— Можно ли говорить о сформировавшейся традиции иконописания в Московской духовной академии, сложившейся художественной школе ее иконописного факультета? — Наши студенты изучают разные стили и сами пишут по-разному. Но в большей степени, в том числе и в силу географического фактора, мы тяготеем к Московской школе эпохи ее расцвета, пришедшейся на XV-XVI столетия. В этом мы стараемся следовать вкусам и предпочтениям монахини Иулиании (Соколовой). В деятельности иконописного кружка она старалась не сужать рамки творческого интереса воспитанников, которые работали в различных традициях иконописания. Но ей самой ближе были изографы XV-XVI веков. Деятельность матушки Иулиании, ее учеников и последователей оказалась чрезвычайно важной для формирования восприятия, хорошего вкуса в отношении икон для большой части нынешнего духовенства. Ведь семинария в те годы была относительно небольшой, и в той или иной степени с деятельностью иконописного кружка знакомился примерно каждый третий студент. В учебном процессе пристальное внимание мы уделяем работе студентов в музейных собраниях, их знакомству с подлинниками древности. Ведь иначе нельзя постичь красоту работы автора с цветом и фактурой, переданное им при помощи цветового строя восприятие произведения целиком. Современное иконописание нередко страдает иллюстративностью: видно, что человек работал с иллюстрацией и репродукцией, а не с подлинниками, в результате чего его произведениям не хватает интересности в цвете и фактуре, а в целом — глубины. Все это приводит к упрощению и примитивизму иконы. Мы же хотим, чтобы икона не только была выполнена с соблюдением канонов, но и была особенной. И сегодня специалисты различают, какая икона принадлежит кисти нашего выпускника, притом уже заметны и подражания.  — В каких музейных собраниях работают ваши студенты, где чаще всего проходят копийную практику? — Таких мест множество: это и местные собрания — Церковно-археологический кабинет (музей Московской духовной академии) и Сергиево-Посадский государственный музей-заповедник. В Москве это Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственный музей изоб­разительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей Храма Христа Спасителя , Музей русской иконы. Прекрасные отношения у нас сложились с корпусом государственных музеев-заповедников в регионах: Переславле-Залесском, Ростове Великом, Ярославле, Вологде, Петрозаводске, Новгороде. Наших студентов за практической работой можно увидеть в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске, Кирилло-Белозерском государственном музее-заповеднике, собраниях Углича, Рязани и Смоленска. Украинские студенты работали и в киевских музеях.

http://patriarchia.ru/db/text/5743709.ht...

Файл 32139.jpg:   Размер: 1280x850, 1.09 MPix, 428 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (98) , (5) . Описание: Музей имени Андрея Рублева Богоматерь Воплощение с печерскими святыми, избранные святые, праздники и сюжеты из Печерского патерика. Первая четверть XVIII века. Вологда. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Файл 32140.jpg:   Размер: 799x1000, 0.8 MPix, 329 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (97) , (2) . Описание: Тверская Пресвятая Богородица. XIX (?) век. Дерево, левкас, золочение, темпера. 30,8 х 26,7 х 2,5 см. Смоленский государственный музей-заповедник. Файл 32207.jpg:   Размер: 600x741, 0.44 MPix, 141 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (86) , (1) . Описание: Икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в селе Зайцево Тульского уезда, местночтимая. Кон. XIX - нач. XX в. Фотопечать. 22.8 х 16.7 см. Тульский областной краеведческий музей - филиал ГУК ТО " Объединение " Историко-краеведческий и художественный музей " . Файл 32251.jpg:   Размер: 462x619, 0.29 MPix, 154 Kb. Дата: 2018-07-12, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (104) , (2) . Описание: [Ильинская Тобольская.] Тобольская икона Божией Матери, чдтв. Покровский собор Тобольского Кремля. С сайта tobolsk-eparhia.ru : Икона Божией Матери, именуемая «Тобольской», есть точная копия, по изображению и размеру, с чудотворной иконы Божией Матери Ильинской, находившейся в Чернигове. Из Чернигова в Тобольск эта икона привезена в 1711 г. Митрополитом Иоанном Тобольским (Максимовичем), приехавшим по назначению на Тобольскую кафедру. Приснодева изображена в убрусе и короне, с Превечным младенце[...] Файл 32303.jpg:   Размер: 403x538, 0.22 MPix, 83 Kb. Дата: 2018-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (89) , (2) . Описание: [Ильинская Тобольская.] Тобольская чудотворная икона Божией Матери/Н.Скосырев. Тобольск: Тип. Епарх. Братства, 1908. Отдельный оттиск, печать типографская. 16,7 х 10,9 см. Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-613-photo

В апсиде может быть помещена также композиция «Maiestas Mariae» (Богоматерь во Славе), к-рая является вариацией на тему визант. образов Богоматери с Младенцем на троне, причем в Каталонии этот сюжет объединяли с «Поклонением волхвов» (Санта-Мария-де-Кап-д " Аран в Тредосе, пров. Льейда; Санта-Мария-д " Анеу, пров. Льейда; боковая апсида Сан-Кирзе-де-Педрет близ Берги, пров. Барселона; Санта-Мария в Тауле, пров. Льейда). В основном «Maiestas Mariae» встречается в ансамблях ранней романики, что может быть связано с итал. влиянием и заимствованием ломбардских иконографических схем. В частности, расположение персонажей вокруг Богоматери в этих памятниках очень похоже на то, что можно видеть в апсиде базилики Сан-Винченцо-ин-Галлиано (ок. 1007) на окраине Канту близ Комо. Важной иконографической особенностью испан. фресок является изображение Чаши Грааля, к-рую держит Богоматерь. Самое раннее изображение Грааля можно видеть в ц. Сан-Пере-дел-Бургал близ Эскало (пров. Льейда; кон. XI - нач. XII в., Музей Каталонии), а более поздние - в ц. Сан-Климен в Тауле (пров. Льейда; 1123, Музей Каталонии), в ц. Санта-Эулалия в Эстаоне (пров. Льейда; сер. XII в., Музей Каталонии) и ц. Сан-Рома в Лес-Бонс (Андорра; 1164, Музей Каталонии). Стены нефов украшались циклами на сюжеты из ВЗ и НЗ, а на западной стене располагалась композиция «Страшный Суд». На ее иконографию оказали влияние иллюстрации к «Толкованию на Откровение Иоанна Богослова» мон. Беата Лиебанского. Христос во Славе. Роспись центральной апсиды ц. Сан-Климен в Тауле. 1123 г. (Музей Каталонии) Христос во Славе. Роспись центральной апсиды ц. Сан-Климен в Тауле. 1123 г. (Музей Каталонии) Все фрески раннего этапа романики находятся на территории Каталонии. Фрески, приписываемые мастеру из Педрета,- свидетельство ломбардского влияния на рубеже XI и XII вв. и работы приезжей артели в Каталонии в это время. Под именем «мастер из Педрета» следует понимать скорее целую школу, нежели одного мастера; разные произведения этой школы при различии в качестве исполнения обнаруживают иконографическое и стилистическое сходство с памятниками Ломбардии, в особенности с фресками ц.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В соглашении о совместном использовании музей и монастырь прописали, что для богослужений музей отдает Михаило-Архангельский собор. А там в это время проходила выставка деревянных скульптур. Они занимали много места, мешали проводить службу, да и в большом количестве странно смотрелись в пространстве церкви. Музейщики оставили только несколько скульптур, а остальные убрали. Приехавшие в монастырь сотрудники других музеев назвали это решение директора музея вандализмом и возмутились тем, что большая часть выставки была перенесена в фонды. Даже грозились пожаловаться на Егорову. «Конечно, их тоже можно понять, — пытается объяснить логику поведения своих коллег-музейщиков Надежда Анатольевна. — 90 с лишним лет здесь существует музей. Все его знают и любят. Мы здесь обжились и чувствуем себя хозяевами. Но я говорю всегда, что князь Святослав ведь не строил музей, он возводил княжич монастырь. В храме должна совершаться служба, а не проходить выставка. Мои коллеги из нашего музея меня поддержали». Плененные святыни Отец Афанасий, продолжая эту мысль, говорит, что музейщики в советское время спасли очень много святынь Церкви, но сегодня пришло время, когда святыни нужно вернуть для того, для чего они были сотворены, — для поклонения. «Когда я захожу в запасники нашего музея, уж не говоря про Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, и вижу эти темные комнаты со стеллажами, в которых, как в тюрьме, томятся живые для меня образы, мне хочется плакать. Это плененная святыня — очень по ней скорблю. И не один я». От слов отец Афанасий перешел к действиям. Михаило-Архангельский собор украсился святынями, которые много десятилетий хранились в музейных фондах, — подвесными паникадилами и подсвечниками XVI века. В притворе была повешена Владимирская икона Божией Матери XVII века. Надежда Анатольевна вспоминает, что этот образ столь удивительной красоты, что многие люди, входя в собор и видя эту икону, буквально замирали у нее. В музее хранится более 300 частиц мощей, и они были выставлены для поклонения верующих.

http://pravoslavie.ru/118509.html

vk fb tw ok @ g+ lj Архипов С. Схватка русских с татарами, 12 век. 1916 Центральный военно-исторический музей артиллерии и войск связи vk fb tw ok @ g+ lj Суриков В.И. Княжий суд. 1874 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Иванов Сергей Васильевич. Съезд князей в Уветичах. 1910 Костромской областной музей изобразительного искусства Раздел 2. Московское Царство. Иоанн Грозный Отдельный раздел посвящен образу Ивана IV Грозного и драматическим событиям его царствования, к которым на протяжении второй половины XIX века обращался не только И.Е. Репин, но и многие другие живописцы академического направления и художники-реалисты, стремившиеся показать и значительные деяния царя, и трагические стороны его натуры. vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С. Поход москвитян. XVI век. 1903 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный. 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный (фрагмент). 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече. 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Пукирев В.В. Иван Грозный на молитве. 1884 Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Шварц В.Г. Иоанн Грозный у тела убитого им сына. 1864 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Неврев Н.В. Кончина митрополита Филиппа. 1898 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Раздел 3. Герои Смутного времени. Первые Романовы Одной из центральных для русской исторической живописи стала тема любви к Отечеству. На выставке она представлена картинами на сюжеты об эпохе Смутного времени, преодоление которого началось с подвига гражданина Минина и князя Пожарского и завершилось вступлением на престол государя из рода Романовых.

http://pravoslavie.ru/139872.html

« " Небесный Нижний " — большой выставочный проект, приуроченный к 800-летию основания Нижнего Новгорода. В его организации также принимала участие Нижегородская митрополия. В рамках подготовки к этому событию было приобретено современное климатическое и выставочное оборудование. И, что особенно радостно, с открытием этой выставки начнет работу новое выставочное пространство в кремле», — отметил Олег Беркович. Экспонаты для выставки предоставили государственные, частные и церковные музеи, а также отдельные коллекционеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Самары и Нижнего Новгорода. Среди ее участников наиболее значительные музеи Нижегородской области — Арзамасский историко-художественный музей, Балахнинский музейный историко-художественный комплекс, Городецкий историко-художественный музейный комплекс. Уникальные памятники поступят из Московского музея русской иконы, Собрания русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», музея икон Пресвятой Богородицы при Патриаршем подворье в Исаково, Нижегородской государственной областной научной библиотеки имени В.И. Ленина. «Наш художественный музей впервые принимает столь масштабный проект. Значительную часть экспонатов для выставки предоставил Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Среди музеев-участников Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Более всего произведений будет представлено нашим Нижегородским государственным художественным музеем. В экспозиции жители и гости нашего города смогут увидеть Царские врата начала XV века круга Андрея Рублева из древнего собора Троице-Сергиева монастыря, напоминающие о важном историческом факте в жизни города — его посещении преподобным Сергием Радонежским», — рассказал Роман Жукарин, генеральный директор НГХМ.

http://patriarchia.ru/db/text/5833488.ht...

Пресс-конференция Волобаев Алексей Алексеевич, генеральный директор Центра изящных искусств на Волхонке, Задорожный Николай Васильевич, Директор Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы», протоиерей Леонид Калинин Протоиерей Леонид Калинин И. А. Шалина Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1920-1930е годы. Собрание В.М.Момота (Москва) Святитель Николай, архиепископ Мирликийский с житием в восьми клеймах. Последняя треть XIX века. Собрание С.А. Ходорковского (Москва). Царские врата. Начало XVIII века. Русский Север. Собрание А.П. Бойцова (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Евхаристия (Причащение хлебом). Фрагмент Царских врат. Первая половина XVII века; старообрядческая реставрация (врезок). Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-44. Иоанн Богослов из деисусного чина иконостаса. Конец XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-448. Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу. Около 1600 года. Происходит из погоста Лядины Каргопольского района. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Архангел Гавриил из деисусного чина иконостаса. XVII век. Вологда. Собрание А.В.Ренжина (Москва). Воскресение – Сошествие во ад. XVII век. Собрание А.В.Новикова (Москва). Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Умиление – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Около сердины XVII века. Среднерусские земли. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована до поступления в коллекцию. Инв. ЧМ-332. Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Казанская – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Вторая четверть XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-511.

http://pravmir.ru/foto-okno-v-nebo/

поиск:   разделы   рассылка Ксения Лученко Церкви дана свобода, а людям дана Церковь Источник:  Татьянин день Донской монастырь и его некрополь – свидетели истории России последних четырех столетий, здесь захоронены герои нескольких войн, философы и священнослужители, покоятся мощи святителя Тихона и хранятся спасенные барельефы первого храма Христа Спасителя. Наместник монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл размышляет о том, каким должен быть музейный комплекс на территории монастыря, чтобы увековечить память об эпохе гонений и создать цельную картину российской истории, не обходя стороной проблемы ХХ-го века. – Владыка, Вы не раз говорили, что планируете создать в Донском монастыре три музеямузей Патриарха Тихона и новомучеников, музей истории обители и музей некрополя. Как Вы будете строить эту работу? – У нас, не только в Церкви, но и везде, по сусекам часто собирается немало интересного, ценного и важного, с чем нужно знакомить людей. В Церкви же ничто не может использоваться исключительно для любования. Экспонаты должны нести определенную просветительскую нагрузку. Поэтому, после того, как мы вынем на свет Божий все, что сейчас никак не систематизировано и хранится в монастыре под спудом, создадим подходящие помещения, структуру, которая будет обслуживать экспозиции, музеи начнут работать на просвещение людей. Вы спросите, почему именно эти музеи. Музей монастыря – это логично и ясно: Донской монастырь с огромной замечательной историей – один из древнейших на территории Москвы. Музей некрополя – это тоже понятно, потому что на сегодняшний день здесь находится более 2000 захоронений, в том числе родовые усыпальницы царей и князей грузинских, князей Голицыных, целая группа родственников Пушкина, мать Тургенева, бабушка Толстого, историк Ключевский, Чаадаев, около 70 героев войны 1812-го года, и множество других людей, славных великих делами, которые они совершили на благо России. Поэтому здесь самое место для исследования их жизни и творчества. Третий музей или третий раздел общего музея посвящен новомученикам и Патриарху Тихону, который проживал здесь под домашним арестом, и именно здесь, можно сказать, возглавлял штаб противления злу, которое нахлынуло после революции, и очень многих подмяло под себя. Патриарх Тихон был Предстоятелем Церкви и поэтому он возглавляет сонм российских новомучеников и исповедников. В этом музее мы будем говорить в целом о страдании, об исповедничестве православных людей, в первую очередь епископов, священников, мирян, которые пострадали в эти страшные времена.

http://religare.ru/2_76043.html

— Не последнее место во взаимоотношениях церковных организаций и культурных объектов занимает вопрос о передаче имущества. В частности, Литературный музей должен получить новые помещения, чтобы передать монастырю Нарышкинские палаты. Какова нынешняя ситуация? Принимают ли участие в решении этого вопроса власти города и Министерство культуры? М.С. Гомозкова: Вопрос о предоставлении помещений, которые бы соответствовали всем требованиям, а также статусу Литературного музея, был поставлен сразу, как только было принято решение о возвращении монастырских зданий Церкви, однако до сих пор нам не были предложены соответствующие варианты. К сожалению, Министерство культуры не располагает площадями, которые можно было бы передать музею, поскольку все «квадратные метры» находятся в ведении Росимущества. Этот вопрос может быть решен только совместными усилиями обоих министерств. Что же касается властей города Москвы, то они пока не принимают участия в судьбе музея, поскольку мы являемся организацией федерального подчинения. В настоящее время музей активно сотрудничает с известным российским историком Сигуртом Оттовичем Шмидтом, который предложил создать в Москве музейный квартал, где на небольшой территории были бы собраны культурные объекты. Такими районами по праву гордятся Берлин и Вена. Наиболее подходящим вариантом нам представляется историческое здание по адресу Арбат, 37, где сейчас располагается Московский окружной военный суд. Поблизости находятся мемориальная квартира А.С. Пушкина, куда он приехал после венчания, мемориальный дом-музей М.Ю. Лермонтова, дом С.Т. Аксакова, мемориальный дом-музей А.И. Герцена, музей А.Н. Скрябина, дом И.С. Остроухова, квартира писателя Андрея Белого. Мы подготовили и предоставили в соответствующие инстанции свои предложения, однако пока этот вопрос невозможно сдвинуть с мертвой точки. Епископ Меркурий: Должен заметить, что правительство Москвы изучает вопрос о возможном содействии в предоставлении Литературному музею достойных помещений, поскольку и музей, и монастырь находятся в историческом центре Москвы. Мы, со своей стороны, будем прилагать необходимые усилия, чтобы ускорить этот процесс. Будем надеяться, что решение будет найдено.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210524...

     Дискуссии о передаче Церкви храмовых зданий и священных предметов, изъятых у нее в эпоху «исторического материализма» мне приходится вести не первое десятилетие. И всегда этот спор развивается по одному и тому же сценарию, который воспроизводится вновь в связи с разговором о возвращении к своей первоначальной роли Исаакиевского собора. Поскреби «либерального гуманитарного антиклерикала» и почему-то каждый раз найдешь воинствующего антихристианского мракобеса. — Исаакиевский собор всегда принадлежал государству, причем тут РПЦ! — Тогда что вам не нравится? Государство решило передать его в пользование Церкви, как оно раньше и было. Собственник вправе решать, кому передать помещение. — Нас не спросили! Наше мнение важно! Атеистов не спросили! Это памятник культуры, принадлежащий всем нам. — В 1917 году верующих (и живых и мертвых, молившихся там с момента постройки) не спросили, должен ли собор быть закрыт, перед нами просто отмена прежнего неправового решения. — Исаакиевский собор – важнейший объект туристической инфраструктуры Санкт-Петербурга! В него ежегодно приходят миллионы гостей! — Исаакиевский собор прежде всего – храм. Он строился в таковом качестве. Но Церковь не запрещает туристам заходить в храмы, если они ведут себя подобающе. Никто не требует изъятия у Римско-Католической Церкви Собора Святого Петра в Риме на том основании, что туда приходят миллионы туристов. — Но государственный бюджет получал с туристической эксплуатации собора доход, а теперь этот доход получит Церковь! — Собор построен не для извлечения доходов от его туристической эксплуатации. Если государство хочет отказаться от этих доходов – это его как собственника, право, но, как известно, государственный контроль за турпотоком сохранится. — Исаакиевский собор – это музей! — Простите, музей чего? Музей Исаакиевского собора? Музей самого себя? Раньше там располагалось отделение музея атеизма. Это было по своему стройно – открыть музей атеизма в соборе и заявлять, что движение Маятника Фуко, демонстрирующее вращение земли, доказывает каким-то образом, что Бога нет. Но с атеизмом и гонениями на церкви у нас вроде покончено, а «Музей Исаакиевского Собора» вместо самого собора это явный абсурд.

http://pravoslavie.ru/100138.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010