«Мало ли есть таких, – размышляет блаженный Августин , – кои защиты своей порочной жизни ищут в поведении самих настоятелей и учителей своих, помышляя в душе своей, или – в недобрый час – даже в глаза говоря проповеднику: для чего ты сам того не делаешь, что мне заповедуешь? вот откуда происходит, что люди не внимают с покорностию тому, кто сам не внимает себе, и вместе с проповедником пренебрегают слово Божие, которое проповедуется им» 1133 . Добрая жизнь проповедника делает его проповедь смелой и дерзновенной. Он «проповедует непостыдно, ибо живёт неукоризненно» 1134 . В поучениях своих он более заботится о том, чтобы вернее и истиннее выразить то, что служит ко благу слушающих, и не гонится за красотою выражения, делая себя рабом своих слов, а, напротив, являясь их господином (nec doctor verbis serviat, sed verba doctori) 1135 . Ратуя не словами, а делом, такой учитель «и в простом, и в среднем, и в высоком слоге всегда имеет одну цель слов: чтобы в словах истина сама себя раскрывала, чтоб истина благоугождала, чтобы истина трогала» 1136 . Усиливая действие проповеди и поднимая в глазах слушающих авторитет проповедника, примерная жизнь его уже сама по себе, независимо от тех или других его свойств как оратора, является «всегдашним безмолвным поучением» для других 1137 . В конце книги (52 гл.) автор касается вопроса о том, может ли проповедник произносить чужие поучения. Блаженный Августин не запрещает пользоваться «мудро и красноречиво написанными» проповедями других и, выучивая их на память, предлагать народу. «Это, – заявляет он, – один из истинно полезных способов распространять истину; ибо через него делается много проповедников и провозвестников истины, без умножения числа учителей, если только все они проповедуют одно и то же учение истинного Учителя» 1138 . Проповедники, произносящие чужие поучения, не должны приходить в смущение от слов пророка Иеремии, устами коего Господь обличает тех, которые крадут слова Его «кийждо от искренняго своего» ( Иер.23:30 ) 1139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Но здесь встречается новое недоумение. Иларий формулу, подписанную Ливерием, называет perfidia ariana и самого Ливерия за подпись под ней называет отступником (apostata), между тем в сочинении о соборах, о первом сирмийском вероизложении он отзывается весьма благосклонно и комментирует ее в ортодоксальном смысле. Под perfidia ariana Иларий никоим образом не мог разуметь этого вероизложения., На помощь в этом затрудении приходит Филосторгий. Следя за хронологическим порядком событий, как они излагаются в выдержках у Фотия (Philost. IV, 2. 3), можно видеть, что папа Ливерий по своем возвращении из ссылки вынужден был подписать еще и этот манифест 357 г. (2-я сирм. формула); Во второй главе четвертой книги своей истории Филосторгий сообщает о назначении Юлиана в Галлии, а это было 5 июля 356 года, и затем в 4-й главе продолжает: «сам Констанций проживал в Сирмии (1 Дек. 357, когда и издан сирмиский манифест- Gwatkin, append. II, 300), где по настоятельной просьбе римлян (вероятно, вследствие его собственных писем) вызвал из ссылки Ливерия: при этом случае Ливерий подписал приговор против единосущия и против Афанасия, да к тому же на бывшем тогда соборе привлек и епископа Осию». Приговор против единосущия и притом составленный на соборе, – здесь нельзя ничего видеть кроме разсмотренного сейчас сирмийского манифеста, как уже об этом свидетельствует и хронологический распорядок событий у Филосторгия. Что Осий подписался под этой формулой, видно из независимого сообщения Сократа (Н. E. II. 31). Только эту формулу, названную в другом месте Иларием «богохульством Потамия и Осия», он мог отметить, как perfidia ariana, под которой подписался Ливерий. 1123 Он присутствовал на антиохийском соборе, осудившем Афанасия и издавшем известные формулы (Soz. Н. Е., II, 19; Theodor. I 21), и участвовал в константинопольском соборе (Socr. Н. Е, I, 35). 1133 47 диалектически построеных силлогизмов его о «рожденном и нерожденном Боге» сохранились у Епифания. Наег. LXXVI. 1135 Ср. характеристику Филосторгия: «сравнивая Евномия с Аэцием (выдержка Фотия) по силе доказательств и готовности отвечать на все, предпочитает Аэция.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Вера, по Августину, есть «принятие той или другой мысли с сочувствием или согласием» 1129 . Она имеет своим основанием авторитет и «стремится превратиться в знание»; знание есть награда за подвиг веры. Однако для того чтобы пойти путем веры, необходимо в известном смысле получить на это санкцию разума, нужно испытание авторитета. Первый признак истинного авторитета, по Августину, это его кафоличность, «распространенность среди всех стран и народов» (так станет рассуждать и Викентий Лиринский ), второй – достигаемые благодаря ему результаты, третий – исполнение пророчеств, четвертый – чудеса. Но блж. Августин в то же время «ставит убедительность чудес довольно невысоко» 1130 : чудо поражает чувство и воображение, мало затрагивая разум; бывают чудеса ложные, и необходим критерий для их различения; наконец есть одно, безмерно превосходящее прочие чудо – вселенское распространение Евангелия. Таким образом, ставя знание выше веры, Августин не может не признать, что «в одном отношении вера зависит от знания, а в другом, – знание от веры» 1131 . Экклесиология Августина в связи с труднодоступностью и своего рода «элитарностью» знания оказывается двойственной: в ее основе не образ Пятидесятницы, равно объединяющей апостолов даром Духа Святого, а деление на избранное меньшинство и водимое большинство. Августиновской теории грехопадения и полемике с Пелагием И. В. Попов , вероятно, намеревался посвятить второй том своего труда… Но можно не сомневаться, что в этой части он остался бы верен своим антиохийским корням… В данном случае он только в общих чертах рассматривает учение о природе зла, выясняя, что Августин отступает от «церковной традиции и приближается к дуалистической теории» 1132 . Поэтому справедливость возражений Юлиана Экланского становится совершенно бесспорной… И. В. Попову оставалось только выразить эту мысль в удобоприемлемой для бездумного консерватизма форме 1133 . В основном, онтология Августина лишь немногими чертами отличается от плотиновской; «почти совершенно совпадает с учением Плотина» и его триадология 1134 , а имеющая тот же источник идея «безусловной простоты божественного существа в той форме, которую дал ей бл. Августин, была новостью в патристической литературе и надолго сохранила свое влияние в истории средневековой философии» 1135 . Церковно-общественная позиция

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Как и подобает утопическому правителю, Вождь должен будет начать с реформы языка, с создания «новояза». «Вождь должен очищать значение смущенных выражений. Смута жизни в значительной степени происходит от смуты понятий. Значит, лучшие знатоки языка должны быть собраны, чтобы очистить значение слов» (Напутствие вождю, 8). В частности, «где возможно, следует заменять слово Господь, Бог, Творец – Божественным Началом, ибо слишком уж вкоренилось в сознание масс антропоморфическое представление со словом «Бог " " 1132 . И вообще – «пора заменить библейские термины четкими понятиями» (Агни Йога, 24). Следующая реформа, как и положено – в школе. «Ок-культпросвет». «Закон Божий отменяется, взамен вводятся духовные беседы в духе различных религий в зависимости от состава учеников» 1133 . Фраза, интересная тем, что через не проглядывает подлинное отношение Рерихов (и собеседующих с ними духов) к православию: любые мифы вводятся в школьное образование, но не православная вера… Создание «новой школы» для «нового века» мыслится рериховцами в качестве первоочередной задачи. «Необходимо проверить программы школ. Идеализм загоняет людей в щели ужаса. Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе еще одно поколение недоумок будет позорить планету» (Община, 157). Для «выпрямления мышления» в школе «вводятся духовные беседы, в духе различных религий, в зависимости от состава учеников... Духовные беседы проходят в особом помещении, где висят изображения всех Основателей религий» (Напутствие вождю, 26). Однако дело не ограничивается рассказами о «Махатмах». Нужно учить детей магической практике. «В школах пусть поймут, как обращаться с полетами и яснослышанием. Также и Тонкий мир будет изучаем наряду с тонкими энергиями» (Община, 114). Обеспечив себе таким образом будущее, надо не забыть рассчитаться с пережитками прошлого. «Теперь мы должны направить зоркость на искоренение узости сектантства и суеверия» (Община, 237). Что подпадает под эти определения? – Все, что не есть теософия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Игорь Владиславович Понкин , Профессор факультета «Международный институт государственной службы и управления» ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук, профессор Виталий Владимирович Еремян, профессор факультета «Международный институт государственной службы и управления» ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», доктор юридических наук, профессор Михаил Николаевич Кузнецов , профессор юридического факультета ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», доктор юридических наук, профессор Александра Александровна Понкина , заместитель Председателя Правления РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права», кандидат юридических наук Предварительный доклад от 1 июля 2014 г.: http://strasbourg-reor.org/?topicid=1133 «Зачатие» (оплодотворение) - это соединение ооцита и клетки спермы (более точно - слияние мембран ооцита и сперматозоида при контакте), дающее начало новому и особому живому человеческому организму - эмбриону (Примечания к статье 1)//Примечания к «Статьям Сан-Хосе»// ). Recommandation de l " Assemblée Parlementaire du Conseil de l " Europe 1046 (1986) du 24 septembre 1986 «Utilisation d " embryons et foetus humains à des fins diagnostiques, thérapeutiques, scientifiques, industrielles et commerciales»// ; . Тем более недопустимо массовое выбрасывание тел мертвых нерождённых детей на свалки, как это произошло в 2012 году в Свердловской области (Россия). Le drame des avortements tardifs/Question écrite 655 au Comité des Ministres de M. Ángel Pintado, Espagne, Groupe du Parti populaire européen, Doc. 13416, 31 janvier 2014// . Les Articles de San Jose// ; Статьи Сан-Хосе// . При этом считаем обоснованным учитывать не только положения международных договоров, в том числе - ратифицированных Российской Федерацией, но и положения других документов, в частности - международных деклараций.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/13/...

Видишь ли, как Христос отклоняет и отвращает от иудейских обычаев? Как пасху вы совершали, говорит Он, в воспоминание чудес, бывших во Египте; так и сие таинство совершайте в мое воспоминание… Что же? не должно ли, ты скажешь, совершать и древнее и новое таинство? Не должно. Ибо Христос для того сказал, сие творите, чтобы отклонить от древнего» (- бесед. LXXXII, в т. III, стр. 409–411). 1130 Приведем замечание на этот случай одного из древних наших святителей, митрополита Леонтия: «Господь говорит в Евангелии: блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска: а ученики помышляли в себе: это значит, что мы хлебов не взяли. Уразумев же Иисус помышления их, сказал им: как же вы не разумеете, что я не о закваске хлебной сказал вам ( Матф. 16, 6–11 )? Итак, вот и ученики, услышавши о закваске, тотчас вообразили, что речь о хлебе ( ρτος), и Учитель их дает разуметь, что с понятием хлеба ( ρτος) естественно соединяется понятие закваски: тогда разумеша, яко не рече хранитися от кваса хлебнаго. но от учения фарисейска и саддукейска (- 12)» (об опреснок., в Хр. Чт. 1850, I, 128). 1131 Подробнее и в опровержение возражений см. у Митрофана Критопула; Confess. Ecclesiae Oriental. сар. IX, p. 90 et squ., Helmst. 1671. 1132 Иустин, Аполог. 1, гл. 66, в Хр. Чт. 1825, XVII; Ириней adv. haer. IV, n. 4, 6; Кирилл. иерус. поуч. тайнов. IV, 1–6; Амврос. de Sacram. IV, c. 4: tu forte dicis: meus panis est usitatus... 1133 Так – 1) папа Иннокентий I писал: presbyteri fermentum a nobis confec­tam, per acolythos accipiunt, ut se a nostra communione, maximo illo die, non indicent separatos, – quod per parochias fieri debere non puto, quia non longe por­tanda sunt Sacramenta (Epist. XXV, ad Decent, c. IV, n. 8); 2) o папе Мелхиаде в жизнеописании его замечено: hic fecit, ut oblationes consecratae per ecclesiae ex consecrata episcopi dirigerentur, quod declaratur fermentum (Vita Melchiad. in Libr. pontificiali); 3) o папе Сирицие также замечено: hic constituit, ut nullus presbyter missas celebraret..., quod nominatur fermentum (Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В XII в. благосостояние М.-К. ухудшилось из-за конфискации владений и сокровищ кор. Рожером II, уменьшения числа дарений, а также из-за разорительных войн, в которых участвовали аббаты вместе с монастырскими вассалами и наемниками. В сер. XII в. во время «большого похода» аббат М.-К. был обязан выставить самое крупное ополчение среди церковных сеньоров Сицилийского королевства - 60 рыцарей (milites) и 200 воинов (servientes) (Catalogus Baronum/Ed. E. Jamison. R., 1972. P. 150; см.: Loud. 2007. P. 348-349, 351). Монахи М.-К. стали проявлять больше внимания к закреплению своих прав и привилегий. При аббате Одеризии II на бронзовых вратах базилики М.-К. поместили перечень 186 владений аббатства (подробнее см.: Bloch. 1986. Vol. 1. P. 167-494). Между 1131 и 1133 гг. монастырский библиотекарь Петр Диакон составил картулярий М.-К., в который вошли ок. 600 документов; среди них - много подложных и интерполированных актов, притом что в картулярий были включены не все документы, доступные составителю (изд.: Il Registrum. 2000). В грамоте имп. Лотаря III (1137) приведен самый полный список владений М.-К., также составленный Петром Диаконом: 527 церквей и мон-рей и 123 укрепленных поселения ( Bloch. 1986. Vol. 2. P. 758-900). Для управления владениями были учреждены новые монастырские должности. Так, с 70-х гг. XII в. упоминается камерарий, к-рый контролировал сбор податей и исполнение повинностей. Римские папы и герм. императоры поддерживали независимость М.-К., на которую посягали короли Сицилии, стремившиеся к централизации судебной и налоговой системы королевства. В 1194 г. имп. Генрих VI даровал аббату полный судебный иммунитет, включавший право выносить смертные приговоры (ius sanguinis). Основную часть доходов аббатства составляла десятина, взимавшаяся с церковных и светских сеньоров на «земле св. Бенедикта». Обязанности большинства держателей земель заключались в выплате натуральных (terraticum) и денежных (census) податей, исполнении трудовой повинности (обычно 3 дня в году). К кон. XII в. натуральная подать составляла 1/10 урожая зерновых и 1/3 урожая винограда, не считая сезонных подношений (exenia) (см.: Fabiani. 1968-1980. Vol. 2. Р. 219-220; Loud. 2007. P. 448-450).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Узрев 1130  же народы, Господь взыде на гору, и сшедшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: Блажени нищии духом, яко тех есть Царьство Небесное. Яве есть, яко несть блажен, аще кто не нищ духом, то есть богатый, несть его Царьствие Небесное. Господу свидетельствующу: Горе вам, богатым, яко отстоите утешения вашего. Паки рече Господь: Блажени плачющиися, яко тии утешатся. Яве есть, яко несть блажен, от них же ныне плачются, и тии не утешатся. Господу свидетельствующу: Горе вам, (л. 309) 1131  смеющимся ныне, яко восплачете и возрыдаете. Паки рече Господь: Блажени 1132  кротцыи, яко тии наследят землю. Яве есть, яко не блажени некротцы, понеже не наследят кротких земли. Паки рече Господь: Блажени алчющии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Яве есть, яко несть блажен не алчющий и не жаждущий правды, яко и богатый он, иже не помилова Лазаря, сам единыя капли водныя вжада и не получи. Господу свидетельствующу: Горе вам, насыщеным ныне, яко взалчете. Паки рече Господь: Блажени 1133  милостивии, яко тии помиловани будут. Яве есть, яко немилостивии помиловани не будут. (л. 309 об.) 1134  Господу свидетельствующу: Елико 1135  не сотвористе менших Моих братий, ни Мне сотвористе. Отъидите, рече, от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованый диаволу и аггелом его. Паки рече Господь: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Яве есть, яко нечистии сердцем Бога не узрят, по писаному: Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе. И паки: Всяк высокосердый нечист пред Богом и мерзок. Паки рече Господь: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Яве есть, яко всяк враждотворец не наречется сын Божий, но сын диаволий. Якоже и Господь свидетельствует: (л. 310) 1136  Вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего творите. Паки рече Господь: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царьство Небесное. Яве есть, яко изгонившии несть достойни блаженства, ниже их есть Царьство Небесное. Господу свидетельствующу: Аще изгонят вы из града сего, бегайте во ин. И паки: Идеже не приемлют вы, ниже послушают словес ваших, исходяще из града того, отрясите и прах ног ваших. Отраднее будет Содому и Гомору в день Судный, неже граду тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Состав служивших в Синодальной канцелярии, по своему происхождению, был довольно пестр. Канцеляристы, аристократия канцелярии, представляли довольно плотную группу из старых подьячих, служивших ранее в Архиерейских домах или в светских учреждениях: бывшие старые подьячие Новгородского, Тверского, Ростовского Архиерейских домов 1129 , бывший старый подьячий Московской губернской канцелярии, оставшийся без службы 1130 , бывший подьячий ратушного таможенного стола, закрытого с передачей дел в «акцизную камору» 1131 . Некоторые были произведены в Синоде уже, из подканцеляристов 1132 . Подканцеляристы были или из заслуженных подьячих других каких либо учреждений, принятые в Синод 1133 , или, в большинстве, выслужившиеся копиисты 1134 . Копиисты были отовсюду. Здесь были: бывшие школьники славянолатинской школы, до окончания курса взятые из школы для переписки научных трудов – князя Кантемира, переводившего «историю турецкой земли» 1135 , или монаха Феофила Кролика, посланного для перевода книг в Прагу 1136 ; бывшие подьячие: духовного приказа в Смоленске 1137 , Троице–Сергиевой лавры 1138 , Архиерейских домов – Ростовского 1139 , Тверского 1140 , Суздальского 1141 , Московского гарнизона 1142 , Московских канцелярий – губернской 1143 и земской 1144 , Московского надворного суда 1145 , печатного приказа 1146 , приказа большего дворца 1147 , Московской ратуши 1148 , юстиц–коллегии 1149 и остававшиеся без дела подьячие других разных светских канцелярий 1150 ; приходорасходчик частного смольчужного завода в брянском уезде 1151 , повытчик провиантской канцелярии со своим подьячим 1152 , писец. Преображенского приказа 1153 , писец сенатской канцелярии 1154 , поддьяк Коломенского Архиерейского дома 1155 , певчий Ростовского Архиерейского дома 1156 , священнический сын из Клина 1157 , сын дьякона 1158 , сын Московского диакона 1159 , сын Московской просвирни 1160 , сын подьячого Ростовского Архиерейского дома 1161 , сын умершего Московского Синодального справщика 1162 , сыновья подьячих – посольского приказа 1163 . вотчинной канцелярии 1164 , поместного приказа 1165 , сын Смоленского комиссара крепостных дел 1166 , просто «подьяческий сын» 1167 , наконец, грамотный крестьянин–вологжанин 1168 . Тут были и старые служаки, испробовавшие уже канцелярскую службу в разных местах, были и молодые люди, только еще приучавшиеся к канцелярской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Человек, добровольно уклонившийся от истинной жизни по закону ума к жизни по закону плоти, придал неестественное и недолжное значение этим стремлениям, и они оказывают противление его стремлению снова жит по закону ума, производя «тернии и волчцы» в его сердце 1128 . После падения человека и после проклятия Божия «на земле сердца возродились и возросли тернии и волчцы. Похищен свет его и обличен он во тьму. Убили душу его, рассыпали и разделили помысли его, совлекли ум его с высоты, и человек Израиль стал рабом истинного фараона, и он поставил над человеком приставником дел и досмотрщиком-лукавых духов, которые понуждают человека волей и неволей делать лукавые дела его, составлять брение и плинфы 1129 ». Эти слова св. Макария В., характеризующие внутреннее состояние человека падшего и его положение в отношении к нравственной задаче своей жизни, буквально почти повторяются и преп. Кассианом в его характеристике состояния внутреннего разлада в жизни человека падшего 1130 . Внутренний разлад в человеке, борьба существующих в нем двух начал-доброй и злой,-таких начал, из которых одно дано как должное и истинное, другое произведено самим человеком 1131 , рассматривается всеми восточными отцами, как причинное основание самого бытия аскетизма и его необходимости. «Если кто, говорит Григорий Ноский, хотя немного, отрешит свой разум от тела и став чужд рабству страстям и нерассудительности, ясной и принципиальной мыслью взглянет на свою душу, тот в естестве ее во всей чистоте увидит любовь Божию к нам и намерение, какое Он имел при создании ее… Он найдет, что с самой сущностью и природой человека соединено стремление желания к добру и совершенству и что с самим естеством его сопряжена бесстрастная и блаженная любовь к тому умопостигаемому и блаженному образу, которого человек есть подобие. Но некое блуждание сих видимых и вечно текущих идей, посредством неразумной страсти и горького удовольствия обольщения и очаровывая небрежную и нерадивую от беспечности душу, влечет ее к тяжкому пороку, рождающемуся от удовольствия жизни и рождающему смерть для своих любителей 1132 ». «Есть в нас по естеству вожделение к Богу, говорит авва Исаия , и без сего вожделения к Богу нет и любви, но враг изменил его (вожделение) в срамном похотение, чтобы похотствовать всякой нечистоте. В уме по естеству есть ревность по Богу и без ревности по Богу нет и преспеяния, но эта ревность по Богу изменилась в нас в ревность неестественную-чтобы ревновать друг против друга, завидовать и лгать друг другу… Уму свойственно высокомерие по естеству пред врагами его; так; когда нашло оно на Иова, то он поношением покрыл врагов своих…, но это высокомудрие пред врагами изменилось в нас: смирились мы пред врагами и высокомудрствовали друг перед другом, уязвляя себя взаимно и праведными себя считая паче ближних 1133 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010