- Совсем недавно в сербском посольстве с аншлагом прошёл показ вашего фильма «Сербия - опыт Любви». Почему возник такой горячий отклик как со стороны русских, так и сербов? - Это фильм из цикла «Русский заповедник». Нас, русских, сегодня везде «полоскают», обвиняют... со всех сторон. Мы же так устроены, что просто не умеем жить в атмосфере ненависти, пусть и искусственно организованной, нам всегда, а сегодня особенно, необходим любящий взгляд, но при этом очень серьёзный, искренний, временами критический. Думаю, что такой же любящий взгляд, к нам обращенный, несмотря ни на что существует на Украине. Хотя, впрочем, Украина , Белоруссия - это мы и есть, сам на себя не посмотришь, «лицом к лицу лица не увидать». А сербы - всё-таки со стороны смотрят, при том, что они братья, православные. Мы - тоже сербы, в том смысле, что православные. Вот мы и решили сделать кино о Сербии и о взгляде сербов на Россию. Сербия - маленький наш образ, икона России. Зеркало, в котором мы можем увидеть и лучше понять себя самих. И мы с моим другом и соавтором протоиереем Виктором Салтыковым отправились в две серьёзные, дорогие командировки. Мы прошли по любимой нами стране, для нас - это всё одно пространство: Черногория, Косово, Сербия, и, как смогли, рассказали о нем. Впечатление удивительное - один из наших героев сказал, что хотел бы, чтобы его на том свете ангелы встретили так, как встретил нас первый встречный серб... Есть предсказания афонских старцев, что на славянский православный мир будет глобальная атака, и тогда мы будем в одном окопе вместе с украинцами, белорусами и сербами. Информационная война всего лишь часть войны как таковой, и она просто приоткрывает нам будущее. Сегодня уже все делается для того, чтобы из русского сделать образ врага. Недавно увидел современные американские, в том числе детские фильмы, с Джеки Чаном в том числе, где русские именно так и выведены, грубо карикатурно, но отчётливо. В своё время у них были такие же фильмы, где в образе врага выводили арабов. Теперь мы. Такая геббельсовская политика не случайная, не дешевая, продуманная, и она к чему-то конкретному готовит мир.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Сегодня Сербия стоит перед большими вызовами, особенно в вопросе сохранения своей территориальной целостности. До сих пор Сербская Православная Церковь занимала вполне определённую позицию, согласно которой Сербия должна сохранить свою духовную колыбель, древний сербский край Косово и Метохию как неотъемлемую часть своей территории и любой ценой не должна отступать от своей борьбы. Такова позиция и подавляющего большинства сербского народа, и Сербской Церкви. Покойный митрополит Амфилохий был экзархом Священного трона Печского и ревностным защитником сербского Косова. Он всегда повторял, что никто не имеет права отречься от Косова и Метохии. Он не погнушался вступить в конфликт с политическими властями, когда речь шла о защите Косова и Метохии и отстаивании интересов сербского народа. – В 1990-е годы прошлого столетия, во время вооружённой агрессии НАТО во главе США против суверенной Югославии, многие русские писатели, учёные, общественные деятели решительно высказывались в защиту братского сербского народа в российских СМИ. В нашей писательской среде запомнились яркие публицисты и учёные тех лет – статьи академиков Олега Николаевича Трубачёва и Игоря Ростиславовича Шафаревича, выступления Вячеслава Михайловича Клыкова, Юрия Михайловича Лощица, Эдуарда Фёдоровича Володина , славистов Ильи Михайловича Числова и Ивана Фёдоровича Приймы, редакторов Юрия Сергеевича Маслова и Эрнста Ивановича Софонова, известных политиков Виктора Ивановича Илюхина и Сергея Николаевича Бабурина и многих других друзей Сербии. Как обстоят дела теперь? Ощущают ли сербы реальную поддержку русского общества в нынешних условиях, когда решается судьба сербского Косова? – Распад Югославии, войны, санкции,трудности переходного периода и как кульминация этого – НАТОвские бомбардировки 1999 года. Всё это – часть процесса, который ещё не окончен. Сербия вошла в эти процессы совершенно неподготовленной и без какой-либо стратегии, что ещё больше способствовало коллапсу сербского общества и его государственных институтов. Независимо от международных обстоятельств, которые не складывались в нашу пользу, я думаю, что более серьёзная проблема заключается в том, что в Сербии не было политических элит, способных понимать сложившиеся обстоятельства и справляться с вызовами своего времени. Мы помним поддержку русского народа и знаем, что он вместе с нами переживал тяжёлые моменты того периода. К сожалению, Россия тогда и сама находилась в трудном положении, и тогдашним российским властям во главе с Ельциным не удалось исправить ситуацию. Теперь обстоятельства изменились. Россия оправилась и окрепла за последние 20 лет и вернулась на мировую арену как великая сила, где ей и место. Нынешнее правительство России хочет развивать стратегическое сотрудничество с Сербией. Для нас очень важно, что Российская Федерация непоколебимо поддерживает сохранение территориальной целостности Сербии в соответствии с международным правом и действующей Резолюцие й СБ ООН 1244.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/20/...

Святейший Патриарх Кирилл обратился к Президенту Сербии с ответной речью, в которой отметил высокий уровень отношений между Сербской и Русской Церквами, а также между Российской Федерацией и Республикой Сербия. «Всё приходит и уходит, но есть базисные ценности. Марксисты ошибались, когда говорили, что базисной ценностью является экономика, — сказал Патриарх Кирилл. — Экономика — это надстроечная ценность, она может приобретать разные формы и иметь разные идеалы в зависимости от эпохи. Базисными ценностями является то, что формирует личность и образ народа. В России менялись режимы, правители, титулатура руководителей (их называли царями, генеральными секретарями, президентами), но основа национальной жизни сохранялась. Я глубоко убежден, что Церкви призваны сохранять этот духовный и культурный базис народа, а власти — будь то в России или в Сербии — призваны выстраивать политику так, чтобы не разрушать этот базис». По окончании встречи в честь визита Святейшего Патриарха Кирилла от имени Президента Сербии был дан торжественный обед. Ближе к вечеру Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей встретились с премьер-министром Республики Сербия Александром Вучичем. По окончании беседы с А.Вучичем состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви с главой и членами правительства Республики Сербия в расширенном составе. В ходе последовавшего разговора Святейший Патриарх Кирилл помимо прочего затронул тему Косова и Метохии, отметив, что позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу не меняется: «Мы твердо стоим на том, что не может быть никакой дискриминации сербского населения на территории Косова и Метохии, не может быть никакой изоляции сербов от Сербии — тех сербов, которые проживают в Косове и Метохии. Не Церкви формулировать политическую модель урегулирования, этим должны заниматься политики. Но мы настаиваем на всех уровнях, где только можем, на соблюдении прав и свобод сербов, живущих на этих территориях», — подчеркнул Патриарх. 15 ноября Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Ириней посетили монастырь Раковица, в котором покоятся сербские Патриархи Димитрий (1846–1930) и Павел (1914–2009).

http://e-vestnik.ru/news/patriarch_serbi...

Первоначально человек был зависим от природы, потом от человека, потом от греха. Первая борьба есть борьба с природой, вторая с человеком, последняя с грехом. Мы можем начать и обратным путём. Освободим себя от греха и слабости, и тогда легко нам будет освободиться от тирании людей и тирании природы. Ибо тирания греха самая худшая тирания на свете. Освобождённые братья, Сербия – ваша освободительница – призывает вас к свободной политической жизни, а Церковь Христова призывает вас к свободной душевной жизни. Политическую свободу Сербия вам завоевала, но свободу Христову каждый из вас сам должен завоевать. Мы призваны, чтобы все вместе с этих пор на полученной политической свободе построить свободу Христову, а на свободе Христовой характер и культуру этой страны. Характер и культура этой страны будет демократическими и христианскими. Демократия и христианство же требуют свободных людей, внутренне свободных людей. Поэтому, пусть вас Христос напоит Своим Духом, Который попалит в ваших душах всё рабское, всё нечистое и грешное. Пусть вы станете свободными людьми от зла в себе, и свободными трудящимися на благо этой прекрасной и многострадальной страны, чтобы вы, ставши свободными внешне, были свободными и внутри, ибо как в Сербии не будет рабов, но будут свободные люди, так и в Церкви Христовой не будет рабов, но свободные люди. Уважайте, братья, свободу, которую вам принесла Сербия. Но помните и свободу, которую Христос принёс в мир. Стойте в одной и другой свободе и славьте Бога, Который до сих пор хранил эту страну, Который и с этих пор будет её охранять, ведя её к миру, культуре и счастью. Произнесена в освобождённом Скопье. Оргия на кладбище Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. ( Откр.2:3–5 ) Кайтесь, пока располагаете днями; Кайтесь, пока не позвана Душа к Тому, Кто сотрясет небо; Кайтесь, ибо земного стана Пока время, дитя, кайтесь; Ток бежит отодвигаясь, кайтесь; Кайтесь, ибо заря найдет рано К какому месту ей всегда стремиться. Кайтесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. День первый. Встреча с главой Правительства Республики Сербия А. Вучичем 14 ноября 2014 года 14 ноября 2014 года в ходе визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сербию состоялась встреча Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей с премьер-министром Республики Сербия Александром Вучичем. В беседе принял участие министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич. В числе участников встречи, которая прошла в здании Правительства Республики Сербии, также были председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и епископ Бачский Ириней. В приветственном слове А. Вучич выразил радость в связи с визитом Предстоятеля Русской Православной Церкви в Сербию. Глава Правительства поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за поддержку и помощь сербскому народу и Сербской Православной Церкви , в том числе в деле возведения собора святителя Саввы в Белграде. От имени Правительства Республики Сербия А. Вучич выразил признательность российскому государству «за значительную поддержку по многочисленным политическим и экономическим вопросам» и отметил, что неизменно братские и теплые отношения между народами наших стран не зависят от сложности политической обстановки и конъюнктуры. В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал: «В Сербии мы действительно себя чувствуем среди своих братьев, и это не протокольные слова. Достаточно посмотреть на лица людей на улицах, которые нас встречают. Видно, с какой неподдельной искренней радостью это происходит, какие чувства проистекают от сердца человеческого. Искреннее и доброе чувство, которое испытывает сербский народ к нашему народу, в полной мере проявляется во время таких событий, которые происходят сейчас. Действительно, за этими чувствами вся наша история — с глубокой древности, со времен святителя Саввы. И эти связи между народами, странами, Церквами вошли в национальное самосознание. Это создает такой мощный фундамент, который невозможно разрушить политической волей тех или иных государственных деятелей или политических партий. Поэтому политики и России, и Сербии не могут не слышать этот голос народа и не действовать в соответствии с этим внутренним чувством людей, потому что опасно, если политик игнорирует мнение своего народа, своих избирателей.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Связь Сербии и России начинается ещё со святого Саввы. Величайший святитель братской сербской земли принял монашеский постриг на Афоне в русском монастыре святого Пантелеимона. Позднее существенными были два южнославянских влияния на Русь, затем поддержка Россией сербских братьев и совместная их борьба на поле боя. Во всех войнах, которые вела Россия, сербы были её союзниками. Если взять новейшую историю, то не в качестве противопоставления и не для того, чтобы упрекнуть в чём-то других наших православных братьев – болгар, но информации ради заметим, что Болгария в двух мировых войнах оказывалась во враждебном лагере (хотя, конечно, против русских болгары никогда бы воевать не стали, поэтому немцы их ни в Первую, ни во Вторую мировую войну на Восточный фронт не отправляли). Воевали против нас православные румыны; они не были жестоким врагом, но как факт – воевали. А вот сербы всегда были с нами и даже в Русско-японскую войну: за тридевять земель находилась Япония от сербских границ, но одно из тогдашних сербских государств, Черногория, объявило войну Японии. Во Вторую мировую войну сербы подняли восстание в Герцеговине, а затем и в других сербских краях, едва узнав о нападении Гитлера на Советский Союз, который всегда считали Россией. По своей наивности они думали, что придёт конец немецкой оккупации и на балканской земле, потому что уже через 3-4 дня здесь появятся русские танки. Заметьте, когда Гитлер 22 июня 1941-го года напал на Россию, вся Сербия поднялась на борьбу с оккупантами. Вот значение русского фактора в сербском сознании! Христос на небе, Россия на земле Сербы всегда осознавали себя щитом России, в том числе и в эту последнюю войну 1999-го года. Вспомните надписи на сербских домах во время бомбардировок Белграда   – «Русские, не бойтесь, Сербия с вами!» Здесь, конечно, был ещё и элемент вызова, то, что в сербской традиции называется «пркосъ», одного корня с русским словом «наперекор». Сербы всегда шли «наперекор» современному миру иллюзий. Именно к ним относятся слова Христа: «Не бойся, малое стадо». Сербы всегда были малым стадом и отстаивали истинную веру, но при этом, как сказал один сербский писатель: «Мы, сербы, всегда верили в двух Богов – в Христа на небе и православную Россию на земле».

http://pravmir.ru/dve-sestry-rodnye-serb...

—320— были Мелетий Пигас, Гавриил Север и Максим Маргуний. Со стороны греков μετουσωσις не встретило никакого сопротивления. Мы не говорим о тех греках, которые были заражены протестантством, как напр. известный уже нам Коридаллевс. Но если греки XV–XVII вв. верили в пресуществление, то насколько, спрашивается, эта вера их соответствовала святоотеческому учению о том же; другими словами: учили ли о пресуществлении отцы неразделенной церкви? (Окончание следует) В. Малахов Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян: Македония. Королевство Сербия//Богословский вестник 1898. Т. 2. 6. С. 321–341 (2-я пагин.) —321— Македония. – Сербский церковный вопрос в г. Скопии (Ускюбе). Удаление греческого митрополита Амвросия из Скопии. Назначение архимандрита Фирмиллиана, родом серба, управляющим скопийской митрополией. Первые распоряжения архим. Фирмиллиана. Враждебное отношение к нему местного болгарского населения. Спор между сербами и болгарами из-за Хиландарского монастыря. – Королевство Сербия – Кончина митрополита сербского Михаила. – Избрание епископа нишского Иннокентия архиепископом белградским и митрополитом сербским. Биографические сведения о новоизбранном митрополите. Приветствия новому митрополиту сербскому. – Вопросы, обсуждавшиеся на прошлогодних годичных собраниях священнического общества и монашеского братства. Вопрос о «священническом бире». – Белградская духовная семинария. Публичные богословские чтения в Белграде. – К вопросу о заключении конкордата между папским престолом и Сербией. – Представители сербской православной церкви на четвертом международном старокатолическом конгрессе – Церковно-народные торжества в Сербии по случаю перенесения из Вены в Белград бренных останков В. С. Караджича. Прошлогоднее обозрение церковной жизни в Македонии мы окончили сообщением, что константинопольский патриарх Анфим VII готов был удовлетворить справедливое желание сербов иметь в г. Скопии (Ускюбе) архиерея родом серба, но за это, между прочим, должен был поплатиться своею кафедрой: 29 января 1897 г. он подал в отставку. 1104 Новоизбранный патриарх Константин V, к сожалению, не склонен был добровольно решить ускюбский вопрос в пользу сербов. Это особенно сказалось в ответном послании его (от 29 апреля 1897 г.) на письмо недавно блаженно-почившего митрополита сербского Михаила, коим сербский святитель умолял патриарха снизойти к желанию скопийских сербов и дать им

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На открытии выставки выступил Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Андрея Охлобыстина. «Сербия остается другом России, искренне и с любовью относится к нам, – сказал директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров. – Это древнейшая страна с христианской православной культурой. Первые церкви в Косово и Метохии являются самыми ранними храмами в восточном православии. Выставка имеет не только художественную, но и духовно-просветительскую сущность». Миодраг Бранкович поблагодарил участников организации выставки. «Это небольшая часть сербских святынь, и мы рады, что они будут присутствовать в Санкт-Петербурге не только на фотографиях, но и в ваших сердцах», – сказал он и преподнес Юрию Мудрову икону Божией Матери «Млекопитательница», привезенную с Афона из испосницы святого Саввы. Ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский отметил, что Сербия – удивительная страна с многовековой историей и богатой культурой. Между сербским и русским народами есть теснейшая связь. Выставка дает возможность соприкоснуться с сербскими святынями, духовно обогатиться. Руководитель Международного фестиваля христианского кино «Невский благовест» Раиса Евдокимова рассказала, что первая выставка Миодрага Бранковича состоялась именно на этом кинофоруме в Александро-Невской лавре. С тех пор фотограф каждый год приезжал туда, сдружился с владыкой Назарием, епископом Кузнецким и Никольским, который до августа 2023 года возглавлял обитель, написал в соавторстве несколько книг. Последним был иллюстрированный двухтомник «Наследие Святого Саввы. Паломничество к святыням Сербской Православной Церкви», вышедший в издательстве лавры. Фотомастер возглавлял делегации, которые привозили с Афона иконы в подарок монастырю. Всего в дар обители передано восемь икон сербских святых, в том числе с частицами мощей. За вклад в развитие русской культуры и духовности и в связи с 70-летием Юрий Мудров вручил Миодрагу Бранковичу поздравительный адрес, памятную медаль Исаакиевского собора и памятный знак в честь 165-летия его освящения.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/se...

Россия, которой они обязаны освобождением, как от османского ига, так и фашистского, объявляется другом, которого не следует пускать в дом. И ведь народы этих стран, могу это свидетельствовать, очень дружелюбно к нам настроены. Однако элита другого мнения. Собственно, эти две страны уже давно выпали из православной орбиты. Это видно даже из того, что перешли в Церкви на григорианский календарь. Вообще, эта история забавная. Зная, что нельзя праздновать Пасху с католиками, празднуют со всем православным миром, но после Пасхи переходят на католический календарь, чтобы праздновать Рождество до Нового гражданского года. Не Богу угождают, но человеку данные церковные сообщества. Предательство в одном приведет и к предательству в основном. Изменили календарь, недолго потом изменить и Символ веры. Католики хитрят, когда говорят, что они только разъясняют Филиокве. Так будут разъяснять и бедные румыны с болгарами. Жаль эти прекрасные народы, которые элита ведет в бездну неверия и самоуничтожения. Сколько раз можно искушать Бога и требовать от Него, чтобы Он показывал Таинство Воскресения? Твердость в вере спасительна. К сожалению, сегодня и православная Сербия рвется в европейский скотный двор, забывая, что ее путь – это путь с Россией. Надо признать, что не только Сербия в этом виновата. Россия сегодня сама стала отворачиваться от Сербии, толкая ее к европейскому корыту. Еще в 1999 году Сербия и Черногория готовы были войти в Союз России и Белоруссии. Однако им отказали, испугались дядюшки Сэма, не понимая, что США боится сильных, а слабых попирает ногами, как это делают они с Ираком и Афганистаном. Внешние победы над этими государствами не о чем не говорят. Арабы и афганцы продолжают быть хозяевами своей земли, и живут по своим законам. Казалось бы, Америка и НАТО победили в Афганистане, но почему-то поток наркотиков не уменьшился, а увеличился в десятки раз. И эти наркотики отравляют ту же Америку и Европу (а нынче уже и бежали позорно из Афганистана). Победа в Ираке пиррова. Конечно, захвачены нефтяные промыслы (что и было реальной целью), но сопротивление растет, растет и исламский фундаментализм.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/27/...

С. сохранился в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Со 2-й пол. XI в. наиболее распространенным становится изображение Е. C. с куколем на голове. В куколе, коричневой монашеской мантии, с раскрытым свитком в левой руке он представлен в костнице Бачковского (Петрицонского) мон-ря (кон. XI - нач. XII в.); в алтаре церкви мон-ря прп. Неофита на о-ве Кипр (ок. 1183); Боянской ц. (1259). В соборе мон-ря Милешева фигура Е. С. на одной из лопаток стен, разделяющих композицию «Страшный Суд», распознается по надписи на свитке; предположительно Е. С. изображен в росписи ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (1263-1268); ц. прп. Ахиллия Ларисского в Арилье, Сербия (1296); ц. ап. Петра в Расе, Сербия (посл. четв. XIII в.); ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319); ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); ц. св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359); трапезной Протата на Афоне (нач. XIV в.); церкви мон-ря Нова-Павлица в Брвенике, Сербия (1381-1389); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390); собора Нямецкого Вознесенского мон-ря, Румыния (1497). В иконописи изображения Е. С. известны в основном в составе избранных святых и на минейных иконах: триптих (нач. XIV в.) и «Большой Деисус, со святыми» (2-я пол. XV в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. В поствизант. период наряду с изображением Е. С. среди монашеских образов (росписи собора Каламбаки, Греция (XVI в.); мон-ря Ксенофонт на Афоне (1633-1654); мон-ря Хурези, Румыния (1654)) получила распространение сцена успения Е. С. Истоки этой иконографии - в к-польской живописи XIV-XV вв. Одно из таких произведений описано в экфрасисе 1-й пол. XV в., приписываемом Марку или Иоанну Евгенику. Эта сцена встречается в минологиях среди иллюстраций текста Жития Е. С.: миниатюры Минология 1327-1340 гг. (Bodl. Oxon. Fol. 1, 26r). Один из ранних памятников, представляющий развернутый вариант этой иконографии,- образ 1457 г.

http://pravenc.ru/text/376984.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010