Богоматери в Харат-Зувайла в Каире). Стилистические ориентиры возродившейся в XVIII в. иконописи связаны с регулярными контактами с Зап. Европой, близостью к греч. мон-рям, прежде всего к мон-рю вмц. Екатерины на Синае, с наличием арм., греч. диаспор и торговых групп разной этнической принадлежности и др. (работы для ц. Божией Матери «аль-Муаллака» арм. иконописца посл. четв. XVIII в. Ованнеса Карапетяна; икона «Посещение св. Антонием Великим св. Павла Фивейского» (1777, Коптский музей, Каир), на к-рой черты ранней копт. живописи совмещены с приемами «живописности»; житийный образ св. Бахнама и его сестры (XVIII в., Коптский музей, Каир) из ц. св. Бахнама в Каире, выполненный с использованием приемов исламской (араб., османской) живописи XVIII в.; икона «Бегство в Египет» (XVIII в., Коптский музей, Каир) в традиции поствизант. живописи; икона кон. XVIII - нач. XIX в. (?) с образами 3 Макариев в церкви мон-ря св. Макария Великого в Вади-эн-Натрун греч. письма; образ Христа с фигурами 24 апокалиптических старцев (XVIII в., Коптский музей, Каир) в традициях копт. живописи при смягченном, «живописном» письме). На иконе «Христос Великий Архиерей» (XVII в.?, Коптский музей, Каир) традиц. для храмовых апсид композиция с изображением Христа на троне в окружении символов евангелистов соединяется с образом Христа Первосвященника, распространенного в поствизант. искусстве; барочные формы трона свидетельствуют о знакомстве, возможно, с итало-критскими произведениями. В триптихе «Распятие» (1783, Коптский музей, Каир) в стремлении мастера передать анатомическое построение обнаженных фигур, в интересе к подробно разработанному архитектурному фону прослеживается влияние образцов зап. искусства или произведений итало-греч. круга живописи. Приметы копт. стиля в совр. иконописи представляются данью этнографической специфике копт. среды в Е. Книжная миниатюра Миниатюры украшают рукописи IV-XIX вв. на греч., копт., сир., древненубийском, араб., эфиоп. языках или копто-араб. билингвы. Писчей основой для рукописей служили папирус, пергамент, бумага, кость, деревянные дощечки. Среди них встречаются рукописи с иллюминированными страницами, но большая часть манускриптов декорирована лишь орнаментированными копт. крестами и плетенками, напр. Молитвенник X-XI вв. из мон-ря Каср-эль-Визз (Б-ка рукописей Коптского музея, Каир).

http://pravenc.ru/text/187963.html

• Черная изба 1-ой половины XIX в. крестьянина Тарасова из д. Мухино (экспонируется свадебный интерьер).  • Дом крестьянки Лоховой из д. Вашкино (экспозиция посвящена традициям и обрядам в воспитании детей в крестьянских семьях).  • Дом-пятистенок А.Г. Серова из д. Мытищи (интерьер горница с элементами городской культуры).  • Изба-усадьба М.К. Липатова из д. Журавлево (музей русского напитка).  • Дом крестьянина Ципелева из д. Аристиха (экспонируется как изба гончара).  • Дом крестьянина Скобелкина из д. Стрельниково (проводятся интерактивные программы).  • Амбары из д. Собакино.  • Овин из д. Пустынь. По информации с сайта: kostromaru.ru «Костромская слобода» - архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник, раскинувшийся сегодня на десятках гектаров на стрелке рек Волга и Кострома, в черте города Костромы у стен древнего Ипатьевского монастыря. «Костромская слобода» – музей под открытым небом. Музей деревянного зодчества. История костромского музея тесным образом связана с рукотворным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища. С конца 1940-х годов несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области, в том числе и попадавшую в зону предстоящего тогда затопления. Именно с целью спасения от затопления и были перенесены в безопасную городскую черту несколько первых памятников деревянной архитектуры. Первым памятником, перевезенным в Кострому из затапливаемой Костромской низины, стала церковь из села Спас-Вёжи – церковь Спаса-Преображения (постройка 1713 г.). Церковь была перевезена и установлена в районе костромского Ипатьевского монастыря в 1954-57 гг. Именно этот момент и можно брать за точку начала истории костромского Музея деревянного зодчества. Но один перевезенный памятник еще не являлся настоящим музеем. В 1958 году к обследованию уже всей Костромской области с целью изучения памятников деревянной архитектуры приступили специалисты Костромской специальной научно-производственной и реставрационной мастерской. Они обследовали северо-восточные районы области в верховьях реки Ветлуги и по ее притокам. Был собран материал, свидетельствующий, что в глубинке, в тот период, еще сохранялись интересные культовые, жилые, хозяйственные и производственные постройки. По результатам экспедиции было рекомендовано к вывозу в планирующийся музей несколько деревянных построек, среди которых – дом Ципелевой из деревни Аристиха и часовня из деревни Притыкино Шарьинского района.

http://sobory.ru/article/?object=00521

Фрагмент саркофага. 325-350-е годы. Музей Пио-Кристиано, Ватикан Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть, как пещеру в скалах. Со временем композиция становится все более повествовательной, наполняется деталями. Изображаются Марфа и Мария, иудеи открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного. Некоторые персонажи закрывают краем одежды носы — так иллюстрируются слова Марфы «Господи, уже смердит; ибо четыре дня как он во гробе» (Ин. 11:39). Миниатюра Евангелия из Россано. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия Донце поминального сосуда. IV в. Музей Пио-Кристиано, Ватикан Резная панель двери церкви Санта Сабина. V в. Рим. Фрагмент Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия. Константинополь. Середина XII в. Музей Уолтерса, Балтимор, США Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Пластина бронзовых дверей. 1170 — 1220 г. Кафедральный собор г. Беневенто, Италия Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313 г. Псков. Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/voskreshenie-lazarya-i...

Сохранять память новомучеников нужно как это всегда делала Церковь — молитвой и богослужением, сохранением святынь и реликвий. Сегодня в Церкви обсуждается идея создания музея новомучеников. Существуют церковные музеи, посвященные гонениям и геноциду, небольшие музеи в епархиях и при храмах, в ПСТГУ, или у нас в Бутово. Есть музеи светские, например, музей холокоста в Израиле «Яд вашем», мемориалы на месте фашистских концлагерей в Германии. По моему глубокому убеждению, России нужен общенациональный музей памяти жертв коммунистического геноцида и гонений на Церковь. И он должен быть государственным. К сожалению, сегодняшнее настроение у народа, не оставляет надежды на то, что подобный музей будет создан в ближайшем будущем. Хотя речь об этом и ведется в Президентском совете по развитию гражданского общества и прав человека. «Программа по увековечиванию памяти пострадавших от политических репрессий» также предусматривала создание такого государственного музея. Но реальных шагов пока не сделано. Было предложено несколько проектов такого музея, даже двух музеев. Первый музей должен быть создан в Петербурге, на территории Ржевского расстрельного полигона в Ковалевском лесу. Там в начале 1920-х годов производились расстрелы, и есть основания предполагать, что именно там был расстрелян великий русский поэт Николай Гумилев. Питерские коллеги добиваются создания этого музея, и есть большая вероятность, что там Музей террора будет построен. Второй музей, даже мемориальный комплекс жертвам коммунистического режима, предполагается создать в Москве. Первый вариант — построить его в Покровском-Стрешнево, на стрелке слияния Канала им. Москвы с Москвой-рекой, построенного рабским трудом заключенных. Второй вариант — в Бутово. Бутовский расстрельный полигон в последнее время стал всемирно известным символом сталинских репрессий, и мы надеемся, что проект будет реализован, хотя пока этим вопросом занимается только община храма в Бутове. Церковь, воспевая в своих гимнах великих древних мучеников, таких, как Георгий Победоносец, Пантелеимон Целитель, Димитрий Солунский, учит, что они «кровями своими потушили огонь беззакония», «утопили в своей крови гонителей мучителей», а их палачей называет, «нечестивцами», достойными вечного осуждения. Новые мученики равны древним мученикам, а значит палачи, орудовавшие или отдававшие приказы о незаконных пытках казнях, такие же, как и палачи древних святых, и за гробом их ждет общая с ними доля.

http://pravmir.ru/soxranit-pamyat-o-novo...

– То есть реставрировали греки, а францисканцы не смогли забрать надгробья, важные для западноевропейцев? – Не смогли. Их не допустили до ремонта. Кому это принадлежит сейчас – это очень сложный вопрос. Вот, например, рядом с Темницей Христа была огромная плита, на которой все оставляли автографы. Её сейчас подвинули поближе к католическому приделу. Археолог Амит Рээм утверждает, что эту плиту подняли греки, когда делали раскопки в 1970-е годы в Кафоликоне за иконостасом, и что она была фасадной стороной алтаря периода крестоносцев. Когда ее выкопали, то просто прислонили к стене напротив туалета и ничего с ней дальше не делали, поэтому на ней все и рисовали. По-хорошему, ее надо было бы отдать католикам, тем более что они сейчас открывают новый археологический музей. Но отдадут ли ее греки, совершенно непонятно, потому что по status quo она принадлежит им, хотя она им и не нужна, как и часть истории храма, стоящая за ней. Честно говоря, мне бы очень хотелось верить в лучшее. Например, греки могут сдать эту алтарную плиту в бессрочную аренду католикам, в их новый музей, не теряя при этом права на собственность. – А ведь существует Музей Иерусалимского Патриархата… У него есть дверь, а на двери – табличка о часах работы. – Я даже знаю несколько человек, которые были в этом музее в 1980-е! Он реально был оформлен и уже почти открыт, даже был выпущен каталог на английском и иврите. Но потом его, так официально и не открыв, закрыли и никого туда не пускают. Даже ученых, которые приезжают со всего мира, просят, умоляют, – те всё равно получают отказ. Я думаю, ситуация с музеем изменится, когда заработают другие христианские музеи Старого Города. Сейчас армяне уже построили новый прекрасный музей и скоро закончат подготовку экспозиции. Там очень много всего, в том числе экспонаты из храма Гроба Господня. Он находится в Армянском квартале. Католики строят аж три музея – археологический, исторический и коллекции искусства – они постепенно уже начали открываться, и экспозиции уже почти готовы (я там была, картины уже висят на своих местах). Так что у всех будет музей – а у греков не будет? Они вспомнят, что у них тоже есть музей, и откроют. Во всяком случае, у меня есть надежда, что так будет.

http://pravoslavie.ru/140585.html

Тальцы. Иркутский архитектурно-этнографический музей " Тальцы " . Музей деревянного зодчества.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1969. (основание). Ссылки:   Адрес: Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Тальцы, 47-й км Байкальского тракта (фактический адрес); г. Иркутск, ул. Грязнова, 22 (администрация в Иркутске) Координаты: 51.996812, 104.664457 Проезд:от Иркутска авт. на Листвянку до ост. Тальцы, пешком на юго-запад 800 м. Изменить описание объекта Храмы на территории музея: Карта и ближайшие объекты В музее собрано 78 архитектурных памятников оборонного, культового и гражданского зодчества народов иркутской области XVII-XX вв., а также этнографические коллекции Х-ХХ вв., всесторонее отражающих материальную и духовную культуру русских, бурят, эвенков, тофалар. Решение о строительстве музея было принято 9 января 1966 г. В 1980 г. музей, ставший филиалом Иркутского государственного объединенного музея, принял первых посетителей. С 1 января 1994 года музей функционирует в качестве самостоятельного. 20 февраля 1995 года указом Президента Российской федерации музей " Тальцы " отнесен в объектам исторического и культурного наследия федерального значения. (www.museum.ru) Постоянные экспозиции: «Илимский острог 17 века», «Казанская часовня 17 века», «Церковно-приходская школа, 19 век», «Усадьба крестьянина Зарубина, начало 20 века», «Усадьба Московского», «Усадьба псаломщика, 19 век», «Усадьба крестьянина Непомилуева», «Бурятский улус-летник, 19 век», «Каскад водяных мельниц», «Тальцинское кладбище», «Эвенкийские стойбища», «Традиционная женская народная одежда», «Женский традиционный головной убор». (www.go-baikal.ru): Троицкая церковь (1914 г). Вывезена из дер. Дядино, Жигаловского района. В 1990-1992 гг. на территории музея снимался советско-японский фильм " Сны о России " . Для его съемок за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и собрана в предварительной сборке без канонической ориентации алтарем на восток. В планах музея перенос церкви на другое место и установка ее в соответствии с христианской традицией.

http://sobory.ru/article/?object=09220

поддержку. По уставу 1874 г. разрешалась беспошлинная доставка из-за границы необходимых музею книг, картин, фотографий, гравюр, инструментов и аппаратов. В Положении 1888 г. оговаривалось, что музей получает для б-ки заграничные книги, эстампы, рисунки и др. без цензурного просмотра. В 1895 г. при И. м. был создан по желанию министра финансов правительственный минц-кабинет, «с сосредоточением в нем коллекций вновь изготовляемых монет и медалей». С 1906 г. по высочайшему соизволению из запасов Гос. типографии музею стали передавать тома 2-го издания свода законов Российской империи и 2-го Полного издания свода законов Российской империи, а в 1907 г. музей включили в число учреждений, пользующихся правом бесплатного получения экземпляра этого издания. С 5 февр. 1907 г., согласно распоряжению министра внутренних дел, музей получал по экземпляру имеющихся в Департаменте полиции нелегальных изданий (с 1904). Парадные сени. Фотография. 1997 г. Парадные сени. Фотография. 1997 г. Музей не обходили вниманием представители царствующей династии. Помимо торжеств закладки здания в 1875 г. и открытия в 1883 г. музей удостоился высочайшего посещения трижды: 19 мая 1891 г. на открытие Среднеазиатской выставки, 19 авг. 1898 г., 29 авг. 1912 г. на открытие юбилейной выставки в память Отечественной войны 1812 г. В музее часто бывали великие князья Сергей и Михаил Александровичи, вел. кнг. Елисавета Феодоровна . Посещали его и великие князья Николай Николаевич старший (29 нояб. 1887), Владимир Александрович (1887, 1891), Алексей Александрович (1892), Павел Александрович (1887, 1892, 1895), Константин Константинович (1892), а также буд. имп. Александра Феодоровна (1890). Чудо св. Георгия о змие. Рельефная икона. Россия. XVIII в. Дар. И. М. Зайцевского в 1891 г. (ГИМ) Чудо св. Георгия о змие. Рельефная икона. Россия. XVIII в. Дар. И. М. Зайцевского в 1891 г. (ГИМ) Софья Премудрость Божия. Шитая икона. Москва. Нач. XVI в. Дар. гр. А. В. Олсуфьева в 1891 г. (ГИМ) Уже в 80-х гг. XIX в. идея создания национального музея нашла отклик у представителей РПЦ.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

117 Сергиево-Посадский музей, инв. 2422 и 2417 (см.: Маясова 1И98. С. 44, примеч. 38 и 39). Покровы впервые атрибуировапы нами в указанном выше докладе 1990 г. в Сергиево-Посадском музее (см. примеч. 100); см. также: Спирина 1995. С. 144, ил. 53. 118 О постриге Соломонии и ее дальнейшей судьбе см.: Маясова 1971 (3). С. 85–88, примеч. 72–83 (приводятся сведения о насильственном постриге великой княгини и об отрицательном отношении к этому событию в обществе). 121 Сергиево-Посадский музей, инв. 2419. Покров этот в XIX в. был передан в хотьковский Покровский монастырь и вернулся после организации в Троице-Сергиевой лавре музея (1920). 124 См.: ПСРЛ. М„ 1962. Т. 2. С. 284; 1965. Т. 13. С. 71. Не случайно в 1531 г. великий князь приказал соорудить серебряные позолоченные раки для мощей митрополитов Петра и Алексия. 130 Подробно о работе светлицы при Анастасии Романовне м.: Маясова 1971 (3). С. 93–111, примеч. 107–164. 131 Хранятся в ГТГ (см.: Свирин 1963. С. 94–98, рис. на с. 95). II. И. Антонова считала, что на пелене изображена Богоматерь Одигитрия, типа Перивлепты (см.: Антонова 1960. С. 110). 132 ГТГ, инв. 20985 (см.: Свирин 1963. С. 92–93; автор датирует хоругвь XVI в., не связывая ее с определенной мастерской). 134 См.: Писарев 1913. С. 21 (подписи под иллюстрациями перепутаны); Покровский 1914. С. 27, табл. XV (1); Свирин 1963. С. 87–88; Маясова 1990 (3). С. 101, ил. 8. 138 Кирилловский музей, нив. (возможно, переделана из пелены). Переложена с таусинного шелка на фиолетовый бархат. 139 Переславский музей, инв. 1714 (65x65). Вкладу Анастасии приписывают и другую хоругвь с Благовещением и Никитой Столпником (инв. 90x97,5). 140 Переславский музей, инв. 1676. Пелена переложена на новый фиолетовый атлас, но на каймах сохранилось древнее песнопение, шитое по зеленому шелку. Не тропарь ли это, сочиненный по преданию самим царем Иваном Грозным? (см.: Жданов 1904. С. 101, примеч.). 142 Владимирский музей, инв. 2155 (см.: Маясова 1971 (1). С. 27, ил. 43). Возможно, что в царицыной светлице было вышито два покрова с изображением Никиты Переславского, как это было с покровами на гробницу митрополита Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Но процесс уже начался, и я получаю от отца наместника информацию очень положительную. Надеемся, что активнее пойдет весь процесс возрождения архипелага Соловецкого. В.В. Путин: Если позволите, я передам слово Министру культуры. А.А. Авдеев: Ваше Святейшество, спасибо, во-первых, за очень хорошее сотрудничество, ежедневное, постоянное взаимопонимание и взаимоуважение между служителями Церкви и сотрудниками Министерства культуры. Потому что мы, действительно, стараемся возродить то, что мы можем возродить — храмы, иконы; передать на хранение и во владение или в собственность то, что сейчас вы сможете взять и хотите взять. Но и сохранить музеи — это тоже очень важно. Потому что для музейных сотрудников возникают естественные проблемы, и Вы правильно сказали, что не всегда быстро все решается, в том числе и для музеев. Вот Ипатьевский монастырь, к примеру, в Коломне. Благодаря решению Владимира Владимировича был передан. Выделены большие средства на реставрацию Ипатьевского монастыря. Музей оттуда был отселен. Но музей сейчас (там почти 700 тыс. экспонатов) складирован, не открыт, потому что до сих пор нет помещения. Но это исключительный случай. И мы хотим в дальнейшем вместе с вашими сотрудниками делать так, чтобы избегать складирования музейных экспонатов, а музей переводить так, чтобы он функционировал в полном виде. В этом и наш подход сейчас к Верхне-Петровскому монастырю в Москве, там находится Литературный музей. Музей, в котором хранятся рукописи наших гениальных, выдающихся писателей. Будем делать все таким образом, чтобы и музей получил хорошее помещение. И здесь нам Росимущество оказывает постоянную помощь. Сейчас мы ищем для музея помещение. Но и монастырь, разумеется, должен получить свои же помещения, освященные веками. В год мы реставрируем и реконструируем примерно от 80 до 100 храмов, церквей и других объектов на территории монастырей. Даже сейчас, в 2010 году, сумма предполагается немалая. Суммарно, Владимир Владимирович уже назвал, около 2 млрд рулей будет направлено на реставрацию и реконструкцию именно храмов и монастырей. Это немножко меньше, чем в прошлом году. Мы подсчитали: на 23% меньше, но это больше, чем секвестр. То есть все равно мы сделали усилие, и эти объекты по вашему же списку будем восстанавливать.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На следующий день молодые снова отправились в Русский музей. – Андрей, наконец-то у нас долгож-данная экскурсия в «Русский музей». Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художествен-ный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в 1895 г. Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III и о представлении для этой цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций. Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898г. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар. Коллекция музея насчитывает более 440 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по XXI bek. Основная ретроспективная экспозиция музея расположена в Михайловском дворце (арх. Карл Росси, 1819–1825 гг.), построенном для сына императора Павла I Великого князя Михаила Павловича, и в корпусе Бенуа, первоначально построенном как выставочный павильон Академии художеств (арх. Л.Н.Бенуа и И.С.Овсянников. 1914–1919 гг.). Общая площадь территории музея в настоящее время составляет более 30 га. Коллекция размещена в зданиях, являющихся выдающимися памятниками архитектуры XVIII–XIX вв.: Михай-ловском, Строгановском, Мраморном дворцах, корпусе Бенуа и Михайловском замке. В состав музейного комплекса также входят Михайловский сад, Летний сад с Летним дворцом Петра I и домик Nempa I. Русский музей сегодня – обширный музейный комплекс, крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны.

http://azbyka.ru/fiction/iz-dvuh-mirov/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010