А по выражению св. Василия Великого , монашеское отчуждение от мира важно потому, что „освобождало оно от городских мятежей” (т. е. городских треволнений 159 ). Эти выдержки из святоотеческих творений мы привели здесь для того, чтобы показать, что св. Отцы, отстаивая необходимость монашества, никогда не ссылались на Св. Писание. Они твердили, прежде всего, о важности, необходимости его, о психологической потребности его. И их речи, конечно, вразумляли противников монашества, заставляли отказаться от своих прежних воззрений и рассуждений по данному вопросу и признать за монашеством то значение, какое оно всегда имело и теперь ещё имеет. Вот и нам надо поступить так, как поступали св. Отцы. И нам надо сперва доказать важность, необходимость, полезность и разумность монашества, а после всего этого можно будет обратиться и к Св. Писанию, чтобы показать, что оно, т. е. монашество, не только не противоречит Слову Божию, но находит в нём полное оправдание и подтверждение. При такой постановке вопроса полемика будет более продуктивна и ценна. Что касается литературы, то, по нашему мнению, все вопросы, касающиеся монашества, наилучшим образом решены в творениях св. Иоанна Златоуста , см. изд. СПб. Академии, 1895 г., т. 1, кн. 1, стр. 40–127. А также см. „О монашестве” еп. Петра, изд. 3 1904 г. „Древний иноческий устав” (предисловие, главным образом), изд. 1892 г „В защиту монашества” священника Горохова, см. „Рук. для сельских пастырей” 1911 г. 45–46; проф. Е. Голубинского : „История русской Церкви”, т. I, ч. 2, изд. 2, стр. 724–740; проф. А. П. Лебедева „О происхождении монашества” см. Церковно Исторические повествования, изд. 2, 1903 г., стр. 316–332 и мн. друг. Ещё один пример. Возьмём вопрос об обрядах. При выяснении его также нужно сперва обращаться не к Св. Писанию, не к текстам, а к психологии, к выяснению смысла и значения обрядов. Тут важно и необходимо показать, что без обрядов того или другого вида никак обойтись нельзя, что в мире нет решительно ничего чисто-духовного, не облечённого в материальную, видимую оболочку, что всё, всё стремится получить свою форму и без неё, без формы невозможно ничего. Одним словом, всё видимое и слышимое есть одежда. Слово – одежда мысли, которую оно выражает, покрывает оболочкой, делает осязаемой. Всякое художественное произведение – одежда, покров выношенной художником идеи. Сам человек, покрывающий себя одеждою, в свою очередь также есть только внешняя покрышка, видимая одежда вложенного в него невидимого духа. Наконец, весь мир, вся необъятная вселенная есть своего рода та же одежда, материальная оболочка единой общемировой идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Идущий в храм должен понимать, что он идет в святое место, идет не с целью покрасоваться, блеснуть нарядами и макияжем, но с целью моления, участия в Таинствах, с целью более тесного единения с Богом. Красоваться же во время богослужения, отвлекая внимание верующих от молитвы, побуждая их думать о себе, а не о Боге и Его Царстве, это не то, ради чего нужно идти в храм. Как не надо одеваться в храм? В храм не следует одевать обтягивающую или слишком короткую одежду, не должно быть длинных вырезов и разрезов, подчеркивающих эротичность своего образа, не следует приходить на богослужение в одежде с вызывающими, яркими надписями или рисунками. А для таких событий как Венчание или Крещение, нужно одеться нарядно и празднично, но опять же понимая, что вы идете не в ресторан, а в храм Божий. Какого цвета должна быть одежда христианина? На этот счет не существует никаких предписаний. Одежда христианина совсем не обязательно должна быть черного или серого цвета, как думают некоторые. Напротив, например, в пасхальные дни некоторые христиане предпочитают в одежде красный цвет. Главное, чтобы одежда не выглядела, как костюм клоуна. Почему христианка не должна носить брюки? В Священном Писании есть запрет на ношение одежды противоположного пола, так как подобный поступок рассматривается как извращение: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор.22:1-30 ). Однако нельзя сказать, что это правило допустимо в полной мере в современных условиях, так как женские брюки все же не являются мужской одеждой, равно как и мужские шотландские юбки (килты) – женской. Может ли христианин интересоваться модой, одеваться стильно? Конечно, может. Главное, чтобы такой интерес не приобрел со временем болезненные формы, и, конечно, нужно понимать, что не всякая модная одежда подходит христианину. Например, не следует носить то, что будет кого-то соблазнять. Кроме того, в современном толерантном мире существуют даже православные модельеры, православные дизайнеры, православная мода, и многие интернет-магазины предлагают христианам и христианкам одежду, которая выглядит достаточно стильно и в то же время не вступает в противоречие с христианским благочестием. Нужно ли христианину освящать одежду?

http://azbyka.ru/odezhda

…«бе бо ему богатство многосущное»…— ибо было у него богатство разнообразное (церковнослав.). 88 Едесса, или Эдесса (ныне Урфа) — город и царство (II b. до н. э. — III b. н. э.) в северной части Месопотамии. Город сыграл значительную роль в истории христианства: в нем было 300 монастырей; он также служил постоянным местопребыванием «отца церкви» Ефрема Сирина. 89 — 179. …читая на память три миллиона стихов Оригена и двести пятьдесят тысяч стихов Григория, Пиерия и Стефана. — Здесь названы философы-богословы первых веков христианства. Ориген род. в Александрии около 185 года; по свидетельству одного из богословов, сочинения Оригена состояли из шести тысяч книг (в древнем значении этого слова); Григорий (ум. около 270 г. н. э.), называвшийся святым и чудотворцем, епископ Неокесарии, затем пустынник, сподвижник Оригена, автор «Похвального слова Оригену»; Пиерий — с 265 по 281 год пресвитер александрийской церкви; за красноречие и обилие сочинений был прозван «Оригеном младшим». Стефаний — архидиакон и первомученик христианской церкви, одним из первых выдвинул идею «вселенского христианства». Говоря о религиозных настроениях Лескова под конец жизни, И. А. Шляпкин в своей статье «К биографии Н. С. Лескова» отмечает: «Религиозное воззрение Лескова изменялось и развивалось далее: он увлекался Оригеном и проектировал даже перевод его на русский мною и H. M. Бубновым (ныне профессором Киевского университета), под общей редакцией известного византииста архимандрита Арсения…» («Русская старина», 1895, декабрь, стр. 208). 90 …«кацы суть богу угождающие и вечность улучившие?» — «какие (кто) угождают богу и получают за это вечность?» 91 Козья милоть — одежда из выделанной козьей шкуры (милоть — овчина). 92 Седмь — семь. 93 Странные — странники. 94 Содом и Гоморра — по библейской легенде, древнепалестинские города, жители которых вели развратный образ жизни. За это бог уничтожил Содом и Гоморру огненным дождем. Выражение «Содом и Гоморра» стало нарицательным. 95 Гетера (греч. hetaira — подруга) — незамужняя женщина, ведшая свободный образ жизни. Гетеры обычно были образованными женщинами с артистическими способностями. 96

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Икона шитая – пелена с вышитым священным изображением, обычно значительного размера, которая помещалась в киоте в присголпном или пристенном иконостасе. Шитые иконы участвовали в церковных процессиях, нередко заменяя живописные. Иногда они составляли целые походные иконостасы – кат. 6,15,73 (?). Камилавка (от греч. καμηλαυχον – шапка, защищающая от жары) – шапка темного цвета, надеваемая на монаха при постриге. Лицам белого духовенства дается камилавка фиолетового цвета как награда и знак отличия за особые заслуги – кат. 97. Клобук (от тюрк. колпак – шапка) в христианской церкви – темный головной убор, носимый монашествующими. В Древней Руси представлял собой камилавку с лопастями, защищающими голову от непогоды. Архиереям присвоено право носить белый клобуккат. 109. Мантия (от греч. μανδη – верхняя одежда)верхняя одежда монаха, без рукавов, незашитая спереди. Символизирует строгость и смирение монашеской жизни, а также «всепокрывающую силу Божию». Архиерейская мантия отличается цветом (голубой, зеленый, лиловый), а также наличием на ней «источников» (трех вертикальных полос), означающих токи крови Христа и учительное назначение иерея, и «скрижалей» (двух прямоугольных нашивок у ворота), в свою очередь означающих, что учение истекает из двух заветов, Ветхого и Нового – кат. 167. Набедренник (греч. επιγοντιον – епигонатий) – небольшой четырехугольный продолговатый плат, носимый священником на правом бедре при помощи ленты, перекинутой через левое плечо. Символизирует победу над смертью , силу и целомудрие Спасителя. Означает, как и палица, меч духовный, слово Божие, которым следует бороться с неверием, ересью, со всем греховным. В отличие от палицы, дается иерею в награду. Носится на правом боку, когда иерей не имеет палицы, и на левом – если есть палица. В обиход русского духовенства набедренники вошли позднее палиц. Это время исследователи определяют по-разному – от XVI до XIX в. – кат. 39. Омофор (от греч. μος – плечо и φpω – несу) – длинный, широкий плат с четырьмя крестами, перекидываемый через плечи и спускающийся спереди и сзади поверх одежды архиерея. Символизирует род человеческий, который, как заблудшую овцу, добрый пастырь – Христос взял на плечи и принес к незаблудшим (ангелам). Одетый в омофор архиерей уподобляется Христу-Спасителю. На крестах вышивали композиции, в основном Страстного цикла, а также изображения, связанные с софийной тематикой – кат. 65, 76, 99, 100.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

— Я здоров. При этих словах больной сам перекрестился. Как велика была радость родителей! Они едва могли устоять на ногах. Заливаясь слезами, они пали пред образом Божией Матери и из глубины души возблагодарили Владычицу за исцеление сына, а потом, отслужив благодарственный молебен, простояли и литургию. Исцелившийся захотел есть, и ему дали заздравную просфору. После того, как пропели херувимскую песнь, силы стали его покидать. Семен просил отца вывести его и накормить. Неохотно отец исполнил просьбу сына и накормил его. После этого Семен заснул. Кончилась обедня. Исцелившийся Семен вместе с своими родителями вернулся домой, к удивлению и радости родных и знакомых: утром его увезли в Москву почти мертвого, а к полдню привезли совершенно здорового. Так Семен избавился от своего телесного недуга, а родители его — от душевного недуга, или неверия. Не забыли они и обет, данный священнику, и написали икону Споручницу грешных. В заключение скажем несколько слов о самой иконе Божией Матери Споручницы грешных. Согласно с Желанием Бонческула этот чудотворный образ и до сих пор остается не украшенным ризой, хотя желающих сделать ризу было очень много. Он в длину имеет 10, а в ширину — 8 вершков. Верхняя одежда Пресвятой Девы с покрывалом на голове розовая, а нижняя _ голубого цвета. У Богомладенца же " верхняя одежда зеленого цвета, а нижняя — белого. Икона «Споручница грешных» в Забайкалье Этот образ хранится в Троицком соборе города Троицкосавска Забайкальской области. Прислан он сюда подполковником Бонческулом через купца Молчанова. Бонческул, посылая в феврале 1854 года этот образ Богоматери в Кяхту Молчанову, в объяснение своей посылки, между прочим, писал: «Есть много случаев, которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога Живого совершается там, где Ему угодно. По той непостижимой для нас смертных воле, было мне видение во сне — поставить копию с чудотворной иконы Споручницы грешных в ваш Троицкий собор... Я видел огненный столб над сим храмом, простершийся от купола храмового до небес, и был мне голос от стоящего близ меня чернеца, чтоб икону Споручницы грешных я внес в этот храм. Я спросил: «Что это за храм?» И в ответ сказано было: «Это Троицкосавский собор».

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Далее, все стенные плоскости этого интересного пещерного храма разделены на четыреугольники в величину почти 2 метров по диагонали и расписаны также в том стиле, как и упомянутое промежуточное пространство. Последовательность изображений здесь следующая. Ближе к описанной фреске на западной стене – св. Власий. Он изображен сидящим в глубокой пещере. Уже почтенный старец с совершенно седыми короткими волосами и такой же бородой. Его верхняя одежда очень близка к фелони с омофором. Левая часть фресочной плоскости разделена по высоте на две половины: в верхней мы видим какого-то правителя в характерной одежде, который посылает к пещере св. Власия нескольких воинов в коротких рубашках, небольших шапочках, с копьями в руках. В нижней части различные животные и дикие звери подходят к пещере: согласно сказанию, они приносили свят. Власию пищу в пещеру. По левую сторону находится изображение св. Николая —38— Мирликийского, наиболее часто встречающееся в пещерных храмах Апулии. Это большая фреска – 1,80 м. высоты. Св. Николай представлен старцем. Нижняя одежда синяя, верхняя красная. На грудь и ниже спускается белый омофор с красными крестами. Рядом с св. Николаем по левую сторону – св. Димитрий и св. Георгий на лошадях. Надписи сильно пострадали, однако типы можно установить положительно. Оба на лошадях, с копьями, в воинских доспехах. Серьезные, сосредоточенные лица с глазами, обращенными на молящегося. И невольно здесь вспоминаются изображения их в нашем древнейшем искусстве. Здесь даже общая условность рисунка, некоторая непропорциональность отдельных частей, но всё это скрашивается какой-то особой одухотворенностью, возвышенностью, которою веет от всех этих простых и несколько наивных форм. Большую часть следующей стены занимает большая фреска, изображающая Рождество Христово. Это – наиболее плохо сохранившийся кусок росписи. Возможно также предположить, что кто-то пытался, но очень неумело, снять верхний слой штукатурки, чтобы обследовать слой нижний также с следами изображений раннейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XIX в.: «Под тем же городком полу тоя горы есть древняя християнская церковь, высеченная из горского камня, как во Пскове у Пречистыя Богородицы, в церкви же писано все стенное письмо и от многих лет полиняло, а олтарь разорен; в ней четыре столпа, толстота вокруг четырех пядей, позади ж убо леваго клыроса стоит гробница камена длина двунадцети пядей, высота в пояс, как двум лечи широта, а в гробнице земля, а над гробницею выделана каруна, как у Петра Митрополита, в небе у каруны писан Саваоф, оба-полы его Пророцы, над гробницею на стене писаны два Святыя: с правую руку Святый ростом не велик, одежда на нем, как и на Дмитрее Царевиче, приволока багор на золоте, испод празелен, в руке держит меч в ножнах; с левую руку Святый написан ростом велик, одежда как на Дмитрее Мученике Селунском, верхняя риза багор с золотом, изпод празелен, верхняя пуговица застегнута, в левой руке держит выспрь крест; подписки главы оборучаны, стены стесаны, во гробнице лежат мощи наги нетленные... В тои же гробнице земля, в земле подле тех мощей другие мощи, кости наги. Подле той гробницы другая гробница в помосте церковнем, а в нем главы человечьи многие и кости наги; позади правого крылоса перила каменны в человека вышиною, промежду перил и церковныя стены гробница же в помосте церковнем рака, как трем человекам лечи, или четырем, а в ней седмь глав человеческих и кости наги. Двери у церкви чинардовые, а с паперти трое двери затворные, против церковных дверей окошко красное для ради свету, как и у Пречистой во Пскове. Во храм идучи направе трапеза, что светлица, а с левую страну храма два придела разорены ж, да по паперти многие комары, что кельи, а лествица на паперть, как у Благовещения». Упоминание трапезы и келий свидетельствует о монастырском характере Инкерманского комплекса. В рассказе свящ. Иакова содержится ценная информация о древнем названии инкерманского храма - «церковь Св. Юрия», т. е. вмч. Георгия, о его локализации, о времени запустения, о состоянии христ. святынь в мусульм.

http://pravenc.ru/text/389605.html

ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 103-114). Не составляет труда определить образ М., если рядом представлены его сомученики, как, напр., на мозаике в нартексе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) - оплечные изображения в медальонах, М. (в центре) - старец с залысинами, у него клиновидная, разделенная на 2 пряди борода; Ермоген - темноволосый средовек с короткой бородой, перед собой в покровенных руках держит кодекс; Евграф молод, без бороды, в хитоне и плаще, в левой руке держит крест. С XIV в. при изображении М. встречается рядом с именем эпитет «Калликелад». Так, в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) отдельно представлены фигуры всех 3 мучеников; при образе М. надпись на греч. языке «ΟΑΓ ΜΙΝΑС Ο ΚΑΛΙΚΕΛΑΔΟς»; он показан средовеком с рыжеватыми вьющимися волосами с небольшой проседью, с залысинами; на нем хитон и плащ с тавлионом, в правой руке держит крест; Ермоген - старец в облачении святителя; Евграф молод, с едва показавшейся бородой, в правой руке держит крест. Также с эпитетом единоличный образ М. представлен: в росписи кафоликона мон-ря Ставроникита на Афоне (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон) - в плаще с тавлионом, в левой руке держит крест, правая - перед грудью в жесте моления; в кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547) - М. седой, с клиновидной бородой, в правой руке держит крест, в его облачении воина подчеркнуто высокое происхождение (помимо тавлиона богатая отделка одежд). В рус. подлинниках сводной редакции XVIII в. предпочтение отдается характеристике М. как самого старшего по возрасту: «Мина подобием сед, брада аки Николина, власы кудряв, аки Георгий, во бронях, риза багор, испод празелень, в руце крест, а в другой меч в ножнах, ногавицы желты, сапоги вохра. Ермоген подобием рус, что Флор, ризы епаршеския, предобре устроенныя, верхняя багряная, исподняя зеленая, и в сапогах; в руках меч. Евграф подобием млад, аки Георгий, риза верхняя багряная, светлая, исподняя дикая, в руке крест, а в другой перо и чернильница» ( Филимонов.

http://pravenc.ru/text/2563250.html

Крест восьмиконечный, и форма эта восходит к очень древней традиции, свойственной как Востоку, так и Западу 330 , считающейся наиболее подлинной. Верхняя поперечина соответствует филактерию с надписью, указывающей на причину осуждения (на нашей иконе надпись Пилата не воспроизведена). Нижняя поперечная перекладина – это подножие (suppedaneum), к которой ноги Христа пригвождены двумя гвоздями. На нашей иконе подножие это горизонтально, тогда как на большинстве русских крестов и изображений Распятия оно наклонено. Этот наклон нижней перекладины, выше с правой стороны Христа и ниже с левой, символически объясняется в значении суда: оправдание благоразумного разбойника и осуждение злого 331 . Архитектурный фон за крестом представляет иерусалимскую стену. Она изображена уже на резной двери церкви Санта-Сабина (VI в.). Эта подробность не только соответствует исторической правде, но и выражает духовную заповедь: так же как Христос пострадал вне стены, окружающей Иерусалим, так и христиане, следуя за Ним, должны оставить стены града, поношение Его носяще: не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущего взыскуем ( Евр.13:11–14 ). Верхняя часть креста с распростертыми руками Христа выделяется на фоне неба. То, что Распятие произошло под небом, указывает на космическое значение смерти Христовой, «очистившей воздух» и освободившей весь мир от власти демонов 332 . Композиция иконы хорошо уравновешена и строга, несмотря на некоторую тяжеловесность (Тело Христа, как и сам Крест, несколько излишне массивны). Жесты присутствующих при смерти Господа сдержанны и исполнены достоинства. Богоматерь, сопровождаемая одной из святых жен, стоит по правую сторону Христа прямо. Левой рукой Она поправляет Свой плащ на плече, правую протянула ко Христу. Лик выражает сдержанную скорбь, над которой господствует непоколебимая вера. Она как будто обращается к потрясенному св. апостолу Иоанну, призывая его созерцать вместе с Нею тайну спасения, осуществляющуюся в смерти Ее Сына. Иоанн склонился вперед, выражая страх и своего рода религиозный ужас. Левую руку он протягивает ко кресту, правой же закрывает лицо, как будто при виде смерти Учителя он хочет закрыть глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Верхние, или накидные, одежды были опашень, охабень, однорядка, ферезея, епанча и шуба. Опашень была летняя одежда, ибо в царских выходах упоминается только летом; осенью и весною и вообще в ненастную и сырую погоду надевали однорядку. Как опашень, так и однорядка делались широкие, длиной до пят, с длинными рукавами, с кружевами по краям разреза, нашивками по бокам вдоль разреза, застегивались пуговицами; иногда к воротнику пристегивалось ожерелье. Опашни делались из сукна, у богачей нередко из шелковых материй; однорядка всегда из сукна. Охабень был плащ с рукавами и с капюшоном сзади. Ферезея – плащ с рукавами – надевалась во время дороги. Епанча была двух родов: одна дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна, другая нарядная из богатой материи, подбитая мехом больше для пышности, чем для тепла. Последнего рода епанчу надевали, когда выезжали верхом и красовались перед народом; они делались без рукавов и без прорех для рук, накидывались на плечи и застегивались на шее пуговицами или завязками. Шубы были самым нарядным платьем для русского, потому что русские, при бедности природы своего отечества, только и могли щеголять перед другими народами, что мехами. Множество мехов в доме составляло признак довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы выказать свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи;, у людей среднего состояния беличьи и куньи;, у богатых собольи и лисьи разных видов: лисиц черно-бурых, черных, серых, сиво-душчатых. Делали также шубы из горностаев, вероятно только для щегольства. На шубы употреблялись разные части звериного меха, не смешивая одну с другой; шубы делались на пупках, черевах и хребтах и назывались поэтому хребтовая шуба, черевая и прочее. Шубы покрывались обыкновенно сукном, но часто и шелковыми тканями. На них помещали по бокам разреза нашивки, но другой материи, а не той, которой покрыта сама шуба, на эти нашивки пришивались петли и пуговицы, а сам разрез окаймлялся металлическим кружевом. Но щегольство не всегда требовало пышной покрышки и блестящих украшений для шубы; иногда русские щеголяли одними мехами и полагали, что достоинство меха выказывается ярче, когда он лишен всяких посторонних прикрас; таким образом, иногда ходили просто в нагольных шубах. Так, однажды царь Михаил Федорович сидел за парадным столом в нагольной шубе. Вообще в этом отношении различали шубы нарядные и санные. В первых только ходили в церковь , в гости да являлись дома перед гостями напоказ; в последних выезжали в дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010