В левой руке закрытое Евангелие, правой рукой он поддерживает Его за край. Изображение фронтальное. Нижнее поле слева направо: 1. ПРЕСВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ИОАНН. Фигура слегка повернута вправо. Руки в молитвенном жесте сложены на груди. Облачен в белую, подпоясанную рубаху. 2. ПРЕСВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ПРОКОПИЙ. Фигура показана в 3/4-ом развороте вправо. Правая, согнутая в локте рука, на уровне груди, в левой, опущенной вниз - три крюка (?). Облачен в алый гиматий. 3. МУЧЕНИК ЛАВР. Изображение фронтальное. Левая рука прижата к груди, в правой - четырехконечный крест. Облачен в желтый хитон и красный плащ. 4. МУЧЕНИК ФЛОР. Изображение фронтальное. Левая рука скрыта под плащом, в правой - четырехконечный крест. Облачен в розовый хитон и светло-зеленый плащ. 5. АЛЕКСЕЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ. Фигура слегка развернута влево. Руки в молитвенном жесте сложены на груди. Облачен в белую рубаху, подпоясанную веревкой, на шее крест. 6. МУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА. Изображение фронтальное. В правой руке, на уровне груди. четырёхконечный крест. Облачена в далматик, плаще. На голове венец. 7. МУЧЕНИЦА ВАРВАРА. Изображение фронтальное. В левой руке держит Святую чашу, в правой - развернутый к низу свиток с словами: " ЧТУ СТЫМ ТРП " . Облачена в царские одежды: тунику, алый плащ с оплечьем, на голове царский венец. 8. МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА. Фигура и голова слегка повернуты влево. В правой руке держит восьмиконечный крест, в левой, развернутый свиток с словами: " ВЕРУЮ ВОЕДИНАГО БГА " . Облачение монашеское: белый апостольник, синяя, с желтой оторочкой мантия, красная ряса. Левое поле поле сверху вниз: 1. ПРОРОК ИЛИЯ. Изображение фронтальное. Правая рука в благославляющем (двоеперстном) жесте, в левой развернутый к низу свиток с словами: " РЕВНУЯ ПОРЕВН " . Облачен в белый хитон и красный гимати. 2. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНТИПА. Изображение фронтальное. Правая рука в благославлящем (двоеперстном жесте), в левой руке закрытое Евангелие. Облачение епископа: коричневый подризник, синий саккос, омофор. 3. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ХАРАЛАМПИЙ.

http://pravicon.com/image-34616

— Хочешь, я умолю Бога, чтобы Он облегчил твою битву? — Нет, авва, — ответил ученик, — ибо хоть я и страдаю, но вижу, какой плод это приносит мне. Поэтому помолись Богу, чтобы Он дал мне терпение выдержать это. — Теперь я понял, — сказал старец, — что ты преуспел в духовной жизни и уже превзошел меня. 7. Старец спросил брата, которого смущало блудное искушение: «Ты хочешь спастись, улегшись на ложе? Иди, трудись, бегай, ищи и найдешь; бодрствуй, стучись и отворят тебе (Ср.: Лк 11, 9–10). Есть в мире те, кто умеет биться врукопашную. Они, получая много ударов, отражают их, укрепляются духом и, наконец, получают победный венец. Часто один получает удары от двух кулачных бойцов сразу, но отражает нападения со всех сторон и побеждает обоих. Посмотри, как они напряжены и как жаждут этой мирской награды! И ты стой непоколебимо и сопротивляйся, и Бог за тебя победит врага». 8. Брата, подвизавшегося в Скиту, враг постоянно смущал напоминанием об одной очень красивой женщине. По домостроительству Божию, из Египта в Скит пришел другой монах и из разговора с ним брат узнал о смерти жены одного человека. Это и была та женщина, из–за которой страдал подвижник. Услышав о ее смерти, он взял плащ и ночью пошел в Египет. Открыв гробницу, он пропитал плащ жидкостью, сочившейся из ее останков, и вернулся к себе в келью. Как только блудный помысел начинал ему досаждать, он клал рядом с собой плащ и начинал борьбу с наваждением, приговаривая: «Вот твоя страсть, которую ты хотел, она перед тобой, насыщайся ею». И так он мучил себя этим зловонием, пока битва совсем не прекратилась. 9. Некий человек пришел в Скит, чтобы стать монахом. А с ним был сын, которого только что отняли от груди. Они долго прожили в келье. Когда сын подрос, бесы стали нападать и на подростка. Мальчик сказал отцу: — Уйду в мир — я не могу выдержать этой битвы. Отец же настойчиво просил его этого не делать. — Авва, — умолял юноша, — я не выдерживаю, разреши мне уйти. — Послушай меня, чадо, хотя бы один раз, — сказал отец. — Возьми с собой сорок связок сухарей и лозы на сорок дней, иди во внутреннюю пустыню и оставайся там сорок дней, и пусть будет на все воля Господня.

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

Неотъемлемой принадлежностью монашеской одежды является куколь – капюшон, по форме напоминающий младенческий чепчик. О символизме куколя Евагрий говорит: «Куколь есть символ благодати Спасителя и Бога нашего, лелеющей их младенчество во Христе». Сходное толкование находим у аввы Дорофея : Надеваем мы и куколь, который есть символ смирения. Куколи носят малые (и незлобивые) младенцы, а человек совершеннолетний куколь не носит: мы же носим его для того, чтобы младенчествовать злобою, как сказал апостол; не будьте дети умом: на злое будьте младенцы ( 1Кор. 14:20 ). Что же значит быть младенцем на злое? Незлобивый младенец, если будет оскорблен, не гневается; и если почтен будет, не тщеславится. Если кто возьмет принадлежащее ему, он не печалится: ибо младенчествует злобою и не мстит за оскорбления и не ищет славы. Куколь есть также подобие благодати Божией, потому что как куколь покрывает и греет голову младенца, так и благодать Божия покрывает ум наш... Поверх туники надевался плащ, который изготавливался из козьей шерсти. По словам Евагрия, монахи носят плащ, «поскольку всегда носят в теле мертвость Господа Иисуса ( 2Кор. 4:10 ), заставляя умолкнуть все неразумные страсти тела и пресекая сопричастием к добру пороки души». О плаще упоминает Палладий в рассказе о явлении Пахомию Великому Ангела, который, в числе прочего, сказал: «У каждого должна быть белая козья милоть (плащ); без нее не должны они ни есть, ни спать. Но к принятию Тайн Христовых по субботам и воскресеньям да приступают только с наглавником, развязав пояс и сняв милоть». Евагрий упоминает также монашеский жезл, однако жезл не воспринимался как непременная принадлежность всякого монаха. Жезлы употреблялись монахами в путешествиях. В более позднее время жезл стал восприниматься как символ власти и в качестве такового сделался знаком отличия настоятеля монастыря или епископа. Монашеские одежды, употребляемые в современной Православной Церкви, значительно отличаются от употреблявшихся во времена Евагрия и аввы Дорофея по фасону, цвету и материалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Моя мать погибла еще в 1941-м, 13 сентября, в дни героической обороны Одессы, после чего нас с сестрой забрали к себе ее сестра с мужем. Поскольку детей у них не было, к нам они отнеслись со всей теплотой и заботой. Мы же, в свою очередь, тоже восприняли их как родных маму и папу. 10-го апреля, в 6 утра мы с мамой, как обычно, отправились доить отелившуюся в марте корову и кормить теленка. Отец до войны был железнодорожником, поэтому жили мы в Одессе на Первой Заставе в домах-бараках – райончик назывался «Бессарабка-2», куда селили железнодорожников и их семьи. Мне тогда было неполных 8 лет, и я ни на шаг не отходил от матери, поскольку постоянно слышалась стрельба. С удоем молока мы отправились в погреб, когда сзади вдруг послышался женский голос с сильным «рассейским» акцентом: – Немцы здесь есть? Мама ответила: – Нет. – А в погребе? Мать перекрестилась и ответила: – Ей Богу, нет! Перед нами возникла высокая стройная девушка в плащ-палатке и с автоматом ППШ на груди. Она в буквальном смысле олицетворяла собой образ некрасовской героини, способной, что называется, и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. – А водички попить можно? Мама ответила по-одесски, «вопросом на вопрос»: – А молочка парного не хотите? – Хочу! Мать налила девушке молока в поданный ею котелок. Утолив жажду, та вдруг сняла с плеча плащ-палатку и отдала матери со словами: – На, вот, пошей мальцу штаны и рубашку! – пояснив при этом, что плащ-палатку нужно вымочить в бензине, снять резину – тогда получится крепкий материал. …Впоследствии, мама так и сделала. Помню, у меня тогда впервые появились вместо непонятных латаных-перелатаных лохмотьев «настоящие мужские» брюки… Вслед за девушкой подходили еще солдаты, и мать всех поила парным молоком. Это были разведчики, производившие «зачистку» территории от спрятавшихся румын, немцев и изменников. Узнав о происходящем, вышли все соседи. Каждый счел за счастье проявить гостеприимство. Передавали хлеб, молоко – все, чем были богаты; приглашали в дом помыться, попить чаю, а то и «чего покрепче». Люди тогда были дружнее, и даже, помнится, существовало поверье, что «добро и благодарность передаются на расстояние, как телеграфное слово».

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/11/...

Затем, сняв с себя плащ, Серапион отдал его нищему, а сам сел нагой близ места того, держа лишь на груди своей святое Евангелие, с которым никогда не расставался. Случилось, что здесь проходил некто, знавший старца. Увидав Серапиона нагим, проходивший спросил его: — Отец Серапион! Кто обнажил наготу твою? Серапион же, показывая на святое Евангелие, отвечал: — Вот это открыло наготу мою. Потом блаженный встретил некоего человека, который был веден за долг в темницу. Пожалев его, но не имея ничего, что бы он мог ему дать, преподобный продал Евангелие, которое носил с собою, и отдал вырученные деньги, уплатив долг человека того. Затем Серапион пришел в хижину, в которой иногда пребывал. Ученик преподобного, увидев его нагим, спросил его: — Где твой плащ, честной отец? Старец отвечал: — Я послал его туда, где вместо его мы найдем во много раз лучшее. Ученик снова сказал: — А Евангелие малое где? Старец отвечал: — Чадо, оно (Евангелие) каждый день говорило мне: «продай имение твое и раздай нищим» (Мф.19:21), чтобы приобрести его в день судный. Я послушал его и сделал так, как оно советовало мне. Я продал его и вырученные деньги отдал нуждающемуся, дабы приобрести себе милость у Бога нашего, Иисуса Христа за то, что я послушал Его святое Евангелие. Спустя некоторое время один из знакомых дал преподобному старый худой плащ, дабы он мог прикрыть им наготу тела своего. Этот нестяжательный старец пришел однажды в Грецию и пробыл в Афинах три дня; он весьма хотел есть, но ни от кого не мог получить куска хлеба, потому что никто ему ничего не подал, купить же хлеба ему было не на что. Исполняя слова Христовы, он никогда не носил с собою ни монет, ни сумы для денег, ни одежды (Мф.10:9–10), за исключением лишь худого плаща, которым прикрывал наготу свою. В четвертый день пребывания в Афинах Серапион сильно взалкал. Став на возвышенном месте в городе, он начал плакать и громко взывать: — Мужи афинские! Помогите мне! К нему подошли философы и начальники города и спросили его: — Откуда ты пришел, старец? И какое горе у тебя?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

17. Авва Иоанн Савваит сказал: «Однажды, когда я пребывал в дальней пустыне, я принял брата, который пришел из монастыря посетить меня. Я спросил его: ”Как отцы?” Он сказал: ”По твоим молитвам со всеми все хорошо”. Я спросил его об одном брате, который имел дурную славу. Гость ответил: ”Поверь мне, отец, он вовсе не удалился от [того, что вызывает] эту славу”. Слыша это, я произнес: ”Увы!” И как только я произнес это ”увы!”, я был перенесен из себя, как будто во сне, и увидел себя помещенным перед святой Голгофой, и увидел Господа, распятого между двумя разбойниками. Я хотел почтить и приблизиться к Нему. Но как только Он увидел это, раздался великий глас, говорящий ангелам, стоящим вокруг: ”Удалите его, ибо он антихрист. Прежде чем Я произвел суд, он осудил своего брата”. Они увели меня прочь, и, когда мы оказались возле дверей, они сорвали мой плащ и заперли дверь передо мной. И тотчас же я очнулся. Я сказал брату, который пришел ко мне, что это дурной день для меня. Он спросил: ”Почему, отче?” Тогда я рассказал ему видение и добавил: ”Поверь мне, мой плащ – это защита Божия, которая была на мне, а я лишился ее”. С этого дня я провел семь лет в этой пустыне, не наслаждаясь сном, не входя под крышу, не вкушая с людьми до тех пор, пока я снова не увидел Господа, и Он позволил вернуть мне мой плащ». Когда мы услышали это от преподобного Иоанна, то сказали: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4: 18). Так из этого стало явным великое зло [осуждения]. 18. Дивным плодом нашей пустыни был преподобный Орентий, о котором оба игумена и другие рассказывали нам удивительные вещи. Они говорили, что он имел в себе огонь светильника Духа Святого и такой, что затмевало пламя вещественного огня. Он всегда возжигал угли своей рукой, когда воскурял ладан. Однажды, когда некие странники пришли посетить его, по действию лукавого старец начал возжигать ладан перед ними тем благодатным способом, каким всегда [это] делал. И как только он возжег огонь в своей руке, [пламя] обожгло его средний палец и повредило нерв, и с того случая [авва] подписывался как «Орентий с обожженной рукой». Но, конечно, милость Божия не покинула его из-за этого. После сего Бог совершил много знамений через него. Однажды пришла на святую гору знатная женщина вместе с [одержимой] дочерью. Когда она узнала про старца, то захотела почтить его. Сей преподобный отец не допустил тому случиться, но, взяв гроздь винограда, послал ей. Когда демон, который был в девушке, увидел это, он воскликнул: «Авва Орентий, чего тебе здесь надо?» – и, сотряся девушку, покинул ее.

http://pravoslavie.ru/41619.html

д) Первое видение. Строфа 5. Христос Царь Вседержитель ( Откр.19:15–16 ) 15 Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. 16 На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Образ точила гнева Божьего, то есть суда Божьего, нам уже встречался в Откр.14:19 . Здесь этот образ соединен с образом чаши вина ярости Божьей из Откр.14:10 и Откр.16:19 (седьмая чаша гнева). Напомню, что этот образ взят из пророка Исаии (см. приведенную выше цитату из Ис.63:2–3 ). Имя «Царь царей и Господь господствующих», вообще-то говоря, не имя, а титул, какой носили древневосточные владыки больших империй, таких как Египет или Вавилон. Например, о Навуходоносоре в Дан.2:37 : «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу». Однако в Ветхом Завете этот титул и подобные ему употребляются исключительно применительно к Богу Израиля. Например, во Втор 10:17 : «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык», или Пс.135:2–3 : Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его. Когда такие титулы присваивали себе римские кесари, да и вообще – люди, тогда они становились «именами богохульными», узурпированными. Но почему этот титул написан на одежде (точнее, «на гиматии», то есть на плаще) и на бедре Иисуса Христа? Предполагают, что плащ обозначает пурпурный царский плащ, на котором вышито указанное имя. Что касается бедра, то здесь надо вспомнить римский обычай гравировать имя или титул на бедре статуи. Вспомним, что статуи, особенно статуи всадников, которые были облачены в доспехи или плащ, все равно оставляли бедра обнаженными. Ведь древние греки, римляне, иудеи и так далее не носили штанов. Штаны считались странной одеждой северных варваров, таких как галлы и германцы. е) Второе видение. Ангел на солнце созывает птиц ( Откр.19:17–18 ) 17 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, 18 чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Студенты и священники Ирландии стремились к святой Бригитте за помощью и поддержкой. Она считалась старицей, сосудом мудрости и многих других даров . Часто ее называют женщиной-епископом ; ведь с начала саксонского завоевания V–VI столетий Ирландия оказалась оторванной от континентальной церкви, и ей пришлось выживать в очень трудных условиях. Один епископ спросил святую Бригитту, как она молится. По преданию, святая Бригитта отвечала, что с юности ее сердце обручилось со Христом. Она уже никогда не просила назад своего сердца. Память святой Бригитты Килдарской празднуется 1 февраля. 4. О святом Колуме Килле Следы святого врастают в ту землю, на которой они проложены и становятся цветами преданий. По этим следам, часто напоминающим народные сказания, путь ведет ко Христу, в Его Царство и Покой. Жизнь человека на земле многотрудна, и люди ожидают от святого чуда, чего-то выше человеческих сил. Но ведь для совершения чуда важно, чтобы вера была и в том, кто просит совершить чудо, а не только в том, кто совершает. «Верую, Господи, помоги моему неверию!» — взывал несчастный отец бесноватого ко Христу. И бесноватый выздоровел. Те же, кто смеялся над Христом, умирающим на кресте, так и не увидели Его Воскресения. Святой Колум Килле Ирландский родился в начале VI столетия. В то время, когда единая Римская империя уж была расколота на части: Восточную и Западную, Ирландия географически принадлежала к западной части мира, но по традиции и обрядам относилась к восточной части. Это сочетание западной и восточной ветвей христианства с народной традицией, с преобладанием монастырского начала в религиозной жизни, особенно чувствуется в житиях ирландских святых. Святой Колум Килле — один из них. Его имя переводится как «голубь церкви». Мать Конала, будущего святого Колума Килле, накануне родов видела в видении будущее своего сына. Оно открылось ей как покрывающий всю Ирландию цветной плащ, лучше которого она ничего не встречала. Плащ этот принадлежал ей, и она любовалась им. Затем пришел прекрасный юноша, взял у нее этот плащ и изрек пророчество о том, что родится сын и что он будет великим человеком.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Он был похож на бедуинов той же местности в настоящее время, которые с изумительною быстротой бегут рядом с верблюдом путешественника, и странные фигуры которых по временам показываются из-за скалы или дерева, в городе или в поле, и затем опять исчезают в своей родной пустыне. И каковы эти бедуины, таков и он был в своей внешности. Длинные, косматые волосы большими прядями спускались ему на спину, и широкая, грубая мания из овчины, укрепленная на чреслах кожаным поясом, была его единственным одеянием. Эту мантию, особый знак своего пророческого призвания, он то сбрасывал с себя и свертывал, подобно посоху, в своей руке, то закутывался в нее, скрывая лицо свое ( 3Цар. 19:13 ; 4Цар. 2:8 ), Особенности арабской жизни были возвышаемы, а не разрушаемы его высокой пророческой миссией. И то обстоятельство, что эта миссия была вверена не обитателю царственного города или пророческой школы, а истому сыну лесов и пустынь Галаада, находится в точном согласии с деятельностью Промысла и в другие времена. Так, единство Божие было издревле подтверждено странником из Ура халдейского и аравийским пастухом при Синае. Так, в духе и силе Илии пришел и Иоанн, сын Захарии, в той-же самой пустыне, откуда вышел Илия, и куда он удалился наконец, поддерживаемый скудною производительностью пустыни, одетый в подобный-же суровый и бедный плащ, призывая народ к покаянию, такою-же необычайною внешностью и такою-же простою проповедью. Так и в позднейшие времена пустынники Египта и России выходили по временам из мест своего уединения, производя поразительное впечатление, какого иначе ничто не могло бы произвести, и призывали царей и народы к сознанию своей виновности и своей обязанности по отношению к Богу и к человеку. И вот, этот необычайный пророк внезапно явился на блестящих улицах Самарии. Необычайный вид этого странника, – босого, с длинными волосами на голове, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках, – сразу должен был произвести не малое движение в преступной столице нечестивого царя; но пророк прямо направился ко дворцу, и там, пред лицом самого Ахава, произнес страшный приговор Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

По мысли преп. Феодора, монах стоит выше мирского начальства и самих царей и в своей жизни действительно царствует, ибо непрестанно помышляет о вышнем, где Глава всего Христос. Более всего преп. Феодор концентрирует свое внимание на внешней стороне иноческой жизни, часто разбирая конкретные случаи и указывая на должное поведение и образ мыслей как начальствующих, так и прочей братии. В связи с такой особенностью учения преподобного, мы практически не находим у него специальных проповедей и бесед, посвященных исключительно деланию непрестанной молитвы, хотя он и упоминает о молитвенном делании то там, то здесь. Эпизодический, а не систематический характер таких упоминаний обусловлен тем, что дар молитвы, по преп. Феодору, дается не просто молящемуся, но прежде всего послушному и смиренномудрому, к стяжанию этих добродетелей преподобный и призывает прежде всего. Отдел четвертый. Аскетическая письменность [IV–VIII вв.] Глава первая. Происхождение аскетической письменности и ее особенности §1. Монашество, как христианская аскетическая традиция Говоря об аскетической письменности, мы имеем в виду собственно монашескую литературу, поэтому прежде необходимо кратко сказать о монашестве. Путь аскетической жизни, усвоенный православным монашеством, бесспорно предначертан Самим Господом Иисусом и величайшими из святых – Пресвятой Девой Богородицей и св. Иоанном Крестителем. Господь, Богородица и св. Иоанн Креститель хранили свое девство, были нестяжательны и послушны воле Божией. Иными словами, хотя они прямо и не давали обетов, но фактически их жизнь соответствовала аскетическому трехсоставному идеалу – целомудрия, нестяжательности и послушания. Более же всех, по внешним признакам, аскетическому идеалу соответствует св. Иоанн Креститель. Он жил уединенно, непосредственно в пустыне, вдали от мирских селений, проводил большую часть времени в подвигах поста и молитвы и, наконец, учил покаянию. Именно св. Иоанн Предтеча правомерно мог бы быть назван первым монашествующим, и именно с него брали пример христианские аскеты. Они тоже живут уединенно (согласно имени «монах» от μνος – один, одинокий), сознательно удаляясь от мира, ради покаяния; подвизаются в посте и молитве. От св. Иоанна Крестителя монашество восприняло и свой внешний облик, в частности, поколенную рубашку без рукавов (коловий), кожаный пояс, милоть, или короткий плащ из овчины, шапочку вроде скуфии (кукуль) и головной покров (мафорий). Под влиянием новозаветной традиции неношения в храме мужчинами головного покрова, в иконописи стало принято изображать без такового и св. Иоанна Крестителя, но ясно, что Предтеча Господень, будучи правоверным иудеем, покрывал голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010