20. Пастырское слово о благодатной воде, текущей в жизнь вечную. Прот. И. Сергиева. С. 727–731 21. О свободе веры. (По поводу речи М. А. Стаховича.) Свящ. С. В. Страхова. С. 732–760 Отдел 2 22. Еще пятнадцать лет служения Церкви борьбой с расколом (Продолжение.) Профессора И. И. Субботина. С. 86–116 23. То же. С. 245–284 24. То же. С. 436–468 25. То же. С. 615–646 26. То же. С. 797–835 27. Неплюевские братства и школы. Свящ. Н. Гр. Побединского. С. 117–141 28. Церковное пение в России в его прошедшем и настоящем. Свящ. В. М. Металлова. С. 285–315 29. Религиозно–философские воззрения гр. Л. Толстого и их психологический генезис. А. И. Солоникио. С. 316–344 30. То же. С. 491–505 31. То же. С. 659–684 32. То же. С. 851–874 33. Памяти Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского. 1, 2 – Свящ. А. А. Полозова и 3 – Л. М. Багрецова. С. 469–490 34. Наша «земледельческая культура» и Церковь Свящ. И. И. Филевского. С. 505–545 35. Памяти Г. Аф. Иванова и И. У. Палимпсестова. С. 647–658 36. То же. С. 836–850 37. Из педагогических итогов. С. 685–697 38. Вопрос о свободе веры на Орловском миссионерском съезде и в периодической печати. С. 875–895 39. К статье: «О беседе иезуита Шепницкого с о. Пафнутием». Н. Субботина . С. 896–900 БИБЛИОГРАФИЯ 40. Творения св. Амвросия Медиоланского , по вопросу о девстве и браке. С. 142–144 41. Евангелие, как основа жизни. Свящ. В. М. Гобчанского. С. 145–155 42. Чтения по Закону Божию для слушательниц педагогических курсов при С.–Петербургск. женских гимназиях. Прот. С. С. 156–162 43. Митрополит Антоний. Речи, слова и поучения. Свящ. Филевского. С. 163–164 44. Симфония на Ветхий и Новый Завет . С. 345–349 45. Нужна ли Церковь христианину? Прот. С. С. 349–354 46. Учение о богослужении православно–христианской Церкви с изложением в тексте главнейших богослужебных молитвословий, песнопений и чтений с переводом их на русский язык. Старого законоучителя. С. 355–364 47. Жизнь и время Иисуса Мессии. С. 513–518 48. Обозрение журнальных статей и отдельных изданий по поводу послания Св. Синода о гр. Л. Толстом. С. 519–530

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Назначение колокола это – проповедь , и вот почему его всегда сравнивают с проповедником. Бэд Венерабль в 7 веке утверждает уже, что когда миссионеры основывались в неверной стране, то после постройки какой-нибудь часовни они заботились о том, чтобы богато снабдить ее колоколами или колокольчиками, серебряный звон которых раздавался бы по языческой стране, как слово проповеди и призыв к обращению 242 . Что обычай окрещения колокола сохранился во Франции до настоящего времени, видно из дела постройки нового колокола для церкви «Sacré Coeur de Montmartre» в Париже. Колокол этот был отлит 13 мая 1891 г.; привезен к церкви 13 октября 1895 г.; крещен 20 ноября 1895 г. кардиналом Richard’oм; повешен окончательно на колокольню 13 марта 1907 г. Восприемником был архиепископ из Шамбери. Крестной матерью графиня Ernest de Boigne, рожденная Labran–Pontevés. Вес колокола 18,835 кг; вес языка 850 кг. Приспособление 6,530 кг. Всего 26,215 кг. Протестанты вместо крещения колокола читают перед ним проповеди на тему о значении колокола в жизни человека: колокол оповещает о радости, о горе, о важных событиях жизни и переход из одной жизни в другую. В последнее время из западных церквей одна англиканская оставила обычай народно-религиозного празднования при приобретении нового колокола, заимствованный ею еще от католиков. Колокола и чудеса Колоколам часто приписывали чудесные события: при необыкновенных случаях они сами звонили. Так, например, в летописи мы находим следующее: «В 1372 г. у Св. Спаса в Новгороде в Нижнем колокол болний позвонил сам о себе трижды» 243 . Под 6917 (1409) годом в летописи говорится: «Того же лета в Новгороде Великом, в церкви святаго Михаила звук был в маковице по два дни» 244 . В летописи есть такое указание: в 1091 г. разыскивали мощи св. Феодосия, так как братия Печерского монастыря не знала места, где он был положен. Долго копали в разных направлениях, но никак не могли найти и решили, наконец, ударить в било, и «егда удариша в било, видеста три столпа ако дугы зарны, и стоявше придоша над верх церкве, идеже положен бысть Феодосий» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

817 …в сурны играти, и в накры… – Сурны – музыкальный духовой инструмент; накры – род ударного инструмента (барабан, бубен). 835 Стр. 503. …до пришествиа Давида Жеребцова. – Давид Жеребцов – воевода войска М. В. Скопина-Шуйского. Был послан на помощь осажденным с отрядом в 900 человек и прибыл в крепость 19 октября 1609 г. 849 Стр. 505. О слуге Анании Селевине. – Слуги монастырские были трех категорий: конные слуги, которые несли военную службу, подьячии или писцы в приказах и пешие слуги для выполнения разных поручений. Ананий Селевин, вероятно, принадлежал к первой из этих трех групп. 850 И с вышепомянутым немком… – Речь идет о глухонемом польском пане, перешедшем на сторону осажденных. 855 Стр. 506. Пан же Зборовской… – Александр Зборовский состоял на службе у Лжедимитрия II. Совершил неудачную попытку приступом взять монастырь и погубил при этом избранное польское воинство. 861 Стр. 507. О бою со князем Михаилом… – Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (около 1586 – 1610) – племянник царя Василия Шуйского, талантливый полководец. Собрав в Новгороде 3000 ратников и договорившись о помощи со Швецией, двинул объединенные отряды к Москве и 12 марта 1610 г. освободил ее от оккупантов. 868 Стр. 509. …вышняго Бога Саваофа произволением… – Назвать Богом аллаха не позволял русскому писателю религиозный этикет, поэтому султан ссылается на Саваофа. 870 …о выходные моея казны за 12 лет. – Русские государи никогда не платили дани турецкому султану. Дань Золотой Орде прекратилась в правление Ивана III, по-видимому, в 1476 г. Крымским ханам русские цари посылали не дань, а традиционные богатые подарки – «поминки». 873 Стр. 511. …и святая святых горы… – Имеется в виду Афон, одна из самых почитаемых святынь восточного христианского мира. 879 Стр. 514. …яко и Козат воевода… – легендарный персонаж, который упоминается в русских рукописных сборниках. Имя, возможно, искажено. 932 Стр. 548. …положьше ю в клете… – Клеть – холодная половина избы, отделенная от теплой сенями. 939 Стр. 550. …атаман казачей Наум Василев да ясаул Федор Иванов. – Наум Васильев руководил обороной Азова и возглавлял казачью «станицу» (посольство) в Москву; есаул (помощник атамана станицы) Федор Иванов Порошин – предполагаемый автор повести.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Этот Берит (Βρυτος у Стефана Византийского 833 Βερη у Nonnus’a Dionys.) 834 не тот Бероф или Берот, о котором упоминается во 2 книге Царств 835  и книге прор. Иезекииля 836 , и с которым его обычно отождествляют 837 , так как этот последний принадлежал к царству Сувскому (Reich Syren-Zoba), границы которого ни в каком случае не могли достигать Средиземного моря 838 . Это – Берит, приморский финикийский город. Он очень древнего происхождения; по крайней мере местные мифы рассказывают, что именно на месте Берита впервые появились люди одновременно с первыми богами: Айоном и Протогоном 839 . Но самое первое историческое свидетельство о городе Берите и его гавани находится у Scylax " a, жившего в половине IV столетия до Р. X. 840 ; но, несомненно он в то время был весьма незначительным городом; по крайней мере в описании завоевательного шествия Александра Великого по Сирии в то время, как упомянут соседний город Библ, Берит пропущен 841 . Полибий в истории сирийских войн, последовавших за смертью Александра, уже упоминает о Берите 842 . Позднее, когда арабские орды начали бороздить Сирию своими набегами, а частые мятежи и разные узурпаторы в различных провинциях царства – опустошать города и селения, предводитель мятежной оппозиции против Антиоха VII Сидета по имени Диодот Трифон 843 до основания разрушил Берит 844 в 140 г. до Р. X. 845 . Но скоро, ко времени Ирода Великого, Берит уже был снова отстроен; по крайней мере Юлий Цезарь в своем письме советовал Ироду Великому «сделать судебное собрание в Берите, где обитают Римляне и произвести над своими сыновьями 846 суд 847 »; тут действительно, и состоялся суд и смертный приговор 848 . Во времена Страбона († 24 г. по Р. X.) Берит был уже вполне восстановленным городом 849 . Кесарь Август Мар. Агриппа († 44 г. по Р. X.) для заселения Берита послал туда два легиона солдат (5-й и 8-й) и значительно расшил его городской округ, присоединив к нему «значительную область Массии до истоков Оронта», лежащих возле Ливана 850 . Несколько позднее, около времени описываемого посещения города св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

11 выпускников II ступени школы защитили дипломные работы, большинство из которых представляют собой иконы, написанные для иконостаса одного из храмов Тобольской епархии. I ступень школы окончили 10 человек по стационару и 1 человек экстерном. 6. Представительская деятельность Академии За отчетный год с жизнью и работой Московских духовных школ и с собранием их Церковно-археологического кабинета познакомились 1 169 делегаций и экскурсионных групп общей численностью 25 055 человек. 814 Актовая речь, произнесенная в Московской духовной академии в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2003 г. 835 Неделя о Страшном Суде вечера. Стихира на «Господи воззвах»//Триодь Постная. М., 1897. С. 77. 847 Эта лекция, подготовленная... (вечером) накануне Воздвижения – в четверг 1907, IX, 13, была сказана в понедельник 17 сентября 1907 г. студентам I (LXVIII) и II (LXVII) курсов моего XVII академического выпуска 19071908 учебного года. 848 Разумеется то обстоятельство, что в этом учебном году на (LXVIII) курс поступило в число студентов много священников. 849 Имеются в виду слова 1-го Послания к коринфянам: духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. – Прим. ред. 850 Сколько припоминаю, – в последнем случае разумеются газетные выходки (убитого в 1918 году) известного сотрудника «Нового времени» Михаила Осиповича Меньшикова, немало злословившего о русском духов(ничестве) и богословии и по поводу столетнего юбилея Петроградской Академии (в декабре 1910 года) напечатавшего позорный фельетон «Пир во время чумы». 852 Предполагаемый правильный вариант вместо авторского выражения «христианско-богословский», которое не согласуется с остальными членами предложения. – Прим. ред. 853 Это «предварение к курсу лекций на 1909–1910 учебный год», подготовленное вечером 1909, IX, 5 (суббота), было сказано в понедельник 7 сентября 1909 г. студентам II (LXIX) курса моего XIX академического выпуска. Празднование столетнего юбилея – по некоторым неблагожелательным влияниям – затягивалось и... состоялось почти экспромтом, так что лишь накануне проф. Н.В. Покровскому предложено было заготовить приветственную речь...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Позднее П. Д. поместил копии Житий св. Севера, св. Аполлинария, св. Гвинизона и св. Альдемара (в измененном виде) в конце «Регистра св. Плацида» (Cassin. 518). Туда же он добавил Житие аббата Теодомара (777/8-796/7), практически полностью повторяющее заметку о нем в соч. «Происхождение и жизнь праведников…», а также свои новые агиографические произведения: Мученичества святых Дионисия, Лисбия, Рустика, Елевферия, Деметрия, Авита и Давмария (BHL, N 2184d; не опубл.), Житие Афанасия, еп. Неаполя (850-872) (BHL, N 736; Vita et translatio S. Athanasii Neapolitani episcopi (BHL 735 e 737) sec. IX/Ed. A. Vuolo. R., 2001. P. 172-189), Житие аббата Мартина (BHL, N 5604; ActaSS. Oct. T. 10. P. 835-840) и Житие мон. Гебизона (BHL, N 3295; ActaSS. Oct. T. 9. P. 398-403). В Мученичестве Дионисия и его товарищей П. Д. продолжает фабрикацию церковной истории Монте-Кассино до прихода туда св. Бенедикта Нурсийского, начатую в Житии еп. Севера. Источниками для этого произведения послужили т. н. Второе Житие сщмч. Дионисия Ареопагита, написанное Гилдуином, аббатом Сен-Дени (BHL, N 2172-2175), сделанный Гилдуином лат. перевод «Ареопагитик», а также, вероятно, более раннее т. н. Первое Житие Дионисия (BHL, N 2171) и выполненный Анастасием Библиотекарем (876) лат. перевод «Похвального слова сщмч. Дионисию Ареопагиту» (BHL, N 2184) патриарха св. Мефодия I (BHG, N 564d). П. Д. ввел в повествование нового персонажа - Деметрия, брата Дионисия (имя, вероятно, взято из лат. перевода Мученичества Димитрия Солунского, сделанного тем же Анастасием Библиотекарем). Он якобы, как и Дионисий, был крещен ап. Павлом и отправлен проповедовать в Галлию, но не в Париж, а в Орлеан. Приводится его пространный диалог с местным аристократом Дефенсором, отчасти основанный на диалоге ап. Павла и сщмч. Дионисия в сочинении Гилдуина, отчасти - на «Божественных установлениях» Лактанция и «Пророчествах Сивиллы». После того как Дионисий и его сподвижники Лисбий, Рустик и Елевферий были казнены близ Парижа, Деметрий со спутниками Авитом и Давмаром вернулся в Италию и поселился на «горе Януса» (т. е. Монте-Кассино). Вскоре, однако, они были схвачены рим. властями, отведены на суд консула в г. Ираклию (т. е. Кассин) и там казнены. Тем самым П. Д. возводил распространение христианства в Монте-Кассино к апостольским временам.

http://pravenc.ru/text/2580386.html

   Карпецкий — 811    Касаи (Касай) Моисей — 54, 109, 410, 414, 418, 419, 453, 507, 518, 620, 621, 625, 757, 760, 764    Касай Павел — 387, 388    Касе Давид — 58    Касима Акила — см. Кадзима Акила    Касияма Павел — 871    Касторский — 241    Катакура Иоанн — 58, 59, 96, 108, 154, 407—409, 544, 590    Катаока Иоанн — 672, 725    Катерина, ученица — 879    Катерина Леопольдовна — 474    Като Игнатий — 27, 104, 109, 405, 409, 410, 571, 664, 809    Като Любовь — 104    Кацумата Павел — 89, 96, 103    Кацура, политик — 74—77, 79, 81, 84, 195    Каширин Петр — 287    Кванно, врач — 829    Кванно Анна — 342, 671, 845, 849, 852, 853, 855, 858, 859, 862, 865, 875, 879, 887, 893    Кёбер, профессор — 173, 177, 676    Кедринский Михаил Антонович — 808, 821    Кенкава П. М. — 399    Кидо Евдокия — 835    Киккава, барон — 236    Кикуци Марк — 574    Кикуци Роман — 803    Кикуци-враль — 838    Кимура, протестант — 536    Кимура Исаак — 160, 358, 370, 402, 403, 412, 414, 416, 434, 438, 441—443, 743, 744    Кимура Матрена — 743, 744    Кинг — см. King Arming    Киносита, журналист — 191    Киносита Анна — 723    Кирилл, иеросхимонах — 554    Кирилл, Иерусалимский патриарх — 107    Кирилл, св. — 22    Кирилл Владимирович, вел. князь — 64    Кисимов Владимир Пантелеймонович — 100    Кисимото Марк — 854    Кису Иннокентий — 92, 106, 345, 376, 628, 779, 849    Китагава Алексей — 853, 890    Китагава София — 55, 385, 386, 512, 749, 845    Китагава Яков — 877    Киуно, врач — 716    Клинтон — см. Clinton Jynes    Кобцев Пантелеймон Васильевич — 626    Ковалевский, капитан — 191    Ковалевский Константин — 694    Ковалевский Леонид Константинович — 694, 759    Ковалевский Сергей Орестович — 228    Ковальский Игнатий Тимофеевич — 309    Коеда Иоанн — 37    Козаки, протестант — 80    Козаки Павел — 850    Козьмина Мария Трофимовна — 736    Козьмина Матрена Тимофеевна — 750    Кокко Давид — 866    Коковцев, министр финансов — 588    Колейко — 874    Колесников Иван Андреевич — 422, 536, 604—606, 632, 634, 639, 678, 681

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Вайнай Юлия — 527    Вакацуки — 657    Ванновский Глеб Михайлович — 627    Варвара, иконописица — 829, 886    Варнава, ученик — 865    Василий, брат автора — 738    Василий, епископ Можайский — 373, 374, 382, 449, 571, 606, 619, 701, 708, 711, 750, 757    Василий, плотник — 849, 853, 858, 862, 892, 889, 892    Василий, причетник — 891    Василий, слуга — 835, 838, 842, 875, 879, 888    Василий Великий, св. — 174, 304, 344, 415, 436, 478, 613, 718, 721, 854, 859, 864    Васильев, капитан — 215    Васильев, чиновник — 143    Васильев Александр — 655    Васильковский, протоиерей — 808    Васкевич — 538, 819    Ватанабе, катих. — 89    Ватанабе, полковник — 349    Ватанабе, протестантка — 636    Ватанабе Лука — 684, 703    Ваулин Николай Константинович — 279, 280    Вейсберг Николай Михайлович — 189, 232, 288    Великовский Глеб Михайлович — 295    Вениамин, епископ Калужский — 270    Вениамин, иеродиакон — 635    Венцель, нач. Манчж. ж. д. — 532    Веприцкий Александр Исидорович — 281    Вера — 850    Веселовский Андрей Андреевич — 278, 280, 283, 295, 317    Весник, подполковник — 393, 396, 468    Виленкин, финансовый агент — 511    Вилль — 867    Вильм Артур Карлович — 8, 9, 653, 654, 755, 805    Вильямс — см. Williams    Вильямс, епископ — см. Williams    Виргман — см. Virgman    Вирен, адмирал — 188    Владимир, архиепископ Новочеркасский — 819    Владимир, епископ Екатеринбургский — 585, 591, 827—829, 831—834, 870, 872, 873, 876, 880    Владимир, миссионер — 827, 829, 831, 832, 833, 847, 870, 872, 873, 876, 878, 880    Владимир, митрополит Московский — 87, 348    Владимир, св. — 792    Воблаго Борис — 323    Волконская, княгиня — 239    Волконский Сергей Михайлович — 869    Володченко, генерал — 770    Вольпер, автор букваря — 219    Воронов Павел Николаевич — 685    Воскресенский, морской агент — 437, 458, 504, 616, 701, 797    Восторгов Иоанн Иоаннович — 354, 355, 513, 521—527, 553, 601, 615, 618, 682, 734, 740, 742, 755, 767, 769, 770, 790, 793    Вуд — см. Woodd

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Херсон – византийский город-крепость (кастрон) с одноименной областью в юго-западной Таврике, преемник античного полиса Херсонеса, богатый и важный торговый портовый центр, местопребывание епископа (с IV в.), а затем архиепископа Х. (с IX в.). Со второй половины VI в. – дукат, в состав которого входил и Боспор (Керчь); в VIII – первой половине IX в. – архонтия; с 835–841 гг. – центр фемы Климата, уже с конца 850-х гг. переименованной в фему Х. Город имел две агоры (большую и малую), несколько десятков храмов, церквей, не менее пяти баптистериев и столько же терм, а население достигало 6–7 тыс. человек. Его архонты, протевоны – «первенствующие», «отцы города» по повелению василевса Феофила (829–842 гг.) были переданы в подчинение стратига. Зимой 860–861 гг. Х. посетили Константин Философ и Мефодий, выполняя свою миссию к хазарам. В 988–989 гг. город подвергся осаде и был взят войсками Киевского князя Владимира, после чего возвращен Византии в качестве брачного дара за невесту князя, византийскую принцессу Анну. Между концом X в. и 1030-ми гг. Х. пережил сильное землетрясение, после чего был почти заново отстроен. С XIII в. в поле интересов Трапезундской империи. Во второй четверти XIII в. был разгромлен и сожжен, очевидно, в результате нападения сельджуков, а позже подвергался набегам монголов. В XIV в. еще сохранял регулярную планировку, имел усадьбы, принадлежавшие высоким лицам, но постепенно оказался под контролем генуэзских правителей Кафы. Здесь действовал католический монастырь. Как город постепенно запустел и окончательно прекратил существование в первой половине XV в. В ходе регулярных археологических раскопок, ведущихся с 1827 г., открыты оборонительные стены и башни, многочисленные жилые и общественные постройки, эргастирии, водосборные и рыбозасолочные цистерны, преторий, христианские базилики, мартирии, мемории, крещальни, загородный некрополь и погребения – кимитирии внутри города, при церквах и монастырях. Раскопано более 1/3 территории городища. См.: А. Л. Якобсон, А. И. Романчук, С. Б. Сорочан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Развитие практики покаяния объясняет, почему возникло непонимание сущности Таинства. Несмотря на нападки – Виклефа, реформаторов и либеральных историков догмата, модернистов, – Церковь всегда утверждала судебный характер Таинства Покаяния со всеми вытекающими из этого последствиями. Учение Католической Церкви о покаянии (примирении): Церковь имеет власть прощать все грехи: ХВ 1, 35, 576, 611, 795/4, 815–817, 838, Такое прощение грехов есть истинное Таинство, установленное Христом: ХВ 38, 44, 576, 658, 663, 815, 817, 836; отличное от Крещения: ХВ 577, 795/4, 818, 819, 837; особенно из-за его правовой формы: ХВ 818. Грехи отпускаются только через Таинство Покаяния: ХВ 577, 611, 701, 800, 825, 842. Грехи прощаются через отпущение грехов [absolutio]: ХВ 803, 820; Это Таинство может совершать только священник, наделенный властью: ХВ 800, 801, 803, 828–829, 845. Прощение грехов – в сущности, оправдательный приговор: ХВ 829, 844. Церковь имеет право определять форму исповеди: ХВ 796, 797–798, 827; и оговаривать некоторые случаи: ХВ 802, 812, 830, 846. Умирающим необходимо давать возможность исповедоваться и получить отпущение грехов: ХВ 795/5, 795/6. Со стороны грешника требуются раскаяние, исповедь и удовлетворение за грехи (епитимья): ХВ 577, 803, 821, 839. Раскаяние – это сокрушение о своих грехах: ХВ 577, 803, 823. Совершенное сокрушение полностью освобождает от греха, даже до исповеди, если есть намерение исповедоваться: ХВ 824. Несовершенного сокрушения достаточно для Таинства Покаяния: ХВ 824; оно благо и спасительно: ХВ 590, 824, 840. Кроме того, оно требует исповедания всех тяжких грехов, совершенных после Крещения и еще не исповеданных: ХВ 577, 800, 803, 825–826, 841–844. Повседневные грехи или грехи, которые были уже исповеданы, нужно подлинно исповедовать: ХВ 825, 842. Таинство Покаяния требует, наконец, удовлетворения за грехи: ХВ 577, 801, 803, 831–835, 847–850. Последствия Таинства Покаяния: примирение с Богом, то есть прощение грехов и освобождение от вечного наказания за грех: ХВ 576–577, 612, 659, 803, 822;

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010