Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард; лат. Odo, Odoardus] (после 1060, Орлеан - 19.06.1113, аббатство Аншен (совр. коммуна Пеканкур, деп. Нор), Франция), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов. Источники Главный источник сведений о жизни О.- «Книга о восстановлении церкви святого Мартина в Турне» (Liber de restauratione ecclesiae S. Martini Tornacensis; между 1140 и 1142) его ученика Хериманна, 3-го аббата мон-ря св. Мартина (1127-1136). В этом произведении рассказывается о происхождении О., его личных качествах, сообщается о его деятельности как преподавателя соборной школы, а затем аббата мон-ря. Др. важное свидетельство современников об О.- текст из свитка (rotulus), составленный сразу после смерти епископа (изд.: MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 942-945). В нем повествуется об основных этапах жизненного пути О. Автор текста - Аманд, приор мон-ря Аншен, ранее монах аббатства св. Мартина. Избрание О. на кафедру Камбре в 1105 г., его деятельность на этом посту и затем кончина описаны в «Продолжении деяний епископов Камбре» (Gesta episcoporum Cameracensium continuata). Три книги «Деяний епископов Камбре» (Gesta episcoporum Cameracensium), составленные между 1024-1025 гг. (1-я ред.) и 1036-1051 гг. (2-я ред.) (о датировке подробнее см.: Mingroot. 1975. S. 331-332), в кон. XI-XII в. были дополнены отдельными повествованиями о епископах Камбре. От др. повествований соч. «Деяния Одо» (Gesta Odonis//Gesta pontificum Cameracensium. 1880. P. 109-112; Idem.//MGH. SS. T. 14. P. 210-211), датируемое между 1113 и 1130 гг., отличается тем, что написано в прозе, а не в стихах. Сведения об О. сохранились в грамотах аббатства св. Мартина в Турне, а также в хрониках XII в.: в «Хрониконе Сент-Андре» (1133) и в «Анналах Камбре» Ламберта из Ватерло, казначея мон-ря св. Отберта, описывающих события 1099-1170 гг. Жизнь О. род. в правление франц. кор. Филиппа I (1060-1108) ( Herimannus. Liber. 2010. Р. 35). Отца звали Герардом, мать - Цецилией. С детства О. выделялся своими способностями и уже в юном возрасте начал преподавать в соборной школе в г. Туль. Затем, приглашенный канониками соборного капитула Турне, он был утвержден главой школы при кафедральном соборе Пресв. Девы Марии; руководил школой ок. 5 лет. Согласно Хериманну, О. начал свои занятия в Турне в 1086 или 1087 г. ( Herimannus. Liber. 2010. Р. 35, 39). Подписи О. как магистра соборной школы встречаются в документах 1090-1091 гг. (см.: Pycke. 1986. P. 278-279; Idem. 1988. P. 133). В Турне учиться у О. приезжали клирики из Франции, Фландрии, Нормандии, Италии, Саксонии и Бургундии ( Herimannus. Liber. 2010. Р. 35).

http://pravenc.ru/text/2578211.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНАРД ПАРМСКИЙ [лат. Bern(h)ardus Parmensis] (ок. 1060, Флоренция - 4.12.1133, Парма), св. католич. Церкви (пам. 4 дек.), еп. Пармы. Сохранились 2 редакции жития, созданные до 1193 г. в Парме (MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1314-1327), согласно к-рому Б. П. происходил из знатного флорентийского рода дельи Уберти. Ок. 1080 г. он вступил в конгрегацию валломброзиан ордена бенедиктинцев и стал сначала монахом, а затем аббатом (ок. 1093) в мон-ре Сан-Сальви в Абруцци. В 1098 г. был избран верховным аббатом конгрегации, вскоре после этого возведен папой Урбаном II в кардиналы-пресвитеры ц. св. Хрисогона. Б. П. считается вторым основателем конгрегации валломброзиан, в результате проведенных им реформ конгрегация получила централизованную структуру и распространила свое влияние в Сев. Италии. Папа Пасхалий II назначил его легатом и папским викарием в Сев. Италии, где Б. П. в условиях конфликта между герм. императором и папством по вопросу об инвеституре епископов успешно выступал в качестве миротворца, был советником и духовным наставником маркграфини Матильды Тосканской и добился от нее подтверждения дарения ее обширных земельных владений папскому престолу (1102). Он активно способствовал проведению церковной реформы (см. ст. Григорианская реформа ) в городах Ломбардии и прежде всего в области Каносы. В 1106 г. Пасхалий II рукоположил его во епископа Пармского, при этом Б. П. сохранил за собой руководство конгрегацией и полномочия папского легата (до 1109). При нем Парма превратилась в центр церковного реформаторского движения в Ломбардии. Погребен в крипте кафедрального собора Пармы; в 1139 г. канонизирован своим преемником на Пармской кафедре еп. Ланфранком, почитается как покровитель города и валломброзской конгрегации. Реликвии, связанные с ним, находятся также в Валломброзе и Флоренции. Ист.: BHL, N 1246-1250, Suppl. 53. Лит.: Ercolani M. Santo Bernardo degli Uberti//Rivista storica benedettina. R., 1907. Vol. 2. P. 37-64; Bonnard F. Bernard (205)//DHGE. T. 8. Col. 718-721; Pelicelli N. Vita di Santo Bernardo degli Uberti. Parma, 1923; idem. I vescovi della chiesa Parmense. Parma, 1936. Vol. 1. P. 137-154; Del Monte G. Profilo spirituale di Santo Bernardo degli Uberti. R., 1939; Schumann R. Authority and the Commune, Parma 833-1133. Parma, 1973. P. 322-333. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/78182.html

Вопреки той определенности, которую демонстрируют летописи НСГ относительно времени кончины 1-го Новгородского епископа, умереть Иоаким мог раньше приводимой в них даты (1029/30 г.). По мнению Т. В. Гимона, сообщение о кончине Иоакима было вставлено в летописи НСГ из ранней редакции перечня Новгородских владык, составленной в конце XI в. Однако, как говорилось выше, сам расчет лет в сообщении перечня о времени занятия Иоакимом епископской кафедры (42 года) был, скорее всего, произведен по имеющимся годовым сообщениям, восходящим, по-видимому, к протографу НСГ. Более вероятна точка зрения А. А. Гиппиуса, что сообщение о Иоакиме и его ученике и преемнике на Новгородской кафедре появилось в гипотетически реконструируемом исследователем киевском своде князя Изяслава Ярославича 1060 г., к составлению которого был причастен новгородец – ученик Ефрема. Именно в этом своде, по мнению исследователя, впервые появилась «Корсунская легенда» о Крещении Руси, связывающая крещение князя Владимира Святославича с его походом на византийский Херсонес; это было предание, сложившееся в среде «корсунского» клироса Десятинной церкви, принесенное Иоакимом в Новгород и переданное через его ученика Ефрема ученикам последнего. Составителем свода, по предположению А. А. Гиппиуса, был новгородец по происхождению, прп. Варлаам Печерский, в 1060–1061 г. ставший игуменом основанного Изяславом в честь своего небесного покровителя киевского Димитриевского монастыря . Гипотеза А. А. Гиппиуса о своде 1060 г., на мой взгляд, лучше объясняет происхождение слов «иже ны учаше». Вне зависимости от персонального отождествления составителя, сообщение об обучении у Ефрема в 1-й половине 30-х гг. XI в. скорее можно ожидать от книжника, писавшего в начале 60-х гг. XI в., чем около середины 90-х гг. того же столетия. Поскольку свод 1060 г., очевидно, не имел деления на годы (оно впервые появилось в Начальном своде 1090-х гг.), летописная дата кончины Иоакима в НСГ является не вполне надежной. К тому же, сообщая об устроении Ярославом школы в Новгороде, автор (в недошедшем до нас протографе, где, в частности, не могло быть определения Иоакима как архиепископа) мог иметь в виду, что Иоаким к тому времени скончался, и поэтому школу при Ярославе возглавлял его ученик Ефрем.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Под давлением Норберта Ксантенского нем. кор. Лотарь III возглавил поход в Италию в поддержку И. На Пятидесятницу 1132 г. папа провел Собор в Пьяченце, а в 1133 г. вместе с войском Лотаря III вернулся в Рим и 4 июня короновал Лотаря имп. короной в Латеранской базилике, поскольку собор св. Петра и замок Св. ангела оставались в руках сторонников антипапы Анаклета II. И. отдал императору в лен земли маркгр. Матильды и подтвердил положения Вормсского конкордата. По настоянию Лотаря III И. в 1134 г. упразднил архиеп-ство Лундское и вновь подчинил католич. еп-ства в Дании, Швеции, Норвегии и Гренландии архиепископу Гамбургскому и Бременскому. После возвращения императора в Германию И. перед угрозой войск Анаклета II был вынужден вновь покинуть Рим и бежать в Пизу. В мае-июне 1135 г. папа провел в Пизе большой Собор, где помимо епископов из Италии присутствовали иерархи из Испании, Англии, Франции, Римско-Германской империи. Собор подтвердил постановления, принятые Соборами в Клермоне и в Реймсе. В 1136 г. имп. Лотарь III по просьбе И. предпринял новый поход в Италию против Анаклета II и его сторонника сицилийского кор. Рожера II (1130-1154). Из-за эпидемии чумы поход оказался безрезультатным. Анаклету и поддерживавшим его римским патрицианским родам удалось сохранить контроль над частью Рима, а Рожер II быстро восстановил свои позиции в Юж. Италии. После смерти Анаклета II 25 янв. 1138 г. оппозицией кардиналов был избран антипапа Виктор IV , который вскоре под влиянием св. Бернарда Клервоского объявил о своем подчинении И. Отречение Виктора IV формально положило конец схизме в католической Церкви, однако кор. Сицилии Рожер II, как и римские патрицианские семьи, отказался признать И. Норберт Ксантенский способствовал признанию И. польским кн. Болеславом III Кривоустым (1102-1138). В 1131 и 1133 гг. Норберт добился от И. эдиктов, согласно к-рым архиеп-ство Гнезно и захваченное Болеславом III в 10-20-х гг. XII в. Поморье подпадали под власть архиепископа Магдебургского. Чтобы сохранить самостоятельную польскую церковную организацию, Болеславу III пришлось в 1135 г. принести вассальную клятву императору, а также признать И. законным папой. После смерти Норберта (1134) эдикты 1131 и 1133 гг. удалось отменить. Буллой от 1136 г. «Ex commisso nobis» («Гнезненская булла») папа подтвердил все права на имущество и доходы архиеп-ства.

http://pravenc.ru/text/468773.html

В 1127 г. Н. участвовал в организации военного похода под командованием кор. Лотаря (имп. Лотарь III в 1133-1137) против вендов (лютичей), которые были разбиты, их языческое капище в Ретре сожжено. Н. организовал сбор десятины. Когда в 1130 г. в Риме началась схизма, вместе с католич. св. Бернардом Клервоским (1090-1153) и архиеп. Конрадом I Зальцбургским (1106-1147) Н. занял сторону папы Римского Иннокентия II, хотя прежде дружил с Пьетро Пьерлеони (антипапой Анаклетом II (1130-1138)) (сохр. адресованное Н. послание Губерта, еп. Лукки, о схизме - Pontificum Romanorum… vitae/Ed. J. M. Watterich. Lipsiae, 1862. T. 2. P. 179-182). Некоторое время Н. был имп. канцлером Италии (Annales Magdeburgenses. An. 1132//MGH. SS. T. 16. P. 184), но впосл. отказался от этой должности. 4 июня 1133 г. он устроил имп. коронацию Лотаря III в Латеранской базилике, т. к. базилика св. Петра была захвачена сторонниками антипапы. За помощь в налаживании отношений между папой и императором Н. добился от Иннокентия II издания буллы, подчинявшей Магдебургу епископов Польши и Померании (4 июня 1133 - Jaff é . RPR. N 7629 (5458); Gesta Archiepiscoporum Magdeburgensium. An. 1126//MGH. SS. T. 14. P. 414; Regesta Archiepiscopatus Magdeburgensis. Magdeburg, 1876. T. 1. N 1058). После возвращения из Италии Н. заболел, 4 месяца провел в тяжелом состоянии и скончался. В Житиях сообщается, что тело Н. в течение 8 дней оставалось нетленным, его перевозили из одного мон-ря в другой, пока члены капитула и премонстранты ц. Пресв. Девы Марии в Магдебурге спорили о том, где Н. должен быть похоронен. По-видимому, эта информация является агиографическим преувеличением, поскольку известна точная дата погребения - 11 июня. Н. был погребен в церкви аббатства Пресв. Девы Марии в Магдебурге, в центре храма перед алтарем Св. Креста, потом, вероятно еще при жизни аббата Гуго, мощи перенесли в хор. Почитание В 1200 г. магдебургские премонстранты составили описание чудес Н. для начала канонизационного процесса в Риме. Однако Н. был признан святым ордена премонстрантов только 28 июля 1582 г. (бреве папы Римского Григория XIII (1572-1585)). В бревиарии премонстрантов служба Н. указана под 6 июня. 7 сент. 1621 г. память 6 июня стала общей для всей Римско-католической Церкви (включена в Римский Миссал и Бревиарий). 16 авг. 1625 г. папа Урбан VIII (1623-1644) перенес орденское празднование на 11 июля, а празднику 6 июня была добавлена октава. 7 сент. 1672 г. праздник 6 июня был повышен в статусе и стал «двойным».

http://pravenc.ru/text/2577955.html

18. По донесениям преосвященных о разных происшествиях за 1893 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 2645. 19.  Польсков К.О. Теологический метод VS метод в теологии.//Философия и культура. 9 (93), 2015. 20. Послужной список священника Александра Васильевича Щеглова//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 525. 21. Послужной список священника Александра Георгиевича Винокурова//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 1046. 22. Послужной список священника Алексия Иоанновича Мраморного (1887 г.)//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 516. 23. Послужной список священника Дмитрия Пенчикова (1897 г.)//РГИА. Ф. 799. Оп. 17. Д. 158. 24. Послужной список священника Иоанна Григорьевича Коновалова//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 344. 25. Послужной список священника Николая Ивановича Добровидова//РГИА ДВ. Ф. 1009. Оп. 2. Д. 39. 26. Послужной список священника Симеона Никаноровича Казанского (1879 г.)//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 129. 27. Послужные списки священнослужителей//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 210. 28. Представление Вениамина, епископа Камчатского, в Святейший Правительствующий Синод от 8 сентября 1873 г.//РГИА. Ф. 796. ОП. 156. Д. 1028. 29. Различные документы, распоряжения по округам о. Сахалин//РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 1408. 30. Рапорт благочинного 15 округа священника Петра Вотчинского от 18 декабря 1922 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 525. 31. Рапорт благочинного 22 участка Камчатских церквей протоиерея Виктора Тимошенко от 1 июня 1891 г.//РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 546. 32. Рапорт благочинного 22 участка Камчатских церквей священника Александра Унинского от 3 декабря 1893 г.//РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 2236. 33. Рапорт от управления Рыковской каторжной тюрьмы в Управление ссыльнокаторжными в Приморской области от 8 марта 1883 г.//РГИА ДВ. Ф. 1134. Оп. 2. Д. 135. 34. Рапорт священника Симеона Казанского епископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Вениамину от 1 октября 1870 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 7. 35. Телеграммы северного телеграфного агентства от 25 июля 1890 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 69. 36.  Тиллих П. Избранное. Теология культуры/П. Тиллих. – М., 2017.

http://bogoslov.ru/article/5847019

Прп. Игнатий иконник. Симоновский, Московский (20 декабря). † после 1442 г. Прп. Иаков Брылеевский (11 апреля). † 1444, 25 июля Прп. Макарий Унженский. †1445, 11 июня Прп. Варнава Ветлужский. †1445, 12 июня Прп. Арсений Коневский. Сер. XV в. Прп. Афанасий Мурманский, Олонецкий (8 марта). Сер. XV в. Прп. Евмений Мурманский, Олонецкий (4 июня). Сер. XV в. Прп. Елеазар Мурманский, Олонецкий (4 июня). Сер. XV в. Прп. Назарий Мурманский, Олонецкий (4 июня). Сер. XV в. Св. прав. Кирилл Вольский (9 июня; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). Епархии Русской Православной Церкви (кон. Х – сер. XV в.) 2991 До 997 г., возможно, 988–990 гг. Киевская митрополия Константинопольского патриархата (в 12991300 резиденция фактически переносится во Владимир Суздальский 2992 , с 1325 г.– резиденция в Москве). Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Белгородская под Киевом епархия (примерно до 1165 г. Белгородский епископ был викарием Киевского митрополита). В XIII в. присоединена к митрополичьей епархии. Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Новгородская епархия (примерно с 1165 г.– архиепископия). 1005–1006 гг. или, возможно, позднее – ок. 1088 г. Туровская епархия. Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой или в 1024–1036 гг. Черниговская епархия (в 1060–1080-х гг. – титулярная митрополия). В XIV в. кафедра перемещалась в Брянск. До 1050–1060-х гг.; возможно, одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Полоцкая епархия. До 1072 г., возможно, одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Переяславская под Киевом епархия (с 1060– 1070-х гг. и примерно до 1100г.– титулярная митрополия). В 1269 г. объединена с Сарайской епархией. До 1070-х гг. Ростовская епархия (выделена из Переяславской; с 1090-х примерно до 1136 г., вероятно, была вакантна и управлялась из Переяславля). До 1072 г., возможно, в 1036–1054 гг. Юрьевская на реке Рось епархия (в 3-й четв. XII в. кафедра пребывала в Каневе). В XIII в. присоединена к митрополичьей епархии. 1078–1086 гг., не исключено, что одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастыри Русской Церкви, возникшие в до-монгольский период Монастыри, основанные на Руси в 988—1240 Список составлен А. В. Назаренко и А. И. Самойловым с учетом исследований: Зверинский В. В. Материалы для историческо-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890–1897. 3 т.; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1. 2-я пол., но со значительными поправками и дополнениями. IX в. Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня XI в. После 1037 Киевский (близ Софийского собора) мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца, освящен вскоре после 1051, разрушен в 1240 После 1037 Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 После 1051 Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирликийского. Несколько прежде 1062 Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 До 1060-х Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 и возобновлен. До 1072 Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 До 1096 Муромский мужской монастырь во имя Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/443871/

В то же время власть И. Я. не была единоличной. На сопряженных с Киевом территориях осуществлялось «троевластие» старших Ярославичей: И. Я., Святослава , кн. черниговского, и Всеволода , кн. переяславского, разделивших между собой земли Ср. Поднепровья и тем самым обязанность защищать юж. рубежи Руси от степняков. Поэтому все важнейшие события первых 15 лет княжения И. Я. представлены в источниках как результат коллективных действий братьев: перевод Игоря Ярославича с Волыни в Смоленск после смерти смоленского кн. Вячеслава Ярославича (1057) (Волынь при этом, видимо, отошла И. Я.), освобождение из заключения и пострижение в монашество его дяди Судислава Владимировича (1059), раздел Смоленска по смерти Игоря (1060), победа над торками (узами) (1060), война против полоцкого кн. Всеслава Брячиславича и его пленение (1067), неудачное противостояние появившимся в южнорус. степях половцам (1068), перенесение мощей св. князей Бориса и Глеба в построенную И. Я. в Вышгороде и освященную в их честь церковь (1072), кодификация дополнительных статей Русской правды («Правда Ярославичей») (ок. 1072). Только на севере и на западе И. Я. действовал в одиночку: поручив Новгород посаднику Остромиру (между 1054 и 1060), И. Я. совершил поход на балтское племя галиндов (голядь) в среднем течении Зап. Буга (1058), продолжая освоение ятвяжских земель, начатое его дедом равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем . После гибели Остромира во время похода на чудь (эстов) И. Я. совершил успешный поход на чудь, а в Новгороде посадил сына Мстислава. Поражение от половцев летом 1068 г. и отказ И. Я. раздать оружие киевлянам для отпора кочевникам вызвали в столице мятеж, в результате к-рого на киевский стол был возведен освобожденный восставшими из заключения Всеслав Полоцкий, а И. Я. бежал в Польшу. С военной помощью польск. кн. Болеслава II весной 1069 г. И. Я. вернулся в Киев, но восстановить политическую ситуацию 1068 г. не смог. Святослав, овладевший к тому времени Новгородом, сохранил его за собой.

http://pravenc.ru/text/293926.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 18. «Хильдесхаймские анналы» (1060-е гг.) Анналистическая работа в Хильдесхайме, при кафедральном соборе, начинается ок. 975 г. и продолжается без видимых перерывов до 1043 г. Это – так называемые «Большие хильдесхаймские анналы», которые как таковые не сохранились, но легли в основу целого ряда продолжений, в том числе и собственно «Хильдесхаймских анналов». Последние были начаты в 1020–1030-е гг. в хильдесхаймском монастыре св. Михаила, доведены до 994 г. и затем возобновлены только в конце 1060-х гг.; на этот раз был описан период с 1000 по 1040 г. Лакуну с 995 по 999 г. заполнили чуть позже, но также на основе «Больших хильдесхаймских анналов». Тем не менее, большинство известий о Руси (фрагменты 2, 3) оказались добавлениями хильдесхаймских историографов св. Михаила и не имеют параллелей в других памятниках, возникших с использованием «Больших хильдесхаймских анналов». «Анналы» сохранились в рукописи, вероятно, являющейся оригиналом (cod. Parisiensis 6114). Издания: Ann. Hild. 1878. Переводы: На немецкий язык: Ann. Hild. 1941; на русский язык: Свердлов 1. С. 111 (только сведения, касающиеся Руси). Литература: Tradelius 1936; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 41–44; 3. S. RFHMAe 1. P. 290–291. 1. Смерть Людольфа 462 . 958. На одеждах появлялся знак креста, приносивший смерть тем, кто над ним насмехался. 959. Аббат Хаганон оставил свой пост 463 .] 960. К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. И он согласился на их просьбу и послал к ним епископа Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали 464 . Послы папы Иоанна зовут короля Оттона на помощь против короля Адальберта 465 . 962. Папа с благодарностью принимает короля и венчает его августом 466 .] (Ann. Hild. 1878. Р 21–22) 2.       992. Король Оттон 467 с сильным войском снова подошел к Бранденбургу (Brenanburg) 468 ; прибыл к нему и баварский герцог (dux Baiariorum) Генрих 469 , а также чешский князь (Boemanorum princeps) Болеслав (Bolizlao) 470 [явился] на помощь королю с бесчисленным войском. Болеслав же, сын Мéшка (Misacho) 471 , не имея никакой возможности лично прийти к господину королю, так как ему угрожала большая война с Русью (Rusciani) 472 , [проявил] ему довольно верности, прислав в распоряжение короля своих воинов 473 . Но господин король, доверившись добрым обещаниям славян (Sclavi) и не желая действовать против воли своих князей, снова даровал им мир и двинулся оттуда на родину; но они, по обыкновению, во всем солгали 474 . [Смерть епископа Гердага 475 на обратном пути из Рима. Умер Мешко, которому наследовал сын Болеслав 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010