краткая биографическая справка « Кит Фордэм …» (С.69). Подборка «русских» фотографий известного британского фотохудожника и его сопроводительное эссе к ним. Дело: Валентина Гусева , психолог. Твоя капля в море . Заметки из жизни психоневрологического интерната Фото Мадины Астаховой//Фома. - – октябрь 2008. – С.74-79. – (рубрика « Дело »). Имеется информационная справка «Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Перспективы» опекает…» (С.74). Молодой психолог Валентина Гусева учит пациентов психоневрологического интерната общаться, рисовать, лепить и мастерить. И сама учится у них терпению, радости, любви и вере. Севастополь: православная гимназия у берега моря . Подготовили Елизавета Киктенко и Денис Дегтерев. Фото из архива школы и PhotoXpress//Фома. - – октябрь 2008. – С.80. – (рубрика « Дело »). СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.81-96. (на заставке – фото Владимира Ештокина) Сербия: Братья по вере: Братья по вере . Краткое вступление к теме//Фома. - – октябрь 2008. – С.83. – (рубрика « Сербия: Братья по вере »). «Сербия. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите название этой страны?». Результаты социологического опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru 25 августа 2008 года//Фома. - – октябрь 2008. – С.83. - (рубрика « Сербия: Братья по вере »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-66-...

Н.Д. Тихомиров Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян: Королевство Сербия. Старая Сербия и Македония. Черногория. Митрополия Карловицкая//Богословский вестник 1902. Т. 2. 7/8. С. 535–566 (3-я пагин.). —535— Королевство Сербия. – Статьи нового государственного устава, относящиеся к сербской церкви и духовенству. – Определения Архиерейского Собора, состоявшиеся в 1901 году и некоторые мероприятия и распоряжения епархиальных архиереев. – К построению храма св. Саввы. – Закладка храма на месте могилы добровольца русского полковника Раевского. – К сооружению памятника пок. митрополиту Михаилу. – Условия конкурса на премию пок. архимандрита Никифора Дучича. – К вопросу об улучшении материального положения священников. – Старая Белградская духовная семинария и новая «богословия» св. Саввы в 1900–1901 учебном году. – Двадцатипятилетие сербско-турецкой войны. – Юбилей издателя «Христ. Весника» прот. А. Илича. – † Драгинья Ст. Петровичева. – Переход бывшей королевы Наталии в католичество. – Старая Сербия и Македония. – Архипастырская деятельность Рашско-Призренского митрополита Никифора Перича. – Печальное положение сербской церкви в Старой Сербии и Македонии. – Мысль о восстановлении Ипекского патриархата. – Посвящение архим. Фирмиллиана в Скопийского митрополита. – Закладка сербского храма в Куманове. – – Происки австро-католической пропаганды в Старой Сербии. – Черногория. – Состояние православной церкви в 1901 году. – Новый закон о пенсионном фонде Черногорского духовенства. – Соглашение между Черногорским правительством и Ватиканом по вопросу о коллегии св. Иеронима. – Митрополия Карловицкая. – † Никанор Попович, епископ Темишварский. – Карловицкое богословское училище в 1900–1901 и 1901–1902 учебных годах. – Столетие со дня кончины архим. Иоанна Раича. Его жизнь и ученые труды. – Открытие в Карловцах православно-сербского народно-церковного конгресса. – Притеснения сербских вероисповедных школ и римско-католическая пропаганда в Австро-Венгрии. 6 апреля 1901 года торжественно объявлен новый государственный устав королевства Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Развиваются связи двух стран по церковной линии. Находясь в Москве, глава МИД Сербии провёл встречу с патриархом Кириллом. Сербская православная церковь поддерживает Русскую православную церковь в борьбе за единство канонической территории Украины . Россия выступила против гонений на сербское православие со стороны режима Мило Джукановича в Черногории. Русские помогли сербам достроить собор святого Саввы, работы по возведению которого продолжались более сотни лет, а скульптура основателя Сербского государства преподобного Стефана I Немани работы российского скульптора Александра Рукавишникова украсила обновлённую Савскую площадь в Белграде. 12 апреля Сербия вместе с Россией отметила 60-летие полёта первого в мире человека в космос. «Почта Сербии» выпустила серию юбилейных марок с изображениями Юрия Гагарина, Германа Титова и Валентины Терешковой; набор марок под номером один был отправлен в подарок Владимиру Путину, а под номером два – Александру Вучичу. К славной годовщине посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко опубликовал статью в ведущем и старейшем сербском издании «Политика», где написал: «Наше стратегическое партнерство с Сербией имеет, без всякого преувеличения, космическую перспективу». Это не преувеличение. В 2020 году маленькая Сербия уже подписала соглашение с Китайским национальным космическим управлением и участвует в совместных проектах по строительству станций приёма спутниковых данных, разработке спутниковых систем для обеспечения запуска космических кораблей, по наблюдению за изменением климата. Есть в этом отношении планы и у Белграда с Москвой. Сотрудничая, Россия и Сербия смотрят в будущее. Фото: independent-press.ru Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2021/04/24/rossiy...

поиск:   разделы   рассылка Решение жюри XVIII международного кинофорума " Золотой витязь " конкурс анимационных фильмов Международное жюри в составе: председатель – Геннадий Митник (Россия), Елена Турова (Беларусь), Алексей Колесник (Украина), Божидар Зечевич (Сербия), Наталья Дабижа (Россия), Мария Мусоролиева (Болгария), Отец Олег Безруких (Россия) постановило присудить следующие премии: ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Ангелочек " режиссера Залины Бидеевой, Россия. СЕРЕБРЯНЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Солдатская песня " режиссера Елены Черновой, Россия. БРОНЗОВЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Фантасмагория 2008 " режиссера РасткоЧирича, Сербия и Диплом фильму " Спаси и сохрани " режиссера Евгения Сивоконя, Украина Специальный приз Липецкой Епархии и Диплом " За лучший Православный фильм " фильму " Старинная повесть о жизни и любви " режиссера Ирины Кодюковой, Беларусь. ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ фильму " Про зверей и людей " режиссера Алексея Зайцева, Россия. СЕРЕБРЯНЫЙ ДИПЛОМ фильму " Дочки – матери " режиссера Александра Лукина, Россия. БРОНЗОВЫЙ ДИПЛОМ фильму " Дерево детства " режиссера Натальи Мирзоян, Россия. ДИПЛОМ " За изящество отображения темы " фильму " Про Василия Блаженного " режиссера Натальи Березовой, Россия.ДИПЛОМ " За удачное воплощение классики " фильму " Пудя " режиссера Софьи Кравцовой, Россия. ДИПЛОМ " За оригинальность в анимации " фильму " The Log Jam " режиссера Алексея Алексеева, Венгрия ДИПЛОМ " За самый веселый фильм " фильму " Про собаку Розку " режиссера Андрея Соколова, Россия. ДИПЛОМ " За хорошую идею " фильму " Наброски " – реж. Крунослав Йович, Сербия Специальный ДИПЛОМ жюри " За торжество православных идеалов " фильму " Твой крест " режиссера Станислава Подивилова, Россия. КОНКУРС ДЕБЮТНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ Международное жюри в составе: председатель – Владимир Утилов (Россия), Валентина Слободян (Украина), Сергей Катьер (Беларусь), Симо Брдар (Сербия) Иерей Алексей Шумаков (Россия) постановило присудить следующие премии: ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Яна и Лив " , режиссера Тереса Алберга, Швеция

http://religare.ru/2_65574.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010