О широте взглядов старца Григория относительно Балкан, о глубине его политических воззрений свидетельствуют телеграммы Распутина и письма Государыни Александры Феодоровны, где упоминается Болгария. 3 октября 1915 г. Государыня Императрица Александра Феодоровна - Государю: - Вечером видела нашего Друга у А. и простилась с ним. Он очень просит тебя послать телеграмму королю Сербии, потому что очень боится, что Болгария совсем уничтожит их... 5 октября 1915 г. Манифестом Государя Императора Николая II объявлена война Болгарии. А.И. Спиридович: «О том, что царь Болгарский - Фердинанд Кобургский - враг славянства, знали давно. Он давно находился под влиянием императора Вильгельма. Ждать от него благодарности России за то, что она когда-то сделала для Болгарии, не приходилось». 7 октября 1915 г. Государыня Императрица Александра Феодоровна - Государю: - Противная Болгария двинется теперь на нас с юга, - или ты думаешь, что она обратится лишь против Сербии и Греции? Это подло. Телеграфировал ли ты старому королю Петру, как это так сильно желал наш Друг? Наш Друг был очень доволен твоим указом про Болгарию и нашёл, что он был хорошо составлен. 1 ноября 1915 г. Государыня Императрица Александра Феодоровна - Государю: «Наш Друг был всегда против войны и говорил, что Балканы не стоят того, чтобы весь мир из-за них воевал, и что Сербия окажется такой же неблагодарной, как и Болгария». Государыне можно возразить, что Григорий ошибся. Сербия осталась единственным верными другом России. Заметим, что речь не идёт о сербском народе (и не о болгарском народе), но о Сербии, и Болгарии, как современных государственных образованиях. К сожалению сегодняшние реалии заставляют признать, что утверждение относительно верности Сербии, как европейского государства, справедливо лишь отчасти. Государство Сербия декларирует дружбу с Россией, однако, отказывается признавать Крым российский (утверждение справедливо на 31 марта 2019 года). Из постоянных членов Совета безопасности ООН территориальную целостность Сербии с Автономным краем Косово и Метохия в её составе поддерживает только Россия. В то время как «президент Сербии Александр Вучич заявил, что все страны должны понимать невозможность официального признания Белградом Крыма частью России, поскольку сербская сторона тогда должна будет признать Косово отдельным государством. При этом он сказал, что Сербия остается самым надежным другом Москвы, не признавшим санкции Евросоюза против России».

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/17/...

М., 1998. С. 429–439.) 505 (Кончена династия Обреновичей. – Обреновичи – княжеская (1815–1842, 1858–1882), затем королевская (1882–1903) династия в Сербии. Основатель династии князь Милош Обренович (1815–1839) возглавил в 1815 г. восстание сербов против турецкого ига, а в 1839–1842 гг. Сербией управлял его сын Михаил Обренович. Затем власть этой династии прервалась почти на полтора десятка лет и была восстановлена в 1858 г. Во внешней политике Обреновичи придерживались курса на сближение с Австро-Венгрией. В 1881 г. Австро-Венгрия и Сербия заключили тайное соглашение, по которому Милан Обренович брал обязательства не вести переговоров и не заключать политических соглашений с другими государствами и не разрешать размещение на своей территории чужих войск, даже добровольческих. За это Вена гарантировала сохранение династии Обреновичей и невмешательство в интересы Сербии в Македонии. В 1882 г. Милан Обренович провозгласил Сербию королевством. В правление Александра Обреновича (1889–1903) произошел фактический разрыв Сербии с Россией и подчинение ее Австро-Венгрии. В стране созрел заговор. 29.05.1903 г. король и его супруга были убиты, что стало концом династии Обреновичей. См.: Содомов А. Сербия. М., 1915. С. 17–25. Теплов В. Сербская неурядица. СПб., 1903.) 506 (Провозглашен королем Петр Карагеоргиевич... – Петр I Карагеоргиевич (11.09.1844–16.08.1921) – князь, полковник, король Сербии (1903–1914), король Югославии (1918–1921). Сын сербского князя Александра Карагеоргиевича, свергнутого с престола в 1858 г. Родился в Белграде. Учился в Женевеи Париже, закончил французскую Сен-Сирскую военную школу (1864). В 1870–1971 гг. сражался под Седаном во время Франко-прусской войны. В 1875–1876 гг. под именем Петра Марковича принял участие в Герцеговино-боснийском освободительном восстании против Австро-Венгрии. В 1883 г. женился на дочери князя Николая Черногорского, княжне Зорке (1864–1890), жил в Черногории. После смерти жены поселился в Швейцарии. В 1903 г. провозглашен королем Сербии, возвратился на родину. 09.10.1912 г. Сербия под руководством короля Петра I совместно с Болгарией, Грецией и Черногорией начала войну против Османской империи, а 29.06.1913 г. начала военные действия вместе с Грецией и Черногорией против Болгарии, захватившей в борьбес турками больше других. Болгария за один месяц была разгромлена, и Сербия получила Северную Македонию. 15.06.1914 г. в Белграде произошел переворот, король Петр отрекся от престола в пользу сына Александра. В 1915 г., вовремя Первой мировой войны, когда на помощь австро-венгерским войскам был брошен германский корпус Макензена, сербский фронт рухнул, и произошел 250-тысячный исход сербов в Черногорию и Албанию во главе с королем Петром. В 1916–1918 гг. жил в эмиграции. В декабре 1918 г. провозглашен королем Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославии). Подробнее о нем см.: Кудрявцева Е.П. Король Петр I//Монархи Европы: Судьбы династий/Ред.-сост. Н.В. Попов. М., 1996. С. 500–551.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

постановило присудить следующие премии: СЕРЕБРЯНЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Аще будет око твое просто " режиссера Михаила Павлова, Россия. БРОНЗОВЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Голубая гробница " режиссера Ясмина Вуйнович-Милошевича, Сербия. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ Липецкой и Елецкой епархии фильму " Мы с тобой одной крови " режиссера Ларисы Рамоновой, Россия. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ имени Александра Сидельникова " За возвращение забытого имени и обогащение культурного наследия народов Белоруссии и России " режиссеру фильма " Пётр Конюх " Анатолию Алаю, Белоруссия. ДИПЛОМ " За утверждение нравственных христианских идеалов " режиссеру фильма " Пора домой " Елене Демидовой, Россия. ДИПЛОМ " За мужество, проявленное при создании фильма " режиссеру фильма " Прочистка " Марие Веселиновой, Болгария. ДИПЛОМ " За возвращение памяти о кровной связи народов России и Сербии " режиссеру фильма " Кавказский орех " Милошу Чоличу, Владимиру Йовановичу, Драгославу Михайловичу, Сербия. ПООЩРИТЕЛЬНЫЙ ДИПЛОМ " За артистическую режиссуру в раскрытии темы упорной борьбы человека со злом " режиссеру фильма " Трифун и бомба " Сладжану Стояновичу, Сербия. ПООЩРИТЕЛЬНЫЙ ДИПЛОМ " За проникновенный рассказ о жителях Цхинвала, переживших трагедию братоубийственной войны " режиссеру фильма " Цхинвальская притча " Вадиму Цаликову, Россия. ПООЩРИТЕЛЬНЫЙ ДИПЛОМ " За тонкую режиссуру и деликатный подход в раскрытии выбранной темы " режиссеру фильма " Класс " Беатрис М. Санчис, Испания. КОНКУРС ПОЛНОМЕТРАЖНЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ Международное жюри в составе: председатель – Валентина Гуркаленко (Россия), Михаил Ждановский (Беларусь), Сергей Роженцев (Россия), Синиша Ковачевич (Сербия), Ольга Маркова (Болгария), Альбина Афонина (Украина), Игумен Митрофан (Россия) постановило присудить следующие премии: ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Коридор " режиссера Бориса Десподова (Болгария) СЕРЕБРЯНЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Не один дома " режиссера Елены Фетисовой (Украина) БРОНЗОВЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Пространства жизни " , автор Виктория Фомина (Россия)

http://religare.ru/2_65574_1_21.html

Несмотря на значительные утраты в живописи лика, прослеживается тот же иконографический тип; в руках - крест. С крестом в правой руке и раскрытым свитком в левой И. Л. представлен в «Енклистре» мон-ря прп. Неофита на Кипре (ок. 1183), между преподобными Онуфрием Великим и Феодосием Великим. Со свитком И. Л. изображен: в ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия (1208-1209); в ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) - симметрично образу прп. Саввы Освященного; в ц. свт. Николая в Рамаче, Сербия (ок. 1395), - седовласый старец с немного завивающейся раздвоенной бородой и свернутым свитком в левой руке, симметрично образу прп. Макария Египетского; в ц. Успения Протата в Карее на Афоне (нач. XIV в.); в ц. Введения во храм в мон-ре Нова-Павлица в Брвенике, Сербия (до 1389). Образ И. Л. сохранился в церквах Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343); Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350); свт. Климента в Охриде (1378). В иконописи образ И. Л. нередко бывает включен в состав избранных святых: на иконе «Святые отцы Синая» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (нач. XIII в.) представлен с крестом в правой руке, левая открыта ладонью вовне; на эмалевой пластине оклада мозаичной иконы с изображением ап. Иоанна Богослова из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне (XIV в.). Среди редких уцелевших единоличных образов - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XV в.), где И. Л. представлен в темном монашеском облачении, в мантии с 3 пуговицами (редко встречающаяся деталь), с куколем на голове; пальцы правой руки сложены именословно, в левой - свернутый свиток. Редкость подобных изображений И. Л., а также особое значение этого святого для Синайского мон-ря позволяют предполагать, что эта икона была создана именно там. В поствизант. живописи сохранялись основные особенности иконографии И. Л. Он представлен: в кафоликоне Великой Лавры прп. Афанасия (1535, Феофан Критский с сыновьями Симеоном и Неофитом) - со свитком; в Метеорах в соборе свт.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Де Пуч призвал стороны следовать нормам Совета Европы в области прав человека, прав национальных меньшинств, а также соблюдать права беженцев. «Каким бы не был статус края, Косово должно стать безопасным местом для всех, кто там проживает, независимо от этнической, религиозной принадлежности»,- подчеркнул председатель ПАСЕ. «Я сожалею, что две стороны (Белград и Приштина) так и не смогли прийти к согласию по вопросу статуса края»,- отметил глава Ассамблеи.   Синод Сербской Православной Церкви призвал косовских сербов не покидать родные места Священный архиерейский Синод Сербской православной церкви в воскресенье призвал косовских сербов, сербское монашество и священство в Косово не покидать родные места. В воскресенье Синод СПЦ собрался на специальное заседание, на котором принятый в этот день косовскими албанцами акт о независимости Косово объявил незаконным. «Священный архиерейский Синод и вся наша Церковь, в надежде на скорейшую победу правды и подлинных прав человека, призывает его преосвященство епископа Рашко-Призренского Артемия и всех, кого поставил под угрозу этот незаконный акт, оставаться у своих домашних очагов и рядом со своими святынями, сохраняя мир и уверенность в конечную победу правды Божией», — отмечается в сообщении Синода СПЦ, переданном в агентство «Танюг».     Президент Сербии Борис Тадич : «Сербия никогда не признает независимости Косово и Метохии» Президент Сербии Борис Тадич в обращении к населению страны, которое транслировалось по телевидению, заявил: «Сербия никогда не признает независимости Косово и Метохии. Сербия предпримет ответственные меры и сделает все возможное, чтобы отменить одностороннее и противоправное провозглашение независимости Косово». Сербский лидер потребовал от гражданской миссии ООН в Косово и сил НАТО в крае обеспечить наивысшую степень безопасности для косовских сербов. «Уважаемые граждане Сербии, в этот тяжелый для государства и всех нас момент, хочу призвать вас и наших соотечественников в Косово и Метохии, в эти дни руководствоваться разумом», — сказал президент. Он отметил, что в этот момент самым важным являются жизни людей и их безопасность.

http://pravmir.ru/provozglashenie-nezavi...

Успения Богородицы мон-ря Дафни, близ Афин, ок. 1100), в куполе (мозаика ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315), на подпружной арке (роспись Благовещенского собора Московского Кремля, 1547-1551), или полуфигура в медальоне на арке конхи апсиды (кафедральный собор Санта-Мария Нуова в Монреале, о-в Сицилия, между 1183 и 1189). В монументальных циклах пророков средневизант. периода Е. соседствует с прор. Илией. Они образуют пару, стоя друг за другом, а тексты на их свитках, сообщаясь цитатами из 4 Цар, ведут своеобразный диалог (церковь мон-ря Нова-Павлица в Брвенике, Сербия, до 1389; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева) в монастыре Студеница, Сербия, 1314; ц. Вознесения в монастыре Раваница, Сербия, ок. 1387; ц. Св. Троицы монастыря Ресава, Сербия, до 1418). Образ Е. нередко включен в пророческий ряд рус. высокого иконостаса. Один из ранних примеров - икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ), цвет гиматия Е. темно-коричневый с синими лессировками и разделками. В «Церкви походной» (1-я пол. XVI в., ГТГ) в ряду пророков Е. стоит вслед за царем и прор. Соломоном. Образ Е. представлен в пророческом ряду иконостасов: из ц. Преображения в с. Б. Вязёмы (90-е гг. XVII в., ГТГ), из придела Успенского собора Большого Тихвинского мон-ря (XVII в., ГРМ), а также из кремлевских церквей и соборов XVII в.: в главном иконостасе Успенского собора (1653) и иконостасе его придела Похвалы Богоматери (1698-1699), в иконостасах Архангельского собора (1680-1681), ц. Распятия Большого Кремлевского дворца (1681-1682, мастер Василий Познанский). Как и в росписи церквей, фигуры пророков Илии и Е. встречаются на одной доске пророческого ряда иконостаса (икона из иконостаса неизв. происхождения, посл. треть XVI в., Ярославль, ЯИАМЗ). Свиток Е. во фресковых и в мозаичных циклах всегда раскрыт (варианты текста: 4 Цар 2. 2; 2. 4; 2. 6; 2. 12). Текст «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 2. 12) - возглас Е.

http://pravenc.ru/text/189853.html

8 апреля 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Православный 2 ноября 2014, 01:55 Все, что делает сербская праовославная церковь заслуживает большого уважения. Но, Запад не понимает христианской добродетели. Запад, смотрите его историю в разрезе, давно сошел с пути истины. Очевидно, что христианские ценности Запада очень давно стали подменяться истинной ложью. Поступки Запада против мирной Сербии не простительны. Я, как историк и, прежде всего, православный, в отношении Запада суров - жесткое наказание тех предателей Христа, которые распинали его во время не только бомбардировок Югославии 1999года и известного албанско-обезъянего погрома 2004года, но многих других событий относительно сербов и православных святынь. За албанской наркомафией и НАТО стоят очень влиятельные люди - хозяева этого мира, которым мешает православие. Это финансовые группы, а то и кровно-родственные кланы. В Европе все те же Ротшильды и лондонский Сити и Уолл-стрит, в частности, Рокфеллеры, которые состоят во всех тайных, уже не совсем тайных, обществах, как Бильдербергский клуб, СМО, Тройственная комиссия. И, конечно, Королевский иститут иностранных дел королевы английской Елизаветы 2. Павел 3 мая 2013, 23:36 Святая Сербия! Вот как даётся Святость! Кровью, слезами и поруганием. Радуйтесь Братья во Христе, зрити вы Бога, Он с вами. Хочу быть с вами рядом, плачу всем сердцем. Знайте, что Русские и все истинно Православные, скорбят о вас. Чем помочь вам? Скажите братья. Молюсь за Вас, родные! Дмитрий 28 апреля 2013, 07:56 Косово это Сербия!И если руководство сербского государства и дальше будет иметь своим высшим приоритетом присоединение к ЕС,соответственно это будет означать отказ от своего собственного суверенитета и оскорбление памяти тысяч убитых своих граждан.Ни одно уважающее себя государство не пойдёт на отказ от собственной независимости!Надеюсь что сербские правители сделают из патриаршего послания правильные выводы и возобладает здравый смысл!Сербия,Россия с Тобой! Тома. 11 апреля 2013, 19:36

http://pravoslavie.ru/60688.html

Турки подступают к церквам, разбивают двери и начинают бесчеловечное избиение всех. В то же время они предаются грабежу, и церкви прежде всего подвергаются опустошению. При этом выказался весь религиозный фанатизм турок. Иконы Христа Спасителя, Богородицы и святых они влачили по улицам; над мощами святых ругались; церковные сосуды употребляли для питья вина; ризами покрывали лошадей вместо попон; похищенные в церквах сокровища навьючивали на священников в оковах и тому подобное. В порыве фанатизма некоторые из янычар взялись было ломать мрамор, которым был украшен Софийский храм; но Магомет запретил это, чтобы сохранить здание храма для мечети. Четыре дня продолжались убийства и грабеж. Тысячи греков погибли; оставшиеся в живых и не успевшие бежать обращены были в рабство. В XV веке на Востоке, кроме Византийской империи, существовало еще несколько греческих и славянских государств, образовавшихся главным образом в XIII веке из областей, входивших некогда в состав империи. Таковы, например, в Европе Сербия, Молдавия, Албания, Босния, мелкие пелопоннесские государства, в Азии царство Трапезундское и другие. Некоторые из этих государств, например Сербия, были уже под властью турок, хотя и имели собственных правителей, другие же были независимы. По завоевании Константинополя Магомет II решился покорить и эти остатки падшей империи. Таким образом, окончательно завоеваны были им в 1459 году Сербия, в 1459 и 1460 годах пелопоннесские государства, которыми владели братья Константина XI, Фома и Димитрий (только несколько приморских городов осталось в руках венецианцев); в 1461 году завоевано было царство Трапезундское, в 1463 году Босния, в 1467 году Албания и так далее. Все эти завоевания сопровождались страшными бедствиями для жителей. Города обращены были в развалины; церкви и монастыри ограблены и разрушены; тысячи христиан побиты; оставшиеся в живых тысячами были отводимы в плен для заселения опустошенного Константинополя и его окрестностей или обращаемы были в рабство турецким офицерам и солдатам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

65 Так он родного брата за незаконные связи повесил и матери своей запретил плакать по нем, – Подр. о Георгие см. Историю Сербии. Ранке, стр. 91– 94, 117, 135– 151, 156, 165– 168, 172– 173, 182, 203, 205, 208, 216. Макушева «Задун. и адриат. слав.», стр. 72– 86. 66 Так спахии увеличили подать, расстреляли до 150 сербов,посадили на кол терновского игумена с 36 лицами и пр. 68 Бывший главный министр князя Милоша Георгий Протич так изобразил его: «От природы суровый, не имея образованного ума и доброго сердца, он следовал только низким страстям и внушениям льстецов; правил своевольно, был жаден до богатства, был дурной христианин, муж и отец; гнал родных жены своей Любицы, родного брата её наказал 50 ударами палок и темницей, гнал братьев своих Иована и Ефрема, не давал власти сенату, не терпел никакого устава, никаких законов, наказывал телесно, не взирая на положение человека, был господином над жизнию всякого и пр. Беседа 1871 г. кн. VI, стр. 197– 198 70 Александр Карагеоргиевич родился в 1806 г. По смерти отца, он с матерью получит от Милоша ежегодно денежное вспоможение, и впоследствии был его адъютантом. 71 Пет. Ранке, 303 – 322. Голуб. 249. Подробн, об Александре Карагеоргиевиче см. в Беседе 1871 г. кн. VII и VIII, ст. «Сербия после парижского мира». 73 К диоцезу папы принадлежала тогда не только нынешняя Сербия, но и западная половина Балканского полуострова. Голуб. 444. 74 Голуб. 444. 445. По словам Гильфердинга духовенство в Сербии зависело от архиепископа города Силета или Сплита т. 1, стр. 30. 75 Тр. киев. акад 1866 г. севт. 95– 96. Хрпст. Чт. 1870 г. аир. 645, янв. 87– 89. Макуш. 46. Стран. 1871 г. авг. кн.59. 78 Гильфердинг не допускает личной проповеди св. Кирилла и Мефодия между сербами (т. 1, стр. 63); но другие полагают, что св. братья сами проповедывали сербам, потому что они несомненно проповедывали в Болгарии и Моравии, а Сербия лежала на пути между ними (Глаеник дружества сербское словесности, кн. X, стр. 183, Пет. слав. Раича, ч. II, кн 6 § IX)– и, по преданию, они основали даже архиерейскую кафедру в древнем Сингедуне или Стедуне [нынешнем Белграде). См. Крит, исследов. Венелина об ист. болгар стр. 122. Тоже утверждает и диоклейский пресвитер XII в. в своей летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

св. Стефана, X в., в ц. св. Бессребреников, кон. XII в.,- обе в Кастории, Греция); вблизи алтаря (в ряде каппадокийских храмов, напр. в Нов. Токалы-килисе, кон. X в., в Каранлык-килисе, XI в., в капеллах 21 и 28, 2-я пол. XI в.,- все в Гёреме; в ц. св. Варвары в Соганлы, XI в.); на стенах нартекса (в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, 30-е гг. XI в.); в зап. частях наоса (в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр, 1105/06; в нефе «Енклистры» мон-ря прп. Неофита в Пафосе, Кипр, 1183; в Боянской ц., Болгария, 1259; в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия, до 1228; в ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия, 1296; в ц. св. Никиты в Чучере, Македония, до 1316; в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева) в мон-ре Студеница, Сербия, 1314; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318; в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320; в ц. арх. Михаила мон-ря в Леснове, Македония, 1347-1348; в ц. св. Николая в Псаче, Македония, ок. 1365-1371). Этот тип изображения встречается также на иконах, напр. на иконе в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, XV в. Вариант этой иконографии - св. Константин и Е. в молении Кресту. Такой тип изображения встречается на ставротеках, где фигуры св. Константина и Е. расположены по сторонам вложенной в ставротеку частицы древа Креста Господня (напр., ставротека, XII в., сокровищница собора в Эстергоме, Венгрия; ставротека, XIII в., Архангельский обл. краеведческий музей; триптих со ставротекой и сценами обретения Животворящего Креста Господня, XII в., б-ка Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). Изображение Е. включается в состав довольно редко встречающегося житийного цикла св. Константина. Уникален по составу сюжетов цикл, представленный в росписи ц. св. Константина в Пиргос-Монофациу на о-ве Крит, 1314-1315 гг.: среди сцен в юж. нефе - конные изображения Е. и Констанция I Хлора, позади к-рого сидит отрок Константин. Фрагментарно сохранился фресковый цикл в ц. святых Константина и Е. в Охриде, Македония, XV в. ( Suboti G.

http://pravenc.ru/text/189737.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010