770 Лавра – название крупных и важных по своему положению православных общежительных мужских монастырей. 771 Феодосий – церковный деятель и писатель Древней Руси, один из основателей Киево-Печерского монастыря, игуменом которого был с 1062 по 1074 год. См. Житие Феодосия Печерского и его Поучения (наст. изд., т. 1). Феодосию Печерскому посвящен цикл статей в Повести временных лет, среди них 1074 года – ο смерти Феодосия, 1091 года – ο перенесении его мощей, 1108 года – ο вписании имени святого в Синодик (см. наст. изд., т. 1). Последние две статьи, а также Житие Феодосия Печерского и Похвала святому, сначала существовали в Патернке на правах литературного «конвоя», а затем постепенно, по мере редакторской работы над памятником, вошли в его состав. 772 ...Африканъ, брат Якуна Слепаго, иже отбеже от златы луды... бяху два сына – Фриадъ и Шимон. – Имена Африкан, Фрианд и Шимон известны только по Киево-Печерскому патерику, причем одно из них – Фрианд, возможно, ошибочно принятое за имя собственное древне-исландское что значит «родственник», «родич». Β данном эпизоде имеется в виду битва Ярослава с Мстиславом 1024 года. Якун (Гакон) – предводитель отряда варягов, участвовавших в этом сражении на стороне Ярослава. Β Повести временных лет сказано: «...и б Акунъ съ лпъ, луда у него златомъ истъкана» (и был Якун тот красив, и плащ у него был золотом выткан). Симон, автор этого рассказа Патерика, неверно понял текст своего летописного источника, объединив в одно слово словосочетание «съ лпъ». Луда – плащ, верхняя одежда; есть и другие толкования этого слова – маска, шлем, латы. 773 Ярослав – Ярослав Мудрый, сын Владимира I Святославича. Победив Святополка в битве на реке Альте в 1019 году, занял киевский стол и княжил до 1054 года. Его правление ознаменовалось укреплением государственного и политического положения Киевской Руси, расцветом культуры. 774 ...изыдоша сие трие Ярославичи... Изяславъ, Святославь и Всеволод... – Еще при жизни Ярослав Мудрый дал «ряд» на княжение своим сыновьям: старший, Изяслав, получал Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль-Южный, Ростов, Суздаль и Белоозеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом же районе обозначены Фряжской погреб, близ колокольни, 6½х6½х5 1 / 4 аршин, с заграничными винами: Венгерским, Шампанским, Ремитажем, Ренским, Бургонским 1780 , и сушиленные амбары, наполненные всевозможными принадлежностями хозяйства. Здесь хранилась столовая и кухонная посуда, подсвечники, сукно, холст, овчины, веревки, слюда, стекло, масло коровье и постное, мед, воск, вино простое в бочках, водка, соль, хмель, палатки, невода, мережи, фузеи, фонари, паникадило, некоторые части принадлежностей ризницы 1781 . «Внутри Монастыря» было 5 амбаров с зерном, мукой, крупой и солодом 1782 . Под хлебными амбарами 1783 был большой погреб для питей и продуктов, в 8x9 аршин 1784 . Здесь же, по описи 1724 – го года, упоминается каморка, крытая черепицей 1785 . Хлебня, крытая черепицей 1786 . Погреб, «где содержатся овощи», и над ним новый амбар, крытый дранью, в 4x4 сажени 1787 . Здесь же были кузницы, а возле кузниц была келья с сенями, крытая дранью по скале; в келье было 4 окна, муравленая зеленая печь на плитном фундаменте 1788 . В первом по времени основания каменном здании помещались две церкви: нижняя и верхняя. Нижняя каменная церковь была освящена во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По описи 1725-го года, здесь обращает на себя внимание устройство престола. «Престол деревянной, на 4-х евангелистах резных золоченых, вверху по углам 4 херувима, те херувимы и по краям вызолочено, на передней дске в средине ковчег золоченой, на нем 3 херувима по сторонам в середине выкрашено краской лазоревою, наверху доска кипарисная». Облачение из парчи – по красному полю травы золотные, серебряные и разных шелков. Горнее место было обито красным сукном. Над горним местом образ Спасителя на полотне. Несколько иначе описан алтарь в 1724-м году. «Престол выкрашен красками, резьба на нем вызолочена, утвержден на 4– х евангелистах резных золоченых. Над горним местом поставлен Спасителев образ, писан на холсту. Около того образа и горнего места 8 алебастровых херувимов и серафимов штукатурного тела, крылья и сияние вызолочены». По обеим сторонам горнего места в стене 2 деревянных шкафа, «затворы створные столяренной работы с резьбой позолоченной». В двух, «да в глухих, из внутри заделанных с лица в трех» окнах, итого в 5-и окнах рамы, по 4 окончины в каждой раме, по 15-и стекол в каждой окончине. Между двумя окнами «по сторонам» 6 херувимов алебастровых с кадилами штукатурной работы, крылья и кадила вызолочены. По левую сторону престола у северных дверей комел с чугунной, привезенной с Олонца, трубой. «Подле комля на окне поставлен кладезь алебастровый». Завеса в царских дверях лазоревого флера, по краям обложена золотою парчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Также и в «Апостольских Постановлениях» говорится: «первосвященник (епископ) вместе со священниками и одевшийся в светлое одеяние ...» (кн. 8/12). Очевидно, имеется в виду особое одеяние. Вообще, нужно сказать, что одежда имеет важное значение для человека, являясь как бы продолжением его тела. На небесах Господь и Ангелы всегда облачены в великолепные одежды. И одежда, её вид и фасон, отнюдь не нейтральна; она всегда имеет свой дух и характер. Меняется мир и нравы народов, меняется и их одежда, ибо дух ищет себе форму. Потому Церкви было крайне важно найти и сохранять соответствующие Её духу и вере одежды, прежде всего для священства, что Она и сделала, определив как для Богослужения, так и для быта священнослужителей особые облачения. И разве можно не видеть того, насколько вид православного священника в рясе (и с бородой) духовнее и благодатнее вида (гладко выбритого) протестантского пастора в костюме? Или иначе: почему протестанты отвергают древние духовные одеяния для своих пастырей, а предпочитают мирские костюмы? Ведь, например, обыденный священнический подрясник – это одежда, которую носил Христос, Апостолы и вообще древние иудеи, и первые верующие. Церковь же просто сохранила эту одежду. И фасон рясы и подрясника несравнимо духовнее, чем современная, мирская, во многом масонская одежда. Например, галстук – это чисто масонское изобретение. Если его развязать, то получится змей – символ дьявола. Так чем же галстук-змей лучше подрясника, в котором ходил Христос? Благословение народа. На православном Богослужении и вне его епископ и священник благословляют людей посредством произнесения различных слов благословения и начертанием (рукой или крестом) в воздухе образа креста, или возложением руки на голову. Благословлять народ Бог заповедал священникам ещё в Ветхом Завете: «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Числ.6:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Икона есть образ будущего века; она (а как – в это не будем входить), она дает перескочить время и увидеть, хотя бы и колеблющиеся, образы – “как в гадании с зеркалом” – будущего века. Эти образы насквозь конкретны, и говорить о случайности некоторых частей их – значит совершенно не считаться с природою символического. Ведь если уж признать случайным тот или другой род подробностей, то не будет никаких оснований не сделать того же и в отношении подробностей других родов, подобно тому как в упомянутом выше рассуждении о воскресших телах. – Одежда? Только Розанов где-то уверяет, будто в будущем веке все будут нагими, и, чтобы сделать жест вражды против Церкви и самой идеи воскресения, неожиданно обнаруживает приступ стыдливости, во имя которой отрицает догмат Воскресения. Но, как тебе известно, Церковь учит как раз наоборот, и апостол Павел только выражает опасение, как бы те из нас, чьи дела выгорят в очистительном огне, не оказались нагими ( 1Кор. 3:13 ). Если Розанов имеет основание думать, что его личные одежды так горючи, то это уж его дело позаботиться о чем-нибудь более прочном, но никак не причина возмущаться якобы “всемирным оголением”. Ну, а на иконах изображаются те, чьи дела заведомо сохраняются невредимыми в огне испытания, только убедившись и украсившись от последних следов земных случайностей. Такие наверное не окажутся нагими. Выражаясь несколько цветисто, но наиболее точно, можно назвать их одежду тканью из их подвигов; это не метафора, а выражение той мысли, что духовным подвигом святые развили у своего тела новые ткани светоносных органов как ближайшую к телу область духовных энергий и в наглядном восприятии это расширение тела символизируется одеждой. “Плоть и кровь Царствия Божия не наследят”, а одежда – наследит. Одежда – часть тела. В обычной жизни это – внешнее продолжение тела, аналогичное волосяному покрову животных и птичьему оперению; она приложена к телу полумеханически, – я говорю “полу”, потому что между одеждой и телом есть отношения более тесные, нежели только соприкосновение: пронизанная более тонкими слоями телесной организации, одежда отчасти врастает в организм. В порядке же зрительно-художественном одежда есть явление тела и собою, своими линиями и поверхностями, строение тела она проявляет. Следовательно, понятно, что коль скоро за телом признана способность конкретно являть метафизику человеческого существа, – в этой способности нельзя отказать одежде, которая, как рупор, направляет и усиливает слова свидетельства, произносимые о своей идее – телом. Обнаженная фигура не то что непристойна или некрасива, а была бы метафизически менее внятной, в ней труднее было бы прозреть суть просветленной человечности. Но, повторяю, это не ввиду соображений порядка морального, бытового или еще какого-нибудь, а по существу художественного дела, т. е. в силу зрительно-художественной символичности иконы. И потому, на одежде в чрезвычайной мере отражается духовный стиль времени. Возьми, например, складки. Часть 20

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

– Он станет прославлять их в благолепных храмах, произносить молитвы к Господу Иисусу Христу свободно, торжественно, в услышание всех, соединяя их с молитвами сердца. С падением Римского идолопоклонства точно настало царство Божие. Аллилуиа, говорили небожители, т. е. хвалите Бога: яко воцарися Господь Бог Вседержитель... прииде брак Агнчий, и жена Его уготовала есть себе. И действительно, Церковь приготовила себя к святейшему соединению с своим Основателем, Законодателем и Богом. Она купила себе эту почесть несчислимыми жертвами. Была она бедна, но при всей своей бедности делила последнее с ничего неимущими, – пренебрегаема, но отвечала ласками и доброжелательством, – на клеветы возражала чистотой, непорочностью нравов и строгим соблюдением уставов своих; когда была поражаема, покрываема ранами, то спешила врачевать раны других немощных, даже противников и врагов своих; когда се хулили, она благословляла; когда ее гнали, она терпела; когда терзали чад ее, она молилась. Все сии священные доблести сделали Церковь славною, святою, непорочною ( Еф.5:25–27 ), достойною невестою Христа. – И дано бысть ей облещися в виссон чист и светел: виссон бо оправдания святых есть (ст. 8). – Вот дивная одежда, в которой Церковь Божия предстала пред Божественного Жениха! Это не багряница или порфира, как бы и приличен был такой наряд невесте Царя, но одежда из виссона, т. е. из чистейшого и белейшого льна. Что же тут дивного? Во-первых то, что чистота и белизна, как эмблемма непорочности и святости, всегда была принадлежностью одежды Ангелов, когда они являлись людям в человеческом образе, и потому одежда Церкви Божией Ангельская; во-вторых, сия одежда, по изъяснению пророчества, значила праведность святых, и потому праведные и святые мужи составляют одеяние и украшение Церкви Христовой. Не чудная ли это одежда? И глагола ми: напиши, блажени званнии на вечерю брака Агнча. И глагола ми: сия словеса истинна Божия суть (ст. 9). И глагола ми – здесь не сказанно, кто говорил Ев. Иоанну. Вероятно тот из семи Ангелов грозных, который объяснял ему видение жены блудницы (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Но почти около того же времени (533 г.) о епископе Фульгенции передается, что, когда он возвращался из ссылки, его встречали преимущественно знатные, одетые именно в планеты 67 . Интересное замечание для конца VI века относительно рассматриваемой одежды находим у Иоанна Диакона, биографа папы Григория Великого . Одежду этого последнего он описывает следующим образом: planeta super dalmaticam castanea 68 . Но почти совершенно то же самое он говорит и об одежде его отца, сенатора Гордиана: Gordiani habitus castanei coloris planeta est; sub planeta dalmatica 69 . В другом же месте, рассказывая о поражении папою Григорием волхвов слепотою, он между прочим замечает, что папа был в это время толпой planetatorum 70 . Хотя здесь и остается неизвестным, были ли так одеты только клирики, или же клирики и знатные миряне, тем не менее несомненно, что planeta рассматривается здесь не как богослужебная одежда, а именно как одежда, носимая в обыкновенной жизни, потому что описываемый случай происходил на улице, при чем папа Григорий ехал на лошади. Из всего этого ясно, что планета употреблялась не только в качестве богослужебной одежды, но также и в жизни обыкновенной, ежедневной. Такое употребление она имела и в VII и VIII веках. IV-й Толедский собор (633 г.) в правиле 28-м говорит, что несправедливо низложенный пресвитер получает при своем возвращении между прочим планету 71 . Планета, очевидно, здесь рассматривается не как исключительно богослужебная одежда, но как вообще форменная одежда пресвитера, предназначенная и для употребления вне-богослужебного. Равным образом и Германский собор (742 г.) при св. Бонифации, предписывая правилом 7-м, ut presbyteri et diaconi non sagis, laicorum more, sed casulis utantur, ritu servorum Dei 72 , очевидно говорить об обыкновенном употреблении казули (пенули, планеты, фелони), а никак не об исключительно богослужебном. Из всего, что до сих пор сказано нами об отдельных богослужебных одеждах, ясно получается следующий вывод: при совершении богослужения духовенство, по крайней мере до IX века 73 , употребляло тоже самое по форме облачение, которым оно пользовалось и в жизни частной и которое, как одежда знатных, было почетным его отличием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но люди, исполненные Духа Христова, могут безбоязненно пройти мир с Петровым словом: „серебра и золота нет у меня». Есть ценности, которых нельзя купить на деньги, и эти ценности прочнее всего продажного. Таковы: вера, преданность, убеждение. они удаются всего лучше там, где нужно терпеть и бороться, им благоприятен черствый хлеб, а не бисквиты и торты. Не пользуют им парча, шелк и бархат. Если бы у апостолов было столько золота и серебра, сколько у нынешних их заместителей, то они не совершили бы и десятой доли сделанного ими. Христианство не было бы первенствующей в мире религией. Скудость была одним из источников силы апостолов, потому что они все доверие возлагали на Бога и от Него только ждали помощи делу. Отказав хромому в материальной помощи, ап. Петр одним именем Иисуса избавил его от убожества. Вот богатство верующих и смиренных: имя Христово. Наилучшее одеяние. Есть одежда, столь-же приличная царю, как и нищему; вельможе, как и поденщику. Это – одежда смирения. Царь Димитрий носил одежду, на которой золотом были вытканы звезды и планеты. Одежда смирения величественнее этой. Французский король в 1665 году показался в одежде, стоившей 6 миллионов. Много ценнее одежда смирения. Король Мутицена Испанский имел столько одежд, что он каждый день в году мог переодеваться до 14 раз, не надевши двукратно ни одной одежды. Но сомнительно, чтобы в таком множестве одежд находилась и одежда смирения. Камни в ушах Клеопатры стоили около 4 мил. рублей. Но насколько бы выиграла царица, если бы надела сережки смирения. Камешек смирения столь же полезен человеку, сколько и маленькой легкой птичке, которая, опасаясь быть увлеченной ветром, на время полета берет в клюв маленький камешек. Когда солнце высоко стоит на небе, то тело наше бросает малую, едва заметную тень; точно так-же если благодать взошла в душе человека, он себе самому кажется малым, нестоющим внимания существом. О, свет! Оставь свои пышные моды и введи у себя моду Иисуса – одежду смирения. Он не стыдился. Генерал-губернатор Индии пригласил однажды миссионе-ра Кэри на обед. Сидевшие за столом знатные офицеры с презрением глядели на миссионера. Один из них сказал: „Кажется Кэри был сапожником прежде, чем сделался миссионером».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Александр Жабенко 19 июля 2011г. 00:49 9. Наконец, относительно кажущейся логической ошибочности сказанного. Я не стремлюсь доказать этими словами, а показываю и поясняю, как это -- что Сын Божий воспринял общую человеческую природу, и что из этого следует. Вместо логики здесь -- опыт Церкви, опыт самовидцев Слова. Просто чудо Боговоплощения и Жизни Христа нужно описать и показать, что возражения против общности естества -- несостоятельны. Здесь вера Церкви Христовой, а не логика... Александр Жабенко 19 июля 2011г. 15:17 Артур, уточню некоторые неточности. Когда говорю об Ангеле и Илье, то следует говорить не " их природа " , но " их природы " , поскольку Илья -- человек, а Ангел есть Ангел.  Относительно видимости и осязаемости. Общая природа существует только в ипостасях этой природы. Она существует воипостасно. Поэтому во Христе общая человеческая природа существует в Его Ипостаси Сына. Как и одежда в вышеприведенном пророчестве, она имеет свойства общей человеческой природы -- все, что свойственно человеку, кроме греха (а по Воскресении и естественных негреховных страстей). Но обретает она бытие только воипостасно -- Сын стал человеком и поэтому " одежда " человеческого естества стала " одеждой " Сына, являя Его. Т. е. Христос был видим потому, что " видимость " есть свойство человеческой природы в обычном ее состоянии по воле Божьей, но человеческое естество существует в Нем по причине воипостасности. " Покрой " одежды зависит от типа одежды, мастерства ткача и проч., но то, что одежда используется и существует как одежда -- зависит от того, что ее Кто-то " носит на Себе " . Одежда становится одеждой только на теле носящего. Но свойства одежды (размер, покрой, вид, цвет и проч.) она имеет сама по себе.  А то, что Христос по Воскресении мог быть невидимым и неосязаемым, что еще до Его Страстей и Воскресения Он даровал Апостолам Тело и Кровь, говорит о том, что свойства ествества могут меняться силой Божьей, не меняя само естество (не творя из него другого естества). Поэтому и исповедуем: " неизменно " два естества соединились в Одной Ипостаси Сына.

http://bogoslov.ru/article/1245508

По словам Самого Господа, побеждающий во всех искушениях «облечется в белые одежды» ( Откр. 3, 5 ). Все праведники, победившие в земных искушениях и сохранившие слово Божие, в небесной жизни облечены в белые одежды. При этом на главах некоторых из них золотые венцы. Вся совокупность праведников как Церковь Божия, являемая образами жены, облеченной в солнце, жены Агнца, города Иерусалима, имеет облачения из светлого и чистого виссона, который есть праведность святых, имеет венец из 12 звезд и украшен множеством чистого золота и драгоценных каменьев. Ангелы – служители Божии имеют белые одежды и опоясаны по груди золотыми поясами. Такое опоясание – символ всецелого предания себя на служение Богу, послушания Богу, готовности к любому служению, отсутствия греховных влечений. Сам Господь Вседержитель предстает облеченным в длинный голубой подир, опоясанный золотым поясом по груди (как и ангелы), в красную одежду цвета крови, в ореоле радужного сияния. На главе Его золотой венец, много диадим, на одежде и на бедре Его написано Его имя. Обращает на себя внимание радуга, которую дважды видел Иоанн Богослов: вокруг престола Бога Вседержителя и вокруг сильного Ангела, сходящего с неба. В области небесного бытия и Господь Иисус Христос, и ангелы, и Церковь верных, и отдельные праведники имеют одежды определенной формы, цвета и с определенными отличительными особенностями, а также имеют различного вида венцы. Эти одеяния, как и все в Царстве Небесном, отличны от одежд, употребляемых в земной жизни: в Царстве Духа все духовно; но все-таки это именно одежды. Об одеждах на иконах святых лиц русский богослов священник Павел Флоренский говорит, что вообще, даже в земной жизни, одежда человека таинственно связана с его духовным существом: «Одежда – часть тела. В обыденной жизни – это внешнее продолжение тела... одежда отчасти врастает в организм. В порядке же зрительно-художественном одежда есть явление тела, и собою, своими линиями и поверхностями, строение тела она проявляет». Одежда, по мысли отца Павла, не только прикрывает тело, она непременно отображает даже в большей степени, чем тело, главное в человеке – его духовную сущность и потому имеет глубоко духовное значение. Что же касается святых людей, изображаемых на иконах, то есть в состоянии небесной жизни, то их одежду можно назвать тканью из их подвигов. Ближайшая к телу область духовных энергий как бы расширяет тело, так что в наглядном восприятии это расширение тела символизируется одеждою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О Маисиме, иеромонахе в Кире, Феодорит рассказывает, что он «долгое время не менял основную и верхнюю одежды, латал появляющиеся дырки и таким образом поддерживал ее» 111 . О другом аскете, Зиноне, богатом человеке из Понта, сообщается: он заточил себя в пещере, «которых много на горе около Антиохии. У него не было ни кровати, ни светильника, ни очага, ни кухонной посуды, ни бутылок, ни сундука, ни книги, – вообще ничего. Он укутывался в старые лохмотья, на его сандалиях не было ремней, кожа на подошвах совсем оторвалась» 112 . Последнее – точное описание того, насколько изнашивалась одежда аскета. Живя годами в пустыне или в другом месте, уединенно, иногда под открытым небом, в любую непогоду, обдуваемые всеми ветрами, такие подвижники, в конце концов, теряли и последний лоскут одежды. Так, одна женщина, которую авва Зосима нашел в пустыне, призналась ему: «одежда, в которой я 17 лет назад оставила мир и перешла через Иордан, спустя много времени полностью износилась, ее вообще больше нет» 113 . Макарий Египетский увидел на берегу пруда стаю диких зверей, хотевших утолить жажду. Среди них он заметил двух людей, которые, как и звери, не имели никакой одежды. Сначала он подумал, что видит бесов. Однако отшельники, один ливиец, другой египтянин, рассказали ему, что они оставили мир 40 лет назад. Их одежда с тех пор совсем износилась, тогда Бог даровал им благодать не испытывать ни жары, ни холода 114 . Такова же, похоже, была судьба и другого старца, которого один монах искал в пустыне 3 дня, чтобы отдать ему одежду 115 . У некоторых последнее платье забирали воры. Они, например, пришли к авве Феодосию, «сняли с него куссулий и унесли его» 116 . При нападении на монастырь на Синае «грабители-сарацины сняли с монахов кентоний, льняную одежду и отправили их на казнь нагими» 117 . Когда, в итоге, вся одежда в результате длительного ношения или из-за кражи исчезала, аскеты, если они не хотели или не могли покрыть себя чем-то другим, доживали остаток жизни без одежды. Именно этим отчасти объясняется упоминание отсутствия одежды у многих ранних отцов. Заметно, что многие ранние авторы-монахи иногда очень неохотно говорят о полной наготе своих героев. В большинстве случаев они пишут о естественной одеждеиз волос, растущих на теле. Так, Ефрем Сирин в одном месте с большим благоговением говорит о некоторых отцах в Месопотамии: «собственные густые, длинные волосы составляли их единственную одежду» 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010