«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2009 год «ТАК ЖЕ НЕПРОСТО, КАК В СТРАНЕ…» За их воспоминаниями стоит не только история Санкт-ПетербургскихДуховных школ, но и история Русской Церкви и, беря шире, история нашейстраны последних 40 лет. В юбилейной теме номера мы постарались собратьвсех здравствующих ныне экс-ректоров СПбДА. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (ректор ЛДА с 1968 по 1970 гг.) Сегодня, по прошествии 40 лет, какими Вы запомнили наши Духовные школы конца 1960-х годов и что бы пожелали им в будущем? Спасибо, что обо мне вспомнили. С большой любовью и сердечнойтеплотой храню благодарную память о нашей Санкт-ПетербургскойДуховной академии и семинарии. Я был ее благодарным учеником,инспектором и ректором. Особенно памятно время правленияСанкт-Петербургской епархией незабвенного митрополита Никодима(Ротова). Вечная память этому светлому человеку и великому иерарху. Онумел дать нам надежду на лучшее будущее и ради него работал ивоспитывал нас всех: учащихся, учащих, начальствующих и служащих. СлаваБогу, что это все было. Это было великое счастье. Не сомневаюсь, чтонаша святая Школа под покровительством благоверного князя АлександраНевского, молитвами новомучеников и исповедников Российских останетсянавсегда такой замечательно прекрасной, какой мы ее любили и любим. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (и. о. ректора ЛДА с 1984 по 1986 гг.) Какие первоочередные задачи Вы ставили перед собой после десятилетнего ректорства владыки Кирилла? Решение Священного Синода о моем назначении исполняющим обязанностиректора Ленинградских Духовных школ для меня стало полнойнеожиданностью. Я был в то время секретарем Епархиального управления исекретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Антония(Мельникова). До этого я несколько лет нес послушание в академии,преподавал, был благочинным академического храма — мы все трудились наблаго нашей Духовной школы под руководством архиепископа Кирилла.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/10/6...

Скачать epub pdf 25.06 (переходящая) Служба всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года (журнал 80) В Неделю 3-ю по Пятидесятнице Всех святых, в земли Санкт-Петербуржстей просиявших 1 На велицей вечерни По предначинательном псалме, Б лажен муж: кафизма вся. На Г осподи, воззвах: стихиры на 10: воскресны 3, Анатолиева 1 и святых 6. Стихиры святых 6, глас 1: Радуйся, граде святаго Петра,/и похвали Бога твоего,/яко Той укрепи вереи врат твоих,/и благослови святыя Своя в тебе,/иже ныне предстоят Престолу Его,/и, яко светила незаходимая, землю нашу озаряют,/и молятся непрестанно о всех нас,//совершающих память их любовию. Дважды. Приидите восплещим руками,/воскликнем Богу гласом радования/и прославим святыя, в земли нашей просиявшия,/святители и преподобныя,/мученики и исповедники,/Христа ради юродивыя и праведныя,/явленныя и неявленныя,//ихже имена написана на Небесех. Приидите, вернии, и видите дела Божия,/яже сотвори Господь:/земнороднии, житейское попечение отложше,/небеснии человецы и земнии ангели явишася/и в Горния обители водворишася./Сего ради к ним возопиим:/молитеся, святии, о сродницех ваших,//с любовию и усердием память вашу прославляющих. Ины стихиры, глас 6: Благоверный княже Александре,/князей русских похвало,/воинов соблюдение,/врагов побеждение,/сирот и вдов заступниче/и града нашего утверждение!/Приими ныне похвальное пение,/еже во храмех Божиих совершают людие твои,//почитающе светло память твою. Страстотерпче святый царю Николае/и благоверная царице Александро!/Вы ныне со чады вашими/предстоите Престолу Вседержителя/и молитеся о державе Российстей,/испросите и людем града нашего//мира и велия милости. Слава, глас тойже: Радуйся, граде святаго Петра,/веселися, ныне земле Петербуржская,/ликуйте, людие православнии,/яко многий плод спасительнаго сеяния/принесе Отечеству нашему вся святыя твоя./Сего ради воскликнем Богу нашему:/благослови ны, Боже наш,/и не отыми милость Твою от нас,//память святых Твоих светло совершающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово перед панихидой по императрице Марии Феодоровне в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга 28.09.2006 224 Многоуважаемый Александр Сергеевич! Многоуважаемая Валентина Ивановна Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга! Уважаемые представители королевских домов Европы, органов государственной власти России и Дании! Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы отдаем дань благодарной памяти дочери датского Королевского дома, которая стала верной супругой Российского императора Александра Александровича. Горячо полюбив ставший для нее единоверным православный русский народ, императрица Мария Феодоровна много сил положила для блага нашего Отечества. Нельзя не вспомнить те прекрасные человеческие качества, которыми наделил ее Господь. Почившая императрица была деятельной благотворительницей, тонким дипломатом, государственно мыслящим человеком. Она всегда старалась быть с народом, заботясь о его благе и в радостях, и в испытаниях. После кончины венценосного супруга она была рядом со своим сыном - императором Николаем Александровичем, и помогала мудрыми наставлениями в несении Креста правителя государства Российского. Душа ее особенно болела за Россию и за ее жителей тогда, когда над нашей Родиной сгустились тучи безумной смуты, невиданной по накалу богоборческих и братоубийственных страстей. Пройдя через горнило испытаний, потеряв в огне революции двух сыновей и пятерых внуков, оказавшись за пределами России, императрица Мария Феодоровна не утратила любви к нашему народу. Крепкое упование на Бога и верность высшим нравственным идеалам вселяли в нее надежду на лучшее будущее для нашего Отечества. Ныне императрица Мария Феодоровна, имевшая желание быть похороненной в России, возвращается в дом, ставший для нее родным. Убежден: наилучшей данью ее памяти станет возрождающаяся Россия - Россия, вновь идущая по пути Христову, Россия, стремящаяся жить в мудрости и благочестии, жить по правде и по вечному нравственному закону.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Письмо профессора философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета С. Л. Фирсова священнику РПЦЗ РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28414.html 14 апреля 2006 Письмо профессора философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета С. Л. Фирсова священнику РПЦЗ Источник:  http://www.pravoslavie.ru/ Православие.Ru Глубокочтимый отец А...! Недавно получил Ваше письмо и спешу ответить на него. Вопрос, вновь поднятый Вами, – о том, возможно ли (и если возможно, то на каких основаниях) осуществить объединение Церкви, действительно, непрост. Однако, я полагаю, что сложность эта заключается не в том, в чем видите ее Вы, – не в позиции священноначалия Московской Патриархии, отказывающейся принести покаяние " за многолетнюю ложь и поддержку богоборцев " и за " апологетику безбожной Советской власти " . По существу, прозвучавшее обвинение – обвинение не только " советских " иерархов, но и простого верующего народа, считавшего (и считающего ныне) этих иерархов своими пастырями. Не забудем: верующие принимали " сергианских " епископов, ходили в " сергианские " храмы, причащались и исповедовались у " сергианских " священников. Им, этим верующим, (равно как и потомкам их) тоже следует покаяться в церковной своей " близорукости " или все-таки, в целях икономии, они достойны прощения? Вопрос разумеется, риторический, но, несомненно, принципиальный: ведь Церковь – это не только иерархия. Конечно, обвинять кормчих за то, что корабль сбился с правильного курса и плывет " не так " и " не туда " возможно, но ошибкою будет воспринимать команду лишь как собрание " молчаливых исполнителей " , безгласных и слепых. Или следовать логике старообрядцев, некогда говоривших, что " по нужде и облегчение бывает " ? Нет, если уж говорить о вине, то – всех. Место икономиии должна заместить акривия. Что из этого следует – Вы, убежден, прекрасно понимаете. Но это – к слову. Не менее важно найти ответ на иное вопрошание: а судьи кто? Кто им дал право оценивать правильность поведения живших в Вавилонском плену советской богоборческой системы?

http://religare.ru/2_28414_1_21.html

Санкт-Петербург. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в селе Оллила. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1911. Год утраты:1925 Адрес: Санкт-Петербург, Курортный район, Солнечное, Петровская ул., 11; 2-ая Боровая ул., 79 Координаты: 60.149466, 29.952778 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Солнечное Смоленской иконы Божией Матери в селе Оллила церковь Каменная церковь в селе Оллила построена в 1911 году. Церковь находилась в районе пересечения современных 1-й и 2-й Боровых улиц и носила среди финнов название «Kolumpia». В народе также называлась " Колумбия " . Стиль эклектика. Закрыта и разобрана в 1925 году. К концу 1930-х годов здание храма уже не существовало. http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram6.html В конце XIX – начале XX веков в дачных местностях финской части Карельского перешейка петербургскими дачниками было построено большое количество православных церквей. Одним из этих храмов была церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери в поселке Оллила (ныне Солнечное). До недавнего времени в краеведческой литературе фигурировали лишь самые скудные сведения об этом храме, восходящие, главным образом, к книге Э. Кяхёнен «Прежние Терийоки». Согласно сведениям, приведенным в этом издании, церковь находилась в районе пересечения современных 1-й и 2-й Боровых улиц и носила среди финнов название «Kolumpia». К концу 1930-х годов здание храма уже не существовало. Недавно одному из авторов этой статьи довелось обнаружить открытку с изображением Смоленской церкви, на обороте которой неизвестной рукой была сделана запись, отражающая основные вехи истории храма. Этот текст заслуживает того, чтобы привести его целиком: «Храм-Памятник, во имя иконы Смоленской Бож[ией] Матери (празд[нование] 28 июля) построен 1915 г. на личные средства протоиереем о. Сергием Голубевым, настоятелем Спасо-Преображенского всей Гвардии Собора в Петрограде... Воздвигнут в память дочери его Веры, внезапно скончавшейся от желудочного заболевания накануне дня ее свадьбы. Освящена в тот же год, архиепископом Сергием Финляндским. В тридцатых годах, имущество Храма было изъято Церковным Управлением, при священнике о. Иоанне Зотикове, и храм продан на снос тем же Церковным управлением».

http://sobory.ru/article/?object=37580

Святейший Патриарх Кирилл и хор Санкт-Петербургской духовной академии. 4 сентября 2018 года, вечер памяти митрополита Никодима (Ротова) ЖМП 11 ноябрь 2021 /  20 ноября 2021 г. 13:00 Хоровая школа на Монастырском острове КАК ЖИВУТ И УЧАТСЯ БУДУЩИЕ РЕГЕНТЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ — ФЛАГМАНЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора».  PDF-bepcuя. Спецоперация в три этапа, или Полуподпольные музыканты в «городе трех революций» Зарождалось же это образовательное подразделение в разгар эпохи государственного атеизма в прямом смысле подпольно. Ленинградскую духовную академию власти терпели как экзотику для любивших посещать город на Неве зарубежных туристов. Но все активнее ходили слухи о переселении той в Печоры или в Тихвин, подальше от «колыбели революции». По словам стоявшего у истоков возрождения регентского профессионального образования тогдашнего ректора академии архиепископа Выборгского, а ныне Святейшего Патриарха Кирилла, если и было в Советском Союзе катакомбное Православие, то оно существовало в начале обучения регентов в Ленинградских духовных школах. Огромных усилий стоило доказать светским структурам, что в современном мире, тем более в северной столице, в советское время девушки могут учиться и формироваться как будущие служители Церкви. 

http://e-vestnik.ru/db/horovaya_shkola_n...

Богадельня как диалог любви мая 2018 В советское время богадельней в обиходе называли сугубо государственное и достаточно убогое учреждение для немощных пожилых, попасть в которое было равносильно приговору. Нынешние богадельни - это, как и положено по названию, церковные организации, в которых приличные условия и отличный уход. Покровская богадельня (официальное название - Пансионат " Покровская богадельня " ) расположена в Красносельском районе, в поселке Сергиево (бывшем Володарском). Уникальность этой богадельни в том, что она - единственный в Санкт-Петербурге дом престарелых, находящийся в одном здании с храмом - преподобномученика Андрея Критского . В этих стенах изначально творили добро Богадельня здесь располагалась изначально: по благословению отца Иоанна Кронштадтского в слободе Александрово (нынешнее Сергиево) в 1903 году было построено церковное здание, принадлежавшее Благотворительному обществу ревнителей веры и милосердия. В здании разместились храм во имя святого Андрея Критского и благотворительные организации, в том числе богадельня - приют для престарелых женщин. Приют отделялся от находящегося на втором этаже храма стеной с широкими дверьми, которые раскрывались во время богослужения, и священник мог сразу пойти по палатам. Понятно, что после 1917 года все изменилось. Благотворительное общество, а заодно и богадельню, закрыли. А позднее в бывшем церковном здании организовали клуб: в аккурат в храме оказалась танцплощадка. Только в 1994 году православной общине поселка был возвращен храм и несколько помещений. В 1995 году здесь прошло первое богослужение, которое совершил настоятель иерей (ныне протоиерей) Валерий Швецов . Благодаря ему стали восстанавливаться традиции Общества ревнителей веры и милосердия. В 1996 году первая в Санкт-Петербурге богадельня приняла шесть пациенток - их называют насельницами. Только в 2002 году приходу передали большую часть здания. Ныне богадельня занимает помещения на первом и втором этажах и рассчитана она на 47 подопечных. Это максимум. Могли бы оказать помощь большему числу нуждающихся в уходе, открыть и мужское отделение, но нет возможностей. Есть огромное пустое помещение - бывший клубный кинозал, но его нужно ремонтировать, превратить в палаты, подвести коммуникации. Средств на это нет, приход - небогатый.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В эфире народная духовная академия» К очередной годовщине создания Православного радио Санкт-Петербурга 09.11.2021 665 Время на чтение 5 минут Фото: sprusk.spb.ru Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня памятный день для всех нас. 24 года тому назад в 12 часов дня впервые в эфире прозвучали позывные « Православного радио Санкт-Петербурга ». Создающие и открывающие его по благословению старца протоиерея Николая Гурьянова директор завода АТИ, ктитор церкви во имя Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ Сергей Евгеньевич Васильев и его с крёстный отец и сподвижник Владимир Алексеевич Михайлов, основоположник и руководитель Санкт-Петербургского православного клуб «Бодрствование во имя святого мученика Вонифатия», первый председатель Всероссийского Иоанна-Предтеченского общества Трезвения и не предполагали, что вещание продлится на десятилетия. Думали: «Дай Бог продержаться хотя бы с полгода». Однако милостивый Господь, видя их благие и спасительные намерения во имя тысячи тысяч других, страдающих от пороков пьянства, блуда, наркомании и табакокурения, сразу же стал укреплять тех, кто готовил выход первых программ передач, прежде всего духовно. Не прошло и трех месяцев после первого выхода в эфир, как настоятелем храма, под крышей которого находится студия и редакция радио, был назначен всеми уважаемый митрофорный протоиерей Иоанн Миронов. Он же стал духовником радио. Вести безвозмездно пастырские часы в прямом эфире пришли: иереи (ныне протоиереи) о.Игорь Филин, настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского, что в Песочном; о.Алексий Масюк, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона что в Удельной; церковный историк и публицист Виктор Васильевич Антонов; своими знаниями с радиослушателями стали делиться церковный историк Николай Кузьмич Симаков; кандидат филологических наук, преподаватель церковно-славянского языка Нина Павловна Саблина; врач-педиатр Николай Федорович Жарков, потом его эстафету подготовки передач и ведения их в прямом эфире подхватил и достойно несет и сейчас врач Александр Александрович Алифанов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/09/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Верните храмы верующим!» Валентин Семенов о необходимости передачи православных храмов Церкви и о важности возведения в Санкт-Петербурге памятника митрополиту Иоанну 07.08.2015 665 Время на чтение 3 минуты Не могу не откликнуться на статью-призыв Бориса Борисовича Сергуненкова «Долго ли быть Благовещенской церкви музеем?» . Тем более, что в начале 1990-х годов я участвовал в работе «Епархиальной комиссии по восстановлению прав Русской Православной Церкви» во главе с викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Симоном. А курировал работу комиссии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Именно тогда началась передача зданий на территории Александро-Невской Лавры (занимаемых различными светскими предприятиями и учреждениями) Русской Православной Церкви и конкретно Лавре. Однако после смерти владыки Иоанна этот процесс замедлился, и, как мы видим, Благовещенская церковь епархии до сих пор не возвращена, как не возвращены Тихвинская и Лазаревская церкви, также принадлежавшие Лавре, как не возвращена серебряная рака, в которой хранились мощи Святого, Благоверного князя Александра Невского. А ведь есть соответствующий федеральный закон о возвращении имущества религиозного назначения, который, увы, не выполняется. Кстати, не могу не отметить, что социологический опрос петербуржцев, проведенный в конце 1994 года сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований под моим руководством (опрошено 1100 чел.), показал, что 86% петербуржцев были убеждены в том, что все помещения храмов, принадлежавших ранее РПЦ, должны быть ей возвращены (только 9% были с этим не согласны, остальные затруднялись ответить). Кроме того, 82% петербуржцев считали, что церковное имущество (иконы, утварь, книги и т д.) также должно быть возвращено. Однако сопротивление чиновников и музейщиков продолжается, и закон постоянно игнорируется. Вместе с тем, власть нарушает и нравственные законы по отношению к православному сообществу (а православными даже в Петербурге считают себя по данным репрезентативных опросов не менее 55% людей). Таким образом, могила величайшего русского полководца и глубоко верующего человека Александра Васильевича Суворова уже много десятилетий пребывает не в храме, как это должно быть, а в светском помещении - музее (другому нашему великому полководцу - Михаилу Илларионовичу Кутузову - повезло больше, и его гробница находится ныне в Казанском кафедральном соборе). В то же время на православном Никольском кладбище Лавры можно видеть помпезные могилы не православных представителей постперестроечной власти, на которых нет даже намека на православный крест.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/07/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Греческая церковь Санкт-Петербурга в XX веке 24.01.2014 587 Время на чтение 24 минут Страницы из истории греческой общины северной столицы приоткрывает данная статья доктора исторических наук М.В. Шкаровского, посвященная судьбе прихода и храма святого великомученика Димитрия Солунского на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге. Обширный каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в византийском стиле по проекту известного петербургского архитектора Р.И. Кузьмина был построен для греческой общины в столице Российской империи в 1861-1866 гг. Место для трехпрестольной церкви было выбрано у Лиговского канала (ныне Лиговский пр., д. 6) в районе традиционного расселения греков, где еще в XVIII в. существовала их слобода. Октябрьская революция принесла существенные изменения в жизнь приходской общины Греческого храма. В соответствие с декретом 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви все имущество, капиталы и само здание храма оказались национализированы. Исчезла возможность приглашать из Греции священнослужителей. Последний настоятель грек - архимандрит Софроний (Дука), занимавший эту должность в период I Мировой войны - служил в храме до начала 1920-х гг. Постепенно существенно сократилось проведение богослужений на греческом языке, они стали совершаться лишь в дни наиболее значительных праздников: кроме престольных, в Благовещение (25 марта) - день освобождения Греции от турецкого ига и ряда других. В конце 1917 г. число прихожан еще было довольно значительным. Так, в октябре этого года Епархиальный свечной завод продал для Греческой церкви и храма Старо-Афонского Андреевского подворья (на 5-й Рождественской ул.) около 19 тыс. просфор. Но уже через два года население Петрограда вследствие голода, эпидемий, эмиграции, репрессий сократилось в несколько раз, сильно уменьшилось и количество прихожан Димитровской церкви, прежде всего греков, уезжавших в Эллинское государство . После переезда Греческой Миссии (посольства) в Москву Димитровская церковь продолжала считаться посольской, но ее прихожанам пришлось в соответствии с советскими законами сформировать так называемую «двадцатку» - выборный руководящий орган общины из 20-25 человек, которому по договору с представителем властей передавалось в «бесплатное и бессрочное» пользование здание храма и церковное имущество. Первоначально был избран приходской совет Греческой церкви из пяти человек, утвержденный органами власти 26 января 1920 г. В него вошли: председатель Георгий Михайлович Перлоренцо, секретарь Иван Иванович Кумбарас и члены Феофил Михайлович Халкитас, Михаил Антонович Галузис и архидиакон Фома Малуф.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010