Пс.2:8 .  проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Пс.2:9 .  Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8), враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. «Жезл» – посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. «Железный» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него. Пс.2:10 .  Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Пс.2:11 .  Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Пс.2:12 .  Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. Враги Давида «судьи земли» – высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться ( «вразумитесь и научитесь»), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред Ним с благоговейным «трепетом», со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель. Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени. Напр., 1) в 1 ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида «ныне» (7 ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в 9–10 ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По своему содержанию законы и ааповеди, переданные Моисеем, отнюдь не представляют собой перечня казней за грех против 10 заповедей и средств для очищения от этих грехов, – вообще не находятся в зависимости от 10 заповедей, так как многие из них даны раньше, чем евреи стали нарушать десятословие (первый их грех у Синая – поклонение литому из золота тельцу – Исх. 32 гл.), другие же являются заповедями новыми, самостоятельными. Сам Христос на вопрос: «какая наибольшая заповедь в законе?» указал не какую-либо из 10 заповедей, а на заповеди о любви к Богу и ближним ( Мф. 22:36–40 ), которые находятся в книгах Левита (19:18) и Второзакония (6:5). 688 Что же касается того обстоятельства, что каменные скрижали были положены в ковчег завета, а не вне его, подобно книге закона Моисеева, то это сделано было потому же, почему положены были туда сосуд с канной и жезл Аарона расцветший, т. е. «на память» сынам Израилевым ( Исх. 16:32–34 ; Чис. 17:8– 10 ; Евр. 9:4 ). 689 б) Различаясь по происхождению, закон Божий, говорят адвентисты, отличается от закона Моисеева и по значению. Первый обязателен для всех времен и народов, потому что а) Сам Бог повелел исполнять его без прибавления или убавления во все дни жизни человека на земле ( Втор. 4:2,10,13 ) и 6) Христос не только исполнял его, но и учил, что ни одна йота или ни одна черта не прейдет из этого закона и что хотящий войти в жизнь вечную прежде должен соблюсти 10 заповедей (Мф. 5:17–18; 19:17); если же «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5:19 ); «ибо это есть любовь к Богу, – говорит ап. Иоанн, – чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» ( 1Ин. 5:3 ). Закон Моисея, наоборот, носил временный характер и имел значение только для народа Израильского, – для христиан он не нужен, во-первых, потому, что им никто не оправдался перед заповедями Божиими и никто при его помощи не достиг совершенства, а Израильтяне, будучи не в силах исполнить его, даже навлекли на себя проклятие ( Гал. 3 . гл.); во-вторых, потому, что христиане уже не под законом, а под благодатью Христовой ( Рим. 6:14 ) и Христос не только искупил нас от клятвы Моисеева закопа ( Гал. 3:13 ), но и освободил своей смертью от самого закона ( Рим. 7:6 ). 690

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«С языком странным, непонятным». Простой народ в Иудее, конечно, не мог понимать ассирийского языка (ср. Ис.28:11 ), тем более, что в армии ассирийского царя было много племен не-семитического происхождения. Ис.33:20 . Взгляни на Сион, город праз­дничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнут­ся, и ни одна вервь ее не по­рвет­ся. Ис.33:21 . Там у нас великий Го­с­по­дь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весель­ное судно, и не прой­дет большой корабль. Ис.33:22 . Ибо Го­с­по­дь – судия наш, Го­с­по­дь – законодатель наш, Го­с­по­дь – царь наш; Он спасет нас. Здесь взор пророка переносится, очевидно, на царство Мессии. Иерусалим – средоточие религиозной жизни избранного народа – хотя и называется здесь еще скинией, но эта скиния представляется уже не разбирающейся, какой была скиния Моисеева, постоянно разбиравшаяся при переходе евреев с одного стана на другой, а построенною прочно, непоколебимо (ср. Ам.9:11 ). Имея в виду, что Ниневия, Вавилон, Фивы были защищены от внезапных нападений врагов широкими каналами, окружавшими их стены, пророк, чтобы изобразить безопасность, какою будет наслаждаться Иерусалим при Мессии, говорит, что Сам Господь будет охранять этот город. Благодаря этой защите, враги уже никакими способами не смогут взять Иерусалим, тогда как крепости, окруженные каналами, все-таки могли быть взяты врагами, которые бы могли привести с собою суда. Ис.33:23 . Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раз­дел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж. Ис.33:24 . И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согреше­ния. В настоящее время – говорит пророк – наше государство похоже на корабль с плохо держащимися снастями. Но – терпение! Скоро обстоятельства изменятся к лучшему и враги будут рассеяны, оставив после себя большую добычу в пользу иудеев. Но самое важное – здесь пророк, очевидно, имеет в виду уже время Мессии – жителям Иерусалима будут прощены их грехи перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чтобы ослабить этот важный аргумент в пользу подлинности Пятикнижия, его противники указывают на то обстоятельство, что член заключается только в пунктуации, пунктуация же происхождения позднейшего; и если взять свящ. текст без гласных, в его древнейшем виде, тогда гораздо правильнее будет, читать «бесефер» без члена, так как о «книге» упоминается здесь в первый раз. Это предположение подтверждается, по-видимому, и переводом LXX, сделанным задолго до введения пунктуации. В этом переводе читаем: κατγραψον τοτο... ν βιβλ 79 , а не – ν τ βιβλ. Но сличение мест Ветхого Завета, где употребляется выражение «записать в книгу» – также с членом, показывает, что изменять настоящее чтение еврейского текста нет ни малейшей надобности, а ссылка на перевод LXX несостоятельна. Иов высказывает желание, чтобы его слова были начертаны «в книге»; в еврейском стоит также «бассефер», а у LXX-mu без члена «ν βιβλω» ( Иов.19:23 ). То же самое встречаем в 1 книге Царств ( 1Цар.10:25 ): изложил Самуил народу (устно) права царства, и написал в книгу (или на свитке: «бассефер», εις βιβλον), и положил перед Господом. Пр. Иеремия покупает ( Иер.32:9–10 ) себе поле у Анамеила, пишет купчую (опять «бассефер» – ες βιβλον) и прилагает к ней печать 80 . Следовательно, и в разбираемом месте книги Исход нельзя находить указания на Пятикнижие; ближайший и прямой смысл его тот, что Моисей должен был записать рассказ о войне с Амаликитянами; но не видно, содержала ли упоминаемая книга повествование о всем путешествии по пустыне и законы, данные Моисею, или только 9 стихов 17-й главы. Скорее нужно признать последнее. Далее в той же книге Исход, в 24-й главе ( Исх.24 ) читаем: и пришел Моисей (с горы Синайской, где получил от Бога закон) и пересказал народу все слова Господни и все законы... И написал Моисей все слова Господни (стт. 3– 4). Эта запись составила «книгу завета», о которой говорится в 7-м стихе: и взял (Моисей) книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Сие значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает царя правды, – каковое название усвояют Мессии и пророки. 255 Во-вторых, в звании Мелхиседека, который был и царь, притом царь мира, и в тο же время священник Бога вышнего. Так и Христос есть князь царей земных 256 , князь мира 257 и в то же время архиерей великий прошедший небеса. 258 В-третьих, в роде или происхождении Мелхиседека, который представляется в сказании Моисеевом без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни. Так и Сын Божий не имеет отца – по плотскому своему рождению, и матери – по предвечному рождению; род же Его кто исповесть? 259 Он есть сущий, и иже бе, и грядый. 260 Наконец, в том обстоятельстве, что Аврам, прадед Левия, дал десятину священнику Мелхиседеку, Апостол видит прообразование превосходства, которое возымело впоследствии над левитским священством Христово священство по чину Мелхиседекову, или новозаветные таинства над ветхозаветными обрядами. 261 Что побудило Авраама дать десятину царю Салимскому? Конечно, не царское достоинство Мелхиседека, ибо Авраам был сам победитель и избавитель царей, но благоговейное уважение к необыкновенному священству Мелхиседекову и к благословению именем Бога вышнего. Аврам сказал царю Содомскому: нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего…. (Ст. 22. 24). Почему Авраам с такою силою отклоняет от себя щедрость царя Содомского? Не по гордости, конечно, а по бескорыстию и миролюбию, ибо он мог опасаться, что Содомляне станут ему и даже захотят силою возвратить свою собственность, уступленную в первом порыве благодарности. Глава XV. Четвертое Богоявление Аврааму при таинственном обряде вступления его в завет с Богом Чем замечательно описываемое в сей главе явление Бога Аврааму? Сие богоявление само по себе замечательно во-первых, своею продолжительностью, ибо происходят целые сутки от одной ночи до другой 262 , во-вторых, – своею торжественностью и наглядностью, ибо патриарх не только во сне, но и в совершенно бодрственном и сознательном состоянии слышит голос Божий, беседует с Господом и ходит с ним, как с человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Мак.10:21 И облекся Ионафан в священную одежду в седьмом месяце сто шестидесятого года, в праздник кущей, и собрал войско и заготовил множество оружий. То, чего Маккавеи не могли добиться при всех своих победоносных подвигах – свобода народа от ига сирийцев и независимое самоуправление – все это пришло совершенно неожиданно, благодаря возгоравшемуся в Сирии спору о престолонаследии. Красноречивым выражением этого было облечение Ионафана саном первосвященства и одновременно – знаками царского достоинства. Настроение умов народа и положение его дел как нельзя лучше ладили с этою новостью. Ионафан только что безраздельно овладел симпатиями народа, как вождь, добившийся крупных успехов от ловкого использования Димитриевых предложений, давших ему возможность заново отделать свящ. город и очистить его впервые от сирийского гарнизона. Вполне достоин он был нового сана и по своему происхождению, и по открывшимся правам; приветствовался он и как желанное прекращение продолжительного 7-летнего вдовства первосвященнической кафедры, утомившего всех ожиданием достойного кандидата; наконец, само время назначения Ионафана – к празднику Кущей – заставляло с радостью приветствовать его выступление в этом сане, без чего столько лет великий день очищения, предшествовавший указанному празднику, проходил с глубокою горестью народного сознания, как день неразрешенного покаяния. Все это было, очевидно, венцом торжества не только Ионафана, но в лице его – торжества унаследованного им дела Маттафии и Иуды, – дела, которое неожиданным стечением столь благоприятных обстоятельств стало торжеством всего народа, торжеством его свободы – блестящей, полной – и религиозной и политической. 1Мак.10:22–24 И услышал об этом Димитрий и огорчился, и сказал: что это мы сделали, что Александр предупредил нас заключить дружбу с Иудеями в подкрепление себе? Напишу и я им слова приветствия, восхваления и обещаний, чтобы были они в помощь мне. «Слова приветствия, восхваления и обещаний…». очень неудовлетворительный перевод мысли Димитрия, точнее и лучше выдержанный в славянском тексте: «словеса просительная ( παρακλσεως) и возвышения ( κα ψους) и дары ( κα δομων) …» – Словеса просительная – т. е. ободряющие, утешающие слова. «Возвышения» – т. е. не восхваления только словами, но действительного возвышения их положения в царстве, дарованием больших прав. «И дары…» – а не обещания, хотя бы на деле это и было только обещанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.44:8 .  Вы не исполняли стражи у святынь Мо­их, а ставили вместо себя их для стражи в Моем святилище. Для храмовой стражи, вероятно, нередко употреблялись солдаты, даже без разбора, евреи они или нет (ср. 4Цар 11 ). Иез.44:9 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: никакой сын чужой, необрезан­ный сердцем и необрезан­ный плотью, не должен входить во святилище Мое, даже и тот сын чужой, который живет среди сынов Израиля. Запрещение необрезанному иноплеменнику ( «сын чужой» прилагательное в именит. падеже; м. р. вместо «сынов чужой» ­­ ст. 7, где р. п. ж. р.) входить во святилище в знак настойчивости повторяется заключительно с замечанием, что оно распространяется и на такого иноплеменника, «который живет среди сынов Израиля», т. е. имеет постоянное жительство и право гражданства в новом священном обществе и которого ( Иез.42:22, 23 ) в других отношениях уравнивает с израильтянами. Иез.44:10 .  Равно и левиты, которые удалились от Меня во время отступничества Израилева, которые, оставив Меня, блуждали вслед идолов сво­их, по­несут нака­за­ние за вину свою. Не терпя в себе языческих служителей, святилище не может мириться и с теми из своих законных служителей – потомков Левия ( «левиты» здесь все колено Левия), которые во время отступничества Израилева оставили Иегову уклонившись в идолопоклонство. Ограничение прав в служении, которое они должны за это понести, изображается в ст. 11–14. Критическая школа видит в настоящем месте историческое объяснение введенного Пятокнижием различения между священниками и левитами: левитами стали те из колена Левиина, которые были до утверждения единобожия и сосредоточения богослужения в Иерусалиме служителями высот и сельских капищ, а священниками остался иерусалимский аристократический род садокидов. Эту вызванную историческими обстоятельствами деградацию Пятокнижие свело к различию в происхождении левитов и священников. Это доказывают тем, что: 1) во Второзаконии левиты будто бы равны священникам, 2) у Иезекииля это равенство уничтожается и мотивируется различие между ними и 3) в так называемом «Священническом кодексе» (часть книги Левит) это различие относится уже к Моисееву времени (Сменд). Не говоря о других произвольных утверждениях этой гипотезы (напр., о Второзаконии, где вследствие общности содержания не дано повода останавливаться на различии между священниками и левитами), она влагает ложь в уста богодохновенного автора книги Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Волосатый покров кожи первенца Ревекки дал основание назвать его Исавом, а красноватый цвет его послужил причиной и другого имени Исава – Едом, что значат «красный». Быт.25:26 . Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. И имя второго сына Ревекки – Иаков случайного происхождения произошло оно от обстоятельств его рождения – именно от того, что он явился на свет, держась за пяту старшего брата, как объясняет это сам Исав ( Быт 27.36 ). Различие в их характере и образе жизни Быт.25:27–28 . Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. Что кроткий, женственный Исаак больше любил энергичного и сурового Исава, а деятельная и пылкая Ревекка предпочитала тихого и скромного Иакова – это глубоко верно психологически. Не скрывает Библия также и того, что предпочтение Исааком старшего сына Исава носило и несколько эгоистический характер. Хотя и безотносительно к этому, оно было вполне естественно и понятно, так как Исав был первенец, а на первенцах обычно покоились все лучшие упования и надежды. Исав продает свое первородство Быт.25:30 . И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. Повторение одного и того же слова выражает здесь особенную настойчивость и силу желания, свидетельствующую о необыкновенном голоде Исава. Относительно же самого блюда, возбудившего такой аппетит усталого охотника, знатоки Востока говорят, что это была чечевичная похлебка красного цвета, очень ценимая и доселе по своему запаху и вкусу. Быт.25:31 . Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Как бы мы ни старались обелить в данном случае Иакова, но все же в его поступке остается нечто недостаточно благородное, извиняемое разве только полным пренебрежением Исава к своему праву ( Быт. 25:34 ). Быт.25:33 . Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

То, на что еще только намекает Петр, с великой силой раскрывает Иоанн, ибо Иоанн говорит о любви как о венце пути духовного делания. Наши же современники, болтающие о христианской любви, пренебрегают главным условием ее достижения. Таким образом, апостолы показывают нам тот же порядок духовного делания, какой указывал вам я на основании свидетельств святых отцов. Обратимся к Посланию апостола Иакова – предмету нашего чтения. Говорят, что святые отцы выдумали отречение от мира, а между тем смотрите, что говорит Господь на Тайной Вечере: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.15:18–19 ). Да, Царство Божие не от мира сего, а от Бога, Который есть величайшая любовь и величайшее совершенство. Потому и об апостолах говорится: «...и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» ( Ин.17:14 ). С большой силой говорит об этом и апостол Иаков. Знаменательно, что Иаков был первым епископом Иерусалимской Церкви, он управлял всей Иудейской Церковью . Это обстоятельство свидетельствует о раннем происхождении послания, означая, что оно было написано тогда, когда христиане были по преимуществу из иудеев; впоследствии же в Церковь вошли и язычники. Это – раннее послание, и наша величайшая радость, что оно говорит об отречении от мира: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). Он сразу ставит перед своей паствой вопрос: с кем хочешь дружить – с миром или с Богом? А если последнее, то в чем заключается благочестие на первых ступенях христианской жизни? «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» ( Иак.1:27 ). Итак, вовсе не выдумали святые отцы отречение от мира! Сам Господь говорил о том, относясь к миру, как к тому, что тяготеет к земле, и первый епископ Иерусалимской Церкви – брат Господень – отречение от мира ставит исходным пунктом христианского пути. Обычно говорят еще, что апостолы только проповедовали христианское учение, не являясь теми, кто руководил духовным деланием паствы, но и это не соответствует истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

22. Он же, как отцу сын, то есть как сын печется и заботится о жизни отца своего, - так он со мною поработал в том благовестии моем: поелику во всех местах, где верующие во Христа подвергались гонению, преследование не оставляло меня, так что я сам тотчас же отправлялся для укрепления их и его посылал во все города для ободрения угнетенных преследованием, так как во всех городах было гонение. 23. Итак, его я пришлю к вам, когда в состоянии буду удостовериться касательно себя самого, то есть как только увижу, что будет со мною. 24. Но я уверен в Господе, что и сам приду к вам. 25. И так как ни мне, ни достойному сотоварищу моему Тимофею не было возможности (придти к вам), то мне необходимо было послать к вам Епафродита брата и сотрудника моего в благовествии, - а ваш Апостол есть он и служитель сей необходимости, ибо ради этих обстоятельств я послал его к вам. 30. Поелику он за дело Господне даже до смерти предал душу свою. Но что же есть дело Христово? Не иное что, как то, что он (Тимофей) дерзновенно презрел смерть ради уз моих, так что он один своим служением восполнил мне недостаток многих, кои, покинув меня, удалились. Глава III 1. После сего, то есть после того, как утвердил и укрепил их к перенесению великого гонения преследователей, обращается к увещанию их, чтобы береглись они также и дурных учений Евреев. Не медлю, говорит, писать вам о том, чего должно остерегаться, и предохранить вас от тех, кои ежедневно являются для смущения вас. 2. Берегитесь псов этих, то деятели лживые, кои проповедуют вам обрезание. 3. Мы ведь суть (есмы) обрезание, кои Духа Божия служителями поставлены, очевидно, посредством духовного жития, - и хвалимся Христом, Который помиловал нас, а не делами нашими, кои могли бы оправдать нас - и не плотию нашею хвалимся, как это делают они, то есть не делами закона и не обрезанием хвалимся подобно им. 4. Если же можно бы было надеяться на это, разумею обозрение и происхождение, то я с гораздо большею смелостью, чем они, мог бы хвалиться этим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/893/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010