1889–1915 гг. Разумеется, была широко распространена и неоготика. Но если для мн. др. стран Европы ее популярность была связана с достройкой оставшихся неоконченными монументальных готических соборов, являвшихся символами национального духа, то для И., где готические соборы были не столь грандиозны, чтобы столетиями оставаться неоконченными, и где имелся Эскориал, в избытке выражавший национальный дух, тема достройки не была актуальной. В формах неоготики было возведено много монументальных, но вряд ли оригинальных сооружений, таких как интерьер базилики Ла-Альмудена (1883-1993, маркиз Кубас) и мн. др. Любопытна композиция огромной приходской ц. Сан-Хуан-Баутиста в Арукасе на о-ве Гран-Канария (1909-1977, Мануэль Вега) - квадратной в плане, с 4 башнями по углам, одна из к-рых значительно превосходит другие по высоте. Нестандартны произведения Ф. Арбоса-и-Треманти, ориентировавшегося на романо-готическую архитектуру соборного ансамбля Пизы, в первую очередь баптистерия (1152-1363). По проектам Арбоса были построены монументальная ротондальная ц. Сан-Мануэль-и-Сан-Бенито в Мадриде (1902-1910), а также Пантеон замечательных людей и колокольня базилики Аточа (1891-1901); сама базилика в нехарактерных для И. неовизант. формах (проект 1888) была возведена позже др. архитекторами. Исключением из описанной выше ситуации была Каталония, где готика стала знаменем национального Возрождения. Знаковым зданием, нуждавшимся в достройке, стал собор Санта-Эулалия в Барселоне, получивший новый фасад (с 1882, Жозеп Ориол Местрес-и-Эсплугас) и башню над средокрестием (1906-1913, Аугуст Фон-и-Карререс) в духе архитектуры Виолле-ле-Дюка, мало напоминавшей каталон. готику. Попыткой, и скорее неудачной, приблизиться к образцам местной готики стал вотивный храм Саграт-Кор на высоком холме Тибидабо в Барселоне (1902-1961, Энрик Саньер-и-Виллавеккья, Жозеп Мария Саньер-и-Видал). Его крипта (1903-1911) - причудливая смесь неороманских и неовизант. форм; 5-башенный верхний храм (1915-1951), увенчанный огромной статуей Христа,- несколько менее эклектическая фантазия на тему средиземноморской готики.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Напряженные отношения, возникшие между груз. и греч. братией монастыря вслед. лат. владычества, постепенно нормализовались. Груз. (3) и греч. (8) подписи на акте от окт. 1264 г. (Actes d " Iviron. 1994. Vol. 3. N 60) о временной уступке Николаю Камуду подворья св. Климента в Фессалонике свидетельствуют о том, что ответственность за управление монастырем разделяли обе стороны. Греки по количеству, видимо, превосходили грузин, но последние все еще сохраняли преимущество в управлении И. м. Мон-рь в документах этого времени называется «императорским» или «большим императорским», что может свидетельствовать о его непосредственном подчинении визант. императору, а не афонским властям, в т. ч. и проту. В 1293 г. между И. м. и Ватопедом возник спор о границах между Радоливом и Семалтом в долине р. Стримон, но в июле 1297 г. мон-ри пришли к соглашению и были установлены новые границы, что было зафиксировано актом митр. Анкирского Вавилы от июля 1300 г. (Ibid. N 69). В царствование имп. Андроника II между И. м. и Великой Лаврой возник конфликт из-за канала, по которому вода текла к мельнице во владении Мелиссургий: прилив воды повредил канал, лавриоты помешали иверским монахам его восстановить, пожаловались императору и выиграли дело. И. м. в XIV в. Ок. 1301 г. мон-рь Дохиар обжаловал права И. м. на 360 модиев земли в вост. части владений мон-ря Св. Троицы, в 1318 г. спор был решен в пользу И. м. (Lefort. 1994. Vol. 3. P. 13, 15). После этого из-за сев.-зап. границ мон-ря Св. Троицы возник спор с Великой Лаврой, улаженный в 1324 г. (Actes d " Iviron. 1994. Vol. 3. N 80). В марте 1301 г. имп. писец Димитрий Апелмен составил точный список владений И. м. в Фессалоникийской феме, где также были учтены виноградники в Мелитзиане, Гомату, Иериссе, Комитиссе, мон-ре Иерусалим, Волве и Ксилоригии; оливковые рощи в Гомату и Комитиссе; мельницы в Гомату, Арсеникии и Ксилоригии; виноградник, принадлежавший мон-рю Пресв. Богородицы Елеусы и др. (Ibid. N 70). В 1306 и 1308 гг. И. м. подвергался нападению каталон. и араб. пиратов. По преданию, когда к мон-рю подошел флот из 15 кораблей, монахи с чудотворной иконой укрылись в башне. Пираты разграбили мон-рь, но затем их корабли были застигнуты бурей и почти все погибли. Предводитель арабов раскаялся и постарался возместить ущерб мон-рю. Во время одного из пиратских нападений араб, ударивший ножом икону Божией Матери Портаитиссы, при виде хлынувшей крови уверовал во Христа, принял крещение и остался в мон-ре. Впосл. он принял монашеский постриг с именем Дамаскин, но просил братию именовать себя Варваром (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 470-471).

http://isihazm.ru/?id=748

Церковь Сан-Хуан в Баньос-де-Серрато. После 711 г. В кон. IX-X в. возросло политическое влияние Барселонского графства: гр. Вифред I Волосатый (878-897) объединил графства Барселона, Озона и Жирона. Позже границы влияния графов Барселоны менялись, но эта территория постоянно оставалась под их властью, даже после разорения Барселоны войсками кордовского хаджиба аль-Мансура в 985 г. XI век стал временем политического и экономического расцвета Барселонского графства. Гр. Рамону Беренгеру I Старому (1035-1076) удалось справиться с длительным противостоянием знати, к-рое началось в период его малолетства. Подавив сопротивление, он добился принесения вассальной присяги от представителей мятежной аристократии, а утвердившись в наследственных землях, получил клятву верности от графов сопредельных областей - Безалу, Серданьи, Эмпурьеса и Руссильона. В результате Барселонское графство стало самым влиятельным среди восточнопиренейских графств. Предположительно в 1068 г., при гр. Рамоне Беренгере I, была составлена 1-я редакция «Барселонских обычаев» (каталан. «Usatges de Barcelona», лат. «Usatici Barchinone»), свода гражданских, уголовных и процессуальных правовых норм. Впосл. свод неоднократно дополнялся по инициативе нек-рых удельных правителей, что привело к возникновению неск. его редакций. С 1251 г., когда каталон. графства уже входили в состав Арагонской державы, по указу кор. Хайме (Жауме) I Завоевателя (1213-1276), поддержанному кортесами, «Барселонские обычаи» стали использоваться во всех судах Каталонии. В правление Рамона Беренгера III Великого (1097-1131) благодаря династическим бракам в состав Барселонского графства вошли Безалу с Риполем и Серданья с Бергой и Конфленом. В 1114-1115 гг. Рамон Беренгер III вместе с коалицией флотов итал. городов участвовал в экспедиции против пиратов о-ва Мальорка (Римский папа Пасхалий II (1099-1118) объявил ее крестовым походом). Однако после успешных операций на Ивисе и Мальорке крестоносцы оставили острова, где была восстановлена власть мусульман.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Благодаря столь долгой и плодотворной традиции ломбардская романика остается своего рода национальной спецификой каталон. архитектуры. Ее влияние было заметно в королевстве Арагон (пров. Уэска). На северо-востоке (Собрарбе, Рибагорса) постройки полностью выдержаны в ломбардской традиции - 3-нефный бескупольный храм монастыря Санта-Мария-де-Обарра, кафедральный собор в Рода-де-Исабена (оба нач. XI в.) с обширной криптой и др. Группа из 14 храмов центрального региона Серрабло, наиболее значительным из к-рых является ц. Сан-Педро в Ларреде (ок. 1050-1060), органично сочетает характерные для ломбардской романики композиции и декор с элементами леонской архитектуры, что делает спорной их датировку (между сер. Х и сер. XI в.). В др. провинциях И. ломбардская романика не получила распространения, за исключением отдельных памятников, как, напр., ц. Нуэстра-Сеньора-де-ла-Анунсьяда близ Уруэньи (пров. Вальядолид; нач. XII в.). Церковь Сан-Мартин во Фромисте. Кон. XI в., 1894–1904 гг. Церковь Сан-Мартин во Фромисте. Кон. XI в., 1894–1904 гг. Первые постройки в европ. романском стиле появились в И. вскоре после сер. XI в. Быстрое распространение романской архитектуры по территориям христ. королевств в И. связано с большим притоком воинов, духовенства и проч. переселенцев по мере успехов Реконкисты. Источником архитектурных форм была Франция, специфика ситуации (приезд мастеров и заимствование приемов из разных французских областей) обусловила достаточно быстрое сложение своеобразных местных вариантов романского стиля в противоположность ситуации с ломбардской архитектурой в Каталонии. Наиболее характерными чертами романской архитектуры в И. стали отделка стен гладкотесаным камнем, как правило, золотистого оттенка, четкая артикуляция форм и деталей, концентрация скульптурного декора на обрамлениях дверных и оконных проемов, контраст глади стен с четкими линиями сильно вынесенных карнизов, тяг и пристенных полуколонн. Одной из первых романских построек за Пиренеями стал клюнийский мон-рь Сан-Сальвадор-де-Лейре в Наварре (до 1057-1098) - большое 3-нефное 3-апсидное здание с обширной криптой, отличающееся гладкостью обработки камня, но почти лишенное декора.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Мон-рь Сантисим-Редемтор-де-лес-Облатес в Барселоне. 1926 г. Мон-рь Сантисим-Редемтор-де-лес-Облатес в Барселоне. 1926 г. Готика стала главной темой церковной архитектуры каталон. модернизма, одного из наиболее ярких направлений европ. модерна. Ведущей фигурой был Антони Гауди-и-Корнет, для которого религиозная тема была главной. Если ранние работы Гауди - Коллегиум терезианок в Барселоне (1888-1889), епископский дворец в Асторге (пров. Леон; 1889-1893, 1907-1915), проект францисканской миссии в Танжере (Марокко; 1892) - еще близки к традиц. неоготике, то в дальнейшем архитектор создает уникальный язык «органической готики», нашедший выражение в крипте Саграт-Кор в колонии Гуэля в Санта-Колома-де-Сервельо близ Барселоны (церковь проектировалась с 1898, крипта построена в 1908-1915) и в важнейшем произведении церковной архитектуры И. ХХ в.- храме Саграда Фамилия в Барселоне (строительство по проекту Гауди в 1883-1936, не окончено). Для этих сооружений характерны трактовка традиц. элементов готической объемно-пространственной композиции как природных форм (колонны как стволы деревьев, нервюры как ветви и кости и др.), виртуозное использование сочетаний природных материалов (необработанный камень, кирпич, керамика, стекло, металл) и эффектов освещения (направленные потоки света, витражи причудливых форм и цветов). При всей неповторимости в целом архитектура Гауди имела немало весьма удачных подражаний. Франсеск Беренгер-и-Местрес в небольших церквах Маре-де-Деу-де-ла-Рьера в Лес-Боржес-дел-Кам (пров. Таррагона; 1904, разрушена, восстановлена в 1954) и Маре-де-Деу-де-ла-Мерсе в Ка-н " Агилера (пров. Барселона; 1909-1910) использовал мотивы барокко и романики. Жозеп Жужол-и-Жибер, также ученик Гауди, пошел дальше учителя в трансформации традиционных композиций. Если храм Монсерратской Богоматери в Монферри (пров. Таррагона; 1925-1936, окончен в 1990-1999) во многом следует неосуществленному проекту Гауди церкви в колонии Гуэля, то лучшее произведение Жужола, ц. Саграт-Кор в Вистабелье (пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Слабость судебной и адм. власти привела к произволу местной аристократии, представители к-рой собирали вооруженные отряды и нередко участвовали в разбоях, грабежах и убийствах. При И. аббатство Сен-Виктор, владевшее крупными земельными угодьями, не только защищало от посягательств светских феодалов собственные владения и имущество зависимых крестьян, но и вмешивалось в конфликты вне монастырской юрисдикции. К 1040 г. мон-рь имел 15 приоратов (подчиненных обителей) в Провансе и Испании. Духовное обновление и повышение авторитета мон-ря сопровождалось ростом его материального благосостояния. Аббатство получило в дар новые земельные владения в Лангедоке, Пиренеях, Каталонии и в Италии (в Генуе, в Пизе, на о-ве Сардиния). И. деятельно участвовал в движении «Божий мир», укрепляя связи с мон-рем Клюни. Со св. Одилоном , аббатом Клюни, И. связывала личная дружба. Политика И., направленная на укрепление авторитета Церкви, находит параллель в деятельности настоятелей др. провансальских и каталонских монастырей, напр. Дуранда, аббата Муасака, и Оливы , аббата Риполя и Сен-Мишель-де-Кюкса (каталон. Сан-Микель-де-Куша). И. заботился о благоустройстве аббатства Сен-Виктор. По его инициативе над обширной древней криптой с гробницами святых была сооружена новая церковь, к-рую в 1040 г. освятил Римский папа Бенедикт IX . Часть этой постройки, т. н. башня св. И., сохранилась в составе более позднего храма. Незадолго до смерти И. в Марсель прибыли монахи мон-ря Лерен, разоренного сарацинскими пиратами (1046), с просьбой снарядить посольство в Испанию для выкупа пленных. В 1047 г. И. лично возглавил посольство, однако из-за тяжелой болезни был вынужден остановиться в приорате Сан-Микель-дель-Фай близ Барселоны и поручить миссию гр. Барселоны и Жероны Раймунду Беренгарию I Старому (1035-1076), к-рый вынудил мусульм. правителей Дении (Деньи) и Тортосы освободить пленных. И. сопроводил монахов в Марсель и там вскоре скончался. Согласно Житию, тексту эпитафии и обитуарию кафедрального собора Марселя, это произошло 24 сент.

http://pravenc.ru/text/293826.html

[Мерседарии; лат. mercedarii; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной; лат. Ordo Beatae Mariae Virginis de Mercede, O. de M.], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена. Основатель ордена - католич. св. Петр Ноласк (каталон. Пере Ноласк, испан. Педро Ноласко) (ок. 1180 - 1249 или 1256; канонизирован в 1628 папой Римским Урбаном VIII ). О раннем периоде его жизни известно мало; в сочинениях орденских хронистов XV в. П. Сихара и Н. Гавера святой назван сыном купца, однако в составленных в 1588 г. Ф. Сумелем истории ордена и жизнеописаниях его магистров Петр Ноласк представлен выходцем из рыцарского сословия. Несмотря на устоявшуюся орденскую агиографическую традицию, согласно которой святой род. в сел. Мас-Сент-Пюэль (Лангедок, Франция), в XX в. нек-рые испан. исследователи выдвинули гипотезу о его барселонском происхождении (см., напр.: Palma de Mallorca A., de. La verdadera patria de S. Pedro Nolasch//Analecta Sacra Tarraconesia. Barcelona, 1958. Vol. 31. N 1. P. 65-80). Согласно жизнеописанию, составленному Сумелем и легшему в основу Жития Петра Ноласка в издании болландистов «Acta Sanctorum» , в период юности святого его семья переехала в Барселону. Узнав о тяготах христиан, попавших в плен к туркам, Петр Ноласк сопереживал пленным и размышлял о способах помочь им. Однажды ему явилась Пресв. Дева Мария, после чего он укрепился в решении основать орден, к-рый бы занимался выкупом христиан из плена. В сочинениях хронистов ордена М. подчеркивалось, что Петр Ноласк в своих начинаниях нашел поддержку кор. Арагона Хайме (Жауме) I Завоевателя (1213-1276) и его духовного наставника доминиканца Раймунда Пеньяфортского , к-рым также явилась Пресв. Дева Мария. 10 авг. 1218 г. в кафедральном соборе Барселоны в присутствии еп. Беренгера де Палоу король объявил о создании ордена Пресв. Девы Марии Милосердной, во главе к-рого был поставлен Петр Ноласк. Епископ вручил главе нового ордена и его сподвижникам белые одеяния, к-рые впосл. станут указывать на принадлежность к М. Однако совр. исследователи ставят под сомнение традиц. хронологию истории ордена: в 1218 г. Хайме было всего 10 лет, а Раймунд Пеньяфортский до нач. 20-х гг. XIII в. преподавал в Болонье и никогда не показывал того, что имел к.-л. отношение к ордену М. ( Brodman. 1977; о формировании ранней исторической традиции М. подробнее см.: Taylor. 2000. P. 5-16).

http://pravenc.ru/text/2563024.html

После вскрытия на небе появились дождевые тучи. Мощи были положены в раку, установленную у главного алтаря собора. В Житии сообщается, что некие жители Тулузы украли неск. волосков и землю, пропитанную кровью Е., однако их уличили, избили и заставили вернуть святыни. Первое упоминание о праздновании памяти Е. 3 нояб. содержится в грамоте 1043 или 1044 г. из картулярия уржельского собора. Ряд более поздних грамот свидетельствует о традиции делать пожалования храму в день памяти святого, к-рый почитался как покровитель еп-ства Уржель. К 1070 г. относится упоминание о находившейся в епископстве Вик ц. во имя Е. (близ совр. Эльс-Пратс-де-Рей, пров. Барселона), к 1071 г.- о ц. во имя святых Феликса и Е. в Айгуатебии. Св. Одон (От), еп. Уржельский (1095-1122), учредил братство для строительства нового кафедрального собора. Члены братства должны были ежегодно участвовать в понтификальной мессе в день памяти Е. В Уржельском бревиарии (изд. в 1487 в Венеции) содержится служба с октавой на день памяти святого, вероятно составленная в XV в. В чтениях октавы упоминается ряд исцелений по молитве к Е. Особые молитвы святому содержатся в уржельском Служебнике (1536). После литургической реформы Римского папы Пия V (1570) особая служба в честь Е. была отменена, что привело к многочисленным ходатайствам капитула о ее восстановлении. В 1618 г. мощи святого были положены в серебряную раку. В 1753-1755 гг. барселонский ювелир П. Льеопарт изготовил новую раку в стиле барокко с фигурой почившего Е. на крышке и рельефными сценами из жизни святого на стенках. Рака хранилась в капелле во имя Е., украшенной барочным резным ретабло, к-рое также иллюстрировало Житие Е. В 1936 г. в Каталонии преследовали католиков. Кафедральный собор в Ла-Сеу-д " Уржель был разгромлен, значительная часть внутреннего убранства и мощи святых, в т. ч. Е., были сожжены. В наст. время Е. вместе с Богоматерью Нурийской почитается как покровитель еп-ства, ежегодно в день его памяти проводятся богослужения, а также выставки и ярмарки (каталон.

http://pravenc.ru/text/190143.html

В леренских агиографических сказаниях Гонорат был представлен в первую очередь как основатель монастыря, наставник монахов и чудотворец. Пространное «эпическое» Житие св. Гонората, составленное во 2-й пол. XIII в. (BHL, N 3976; изд.: Die Vita. 1911), отличается обилием фантастических эпизодов, рассказов о чудесах, путешествиях и приключениях героев, образцом для к-рых послужили франц. эпос и Хроника Псевдо-Турпина. Сведения о Гонорате, заимствованные из «Слова...» Илария Арелатского, искажены до неузнаваемости. Особое внимание уделено борьбе с манихеями (катарами), междоусобицам знати и престижу Л.- древнейшего мон-ря, прославленного подвигами и чудесами святых (см.: Labrousse et al. 2005. P. 231-235). В Житии Гонорату приписывается вост. происхождение (он якобы был сыном царя Никомидии); мать, фанатичная язычница, пыталась оградить его от христ. проповеди, но благодаря знакомству с подвижниками Капразием, Магонцием и Леонтием Гонорат обратился в христианство и стал отшельником в горах Прованса. По указанию ап. Иакова он освободил Карла Великого, томившегося в плену у испан. сарацинов, и помог ему одержать победу над врагами. После кончины Капразия и Венанция, с к-рыми святой подвизался в пещере, манихеи схватили его и отвезли на о-в Лерен, где обитали ядовитые змеи. Однако Гонорат изгнал змей и основал мон-рь, для к-рого из Монте-Кассино привезли текст Устава св. Бенедикта. Карл Великий щедро одарил обитель, а папа Римский Евгений, услышав о праведной жизни монахов, благословил остров и принял мон-рь под свою защиту. Причиной избрания Гонората на епископскую кафедру названа борьба православных с еретиками. Далее в Житии описываются многочисленные чудеса Гонората и мученичество Поркария. В XIV в. «эпическое» Житие было переведено на каталон. язык (изд. в 1485 в Валенсии). По просьбе аббата Госельма де Меирьера (1295-1309) мон. Раймон Феро составил стихотворное Житие св. Гонората на провансальском языке. Аббат намеревался преподнести это сочинение Марии Венгерской, супруге кор.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

И. Д. Самойлова, с. Нижняя Синячиха Новгородский музей-заповедник – Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород Музеи Московского Кремля – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» Музей религии – Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург Музей им. Хоненко – Музей западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Хоненко, Киев Псковский музей-заповедник – Псковский архитектурно-художественный музей-заповедник, Псков РГБ – Российская Государственная библиотека, Москва Сергиево-Посадский музей-заповедник – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад ЦМиАР – Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва ЯХМ – Ярославский художественный музей, Ярославль Источники иллюстраций Ouspensky L., Lossky W. Der Sinn der Ikonen. Bern; Olten, 1952; Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Crestwood, NY, 1982. Andaloro М., Romano S. L’orrizonte tardoantico e le nuove immagini 312–468. Romä Brepols, 2006 (La Pittura Medievale a Roma 312–1431, Corpus Volume 1) (илл. на с. 34, 35, 36, 37,130,172, 254, 300). Byzantium: 330–1453/ed. R. Cormack, M. Vassilaki. London: Royal Academy of Arts, 2008 (илл. на с. 49,133, 294, 317). Byzantium: Faith and Power (1261–1557)/ed. H. C. Evans. New York: Metropolitan Museum of Art, 2004 (илл. на с. 143). Cormack R. Byzantine Art. Oxford: Oxford University Press, 2000 (илл. на с. 270). Grabar A. Le premier art chrétien: 200–395. Paris: Gallimard, 1966 (илл. на с. 36, 38). Lowerance R. Byzantium/The British Museum. Cambridge: Harvard University Press, 2004 (иллюстрации на с. 197, 238, 270). The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843–1261/ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. New York: Metropolitan Museum of Art, 1997 (илл. на с. 149). Treasures of Mount Athos: [Exhibition Catalogue]. Thessaloniki, 1997 (илл. на с. 190, 203). La rivoluzione dell’immagine: Arte paleocristiana tra Roma e Bisanzio/a cura di F.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010