- проект сохранения памяти о наследии великого русского каменотеса и ваятеля Самсона Ксенофонтовича Суханова.   Совместно с Братством проекты осуществляются на базе следующих музеев: - Музей Истории Ижорской земли и города Колпино (Колпино), - Музей «Князь Александр Невский» (Санкт-Петербург), - Ижорский музей (Вистино), - Водский музей (Лужицы), - Музей народов Водской пятины (Монастырьки), - Музей «Ледовое побоище» (пос. Самолва, Псковская область).   На базе этих проектов, программ и музейных структур в настоящее время строится работа по изучению историко-культурного и духовного наследия Невского края. Многие общественные структуры и музеи готовы присоединиться к работе.    Роман Александрович Соколов предложил определить направления работы Клуба. Если надо приехать и почитать лекции для молодежи, то тут все просто. Нужно определить тему лекции, место, время и пригласить участников на прослушивание лекции. Если речь идет об исследовательской работе и даже учебно-методической, то тут надо подумать, перед тем как браться, — осилим ли. Ведь изучение исторического прошлого нашей страны – весьма непростая задача, и она по силу только при и наличии государственной системной поддержи. Да и будет ли такой лекционный подход для православной молодежи интересен? Роман Александрович отметил форму работы. Клубная форма работы предполагает и дает возможность совершенно разноплановой деятельности. И это здорово! Он пожелал успехов в очередном начинании владыки Назария и сказал, что Институт истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, чем сможет, тем и поддержит эту замечательную идею.   Игорь Николаевич Половцев поддержал Р.А.Соколова. Но сказал, что начинать, на его взгляд, работу Клуба надо с нескольких направлений: Обязательно надо предложить начать изучение истории своего Отечества с истории своего рода, своих предков. Это направление будет интересно всем – и молодежи, и учредителям Клуба.   Лидия Игоревна Новикова предложила в работе с православной молодежь использовать различные игровые формы работы – викторины, фестивали и даже компьютерные игры. Главное, чтобы тема была интересна. И обязательно приобщать к книге, к печатному слову, к исторической и краеведческой литературе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/12/po...

Возможно, к сюжету Жития святой, содержащегося в «Золотой легенде» Иакова из Варацце, восходит образ Е., попирающей нечестивого царя (рим. имп. Максенция), при этом она могла быть изображена с книгой в руках (каменная скульптура сер. XIII в., собор в Падерборне, Германия), с мечом (деревянная скульптура, XVI в., Германский национальный музей, Нюрнберг), с книгой и мечом (деревянная скульптура нач. XVI в., ГЭ), с колесом и мечом (каменная скульптура собора Страсбурга, ок. 1330), с колесом, книгой и мечом (картина «Вмц. Екатерина» неизвестного нидерландского художника последней четв. XIV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Луки Лейденского, XVI в., Городской музей, Пиза). С XIV в. распространение получил встречающийся и ранее (фреска в апсиде церкви в Монморийоне, Франция, кон. XII - нач. XIII в.) сюжет «Мистическое обручение вмц. Екатерины» (восседающий на коленях Богоматери Младенец Христос (реже - Христос-Средовек: рельеф из житийного цикла, Тино да Камаино, 1-я треть XIV в., ц. Санта-Мария Доннареджина в Неаполе) вручает Е. кольцо): образ Микелино да Безоццо, ок. 1420, Национальная пинакотека, Сиена; витраж капеллы семейства Фольккамеров в хоре нюрнбергской ц. св. Лаврентия, мастер П. Геммель, 1481; Дж. Б. Бертуччи, ок. 1510-1515, Музей изобразительных искусств, Будапешт; А. Корреджо, «Обручение вмц. Екатерины в присутствии св. Себастьяна и с мученичеством двух святых», ок. 1526-1527, Лувр, Париж; Пармиджанино, между 1531 и 1535, Национальная галерея, Лондон; А. Санчес Коэльо, 1578, Прадо, Мадрид). Помимо сцен видений Е. (наряду с темой мистического обручения «Явление Богоматери ап. Луке и вмц. Екатерине» - А. Караччи, 1592, Лувр, Париж) в качестве выделенных из житийного цикла сюжетов получили распространение композиции с изображением мучений (витраж «Св. Екатерина перед императором; Бичевание», кон. XIV в., собор архидиак. Стефана, Вена; картина Л. Орси «Мученичество св. Екатерины», ок. 1560, Галерея д " Эсте, Модена; средник «Алтаря вмц. Екатерины», Л. Кранах Старший, ок. 1506, Картинная галерея, Дрезден; Я. Бассано «Св. Екатерина и мученики Александрии» (или «Мученичество св. Екатерины»), 1545, Городской музей, Бассано-дель-Граппа; Веронезе «Заточение вмц. Екатерины», ок. 1580-1585, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также композиция «Диспут вмц. Екатерины с философами» (фреска Пинтуриккио с учениками в Зале святых, Ватикан, 1492-1494; фреска Дж. А. Порденоне в ц. Санта-Мария ди Кампанья, Пьяченца). Реже в качестве самостоятельного сюжета избирались эпизоды, связанные с чудесным сокрушением колес (миниатюра, ок. 1480,- Paris. lat. 920. Fol. 288v), коронованием, перенесением мощей Е. на Синай и вознесением ангелами души святой.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Гавриила и темным, будто сжавшимся силуэтом Богоматери, готовой отвернуться и боязливо запахивающей плащ. К частным заказам того периода относятся образ ап. Иоанна Богослова (1320, Институт изящных искусств Барбера, Бирмингем) и алтарь блж. Агостино Новелло (1324, Национальная пинакотека, Сиена). М. вновь выступает в качестве создателя иконографии недавно умершего (в 1309) южноитал. праведника. Полиптихи, созданные М. для церквей Центр. Италии (Сант-Агостино в Сан-Джиминьяно (Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн; Музей Фицуильяма, Кембридж; итал. частное собрание), Сан-Доменико (1324, Музей собора, Орвието), Санта-Мария-деи-Серви (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон) и Сан-Франческо в Орвието (Музей собора, Орвието), Санта-Катерина в Пизе (ок. 1319/20 г., Национальный музей Сан-Маттео, Пиза)), свидетельствуют о его необычайной изобретательности в этом достаточно монотонном жанре. Монументальный пизанский алтарь производит целостное впечатление, невзирая на архаичную дробную структуру, обилие архитектурных членений и многочисленность персонажей. Фигуры персонажей, представленные в разном масштабе, трактованы вариативно, но почти все они представлены с книгами или со свитками в руках, что согласуется с дидактическими задачами доминиканского ордена. Один из самых востребованных и состоятельных художников Сиены, М. не позднее 1336 г. вместе с женой и братом без видимых причин (возможно, из-за угрозы эпидемии чумы) уехал в Авиньон. Заказов от папского двора он, по-видимому, никогда не получал, а его единственной масштабной работой стали росписи портика городского собора Нотр-Дам-де-Дом, созданные по заказу кард. Джакомо Гаэтани Стефанески (фрагменты - Папский дворец, Авиньон). На юж. стене притвора помещалась сцена битвы вмч. Георгия с драконом (разрушен в 1828), на северной - «Чудо Андреа Корсини», эпизод, происшедший в 1333 г., в тимпане - «Мадонна Смирение» (Madonna dell " Umiltà) с донатором. Самым известным произведением, созданным М. в Авиньоне, является фронтиспис к рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке (Ambros.

http://pravenc.ru/text/2562428.html

Судьба коллекций Румянцевского и Публичного музеев различна. В советское время Румянцевская библиотека составила основу Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (сейчас Российская государственная библиотека) 2662 , которая осталась в старом здании. Коллекции произведений искусства музеев были переданы в другие музеи, в том числе в Исторический музей. Императорский Российский исторический музей. Если главные музеи Петербурга были основаны по императорской воле, крупные музеи Москвы чаще возникали благодаря частной инициативе, поддержанной общественным мнением, а затем и официальными властями. Имя A.C. Уварова связано еще с одним важным событием русской культурной жизни – основанием Исторического музея 2663 . Эту идею он выдвинул еще в 1872 г., он же написал Устав и программу будущего музея и возглавил комиссию по строительству. С 1881 г. Уваров становится заместителем председателя Музея, почетный пост председателя занимал великий князь Сергей Александрович. В июне 1883 г. Уваров организовал выставку первых десяти залов к коронации Александра III 2664 . Императорский Российский исторический музей (сейчас Государственный исторический музей, ГИМ) был задуман как музей национальный, с целью собрать материалы с территории всех российских губерний и регионов. Монументальное здание музея на Красной площади было построено в неорусском стиле по проекту архитектора Владимира Осиповича Шервуда (1844–1897) 2665 . В первой четверти своего существования музей обогатился крупными коллекциями икон, иллюстрированных рукописей, шитья и других произведений средневекового искусства 2666 . Коллекционер и исследователь Петр Иванович Щукин (1853–1912) 2667 подарил музею свое собрание славянских и русских рукописей, предметов церковной утвари 2668 . Исключительным стало поступление собрания семьи Уваровых. Уваров-отец коллекционировал произведения западного искусства, в своем подмосковном имении в Поречье он основал «Порецкий музеум». Уваров-сын собрал много русских и славянских памятников искусства и археологии. Огромная библиотека в Поречье (до 100 000 томов историко-археологического содержания) была доступна всем исследователям и интересующимся. Особенно богатым было собрание византийских и славянских рукописей XIII–XVII вв. (свыше 2400).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.Н.: Понятно, хочется иногда немножко расслабиться, когда есть, кому поработать, кроме тебя самого. Д.Б.: Я посмотрел, как проходит развеска, успокоился, что не надо затыкать дырки, помогать или спасать.  Все было великолепно организовано.  Е.Н.: Кто тогда организовал все это, потому что профессиональных деятелей, галеристов, скажем так, в нашей области немного? Д.Б.: С просьбой показать работы лучших современных иконописцев России  ко мне обратился владыка Панкратий, игумен Свято – Преображенского Валаамского монастыря. И, наверное, поэтому Божье благословение было на этой выставке, и она прошла легко и просто. Может и были какие - то организационные вопросы, которые решал Сергей Чапнин как куратор выставки, или Ирина Константиновна Языкова, может быть, у них были трудности, но я получил уже готовый продукт и повторяю: получил как зритель истинное наслаждение. Потому что, конечно, я живописец, но в другом стиле. Я ходил и просто таял от наслаждения. Как писала Анна Петровна Керн: «Истаивал от наслаждения». Разные стили, разные мастера, разные подходы, но все очень талантливо. И как было в своё время  на выставках передвижников XIX века. Или на больших выставках, которые организовывал Союз художников СССР в большом Манеже. Мы помним это время. Когда работа, может быть, не блестящего мастерства находила свое местечко, и они тоже как -то вплетались в общий букет. Да еще участвовала гильдия храмоздателей. Там были небольшие макеты храмов  - это было событие. Кстати, у Владыки не пропала идея издать каталог выставки, потому что действительно, сбор икон в одном месте показал, что это достойно и даже еще, быть может, это Владыка расскажет лично. Есть идея начать собирать, формировать коллекцию в Музей современной иконы. Е.Н.: Есть музей на Гончарной улице. Правда, это не музей современной иконы, но очень хороший частный музей русской иконы. Д.Б.: Прекрасный музей, там роскошная коллекция, и, действительно, музей сам по себе уникальный.   Там не только иконы, есть и древности других эпох и других стран.  Но здесь идея сохранить икону, чтобы не просто она была затемненная, в храме, со свечками.  Мы знаем, что в Великий пост, когда гасится свет -  никто уже икону не разглядит. Да, понятно, что к ней прикладываются, она становятся намоленной, но для современных произведений впервые прозвучала мысль, что  современная икона может иногда экспонироваться в музеях и  вообще занимать там место.

http://radonezh.ru/text/ikonopis-v-tsars...

Тала. Монастырь Неофита Затворника. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1160. Адрес: Кипр, Пафос, Тала, Агиос-Неофитос Координаты: 34.84652, 32.446357 Проезд:Монастырь расположен в 10 км от г. Пафос, из города ходит рейсовый автобус 604 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в середине 12 века монахом Неофитом, кипрским отшельником, автором религиозных произведений и исторических хроник. В небольшой пещере, которая вырублена самим Неофитом в скале, был сооружен храм, и в нем сохранились замечательные византийские настенные росписи, которые датируются 12 - 15 веками. На территории монастыря находится интересный церковный музей, а в монастырском храме хранятся несколько икон, написанных в 16 веке. Источник информации: " Кипр. история и цивилизация " . Преподобный Неофит, затворник Кипрский (1134 — не ранее 1220). Дни памяти: 24 января (5 февраля) (Греч.), 28 сентября (10 октября). Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди. Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте». Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

http://sobory.ru/article/?object=23647

Вскоре выяснилось, что ученики апостола Акила и Никита - пропавшие братья К., Фаустин и Фавст. Затем они встретили старика, к-рый стал доказывать апостолу, что Бога нет, а миром правит судьба; когда старик поведал им о своих несчастьях, которые он приписывал дурной судьбе, братья опознали в нем отца. Далее повествуется о противостоянии ап. Петра с волшебником Симоном, к-рый пытался возбудить гнев жителей Антиохии против апостола и его учеников. С помощью Фаустиана Петру удалось разрушить коварные замыслы Симона; антиохийцы с почестями приняли апостола и возвели его на епископскую кафедру, а Симона изгнали из города. Позднее, когда Петр жил в Риме, он назначил преемником К., но тот уступил епископскую кафедру сначала Лину, потом - Клету. Далее Иаков пересказывает заимствованные из Мученичества сведения об обращении Сисинния, о ссылке К. в Херсон, о чудесном открытии источника, об успешной проповеди святого среди местных жителей, о его казни и обретении его мощей в подводной гробнице. Изложив чудо спасения ребенка в соответствии с рассказом свт. Григория Турского, Иаков приводит цитату из префации мессы амвросианского обряда в день памяти К. ( Frei J. Das ambrosianische Sakramentar D 3-3 aus dem mailändischen Metropolitankapitel. Münster, 1974. S. 298-299). В заключение со ссылкой на Льва Остийского приведен рассказ об обретении мощей К. «неким священником по имени Философ» и о перенесении святыни в Рим. «Золотая легенда» получила широкое распространение в Европе, с кон. XIII в. ее переводили на каталон., окситанский, франц., англ. и др. языки. Известны переработанные версии сказания о К., напр. на итал. языке (изд.: Storia di San Clemente Papa. 1863). Ок. 1440 г. Гвидо Гонзага, приор аббатства св. Бенедикта в Полироне близ Мантуи, составил др. версию сказания о К., основанную на «Золотой легенде» (см.: Baroncini. 2011; Eadem. 2012). Стихотворное Житие К. на среднеангл. языке содержится в Южноанглийском легендарии, созданном, вероятно, во 2-й пол. XIII в. в бенедиктинском или цистерцианском мон-ре; содержание Жития в целом соответствует «Золотой легенде» (The Early South-English Legendary, or, Lives of Saints/Ed.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

На стенах по сторонам от портала в 5 ярусах изображены сцены на библейские сюжеты. Слева от входа над цоколем под арочной аркадой на троне восседает царь Давид в окружении 4 музыкантов. Выше расположены 4 сцены, повествующие о деяниях царя. Сюжеты 4-го яруса посвящены истории царя Соломона (4 сцены). На торцовой части стены помещено «Вознесение прор. Илии». В 5-м ярусе изображены святые и блаженные. Справа от входа в центре арочной композиции находится прор. Аарон, по одну сторону от него - «Бог вручает Моисею скрижали», по другую - неизвестный священник и светский персонаж. Композиции 3-го и 4-го ярусов связаны с прор. Моисеем и иллюстрируют события кн. Исход (6 сцен). Выше, как и на противоположной стене, располагается ярус со святыми и блаженными. Цель величественного ансамбля зап. фасада Санта-Марии в Риполе, в композиции к-рого прослеживается явное сходство с рим. триумфальной аркой,- продемонстрировать торжество учения Христа и величие христ. Церкви. Античный вкус присутствует в декоре саркофага графа Барселоны Рамона Беренгера III (1082-1131), выполненного после смерти правителя и установленного в клуатре церкви. Клуатр ц. Санта-Мария в Риполе строился с XII по XIV в. Верхняя галерея была возведена в XVI в. Наиболее интересные романские капители находятся в северной галерее. Помимо растительного орнамента и фантастических животных здесь можно видеть сцены назидательного содержания с атлантами, русалками, ангелами-орантами. Манера изображения растений, драпировок, типов лиц - широкоскулых с пухлыми губами и большими глазами - близки к скульптуре Лангедока. Для клуатров Каталонии характерно сходство в стилистических приемах, композиционных схемах и сюжетах. Часто ансамбль фигурных капителей клуатра компенсирует отсутствие скульптурного портала (церковь мон-ря Сан-Пере-де-Гальиганс в Жироне). Среди любимых композиций каталон. мастеров - пары львов на углах капителей, грифоны, орлы, русалки, ангелы, фантастические существа и маски в зарослях аканфа. Фигуры выполнены в технике высокого рельефа, для них характерна энергичная пластика.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Выделенное М. родителями наследство она разделила на 2 части: одну потратила на милостыню, другую - на возведение храма Христа Спасителя (как сообщил Нил Диасорин) или вмч. Артемия (согласно «Новому Лимонарю»). В комментариях к «Новому Лимонарю» есть предположение, что под храмом Христа Спасителя подразумевается церковь, построенная М. в квартале Туркопарикия, но комментатор не разделяет это мнение и считает, что речь идет о церкви, известной впосл. как ц. прп. Матроны, в к-рой она была похоронена и где была обретена ее честная глава (ΝΛ. 1819. Σ. 34). Во время строительства церкви был обнаружен богатый клад. Во избежание искушения по молитве святой золото превратилось в угли. Все удивлялись воздержанию М.: она ничего не ела в течение дня и только поздно вечером вкушала немного хлеба для поддержания сил. Нил Диасорин упоминает о постоянном псалмопении, непрерывной молитве и говорит о потоках слез преподобной ( Τσμης. 1990. Σ. 182-183). М. отличалась глубоким смирением, имела дар примирять врагов, утешать и вразумлять. После смерти игумении сестры избрали М. на ее место. В 1306 г., во время набега каталон. наемников на Хиос, нападению подвергся и мон-рь, где подвизалась М. Святая обратилась с горячей молитвой к Господу, чтобы Он избавил их от бесчестия, и одного каталонца немедленно постигла Божия кара - он умер на месте. М. была расстроена таким исходом, т. к., взывая о спасении, она не просила его смерти, и по желанию святой Господь воскресил каталонца. За 7 дней М. узнала о своей кончине. Она была похоронена в храме, «который сама построила» (ΝΛ. 1819. Σ. 36). Прижизненные и посмертные чудеса сделали М. одной из самых любимых святых Хиоса. Описание чудес занимает значительное место в синаксарном Житии, датированные события охватывают с 1700 по 1761 г. По молитве к М. исцелялись не только христиане, но и мусульмане (напр., турок из Магнисии с усохшей левой частью тела и слепой турок с Хиоса). Многие из выздоровевших в благодарность за исцеление приносили в мон-рь богатые дары.

http://pravenc.ru/text/2562594.html

Реконкисте; в публичных выступлениях (О. был известен как красноречивый оратор) он призывал верующих помогать испан. христианам, сражавшимся за освобождение страны от мусульм. господства. В 20-х гг. XII в. архиепископ совершил паломничество в Иерусалим (точная дата неизв.; см.: Aurell. 1999. P. 147). О. участвовал в ряде Соборов, на к-рых были приняты постановления в духе григорианской реформы (против подчинения клириков мирянам, симонии и т. д.). Так, архиепископ присутствовал на Соборах, состоявшихся в 1119 г. в Тулузе ( Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 5. Pt. 1. P. 570-573) и в Реймсе (Ibid. P. 576-591) под рук. папы Каллиста II, в 1123 г.- на Латеранском I Соборе ( Mart í Bonet. 1998. P. 540-546), в 1130 г.- на Клермонском Соборе, к-рый созвал папа Иннокентий II ( Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 5. Pt. 1. P. 687-688). На Римском Соборе 1126 г., созванном для решения спора между архиепископами Генуи и Пизы о юрисдикции над Корсикой, О. убедил папу Римского вынести решение в пользу пизанцев ( Mart í Bonet. 1998. P. 561-562). Будучи тяжело болен, О. созвал каталон. епископов и аббатов на Собор в Барселоне, но не смог принять в нем участие и скончался через 3 дня после открытия Собора (см.: Aurell. 1999. P. 148). Архиепископ был похоронен в клуатре кафедрального собора. Почитание Авторитет, к-рым О. пользовался при жизни, после его смерти способствовал формированию его культа. Вскоре после кончины архиепископа было составлено Житие с описанием чудес, совершавшихся на его гробнице (BHL, N 6330-6331; изд.: Fl ó rez. 1859. Vol. 29. P. 472-491; Aurell. 1999. P. 138-156). Автор Жития, Рейнальд, между 1109 и 1117 гг. возглавлял школу барселонского соборного капитула и руководил графской канцелярией, впосл. переселился в Жирону ( Aurell. 1999. P. 114-120; см. также: McCrank. 1978. P. 160). Почитание О. в Барселоне засвидетельствовано дарственными грамотами и завещаниями, датированными 1142 г. и 50-ми гг. XII в. ( Mas. 1906. Vol. 1. P. 52; Aurell. 1999. P. 132-133, 148-149).

http://pravenc.ru/text/2578297.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010