Как бы то ни было, ученики Господа были из простых галилеян. Нам не сообщается прямо, чтобы это обстоятельство ставилось Господу в упрек книжниками и фарисеями, особенно в первое время Его служения; однако, принимая во внимание все известное о самомнении книжников и фарисеев и особенно иерусалимских иудеев, мы должны предположить, что галилейское происхождение Его собственное и Его учеников имело немаловажное значение в истории отношений к Нему иудеев. По крайней мере, иудеи говорили относительно Иисуса: «из Галилеи не приходит пророк» ( Ин. 7:52 ), едва ли не разумея вместе с учителем и Его учеников. Но прямо сообщается в евангелии, что призвание одного ученика, Матфея, из мытарей и вообще общение Господа с мытарями и грешниками, а также несоблюдение учениками иудейских постов вызывало ропот книжников и фарисеев. § 24. Первое чудо на браке в Кане Галилейской Начало чудесам (знамениям) Иисус положил в Кане Галилейской на браке, на котором присутствовали Его матерь и Он с Своими учениками. Когда во время пиршества оказался угрожавший новобрачным позором недостаток вина, «то матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит ей: что Мне и тебе, жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». После этих слов матери Он повелел служителям наполнить шесть водоносов водою, которая сделалась хорошим вином. Таково было первое знамение Иисуса. Известно, как трудно объяснить ответ Господа Иисуса Христа матери, и едва ли мы найдем у какого комментатора удовлетворительное объяснение, а для нас объяснение обстоятельств первого чуда имеет особенный интерес, как проба высказанного выше общего взгляда на значение чудес Христа. Христос творил чудеса по вере людей. Уже Его первое чудо породило веру в Него ( Ин. 2:11 ), она вызывала новые чудеса 62 , которые умножали веру, и так умножалось число чудес (ср. Мф. 4:2325 ). Но чья же вера предшествовала Его чудесам? По чьей вере сотворил Он первое чудо? По вере матери: таково ее значение в истории общественного служения ее Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

XXX. Военный подвиг Давида в земле Филистимской. XXXI. Смерть Саула. Последовательное чтение Первой Книги Царств Часть первая (гл. 1–4). Время правления первосвященника Илия Глава 1. Обстоятельства рождения пророка Самуила а) Две жены левита Елканы: любимая, но бесплодная Анна и Феннана (ст. 1–5). б) Скорбь и обет Анны при скинии в Силоме (ст. 6–11). в) Незаслуженный упрек от первосвященника Илия, и радостное предсказание (ст. 12–18). г) Рождение и воспитание Самуила (ст. 19–23). д) Исполнение обета над Самуилом его матерью Анной (ст. 24–28). Ст. 1. Был один человек из Рамафаим-Цофима… имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин… Яснее изложить родословие Елканы следует так: Елкана был сын Иерохама, Иерохам – сын Илия, Илий – сын Тоху, Тоху – сын Цуфа. Так надо понимать и в других местах Писания подобные родословия. Сначала ставится имя лица, о котором идет речь; потом следует имя его отца, деда, прадеда, прапрадеда и т. д. Названием Ефрафянин определяется только местожительство Елканы (Ефрафа, или Ефра – был город в колене Ефремовом); между тем, из первой книги Паралипоменон известно, что Елкана был левитского происхождения, из племени Каафова 264 . Таким образом, Самуил, при всей своей близости к скинии и личной святости своей, не имел священнического сана, поскольку сей сан принадлежал только роду Ааронову. Ст. 2. …У него (Елканы) были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана... Двоеженством Елканы не унижалось ли его левитское достоинство? Нет, не унижалось; ибо в ветхом завете было позволено законом иметь более одной жены 265 , отчасти, в силу всеобщего тогдашнего обычая, отчасти, в предупреждение наибольших зол, источником которых могли быть грубые и чувственные наклонности Израильтян. Брачный союз еще не был возвышен в ветхом завете на степень духовного и таинственного союза между двумя только лицами. Ст. 3. …И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом… В Силоме стояла скиния свидения еще со времен Иисуса Навина 266 , потому и нужно было Елкане туда ходить для жертвоприношений. Ходил же он туда, конечно, в дни главнейших Иудейских праздников (Пасхи, Пятидесятницы и Кущей), или, может быть, в один который-нибудь из них; ибо до построения храма Иерусалимского и до тех пор, пока Израильтяне не успокоились совершенно в земле Ханаанской, праздники еще не совершались правильным и законным образом. Во времена Соломона народ приносил еще жертвы на высотах, и сам Соломон делал это, пока не выстроил храма 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Эсф.1 :0o  а царь пытал этих двух евнухов, и, когда они сознались, были казнены. Эсф.1 :0p  Царь записал это событие на память, и Мардохей записал об этом событии. Эсф.1 :0q  И приказал царь Мардохею служить во дворце и дал ему подарки за это. Эсф.1 :0r  При царе же был тогда знатен Аман, сын Амадафов, Вугеянин, и старался он причинить зло Мардохею и народу его за двух евнухов царских.] «Аман» – по Есф 3.1 основного текста – Агагит – . Греческие тексты в отличие от еврейского называют его то Македонянином, то Вугеянином ( Βουγαος). Последнее, однако, не есть ни имя народа, ни имя местности, ни тем менее собственное имя. Это скорее прозвище ( Βουγαος), значение которого – «большой хвастун». Что же касается наименования Амана «Агагит», то долгое время думали на этом основании, что Аман был амаликитянин, ибо один из царей амаликитский назывался Агагом. И так как уже в древности имена Исава, Амалика были принимаемы за обозначения язычников Европы, то LXX и переводят еврейское «агаги» через Μακεδν, македонянин. Однако имя Амана, как и имя его отца, имеет миде-персидское происхождение. И мы знаем также теперь из надписей Карзабадских, что страна Агага составляла действительно часть Мидии – новое обстоятельство, показывающее даже в мельчайших подробностях историческое значение кн. Есфирь. Отсюда видно, что возражение, делаемое против Есф.16.10 – по Вульгате – и заимствуемое из того, что в этом месте Аман поименован «духом и родом македонянин» (animo et gente macedo), не имеет значения. Этому месту не противоречат (как это утверждали) Есф 3.1, 10, 8.3, 9.10, 24 . Слово «македонянин» в XVI гл. – происходит от того, что греческие переводчики, по которым был сделан латинский перевод XVI гл., напрасно передали здесь, как и в Есф 9.24 – слово «агагитянин» через «македонянин» (Вигуру, Руков. по чтению и изуч. Библии , кн. Есф). Имена евнухов-заговорщиков неодинаковы по различным редакциям. В принятом греческом тексте они именуются «Гавафа и Фарра» ( Γαβαθ и Θρρα); у Иосифа Флавия – Βαγαθος и Θεδεστος; по другим вариациям στβγος ( στυγης) и Θεδευτς. Вульгата вместо Γαβαθ имеет Bagatha.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 6. …И пошел царь и люда его на Иерусалим против Иевусеев... но они говорили Давиду: ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые… Горделивые слова Иевусеев равносильны следующим: крепость наша так сильна, что, если б ее защищали только хромые и слепые, и, вообще, увечные, – то и те прогнали бы ваше войско. Ст. 7. …Но Давид ваял крепость Сион... В первой книге Паралипоменон, это взятие дополняется той подробностью, что Давид перед приступом объявил по войску: кто первый ударит на Иевусеев и поразит их, тот будет главным начальником войска! Честь эта досталась Иоаву, сыну Саруи 361 . Ст. 8. И сказал Давид в тот день (т. е., ведя войска на приступ к Сионской крепости); всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых... Т. е., никому не должно быть пощады, за упорство Иевусеев, проникнутое дерзостью. Даже и те обитатели крепости, которые, по своему увечью, могли быть безопасными, – и те пусть погибнут. Давид, очевидно, хотел, чтобы наказание Иевусеев было равносильно, и до буквальности соответствовало заносчивой дерзости их. Глумились они над Давидом, посредством своих хромых и слепых, пусть же все они погибнут! ... Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом (Господень). Смысл сей поговорки объясняется поводом, или обстоятельствами ее происхождения. Как при Давиде – град его (Иерусалим), и построенный в нем дом Господень (т. е. скиния с ковчегом) – очищены были от язычников Иевусейских, которые истреблены были до последнего хромого и слепого; так впоследствии – для выражения той мысли, что к дому Господню не должен приближаться ни один нечистый, преимущественно же, язычник, стали говорить: «слепой и хромой не войдет в дом Господень», т. е. прочь, или дальше от дома Господня! Истребленные хромые и слепые язычники Иевусейские, при взятии Сионской крепости, стали нарицательным именем всякого нечистого человека, преимущественно же, язычника. Эта поговорка закрепила память о славном деянии Давида при взятии Сионской крепости из рук Иевусеев. Ст. 9. … И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым… Какая была цель устроения новой столицы? Перенесши свою резиденцию из Хеврона, главного города в колене Иудовом, на север, и, притом, в город, не принадлежавший ни одному колену Израильскому, Давид хотел устранить всякий повод к соревнованию и пеприязни между коленами Израильскими, только что умирившимися и единодушно подчинившимися власти Давидовой под условием одинакового и беспристрастного управления, как Иудою, так и Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Библейский рассказ о первом браке в своем богослужебном, вен­чальном предназначении должен дать ответы на три вопроса: 1) поче­му брак освящается; 2) почему, несмотря на освященность брака, плод брака — рождение детей — столь мучительно болезнен; 3) почему именно жена должна находиться в послушании у мужа. Все три явления, которым дает объяснение библейский рассказ, существовали независимо до него и ранее него. И брак, и сакральное отношение к браку бытовали задолго до Ветхого Завета. Не Библия устанавливает патриархальные отношения: она их объясняет. Не Библия понуждает женщину рождать в муках, но она проясняет это тягостное обстоятельство человеческой жизни. В первой главе книги Бытия перед читателем и слушателем прошли все космические стихии, и все они истолкованы как творение единственного Бога — Ягве. Вторая глава показывает уже не космическую стихию, но основную стихию человеческих отношений — семью. И сверхцель этого повествования все та же — научить человека смотреть на брак и общество монотеистически. Библия дает монотеистическое истолкование таких сторон человеческой жизни, как разделение на полы, брак и рождение, и это истолкование должно соответствовать Божию замыслу о людях. Второй рассказ книги Бытия начинается так: “Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли” (Быт 2:4–6). Странная фраза. Вроде Бог уже создал кустарник и траву — а они на земле не растут. И почему библейский автор утверждает, что на земле не было дождей до тех пор, пока не появился человек? Отсутствие дождя — это не метеорологическая сводка о погоде на земле до появления человека. Это — религиозное сообщение, религиозный язык, в котором дождь есть сила оплодотворения. Дождь — то, что соединяет небо и землю и дает плодородие. Во многих культах дождь осмысляется как божественное семя, которым небо-отец оплодотворяет матерь-землю. Через дождь устанавливается Божий завет с Ноем (знамение этого завета — радуга). Радуга, возникающая в дожде, становится знаком завета любви между Богом и человеком. Во второй же главе Бытия дождь есть первоначальное знамение этого завета; это жест любви Божией, изливающейся на землю.

http://pravmir.ru/muzhchina-i-zhenshhina...

Исходя из такого совокупного взгляда на человека, хочу поделиться некоторыми соображениями относительно важности и полезности религиозного понимания человеческого феномена и видения человека с точки зрения богословской антропологии. Но сначала несколько слов о взаимоотношении религии и медицины. Медицина в Ветхом Завете Медицина относится к одной из древнейших наук и практик. За много веков до начала христианской эры мы встречаемся с ней в древних цивилизациях. В соответствии с образом мысли и строем жизни древних обществ медицина не была изолированной областью знания и его практического применения. Всеми религиозно-этическими системами древности здоровье или болезнь человека связывались с его поведением, с нравственным состоянием личности; в иных случаях причину болезни искали в нарушении соответствия души определенным космическим ритмам и законам мироздания. Но при всех обстоятельствах болезнь соотносили с нарушениями определенного свыше порядка жизни. В тех случаях, когда для лечения, как правило, душевных болезней использовалась магия, происхождение заболеваний объяснялось демоническими влияниями. Ветхий Завет, однако, не разделяет это последнее представление. Согласно ветхозаветному пониманию, болезнь посылается Богом, а точнее — попускается Им за грехи, и Он же может даровать исцеление, если человек обращается к своему Творцу. Так, например, иудейский царь Аса (кстати, его имя переводится как ‘врач’) в старости заболел, но, как говорится в книге Паралипоменон, он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими (2 Пар 16:12–13). В то же время в Ветхом Завете, который почти не уделяет внимания теме врачей и весьма сдержан в отношении медицины, мы находим фрагмент, который является примером очень сбалансированного понимания того, как соотносятся религия и врачебное искусство. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова читаем: “Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли” (Сир 38:1–8).

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-meditsin...

3Езд.15:9 Отмщу им, говорит Господь, и возьму от них к Себе всякую кровь неповинную. 3Езд.15:10 Вот, народ Мой ведется как стадо на заклание; не потерплю более, чтобы он жил в Египте, 8–10. Ср. Omkp VI:10; XIX:2 . Книга написана во время жестокого гонения на христиан. Шавров (101–163) видит в нем преследование Домициана, Лике (186–187) Декия, Траяна или Диоклетиана. Упоминание об арабах заставляет относить происхождение книги не ранее второй половины III века, когда арабы впервые заняли видное положение среди народов древности. Гутшмид (212–232) приурочивает его к 263 году, Фолькмар (277) к 260, Гильгенфельд (XLVII, 208–211), Фриче (X) и Джемс (LXXVIII) к 268 г. Эвальд (Geschichte des Volkes Israel, VII, 82–83; Jahrbucher der Biblischen Wissenschaft, X, 223–224) совершенно оставляет без внимания эту подробность, относя появление книги к царствованию Траяна (98–117) около 116 года и считая ее вышедшей из иудейских кругов. Траян вовсе не предпринимал каких-либо кровавых гонений на Иудейство. Хотя название Египта может быть употребляемо в переносном смысле, как обозначение земли плена, но дальнейшие подробности не оставляют сомнения в том, что здесь разумеется Египет в точном смысле этого слова. В этом убеждает и то обстоятельство, что пророк направляет свои обличения против отдельных провинций Римской империи: Египта, Сирии, Вавилона и Асии (XVI:1). Действительно, египетские христиане переживали жестокое кровавое гонение при узурпаторе Макриане (261–262). О нем свидетельствует Дионисий Александрийский (Eusebius, Historia Ecclesiastics VII, 22, 4). В это время в других местах христиане согласно эдикту Галлиэна пользовались свободой вероисповедания. 3Езд.15:11 но выведу его рукою сильною и мышцею высокою, и поражу Египет казнью, как прежде, и погублю всю землю его. 3Езд.15:12 Восплачет Египет и основания его, пораженные казнью и мщением, которое наведет на него Бог. 12 . Так как ниже автор признает, что предсказываемые им бедствия уже наступили (XV:27), то очевидно и в тех несчастиях, которые предстоит пережить Египту, рядом с чисто эсхатологическими элементами, попадаются исторические подробности. Под покровом пророчества автор дал яркую картину тех общественных невзгод, которые переживал в половине III века Египет. Возможно, что он начинает с Египта свои обличения, так как сам жил в Александрии, где неурядицы особенно сильно давали себя чувствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Апостол Павел», Рембрандт Харменс ван Рейн Апостол Павел — по крайней мере, до своего чудесного обращения ко Христу — прямая противоположность Петра. Он родился в семье римского гражданина иудейского происхождения. В те времена гражданство было высокой привилегией, которая давалась очень немногим жителям провинций. Павел, получивший при рождении еврейское имя Савл (имя Павел имеет римское происхождение и очевидно было дано мальчику как римскому гражданину в качестве второго имени) вырос в среде фарисеев — ревностных приверженцев и скрупулезных исполнителей Моисеева закона и преданий старцев Неписаный свод правил, представляющий собой расширительное толкование общих принципов Ветхозаветного закона и включающий в себя множество норм и предписаний, которые регламентировали малейшие обстоятельства жизни верующего иудея. Он с детства знал греческий язык и получил прекрасное богословское образование под руководством учителя Гамалиила, пользовавшегося абсолютным авторитетом в ученой среде. Павел — спокойный, рассудительный полемист, тонкий богослов, объединивший в себе иудейскую религиозную мудрость и греческий философский инструментарий, и дипломат, умевший находить нужный подход к самым разным собеседникам. Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых , — свидетельствовал он о себе в послании к коринфянам (1 Кор 9:20-22). И еще — Павла не было среди учеников Христа . Напротив, до своего обращения он был яростным гонителем христиан. Но были качества, которые роднили этих двух непохожих друг на друга людей — твердая вера, искреннее искание истины, горение сердца и огромное желание всей жизнью послужить Богу и передать эту истину другим людям. Эти качества во многом и обусловили выдающуюся роль апостолов Петра и Павла в истории Церкви и их авторитет в раннехристианской общине. Вчерашние иудеи против бывших язычников

http://foma.ru/govorjat-apostoly-petr-i-...

После того, как мужчина с кувшином воды укажет апостолам нужный им дом, необходимо было найти «и сказать хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» (Лк. 22, 11). «И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (Мк. 14, 15). В Священном Писании ничего не говорится о том, кто был хозяином дома. И все несколько интересных фактов следует привести. Дом этот был большой и располагался в самой престижной части города, на Сионском холме в непосредственной близости от дворца Ирода и шаговой доступности от горы Мория, на которой стоял Иерусалимский храм. То есть, человек, который предоставил Господу свой дом, был очень знатного происхождения. И так как этот район издревле принадлежал потомкам царя Давида, то есть у нас основания предполагать, что и хозяин был одного рода со Христом. Господь заранее обговорил с этим человеком обстоятельства своего последнего посещения Иерусалима. Он арендует у него горницу, то есть помещение на втором этаже. Так обычно поступали все раввины, когда хотели собрать своих учеников воедино для важного сообщения. Вот и Христос собирает своих апостолов для последнего наставления. «И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху» (Мк. 14, 16). Что же представляла из себя ветхозаветная трапеза пасхи? На столе в этот день должны быть в обязательном порядке следующие блюда и компоненты: запеченный целиком пасхальный агнец, три чаши вина, пресный хлеб (маца), горькие травы, соленый соус, сладкий соус и три чаши для омовения рук. Но Господь, вновь удивляет своих учеников тем, что меняет установленные традиции. На столе было все, кроме агнца. Все верно, этим самым жертвенным агнцем предстояло стать Самому Христу. «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26, 20). Евангелист Матфей четко дает нам понять, что в момент начала трапезы все двенадцать ближайших учеников были со Христом вместе. «И сказал им Господь: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22, 15 – 16). «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 18).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/02/no...

Древние христиане не рассуждали, «кому» подавали, – они твердо помнили слова Спасителя: просящему у тебя дай (Мф. 5: 42), и прямо говорили: «мы делимся со всеми и подаем каждому нуждающемуся». Девизом их благотворительности было: «способному к работе – работа, а неспособному к работе – сострадание». Пособие состояло прежде всего в доставлении необходимых для жизни припасов, потому что, если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак. 2: 15–16). Помогали каждому настолько, насколько это вызывалось его обстоятельствами, но при этом особенно заботились о том, чтобы бедных опять сделать способными к труду и дать им возможность самим зарабатывать кусок хлеба. С другой стороны, обращаясь к первым дням христианства, мы видим происхождение общественной благотворительности из недр частной собственности как неотъемлемого достояния известного человека по Божественному праву. В доказательство того, что у первых христиан не было частной собственности обыкновенно ссылаются на книгу Деяний апостольских, где святой Лука повествует: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их (4: 32–33). Но эти слова далеки от того понимания, что у первых христиан не было собственности. Они с полным уважением относились к праву собственности. Никто из них не принуждался отдавать свое имение в общее пользование, что ясно видно из слов святого апостола Павла: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9: 7). Анания и Сапфира не за то были наказаны святым апостолом Петром, что хотели владеть частной собственностью, а за то, что своей ложью вносили разложение в юное христианское общество. Напротив, из слов апостола Петра ясно видно, что Анания и Сапфира, будучи уже христианами, имели право на частную собственность: Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? (Деян. 5: 4) – говорил апостол Петр Анании.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/820-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010