Беда многих эволюционистов в том, что они боятся делать этот честный и одновременно сокрушительный для них вывод, предпочитая уходить от прямого ответа и запутывая результаты собственных исследований. Необходимо учитывать следующее обстоятельство. Промежутки времени, разделяющие согласно официально принятой хронологии палеонтологические находки, столь огромны, что невозможно сказать ничего определённого о каких-либо реальных родственных связях между «предками» и «потомками». Генри Джи (Henry Gee), ведущий научный обозреватель журнала «Nature», отмечает, что навязанная всем картина эволюции вида Homo Sapiens «представляет собой исключительно плод людского воображения, оформленный человеческими предрассудками». Автор утверждает: «Объявить ряд окаменелостей генеалогическим древом – это не проверяемая научная гипотеза, а голословное утверждение» с. 65]. Глава 11. Дарвин – об эволюции человеческой души Ошибочное мнение Дарвина о происхождении сознания Чарльз Дарвин полагал, что сознание человека формировалось в ходе длительного эволюционного развития. Но это мнение несостоятельно ни с духовной, ни с научной точки зрения. Евангелие повествует, как Иисус Христос исцелил гадаринского бесноватого – человека, имеющего звероподобный облик и поведение. Он разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его. Всегда, ночью и днём, в горах и в гробах, кричал он и бился о камни ( Мк. 5:4–5 ). Он был как зверь, в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах ( Лк. 8:26 ). Исцеление несчастного, по слову Спасителя, произошло мгновенно. Его обнаружили сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме ( Лк. 8:35 , см. также Мк. 5:15 ). Этот пример свидетельствует, что тем, кому Бог соблаговолит, Он способен даровать ясный разум и привести их к осмысленному поведению. Причём Всемогущему Творцу для этого вовсе не требуется сотен тысяч и миллионов лет. Не длительный эволюционный «процесс формирования сознания», но Слово Божье совершило чудо превращения необузданного безумца в человека разумного и духовного, сидящего у ног Иисусовых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

3. стр. 3). «Все доброе происходит из зла» (В. 3. стр. 225). «Всякое зло, причиняет добро» (В. 3. стр. 260) и т.д. 21 Это обстоятельство необходимо постоянно иметь ввиду, потому что некоторые явления, по существу злые, могут иметь вид добрых и наоборот; поведение например змея-искусителя в раю, как и все вообще соблазны по виду представляются как бы действиями доброжелательными, но они – зло, потому что исходят из злого источника. 25 Некоторые оптимисты в этом направлении заходят так далеко, что прямо утверждают: «зло есть одно из благодетельнейших установлений Божьих, источник совершенства и счастья людей» или: «Бог создал как зло, так и добро». (Von dem Ursprung und den Absichten des Uebels. Leipzig 1787 B. 3. Стр. 1. 3) но этого мало – эти положения они приписывают ведь Самому Иисусу Христу. «Христос, говорят они (там же стр.4), учил: «воробей не упадет на землю без воли отца нашего небесного, у вас же и волосы на голове все сочтены». «Но если воробей не может упасть без воли Отца нашего – рассуждает оптимист – то могли ли упасть без Его воли Мессина и Лиссабон? Если волосы на голове нашей сочтены, то неужели не должно быть также сочтено наше благо и горе, наше счастье и страдание? Здесь очевидно, оптимист хочет сказать, что существование в мире зла не противоречит Промыслу Божию. Но это иное дело. Мы об этом будем говорить подробно в свое время. Еще не удачнее у нашего оптимиста другая ссылка на учение Христа. «Никто, сказал Иисус, не может войти в дом сильного и расхитить его, если прежде не свяжет сильного». «Что это значит?» спрашивает оптимист и продолжает: Я хочу перевести его так: «Никто не может войти в дм Божий, в мир, и произвести в нем порчу, не победив Бога». «Верно? Но если теперь никто не может связать, победить Бога, следовательно, порча бывает, то ее произвел Бог». По поводу этого рассуждения нужно заметить: 1) что Иисус Христос говорил о царстве сатаны, а не о царстве Божием; 2) что в мире ничто и не происходит против воли Божией; а о попущении Божием, мы говорим далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Тем не менее, Он попускает совершаться злу не иначе, как в преддверии последствий, соответствующих Его святости, благости, премудрости и всемогуществу. Затем, из того, что Бог попускает совершаться на земле злу, вовсе не следует, что Он его не осуждает, что оно Ему угодно, и что он поэтому есть то, что должно быть, т.е., добро. Иову причиняет зло не Бог, по а дьявол по попущению Божию, так как Бог, по своему всеведению, знал, что это зло не погубит праведника, и что последний выйдет победителем из борьбы с ним. В других случаях эти испытания происходят от самих же людей, но так же по попущению Божию. Вот почему и св. апостол Иаков пишет в своем послании (1:13): «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши рождает грех, а следовательно грех рождает смерть». Каким образом возможно это попущение Божие зла в мире и даже грехов, как действий свободной воли человека, это понять не трудно, если мы примем во внимание обстоятельство, что Бог, даровавший человеку свободу воли при его создании, по своей неизреченной благости, не отнял у него этого драгоценного дара и после его падения. Роптать на Бога за то, что Он попускает совершаться в мире злу, значит – требовать от Него, чтобы Он отнял у человека свободу воли, т.е., требовать, чтобы Он Сам совершил величайшее зло. Прекрасно рассуждает по этому поводу даже свободомыслящий Руссо в своем Эмиль. «Если человек действует свободно, то он действует сам собой», говорит он; «и все, что делает он свободно, не может уже быть приписано Провидению. Он не желает зла, делаемого человеком, когда последний дурно употребляет дарованную ему свободу, но не препятствует делать его, или потому, что это зло уже не может ниспровергнуть порядка благоустроенной системы мира, или потом, что не может ему воспрепятствовать в том, не лишив его свободы и не сделав чрез это еще большего зла унижением его природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Предсказывающие пророчества. Коль скоро существует всеведущий Бог, Который знает грядущее, возможны пророчества с предсказаниями Событий (см. Бог: сущность; теизм). И если Библия содержит такие прорицания, то это признак божественного происхождения Библии. Не всё, что в Библии обозначено словом «пророчество», содержит предсказания. Пророки вещали слово Божье, а не только предвещали грядущее. Есть несколько отличительных признаков сверхъестественных прорицаний, и по меньшей мере один из них имеет значение для апологетики. Во-первых, это не просто туманные предположения или догадки (см. Ramm, 82). Пророчества не сводятся к обычному прогнозу на основе наблюдаемых тенденций. Во-вторых, они связаны с многообразными случайными обстоятельствами человеческой жизни, с обычной человеческой непредсказуемостью. Научные предсказания не входят в эту категорию, потому что представляют собой экстраполяцию, проекцию в будущее регулярного хода вещей в природе, например, когда речь идёт о наступлении солнечного затмения. В-третьих, это события совершенно необычайные, которые в норме невозможно предвидеть. Иногда сверхъестественный характер пророчества проявляется в чрезвычайной отдалённости времени, к которому оно относится, чем сводится к нулю вероятность простой догадки. В иных случаях то же проявляется в уникальности самого способа, которым сбывается пророчество. Библейские прорицания . Мессианские пророчества. Существует два общих класса библейских прорицаний: мессианские и не мессианские. Пейн (Payne, 665–70) перечисляет 191 пророчество о предвосхищаемом приходе иудейского Мессии и Спасителя. Каждое из них получило своё буквальное исполнение в жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса из Назарета (см. Новый Завет: историческая достоверность; Христос: божественная сущность). В примеры таких пророчеств входят: Рождение Мессии. Бог сказал сатане после того, как тот искушением привёл Адама и Еву к грехопадению: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 ). В Новом Завете раскрывается, что Иисус действительно родился от жены, чтобы сокрушить власть сатаны. Ибо, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал. 4:4 ; ср. Мф. 1 ; Лк. 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Отсюда остается один исход для разгадки этой великой тайны, именно, что здесь мы имеем не произведение человеческого разума или чувства, а высшее сверхъестественное Откровение. Открыв тайну происхождения мира как целого и его двух составных частей – неба и земли, бытописатель переходит к описанию порядка образования мира в его теперешнем виде, во всем разнообразии его видимых форм, и так как летопись бытия предназначалась в поучение жителям земли, то и главное внимание его обращается именно на историю образования земли, так что во втором стихе уже не упоминается о небе. 34 В первобытном своем состоянии «земля была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Это было только-что сотворенное бесформенное вещество – хаос, в котором слепые силы вещества глухо бродили, ожидая зиждительного слова Творца, и над этою-то бродящею бездною была тьма, и только творческий Дух Божий носился над водою, как бы оплодотворяя зародыши и семена имевшей возникнуть жизни на земле. Откровение ничего не сообщает о продолжительности такого хаотического состояния. Только с известного момента началась творчески-образовательная деятельность Бога, и она совершилась в шесть последовательных периодов времени, называемых днями творения. Когда настало время для начала творческой деятельности, над темным бесформенным веществом прогремело слово Божие: «да будет свет! и стал свет». Над бездной хаоса мгновенно расцвел прекрасный день Божий и озарил мрачную утробу довременной тьмы. «И увидел Бог свет, что он хорош»; и «отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Это повествование, по-видимому, противоречит чувственному восприятию, которое свет делает истечением солнца. Но бытописатель идет еще дальше. Уже с первого появления света он предполагает правильную последовательность дня и ночи, между тем как эта последовательность, согласно всеобщему наблюдению, находится в связи с явлением и исчезновением солнца. Это обстоятельство служило, в свое время, неисчерпаемым источником издевательства над бытописанием со стороны таких остроумных вольнодумцев, как Вольтер и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Так Божиим благословением, скажем словами Писания, в нашей Галилее, за Иорданом – Волгой, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет ( Мф.4:16 ). Священник Иустин Ольшевский Православное миссионерское общество и его деятельность 46 (в извлечении прочитано 29 января 1895 г. в общем собрании полтавского отделения Православного миссионерского общества) 25 января текущего 1895 года исполнилось ровно двадцать пять лет со дня открытия Православного миссионерского общества, часть которого составляет наше полтавское миссионерское отделение. Мы не можем не отметить этого выдающегося момента в жизни Миссионерского общества как в силу той связи, какая существует между ним и нами – его отделением, так и в силу того внутреннего интереса, какой сама по себе представляет деятельность Миссионерского общества. Посему, с благословения преосвященного владыки – почетного члена Миссионерского общества и нашего глубокочтимого председателя, я честь имею предложить вниманию почтенного собрания краткие сведения, характеризующие Миссионерское общество в его происхождении и двадцатипятилетней деятельности. После Своего воскресения Господь наш Иисус Христос дал такую заповедь ученикам Своим: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Ученики Христовы и все последующие преемники их ревностно исполняли эту заповедь Спасителя. Доказательством сему служит то, что среди современного нам человечества уже многие сотни миллионов исповедуют имя Христово. Эта проповедь христианская среди не знающих Христа, исполняемая по заповеди Спасителя, и есть миссионерство. Таким образом, хотя наше Миссионерское общество существует только двадцать пять лет, однако вообще миссионерская работа есть настолько давнее дело, насколько давняя и сама Церковь Христова. Где ни возникали христианские общины, оттуда и раздавалась миссионерская проповедь для неверующих. Под влиянием разных обстоятельств миссионерская деятельность то усиливалась, то ослабевала, но она никогда не прекращалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Тогад как названные авторы слишком отдаляют составление кн. Авдия от описанного в ст. 10–14 разрушения Иерусалима, Евальд ставит книгу в ближайшую связь с этим событием. На основании ст. 20-го, где упоминается о переселённых из Иерусалима, Евальд полагает, что кн. Авдия написана в плену Вавилоноском, до возвращения иудеев в отечество. Но, как справедливо указывает Гоонакер 35 , само по себе упоминание о переселённых из Иерусалима не может служить подтверждением мнения Евальда: в этом упоминании пророк мог иметь в виду тех, которые остались в чужой земле и после возвращения массы народа в отечество. Некоторые авторы, далее, при определении времени составления кн. Авдия придают значение ст. 16 и 18, видя в упоминании о доме Иакова и доме Иосифа, как орудиях суда над Едомом, а также в словах как вы пили на святой горе Моей указание на совершившееся уже возвращение иудеев в Палестину и заселение ими вновь святой горы, т.е. Иерусалима. Но и ст. 16–18, по-видимому, не дают решительных указаний относительно времени происхождения кн. Авдия. Выражение ст. 16-го может быть относимо только к прошлому иудейского народа, а в ст. 18-м пророк говорит только о назначении домов Иакова и Иосифа в будущем, но не об их настоящем положении. Наиболее твёрдым опорным пунктом при определении времени составления кн. Авдия, очевидно, является хронологическая дата заключения канона. Если последнее по многим основаниям должно отнести к эпохе Ездры и Неемии, то эта эпоха, т.е. половина V-ro в., и является terminus ad quem кн. Авдия. Дальнейшее указание может быть почерпаемо из содержания книги. Пророк говорит об окончательной погибели Едома как о будущем. Но по аналогии с другими пророческими предсказаниями должно думать, что непосредственный повод для своей речи о будущей судьбе Едома Авдий заимствует из современных ему обстоятельств: таким поводом послужило пророку какое-либо опустошение Идумеи, совершившееся в его время. Пророк и рассматривает это опустошение как предвестие и образ предстоящей Едому в будущем окончательной погибели. Поэтому в описании этой погибели должны отразиться черты постигшего уже Идумею бедствия. Ясное и прямое указание на такое бедствие мы имеем у пр. Малахии. Изображая любовь Божию к иудейскому народу, пророк, в качестве фактического подтверждения её, указывает от имени господа на следующее: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел, и предал горы его опустошению и владения его – шакалам пустыни. Если Едом скажет: мы разорены, но мы восстановим разрушенное; то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда ( Мал. 1:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Поэтому упоминание о разрушении храма для пророка не являлось необходимым. Обращают также внимание (Корнели, Орелли, Юнгеров) на то обстоятельство, что ни в ст. 10–14, ни далее пророк не называет по имени вавилонян и что вообще враги Иуды в ст. 10–14 у него называются неопределённым sarim, nachrim (ст. 11: «чужие», «иноплеменники»). В этом видят возражение против отнесения ст. 10–14 к завоеванию Иерусалима халдеями. Но ведь с таким же правом неопределённость названия врагов в рассматриваемых стихах можно считать возражением и против всякого другого понимания этих стихов. Если непременно должны быть названы халдеи, то должны быть названы и сирийцы, и филистимляне. По мнению Новака, халдеи не называются потому, что ко времени написания книги они сошли со сцены истории. Возможно и другое объяснение: враги у всех пред глазами и слишком хорошо известны, чтобы их нужно было называть определённо. Во всяком случае, ни к какому другому моменту истории отношение Иуды и Едома ст. 10–14 так хорошо не подходят, как к моменту враждебных действий едомитян при взятии Иерусалима Навуходоносором. Поэтому 586 г., год взятия Иерусалима есть время, ранее которого кн. Авдия не могла появиться (terminus a quo). Кроме данных, заключающихся в содержании кн. Авдия, издавна для решения вопроса о времени происхождения её привлекается ещё, как замечено выше, факт близкого сходства видения Авдия об Едоме с пророчеством о том же народе Иеремии (49 гл.). Сходство это представляется в следующем виде: Авд. 1 . Весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: вставайте и выступим против него войною! 2. Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. 3. Гордость сердца твоего (sedon libbecha) обольстила тебя: ты живёшь в расселинах скал, на возвышенном месте и говоришь в сердце твоём, кто низринет меня на землю? 4. Но хотя бы ты, как орёл, поднялся высоко и среди звёзд устроил гнездо твоё; то и оттуда (mischscham) Я низрину тебя, говорит Господь. Иер. 14 . Я слышал слух от Господа и посол послан к народам сказать: соберитесь, и идите против него и подымайтесь на войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Второе Пришествие Христово и потому близко, что мы не знаем ни дня, ни часа его и должны быть всегда готовы встретить его. Для усиления своего увещания к терпеливому перенесению страданий апостол указывает на примеры ветхозаветной истории: на пророков, которые терпели преследования со стороны народных властей, на великого ветхозаветного страдальца Иова, вознаграждённого потом за свои страдания Богом. Без связи речи затем св. апостол увещевает не злоупотреблять клятвой, то есть божбой, почти в тех же словах, как Сам Господь в Мф. 5:33–37 . Во всех обстоятельствах жизни, как скорбных, так и радостных, надо обращаться к Господу с молитвой или прошения, или хвалы и благодарения. В болезнях апостол повелевает пользоваться врачеванием от пресвитеров церковных через помазание от них болящего елеем с молитвою: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5:14–15). Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения, совершавшегося собором пресвитеров, почему оно и называется у нас ещё «соборованием». Несправедливо протестанты видят в этом обыкновенное врачевание елеем. Целый ряд черт в этих словах апостола указывает, что это не простое врачевание, а именно таинство: повелевается призвать пресвитеров, или старейшин (как можно перевести буквально) церковных, а не светских, они должны сотворить молитву над болящим, призывается не один, а несколько пресвитеров, что для простого помазания не было бы нужно, ибо просто помазать елеем может и один человек; странно было бы указывать елей как врачебное средство от всех болезней, если бы речь шла о простом врачевании, а не о таинстве, в котором елей служит только видимым веществом; не елей, а «молитва веры исцелит болящего», и наконец, болящему отпускаются грехи. Всё это не оставляет сомнений в том, что апостол говорит здесь именно о таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

( Деян. 9 ) Родиной Савла был город Киликийской области Таре. По происхождению Савл был иудеем «из колена Вениаминова», а по гражданскому состоянию римским гражданином. В этом гражданстве он и родился. Савл был врагом Церкви и проповедь апостолов о Царствии Божием считал опасным и вредным лжеучением. Он ненавидел Христа и христиан и не мог слышать проповеди о Царствии Божием. Сам же Савл Иисуса не видел, хотя и проводил юношеские годы в Иерусалиме, как раз в то время, когда там проповедовал, страдал и умирал Господь. Возможно, что будучи усердным учеником строжайшей фарисейской школы Гамалиила, он не знал и не хотел знать ничего, кроме своей науки. Большие события жизни города и страны проходили мимо него. Возможно, что и апостолов Христовых Савл также никогда не видел, поэтому ненависть к христианской Церкви не носила у него личного характера. Он гнал христиан не по зависти или личной злобе, как почти все фарисеи, но как «ревнитель по Боге» и защитник закона Моисея – так научили его в школьные годы. Про себя Савл впоследствии говорил так: «Я иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила» (22:3). «Я преуспевал в иудействе больше многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» ( Гал. 1:14 ). «Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи. Они знают, ...что я жил фарисеем, по строжайшему в нашем вероисповедании учению... И я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея... Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я много святых заключал в темницы и, когда убивали их, подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса, и в чрезвычайной против них ярости преследовал даже в чужих городах» (26:4,9–11). Гонению на христиан в Иерусалиме в значительной степени способствовали политические обстоятельства того времени. Понтия Пилата уже не было в Иерусалиме. Его отозвали в Рим, и на его место временно никто не был назначен. Царь Ирод Агриппа добился личного управления и сам являлся представителем римской власти. При этом, Синедрион имел возможность большей свободы действий расправляться с врагами по собственному усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010