ХХ в. являлся Пискарёв, автор монументальных росписей в ц. вмц. Параскевы Пятницы в Кишинёве (1906), кафедральных соборов в Измаиле (1912), Болграде (1914), Рени и Белгороде-Днестровском ( Stavil . 2000. P. 35). его живопись носит отпечаток творчества худож. В. М. Васнецова. В 1906-1907 гг. Ф. А. Малявин (1869-1940) писал иконы и делал росписи в ц. св. апостолов Петра и Павла в Каушанах. Иконы Христос Пантократор. Икона. XVIII в. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Христос Пантократор. Икона. XVIII в. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Иконы XIX - нач. XX в. изучены учеными в меньшей степени. Курдиновский описал неск. икон в церкви из Аккермана (Четатя-Албэ, ныне Белгород-Днестровский), которые он относил ко времени ранее XVI в. ( Курдиновский. 1918. С. 97); лаконичны сведения об иконах в статьях Ш. Чобану, Берекета, Константинеску-Яшя и др. Большая часть памятников утрачена в советский период, когда были закрыты и разграблены большинство монастырей и церквей. Единственная икона из Вост. Молдавии, несомненно созданная в XVI в.,- «Богоматерь Одигитрия» (Национальный художественный музей Молдовы, Кишинёв), большого размера, написанная под влиянием критских икон XV-XVI вв. Арх. Михаил. Икона. 1702 г. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Арх. Михаил. Икона. 1702 г. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Иконостасы появились в Молдавии в кон. XVI в. (мон-рь Хумор) и окончательно сформировались в XVII в. в виде комплекса икон из 5 регистров (иконостасы ц. вмч. Георгия в Яссах, храмов в мон-рях Воронец и Молдовица) ( Nicolescu. 1976. P. 58). Один из самых старых сохранившихся в Республике Молдова - иконостас 1791 г. в соборе во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в г. Бэлць (Бельцы). Сон Иакова. Икона. Кон. XVIII в.— 1822 г. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Сон Иакова. Икона. Кон. XVIII в.— 1822 г. (Национальный художественный музей, Кишинёв) В XVI-XIX вв. на территории совр. Республики Молдова существовало 2 вида икон - монастырские и народные.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Спецобъект " Склады МГБ " в Бутове ЖМП 3 март 2020 /  3 января 2020 г. 12:48 В Бутове создается общероссийский музей стояния за веру " РУССКАЯ ГОЛГОФА " ЖДЕТ ЭКСПОНАТОВ ИЗ РЕГИОНОВ, КОТОРЫЕ РАССКАЖУТ О ПОДВИГЕ СВЯТЫХ И ПРОСТЫХ ВЕРУЮЩИХ По итогам состоявшегося 10 декабря 2019 года заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал властям столицы и Подмосковья создать новый музей на Бутовском полигоне. Как следует из опубликованного 29 января на веб-сайте главы государства документа, обеспечительные меры «при участии Московской Патриархии» мэру Москвы Сергею Собянину и главе подмосковной администрации Андрею Воробьеву рекомендуется разработать достаточно быстро — в девятимесячный срок. Пока трудно сказать, будет ли функционировать будущее учреждение культуры как государственный музей либо как общественный, со смешанной формой собственности. Однако внимание, уделенное этому вопросу, не оставляет сомнений: воплощаться в жизнь этому начинанию предстоит как общероссийскому. А возможно и в более широком измерении, объединяющем все пострадавшее в годы Большого террора постсоветское пространство. PDF-bepcuя «Как нам кажется, этот музей следует посвятить не только новомученикам и исповедникам, но стоянию за веру как историческому феномену всей советской эпохи, — считает настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа. — Его экспозиции должны рассказать обо всех жертвах большевистского режима — от прославленных в лике святых церковных иерархов до рядовых прихожан, сохранивших православную веру в те страшные десятилетия и донесших ее огонек до нас». Пока государственные органы только подступаются к мысли о создании музея, в Бутове на средства президентского гранта уже ведется работа над его концепцией. «Мы мыслим этот проект не как музей истории Церкви ХХ века, но как музей подвига и исповедничества. Крайне своевременно высказанная главой государства идея — редкий шанс объединить рассказывающие о подвижниках веры советской эпохи региональные музейно-выставочные начинания, подняв их на высокий общероссийский уровень, — считает директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый.

http://e-vestnik.ru/society/butovo_russk...

406, Музей сокровищ собора, Аоста), консул Анастасий на диптихе Анастасия (517, Национальная б-ка, Париж; Н. в виде раскрытой раковины). С Н. вокруг головы представляли персонификации солнца (лучистый Н.) и луны (рим. мозаика кон. II в. в Эль-Джеме, Тунис; напольные мозаики III в. римские виллы Орб-Босеаз в Орбе, Швейцария; серебряный диск III в., Британский музей, Лондон; мозаика III - нач. IV в. на своде языческого т. н. мавзолея Юлиев под собором ап. Петра в Ватикане), изображали Нептуна (напольная мозаика кон. II в. «Триумф Нептуна», Музей Бардо, Тунис), Диану (напольная мозаика из Карфагена со сценами охоты и жертвоприношения, Музей Бардо, Тунис, V в.), феникса (напольная мозаика III в., Лувр, Париж; роспись Греческой капеллы в катакомбах Присциллы, Рим, ок. сер. III в.), а также персонификации времен года (свод кубикулы Времен года в катакомбах Марцеллина и Петра, Рим, кон. III - нач. IV в.; Н. голубого цвета), аллегории красоты, великолепия, музыки и проч. (роспись потолка имп. дворца в Трире, ранний IV в., Музей диоцеза, Трир). В христ. искусстве с самого раннего времени Н. был принадлежностью Христа. Он мог быть простым, в виде графической обводки вокруг головы, без дополнительных элементов (костяная пластина со сценой «Вознесение», ок. 400, Национальный музей Баварии, Мюнхен; рельефы слоновой кости «Распятие», ок. 420, Британский музей, Лондон), а также содержать хризму («Христос с апостолами Петром и Павлом» на своде в катакомбах святых Марцеллина и Петра в Риме, 2-я пол. IV в.), греч. буквы Α и Ω, указывающие на Его предвечную природу, или крест («Сретение» и «Поклонение волхвов» на мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре, 432-440). Иногда разные элементы могли соединяться: напр., в росписи кубикулы Льва в катакомбах Коммодиллы (375-380) по сторонам простого Н. помещены буквы Α и Ω, на мозаике «Христос с апостолами» капеллы Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо в Милане (ок. 400) совмещены хризма и буквы. Н. Христа мог быть различного цвета, напр. «небесного» зеленовато-голубого, как на мозаике «Воскрешение Лазаря» в катакомбах Домитиллы (366-384), в росписи свода кубикулы Льва в катакомбах Коммодиллы, в композициях «Traditio Legis» и «Traditio Clavium» в рим.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

Альфонсо IV Арагонского, по его же заказу написал неск. несохранившихся алтарей («Алтарь св. Марка»; 2 алтаря для Мавританского дворца в Сарагосе). Самым значительным дошедшим до нас произведением Бассы являются выполненные им вместе с сыном Арнау росписи капеллы Сан-Микел в монастыре Педралбес в Барселоне (1346). Стены небольшой П-образной по форме капеллы сплошь покрыты росписью в 3 регистра. Темой декорации стали сюжеты из цикла земной жизни Спасителя. Стиль Бассы основан на подражании манере Джотто (у персонажей овальные лица с раскосыми глазами, полные губы, длинные пальцы), он использовал моделировку светом и цветом, придающую фигурам объемность и материальность, элементы перспективы, рефлексы, ввел в сцены пейзажную среду и поместил действие внутри ее. Эти элементы делали живопись Бассы сопоставимой с совр. живописью Флоренции и Сиены, однако даже в одной из самых ярких и новаторских по решению сцен - «Три Марии у гроба Господня» - художник не отказался от элементов линеарной готики. А. Басса успел до кончины создать ретабло для гильдии сапожников (ныне в кафедральном соборе Манрезы, 1346). На ретабло со сценами из жизни ап. Марка центральное место отведено истории обращения Анании, св. покровителя сапожников. На доске представлены композиции «Анания чинит сандалий апостола у ворот Мендиона» и «Ап. Марк у дома Анании». Художник отказался от условного обозначения места действия и представил житийные сюжеты как сцены из городской жизни, т. о. совместив сакральное и обыденное. Последователями Ф. Бассы были также братья Серра: Жауме, Франсеск, Жоан и Пере. В отличие от живописи Бассы их творчество не отличалось приверженностью итал. образцам, скорее братья являлись лучшими представителями общепринятой тенденции ориентироваться на иностранные образцы. Во 2-й пол. XIV в. высокая продуктивность мастерской братьев Серра определила художественный облик каталон. школы на неск. десятилетий вперед. Они выполнили большую часть заказов на ретабло для церквей и капелл Барселоны, их произведения встречаются на территории от Сарагосы до Альби (Франция), а также на Сардинии и Сицилии (напр., «Мадонна с Младенцем и двумя святыми», Национальный музей Сиракуз, Италия).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г. Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Haч.XV в. Москва Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Палехская икона. Cepeд.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех Икона. Koh.XVIII — haч.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция Палехская икона. Haч.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб. Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 февраля, 2024 21 января, 2024 3 ноября, 2023 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

Важно, чтобы музейные предметы, находящиеся в негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, имели достаточную защиту как физическую, так и материальную. Имеется в виду не только сохранность этих предметов, но и реставрация, экспонирование на нормальных площадях. Не может быть места лучше, чем Музей Рублева, потому что здесь есть и запасники, и квалифицированные кадры. Мы подготовим также церковные кадры и будем постепенно развивать это древлехранение уже на профессиональной основе на базе Музея имени Андрея Рублева. - Есть ли планы вывести музей за стены монастыря? - Конечно, есть. Было бы замечательно, если бы музей выводился за пределы крепостной стены. Но это нужно делать не путем волюнтаристского хрущевского решения - что все, открываем здесь монастырь, до свидания, а куда хотите, туда и забирайте свои иконы. Вот и получится, что все в итоге погибнет или будет разворовано, потому что не будет ни учета, ни контроля. Мы не форсируем этот вопрос. Только постепенно выводя музей в новые помещения, давая ему возможность там обжиться, можно говорить уже о его постепенном перемещении. Государственный музей должен быть, иначе государство лишится колоссального пласта своей истории. Церковь не может здесь все взять на себя, тем более что древнерусское искусство и культура - это не только православие, там есть и языческие вещи, и какие-то вообще доисторические моменты. Все это надо иметь в полноте, а для этого нужен государственный музей. Алексей Соседов 2 марта 2017 Источник: " Интерфакс-Религия " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

275 К первому периоду работы светлицы в доме боярина Дмитрия Годунова относится и другая плащаница, хранящаяся в Костромском музее (инв. 6087), а также хоругвь с изображением на одной стороне Святой Троицы, а на другой – апостола Филиппа, Ипатия и Димитрия Солунского (Там же, инв. 13941). См.: Маясова 1984. С. 34–37, ил. 1, 2 и с. 41. 276 Створки вложены Борисом Годуновым в 1601 г. к рублевской «Троице» (Сергиево-Посадский музей, а створки к «Троице» 1586 г. вклада Дмитрия Ивановича – в Ипатьевский монастырь (см.: Антонова, Мнева 1963, 547. С. 152–154, ил.49:51). 278 Плащаница до 1929 г. находилась в Костромском музее. Настоящее ее местонахождение нам неизвестно. 279 Интересно, в свою очередь, отметить, что н делах царицыной светлицы XVII в. значится несколько произведений шитья, выполненных специально для посылки в Астрахань: 3 июля 1640 г. «иконники Баженко Савин, Марк Матвеев знаменовали образ Богородицы Влади-мирской, что велено по государеву указу послать в Астра-хань»; 16 января 1641 г. «иконописец Федька Тимофеев знаменил под шитье около пелены Богородицы Одегитрея коймы, что послана в Астрахань, 6 дней» (Забелин 1901. С. 720). 281 Из той же мастерской вышли: хоругвь с изображением Троицы и Спаса Нерукотворного 1648 г. вклада Фетиньи в Новоспасский монастырь (Музей «Коломенское», инв. и Т-44), сударь «Богоматерь Воплощение» (Там же, инв. Т–11), набедренник с орнаментальным шитьем, вложенный в 1659 г. в Чудов монастырь (Музеи Московского Кремля, инв. ТК-1282). 282 В описях Архангельского собора других покровов с изображением князя Михаила Черниговского не упоминается. 283 Кирилло-Белозерский музей, инв. К мастерской Одоевских относится также покров на гроб Ивана Ивановича Одоевского 1629 г. (Сергиево-Посадский музей, ни». 2429), палица «Распятие» (кат. 125), покров «Кирилл Белозерский» (Кирилло-Белозерский музей, инв. 40/627, см.: Маясова 1989 (I). С. 222); а также напрестольная пелена «Похвала Богородицы» 1671 г. (Музей «Ново-девичий монастырь», инв. 750/8335, см.: Косицына 1995. С. 123–125).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Со времен патриарха Никона перед монастырскими воротами располагался гостиный двор. Сохранилось 2 здания гостиниц. Одно из них - краснокирпичное, в 2 этажа, с полуподвалом, построено в рус. стиле в 1891-1892 гг. (освящено 25 сент. 1893). В нояб. 1902 г. по просьбе архим. Владимира (Филантропова) разрешено построить новую 2-этажную каменную гостиницу (работы завершены в мае 1904). Также наряду с гостиницами у входа в Н. В. м. расположено 2-этажное каменное здание школы, построенное в 1895 г. по инициативе архим. Андрея (Садовского) по проекту архит. В. Е. Сретенского. С момента основания мон-ря перед его воротами размещались конный двор, экипажный сарай и др. хозяйственные постройки. В 1894 г. в связи со строительством здания школы эти деревянные корпуса были перенесены на новое место, к юго-западу от Н. В. м. В 1913 г. деревянные здания конного двора и коровника сгорели, были возведены новые, каменные. Шатер Воскресенского собора. Фотография. 2017 г. После закрытия Н. В. м. встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырских зданий и ризницы. В Наркомате просвещения РСФСР сначала склонялись к мнению, что монастырские ценности проще перевезти в Москву и поместить в надежном хранилище. Однако вскоре было решено создать на территории монастырского ансамбля музей. 19 марта 1920 г. уполномоченные отдела по делам музеев Наркомпроса Н. Н. Померанцев, Е. И. Силин, Н. К. Жуков и А. В. Лядов подписали акт о том, что «находящееся в Воскресенске Московской губернии имущество бывшего Ново-Иерусалимского мон-ря перешло в ведение отдела по делам музеев Наркомпроса». 29 марта 1920 г. организован историко-художественный музей, находившийся в ведении Главмузея Наркомпроса РСФСР. 5 нояб. 1921 г. в бывш. Н. В. м. создан музей местного края, к-рый постановлением отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР от 20 апр. 1922 г. объединен с историко-художественным в Государственный Новоиерусалимский художественно-исторический и краевой музей. В 1935 г. музей превращен в Опытно-показательный краеведческий музей Московской обл. После закрытия в том же году Московского областного музея в Москве значительная часть его коллекций была передана в Новый Иерусалим, музейные работники осуществляли методическое руководство краеведческими музеями Подмосковья. В центре их научной, экспозиционной и реставрационной работы всегда был ансамбль Н. В. м., они изучали историю его строительства, систематизировали коллекции.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Восстановление монастырской жизни происходило постепенно. После десятилетий забвения литургической жизни собор надо было серьезно восстанавливать. В нем не было ни иконостаса, ни солеи, ни амвона, в алтаре — только временный деревянный столик. И музей принимал активное участие в возрождении собора. Отец Афанасий вспоминает, что по молитве появлялись люди, которые готовы были пожертвовать деньги или физически помочь. Священник пересказывает разговор по телефону с владыкой Евлогием: «Афанасий, ты же говоришь, что у тебя паникадила нет». — «Да, владыко, вы видели». — «Брат мой, игумен Никон заменил на Афонском подворье паникадило, забери старое, оно роскошное». — «Благословите... А как привезти?» — «Да он привезет тебе». И действительно, привезли, а музейщики помогли повесить. Дом-башня для игумена Готовность прийти на помощь и взаимная выручка помогали музею и монастырю налаживать совместную жизнь. Братия в монастыре небольшая — наместник, иеромонах и два инока, но им тоже надо было где-то жить, вести хозяйство. Свободным помещениям взяться неоткуда. Под проживание монахов были выделены монастырские башни. Отец Афанасий уточняет, что на тот момент эти башни представляли собой полые кирпичные трубы, внизу — земляной пол, сверху — деревянная крыша. За год удалось их сделать пригодными для жизни. В этом помогали и состоятельные благодетели, и музейщики. В башне, где поселился отец-наместник, появились три этажа. На первом этаже расположились прихожая, туалет и кухня, на втором — келья, а на третьем — кабинет с обширной библиотекой старинных и современных церковных книг, которую отец Афанасий собирает уже много лет. Где-то надо было монахам хранить продукты питания. Тогда монастырь и музей написали заявление в Государственную инспекцию по охране памятников культурного наследия, чтобы разрешили приспособить подклеть колокольни, которая изначально и была для этого предназначена. Нужно было не просто получить разрешение, а сделать проект и согласовать его. «Нам всем приходилось терпеть, смиряться, — рассказывает Надежда Анатольевна. — Отец Афанасий понимал, что монастырю придется потесниться, что музей переводить некуда и надо уживаться в тех помещениях и на той территории, которые есть. Туристы к нам приезжали и приезжают разные, кто-то в шортах, кто-то с открытыми плечами. Конечно, в такой одежде не приходят в монастырь, но мы же не можем их не пустить, они же в музей пришли. Или дети шумной толпой бегают, когда приходят на экскурсии. И монахам все это приходится терпеть. Но мы всегда старались объяснять нашим посетителям, что у нас не только музей, но и действующий монастырь и что вести себя здесь надо соответствующе».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Михаило-Архангельский монастырь. Город Юрьев-Польский. ЖМП 10 октябрь 2018 /  9 января 2019 г. 16:06 Монастырь и музей под одной крышей Михаило-Архангельский монастырь в городе -Юрьев-Польский — это одновременно и обитель, и крупный историко-архитектурный комплекс, и художественный музей. Такое соседство не мешает ни музейщикам, ни монашествующим. Здесь туристы охотно участвуют в церковных службах, паломники с интересом разглядывают музейные экспозиции, а директор музея поет на клиросе. PDF-bepcuя Город Юрьев-Польский начинался с крепости, которую заложили по приказу его основателя — князя Юрия Долгорукова. А вокруг крепость обнесли земляными валами. Крепостные стены не сохранились, а вот земляные валы можно увидеть и сегодня. Они и окружают Михаило-Архангельский монастырь, основанный в XIII веке внуком Юрия Долгорукова князем Святославом Федоровичем. Как Петр Барановский спас монастырь После революции 1917 года обитель в самом центре города была закрыта, новая власть собиралась ее снести. Спас монастырь архитектор и реставратор Петр Барановский, предложивший открыть в монастырских помещениях музей. К тому времени в городе уже был небольшой краеведческий музей, который ютился в двух комнатках местной школы. Его экспонатами были художественные ценности и предметы быта, национализированные у местных помещиков и купцов, а также у церквей и монастырей. Этот музей в 1922 году и переехал в обитель. За прошедшие 90 с лишним лет музейная коллекция значительно выросла, сегодня это свыше 10 тыс. единиц хранения. Многие экспонаты не просто имеют федеральное значение, но и принадлежат федеральной казне. Музейный комплекс включает в себя несколько храмов, часовню, красивейшую шатровую колокольню XVII beka, двухэтажный Архимандритский корпус. Самый же известный «экспонат» юрьев-польского музея — это белокаменный Георгиевский собор XIII века, последний шедевр церковного зодчества домонгольской Руси, с уникальной каменной резьбой. Его диковинные звери и птицы, святые и ангелы, глядящие со стен, давно разошлись по всем каталогам древнерусской культуры Владимиро-Суздальской земли. Собор построил князь Святослав. Внутри собора хранится еще один уникальный экспонат — Святославов крест, который князь собственноручно вытесал из камня в память о своем чудесном спасении.

http://e-vestnik.ru/reports/monastyr_i_m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010