поиск:   разделы   рассылка Андрей Десницкий Библия: история Синодального перевода Источник:  Фома Русская Библия, казалось, была всегда. Ее перевод, известный нам как Синодальный, воспринимается как что-то незыблемое и бесспорное... но сколько же споров вызывало его рождение на свет, сколько было на его пути препятствий, как долго длилась эта история! Попытки переводить библейский текст на русский язык предпринимались достаточно давно: тут можно вспомнить переложения псалмов Симеона Полоцкого (1680 г.), Авраамия Фирсова (1683 г.), Василия Тредиаковского (1753 г.), а также полумифический перевод пастора Эрнста Глюка, бесследно пропавший после его смерти в 1705 г. Возможно, его никогда и не было. Но принципиальное решение подготовить официальный перевод Библии на русский Святейший Синод по предложению императора Александра I принял только в начале 1816-го. Большую роль здесь сыграло Российское Библейское общество, учрежденное за несколько лет до того по образцу некоторых западных стран (первое подобное общество было создано в Великобритании). Цель подобных обществ с самого начала заключалась в том, чтобы обеспечить всех желающих изданием Библии по доступной цене и на родном языке, и вполне естественно, что в России это, прежде всего, был русский язык. Уже в 1819 г. было издано Четвероевангелие, а в 1821 г. – полный Новый Завет. Первые издания были параллельными, с русским и славянским текстом. Началась работа и над Ветхим Заветом, при этом изначально перевод делался с еврейского текста, а при редактировании добавлялись в квадратных скобках варианты из греческого перевода (Септуагинты). В 1822 г. впервые вышла Псалтирь, причем за два года ее тираж составил более ста тысяч экземпляров. Главными сторонниками перевода были на тот момент обер-прокурор и министр просвещения князь А. Н. Голицын, а также ректор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (Дроздов), будущий митрополит Московский и Коломенский, известный нам ныне как святитель Филарет. Отставка Голицына в 1824 году во многом определила и судьбу всего проекта: Библейское общество было закрыто, переводческая работа прекращена, и в конце 1825 г. тираж первых восьми книг Ветхого Завета был сожжен на кирпичном заводе. Критики, среди которых следует назвать митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского) и нового министра просвещения адмирала А. С. Шишкова, не столько были недовольны качеством перевода, сколько отрицали саму возможность и необходимость для русских читателей какой-либо Библии, кроме церковнославянской. Разумеется, сыграла свою роль и настороженность по поводу мистических исканий и религиозных экспериментов тогдашнего петербургского общества.

http://religare.ru/2_92271.html

поиск:   разделы   рассылка Письмо профессора философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета С. Л. Фирсова священнику РПЦЗ Источник:  Православие.Ru Глубокочтимый отец А...! Недавно получил Ваше письмо и спешу ответить на него. Вопрос, вновь поднятый Вами, – о том, возможно ли (и если возможно, то на каких основаниях) осуществить объединение Церкви, действительно, непрост. Однако, я полагаю, что сложность эта заключается не в том, в чем видите ее Вы, – не в позиции священноначалия Московской Патриархии, отказывающейся принести покаяние " за многолетнюю ложь и поддержку богоборцев " и за " апологетику безбожной Советской власти " . По существу, прозвучавшее обвинение – обвинение не только " советских " иерархов, но и простого верующего народа, считавшего (и считающего ныне) этих иерархов своими пастырями. Не забудем: верующие принимали " сергианских " епископов, ходили в " сергианские " храмы, причащались и исповедовались у " сергианских " священников. Им, этим верующим, (равно как и потомкам их) тоже следует покаяться в церковной своей " близорукости " или все-таки, в целях икономии, они достойны прощения? Вопрос разумеется, риторический, но, несомненно, принципиальный: ведь Церковь – это не только иерархия. Конечно, обвинять кормчих за то, что корабль сбился с правильного курса и плывет " не так " и " не туда " возможно, но ошибкою будет воспринимать команду лишь как собрание " молчаливых исполнителей " , безгласных и слепых. Или следовать логике старообрядцев, некогда говоривших, что " по нужде и облегчение бывает " ? Нет, если уж говорить о вине, то – всех. Место икономиии должна заместить акривия. Что из этого следует – Вы, убежден, прекрасно понимаете. Но это – к слову. Не менее важно найти ответ на иное вопрошание: а судьи кто? Кто им дал право оценивать правильность поведения живших в Вавилонском плену советской богоборческой системы? Впрочем, не стоит спешить с упреками. Необходимо спокойно и, по возможности, здраво разобраться с основным: что нам мешает объединиться? На мой взгляд, основная проблема заключается в социально-психологических стереотипах, в том, что мы продолжаем мыслить схемами прошлого, выдавая за принципиальность собственную косность и желание казаться принципиальными. Часто мы не хотим понять, что жить только ностальгией по разбившейся в 1917 г. великой Империи и чаять ее восстановления – хотя и красиво, но, увы, наивно; что былое требует дум, наконец, что необходимо осознание своей личной ответственности за настоящее. Именно эта ответственность и должна заставлять нас, преодолевая всевозможные препятствия, стремиться к излечению старых болезней непонимания и отчуждения друг от друга и к преодолению разобщения, ставшего одним из трагических итогов Русской Смуты XX столетия.

http://religare.ru/2_28414.html

С. Девятова Скачать epub pdf Санкт–Петербургские подвижницы Блаженные старицы 20 столетия, жившие в СанктПетербурге и его окрестностях, подобно своим великим предшественницам, жившим в 18–19 веках, за свою подвижническую жизнь и великое терпение и смирение обрели дерзновение молитвенно предстоять за страждущих пред Господом. Приведем краткое жизнеописание наиболее известных Петербургских праведниц последних столетий. Ныне известная всему православному миру блаженная Ксения, потеряв в 26 лет любимого супруга, умершего без христианского приготовления, Андрея Феодоровича Петрова, (бывшего певчего придворного хора, служившего в звании полковника) начала подвиг юродства, чтобы умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Молодая вдова отказалась от всех благ мира, надев на себя одежду супруга, стала скитаться по улицам Петербурга, сообщая всем, знавшим ее: «Ксеньюшка моя скончалась, и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Долгие годы блаженная Ксения безропотно несла свой спасительный подвиг, непрестанно молясь, терпеливо переносила насмешки и побои, зной и стужу. За соё великое смирение и любовь к ближним, блаженная Ксения удостоилась великих даров Святого Духа: дара прозорливости и исцеления. По свидетельству современников – её предсказания сбывались, по её молитвам исцелялись больные люди, блаженная помогала в устройстве семейного быта бедных людей. Блаженная Ксения, подвизавшаяся 45 лет в подвиге юродства, отошла ко Господу в самом начале XIX века. Великая подвижница была погребена на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь . (Когда началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище блаженная тайно по ночам, поднимала кирпичи и складывала на лесах.) Чудеса исцелений по молитвам блаженной Ксении не прекратились и после ее смерти. В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена часовня с мраморным иконостасом и надгробием. В 1988 году блаженная Ксения была причислена к лику святых. (День памяти блаженной Ксении – 24 января/6 февраля)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Санкт-Петербург. Благовещения Пресвятой Богородицы при Лейб-гвардии Конном полку. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка располагалась на Благовещенской площади ( площадь Труда) перед домом 6. Лейб-гвардии Конный полк был основан по повелению императрицы Анны Иоанновны в 1730 г. Первоначально он имел походную церковь, освященную в том же году во имя св. Иоанна Предтечи, хранившуюся в доме В. Ф. Салтыкова на набережной Невы. 12 декабря 1743 года в построенных к этому времени полковых казармах лейб-гвардии Конного полка была освящена церковь; несколько позже полковая Благовещенская церковь и штаб полка были размещены в палатах Кикина, где до этого размещался полковой лазарет (ныне Ставропольский пер., дом 9, недалеко от Смольного собора). При размещении церкви в доме Кикина архитектором Ф. Б. Растрелли была произведена перестройка центральной части здания, и над ней в 1750 г. была возведена колокольня с куполом и крестом. Здесь церковь размещалась до 1799 года, когда по распоряжению императора Павла I полку Конной гвардии был передан Таврический дворец, а в 1801 году — дом Гарновского на Фонтанке. В 1805—1807 гг. для Конногвардейского полка были перестроены Кавалергардские казармы у Поцелуева моста по южному берегу реки Мойки; сюда же была перенесена полковая церковь. В 1844—1849 гг. для церкви в центре площади, устроенной к этому времени южнее строившегося первого каменного Благовещенского моста через Неву (позднее Николаевского моста, переименованного после революции в мост Лейтенанта Шмидта), по проекту архитектора К. А. Тона было возведено каменное здание церкви Благовещения Пресвятой Богородицы для обслуживания личного состава Конногвардейского полка. Проект К. А. Тона, по которому строилась церковь, был одобрен императором Николаем I и рекомендован им как образцовый. Строительство началось в июле 1844 года. 20 марта 1849 года состоялось торжественное освящение церкви. Главный алтарь был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел — во имя Святителя Николая Чудотворца, а левый — во имя Анны Пророчицы. Церковь была почти квадратной в плане, имела пять золоченых куполов и парадный, подчеркнутый ризолитом, главный вход. Очень красив был бледно-коричневый силуэт церкви на фоне выкрашенных в светлые тона зданий Благовещенской площади.

http://sobory.ru/article/?object=34117

Санкт-Петербург. Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте. Морской собор Карта и ближайшие объекты Морской собор построен в 1903 (1913?)г. архитектором Косяковым. Сейчас в нём размещен клуб моряков и Военно-Морской музей (кстати, очень неплохой). Неспешно идет процесс передачи храма Церкви. Попытка установить на храме крест закончилась в августе 2002 г. падением креста (к счастью, обошлось без жертв), так что фотографии соответствуют нынешнему положению вещей… Строительство Морского собора на Якорной площади, в центре города, на самом высоком месте началось в 1902г. Проект разработал архитектор В.А.Косяков. Здание высотой более 70м выполнено в псевдовизантийском стиле, характерном для культовой архитектуры начала ХХв. Строительство затянулось до 1913г. Собор стал памятником отваге и храбрости русских моряков, он удачно вписался в общий ансамбль города. Перед собором оставлено обширное пространство для проведения парадов. Главный (западный) фасад акцентирован большим порталом и двумя боковыми ризалитами, завершенными башенками-павильонами звонниц. Северный и южный фасады были отмечены круглыми громадными окнами-витражами, ныне утраченными. Цоколь здания облицован красным гранитом, стены - серовато-желтым кирпичом. Оконные проемы обрамлены профилированными гранитными наличниками. Входные дубовые двери облицованы бронзовыми накладными пластинами с изображением якорей и дельфинов. Медный купол украшен орнаментом из якорей и спасательных кругов. Декоративная отделка интерьера выполнена в византийском характере. Двухъярусные аркады членят внутреннее пространство собора на центральный зал и галереи с хорами. Своды галерей украшены орнаментальной мозаикой. Мозаичные полы выполнены из разноцветного мрамора, уложенного в медную оправу. В 1953-1954гг. в бывшем соборе были выполнены сложные реставрационные работы в целях использования большого внутреннего пространства для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. Свято-Никольский собор в Кронштадте сооружался Морским ведомством и поэтому получил название Морского собора. Идея сооружения в Кронштадте нового храма – памятника истории развития Русского флота относится к 1896 г. В 1897 году был объявлен международный конкурс на составление проекта. Средства на собор жертвовались членами императорской семьи, придворными и военными чинами, большая часть необходимой на строительство суммы была собрана военными офицерами и моряками, постановившими отчислять на эти цели часть своего жалованья. Для строительства была выбрана центральная площадь города, где хранились вышедшие из употребления якоря, поэтому она получила название Якорной. В апреле 1901 г. был принят проект, представленный архитектором В.А. Косяковым, который был высочайше утвержден 21 мая 1901 года. Собранных пожертвований оказалось недостаточно даже для начала строительства, и 27 октября 1901 года Государственный Совет ассигновал средства на производство работ. Председателем Строительного комитета стал вице-адмирал С.О. Макаров.

http://sobory.ru/article/?object=00138

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского при малолетнем отделении Сиротского института Императора Николая I. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Здание отделения Сиротского института было перестроено в камне в 1869 арх. И.Е. Иогансоном, тогда появился церковный флигель, до 1869 отделение не имело церкви. Деньги на устройство церкви дал пот. поч. гражд. Григорий Галов, и 2 ноября 1869 она была освящена епископом Ладожским Павлом в присутствии принца П.Г. Ольденбургского. Фасад церкви был украшен большим заглубленным крестом и завершен ступенчатым фронтоном. Церковь находилась на 2 этаже рядом с рекреационным залом и отделялась от него раздвижной перегородкой. Её убранство отличалось скромностью: даже 4 иконы в белом с золотом одноярусном иконостасе были цветными литографии. Запрестольный образ " Спаситель, благословляющий детей " художник К.Л. Петерсон скопировал с работы акад. Т.А. Неффа. Первоначально в здании размечалось 100, а после перестройки - 150 детей. С 1909 до закрытия 1 марта 1918 священником в церкви был о. Николай Николаевич Васильев. Ныне здание занято средней школой 328. (Текст составлен на основе статьи из книги " Святыни Петербурга " (стр. 208-209), 2003, В.В. Антонов, А.В. Кобак). Малолетнее отделение Николаевского сиротского института находится на левом берегу Невы, по Шлиссельбургскому тракту, на 12 версте, на даче " Александровской " , бывшей князя Куракина. В 1837 г. при воспитательном доме образовался сиротский институт, названный впоследствии Николаевским, для воспитания девиц, сирот штаб- и обер-офицеров. При нем устроено отделение для сирот, девочек, малолетних. 22 ноября того же года высочайше повелено было: принимать в это отделение дочерей обер-офицерских и соответствующих им по классу чиновников, от 4 до 8-летнего возраста; по достижении ими 8 лет предполагалось переводить их в классы существовавшего тогда Императорского института наставниц, переименованного тогда же в Императорский сиротский институт.

http://sobory.ru/article/?object=17793

Санкт-Петербург. Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1906 году на Гесслеровском (ныне Чкаловском) проспекте в Петербурге началось возведение отделения Дома милосердия с церковью св. Алексия Человека Божьего. Автором проекта был один из талантливейших мастеров русского стиля архитектор Герман Давидович Гримм (1865–1942). Денег на строительство не хватало, и потому к 1911 г. был отделан только верхний храм. К сожалению, в 1930–1932 этот интереснейший по соей архитектуре храм был капитальным образом перестроен по проекту Д.Г. Фомичёва и приспособлен под один из цехов завода " Измеритель " . Храм был одним из лучших образцов неорусского стиля. Церковь была заложена в 1906 г. по пректу арх. Г. Д. Гримма. Из-за недостатка средств церковь строилась очень медленно - к 1911 г. была отделана только верхняя церковь, нижняя так и осталась без украшения. В 1930-1932 гг. здание было капитально перестроено в цех завода " Измеритель " . В 1833 г. в СПб по инициативе Сарры Бюлер было открыто частное Магдалинское убедище с целью " возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда " . В 1844 г. это убежище стало Отделением кающихся и вошло в состав Свято-Троицкой общины сестер милосерждия. В 1864 г. оно было приобразовано в Дом милосердия и поступило под покровительство великой кн. Марии Николаевны. Взрослое отделение Дома переехало на Петербургскую сторону. Здесь было решено построить церковь. Деревянный, на высоком фундаменте храм был заложен 9 апреля 1872 г. по проекту П. П. Михальцева, архитектора Дома. 20 января 1873 г. епископ Ладожский Тихон освятил храм. Первоначально предполагалось посвятить его св. Марии Магдалине, небесной покровительнице великой княгини, которая подарила храму убранство своей домовой церкви, но средства на постройку выделил московский купец Алексей Николаевич Дьячков, и храм посвятили его святому. Дьячков же пожертвовал церкви золоченую серебряную утварь изготовленную на фабрике Ф. А. Постникова. Образа для храма написал Ф. А. Соколов. Деревянный храм был приписан к церкви св. Матфея.

http://sobory.ru/article/?object=19739

Санкт-Петербург. Церковь Анны Кашинской при подворье Введено-Оятского женского монастыря. Церковь Святой Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской при подворье Введено-Оятского монастыря Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Проект храма в память рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Великого князя Алексия Николаевича был заказан епархиальному архитектору А. П. Аплаксину (1879 – 1931). По проекту храм с часовней и колокольней, выходящими на Большой Сампсониевский проспект, соединялся своей северо-восточной частью с жилым флигелем во дворе и образовывал единый архитектурный комплекс подворья Кашинского Сретенского женского монастыря Тверской епархии. Строительство двухэтажного храма с двумя престолами началось в сентябре 1907 года на месте Никольской часовни, сооруженной в 1894 году в память чудесного спасения будущего императора Николая II в Японии. Уже в ноябре 1907 года была освящена вновь построенная часовня. А в феврале 1908 года освящён нижний храм с престолом во имя Спаса Нерукотворного. После восстановления церковного почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской главный престол храма освятили во имя Анны Кашинской. Верхний придел двухэтажного храма освятили в 1911 году во имя Святителя Христова Николая Чудотворца и во имя Святителя Алексия митрополита Московского, чудотворца. Вновь построенные стройная ярусная колокольня, двухъярусная Никольская часовня, храм, жилой флигель с прилегающим к ним земельным участком со службами, обнесенными каменной оградой, образовали на Выборгской стороне девичий скит. Храм благоверной великой княгини Анны Кашинской относится к сооружениям неорусского стиля. В композиции и пропорциях объёмов, формирующих внешний облик храма, А. П. Аплаксин использовал прообразы древней новгородско-псковской архитектуры. В декоративно-художественное оформление фасадов включены элементы московско-ярославского зодчества - такие, как майолика и росписи, но в характерной для модерна трактовке. Майоликой, исполненной в мастерской П. К. Ваулина, был декорирован переход к луковичной главке на барабанах храма и колокольни. Росписи размещались в арочных нишах. Крыльцо главного входа, ныне утраченное, было оформлено в виде традиционного рундука с двойной аркой и гирькой, с купольным завершением, увенчанным императорской короной, что подчеркивало посвящение храма царской фамилии.

http://sobory.ru/article/?object=01530

Санкт-Петербург. Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке. Бывшая церковь лейб-гвардии Кирасирского полка Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь в " русском " стиле, начатая архитектором В. К. Курицыным, завершена Сильвио Данини в 1899 году. Здание ее построено в стиле русских церквей XVI века. В крипте храма устроен придел во имя Илии Пророка. Былую картину внутреннего убранства дорисовывают теперь лишь строки С. Н. Вильчковского: " Интересен иконостас, весь из разноцветного стекла с рисованными на нем орнаментами и иконами, исполненными в Мюнхене по картонам профессора Н. Кошелева... " Украшавшая своим выразительным силуэтом и романтическим обликом Софийский военный городок, она была закрыта в 1924 году и ныне находится в полуразрушенном состоянии. В 1987 году решением Ленгорисполкома здание церкви было взято под охрану государства как памятник архитектуры. В 1992 году храм был возвращен православной церкви. В 1995 году в его стенах был совершён первый, после закрытия церкви, молебен. Сегодня, несмотря на разрушения, происшедшие уже в новейшую историю, неприметная с первого взгляда церковь при обстоятельном знакомстве поражает строгим величием. Тлен коснулся прежде всего красной кирпичной кладки храма. Чтобы восстанавить кладку, потребуется несколько лет. Восстановление кирасирской церкви в первозданном виде поддержали государственные чиновники, потомки царскосельских кирасир и специалисты ГИОП. Последние подготовили все необходимые документы для реставрационных работ. Дело осталось за " малым " - найти источник финансирования. Внутри храма в кропотливой работе реставраторов нуждаются обветшалые стены, полуразрушенные каменные полы, лестницы. Пожалуй, единственное, что хорошо сохранилось в храме от лучших времен - мраморные гробницы супругов Савенковых. Здесь, в нижнем приделе, намечено открыть музей военной истории Царского Села. Храм, способный вместить 900 прихожан, можно было бы открыть уже через полгода. Для этого нужно провести отопление, вставить окна, оформить алтарь, ведь в Федоровском соборе службы начались также задолго до окончания реставрации. Пока инициаторам восстановления удалось провести подготовительные работы, убрать тонны мусора, лежавшего здесь годами. Теперь в храме пустынно, холодно и чисто.

http://sobory.ru/article/?object=00719

Санкт-Петербург. Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1903 году по ходатайству причта Благовещенской церкви в Старой Деревне епархией были приобретены земли севернее полотна железной дороги для организации на них нового городского кладбища. 25 июля 1906 года была произведена закладка храма во имя преподобного Серафима Саровского. По имени церкви и кладбище получило наименование Серафимовского. К концу октября здание было уже построено; проект его исполнил А.Ф. Барановский при участии епархиального архитектора Н.Н. Никонова. Внешний облик здания определяют шатровые крыши церкви и колокольни, резные подзоры кровли, точеные столбы крылец. Одновременно с главным престолом храма 1 марта 1907 года протоиереем Н.А. Травинским были освящены также два придела: южный - во имя Святой Мученицы Царицы Александры и северный - Покрова Пресвятой Богородицы. Дубовый иконостас прекрасной работы для церкви пожертвовал купец А.А. Николаев, а 11 образов для иконостаса - М.Н. Колчин. Близ правого клироса главного придела была помещена главная святыня храма - образ преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, мантии и гроба, а также камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. В годы Первой мировой войны на Серафимовском кладбище хоронили солдат и офицеров, погибших на фронтах и в госпиталях Петрограда. Левее Царских врат главного алтаря на специальном столбе и ныне висит мемориальная латунная доска с образом Святителя Николая Чудотворца в память 136 солдат и офицеров 36-го Орловского пехотного полка, погибших в октябре 1914 года в боях на реке Сан, с надписью: " Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память " . В послереволюционные годы оставалась действующей, до 15 декабря 1923 года она была приписана к Благовещенской церкви, а затем стала самостоятельной. Она являлась одной из немногих в Ленинграде церквей, которые были открыты и в годы блокады. Храм не работал лишь с 22 января по апрель 1942 года, когда в нем складывали трупы умерших от голода Ленинградцев. В период блокады на Серафимовском кладбище было погребено около 100 тысяч погибших горожан. В 1957-1965 годах по проекту архитектора Я.Н. Лукина и группы скульпторов под руководством Р.К. Таурита справа от входа на кладбище, над местом захоронения погибших в годы блокады, был создан мемориальный ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=01543

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010