Служба новомученикам и исповедникам Санкт-Петербургской митрополии ноября 2022 Служба новомученикам и исповедникам Санкт-Петербургской митрополии совершается 31 октября/13 ноября. День празднования установлен на заседании архиерейского совета митрополии 1 июля 2022 года. Служба утверждена Синодальной богослужебной комиссией и рекомендована к печати в епархиальных изданиях. Служба новомученикам и исповедникам Санкт-Петербургской митрополии Санкт-Петербург 2022 год По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВАРСОНОФИЯ Служба составлена богослужебной комиссией Санкт-Петербургской епархии и одобрена Синодальной богослужебной комиссией 25 мая 2022 года Служба новомучеником и исповедником Санкт-Петербургския митрополии Поется месяца октоврия в 31-й день. На велицей вечерни Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 1. Приидите, вернии, составим лик,/торжествующе и Бога прославляюще,/в светлый праздник новомучеников и исповедников града нашего,/веры ради Православныя пострадавших даже до крове,/и к покаянию нас присно призывающих./Тии бо Христа Бога молят непрестанно//о спасении душ наших. (Дважды) Вас, новомученицы Петербургстии,/ни скорбь, ни теснота,/ни глад, ни гонения, ниже раны/разлучити от Бога возмогоша:/обаче любовию к Нему смерть презрели есте./Темже, Небеснаго Царствия наследницы суще,/непрестанно молитеся//даровати душам нашим мир и велию милость. (Дважды) Преславнии священномученицы,/вы жертву безкровную прежде благоговейне совершающе,/послежде, яко всеплодие,/себе самих в жертву живую принесосте,/молящеся, да простится грех богоборчества народа нашего./И ныне Христу, святии, молитеся//даровати сродником вашим мир и велию милость. (Дважды) В мире скорбни будете, рече Господь,/предвозвещая радость Небесную./Сие воистину на вас исполнися,/яко скорби многия о Господе,/яже претерпели есте в житии вашем,/в радость вечную душ ваших приложишася./Испросите и нам, новомученицы святии,/силу вся скорби мужественне претерпевати//и спастися душам нашим. (Дважды)

http://mitropolia.spb.ru/docs/sluzhba-no...

Его высокопреподобию протоиерею Иоанну Белевцеву, заслуженному профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии февраля 2003 Вся полнота Санкт-Петербургских Духовных школ ныне поздравляет Вас с 75-летием. Вы достигли прекрасного возраста зрелости, возраста мудрости и духовного плодоношения, и мы верим, что в течение еще многих лет будете Вы продолжать щедро делиться своими знаниями и опытом не только с питомцами этого духовного вертограда, но и со своими коллегами Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Иоанн ! Вся полнота Санкт-Петербургских Духовных школ ныне поздравляет Вас с 75-летием. Вы достигли прекрасного возраста зрелости, возраста мудрости и духовного плодоношения, и мы верим, что в течение еще многих лет будете Вы продолжать щедро делиться своими знаниями и опытом не только с питомцами этого духовного вертограда, но и со своими коллегами. Всемилостивый Господь ведет Вас путями христианской церковной жизни, наставляя и обогащая благодатными дарами познания истины и добродетели. По Его благой воле Вы возросли и сформировались, как добрый ревностный пастырь, опытный наставник и выдающийся церковный ученый. Вступив на поприще духовного образования в Ставропольской Духовной Семинарии в нелегкие годы гонений на веру и притеснений, испытываемых Русской Православной Церковью, Вы мужественно проходили путь духовного ученичества, познания богословских истин и приобщения к живому опыту православной церковности. Путь этот привел Вас в стены Санкт-Петербургской Духовной Академии , славной своей богословской и дидактической традицией. Здесь Вы в полной мере подготовились к служению, которое навсегда связало Вашу жизнь с жизнью Церкви и Духовной школы. Промыслом Божиим именно здесь, в Духовных школах, сосредоточилась Ваша основная деятельность. Во всем служении своем Вы явили незаурядные дарования, ревностно исполняя возлагаемые на Вас послушания. Уже почти полвека Вы трудитесь на избранном Вами поприще. В начале своего служения Вы направили свои труды на изучение Священного Писания Нового Завета - чистого источника истинного богословия. Затем, обогатившись духом святоотеческой евангельской экзегезы, уже на этом незыблемом основании созидали Вы свою научно-богословскую, церковно-общественную, педагогическую и пастырскую деятельность. Обратившись к возделыванию необъятной нивы науки истории Русской Православной Церкви, на которой в ту пору было совсем немного делателей, Вы приступили к разработке академического курса русской церковной истории. В этом курсе Вы обобщили драгоценный опыт исследования источников по истории Русской Церкви, оставшийся нам в наследие от классической школы русской церковной историографии, обстоятельно сформулировав свое собственное представление о закономерностях путей Русского Православия в его многовековой истории.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Классический тип русского интеллигента Известный петербургский ученый и общественный деятель Георгий Николаевич Фурсей награжден Орденом Дружбы 15.09.2010 514 Время на чтение 3 минуты 9 сентября этого года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко по поручению Президента России вручила Орден Дружбы Георгию Николаевичу Фурсею. Георгий Николаевич - один из редких ныне типажей русской интеллигенции в ее классическом, лучшем и столь остро недостающем современной России виде. Потомок старинного дворянского рода, раненого катаклизмами отечественной истории, но, к счастью, уцелевшего не в изгнании, а на Родине. Вице-президент Российской академии естественных наук, председатель ее Санкт-Петербургского отделения, лауреат государственной премии СССР ученый-физик, организатор и директор Центра электрофизических проблем поверхности, вице-президент Международной лиги защиты культуры, вице-президент Санкт-Петербургского физического общества, член Президиума Российского физического общества, член Президиума Евразийского физического общества, член Международного постоянно действующего комитета международных конференций по вакуумной микроэлектронике, председатель секции физики, член Совета Санкт-Петербургского Дома ученых, член совета Собора православной интеллигенции, член Совета РАН по проблеме " Физика низкотемпературной плазмы " , выученик великой научной школы, которая складывалась до революции, но расцвела и добилась мирового признания уже в Советской России. Георгий Николаевич - человек широчайшего кругозора, любящий и знающий историю, философию, искусство. Ему не свойственен позитивизм и примитивно понятый материализм некоторых его коллег по миру точных наук. Его ум и душа всегда устремлялись к поиску духовной истины и нашли ее в лоне Православного вероучения. Но Георгий Николаевич - не отшельник-ученый, погруженный в научные опыты и философическое созерцание. Это человек, полный общественного темперамента, неравнодушный ко всем проблемам и кровоточащим бедам своей страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/15/kla...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Яркий пример единения государства, Церкви и общества» В Санкт-Петербурге завершился XIII Всероссийский молодёжный военно-исторический форум «Александровский стяг» 30.06.2023 496 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором С 28 по 30 июня в Санкт-Петербурге проходил XIII Всероссийский молодёжный военно-исторический форум «Александровский стяг». В форуме приняли участие молодежь из Мариуполя (ДНР), Макеевки (ДНР), Ровеньков (ЛНР), Алчевска (ЛНР), Новомосковска (Тульская обл.), Калуги, Красного Сулина (Ростовская обл.), Магнитогорска (Челябинская обл.), Никольского (Ленинградская обл.), Выборга (Ленинградская обл.), Санкт-Петербурга. Тема форума: «Герои – наши современники. Афганистан, Чечня, Грузия, Сирия, Донбасс, СВО». О завершившемся форуме и его значении для России в свете проведения СВО рассказал в телефонном интервью «Русской народной линии» один из его организаторов, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков: Вот и завершился XIII Всероссийский молодёжный военно-исторический форум «Александровский стяг». В нашем форуме принимали участие ребята со всей России, в том числе из Донбасса и Мариуполя. Участники форума, коих в этом году было больше, чем обычно, проходили интересную и познавательную программу, участвовали в военно-спортивных играх. Детям всё очень понравилось, что даже, как это бывало и в предыдущие годы, с сожалением расставались друг с другом и нами. На церемонии прощания вручали подарки, говорили добрые слова, но вместе с тем в сердцах ребят была грусть, что праздник единения подошёл к своему завершению. Конечно, нам нужно развивать форум «Александровский стяг». Ныне мы стоим перед проблемой: желающих принять участие очень много, всех нам не вместить в столь короткий период проведения конкурса. Поэтому нам предстоит более активно и серьёзно заниматься расширением.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/30/ya...

О полувековых юбилеях XVII, XVIII, XIX и XX курсов нами помещены заметки в «Санкт-Петербургском Духовн. Вестнике» 1895 г. 34, 1897 г.; 42, 1899 г.; 36 и 1901 г. 38–39, а также в «Церковн. Ведомостях» 1903 г. 5 – «По поводу кончины двух архипастырей» Ровно пятьдесят лет тому назад, в Санкт-Петербургской духовной академии состоялся выпуск воспитанников XXI-ro курса. Некоторые из них, хотя и весьма немногие, в настоящее время благополучно достигли полувекового юбилея своей службы и радостно справляют его в текущем году, – большинство же из этого курса спит глубоким сном в сырой земле, оставив о себе светлую память... Интересно оглянуться назад и взглянуть на былое нашей родной академии. В настоящем случае встречаемся с ревизией академии в 1855 г., произведенной митрополитом новгородским и санкт-петербургским Никанором. Митрополит присутствовал на «внутренних и открытом испытаниях» воспитанников» и сообщал исправлявшему должность обер-прокурора Св. Синода А.И. Карасевскому следующие свои, не лишенные интереса, замечания 1 : «Санкт-Петербургская Духовная академия, – писал митрополит, – при нынешнем моем, четвертом обозрении, найдена так же, как и в предшествовавшие обозрения, в состоянии вообще весьма удовлетворительном. Главнейшие части ее – учебные и нравственные, на которые ближайшим образом обращено было мое внимание, постоянно более и более развиваются и усовершенствуются. Дух сердечного убеждения в истинах спасительной веры, дух сыновнего послушания православной церкви и начальству, дух кротости и смирения составляют отличительный характер и наставников, и воспитанников академии. Любовь к иноческой жизни, замеченная много в предшествовавший курс, не только не ослабляется, но еще возрастает: ныне из числа 36 русских воспитанников, окончивших курс, семеро поступили в монашество. Науки преподаются в академии с надлежащей полнотой, ясностью и основательностью, особенно богословие догматическое, нравственное и пастырское. Направление в преподавании их глубоко-религиозное и истинно-православное; в ответах воспитанников выражалась ясность и основательность. Легко можно было приметить, что преподанные уроки были приняты со вниманием и убеждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Р.Ф. Тафт Хронологический список рукописей Следующий список содержит византийские богослужебные рукописи и редакции ЗЛАТ, ВАС, диатаксисы и архиератиконы, изученные в процессе настоящего исследования. Рукописи, отмеченные крестом (+), были прочитаны в оригинале или в микрофильме даже в том случае, если дается ссылка на публикацию источника. Другие списки были изучены по различным изданиям. Византийские литургические рукописи, упоминаемые во вторичных источниках, списках других богослужебных книг (типиконов, паремийников) и манускрипты, которые не имеют прямого отношения к византийской божественной литургии, но упоминаемые в нашем исследовании в целях сравнения (напр., списки ИАК, ПЕТР, грузинской ПРЕЖД или службы суточного круга) не включены в данный список, но перечислены в последующем Указателе рукописей. Если нет особых указаний, значит рукопись содержит ЗЛАТ (или ЗЛАТ и ВАС). Манускрипты или издания, которые приводят ВАС (диатаксисы и т. п.), но не ЗЛАТ, отмечены даже в случае тех изданий, где рукопись сама по себе могла содержать ЗЛАТ. За исключением Евхология епископа Порфирия Успенского (Ленинград/Петербург 226), синайской рукописи Ленинград/Петербург 44 и Ленинград/Петербург 423, которые ныне обладают современными ленинградскими шифрами, мы посчитали более уместным для настоящего исследования воспользоваться старыми русскими дореволюционными шифрами. Благодаря этому читатель легко сможет их найти в опубликованных источниках. Насколько нам удалось установить, российские собрания, упомянутые в нашем исследовании ныне находятся в следующих библиотеках СССР: 1669 I. ГПБ Императорская Публичная библиотека, Санкт-Петербург → Государственная Публичная Библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград → Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург (РНБ): Собрания Императорской Публичной библиотеки; Общества любителей древней письменности; Петербуржской Духовной академии (за исключением 120 относительно недавних рукописей, переданных в библиотеку Московской Духовной академии), в т. ч. фонды Софийской соборной библиотеки (Новгород) и Александро-Невской лавры; собрания епископа Порфирия Успенского , Ф. А. Толстого, А. А. Дмитриевского (за исключением нескольких рукописей, переданных в Библиотеку Ленинградского отделения АН СССР (РАН), А. Пападопуло-Керамевса ; собрания Новгородской семинарии, Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Мы рискуем потерять нашу молодежь Власть и общество должны грамотно ответить на протестные вызовы, получившие широкий общественный резонанс 14.06.2017 1031 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , 12 июня в Москве и Санкт-Петербурге прошли митинги оппозиции. На следующий день в швейцарской газете Tagesanzeiger вышла статья под заголовком «Дети путинс кого электората», сообщает InoPressa.ru. «И этих молодых россиян можно понять, (...) ведь они живут в довольно тесном и реакционном мире нынешней России - изолированной страны без перспектив на будущее, - подчеркивает журналист издания. - Этот маленький бунт дает надежду на то, что в стране вырастет новое поколение, которое потребует ответа от своих властей и не станет просто пожимать плечами, в то время как элита будет богатеть, совершенно не заботясь о народе». В свою очередь в немецком издании Die Zeit вышла статья «Молодежь против Путина» . В России, прежде всего, среди представителей молодого поколения происходит становление нового протестного движения, говорится в статье, направленного против действующей власти. В Москве и других городах молодежь мужественно выступает против власть имущих, цитирует InoPressa.ru заметку обозревателя издания Die Zeit Зимоне Бруннер. При этом зарубежные газеты не удосужились отметить, что на митинги в Москве и Санкт-Петербурге вышло от силы 10 тысяч человек. О реакции западных изданий на митинги Навального и о том, существует ли противостояние между молодежью и российской властью, рассуждает в интервью «Русской народной линии» председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Константин Головатский : Западу нужно показать, что в России появилось протестное движение, вовлекающее в свои ряды молодежь. Нам необходимо проанализировать, почему молодые люди, пусть и в небольшом количестве, вливаются в ряды протестного движения. В первую очередь срабатывает протестная психология молодых людей и определенные аспекты их морально-нравственного характера. К сожалению, ныне молодежь воспитывается на массовой западной культуре, боевиках и непристойных видео на Ютубе, что может являться причиной формирования субкультурного мира. Сейчас люди представляют собой разнообразие различных субкультур и сообществ со своими особенными взглядами на жизнь. Часть молодежи находит отклик в политическом протесте - выйти на улицу и открыто заявить, что противоречит устоявшемуся общественному порядку.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/14/my...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Православная детская миссия»: протянуть ребёнку руку помощи 03.07.2012 552 Время на чтение 9 минут Дружба - уже само по себе большое дело. И хорошо, когда одно большое доброе дело обрастает другими, становится для них своего рода почвой. В 2007 году несколько преподавателей и студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии стали заниматься организацией визитов в свое учебное заведение воспитанников Лопухинского детского дома (Ломоносовский район Ленинг радской области). Чуть позже начали ездить в этот детский дом сами. Тогда едва ли кто-то называл это окормлением, едва ли предполагал, что эти дружеские встречи станут толчком для создания благотворительного фонда «Православная детская миссия» , волонтёры которого ныне работают в 62 сиротских заведениях Санкт-Петербурга и Ленобласти. Среди того кружка преподавателей были и нынешние руководители фонда - его духовники иеромонахи Мефодий и Кирилл (Зинковские) и председатель правления фонда Феодосий Амбарцумов. И всё же дружеское общение медленно, но верно стало выходить на новый уровень, когда люди, решившие посвящать часть своего времени детям-сиротам, задумались и о миссионерстве, и о создании организации. Одна из прихожанок храма при Духовной Академии узнала об этих поездках и предложила посещать ещё один детский дом - в посёлке Сиверское, откуда она взяла ребёнка в свою семью. Директор этого детского дома отнёсся к идее благосклонно, и вот тогда стала разрабатываться программа занятий с детьми по основам Православия. Волонтёры будущего фонда не только приезжали к детям, но и возили их в храмы. Постепенно приходили всё новые добровольцы, уже не из Академии, налаживалось сотрудничество с другими сиротскими учреждениями, - тогда и была зарегистрирована организация «Православная детская миссия». Феодосий Амбарцумов: Мой нынешний первый заместитель Константин Стрекаловский очень много потрудился над своего рода сканированием городских и областных детских сиротских учреждений. В то время их было около 100 - сюда относятся детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры и дома ребёнка. Мы познакомились с большинством руководителей, и ситуация сложилась приблизительно такая: процентов 30 директоров сразу соглашались с нами сотрудничать - в основном, это либо верующие, либо симпатизирующие Православию. Процентов 30 сразу говорили, что не разрешают - это либо атеисты, либо люди, которые говорили: «Ребёнок вырастет, сам решит, во что и как он верит». Тут спорить не всегда возможно потому, что директор детского дома - как король в своём королевстве. Потом, когда мы зарегистрировались и добрались до Комитета по образованию Санкт-Петербурга, нам даже там сказали, что они не давят на директоров. И процентов 40 директоров говорили: «Давайте встретимся, посмотрим, что вы такое, потом решим». С такими людьми можно договориться. И вот так, постепенно мы нашей деятельностью охватывали одно учреждение за другим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Православно-католический диалог после Ясеноваца В Санкт-Петербурге состоится международная историко-богословская конференция 23.10.2010 698 Время на чтение 4 минуты Система лагерей смерти «Ясеновац», созданная хорватами-усташами в 1941 году, где по официальным данным еще времен социалистической Югославии погибло свыше 800 тысяч человек, в основном православных сербов, - тяжелое воспоминание для любого серба. Геноцид сербского народа на территории фашистского Независимого Государства Хорватия поощрялся и благословлялся католической церковью Хорватии. Православным сербам предлагался выбор: отречение от Христа и перекрещивание в католичество или «серборез» - специальный нож, которым усташи убивали свои жертвы. Правда и после перекрещивания новоявленных католиков зачастую ждала смерть. Идеологом перекрещивания был глава хорватских католиков архиепископ Алоизий Степинац (1898-1960). Как известно, Ватикан не только не осудил злодеяния хорватских католиков и их главы, но в 1998 году причислил архиепископа Степинаца, который во времена коммунистического режима Тито несколько лет находился в заключении, к лику блаженных. В то время этот беспрецедентный факт вызвал массовые протесты не только в Сербии, но и во всем православном мире. В России имя Степинаца, как и геноцид сербов в годы Второй мировой войны, и лагеря «Ясеновац», известны в основном специалистам. Чтобы восполнить этот пробел, было подготовлено издание книги итальянского ученого Марко Аурелио «Архиепископ геноцида», которая на днях вышла из печати. Специальное предисловие к русской версии, известной в Сербии и Италии книге, написал находящийся ныне на покое бывший епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский Артемий (Радосавлевич), хорошо известный в России. К выходу книги группа ученых и общественных деятелей России, Украины и Сербии выступила с идеей провести в Санкт-Петербурге международную историко-богословскую конференцию на тему «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Эту идею поддержал исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, который и выступил организатором проведения конференции, которая состоится 28 октября с.г. в Петровском зале университета. Информационную поддержку конференции оказывает информационно-аналитическая служба «Русская народная линия».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/23/pr...

Сортировать по Исключить новости Профессор Владимир Трезубов: «Думаю, мы работали с останками царской семьи» 10 августа, 2017 Владимир Николаевич Трезубов родился в Рязани в 1945 году в семье военнослужащего. В 1967 году закончил стоматологический факультет Калининского государственного медицинского института (ныне Тверской государственный медицинский университет). Работал врачом в ортопедических отделениях поликлиник Барнаула и Калинина (Твери). В 1973 году защитил кандидатскую, а в 1989 году докторскую диссертации. С 1989 года и по настоящее время заведует кафедрой ортопедической стоматологии и материаловедения с курсом ортодонтии Первого Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) медицинского института (ныне университета) им. академика И.П. Павлова. С 1991 года профессор, с 2004 года академик РАЕН. В 2010–2015 годах по совместительству заведовал кафедрой стоматологии СПБГУ. Врач высшей категории. Удостоен девяти дипломов за научные открытия, имеет более 35 авторских свидетельств и патентов. Эксперт Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства России в области образования за 2016 год, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». – Уважаемый Владимир Николаевич, вы участвуете в экспертизах «екатеринбургских останков». Какую задачу перед вами поставило сегодняшнее следствие? – Я входил в состав комиссии по комплексной экспертизе останков, занимался анализом состояния и характеристикой черепов, зубных рядов и челюстей останков. Такая задача ставилась как в 1992–1993 годах, так и в 2016-м. – Изменилась ли по сравнению с 1992 годом сохранность зубов? – Изменилась. К сожалению, ухудшилась. Больше стало механических посмертных изменений. Лунки некоторых зубов – свежие – остались, а самих зубов нет, отсутствуют. Видимо, выпали во время экспертиз или во время захоронения – я не знаю. Повредились и тонкие участки костей. Есть следы забора материала для генетических исследований. Есть большое количество фиксирующего воска – для фотографий, видимо, для измерений. Имеется воздействие какое-то, видимо влаги: это плесень и т.д. И я отметил также: те зубы, которые мы видели в 1992 году, сейчас повреждены; части зубов нет, сохранились остатки.

http://pravmir.ru/professor-vladimir-tre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010