На выть, следовательно, приходилось (из числа 1096 вытей) в среднем выводе по 9 алтын с дробью; кроме того взималось яйцами, овчинами, поярками и проч. (см. выше). Гораздо доходнее были промыслы. В 1601 году получилось летнего лова рыб 9,000, а осеннего – 6,980; первые ценою по 30 рублей 1,000, вторые по 40 рублей 1,000, итого следовательно на сумму 553 рубля 6 алтын 4 деньги. – В том же году монастырь имел для продажи соль с промыслов на 4,445 рублей 8 алтын и 2 деньги. Всего с промыслов было взято до 4,998 рублей 15 алтын, не считая денег, полученных за перемол муки на мельницах и т. п. Из приведенного примера видно, что между поземельными источниками дохода не пашня и не оброк могли быть главными факторами монастырского благосостояния. – Землепашество в XVI в. было обложено настолько тяжелыми сборами, что предоставляло землевладельцу иногда лишь от 2% до 6% случайного дохода с затрачиваемого капитала. Если у Кириллова монастыря и получался иногда больший процент с известной земли, то он уравновешивался убытком в другой, или сам зависел от удачного или безвозмездного приобретения известного участка. Так Покровское село на Белоозере, стоившее в 154 1 / 2 г. 400 рублей, давало в 1601 году оброку 34 рубля 16 алтын 1 полушку. 64 овчины, 64 поярка, 65 чети и полторы осмины и полчетверика ржи, 67 чети овса, 33 чети и полторы осмины ячменю 448 , следовательно доставляло около 10%; село Лоза, стоившее 120 рублей, давало доходу в 1601 году – свыше 24 рублей, т. е. 20%. Но села Троицкое и Пантелеймоново, стоившие монастырю 195 рублей, в 1601 году приносили доходу всего 6 четей хлеба, 23 овчины, 23 поярка, 23 сыра и 605 яиц. – Понизовые владения, за которые в 60 годах XVI в. монастырь платил большие суммы, к 1601 году были малодоходны. Так Пошехонское село Семеновское, купленное за 500 рублей, доставляло только около 12 рублей, 287 четей хлеба, 76 овчин и 76 поярков 449 . Из поземельных источников дохода видное место для развития монастырского благосостояния занимали промыслы: и в общей сумме доходов с земли, и с точки зрения большого процента дохода с затраченного на промыслы капитала. Они доставляли монастырю свободные суммы, позволявшие братии регулировать свое вотчинное хозяйство, и доходностью превосходили и пашню, и оброчную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

д.). Взимался ли этот вытный сбор в пользу ключника постоянно или нет, неизвестно, но очевидно, что он получался только с вытей деревни, но не с ключа, или с села, как единицы волостной, в состав которой входила целая группа деревень. Перечисленные мероприятия монастырского собора, если и направлялись к упорядочению крестьянского тягла, ничуть однако не сопровождались его облегчением. К началу XVII века оно сделалось напряженнее, чем раскладка, с которою знакомят «вытные книги» 60-х годов XVI столетия. В последние годы этого века, надо полагать, в истории крестьянских податей и повинностей в пользу монастыря происходили перемены, усилившие тягло по всей кирилловской вотчине. Хотя условия и подробности этих перемен для нас остаются не вполне ясными, но средняя цифра вытного оброка в первый год XVII века была уже крупнее, чем в 60-х годах предшествующего столетия. В селе Санникове, напр. по раскладке «вытных книг» было назначено собирать с 66½ вытей – 281 четверть хлеба 175 , т. е. в среднем выводе по 4,225 четверти с каждой выти, а пред 1601 годом с 18 вытей той же вотчины собирали 117 четвертей и ½ осмины хлеба 176 , т. е. около 6,5 четверти с выти. В истории обложения села Куралгина мы видим к началу XVII века появление сборов, неизвестных еще в 60-х годах XVI века. В годы, близкие к эпохе Стоглава, с 57½ вытей этого села поступало в монастырь: 9 рублей 26 алтын, 69 четвертей без полчерика пшеницы, 14 четвертей и 1 осмина ржи и 37 четвертей ячменю, итого 120 четвертей п пол осмина и третник хлеба 177 ; с одной выти следовательно взималось в среднем выводе приблизительно по 5 алтын и 4 деньги и по 2 1 / 5 четверти хлеба. В 1601 году в Куралгине числилось только 43 3 / 4 выти, которые доставляли монастырю: 58 четвертей хлеба, 25 четвертей ячменю, 12 рублей и 6 денег, и кроме того с каждой выти по овчине, поярку и 30 яиц и по алтыну праздничных денег 178 . Вытное тягло таким образом состояло из 10 алтын, 1 овчины, 1 яретины, 30 яиц и около 2 (1,8...) четвертей хлеба. Если овчины и яретины собирались на основании уставной грамоты 1593 года, то установление сбора яиц (со крестьян вотчин, находившихся в Белозерского уезда) и усиление денежных платежей не находят себе объяснения в известных ныне приговорах кирилловского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

И. Лиепа: Спасибо. Владыка, следующий мой вопрос, возможно, покажется вам провокационным, ибо ответ на него мне в принципе ясен. Но очень хочется услышать именно Ваше мнение о том, как должна быть одета женщина, пришедшая в храм. Мне кажется, что одежда должна быть благопристойной как для женщины, так и для мужчины. Ведь в иной раз и мужчина может прийти в храм в шлепанцах и в коротких штанах, и это не будет выглядеть благопристойно. Мне интересны Ваши суждения на эту тему, чтобы наши слушатели и телезрители узнали, почему женщина должна покрывать голову, приходя в храм. Митрополит Иларион: Я считаю, что прежде всего, как Вы сами правильно заметили, одежда в храме должна быть благопристойной. Думаю, мы никого не удивим, если скажем, что женщины часто одеваются так, чтобы привлечь внимание мужчин, их одежда подчеркивает фигуру, делая акцент на их сексуальности. Такая одежда не годится для церкви, ибо женщина приходит в храм не для того, чтобы обратить на себя мужское внимание и отвлекать верующих от молитвы. Она приходит для того, чтобы самой помолиться и дать возможность молиться другим. Поэтому одежда не должна быть вызывающей или броской, не должна подчеркивать красоту фигуры, красоту лица. Обратите внимание на одежду священнослужителей, которая скрывает фигуру. Она не может полностью скрыть большой живот, если таковой есть, но особенности фигуры, как правило, скрывает. То есть священнослужитель в Церкви выступает не в роли мужчины, привлекательного для женщин, а исключительно в роли человека, который вместе со своей общиной молится Богу. Я думаю, в этом и заключается весь смысл: одежда должна быть скромной, не вызывающей и не бросающейся в глаза. И. Лиепа: Владыка, хочу поделиться с Вами своим наблюдением. Меня Господь порадовал духовной дружбой с монахиней из Петрозаводска (Царство ей Небесное, ее уже нет в живых). Иногда она приезжала в Москву и останавливалась у меня дома. Это была пожилая женщина крупного телосложения, и когда я смотрела на нее, то думала: в мирской одежде она наверняка была бы неприглядной старушкой, а в монашеском облачении — такая красавица. В храме на нее всегда обращали внимание и спрашивали, из какого она монастыря, ибо она выглядела очень благородно, монашеская одежда ее облагораживала.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3393459...

Если же кто не трудится на других, а только сам все чего-то желает, то тот недостоин святыни (Святых Таин). Итак, постараемся исправиться и быть правдивыми и работящими на благо других. Аминь. 2 апреля (причастникам). Как благ Господь, что открыл нам Свой небесный чертог. Да, мы сей день внутренне обитаем в Его небесном чертоге. Это такое блаженстве, это такое сокровище, которое мы и представить себе не имеем силы; это такое пресветлое место, где трепещут херувимы и безмолвствуют серафимы. Теперь мы только один день (нынешний) присутствуем духовно в этом великом чертоге, по смерти же могли бы вечно блаженствовать так. И вот мы всеми силами души должны стремиться к небесному чертогу. Мы восклицаем: «Святую чистую одежду души нашей дай нам, Господи!» Да, удостоившись получить от Господа эту одежду, мы будем обитать вечно в Его чертоге. Неужели душе, как и телу, тоже нужна одежда? Да, необходима. Как тело без одежды не может быть, так и душа не может быть без чистой одежды. Тело иногда подвергается такому виду, от которого отвращаются взоры, также и душа бывает грязна и испорчена. Первая одежда души – это ум. Только тончайшим смыслом и высшим умом можно усвоить себе истины, без ума человек не может достигнуть чистоты души. Вторая одежда души – воля. Можно извратить свою волю, направить ее на дурные поступки, и только чистая воля и благие желания могут служить хорошей одеждой для души. С какой заботливостью старается святая Церковь всех приобщить Святых Таин, всем даровать оставление грехов и жизнь вечную. Теперь все грехи прощены нам, мы теперь чисты перед Господом. Третья одежда – сердце. И на сердце бывают пятна, как, например, зложелательство, кичливость, глупое чванство. Такая одежда негодна для души, нужно иметь чистое сердце, исполненное истинной любви. Четвертая одежда – память. Если мы будем постоянно помнить, что все скоропреходяще, будем всецело стремиться к небесному чертогу, будем помнить, что там не наступит вечера, что там не будет ни больных, ни бедных, что глаз наш не будет омрачаться видом горести и печали, – если мы будем стремиться к этому чертогу, то мы достигнем его, потому что к чему страстно стремишься, того и достигаешь. Пятая одежда – воображение. Ничего нельзя достигнуть страхом, если воображение рисует все мрачные картины: когда мы стоим в церкви, оно толкает нас выйти из церкви, представляя перед нами семейную картину, даже выталкивает из церкви. Такое мрачное воображение служит дырявой, негодной одеждой. Настоящую одежду души составляет такое воображение, когда мы чувствуем себя на своем месте: в церкви мы молимся, дома занимаемся делами, мы читаем, и между строк мы не видим фальшивых слов, – вот такое воображение не терзает нас и является пятой одеждой души. Когда же душа наша облечется в эти одежды, то мы полюбим истинно Иисуса Христа, а не только на одних словах, тогда Он действительно будет для нас Сладчайшим, мы будем стремиться соединиться с Ним, и сей день запечатлеется навсегда в летописях нашей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Профессор Е. Е. Голубинский считает, что такой «определенной» одеждой была греческая длинная, широкая одежда, называемая иматий или иматий рукавный, который иначе назывался каввадий. Это была одежда античной Греции и этот покрой одежды приняло греческое духовенство. В пользу скромной одежды клира говорит 16-е Правило VII Вселенского собора: «всякая роскошь и украшение тела чужды священнического чина и состояния, сего ради епископы или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются, аще же в том пребудут, подвергати эпитимии». Со временем одежда постепенно изменялась, приобретая форму более удобную для постоянного ношения. В настоящее время Русская Церковь имеет два вида одежды клира: подрясник и рясу. Современная форма подрясника несколько отошла от старой формы. То была не широкая, но и не узкая одежда со средним по ширине рукавом, одежда, застегнутая сверху до низу, одним рядом пуговиц, и потому называется «однорядкой». Впоследствии эта одежда стала называться полукафтаньем. Эта одежда – полукафтанье – была общепринятой для всего православного духовенства на Руси до XVII в. Нужно оговориться, что беднейшее сельское духовенство в упомянутый период часто не имело специальной духовной одежды по своей материальной бедности, оно носило обычную для всех поддевку. Отличием их духовного звания были головные уборы – малахаи. Патриарх Никон от греков позаимствовал для духовенства ношение верхней одежды – рясы, греческое же духовенство само заимствовало покрой рясы от праздничной одежды турок в XVI в. На Московском Соборе 1667 г. поднимался вопрос о ношении рясы для всех священнослужителей. Собор «не принуждал, но благословлял» ношение рясы для всех «освященных» и монахов. Вопрос об изменении одежды для клириков не поднимался до появления так называемого заграничного или посольского духовенства, т. е. до XVIII в. В XIX в. этот вопрос разрешился тем, что заграничное духовенство получило право вне богослужения и вне храма носить одежду, не вызывающую внимания со стороны местного инославного населения. Вопрос об одежде клириков должен был обсуждаться на Всероссийском церковном Соборе в Москве в 1917–1918 гг. «Отдел церковных дисциплин» должен был решить вопрос: можно ли духовенству вне храма и вне богослужения носить светский костюм. Высказывания членов соборной комиссии, в основном, шли против изменения традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В монастырях св. Мартина очень многие монахи носили вещи из верблюжьей шерсти 309 . В остальном платья из козьей шерсти чаще упоминаются на Востоке, чем на Западе; об этом речь пойдет ниже. В древнем шотландском монастыре Кил-Рос, который существовал уже при епископе Палладии в 430 г., нижняя одежда была из белой шерсти и достигала колен. Ее надевали во время работы 310 . Естественный цвет некоторых сортов шерсти имел то преимущество, что делал ненужным дальнейшую ее покраску. Так, канузийская шерсть была коричневой или красной, шерсть из Полленции черной, азиатская – красноватой, шерсть Бетики золотисто-коричневой или серой 311 . Это вполне объясняет и различные цвета монашеских одеяний. B. Одежда из шкур животных и из других материалов Чаще всего монахи носили вещи, сшитые из шкуры животных. Это было обычным для всего средиземноморского цивилизованного мира. Так, Евсевий (ум. в 400), который жил в Малой Азии в горах недалеко от большой деревни Асиха, одевался «в одежду из шкуры» 312 . Подчас такое одеяние покрывало все тело. Наглядное описание оставил Феодорит, писавший о сирийском монахе Варадате 313 : «Теперь он постоянно стоит, воздев руки горе и хваля Всевышнего. Все его тело облачено в одежду из шкуры (δερµατν χιτνι). Небольшие отверстия он оставлял только для рта и носа, чтобы вдыхать воздух, иначе человеку не выжить.» Симеон Старший встретил одного монаха, путешествовавшего из Месопотамии в Святую Землю и «полностью закутанного в одежду из звериной шкуры» 314 . Сам он позднее также носил такие вещи; и по той причине, «что иноземцы бесчисленными толпами устремлялись к нему и все желали коснуться его (Симеона) и воспринять благословение от его мехового одеяния, … он решил встать на столпе» 315 , что вскоре и исполнил. Вещи из шкур носило большинство египетских монахов. Евагрий Понтийский отмечает общее: «Они носят овчину» 316 . Иоанн Кассиан считает, что это были козьи шкуры 317 . Греческий автор Vita Pachomii в предисловии сообщает 318 , что «они ходили в шкурах овец и коз, бедствуя, страдая, но сохраняя терпение» 319 . Согласно речи Ангела, это была белая дубленая овчина 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству Симона, братья были недовольны пострижением Святослава в Киево-Печерском монастыре, тем, что, став монахом, он выполнял тяжелую и грязную работу: служил истопником в монастырской поварне, был привратником, работал в трапезной, строил келью и сажал сад. После смерти Святоши его вещи, обладавшие, по монастырскому преданию, чудотворной силой, были переданы Изяславу Давыдовичу. 909 ...на сметиищи седти – съ Иевомъ ся творя царствие. – Иов – библейский персонаж, являющийся примером терпения и преданности Богу в постигших его несчастиях, в конечном счете был возвышен и вознагражден за все свои страдания. Пораженный проказой, «взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» (см. Иов. 2, 4–8 ). 910 ...якоже древле Илиа Елисови милотъ... – Милоть – плащ из овечьей шкуры, овчина. Елисей – пророк, сподвижник пророка Илии. Когда Илия был вознесен в огненной колеснице на небо, его милоть упала к ногам Елисея как знак духовной преемственности Елисеем земной миссии Илии (см. 4Цар. 2, 1 –15 ). 912 ...прося соб на благословение креста, иже у паремантии его... – Парамандия (параманд) – четырехуголъный плат с изображением креста и других знаков страдания Христа, носимый монахами на груди и плечах. 913 ...дасть же игуменъ власяницу... – Власяница – одежда из грубой шерстяной ткани или необработанного волоса, надеваемая на тело для «усмирения плоти». 915 ...что пишет блаженный Иоанъ, иже в Лствици: «Жидовинъ жадаеть брашна, да празнуеть по закону». – Иоанн Лествичник , синайский подвижник VI века, автора книги, в которой представлено тридцать ступеней (отсюда ее название «Лествица», т. е. лестница) духовного восхождения κ совершенству (см. Лествица 14:7). 919 Ему же възревнова юноша, и мало своего злата приложивъ, наслдникъ бысть всему имнию его. – Имеется в виду 281-е «слово» Синайского патерика: юноша, подмастерье золотых дел мастера, делая по заказу богача-вельможи золотой крест для церкви, добавил из благочестивых побуждений κ данному заказчиком золоту немного собственного золота, скрыв это. Когда открылась истина, вельможа усыновил юношу и сделал его своим наследником. 927 «Аще бы еси благодарилъ Бога ο сем, и се бы ти вменилося, якоже Иову». – Β Книге Иова, входящей в состав учительной части Ветхого завета, рассказывается, как Бог, испытывая веру и терпение Иова, насылал на него и его семью беды и болезни. За все выпавшие на его долю страдания Иов благодарил Господа, за что Бог вернул ему благосостояние, даровал многочисленное семейство, покой и здоровье (см. Иов 42, 10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

119 Иов. – библейский персонаж, ветхозаветный страдалец из страны Уц, стал символом христианского терпения и преданности Богу в постигших его несчастиях (разорение, смерть детей, неизлечимая болезнь). Пораженный проказой, «взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» (см. Иов. 2:4–8 ). В конечном счете Иов. был возвышен и вознагражден Богом за все страдания. 121 Милоть – плащ из овечьей шкуры, овчина. Елисей – ученик и сподвижник пророка Илии. Во время чудесного вознесения Илии в огненной колеснице на небо его милоть упала к ногам ученика как знак духовной преемственности, и Елисей обрел дар пророчества (см. 4Цар. 2:1–15 ). 125 Речь идет о парамандии (параманде) – четырехугольном плате с изображением креста и других знаков страдания Христа, носимом монахами на груди и плечах. 126 Власяница – одежда из грубой шерстяной ткани или необработанного волоса, надеваемая на тело для «усмирения плоти». 129 Иоанн Лествичник , синайский подвижник VI в., прожил сорок лет отшельником на горе Синай, одно время был настоятелем Синайского монастыря, однако затем снова стал вести уединенный образ жизни. Он известен как автор книги, в которой представлено тридцать ступеней (отсюда ее название «Лествица») духовного восхождения инока к совершенству. Ср. Лествица 14:7. 130 Евагрий Понтийский (конец IV – начало V в.), сын священника в Иборе, был посвящен в диаконы Григорием Богословом в Константинополе и стал его учеником. Жил в Иерусалиме и Нитрийской пустыне. Известен как автор ряда сочинений о монашестве. Данное изречение взято Симоном из Слова об умилении души, входившего в состав Пролога под 27 октября. 134 Имеется в виду 281-е «слово» Синайского патерика: юноша, подмастерье золотых дел мастера, делая по заказу богача-вельможи золотой крест для церкви, добавил из благочестивых побуждений к данному заказчиком золоту немного собственного золота, скрыв это. Когда открылась истина, вельможа усыновил юношу и сделал его своим наследником. 141 В Книге Иова, входящей в состав учительной части Ветхого Завета, рассказывается, как Бог, испытывая веру и терпение Иова, насылал на него и его семью беды и болезни. За все выпавшие на его долю страдания Иов. благодарил Господа, за что Бог вернул ему благосостояние, даровал многочисленное семейство, покой и здоровье (см. Иов. 42:10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике (Ам 2:8). Брать одежду в залог хотя и не возбранялось, однако в законодательстве существовали для этого строгие ограничения. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд (Исх 22:26–27). Если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея у себя залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, — и тебе поставится сие в праведность пред Господом, Богом твоим (Втор 24:12–13). Свою верхнюю одежду бедняк отдаёт в залог лишь тогда, когда больше нечего дать. Верхняя одежда служила одновременно и одеялом, а значит, была предметом первой необходимости (Быт 28:20), особенно зимой, когда ночи в Палестине довольно холодны. Особенно необходима такая верхняя одежда — чаще всего представлявшая из себя плащ в виде прямоугольного куска прочной шерстяной материи — пастухам: прохладной ночью и промозглым утром они могут укутаться в неё, укрыться ею 47 . Пастух Амос знал это прекрасно. В книге Иова имеется яркое описание горькой доли бедных батраков на службе у богатеев: жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца; нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже; мокнут от горных дождей и, не имея убежища, жмутся к скале (Иов 24:6–8). Безжалостные эксплуататоры, справедливо названные здесь нечестивцами, своих нищих братьев заставляют ходить нагими, без одеяния (Иов 24:10). А что богачи? Им до этого нет дела, они на этих одеждах, на последних и единственных одеждах своих обнищавших братьев — возлежат, говорит Амос. Постилают их на землю во время пиршественных возлияний. Самое отвратительное, что эти попойки являются религиозными пиршествами. Как тут не вспомнить горькое и строгое увещание апостола Павла христианам Коринфа: вы собираетесь не на лучшее, а на худшее вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю (1 Кор 11:17,20–22). Слова Павла написаны, конечно, в совершенно другом культурно-историческом контексте, но проблема тех, кому он пишет, — всё та же, что и во времена Амоса: это немилосердие богатых членов общины к своим неимущим братьям, надменное пренебрежение ими, отсутствие деятельной любви к ним, без которой христианская евхаристическая трапеза становится мёртвым, пустым и даже вредным ритуалом.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Хламида – длинный плащ, оставлявший свободной правую руку и застегивавшийся на правом плече застежкой-фибулой. В период поздней Римской империи преимущественно военная и охотничья одежда, стоившая достаточно дорого (от двух тремиссов до солида). В ранней Византии такой плащ назывался палудаментум и у императоров имел вид мантии из пурпурного шелка, на которой был золотистый ромб – тавлион, знак императорской власти. После VI в. в более коротком варианте стал носиться придворными и гражданскими чиновниками. Официалы обычно имели белые Х. с пурпурным тавлионом. Иногда Х. украшали жемчугом и драгоценными камнями. На гиматий она не одевалась. Пурпурная Х. с золотым тавлионом и золотой каймой являлась исключительно прерогативой императора, носившего ее поверх дивитисия. Она одевалась в Св. Софии на амвоне после того, как Патриарх сотворял над ней молитву. Среди женщин только императрица имела право носить Х. Хлена – теплый верхний плащ. Хонсарий (хусарий) – разбойник, грабитель, иногда синоним термину трапезит (2). Хоны – город в Малой Азии. См.: НикитаХониат. Хор – пространство в восточной части церкви, предназначенное для духовенства и певчих. Хора – 1) дословно с греч. «земля» (место, область), «страна»; сельская округа греческого полиса, города, подвластная ему. Хорай – наименование византийских поселений, деревень (см.: хорион); 2) монастырь Спасителя в Х. – один из древнейших в Константинополе. Он находился на северо-западной оконечности города, в районе под названием Х., около Влахерн, и не раз служил местом жительства для Патриархов и местом заточения для опальных членов царской семьи. Монастырь был восстановлен Марией Дукиней, тещей Алексея I Комнина, и ее внуком Иоанном Комниным. При этом ее церковь – кафоликон приобрела в плане вид греческого креста. По поручению василевса Андроника II (1282–1328 гг.), Феодор Метохит на собственные средства провел реставрацию и реконструкцию обветшавших монастырских зданий и церкви, ее купола, парэкклесия. Внешний притвор был украшен фресками, изображающими Рождество Христово, а средний и внутренний притвор – сценами из апокрифической жизни Св. Девы Марии и портретом-посвящением, изображавшим Метохита с моделью церкви Хора и Деисуса с Исаком Комниным и монахиней по имени Мелания. Мозаики Успения Богородицы, Христа были также в нефе. На росписях парэкклесия – поразительное изображение Воскресения Христа из мертвых – Анастасис в апсиде, Страшного Суда на сводах, различные святые и библейские сцены, равно как и посмертные портреты. Церковь монастыря Х. после обращения в мечеть в начале XVI в. получил название Кахрие-Джами. Выполненные по заказу Метохита мозаики и фрески церкви Х. пользуются всемирной известностью. Теперь это музей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010