В IV веке об одеждах, какие и как прилично иноку носить, упоминают многие св. отцы и писатели церковные. Св. Антоний Великий в правилах духовным детям своим – монахам говорит иноку: «если ты здоров, то никогда не снимай с себя ни днем ни ночью, ни кукуля, ни рясы и вообще всей одежды своей» 576 . Св. Афанасий писал монаху: «одежды твои недолжны быть из драгоценной материи. Верхняя твоя одежда да будет темною не крашенною, естественнаго цвета, головное покрывало такого же цвета» 577 . Св. Василий Великий говорит о себе: «поскольку не известно, что у каждого из нас внутри, то почитал я достаточными признаками смиренномудрия смирение в одеянии, и для удостоверения моего довольна было грубой одежды, пояса и обуви из не выделанной кожи» 578 . Св. Григорий Богослов , обращаясь к душе своей, пишет: «одеждою пусть будет у тебя или верблюжий волос по уставу праведников, или даже кожа–покров древней наготы». Обращаясь к монаху говорит: «ходишь без обуви с распущенными волосами; хитон свис у тебя с пояса, или черная хламида часто влачится по пятам; у тебя густая борода и волосяная одежда» 579 . Св. Ефрем Сирин , упоминая об одеждах инока, говорит: «смотри, чтобы под предлогом кукуля или аналава или другого какого одеяния не уловлена была душа твоя 580 . Не будем обращать внимания иа благолепие одеяния, – кукуля, пояса и даже аналава» 581 . В V веке Созомен, изображая жизнь иноков египетских, говорит: «по примеру Илии фесвитянина они одевались в кожаныя одежды, думаю для того, чтобы при взгляде на кожу всегда иметь в памяти добродетели Пророка, мужественно противиться нечистым пожеланиям, и как чрез подражание, так и в надежде будущих воздаяний, лучше сохранять целомудрие» 582 . Так древние писатели, современные началу иночества, упоминают о всех ныне употребляемых одеждах иноческих и о качестве их. «Первая иноческая одежда, возлагаемая на новоначинающего, есть ряса (ρσον), одежда поношенная не стянутая ( Лк.17:8 ), иначе на греческом называемая хитоном 583 , яко первая иноческая одежда, как бы срачица; по веществу же, из которого делается, – власяницею и свитком 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мандорла (итал. mandorla – миндаль) – в иконописи сияние в форме овала вокруг фигур Спасителя и Богоматери. Маниака, маниакий (греч. μανικον) – оплечное украшение (аналог русской гривны) в виде золотого или металлического обруча, как правило с драгоценными камнями в середине, символ принадлежности к Императорской гвардии. В позднем императорском облачении, когда главная символическая деталь – лор, стал очень тяжёлым от драгоценных камней, его разъединили на несколько деталей, и оплечье лора стали называть маниакием. Маньеризм комниновский – стилистическое течение второй половины XII в., характеризующееся повышенной динамикой, эмоциональной экзальтацией, острой ритмикой изображённого. Маргинал (от лат. margo – край) – надпись, помета на поле рукописи, иногда декоративная миниатюра. Маргинальный (монастырский) тип псалтири – тип иллюстрированной псалтири с миниатюрами, разбросанными на полях. Мартириум, мартирий (греч. μαρτριον – свидетельство) – священные места, связанные с чудесными явлениями Господа или его знаков, а также место погребения христианских мучеников; тип архитектурной постройки на священном месте, либо на гробнице мученика. Мафорий (греч. μαφριον– покрывало) – женская верхняя одежда в форме длинного – с головы до пят, покрывала; в иконописи традиционное облачение богоматери и святых жён. Ма форий богородицы – одна из величайших христианских святынь, хранившаяся во Влахернском храме Константинополя с 474 г. Маэста (ит. majeste – величие) – особый тип композиций, представляющих героя в строго фронтальной позе, торжественно восседающим на троне. Меморий (лат. memorialis – памятный) – архитектурное сооружение, построенное над могилой святого. Мерило – один из атрибутов архангелов , тонкий жезл. Метрополия (греч. μητρπολις – мать городов) – столица. Милоть (греч. μηλωτ) – овчина, овечья шкура; в милоти изображаются Илия Пророк и Иоанн Креститель. Минологий, Минеи (от греч. μν – месяц) – месяцеслов, ежемесячные чтения; сборники, содержащие жития святых, расположенные в хронологическом порядке празднования их памяти, а также каноны, гимны и другие молитвословия, предназначавшиеся для домашнего чтения. Минологии византийские, как правило, богато иллюстрировались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из археологии. На 145 стр. длинные одежды православных священнослужителей доказываются „фелонью“ Ап. Павла ( 2Тим.4:13 ) и „нешвеным“ хитоном Господа ( Ин.19:23 ): „фелонью в древности называлась длинная одежда: в такой (?) длинной одежде ходил Христос ( Ин.19:23 )“. Но феноль или фелонь (φαινολης и φαιλονης из лат. paenula) верхняя одежда (дорожный толстый плащ), напротив хитон – одежда нижняя, соответствующая нашей сорочки. Поэтому нельзя сказать: „в такой (как фелонь? или в фелони?) длинной одежде ходил Христос“. В выше уже приведенном примере стр. 312, 320, 323 и 325 автор смешивает различаемые св. Лукою и всеми евангелистами ναος (собственно храм) и το ιερον (окружавшие храм дворы с их постройками). См. для ναος Лук.1:9, 21, 23 др. Деян.17:24 ; Мф.23:16–35; 26:61; 27:51 и парал. Ин. 2:19 ст. и для το ειπον – Лк.2:27, 37, 46 и др. Деян.2:46; 3:1 др. Мф.4:5; 21:12, 14, 15; 26:55 др. и парал. Вследствие этого смешения получилось, что Ап. Павел, как и другие Апостолы, будто бы молились в самом „храме“ пред резными изображениями херувимов, а для доказательства их бытия в Иродовом храме привлекается экстатическое ви- —309— дение пророка Иезекииля (впрочем, изображения херувимов были в Иродовом храме). На стр. 331 автор утверждает, что „при скинии хранился не один медный змий, а и шест“ для того, чтобы найти в букве Писания указание на все части христианского креста. Но в 4Цар.18:4 упомянуть только „медный змей“, без „деревянного шеста“. В заключение два курьеза в изложении. За исключением кажется одного, со всеми прочими собеседниками миссионер обращается на „ты“, тогда как ему самому всегда говорят „вы“. и на стр. 243, чтобы наглядно уяснить штундистам-крестьянам различие в поклонении православных христиан Богу и святыми, миссионер приводит такой „житейский пример“: все вы одинаково снимаете шапки пред земским начальником и старшиной. А разве в сердце своем кто смешивает этих двух лиц? Конечно нет. Так, при одинаковом наружном поклонении Богу и святым, мы резко различаем свое служение им“. Сравнение во всяком случай довольно смелое.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23.  Верста — растояние, равное 1,0668 км. 24. Руфин и Сократ называют его Пиаммоном. 25.  Артаб — емкость для измерения жидких и сыпучих тел, равная 52,48 л. 26.  Синдон — льняная одежда. 27.  Вира — денежная пеня за убийство свободного человека. Здесь, видимо, имеются в виду сборщики податей, надзиратели. 28.  Эпарх (епарх) — градоначальник, областеначальник. 29.  Секстарий составлял шестую часть римской конги, которая вмещала в себя три кружки. 30.  Арианин — последователь ереси, названной по имени её основателя, пресвитера Александрийской Церкви Ария. Осуждена на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г. 31.  Евномианин — сторонник ересиарха Евномия (IV b.), представителя крайнего арианства. 32.  Аполлинарист — последователь ериси Anoллuha–puя (III b.), бывшего епископом Лаодикийским. Осуждена на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 г. 33.  Срачица — хитон, нижняя льняная или шерстяная одежда, сорочка. 34.  Благости и наказанию и разуму научи мя (Пс. 118, 66). 35.  Снестся ли хлеб без соли, или есть вкус во тщих словесех? (Иов 6, 6). 36.  Аморреи — горные жители, или горцы; воинственные племена, населявшие некогда Палестину. 37.  Хорепископ (сельский епископ) — лицо, имевшее пресвитерскую, а иногда епископскую степень, уполномоченное от епископа города. Являлся проводником епископской власти в сельских и деревенских церквах. 38. О другом мученике — Филороме — упоминают Евсевий (Церковная история. Кн. 13. Гл. 10) и Никифор (Церковная история. Кн. 7. Гл. 9). Тот пострадал в царствование Диоклетиана, а описываемый Палладием терпел за веру при Юлиане. 39.  Епанча — широкий длинный плащ без рукавов. 40.  Проконсул — наместник провинции, обычно из числа бывших консулов (выборных высших должностных лиц). 41.  Павел Самосатский — еретик, антитринитарий, противник догмата о Святой Троице. Осужден Четвертым Вселенским Собором в Халкидоне в 451 г. 42.  Аларик — король вестготов, захвативший и разграбивший Рим. 43.  Ковы — злоумышления, козни. 44.  Нарамник ( нараменник) — верхняя одежда, возлагаемая на рамена (плечи).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Между изображениями князей Василия Дмитриевича и Иоанна Васильевича помещена картина «О Тебе радуется». (См. таблицы XVI–XIX). Вверху, среди райских деревьев – длинный пятиглавый собор. В центре стенописи, в круге, с трех сторон которого стоят «Аггли Гдни», на троне, на подушке восседает Богоматерь с Богомладенцем на левом колене; Его Она поддерживает левою рукою, правая простерта; верхняя одежда, головной покров и сапоги Богоматери красные, нижняя одежда зеленая; одежда спасителя белая, по складкам прописанная тёмно-красными линиями. Десница Господа опущена книзу, по-видимому, с двуперстием, в левой держит свиток со словами: «О тебе радуется благодатная всякая тварь англский собор и члчесть». Направо от него – святой Иоанн Предтеча и сонм пророков (все, как и следующие изображения в других группах, святые представлены без нимбов и надписей); над ними надпись: «О тебе радуется». На левой стороне лик преподобных жен во главе с преподобной Марией Египетской; над ними надпись: «Девственная похвало». В нижнем ряду справа изображены Аарон в первосвященнических одеждах, Давид и Соломон (оба держат в руках сосуды с крышками, вроде фимиамниц. Давид в короне, у Соломона на голове шапочка с белым околышем и красным верхом, оба в мантиях и тогах, сапоги желтые), святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст ( из них двое первых в фелонях и омофорах, а третий в саккосе и омофоре), дальше два преподобных, Петр и Онуфрий Афонские и многие другие (видны одни головы). Налево апостолы, из них Петр с воздетыми молебно руками, Павел с книгою в руках, молодой князь, без всякой растительности на лице, в зеленой нижней одежде и в красной с цветами верхней; волосы у него на голове кудрявые, нос прямой, правая рука простерта, левая у груди, над розовым поясом, сапоги на ногах желтые. Рядом с князем молодая женщина с распущенными волосами, правою рукою поддерживает плащ, левая у груди. Следующая за нею женщина в княжеских одеждах, с венцом на голове, волосы у нее также распущены. – За нею свв. муч. Кирик – отрок в одной белой рубашке, без штанов, волосы на голове кудрявые, и муч. Улита, которая ладонь правой руки обратила к зрителю, левую опустила над головою Кирика. Дальше сонм свв. мучениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

167, 261. Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.96. Мантия (греч. μανδη, «шерстяной плащ») — часть монашеской одежды. Представляет из себя длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте. Мятль, мятель (др. русск.) (нем. Manmel)–дopoжhaя широкая верхняя одежда, похожая на плащ или мантию. Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.97. Власяница  - длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. Также власяница — это длинная рубашка из простой ткани, часть монашеского одеяния, которая надевается монахом во время монашеского пострига. Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.98. «Опоясан правдою и истиною, и был обвит по ребрам своим» - первая часть цитаты взята из книги пророка Исаии – «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис.11:5), откуда взята вторая часть цитируемого текста – не обнаружено. Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.99. Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста: В 12 т.-4 т. – М.: Златоуст, 1994, сс. 706-707. Свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея законодателя./пер. с древнегреч. А.С.Десницкого – М.: Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 1999, сс.73-76. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/3346513

Святая жена и сотник (без венчиков) стоят позади Богоматери и ученика. У св. жены лик искажен страданием, а левую руку она держит у щеки, как плакальщица. Сотник же, бородатый человек с белым платом на голове, смотрит на Распятого и исповедует Его Божество, поднимая руку ко лбу, как бы желая перекреститься. Пальцы сложены в ритуальный жест благословения. Над головой его надписано его имя – Лонгин. Верхняя надпись заглавными буквами поясняет тему иконы: «Распятие Господа нашего Иисуса Христа». Подбор теплых цветов, от матовой охры (Тело Христово, лики и руки присутствующих) к красно-коричневому тону креста и темному пурпуру гиматия Богоматери, темной охре Голгофы, киновари (плащ св. жены) и светлому пурпуру (одежда св. Иоанна), хорошо выделяется на холодном фоне (зеленоватой стены). Длинные одежды жен и св. Иоанна темно-зеленого цвета; плащ сотника – зеленый с красным. Матово-желтое небо одного цвета с полями иконы. Второй воспроизведенный здесь образ Распятия представляет собой резную и раскрашенную икону крестовидной формы из яблоневого дерева. Она приписывается новгородской школе конца XV или начала XVI в. Распятие расположено посередине креста. Крест, изображенный внутри, – семиконечный, так как верхний его конец срезан. Подножие косое, в соответствии с особенностями русских крестов. Под ним видна Голгофа и Адамова голова в пещерке. На средней перекладине буквы IC ХС. Над Распятым начальные буквы надписи Пилата: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Но еще выше надпись: «Царь славы». Божество Умершего на Кресте показано и наличием по сторонам верхней перекладины двух летящих ангелов с покровенными руками. На иконах Распятия часто изображаются в верхних углах солнце и луна (день и ночь), выражающие ужас твари при виде смерти Творца. Эта черта очень древняя и находится уже в Евангелии Рабулы. На нашем кресте в рамке верхней перекладины – икона Святой Троицы (явление ангелов Аврааму). Это Превечный Совет о домостроительстве нашего спасения, осуществленного на Кресте через смерть воплотившегося Сына Божия. При Распятии присутствуют четыре человека: Богоматерь с одной из святых жен (налево от зрителя), св. Иоанн и сотник (справа), позы и жесты которых напоминают предыдущую икону. Эти четыре фигуры уменьшенных размеров (в особенности по сравнению с Христом, который вдвое больше их) помещены в средней части иконы, под распростертыми руками Спасителя. Ниже, на том же образе, по обе стороны Голгофы стоят две еще меньшие фигуры – знаменитые русские преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, молящиеся перед крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В Северной Африке некоторые аскеты также пользовались накидкой из шкуры. Сульпиций Север видел в одной хижине в Киренской области «старика, работавшего на своей ручной мельнице прямо в одежде из шкуры» 321 . Григорий Акритский, галльский святой 322 , «спустился в очень глубокую могилу. Выбравшись из нее, он, одетый только в шкуру, затворился в самой тесной келии» и провел в ней до конца своих дней затворником. Лупицин, настоятель монастыря Кондадискон в области между Алеманнией и Бургундией (ум. в 450), пришел к Хильперику, королю Бургундии, и попросил правителя дать еду и одежду для его монахов. Слуги короля встретили «старика, одетого в шкуру» 323 . Юного Венедикта Нурсийского италийские пастухи видели в пещере полностью замотанного в шкуру, так что сначала подумали, что это дикий зверь 324 . Монахи древнего шотландского монастыря в Кил-Росе многие столетия одевались «в бедные одежды, чаще изготовленные из шкур, но белого цвета, чтобы показать, что они белы как в жизни, так и внешне» 325 . Итак, о монашеской одежде из шкур рассказывается во многих местах, об этом будет еще сказано в разделе о милоти. Иногда это верхняя накидка, иногда хитон. Ее носили конечно не только монахи. Шкуры животных, как и сегодня, например, в Италии и у балканских народов, особенно среди пастухов и крестьян, использовались для защиты от непогоды. Кроме пастухов, носивших овчины в любое время года, Колумела советует 326 меховые вещи с рукавами и рабам. В начале пятого века, начиная со времени германского вторжения, развивается собственное изготовление одежды из шкур и у народов Южной Европы 327 , у которых прежде она использовалась не так часто. Для защиты от холода шкуры носили шерстью внутрь, кожей наружу, как об этом сообщается в ряде рассказов о монахах. Так, один авва сразу показался странным своим собратьям, когда он по воскресеньям приходил в церковь в набедренной повязке, надетой навыворот, то есть носил ее шерстью наружу 328 . Часто встречающиеся выражения «pellis confecta» или «laborata» в общем указывают на дубленую шкуру. Но у иных отшельников можно видеть и использование вещей из необработанной шкуры. Примеры этого см. выше, в конце параграфа об одежде ранних монахов 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одежда необходима для избежания стыда, свойственного обнажённым, и для защиты от стужи, производящей дрожание в неприкрытом тёплою одеждой теле. Соответственное сему значение имеет милосердие к ближним. Как одежда согревает тело, так милосердие вносит в душу теплоту, изгоняя из ней холод самолюбия, и согретая милосердием душа ощущает умиление, сопровождающееся слезами, которые под действием его свободно текут из очей, как вода из разогретого солнцем снега или льда. – Наступит некогда страшный суд, на котором все наши греховные деяния, желания, чувствования, намерения обнажатся пред лицом всего мира, Ангелов и человеков. Невыносимый срам и стыд покроет тогда грешника в присутствии бесчисленных зрителей его нравственных безобразий, которые в этой жизни он может быть умел скрывать под благовидными личинами. Трепетом и ужасом исполнится он пред лицем неумытного Судии и Бога, которого он так бесстрашно оскорблял в этой Жизни. Что же спасёт нас от этого стыда пред всем миром, от этого страха и трепета пред страшным судилищем Христовым? Одно раскаяние во грехах, заблаговременно, в этой жизни, приносимое и особенно дела милосердия к ближним. Милосердие – вот та одежда, которая спасёт нас тогда от стыда пред ангелами и человеками, как вещественная одежда ограждает нашу стыдливость. Она же, эта одежда, укроет нас от гнева Судии, избавит нас от трепета пред взором Его, как вещественная одежда избавляет нас от дрожания прикрытых ею во время стужи. С дерзновением и радостью встретят Судию и Бога, чтобы услышать от Него суд милости, те, которые сами были милостивы и сострадательны к ближним. Итак, облецытеся, братия, в утробы щедрот, – в одежду милосердия, если желаете, чтобы и вам Христос оказал милосердие на страшном суде. Зрелище жалкого духовного и физического положения ближних да возбуждает в душах ваших сострадание и готовность оказать им деятельную помощь. Не лишайте вашего сострадательного участия и тех, для помощи которым существует при здешнем храме Братство святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ибо кто не знает себя, что такое он есть, мало по малу впадает в гордость и делается дерзким и несмысленным. И что может быть несмысленнее человека, который будучи весь покрыт проказою, гордится потому только, что носит светлые и позлащенные одежды, хотя сам в себе срамен и полон безобразия. А когда выйдет он из ума по причине своей гордости, тогда делается орудием диавола во всех своих словах и делах и становится врагом Богу… Таким образом, когда увидишь, что какой-либо человек гордится, знай, что по мере гордыни его он страдает и нечувствием душевным, и пожалей о нем; ибо кто болеет и не чувствует, что болен, тот близок к смерти. Таков этот грех, ввергающий душу в смерть; ибо гордый есть больной бесчувственный, – который…не осознает и не чувствует своей болезни, а это и есть смерть» ( Симеон Новый Богослов , преподобный. Слово 31 Слова. М., 1892. Репринт. С. 268–269). 7. Интерес детей к одежде не случаен. Они интуитивно чувствуют её значение, ведь одежда, и в самом деле, всегда была тесно связана с внутренним миром человека и его положением в обществе: «Появление одежды связано с потребностью человека защитить себя от погоды и ран, закрыть голое тело и украсить его. Но одежда отражает также и личностные качества человека, его образ жизни и чувства. Поэтому одежда может меняться по различным поводам (вечернее платье, траурная и покаянная одежда) и означать начало нового периода в жизни человека: крещальные одежды, свадебные наряды, монашеское облачение…Во все времена одежда служила для обозначения социального статуса людей: чиновников и сановников, лиц разных профессий…Тесная взаимосвязь между одеждой и личностью её владельца хорошо видна на примере костюма или религиозных одеяний» (Pauly Stephan. Kleidung. Kulturgeschichtlich.//Lexikon fuer Theologie und Kirche. 6. Band. Freiburg-Basel – Rom – Wien, 1997. S. 121). «Для средневекового человека одежда наряду с защитой от погодных условий служила также и признаком принадлежности к сословию, определенной социальной группе, месту в иерархии в общества, и потому достаточно рано появляется зафиксированный на письме регламент различных типов одежды. Социальная дифференциация моды имела место уже в эпоху раннего Средневековья» (Vavra E. Kleidung. Lexikon fuer Mittelalter. Band 5. Stuttgart – Weimar, 1999. S. 1198).

http://azbyka.ru/deti/strast-gordosti-v-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010