Такое значение за словом λγια принужден признать и сам Эвальд. Он, с одной стороны, утверждает, что под словом λγια у Папия должно разуметь Собрание изречений, а с другой, что это Собрание изречений содержало в себе не одни только речи или изречения, но и исторические введения, показывавшие, по каким обстоятельствам они были произнесены, именно – небольшие рассказы. Здесь важно то, что в λγια должны были находиться рассказы, а не исключительно изречения. Теперь вопрос: почему и сколько в Собрании изречений должно допустить исторического содержания, или как и чем определить его много, мало и столько? У Эвальда нет на это определенной меры. Он вносит в содержание Собрания изречений чисто исторические рассказы, не имеющие иногда необходимой органической или чисто логической связи с той или другой Ев. речью. Так, например: у Матфея, – 3:4–6 ст., где рассказывается, каков был Иоанн Креститель по виду и жизни; или – у Матфея в 12:22–25 ст., где говорится: «тогда привели к Нему (Иисусу) бесноватого слепого и немого; и (Он) исцелил его так, что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ, и говорил: не это ли Христос, Сын Давида? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского...» 372 Следовательно, λγια означает не изречения только, а беседы с историческими введениями. Но если это так, то каноническое Евангелие от Матфея почти все состоит из таких бесед, потому что все беседы Спасителя были при различных обстоятельствах, и все дела Его сопровождались речами или изречениями Его и посторонних лиц, – ответами, собеседованиями, совещаниями. Так, например, крещение Христа сопровождалось беседой с Иоанном Кр., искушение Спасителя – беседой с духом-искусителем, и т. п. Но если Эвальд одни дела Господа, при совершении которых Он, вел свои беседы, относит к числу λγια, то следует относить туда же и другие подобные, и почти все, так как все действия Спасителя сопровождались Его беседами, Его устным словом по какому-либо поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пр. Иеремия свидетельствует: вот имя Его (Мессии), которым будут называть Его: Господь (Jehovah) оправдание наше (23:6; 33:16). Пр. Малахия называет Ангела завета, имеющего явиться в храме, Господом (3:1). У пр. Варуха о Мессии говорится: Бог наш явился на земле и обращался между людьми (3:36–38). Пр. Михей усвояет Ему божественное свойство вечности: Которого происхождение из начала, от дней вечных (5:2). Пр. Даниил, хотя и называет Мессию подобным сыну человеческому, но усвояет Ему божественную вечную власть (7:14). Что Мессия будет и человеком, это предполагается предсказаниями пророков о месте и способе рождения Мессии от Девы, о роде, из которого Он произойдет и различных обстоятельствах Его жизни. Особенно знаменательно наименование Его у пр. Даниила Сыном человеческим, какое так часто прилагал к Себе явившийся Мессия (встречается в евангелиях 85 раз). В этом наименовании дается прямое указание, что Он примет на Себя природу всех людей, почему каждый в отдельности человек, к какой бы народности ни принадлежал, будет родствен Ему по плоти, как Адаму, и что Он будет в собственном и строгом смысле человеком, истинным человеком, – таким, каким должен быть человек (се человек Ин.19:5 ), – безгрешным. 410 Пр. Исаия свидетельствует от лица Мессии, что Его пришествие будет иметь целью благовестие: Дух Господа Бога на Мне, ибо (ο νεκεν – можно передать и так: ради чего, почему) Господь помазал Меня, благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих ( Ис.61:1–2 ). Пророчество, это отнес к Себе Сам И. Христос, засвидетельствовав в Назаретской синагоге: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, т. е. все согласились ( Лк.4:13–22 ). Частнее пр. Исаия предуказывал, что деятельность пророка-Мессии откроется в земле Завулоновой и земле Невфалимовой, в Галилее языческой: народ, ходящие во тьме, увидит свет великий, на живущих во стране и тени смертной свет воссияет ( Ис.9:1–2 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Они необходимы зато для маловерных и колеблющихся между истиной и неправдой. К числу неправд о мире принадлежит и положение, что мир не имеет начала. Это положение возникло вопреки всемирно распространенному устному преданию целого человеческого рода, не говоря уже о священном Предании и св. Писании Ветхого и Нового Заветов. Оно основывается будто бы на научных исследованиях пластов земной коры. Отсюда мнение о глубокой древности происхождения земного шара, древности, исчисляемой не тысячелетиями, а миллионами тысячелетий. Те, которые приводят это обстоятельство, как подтверждение положения о вечности мира, упускают из виду, что мир существует для людей, а не люди для мира. Если же люди имеют начало и конец, то и мир. Как устное предание целого человеческого рода, так и св. Писание свидетельствуют о происхождении человеческого рода от мужа и жены, созданных в возрасте совершенном. Очевидно из сего, что мир создан прямо в возрасте совершенном, то есть не по естественным силам природы, требующим времени для развития, а непосредственно силой Божией, ничем не ограниченной. Надо знать, что положение о вечности мира или материи считается богохульным, и принимающих его за истину св. Церковь отлучает от общения своего! Безначален один Бог . Мир создан во времени, или точнее, вместе с временем. Псалмопевец выражается так: «прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» ( Пс. 89, 3 ). Эта же мысль выражена в словах Ипостасной Премудрости Божией, сказанных еще в Ветхом Завете: «От века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны» и проч. ( Npumч. VIII, 23–25 ). То же самое слышим в словах Сына Божия, сказанных в Новом Завете: «И ныне прославь Меня, Ты, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Uoah. XVII, 5 ). В неравенстве дней года открывается особое действие Премудрости Божией, дарующей продолжительные дни в ту пору года, когда это наиболее необходимо для полевых работ, составляющих, по определению Божию, главное занятие рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

От Луки 2:1–19 . Когда Лука описывает рождение Иисуса, он ещё раз подчёркивает, что Мария была только обручена мужу, а в среде той культуры это означало, что Мария ещё не вступала в сексуальные отношения с Иосифом. Сверхъестественное явление ангела и пение небесного воинства свидетельствуют, что свершается нечто чрезвычайное. Узнав это, Мария с благоговением размышляла об этой тайне. Очевидно, Она понимала, что совершилось сверхъестественное и священное событие ( Лк. 2:19 ). От Иоанна 2:2–11 . Иоанн уделяет основное внимание общей божественной природе Христа (см. Христос: божественная сущность) и не останавливается на подробностях. Тем не менее в Евангелии от Иоанна встречается пара мест, из которых достаточно явно следует, что Иисус был рождён от Девы. Когда Иисус сотворил Своё первое чудо в Кане Галилейской, Его Мать, очевидно, знала о Его сверхъестественном происхождении и была уверена, что Он в силах совершать сверхъестественные дела. Иоанн пишет: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» ( Ин. 2:1–5 ; курсив Н. Г.). В самом деле, выделенные нами места показывают, что Мария, судя по всему, не только была уверена, что Иисус способен сотворить чудо, но и настаивала на этом, хотя раньше никогда не видела чудес Иисуса, ведь в тот раз Иисус лишь положил «начало чудесам» ( Ин. 2:11 ). Осознание Ею сверхъестественных способностей Иисуса вытекало из её прошлого опыта относительно всего, связанного с Иисусом, в том числе обстоятельств Его рождения. От Иоанна 8:41 . Даже попрёки Иисусу со стороны Его врагов показывают, что об обстоятельствах Его рождения повсеместно шли пересуды, как и можно было бы ожидать, если рассказ об этом событии распространился. Иисус сказал им: «вы делаете дела отца вашего [диавола]». «На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Возможно, иудеи просто защищались в ответ на критику Иисусом их самодовольной уверенности в том, что их отец – Авраам. Если так, то это не слишком уместное возражение. Но оно выглядит вполне осмысленным, если оппоненты повернули острие обвинений на законность происхождения Самого Иисуса. Даже Иосифу необходимо было явление ангела, чтобы убедиться в чистоте Марии ( Мф. 1:20 ). Вероятно, ему и Марии постоянно напоминали об этом пятне на их репутации. Однако Иисус открыто идёт на конфронтацию, ответив Своим посмеивающимся обвинителям: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Молодым подвижником он пришел из пустыни в большой город и, проходя по улице, увидел женщину, одну из городских блудниц, которая бесстыдно смотрела на него. Он резко одернул ее: «Как ты смеешь так глядеть на меня!». И она со смехом ответила: «Я вполне вправе смотреть на тебя. В Библии говорится, что женщина была взята из мужчины. Я смотрю на то, откуда я произошла. Но ты-то почему смотришь на меня, вместо того чтобы смотреть в землю, из которой  ты был взят?». И он задумался. Он не обратил свой взор к земле — это видно из его дальнейшего жития, потому что у него еще не раз бывали споры и с блудницами, и с другими людьми вокруг, из чего видно, что он не был слеп к своему окружению. Но он осознал, что эта женщина сказала ему что-то очень важное: что если он действительно хочет понять свое место, понять,  что он такое, он должен смотреть в землю, в прах. Женщина могла смотреть на него как на источник своего происхождения, он не мог претендовать на это, он был всего лишь мужчина. И это тоже вошло в его учение о смирении: сознание, что человек — ничто, что он вызван из праха и вернется в прах, и вместе с тем что призвание его так велико, что Бог согласился стать человеком. В его писаниях о Воплощении, о том, что во Христе — человеческое и  что — Божественное, все время присутствует это сознание Бога — и праха, того, что человек есть — и того, чем он призван быть и может стать. За свою жизнь он несколько раз посещал Эдессу и соседние города. Не совсем ясно, кто поставил его дьяконом и при каких обстоятельствах. В одном из его  Житий рассказывается следующее: он молился в пустыне и просил Бога указать ему человека, который мог бы научить его вещам духовным, и Господь повелел ему идти в Кесарию. Он пришел туда и, когда стоял в церкви и слушал проповедь святого Василия, увидел в нем такую славу и совершенство знания и мудрости, и чистоты и истины, что стал восклицать — что, вероятно, не приветствовалось бы и сегодня в церкви, — стал восхвалять проповедника во весь голос. Окружающие пришли в недоумение,  что случилось, потому что, к вящему возмущению окружающих, он выражался на сирийском языке, а окружающие понимали только греческий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Приведем же одно из этих мест ( Ин.6:1–3 ): 1 . После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. 2 . За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он совершал над больными. 3 . Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Но замечается ли в этой выдержке какой-либо след помарок и поправок? Иисус проходит вблизи Галилейского моря; толпа за Ним следует. Чтоб этого избежать, Он с учениками восходит на одну из гор. Здесь, кажется нам, рассказ вполне обоснован. Иначе во всех книгах мира можно видеть следы поправок и добавлений, если таковые замечаются в приведенном тексте св. Иоанна. Другие, обозначенные Ренаном места, не заключают в себе лучших доказательств. Он также их не цитирует, а только указывает в выносках, надеясь, должно быть, что читатели поверят ему на слово. Что же касается общего тона сбереженных св. Иоанном речей, Ренан позабыл заметить нечто, очень в сущности простое и естественное, что заставило бы его понять ту разницу тона, которой он был так поражен. А замечание это таково: в речах, переданных первыми тремя Евангелиями, в большинстве случаев заключены популярные поучения, адресованные сопровождавшему Иисуса народу, тогда как речи, сохраненные Иоанном, принадлежат преимущественно к сокровенным беседам Иисуса с Его апостолами. Если бы Ренан, в легко объяснимых видах поддержания своей системы, не постарался оставить в тени этот простой вывод, отвечающий всем его риторическим умствованиям; если бы выступающая наружу предвзятость также позволила ему сблизить во всех четырех Евангелиях беседы, будь они популярны или сокровенны, он бы пришел к заключению, что эти беседы, сообразно обстоятельствам, имеют один общий, прекрасно выраженный характер, доказывающий их происхождение из одного источника. Но у Ренана были свои причины низводить Евангелие от св. Иоанна. У нас не раз будет случай их отметить. Он также хотел заставить своих легкомысленных читателей поверить, что невозможно установить эту коренную разницу между Евангелиями, прежде чем сознавать себя авторитетом, призванным делать выбор между рассказами. Но этой разницы не существует; если важный тон Ренана и подействовал на некоторых из его читателей, то мы не принадлежим к их числу и не расположены доверять нашему академику на слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Ахим. Елиуд. Елеазар. Матфан. Иаков. Иосиф. Иисус Христос . Мф.1:18 .  Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. (Ср. Лк.2:5 .) В начале этого стиха евангелист употребляет то же самое слово, какое и в начале 1-го стиха – «генесис». В русском и славянском это слово теперь переводится словом «рождество». Перевод опять неточный за неимением подходящего русского слова. В собственном смысле лучше было бы перевести так: «происхождение Иисуса Христа (от Девы Марии) было так». Обручальные обряды у иудеев несколько походили на наши, бывающие при благословении жениха и невесты. Об обручении составлялся договор или же давалось в присутствии свидетелей торжественное устное обещание в том, что такой-то человек берет за себя замуж такую-то невесту. По обручении невеста считалась обрученной женой своего жениха. Их союз можно было уничтожить только правильным разводом. Но между обручением и браком, как и у нас, протекали иногда целые месяцы (см. Втор.20:7 ). «Мария» – имя греческое, по-арамейски – Мариам, а по-еврейски – Мирьям, или Мириам, производится от еврейского слова «мери» – «упрямство, строптивость», или от «рум» – «быть возвышенным, высоким». Согласно блаженному Иерониму, имя это значит domina («госпожа». – Прим. ред.). Все производства сомнительны. «Прежде нежели сочетались они», т.е. прежде, чем была самая свадьба. Жили ли Иосиф и Мария в одном доме после обручения, неизвестно. Согласно святителю Иоанну Златоусту , «Мария жила уже у него (Иосифа) в доме». Но выражение: «не бойся принять Марию, жену твою» (стих 20), по-видимому, показывает, что Иосиф и Мария не жили в одном доме. Другие толкователи согласны со Златоустом. «Оказалось», – сделалось заметным для посторонних лиц. «От Духа Святаго». Все обстоятельства, о которых говорит евангелист, отличаясь чудесным характером, нам непонятны (ср. Лк.3:22 ; Деян.1:16 ; Еф.4:30 ). Мф.1:19 .  Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таково учение о самодержавной царской власти и ее значении в нашей жизни по данным Божественного Откровения и святоотеческого учения. Но это не все. В Св. Писании мы находим учение о царе как о помазаннике Божием. Избирая в цари изра ильские Саула, Господь повелевает пророку Самуилу помазать его елеем, 295 что и сделал пророк, сказавший Саулу, что его осенит Дух Господень. Точно так же, когда Господь предопределил Давида быть царем израильского народа, то Он повелел тому же пророку Самуилу помазать его на царство: Наполни рог твой елеем... встань, помажь его, ибо это он. 296 И после этого помазания сошел на него Дух Святый, почему в Библии и сказано: помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня. 297 Отсюда ведет свое начало таинство миро помазания, которое совершалось над царями в Византии, а затем у нас в России над великокняжескими и царскими самодержцами. Это помазание является многознаменательным по своему значению фактом, одинаково – как для царя-самодержца, так и для его подданных, ибо оно увеличивает его авторитет и достоинство, делая его священным и осуществляя над ним слова Св. Писания: вознес избранного из народа... святым елеем Моим помазал его... И истина Моя и милость Моя с ним. 298 Замечательно, что Господь за много веков до поставления Им царя, помазанника Божиего, обещал Аврааму, несомненно, как величайшую для него награду, происхождение от него царей, говоря: и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. 299 Это обстоятельство, а также тот факт, что учреждение царя предвозвещалось за много веков прежде еще Аврааму Богом, следовательно, есть дело Его вечного предопределения, показывает нам, как высоко мыслится в очах Бога достоинство царя, помазанника Божиего. Такое достоинство для нас должно быть понятным. Через таинство миропомазания царь делается священною особою. С этого момента его власть окружается Божественным ореолом, что в особенности важно в глазах верующего народа для его повиновения своему царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

80 Мы не занимаемся решением вопросов ни о сущности мистерий (именно, были ли они средством для передачи высшей, сообщаемой только избранным, мудрости, или же они были не более, как религиозными церемониями, не заключившими в себе и не сообщавшими никакого тайного учения), ни о родах и классах мистерий (древне-греческих, восточных и неоплатонических); не излагаем их истории; не вдаемся в подробное исследование и образ  их совершения, решение всех этих вопросов надолго отвлекло бы нас от главного предмета исследования и не особенно нужно для задачи нашего сочинения, как историко-догматического; притом о всем этом существуют специальные сочинения, к которым мы и отсилаем читателя. Самым капитальным из этих сочинений признается: многоученое, полное фактических данных сочинение Лобека (Aglaophamus, sive de theologiae mysticae graecorum causis libri tres. Reg. Pruss. 1829), далее следует также замечательное сочинение Преллера (Demeter und Persephone ein Cyclus mythologischer Untersuchungen. Hamb. 1837), и ero довольно обширная, коротко излагающая, но вполне обнимающая почти все, что доселе выработано западною наукою о мистериях, статья в Pauly-Real-Encyclopädie der classischen Alterthumswissenschaft (lit. M. Bd. V Stuttg 1848), и наконец сочинение Creuzer (Symbolik and Mythologie der alten Völker 4 Theile 3 Aufl. 1837 ff.). Есть несколько исследований и на русском языке: гр. Уварова (Соврем. 1847 кн. 2), И. А. Чистовича (Древне-греческий мир и Христианство . Спб. 1871 г.) и преосв. Хрисанфа (во 2-м томе его «Истории древних религий» Спб. 1875 г.). 85 Так см. Амос. 7:9: опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы (τελετα το Ισραηλ). Прем. Сол. 12:3–5: возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения (ργα φαρμακειν κα τελετς), и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях (κ μσου μστας θισου). Соеденение μυστρια и τελετα см. Прем. Сол. 14:15. Здесь, рассуждая о происхождении идолопоклонства, премудрый говорит, что отец оплакивая своего сына, делает его изображение, почитает его как Бога и передает подвластным μυστρια κα τσ  τελετσ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010