1068 Ахав назван в документальных надписях Ассириян «сыном», т.е. потомком Амврия, основателя этой династии; и столица Израиля называлась Бет-Кумри, т. е. дом Амврия, по имени основателя Самарии (3 Ц. XVI, 24). И Ииуй, как видно из ассирийских надписей, посылал посольства в Ниневию, именуя себя господином Бет-Кумри. Все эти факты записаны на т.-назыв. черном обелиске, о котором см. у Роулинсона I. supra cit., и у Менана: Annates des rois d " Assyrie (ed. de 1874), . 112, 116. Имя K " Umri, или H " Umri, означает народ, или область Израиля по имени Омри, или Амврия, в особенности славного на востоке. Ср. у Менана р. 127 под 809 годом о Бин-Нирари. 1069 См. Journal of the Royal Asiatic Society, v. XVI; Annual Report; p. XII, seq.; и см Menant: Annates dee Rois d " Assyrie p. 120, West-Asia Inscriptions, со стелы, найденной Лофтусом, о возмущении Ассур-Данин-(На)Бала. 1070 Отсылаем к нашим примечаниям в Св. Летописи на Ucx. I, 14 и V, 7–12. Саман есть измельченная солома, примешиваемая в кирпичи, которые сушились (и сушатся ныне у нас на юге) на солнце. И дворцы были так же построены; только стены их обставлялись алебастровыми плитами, на которых резались барельефы. 1071 Он думает (Ancient Monarchies ed. of 1871, vol. II pp. 126–127), что Иона был в Ниневии при Ассуре Дайане III (771 –753 до Р. Хр.), на сто лет позже; но мы следуем хронологии Богословского, по которой Иеровоам II, сын Иоасов, царствовал в IX столетии (около 850 835 до; Р. Хр.), а пророчество Ионы (см. 4 Ц. XIV, 25) объявлено еще ранее. 1072 И «господином Бет-Кумри», т.е. владыкой дома, т.е. города (Самарии), построенного Амврием. См. выше. 1073 См. Menant. «écritures cunéiformes», p. II, les écritures anciennes. См. Rowlinson " " s Ancient Monarchies ed. of 1871 vol. Assyria; ch. V, language and Writing, pp. 262 eq.; и в особ. на стр. 272 –276 сравнение ассирийского словаря и (грам­матики) с еврейским. 1075 Древнейшая столица Ассирии Эль-Ассар: ср. Oppert Histoire des Empires, Rowlinson; Menant, Annales etc. Ныне носит имя Кала-Шергат.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Познавательной ценности «Месяцеслова» активно способствуют многочисленные справки, сопутствующие главной сюжетной идее. Так, рассказав о празднике в честь св. великомученика Георгия, отец Димит­рий дает справку: «Грузия, просвещенная христианской верою святой Ниной, родственницей святого великомученика Георгия Победоносца (см. 14 января), свято чтит святого Георгия как своего покровителя, и даже наименована была его именем – Георгия» («Месяцеслов», 10 ноября) 15 . В большинстве западноевропейских языков официальное название Грузии дается в транскрипции Georgia, что становится понятным после цитированной этимологической справки «Месяцеслова». Рассказ о навечерии праздника Рождества Христова начинается справкой: «Сочельник (сочевник), навечерие праздника Рождества Христова – день особенно строгого поста. Канун праздника Рождест­ва Христова называется сочельником, или сочевником потому, что в этот день по церковному уставу полагается «сочиво обварено, или кутия с медом» («Месяцеслов», 24 декабря). 2 Надгробное слово архимандрита Платона (Игумнова) , произнесенное 14 июля 1994 года в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря при отпевании архимандрита Иннокентия//Памяти архимандрита Иннокентия: К пятой годовщине со дня кончины. М., 1999. С. 1. 3 Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) с 1 сентября 1968 г. по январь 1987 г. состоял преподавателем Московских духовных семинарии и академии, в 1984 г. утвержден в звании доцента МДА, читал курс истории Русской Православной Церкви. 4 В фонде арх. Иннокентия (см. прим. 1) сформировался комплекс беловых материалов для издания Миней, названный «Службы жития и русским святым в алфавите имен» – всего 35 ед. хр., более 4500 листов текстов (К. 21. Ед. хр. 1–3; К. 22. Ед. хр. 1–4; К. 23. Ед. хр. 1–3; К. 24. Ед. хр. 1–4; К. 25. Ед. хр. 1–3; К. 26. Ед. хр. 1–4; К. 27. Ед. хр. 1–4; К. 28. Ед. хр. 1–4; К. 29. Ед. хр. 1–4; К. 30. Ед. хр. 1–2). 6 НИОР РГБ. Ф. 862. К. 16. Ед. хр. 1; К. 17. Ед. хр. 1; К. 18. Ед. хр. 1; К. 19. Ед. хр. 1; К.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

О том чтобы ушедших из монастырской вотчины крестьян выслать в оную: последовала лета 7100, от Р. Хр. 1592 г., с черною восковою печатью. О платеже денежного оброка с монастырских промыслов по писцовым книгам: последовала лета 7100, от Р. Хр.1592 г., с печатью черного воска. Сия грамота подтверждена царями Борисом Феодоровичем, Василием Иоанновичем и Михаилом Феодоровичем. Жалованная по челобитью Никольских на Кирилловских и на Соловецких старцев о платеже денежных доходов,7100, а от Р. Хр. 1592 г., в столбце, за черною печатью. О пропуске воска и свечей: последовала лета 7103, а от Р. Хр. 1595 г., с черною восковою печатью. 3. Грамоты под именем Царя Дмитрия Иоанновича О пропуске монастырского дощаника с 4000 пуд. соли: последовала лета 7113, от Р. Хр. 1605 г., с большою висячею черного воска печатью. О выдаче монастырю руги по 50 руб. в год: последовала лета 7114, от Р. Хр. 1606 г., с черною восковою печатью. 4. Грамоты Царя и Великого Князя Василия Иоанновича О рыбных ловлях и о пропуске монастырского дощаника с солью к Вологде: последовала лета 7115, а от Р. Хр. 1607 г., за подписом при царе Михаиле Феодоровиче, за красною висячею печатью. О пропуске монастырского насада с 4000 пуд. соли беспошлинно: последовала 7116, от Р. Хр. 1608 г. с печатью черного воска. 5. Грамоты Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича О Лицко-Двинском рыбном езовом промысле: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615, за черною печатью. О не взимании оброка с монастырского Варзужского промысла: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615 г., с черною восковою печатью. О владении монастырю Якокурским островом: последовала лета 7128, от Р. Хр. 1620 г., за черною печатью. Несудимая, о вотчинах монастырских, и о рыбных ловлях и о промыслах соляных беспошлинно и о жалованных деньгах: последовала лета 7129, от Р. Хр. 1621 г., с висячею красного воска печатью. На деревни и дворы монастырские: последовала лета 7129 (1621), за красною висячею печатью. О дозволении монастырю в Тотьме, Вологде и иных городах продавать рыбу и соль, и покупать церковные и всякие монастырские про годовой обиход запасы беспошлинно: последовала лета 7132, от Р. Хр. 1624 г., с печатью красного воска.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 2005 г. настоятель Николо-Кладбищенского храма г. Красный Холм свящ. Василий Симора установил на территории К. м. поклонный крест и возобновил традицию крестного хода из города к обители. В 2010 г. по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) иером. Силуан (Конев) был назначен штатным священником в г. Красный Холм с полномочиями по восстановлению монастыря. Территория и частично уцелевшие постройки К. м. находятся в федеральной собственности. В 2011 г. в Краснохолмском краеведческом музее открылась экспозиция, посвященная монастырю. В авг. 2013 г. К. м. был зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья был назначен иером. Силуан. Богослужения совершаются в храме прп. Зосимы и Савватия Соловецких в дер. Слобода. Арх.: РГАДА. Ф. 181. 386. Л. 1-126; Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 11447. Л. 195, 691, 701-702; Ф. 1354. Оп. 501; Ф. 1455. Оп. 4. Ед. хр. 35-41; Ед. хр. 11448. Л. 22, 1227-1236 об.; РГИА. Ф. 799. Оп. 3. Ед. хр. 2061; ГАТО. Ф. 103 (ТУАК). Оп. 1. Ед. хр. 193. Л. 13; Ф. 160. Оп. 2. Ед. хр. 1395, 4629, 19237, 19255, 33443, 33444; Ф. 186. Оп. 1. Ед. хр. 33, 34, 52, 4419, 4435, 4476, 4488, 4546, 4570, 4559, 4608, 4618, 4620; Ф. 468. Оп. 1. Ед. хр. 11760, 11943, 11947, 12027, 12066, 12418, 12427, 13238, 13501, 13858, 14087, 14126, 14157, 14243, 14247, 14537, 14853; Ф. 575. Оп. 4. Ед. хр. 1093. Л. 130 об., 226 об.; Ф. 645. Оп. 1. Ед. хр. 2784; Ф. 1215. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 548-549; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Ед. хр. 55, 406, 431, 918; ИИМК РАН. Фотоархив. 0.360. 2232; ТГОМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 137, 141. Ист.: ИРИ. Т. 4. С. 807-815; ПСЗ. Т. 20. Указ 14.420. С. 337; Антониев Краснохолмский мон-рь: Из записок пешехода. М., 1852; Белюстин И. С. Уставная грамота о пошлинах и таможенных сборах, 1641 г.//Тверские ГВ. 1852. 8. 23 февр. С. 32-33; Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря. М., 1879; он же. То же//Древности. М., 1880. Т. 8. С. 1-95; Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева мон-ря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей//Ист.

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Арх.: ГАБО. Ф. 7. К. 1. Ед. хр. 24, 31; РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 6; РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26; К. 44. Ед. хр. 12; К. 46. Ед. хр. 3, 9; К. 49. Ед. хр. 1, 5, 10; К. 50. Ед. хр. 4, 6, 7, 9, 10; К. 51. Ед. хр. 6; К. 52. Ед. хр. 2; К. 74. Ед. хр. 24-33; К. 75. Ед. хр. 1-50; К. 99. Ед. хр. 8, 10; Ф. 214. Ед. хр. 297 (1-3), 319, 350-351, 360, 370-385, 618 (1-2). Соч.: Советование к сохранению заповедей: [Из писем Оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва)]/Изд. подгот.: иером. Леонид (Кавелин). [Б. м., 1860]; «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди»: Из писем оптинского старца иером. Леонида, в схиме Льва. М., 1880; Письма оптинского старца иеросхим. Льва (Наголкина)//Московский приходской сб. М., 1991. Вып. 1. С. 109-150; Письма к мон. Иоанникию (Бочарову)/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2002; Письма великих оптинских старцев/Сост.: А. Д. Червяков. М., 2003; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2003. 2 т. Ист.: Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле. М., 18562. Ч. 1. С. 275-280; Макарий (Иванов), иеросхим. Собр. писем. [Козельск], 1862-1863. 6 ч.; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876. Од., 1890 (переизд.: он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида. [Козельск], 1991); Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 19172 (переизд.: Житие оптинского старца иером. Леонида (Льва). [Козельск], 1994); Житие оптинского старца Макария/Сост.: архим. Леонид (Кавелин). [Козельск], 1995р; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Великий старец иеросхим. Лев Оптинский//ЖПодв. Окт. С. 379-426; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2004. Т. 6; 2007. Т. 8. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита при Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

1995. С. 206). В рукописях сохранились и другие материалы для жизнеописания М., которые не вошли в издание. Напр., «Келейные записи некоторых замечательных случаев из жизни и посмертных явлений настоятеля Оптиной пустыни священноархимандрита Моисея» (РГБ. Ф. 214. Опт-301. Л. 49-59 об.) и др. В нач. XX в. в Оптиной пуст. проводилась работа по систематизации писем М. разным лицам, о чем свидетельствует составленный В. Свириденковым список писем монашествующих к преподобному (Там же. Ф. 213. К. 51. Ед. хр. 10). Особенно назидательной является его переписка с братьями (Там же. К. 86. Ед. хр. 13, 14; К. 89. Ед. хр. 20. К. 90. Ед. хр. 1-8; К. 92. Ед. хр. 32, 334-37 и др.). Среди адресатов архимандрита - свт. Феофан Затворник (Говоров) , игум. Антоний (Бочков), С. П. Шевырёв, А. О. Смирнова-Россет, Н. П. Киреевская, Муравьёв, Е. Н. Норов и др. Эпистолярное наследие М. опубликовано фрагментарно. Неск. писем включены в жизнеописание старца. Изданы письма свт. Игнатия (Брянчанинова) к преподобному ( Игнатий (Брянчанинов). 2001; 2004). Нек-рые письма прп. Антонию вошли в сб. «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев» (2003). 26 июля 1996 г. М. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, 13-16 авг. 2000 г. на Архиерейском Соборе - общецерковно. Мощи были обретены 26 дек. 1994 г. и покоятся в Казанском храме Оптиной пуст. рядом с мощами его брата, игум. Антония. Составлены бденная служба, тропарь 4-го гласа «Потаенный сердца человек» (иером. Василия (Рослякова)) и тропарь того же гласа «Яко старчества насадитель богоносный», канон 1-го гласа (ирмос: «Поим песнь новую Богу», кондак 3-го гласа: «Богу приближився непрестанною молитвою»). Имеется акафист с акростихом по алфавиту, рефрен: «Радуйся, Моисее, обители Оптинския благоукрашение» (Архив Оптиной пуст.). Арх.: РГБ. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1; К. 46. Ед. хр. 4, 11; К. 50. Ед. хр. 3; К. 51. Ед. хр. 10; К. 57. Ед. хр. 2; К. 59. Ед. хр. 1; К. 66. Ед. хр. 1; К. 86-96 (до ед. хр. 14); Ф. 214. Опт-151(10), 283, 300-302, 319, 347-349, 360, 395, 495, 509, 589-593, 597, 601, 605-607, 610-612, 642; РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 216; РНБ. Ф. 777. Оп. 3. Д. 214; ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Соч.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия/Сост.: О. Шафранова. М., 2001; он же. Полное собр. творений. М., 2004. Т. 6; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2003. 2 т.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1; К. 38. Ед. хр. 13; К. 40. Ед. хр. 4, 9, 12, 13; К. 43. Ед. хр. 5-11; К. 44. Ед. хр. 4, 11; К. 45. Ед. хр. 4, 7; К. 50. Ед. хр. 6-10; К. 51. Ед. хр. 6, 12; К. 76-83 (К. 83 до Ед. хр. 26); Ф. 214. Опт. 298, 299, 359-360, 400-2, 409, 487, 497, 510, 547, 576, 578, 599, 658 и др.; ГИМ ОПИ. Ф. 409. Д. 35; Ф. 124. Д. 140; РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 19, 28, 90; Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 1319; РНБ. Ф. 850. Д. 360. Соч.: Макарий (Иванов), прп. Собр. писем. [Козельск], 1862-1863. 6 ч.; СПб., 1993-1994п. [Т. 1-3]; он же. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву Иисусову и о смирении. [Козельск], 1908; Киреевский И. В. Разум на пути к Истине: Философские ст., публицистика, письма: Переписка с прп. Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пуст. Дневники/Сост.: Н. Лазарева. М., 2002; Письма вел. оптинских старцев/Сост.: А. Д. Червяков. М., 2003; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2009п. 2 т.; Переписка К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859)/Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013; Собрание писем прп. Макария Оптинского к мирским особам/Сост.: С. О. Захарченко, В. В. Каширина, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2010-2014. Т. 1-3; Собрание писем прп. Макария Оптинского к монахам/Сост.: С. О. Захарченко, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2014. Т. 1-2. Ист.: Леонид (Кавелин), иером. Последние дни оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1860; он же. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария/Сост.: архим. Агапит (Беловидов). М., 1997. С. 196; Никодим (Кононов), архим. Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность//ЖПодв. Сент. С. 476-477. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

4476); Ведомость об Антониевом монастыре: зданиях, землях, угодьях, о монашествующих бельцах и послушниках 1848 г. (Там же, ед. хр. 4488); Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии за 1873 г. (Там же, ед. хр. 4559); Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1918 г. (Там же, ед. хр. 4618); Ведомость о монашествующих и послушниках Краснохолмского Антониева монастыря, бытии их на исповеди и Св. Таинстве Причастия за 1899 г. (Там же, ед. хр. 4608); Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1920 г. (Там же, ед. хр. 4620). ГА ТО, ф. 186, оп. 1, е д. хр. 33, 34. Сведения любезно предоставлены бежецким краеведом В. Н. Сорокиным. По данным Д. А. Ефремова, представленным в докладе «Материалы из Краснохолмского Антониева монастыря в фондах государственного архива Тверской области», сделанного на конференции «Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь: история и будущее» 27 ноября 2009 г. ГА ТО, ф. 468, оп. 1, ед. хр. 14087. Там же, ед. хр. 11760, 11943, 11947, 12027, 12066, 12418, 12427, 13238, 13501, 13858, 14126, 14157, 14243, 14247, 14537, 14853. ГАТО, ф. 160, оп. 1, ед. хр. 4629. Там же, ед. хр. 19237, 33443, 33444. Там же, ед. хр. 19255. Монастыри и монашествующие Тверской епархии: клировые ведомости: 1808, 1809, 1816 годы/Сост. С. С. Кузин. Вып. 3. Тверь, 2009. С. 10–11, 87–88, 111–114, 169–174. По данным Д. А. Ефремова, представленным в докладе «Материалы из Краснохолмского Антониева монастыря в фондах государственного архива Тверской области». ГА ТО, ф. 645, оп. 1, ед. хр. 2784. Голубев И. Ф. Собрания рукописных книг г. Калинина//Труды отдела древнерусской литературы. Т. 11. М.; Л., 1955. С. 458. Жизневский А. К. Древний архив… С. 3, сноска 1; Анатолий (Смирнов), игум. Указ. соч. С. 81, сноска 1; С. 87, сноска 1; С. 88, сноски 1–2. Тверской историко-археологический музей//Памятная книжка и Адрес-календарь Тверской губернии на 1895 год/Под ред.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

О выдаче ежегодно в монастырь хлебной руги: последовала лета 7064, от Р. Хр. 1556 г., с черною восковою печатью. Подтвердительная о выдаче ежегодно в монастырь хлебной жалованной руги: последовала лета 7066, от Р. Хр. 1558 г., с черною восковою печатью. Жалованная на Холмогоры о том, чтоб с монастырских судов тамги и пошлин не взимать: последовала лета 7081, от Р. Хр. 1573 г. С черною печатью. Подтвердительная о выдаче ежегодно в монастырь жалованной руги по 50 четвертей ржи и по 50 четвертей овса: последовала лета 7082, от Р. Хр. 1574, с черною восковою печатью. О том чтобы с монастырских в Неноксе, Уне, Варзуге и Солзе соляных варниц, и рыбных Кудмозерской и Малокурской тоней, данных денег по тому, как с черных людей, не взимать: последовала лета 7036, от Р. Хр. 1578 г., с черною восковою печатью. О том чтобы на государеву службу монастырских людей не имать: последовала лета 7086, от Р. Хр. 1578, г. С черною восковою печатью. О не взимании с монастыря владычных в Новгород доходов, кроме определенных царским указом: последовала лета 7086, от Р. Хр. 1578 г., с черною восковою печатью. О не выбирании монастырских крестьян в прикащики, и о не взыскании недоборов, лета 7087 (1579 г.). О не взимании с монастырского соляного насада пошлин, того же года. О не взимании с монастырских вотчин и промыслов на государеву службу плавных казаков: последовала лета 7087, от Р. Хр. 1579 г., все три с черною восковою печатью. О не взимании оброка с монастырских вотчин, с реки Солзы, с Малокурской тони Кола и с Кудмозера: последовала лета 7088, от Р. Хр. 1580 г., с черною восковою печатью. О том чтобы прежних жалованных на монастырские вотчины и промыслы грамот не рудить: последовала лета 7089, от Р. Хр. 1581, с черною восковою печатью. О высылке ненокоцких волостных людей к Москве: последовала лета 7092, от Р. Хр. 1584 г., с черною восковою печатью. 2. Грамоты Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича О имании дани и оброка с соляного и иных промыслов не более положенного: последовала лета 7099, от Р. Хр. 1591 г., с черною восковою печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1910-1912 гг. средний годовой доход одного благочиния - 3173 р., в 1915-1916 гг.- 52 713 р., в 1917 г.- 9599 р. Большую часть дохода церквей составляло гос. финансирование из казны Святейшего Синода (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26391. Л. 7). Основным источником доходов Г. Э. были свечные заводы. По указу Святейшего Синода для нужд свечного производства на Кавказе стало развиваться пчеловодство, для подготовки специалистов за казенный счет были организованы курсы пчеловодов, при свечных заводах Тифлиса, Телава, Сигнаха, Гори, Душета, Цхинвала, Баку, Карса и др. были открыты лавки для продажи свечей (Иверия. 1903. 38. С. 4-5). Важным источником доходов Г. Э. был доход с недвижимого имущества (пахотные земли, гостиницы, места рыбной ловли, красильни, швейные мастерские), к-рый использовался на нужды церквей, мон-рей и духовенства, а также на содержание канцелярии Г. Э. В 1906 г. как налог с движимого имущества Г. Э. (проценты с банковских счетов, церковный инвентарь и т. д.) в гос. казну поступило 809 808 р., с недвижимого (гл. обр. церковные поместья) в 1907 г.- 10 млн р. ( Дурново. Судьбы. 1907. С. 13; ДВГЭ. 1906. 1/2. С. 10). Гос. казна пополнялась и за счет продажи церковной лит-ры: так, в 1912-1917 гг. в казну от Г. Э. поступило 544 р. 19 к. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 53917. Л. 2-3). В нач. ХХ в. в канцелярии Г. Э. служили как штатные, так и нештатные сотрудники, жалованье к-рых в зависимости от должности составляло от 650 до 900 р. в год (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 47507. Л. 37). К 1902 г. в пределах Г. Э. было открыто 2 ДС (Тифлисская, открыта 1 окт. 1817, 177 учеников, и Кутаисская, открыта 18 сент. 1894, 206 учеников), 6 ДУ (Горийское, Кутаисское, Мингрельское, Озуретское, Телавское, Тифлисское, 1616 учащихся), 2 жен. епархиальных уч-ща (Тифлисское и Имеретинское). В 1902 г. начальная духовно-образовательная сеть Г. Э. насчитывала 660 церковноприходских школ (26 тыс. учащихся), в 1910 г.- 850, в 1913-1915 гг.- 790, из к-рых 108 было русских, 92 груз., в остальных учились греки, осетины, правосл. армяне и др. ( Рункевич. 1903. Стб. 736-737; ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26421; Ф. 489. Ед. хр. 48388, 54599, 56940; Ф. 503. Ед. хр. 52). Постановлением гос., духовного и светского совета Г. Э. груз. язык в городских церковноприходских школах был запрещен, обучение с 1-го класса проходило на рус. языке; в сельских школах первые 3 года обучения разрешалось преподавание на груз. языке. Постановление ввело в действие проект прот. сщмч. Иоанна Восторгова об обучении т. н. немым методом: погружением грузиноязычного ребенка в русскоязычную среду с 1-го класса и одновременным осваиванием рус. языка и школьных предметов ( Дурново. Судьбы. 1907. С. 63; Иверия. 1901. 14. С. 2; 1904. 45. С. 1; ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 26588. Л. 4; Ед. хр. 22380. Л. 1-9; Ф. 112. Ед. хр. 2450. Л. 1-2; Ед. хр. 2619. Л. 1-3).

http://pravenc.ru/text/168201.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010